<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Контроль может производиться регулярно или выборочно, когда появляются сомнения
относительно соблюдения свойств товара, явившихся основанием для регистрации
наименования места происхождения.
Если при этом обнаруживаются серьезные нарушения, его изготовитель может
быть временно или навсегда лишен права пользования наименованием места происхождения
товара. Не исключено также принятие решения об устранении этого наименования
с выпущенных изделий и оповещении об этом общественности.
Организация контроля в связи с обеспечением правовой охраны наименований
мест происхождения товаров имеет большое практическое значение. Речь идет
о контроле за соблюдением не просто качества, а установленных особых свойств,
обусловленных природными условиями и/или людскими факторами (географической
средой). Другая проблема заключается в определении компетенции контрольного
органа, в частности правомочия устанавливать меры ответственности пользователя.
Системы контроля в зарубежных странах весьма разнообразны.
В некоторых из них в роли контрольных органов выступают публично-правовые
корпорации, на имя которых регистрируются наименования мест происхождения
товаров. Они же предоставляют право пользования наименованием своим членам.
В других странах органами контроля являются ведомства, осуществляющие
регистрацию и выдачу свидетельства, или министерства торговли, сельского хозяйства,
владельцы сертификационных знаков, ассоциации производителей (что наиболее
характерно для стран, имеющих особые декреты об охране наименований вин, водок
и сыров), ассоциации потребителей, советы по торговле, комитеты по стандартам,
национальные институты наименований мест происхождения товаров и т.д.
В связи со статьей 40 российского Закона обсуждается возможность внесения
в него концептуального положения, призванного урегулировать вопрос о коллизии
между товарным знаком и наименованием места происхождения товара. Как показывает
практика ряда стран, этот вопрос решается в пользу последнего. Аргументируется
преимущественное право на наименование места происхождения товара по сравнению
с товарным знаком уникальностью, ценностью и малочисленностью объекта, который,
в отличие от товарного знака, не может быть создан искусственно. Иллюстрацией
этого аргумента может служить тот факт, что за 30 лет действия Лиссабонского
соглашения 16 стран - его участниц поставили под охрану всего 830 наименований
мест происхождения товаров.
Как и в случае с товарными знаками, в Законе (статья 41) предусмотрена
возможность проставления рядом с наименованием места происхождения товара
предупредительной маркировки, указывающей на факт регистрации применяемого
обозначения в качестве наименования в Российской Федерации.
В связи с указанной нормой следует отметить, что мировая практика до
сих пор не выработала единых форм такой маркировки, как это имеет место в
отношении товарных знаков. Известно, что во Франции в качестве предупредительной
маркировки используется обозначение "appellation controlee". Предлагается,
что при модификации российского Закона в нем будут проявлены соответствующие
формы, в частности такие как "охраняемое в РФ наименование места происхождения
товара".

Глава 10. Прекращение правовой охраны наименования
места происхождения товара.

Прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара может
наступить в отношении как регистрации наименования, так и какого-либо конкретного
свидетельства на право пользования наименованием.
В статье 42 Закона подробно сформулированы положения, касающиеся порядка
и мотивов признания регистрации наименования места происхождения товара и
свидетельства на право пользования им недействительными и аннулирования регистрации
и свидетельства.
Регистрация наименования места происхождения может быть признана недействительной,
если она была произведена в нарушение требований, установленных Законом. На
этом же основании может быть признано недействительным и свидетельство на
право пользования наименованием места происхождения товара.
Действие регистрации наименования также может быть прекращено в связи
с исчезновением характерных для географического объекта условий и невозможностью
производства товара с указанными в Реестре свойствами.
Что касается свидетельства, то его действие может быть прекращено:
- в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Реестре в отношении
данного наименования места происхождения товара;
- в случае аннулирования регистрации наименования места происхождения
товара;
- при ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства;
- на основании заявления обладателя свидетельства, поданного в Патентное
ведомство.
Действие регистрации наименования места происхождения товара на имя иностранного
юридического или физического лица прекращается в связи с утратой ими права
на данное наименование в стране происхождения. Это обстоятельство служит основанием
и для аннулирования свидетельства.
Порядок аннулирования регистрации и свидетельства аналогичен порядку,
установленному в отношении товарных знаков. Любое лицо может подать возражение
по изложенным выше основаниям против регистрации наименования места происхождения
товара и выдачи свидетельства на право пользования им. Возражение подается
в Апелляционную палату и рассматривается последней в течение четырех месяцев
с даты его поступления.
Решение Апелляционной палаты обжалуется в течение шести месяцев с даты
его принятия.
Патентное ведомство аннулирует регистрацию наименования места происхождения
товара или свидетельство на право пользования им в случае признания их недействительными
на основании решения Высшей патентной палаты.
Положения, касающиеся порядка аннулирования регистрации или свидетельства,
содержащиеся в российском законе, предусмотрены в законодательствах ряда зарубежных
стран. Включенные в них нормы отличаются лишь в деталях.
Так, по Закону Израиля (статья 14) предусмотрено, что регистрация наименования
места происхождения товаров может быть аннулирована Ведомством по заявлению
любого заинтересованного лица или по инициативе Регистратора, если наименование
места происхождения товара превратилось в указание происхождения или прекратили
существование факторы, обеспечившие наличие в товаре особых свойств. При этом
процедура аннулирования регистрации аналогична процедуре подачи возражений
против регистрации.
Исходя из статьи 45 Закона Болгарии, наименования мест происхождения
товаров могут быть аннулированы в случае прекращения деятельности в указанном
районе всех лиц, являвшихся законными пользователями наименования. Регистрация
зарубежных наименований мест происхождения товара аннулируется в связи с прекращением
их охраны в стране происхождения.
В соответствии с законодательством Мексики заинтересованные лица или
государственный прокурор Федерации могут подавать в Секретариат торговли и
промышленного развития ходатайства об аннулировании Общей декларации об охране
наименования места происхождения товара, а также об аннулировании права на
пользование наименованием места происхождения товара.
В соответствии с Законом Мексики право на пользование наименованием места
происхождения товара аннулируется:
- если оно было предоставлено в нарушение положений Закона;
- если оно было предоставлено на основании ложных сведений.
Право прекращается, если оно не было в установленное время возобновлено.
Помимо этого, право на пользование может быть аннулировано в случае неиспользования
наименования места происхождения товара по истечении года после его предоставления.
Анализ мотивов для аннулирования регистрации наименования места происхождения
товара показывает, что Закон России так же, как и законодательства зарубежных
стран, предусматривает положение об исчезновении условий, обеспечивающих появление
специфических свойств товара, для которого предназначено наименование места
происхождения, к примеру таких, как:
- качественное изменение источника сырья для производства, (изменение
состава минеральной воды, остывание источника в силу прекращения геотермических
процессов и т.д.);
- изменение климата и экологических условий;
- невосполнимая потеря оригинальной рецептуры;
- утрата оригинальных производственных секретов или традиций (переход
этнической группы к другому способу существования или ее перемещение в иную
местность и т.д.).
Вместе с тем в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие,
военные события, миграция населения и т.д.) нельзя считать исчезновением условий
прекращение деятельности изготовителя товаров, если хотя бы теоретически продолжает
существовать возможность восстановления производства в будущем.
Вывод об исчезновении условий допустим, как свидетельствует мировая практика,
только в случае, когда после анализа будет установлено, что необходимые условия
для производства товаров, обозначенных наименованиями мест происхождения,
не могут быть восстановлены в будущем. Считается, к примеру, что наименование
"ливанский кедр" может теоретически рассматриваться как наименование места
происхождения товара, несмотря на то, что добыча этой древесины в Ливане была
прекращена еще в древности.

Регистрация товарных знаков и наименований мест
происхождения товаров за рубежом.

В статьях 19 и 39 Закона декларируется право российских юридических и
физических лиц регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения
товаров в зарубежных странах.
Исходя из статьи 19, юридическое и физическое лица, руководствуясь законодательством
той или иной страны, вправе подать заявку на регистрацию своего товарного
знака без всяких согласований и разрешений компетентных органов.
Исключение составляет подача заявки с использованием международной процедуры,
предусмотренной упомянутыми в настоящем Комментарии Мадридским соглашением
и Протоколом к Мадридскому соглашению, если Российская Федерация станет участницей
последнего.
Мадридское соглашение - одно из старейших в рамках Парижской конвенции;
в 1991 г. оно отметило свой столетний юбилей. Успешное функционирование Соглашения
- результат удобств, которые дает участие в нем. В числе преимуществ Соглашения
можно назвать следующие:
- возможность получения правовой охраны товарного знака, зарегистрированного
в стране происхождения, во всех странах Мадридского союза на основании одной
заявки, поданной в Международное бюро ВОИС через посредничество национального
патентного ведомства, минуя патентных поверенных. При этом охрана (за исключением
случаев отказа в регистрации) приобретается в течение одного года с даты внесения
заявки в Международный реестр, в то время как во многих странах, в том числе
и участницах Соглашения, срок получения паровой охраны товарного знака по
национальной системе колеблется от 3 до 5 лет;
- упрощение процедуры оформления самой заявки, которая подается на типовом
бланке с использованием одного французского языка, вместо оформления отдельных
заявок на различных языках в соответствии с требованиями национальных законодательства
стран, в которых испрашивается охрана;
- наличие унифицированных пошлин, уплачиваемых за регистрацию и продление
срока действия товарного знака, размер которых определяется в единой валюте
- швейцарских франках Ассамблеей - Мадридского союза;
- ежегодное получение странами - участницами Соглашения за регистрацию
иностранных товарных знаков на их территории определенных валютных отчислений.
В 1989 г. в рамках Парижской конвенции было подписано и вступило в силу
с 1 августа 1996 г. другое соглашение в области товарных знаков - Протокол
к Мадридскому соглашению. В настоящее время в Российской Федерации осуществляются
подготовительные работы, связанные с участием в названном международно-правовом
акте. В соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению заявка на международную
регистрацию товарного знака подается также через Патентное ведомство.
Таким образом, предусмотренное в статье 19 Закона положение, в соответствии
с которым заявка на международную регистрацию подается через патентное ведомство,
обусловлено исключительно требованиями указанных соглашений.
В соответствии со статьей 39 Закона правомочие юридического и физического
лиц зарегистрировать наименование места происхождения товара в зарубежных
странах может быть осуществлено только после регистрации наименования места
происхождения товара в Российской Федерации. Такое условие является обязательным
в связи с тем, что в зарубежных законодательствах, а также в Лиссабонском
соглашении содержится требование представления иностранным заявителем доказательств
об охране наименования места происхождения товара в стране его происхождения.
Известен в этой связи опыт таких стран, как Алжир и Израиль, участвующих
в Лиссабонском соглашении.
В Ордононсе Алжира (статья 15), к примеру, предусмотрено, что заявки
на регистрацию национальных наименований мест происхождения товаров подаются
в соответствии с положениями международных соглашений, в которых участвует
Алжир, и только на регистрацию наименований, отвечающих требованиям, установленным
для признания национальным законодательством обозначений в качестве наименований
мест происхождения товаров. Процедура подачи заявок определяется Ведомством.
Отличием Закона Израиля является включение в него специальной главы,
регламентирующей порядок подачи международных заявок в соответствии с процедурой
Лиссабонского соглашения. Административные функции для связей с Международным
бюро, как этого требует статья 5 Лиссабонского соглашения, выполняет Регистратор
товарных знаков (статья 15). При этом статья 16 предусматривает, что Регистратор
производит подачу заявки на международную регистрацию национальных наименований
по заявлению владельца свидетельства на право пользования в Израиле этим наименованием
при условии уплаты пошлины за международную регистрацию.
Как уже отмечалось, на сегодняшний день Российская Федерация не является
участницей ни одного специального многостороннего или двустороннего соглашения
в данной области.
Расходы, связанные с регистрацией за рубежом товарных знаков и наименований
мест происхождения товаров, несет заявитель или по соглашению с ним иное заинтересованное
юридическое или физическое лицо.

Раздел III. Заключительные положения.

Основные статьи данного раздела посвящены вопросу защиты прав на товарный
знак и наименование места происхождения товара.
Закон создает необходимый механизм для охраны прав владельцев товарных
знаков и обладателей свидетельств на право пользования наименованием места
происхождения товара.
В соответствии со статьей 45 споры, связанные с применением Закона, рассматриваются
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, судом, арбитражным
и третейским судом, включая споры:
о нарушении исключительного права на товарный знак;
о заключении и исполнении лицензионного договора и договора об уступке
товарного знака;
о незаконном использовании наименования места происхождения товара.
Другая категория споров подведомственна Высшей патентной палате. Это
обжалование решения по заявке на товарный знак (статья 13), обжалование действия
регистрации товарного знака на товарах, не обладающих едиными качественными
или иными общими характеристиками (статья 21), о досрочном прекращении регистрации
товарного знака вследствие его неиспользования (статья 22), о признании регистрации
товарного знака недействительной (статья 28), об аннулировании регистрации
товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее
употребление (статья 29), об обжаловании решения по заявке на наименование
места происхождения товара (статья 34), о признании регистрации наименования
места происхождения товара и свидетельства на право пользования наименованием
недействительными (статья 42).
В связи с данным разделом необходимо отметить постановление Президиума
Верховного суда РФ от 9 ноября 1994 г., исходя из которого после исчерпания
всех возможностей защиты своих прав на объекты про министерствбственности,
в частности на товарный знак, в административном порядке (Апелляционная палата
и Высшая патентная палата), заявитель может потребовать реализации своих прав
на судебную защиту. Такое право он имеет, несмотря на установление в специальном
Законе административного (не судебного) порядка защиты нарушенных прав, поскольку
оно предоставлено ему актом высшей юридической силы - Конституцией Российской
Федерации (статья 46).
Статья 46 Закона закрепляет меры гражданской и уголовной ответственности
за использование товарного знака и наименования места происхождения товара
или сходного с товарным знаком или наименованием места происхождения товара
обозначения для однородных товаров в противоречии с положениями Закона. Эта
статья должна рассматриваться в совокупности с нормами, содержащимися в статьях
4 (пункт 2) и 40 (пункт 2), а также статьей 138 ГК РФ. Последняя, в частности,
устанавливает, что использование результатов интеллектуальной деятельности
и средств индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки, знаки
обслуживания и т.п.), которые являются объектом исключительных прав, может
осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
Как уже указывалось выше в связи с Комментарием к пункту 1 статьи 4 Закона,
исключительное право на товарный знак включает в себя правомочия: пользоваться
и распоряжаться знаком, а также запрещать делать это другим лицам. Следующие
действия, согласно пункту 2 статьи 4, квалифицируются как нарушения прав владельца
знака: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже,
продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного
знака или маркированного им товара или обозначения, сходного с ним до степени
смешения, в отношении однородных товаров.
В то же время статья 23 Закона закрепляет положение об исчерпании прав,
основанных на регистрации товарного знака. Так, она не дает права владельцу
запретить использование этого товарного знака в отношении товаров, которые
были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем знака или с
его согласия.
В отношении наименования места происхождения товара, в соответствии с
пунктом 2 статьи 40, не допускается нарушение порядка использования этого
объекта, т.е. его использование лицами, не получившими на это право, исходя
из действующего законодательства.
Незаконное использование наименований мест происхождения товаров может
иметь место в случае конфликта (коллизии) при параллельном существовании наименования
места происхождения товара с тождественным или сходным обозначением, применяемым
другим лицом. К примеру, это может быть даже случайное совпадение названий
географических объектов.
Другая ситуация - когда лицо, не являющееся законным пользователем, применяет
обозначение, тождественное или сходное с наименованием места происхождения
товара, в переводе на иностранный язык или с оговоркой " вид", "тип", "фасон",
"способ", "имитация" и т.п. Причем в дополнение к такому обозначению может
быть указано даже действительное место происхождения товара ("делокализационная
оговорка"), а также фирменное наименование или товарный знак изготовителя
товара.
Как указывалось ранее, использование товарного знака и наименования места
происхождения товара или сходного с ними обозначения для однородных товаров,
в противоречии с положениями Закона, влечет за собой гражданскую и (или) уголовную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон позволяет владельцу знака и обладателю свидетельства на право пользования
наименованием требовать прекращения незаконного использования товарного знака
и наименования места происхождения товара и возмещения причиненных убытков.
В этом случае могут быть применены соответствующие нормы Гражданского кодекса
Российской Федерации.
Помимо таких санкций, как запрет правонарушения и возмещение причиненных
убытков, предусмотренных ГК РФ, в Законе в связи с товарными знаками закреплены
такие санкции, как:
- публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации
потерпевшего;
- удаление с товара или его упаковки незаконно используемого товарного
знака (наименования места происхождения товара) или уничтожение изготовленных
изображений товарного знака (наименования места происхождения товара).
В отношении незаконного использования наименования места происхождения
товара может быть назначена еще одна санкция - внесение в доход местного бюджета
суммы незаконно полученной прибыли, превышающей возмещение убытков. При этом
иски по поводу незаконного использования наименования места происхождения
товара правомочны заявлять обладатели свидетельств на право пользования ими,
общественные организации, защищающие права потребителей, или прокурор.
В действующем Уголовном кодексе РФ (статья 155) установлены меры уголовной
ответственности за нарушение права на товарный знак: незаконное пользование
чужим товарным знаком наказывается исправительными работами на срок до шести
месяцев или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда.
C 1 января 1997 г. вводится в действие УК Российской Федерации. В соответствии
с ним значительно ужесточены меры ответственности за незаконное использование
товарного знака и впервые в уголовное законодательство введены меры ответственности
за незаконное использование наименования места происхождения товара. Исходя
из пункта 1 статьи 180, незаконное использование чужого товарного знака, знака
обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений
для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило
крупный ущерб, наказывается штрафом от двухсот до четырехсот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от
ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на
срок до двух лет.
Следует отметить, что УК РФ также предусматривает меры наказания в связи
с нарушением положения, предусмотренного пунктом 4 статьи 46, в соответствии
с которым лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному
в Российской Федерации товарному знаку или наименованию места происхождения
товара, должно нести ответственность. Пункт 2 статьи 180 УК РФ в связи с этим
устанавливает, что незаконное использование предупредительной маркировки,
если это деяние совершено неоднократно и причинило крупный ущерб, наказывается
штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного
до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста
восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
В связи со статьей 46 российского Закона следует отметить, что зарубежное
законодательство характеризуется подробным регулированием вопросов, касающихся
пресечения незаконного использования товарных знаков и наименований мест происхождения
товаров.
В частности, в законы Австрии, Германии, США, Японии, Великобритании
включены соответствующие нормы, содержащие меры гражданско-правовой ответственности.
При этом, как правило, в качестве гражданско-правовых санкций устанавливаются
такие, как:
- судебный запрет совершения противоправных действий;
- возмещение причиненного имущественного ущерба.
Кроме этого, в качестве санкций могут быть предусмотрены:
- публикация решения суда по делу о нарушении прав на знак и наименование
места происхождения товара;
- устранение с товаров и их упаковки незаконно проставленных обозначений,
а в случае, если такие обозначения нельзя устранить, уничтожение самих товаров;
- конфискация незаконно маркированных изделий;
- конфискация или уничтожение инструментов и оборудования, позволяющих
изготавливать контрафактные товары.
Что касается уголовно-правовых санкций, то они предусматривают наложение
штрафа и тюремное заключение за введение потребителя в заблуждение в связи
с использованием чужого средства индивидуализации, при условии, однако, что
такое правонарушение совершенно умышленно (Германия, Япония, Мексика).
Перечисленные выше санкции могут содержаться не только в гражданском
и уголовном законодательствах, но зачастую включаются в законы по товарным
знакам (Япония, Канада, Мексика).
В США в связи с ростом случаев подделки товаров в 1984 году принят специальный
Закон, в котором впервые были введены уголовно-правовые санкции за умышленную
торговлю товарами, маркированными поддельными знаками. Согласно этому Закону,
такими санкциями являются: штраф до 250 тыс. долл., или тюремное заключение
на срок до 5 лет, или оба наказания вместе. В случае рецидива предусматривается
штраф до 1 млн. долл., или тюремное заключение на срок до 15 лет, или оба
наказания вместе.
Типовым Законом ВОИС о товарных знаках также предусмотрена возможность
применения санкций за нарушение прав владельца товарного знака в порядке гражданского
законодательства (статья 36), а за преднамеренное нарушение - в порядке уголовного
законодательства (статья 37).
Очень близкие меры ответственности содержатся в законодательствах зарубежных
стран в связи с незаконным использованием наименований мест происхождения
товаров.
Законный пользователь этого объекта может подать иск в суд с требованиями:
- прекратить нарушение или запретить предполагаемое;
- устранить с товаров ложное или вводящее в заблуждение обозначение;
- уничтожить этикетки, ярлыки, рекламные проспекты и иную документацию,
способствующие незаконному использованию наименования места происхождения
товара (Болгария, Алжир, Израиль).
В законодательствах ряда стран предусмотрены также уголовно-правовые
санкции. Это чаще всего штраф или тюремное заключение на сравнительно небольшие
сроки. Как правило, уголовная ответственность наступает независимо от гражданско-правовой,
когда очевидно, что действия нарушителя умышленны. Это может выражаться, в
частности, в стремлении достичь максимальных прибылей, незаконно используя
наименование места происхождения товара.
Так, в Швейцарии гражданским законодательством предусматривается запрет
незаконного использования наименования места происхождения товара и возмещение
причиненных убытков, а уголовным cудопроизводством определяется штрафная санкция
или тюремное заключение. При повторном нарушении санкции удваиваются.
Законом Болгарии (статья 52) установлен порядок, в соответствии с которым
товары, снабженные ложными наименованиями мест происхождения товара, могут
быть конфискованы в доход государства. Факт нарушения прав на этот объект
фиксируется в официальном документе, издаваемом в соответствии с действующим
законодательством. Решения принимаются на основании норм Уголовного кодекса
Болгарии и могут быть обжалованы в районном суде, обладающем полномочиями
на рассмотрение такого рода дел, исходя из Закона об административных правонарушениях
и административных санкциях.
Соответствующие санкции в связи с наименованиями предусматриваются типовым
Законом ВОИС, в частности:
- любое заинтересованное лицо может обратиться в суд с целью удовлетворения
своих претензий к лицам, незаконно пользующимся зарегистрированным наименованием
места происхождения товара, а также к лицам, принимавшим в этом участие;
- суды могут издавать предписания, запрещающие незаконное использование
зарегистрированного наименования места происхождения товара, а также предписания
об уничтожения любых средств, которые служат или могут служить незаконному
использованию;
- любое лицо, понесшее ущерб в результате незаконного использования зарегистрированного
наименования места происхождения товара, имеет право на возмещение ущерба
от лиц, незаконно использовавших его или принимавших в этом участие.
Следует отметить, что в отличие от ранее действующей редакции (1991 г.)
Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>