<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

товарных рынках" в настоящее время невозможно преследовать по нормам о пресечении
недобросовестной конкуренции лиц, самовольно использующих чужие незарегистрированные
товарные знаки, поскольку нынешняя редакция (1995 г.) статьи 10 Закона о конкуренции
говорит о недопустимости продажи товара с незаконным использованием результатов
интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг (в
том числе с незаконным использованием товарного знака), в то время как раньше
речь шла о недопустимости самовольного использования товарного знака. В прежней
редакции Закона о конкуренции речь шла о самовольном использовании товарного
знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также о копировании
формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.
Упомянутые выше изменения продиктованы новой терминологией в области
интеллектуальной собственности, принятой в части первой ГК РФ.
Вместе с тем сфера применения данного положения Закона о конкуренции
сужена, поскольку невозможно в настоящее время преследовать по нормам конкурентного
права такие правонарушения, как копирование формы, упаковки, внешнего оформления
товара, а также самовольное использование чужого незарегистрированного товарного
знака.
Больше того, уменьшен перечень противоправных действий в отношении зарегистрированных
товарных знаков, которые влекут за собой ответственность по нормам о пресечении
недобросовестной конкуренции. Напомним, что недобросовестной конкуренцией
признается продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (в том числе товарных
знаков). Иными словами, в отличие от нарушения исключительного права на товарный
знак (контрафакции), где правонарушением признается целый ряд контрафактных
действий, т.е. несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение
к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой
целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения,
сходного с ним до степени смешения, в области недобросовестной конкуренции
не допускается только незаконная продажа товара с используемым в нем товарным
знаком при условии наличия конкурентных отношений между истцом и ответчиком.
В связи с недобросовестной конкуренцией в части, касающейся наименований
мест происхождения товаров, может быть применено положение абзаца 3 статьи
10 Закона о конкуренции.
В данном абзаце среди действий, которые могут быть квалифицированы как
акты недобросовестной конкуренции, названы: введение потребителей в заблуждение
относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств
и качества товара.
В соответствии со статьей 27 Закона о конкуренции федеральный антимонопольный
орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает
по ним решения и предписания.
В интересующей нас сфере (пресечение недобросовестной конкуренции в области
товарных знаков и наименований мест происхождения товаров) антимонопольные
органы страны (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной
политике и его территориальные управления в регионах) правомочны принимать
предписания о прекращении нарушения. Неисполнение в срок указанного предписания
может повлечь за собой в отношении коммерческой и некоммерческой организации
административный штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда
за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тысяч минимальных
размеров оплаты труда. Взыскания причиненных убытков можно добиться только
в судебных органах - судах общей юрисдикции или в арбитражных судах.
Таким образом, сторона в споре, не удовлетворенная предписанием антимонопольного
органа, может заявить иск в соответствующий судебный орган. При этом при разрешении
такого дела в суде предписание антимонопольного органа о прекращении нарушения
не носит преюдициального характера. Иными словами, судебный орган не связан
предписанием антимонопольного органа и правомочен выносить самостоятельные
решения в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Вместе с тем следует указать, что решение (предписание) антимонопольного
органа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение шести месяцев
со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность
не распространяется.
Отметим, что стороны в споре о пресечении недобросовестной конкуренции
могут (независимо от рассмотрения дела в антимонопольном органе или после
истечения срока на обжалование решения этого органа) заявить иск с самостоятельным
требованием в судебный орган.
В целях пресечения незаконного использования товарных знаков и наименований
мест происхождения товаров, вводящих в заблуждение потребителей, могут быть
применены положения Закона РФ от 7.02.92 г. "О защите прав потребителей" в
редакции 1996 г. Исходя из статьи 8 этого Закона, изготовитель обязан своевременно
представлять потребителям необходимую достоверную информацию о товарах (работах,
услугах), обеспечивающую возможность их компетентного выбора.
Российским Законом о товарных знаках (статья 47) определено, что иностранные
юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными настоящим
Законом, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации
в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа
взаимности.
Таким образом, названная статья декларирует национальный режим, вытекающий
из статьи 2 Парижской конвенции. В силу данной статьи граждане каждой страны
Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые
предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими
законами собственным гражданам.
С учетом специфики наименований мест происхождения товаров провозглашенный
в Законе национальный режим ограничивается принципом взаимности, суть которого
сводится к тому, что право на регистрацию в Российской Федерации наименований
мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам
государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам
Российской Федерации. Следует отметить, что подобным образом вопросы правового
положения иностранцев в части подачи заявок и регистрации наименований мест
происхождения товаров решаются и в других странах.
Так, например, по законодательству Израиля иностранные наименования мест
происхождения товаров могут быть зарегистрированы на основе специального соглашения
об охране наименований мест происхождения товаров. После публикации в бюллетене
информации об этом регистрация иностранного наименования может быть произведена,
исходя из положений Закона, по аналогии с регистрацией по процедуре Лиссабонского
соглашения.
По Ордонансу Алжира (статья 5) правом на подачу заявки на национальные
наименования пользуются только граждане этой страны. Иностранные наименования
мест происхождения товаров могут быть зарегистрированы на условиях взаимности
и в соответствии с положениями конвенций, участником которых является Алжир.
Статья 48 Закона декларирует главенство международных договоров, устанавливающих
иные правила, чем те, которые содержатся в Законе.

Заключительные положения.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 23 сентября 1992 г. о введении в действие Закона его положения
распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в силу указанного
Закона. Согласно пункту 4 Постановления на территории России признается действие
зарегистрированных ранее в СССР товарных знаков и знаков обслуживания. Однако
действие регистрации таких знаков может быть прекращено в случае нарушения
предусмотренных прежним законодательством условий регистрации, но в порядке,
установленном процессуальными нормами, содержащимися в пунктах 2 и 3 статьи
28 (признание регистрации товарного знака недействительной), абзацах 1-4 и
6-8 статьи 29 Закона (аннулирование регистрации товарного знака).
В новых условиях хозяйствования товарный знак и наименование места происхождения
товара превращаются в действенный механизм рыночной экономики, эффективный
фактор коммуникации, рекламы и реализации товаров, становятся важным средством
маркетинга, ориентиром для покупателя при выборе им товара.
Значимость этих объектов промышленной собственности, являющихся средством
индивидуализации юридических лиц, индивидуализации продукции, выполнения работ,
услуг, становится особенно очевидной в связи с происходящими в мире интеграционными
процессами, широким обменом товарами, развитием конкуренции и одновременно
- стремлением к созданию международного рынка.
Предлагаемый Комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" призван оказать
практическую помощь работникам специализированных служб органов управления,
предприятий и организаций различных форм собственности, дизайнерам, отечественным
и зарубежным специалистам в области промышленной собственности, патентным
поверенным в осуществлении работ, касающихся разработки товарных знаков; регистрации,
правовой охраны и использования товарных знаков и наименований мест происхождения
товаров.


<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ