<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

декретами президента на основании представления министерства сельского хозяйства
после согласования сческих и физом промышленности и торговли, а также Национальным
комитетом по контролю за использованием наименований мест происхождения товаров.
В соответствии со статьей 32 отечественного Закона заявка может быть
подана в Патентное ведомство заявителем или через патентного поверенного.
Порядок подачи заявок через патентного поверенного аналогичен тому, который
установлен в статье 8 для заявок на регистрацию товарных знаков. Требования
к языкам, на которых представляются эти заявки, также аналогичны тем требованиям,
которые предъявляются к заявкам на регистрацию товарного знака.
Иные требования к заявочной документации устанавливаются Патентным ведомством,
в частности Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию
и представление права пользования наименованием происхождения товара и заявки
на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места
происхождения товара.
Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара заключается
в установлении соответствия заявляемого обозначения требованиям, предъявляемым
национальным законодательством к этому объекту, и возможности его внесения
в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской
Федерации (далее - Реестр).
В Законе порядок и содержание экспертизы регулируются положениями статьи
33, согласно которой экспертиза проводится в два этапа:
- первый - предварительная экспертиза;
- второй - экспертиза заявленного обозначения.
Такой порядок рассмотрения заявки характерен для стран, где действует
регистрационная система. Типичным является наличие двух этапов, которые некоторые
законодательства называют формальной и материальной экспертизой.
Экспертиза заявки в значительной степени отличается от экспертизы заявки
на регистрацию товарного знака.
В соответствии с требованиями Закона в ходе предварительной экспертизы
проверяется правильность оформления заявки.
Этот этап проводится в течение двух месяцев с даты поступления заявки
в Патентное ведомство. При ее проведении проверяются содержание заявки, наличие
необходимых документов, их соответствие установленным требованиям. Экспертиза
ограничивается определением того, что данные, включенные в заявку, соответствуют
действительности. Важным вопросом при этом может стать удостоверение личности
заявителя, т.е. лица, правомочного осуществлять производственную деятельность
в данном географическом объекте. Проверка указанного факта в ряде стран производится
на основе документа, прилагаемого к заявке, о правовом статусе соответствующего
юридического или физического лица.
При несоблюдении формальных требований, предъявляемых к заявочной документации,
заявителю предоставляется срок на устранение недостатков к заявке. По результатам
этой экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо
об отказе в ее принятии.
Вторым этапом рассмотрения заявки является проверка ведомством фактических
оснований для регистрации заявленного обозначения в качестве наименования
места происхождения товара.
На этом этапе представленное обозначение анализируется с точки зрения
его соответствия определению понятия наименования места происхождения товара.
Эта работа может вестись по нескольким направлениям.
Одно из них - формальное исследование самого обозначения на соответствие
точному названию географического объекта.
В мировой практике охрана наименования мест происхождения товара распространяется
только на смысловое значение обозначения, которое может быть зарегистрировано
в обычном шрифтовом исполнении. При этом, однако, правовая охрана автоматически
распространяется на любые возможные эквиваленты этого обозначения, независимо
от того, указаны они в заявке или нет, представлены на иностранном языке,
транслитерацией, в сокращенном варианте и т.д.
К примеру, регистрация наименования места происхождения товара " федоскино"
является основанием для предоставления правовой охраны и обозначениям "федоскинская
лаковая миниатюра" и "федоскинская роспись", а наименования места происхождения
товара "пльзень" - "пильзень", " пильзнер", "пльзенское пиво", "пльзеньский
праздрой" и т.д.
Другое направление этого этапа экспертизы - исследование заключения компетентного
органа в отношении нахождения заявителя и определения границ производства
товара с особыми свойствами. Размеры территории, на которой изготавливается
товар, могут быть различными (территория страны, населенного пункта, местности
или другого географического объекта в соответствии с действующим административным
делением или сложившегося исторически).
Ведомство в принципе не должно вмешиваться в определение границ географического
объекта, но в случае серьезных сомнений оно может обратиться с запросом к
соответствующему компетентному органу.
Экспертиза проверяет наличие перечня товаров, для которых предназначено
наименование места происхождения товара. Перечень может состоять из названий
видов изделий. В отличие от товарных знаков перечень изделий должен содержать
только действительно выпускаемые товары и не является определяющим для экспертизы.
Как известно, наименование места происхождения в одних случаях ассоциируется
только с конкретным товаром ("Цимлянское", "рокфор", "херес"), а в других
- с мастерством, техникой изготовления применительно к разным товарам. Например,
"красносельская скань" - это ювелирные и культовые изделия, посуда, сувениры;
"хохлома" - посуда, мебель, украшения.
Наиболее значимое направление - анализ заключения компетентного органа
об особых свойствах товара, обозначенного наименованием места происхождения.
На этом этапе необходимо выявить наличие связи, зависимости особых свойств
товара от воздействия природных условий и/или людских факторов (географической
среды).
Результатом этого анализа может быть вывод, что представленное обозначение
является видовым понятием (или указанием происхождения товара самостоятельным
объектом промышленной собственности).
Рассмотрим, например, следующие обозначения сыров, заявленные на регистрацию
в качестве наименований мест происхождения.
"Армянские сыры" - виды сыра из коровьего или овечьего молока, производимого
по всей территории Армении. Более точной характеристики сыра данное обозначение
не дает. Исходя из определения наименования места происхождения товара, обозначения
"армянские сыры", равно как и " грузинские сыры", "прибалтийские сыры", указывающие
только на происхождение продукта из данной местности, следует отнести к указаниям
происхождения.
"Пярнусский сыр" - вид сыра с определенными свойствами, производимый
исключительно в Эстонии. Обозначение этого сыра, так же как и других национальных
сыров, например "литовский тминный сыр", сыр "нямунас", " тартусский сыр",
может быть отнесено к наименованиям мест происхождения товаров.
"Эстонский", "ярославский", "украинский" - виды сыра, производимого по
всей территории бывшего СССР. Следовательно, названия этих сыров относятся
к видовым понятиям.
Экспертиза в отдельных случаях может редактировать представленные компетентными
органами заключения с тем, чтобы они отвечали следующим требованиям:
- свойства товара должны быть описаны четко и ясно в соответствии с общепринятой
специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.), без включения
негарантированных данных;
- описание должно носить информационный характер;
- в заключении должны содержаться данные технического характера (там,
где это возможно и необходимо), достоверно отражающие особые и даже неповторимые
свойства товара. Вместе с тем оно не должно разглашать сведения, которые могут
привести к раскрытию секрета или рецептуры;
- заключение должно содержать убедительные данные, подтверждающие, что
особые свойства товара определяются природными условиями и/или людскими факторами
(возникли под их непосредственным воздействием). При этом заявителю следует
исходить из наличия в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих
климатических, геологических и иных условий, трудового коллектива, способного
производить товар особым, традиционным способом, и т.д.
Например, в заключении по заявке на регистрацию обозначения "казаковская
филигрань" в качестве наименования места происхождения товара могли бы найти
отражение следующие положения.
Обозначение "казаковская филигрань" появилось в конце 1940-х - начале
1950-х годов для продукции Казаковского завода художественных изделий. Село
Казаково Горьковской области находится вблизи традиционных центров металлообработки
(г. Павлов и поселок Вача), в которых издавна развито кузнечное и столярное
дело.
В период освоения филигранной техники в этой местности использовался
опыт мастеров из села Красное на Волге. В первой половине 1950-х годов казаковские
мастера в совершенстве овладели филигранной техникой. Их изделия выделялись
богатством и своеобразием орнаментальных мотивов (геометрические узоры сложных
криволинейных очертаний, органично сочетающиеся с тонкой кружевной разработкой
силуэта). Основной характерный элемент в казаковской филиграни -"завивка":
вытянутый моточек уплощенной проволоки, разреженные витки которого образуют
в рисунке сканых изделий эффектные сочетания прозрачных просветов и глухих
уплотнений. Иногда плоскость ажурного узора разделяется геометрическими членениями,
состоящими из зигзагообразных полосок скани. Скань, как правило, не оксидируется.
Материалом для изготовления служит в основном посеребренная медь, реже - серебро.
Основная продукция, в которой используется техника казаковской филиграни,
предметы бытового характера (вазочки, конфетницы, подстаканники и т.д.), ювелирные
украшения (серьги, броши, брелки, колье).
При подаче заявки заключение о нахождении заявителя и границах производства
товаров и заключение об особых свойствах товара могут быть представлены одним
или разными органами.
В соответствии с законодательствами ряда стран экспертиза выясняет, является
ли представленное обозначение достаточно известным, о чем может свидетельствовать
продолжительность и интенсивность его использования. В таком случае заявителю
предлагается представить доказательства применения обозначения как минимум
в течение пяти лет.
Законодательствами или инструктивными материалами некоторых стран предусматривается,
что в процессе материальной экспертизы должно быть установлено, не является
ли заявленное обозначение уже объектом охраны, к примеру, в качестве товарного
знака. С этой целью экспертиза проводится с помощью таких доступных источников,
как реестры наименований мест происхождения товаров, товарных знаков, фирменных
наименований; товароведческие словари, справочники фармакологических обозначений,
сортов растений или пород животных и т.д. При выявлении аналогичного или сходного
обозначения ведомство должно принять решение о том, является ли такое обозначение
препятствующим регистрации наименования места происхождения товара.
Опыт проведения экспертизы в других странах показывает, что наиболее
часто встречаются случаи, когда одно и то же обозначение используется предприятиями,
находящимися в одном или разных географических объектах, но выпускающими товары,
обладающие различными свойствами, что является результатом превращения наименований
мест происхождения товара в видовые обозначения.
Особого внимания требует рассмотрение вопроса в случае коллизии между
наименованием и ранее зарегистрированным на имя другого лица товарным знаком.
В этом случае ведомства ряда стран, исходя из специфики этих объектов, отдают
предпочтение наименованию места происхождения товара и устанавливают приемлемый
срок (от 1 до 3 лет), в течение которого владелец знака должен прекратить
его использование. Данная акция реализуется на основе договоренности заинтересованных
сторон либо по решению ведомства или соответствующего компетентного органа.
Согласно Закону (пункт 5 статьи 33) по результатам экспертизы принимается
решение о регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении
права пользования им или об отказе в регистрации наименования места происхождения
товара и предоставлении права пользования им либо решение о предоставлении
права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения
товара или об отказе в предоставлении права пользования им.
Аналогичный порядок рассмотрения заявки устанавливается Типовым законом
ВОИС.
Положения, относящиеся к экспертизе заявки, также предусматривающей два
этапа, содержатся в Ордонансе Алжира (статьи 12-15) и в Законе Израиля (статья
5).
Иначе выглядит процедура рассмотрения заявки на наименование места происхождения
товара в законах Мексики и Бельгии.
К примеру, в соответствии со статьей 155 Закона Мексики в случае положительного
решения предварительной экспертизы Секретариат торговли и промышленного развития
публикует выдержки из заявки в "Официальном бюллетене федерации" и предоставляет
заинтересованным лицам 45 дней для подачи возражений по заявке (статья 156).
Если возражений не поступает, то по истечении указанных 45 дней публикуется
Общая декларация. При этом административных процедур обжалования решения не
предусматривается.
Как и в случае экспертизы заявки на товарный знак, российский Закон предоставляет
заявителю право дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, а кроме
того, Патентное ведомство вправе запрашивать у него дополнительные материалы.
Положения статьи 34 Закона, посвященные обжалованию решения по заявке
и восстановлению пропущенных сроков, в принципе аналогичны соответствующим
положениям, относящимся к товарным знакам, изложенным в настоящем комментарии
в связи со статьей 13 Закона.
При несогласии с решением экспертизы, принятым по результатам первого
или второго этапа, заявитель вправе подать в установленный срок возражение
в Апелляционную палату.
В случае несогласия с решением Апелляционной палаты он может обратиться
с жалобой в Высшую патентную палату.
Порядок обжалования решений ведомства в законодательствах разных стран
существенно различается. В частности, в законодательстве Алжира подобные положения
отсутствуют вообще, а в соответствии с болгарским законом решение Патентного
ведомства может быть обжаловано в Городском суде Софии.
Статья 35 Закона России посвящена регистрации наименования места происхождения
товара и выдаче свидетельства на право пользования им. По результатам экспертизы
Патентное ведомство производит регистрацию наименования в Государственном
реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации. В этот
Реестр кроме самого наименования вносятся также сведения об обладателе свидетельства
на право пользования наименованием места происхождения товара, вид и описание
особых свойств товара, для которого зарегистрировано наименование, другие
сведения, относящиеся к регистрации и представлению права пользования наименованием
места происхождения товара, продлению срока действия свидетельства, а также
последующие изменения этих сведений.
Положения о реестре зарегистрированных наименований мест происхождения
товаров включены во все законодательства, предусматривающие регистрацию данного
объекта.
В соответствии с положениями инструкций ряда стран реестровые номера
представляют собой индекс, составленный из двух чисел, например 12-15 или
12/15. Число 12 означает порядковый номер в реестре. Это номер регистрации
наименования места происхождения товара, неизменно присутствующий в свидетельствах
всех его законных пользователей. Число 15 - номер очередного заявителя уже
зарегистрированного наименования места происхождения товара. Номер свидетельства
следующего заявителя этого же наименования - 12-16 или 12/16.
Наличие реестра зарегистрированных наименований мест происхождения товаров,
ознакомление с которым доступно для любого заинтересованного лица, предусмотрено
Ордонансом Алжира (статья 18). Установлено, что при уплате соответствующей
пошлины Ведомство предоставляет копии документов и выписки из реестра, а также
проводит предварительный поиск среди зарегистрированных наименований мест
происхождения товаров.
Подобные положения содержатся также в Законе Болгарии, в соответствии
с которыми (статья 41) требования к ведению и содержанию реестра устанавливаются
Патентным ведомством.
Внесение наименования места происхождения товара в Реестр, исходя из
статьи 35 Закона, служит основанием для выдачи Патентным ведомством заявителю
свидетельства на право пользования этим объектом.
Свидетельство выдается в течение трех месяцев с даты получения документа
об уплате пошлины за осуществление этого юридически значимого действия.
В странах, где предусмотрена регистрационная система, охранным документом
является либо свидетельство на наименование места происхождения товара, либо
свидетельство на право пользования им.
В странах, не имеющих специальной регистрационной системы, выдаются другие
документы. В США и Великобритании заявитель получает свидетельство на сертификационный
знак, а непосредственные пользователи - соответствующий документ от владельца
этого знака.
Закон Российской Федерации, провозглашая бессрочным действие регистрации
наименования места происхождения товара (пункт 4 статьи 31), для действия
свидетельства устанавливает срок в десять лет. Срок действия свидетельства
может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства и при условии представления
заключения компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства
находится в данном географическом объекте и производит товар с указанными
в свидетельстве свойствами.
Срок действия свидетельства продлевается каждый раз на десять лет.
Что касается процедуры продления срока действия свидетельства на право
пользования наименованием места происхождения товара, то она аналогична процедуре
продления свидетельства на товарный знак.
Заявление о продлении срока подается в течение последнего года действия
свидетельства. Для его обладателя может быть представлен (при условии уплаты
дополнительной пошлины) льготный шестимесячный срок для продления срока действия
его свидетельства.
Бессрочный характер действия регистрации наименования места происхождения
товара, являясь концептуальным положением российского Закона, в полной мере
отражает специфику объекта, которая состоит в том, что наименование места
происхождения товара может прекратить свое существование только в связи с
исчезновением характерных для географического объекта природных условий и/или
людских факторов, что сделает невозможным изготовление товара с указанными
в Реестре свойствами.
Такой подход отвечает принципам, заложенным в Лиссабонском соглашении,
Типовом законе ВОИС, законодательствах многих стран мира. Например, исходя
из статей 41 и 45 Закона Болгарии, регистрация наименования места происхождения
товара действует до тех пор, пока сохраняются условия, определяющие ее правомерность.
По-иному решается вопрос о сроках охраны наименований мест происхождения
товаров в законодательствах Алжира и Израиля. В них срок регистрации наименования
места происхождения товаров установлен в 10 лет. Однако до тех пор, пока характер
деятельности заявителя и его товары отвечают требованиям Закона, регистрация
может неоднократно продлеваться на последующие 10-летние периоды.
Срок действия регистрации сертификационного знака, в качестве которого
может быть зарегистрировано наименование места происхождения товара в США,
составляет 20 лет (так же, как и регистрация твердого знака) с возможностью
последующего продления каждый раз на последующие 20 лет.
Установление срока действия регистрации наименования места происхождения
товара, или срока действия свидетельства на право пользования им, как это
имеет место в Законе России, диктуется необходимостью постоянного контроля
за качественными характеристиками товара, дает возможность требовать от законных
пользователей подтверждения того, что товар, обозначенный наименованием места
происхождения, за указанный срок не утратил своих особых свойств.
В силу положений статьи 36 (пункт 2) срок действия свидетельства может
быть продлен по заявлению его обладателя и при условии представления заключения
компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства находится
в данном географическом объекте и производит товар с указанными в свидетельстве
свойствами.
В статье 37 Закона регламентированы вопросы внесения изменений в реестр
и свидетельство. Так, обладатель свидетельства должен уведомлять Патентное
ведомство об изменении своего наименования, фамилии, имени или отчества, а
также о других изменениях, относящихся к регистрации и предоставлению права
пользования наименованием.
Все записи об изменениях вносятся в Реестр и свидетельство при условии
уплаты пошлины.
Согласно статье 38 сведения, относящиеся к регистрации и предоставлению
права пользования наименованием места происхождения товара, публикуются Патентным
ведомством в официальном бюллетене в течение шести месяцев с даты их внесения
в соответствии со статьей 35 Закона в Реестр.
Положения, касающиеся публикации таких сведений, присутствуют и практически
идентичны во всех законах государств, предусматривающих регистрацию наименований
мест происхождения товаров и ведение соответствующего реестра. Они отличаются
лишь в сроках осуществления публикации после внесения наименования в реестр.
Поскольку в таких странах, как Израиль и Мексика, процедура экспертизы
заявки на регистрацию наименования места происхождения товара аналогична традиционной
процедуре отсроченной экспертизы по другим объектам промышленной собственности,
законодательствами предусматриваются две публикации: первая - для предоставления
возможности третьим лицам подать возражение, а вторая - представить сведения
об уже зарегистрированном наименовании места происхождения товара.
В процессе осуществляемых в настоящее время работ по совершенствованию
действующего российского законодательства дискутируется вопрос об отказе от
публикации описания особых свойств товара, для которого зарегистрировано наименование
места происхождения. Указанное предложение опирается на практику ряда стран,
которые охраняют данный объект, и практику Лиссабонского соглашения. Возможное
исключение упомянутого положения из Закона объясняется тем, что публикация
особых свойств может явиться причиной раскрытия "ноу-хау", секрета производства,
что в свою очередь может привести к появлению подделок и нарушениям прав обладателей
свидетельств на право пользования наименованием места происхождения товара
и в конечном счете к превращению объекта в видовое обозначение.

Глава 9. Использование наименования места происхождения товара.

Права и обязанности, связанные с использованием наименования места происхождения
товара
Закон подробно регламентирует правомочия обладателя свидетельства на
право пользования наименованием места происхождения товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона использованием наименования
места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в
рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением
товара в хозяйственный оборот.
В связи с указанным положением следует рассмотреть вопрос об объеме охраны
и правах обладателя свидетельства на право пользования наименованием места
происхождения товара.
Как уже отмечалось выше, при соблюдении требований, установленных Законом,
регистрация наименования места происхождения товара одним лицом не препятствует
подаче заявки на право пользования уже зарегистрированным наименованием другим
лицом.
Права, основанные на регистрации наименования места происхождения товара,
включают в себя право на пользование этим наименованием и право запрещать
такое использование другим лицам. Круг субъектов права на пользование наименованием
места происхождения товара относительно широк, он может быть расширен, но
до определенных пределов, так как возможность появления особых специфических
свойств товара всегда территориально ограничена. При этом если в отношении
товарных знаков объем правовой охраны зависит, в частности, от перечня товаров,
для которых зарегистрирован знак, то для наименований мест происхождения товаров
он ограничивается особыми свойствами товара, обусловленными природными условиями
и/или людскими факторами (географической средой) соответствующей местности.
Таким образом, наименование места происхождения соответствует праву коллективного
пользования, связанному с конкретной территорией. Это право может быть использовано
лишь в отношении товаров этого географического объекта, которые были произведены
в соответствии с определенными правилами.
Касаясь нарушения права на пользование наименованием места происхождения
товара, следует отметить, что Типовой закон ВОИС и национальные законодательства,
как правило, содержат соответствующую статью, раскрывающую понятие "нарушение
права на наименование места происхождения товара", в том виде, в каком она
сформулирована в статье 3 Лиссабонского соглашения (Болгария, Израиль).
Понятие нарушения права в российском Законе в пункте 2 статьи 40 включает
в себя запрет на использование зарегистрированного наименования места происхождения
товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное
место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в
сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными.
Кроме этого, нарушением считается использование сходного обозначения
для однородных товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно
места происхождения и особых свойств товара. Иными словами, право на использование
зарегистрированного наименования принадлежит только тем изготовителям товаров,
которые занимаются своей деятельностью в географическом объекте, указанном
в реестре, при условии, что такие товары обладают особыми свойствами, внесенными
в этот реестр.
Обладатель свидетельства ввиду специфики объекта (пункт 3 статьи 40)
не располагает правомочием распоряжения, т.е. ему не разрешено передавать
право (уступать, предоставлять лицензии) на пользование наименованием места
происхождения товара другим лицам. Это объясняется тем, что в личном качестве
этот объект обладателю свидетельства не принадлежит. Право на пользование
связано с территорией и не может быть выделено с целью передачи. Причем если
изготовитель, как уже отмечалось, находится в этой же местности, то при соблюдении
требований Закона он сам может получить такое право. Если же изготовитель
производит аналогичный товар в другой местности, то предоставление права на
пользование объектом невозможно, поскольку его свойства будут другими, а это
будет вводить в заблуждение потребителя.
Наименование места происхождения товара является весьма ценным нематериальным
объектом или, как подчеркивают некоторые законодательства, национальным богатством,
поэтому государство и законные пользователи заинтересованы в обеспечении его
надежной охраны и пресечении неправомерного использования для товаров, не
обладающих особыми свойствами. Законные пользователи вправе в связи с этим
требовать содействия со стороны компетентных органов в установлении и подтверждении
того, что товар, обозначенный наименованием места происхождения товара, действительно
обладает особыми свойствами, обусловленными природными условиями и/или людскими
факторами (географической средой) географического объекта, откуда он происходит.
Если товар не имеет таких свойств, обладатель свидетельства на право
пользования наименованием места происхождения товара в порядке, предусмотренном
законодательством, вправе обратиться в соответствующие органы с требованием
о запрещении обозначения товара наименованием места происхождения.
Изложенное выше свидетельствует о том, что контроль за свойствами товаров,
сопровождаемых наименованием места происхождения, имеет особое значение для
сохранения "чистоты" объекта и обеспечения его правовой охраны.
В связи со спецификой наименований мест происхождения товаров многие
страны определяют органы, задача которых состоит, в частности, в том, чтобы
следить за соответствием особых свойств товаров, реализуемых на рынке, указанных
в заявке и соответственно в свидетельстве, данным, послужившим основанием
для регистрации обозначения в качестве наименования места происхождения товара
и предоставления права пользования им. Наличие таких органов предусмотрено
некоторыми национальными законодательствами, а также Типовым законом ВОИС
(статья 14).
В ряде стран контроль за соблюдением свойств товара осуществляют органы,
дававшие заключение об этих свойствах совместно с регистрирующим ведомством.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>