стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (Власов В.)

Настоящая книга имеет целью облегчить практическим работникам применение закона "О занятости населения в Российской Федерации". Она рассчитана на хозяйственных руководителей, предпринимателей, профсоюзных работников, сотрудников юридических служб, работников служб занятости, органов по труду и социальной защите, правоохранительных органов. Книга представляет интерес и для широкого круга работников, а также безработных граждан, которые захотят познакомиться со своими гарантиями в области занятости и со знанием дела отстаивать свои законные интересы.
Первоначально данный закон принят 19 апреля 1991 г., и затем в него были внесены изменения 15 июля 1992 г. и 24 декабря 1993 г., а в мае 1996 г. этот закон был принят в новой редакции (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915).
Над новой редакцией закона работа велась более трех лет. За это время произошли изменения политических, экономических и социальных условий жизни общества и государства, принята новая Конституция Российской Федерации, новые нормативные акты по социально-экономическим проблемам.
В новую редакцию закона внесено около двухсот изменений и дополнений. Наиболее существенные из них рассматриваются в настоящей книге.
В книге в доступной для широкого читателя форме изложен постатейный комментарий закона "О занятости населения в Российской Федерации".
Для тех, кто хочет изучить отдельные аспекты этого законодательного акта более глубоко, имеются отсылки к многочисленным нормативным и методическим документам.
В книге содержится необходимая информация о международных нормах по вопросам законодательства о трудоустройстве и занятости, изложенных в конвенциях и рекомендациях МОТ, законах стран с развитой рыночной экономикой.

Закон РФ
"О занятости населения в Российской Федерации"

Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-7)
Глава 2. Права граждан в области занятости (ст.ст. 8-11)
Глава 3. Гарантии государства в области занятости (ст.ст. 12-13)
Глава 4. Регулирование и организация занятости населения (ст.ст. 14-24)
Глава 5. Участие работодателей в обеспечении занятости (ст.ст. 25-26)
населения
Глава 6. Социальные гарантии и компенсации (ст.ст. 27-37)
Глава 7. Контроль за исполнением настоящего Закона и (ст.ст. 38-39)
ответственность за его нарушение

Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Новая редакция закона значительно расширяет границы его действия. Теперь его гарантии распространяются на всех жителей России без ограничений по цензу оседлости. Если раньше закон распространялся только на тех, кто проживал в стране не менее шести месяцев, то теперь это условие снято, что, естественно, облегчит тяготы безработицы и для тех граждан, которые проживали до обращения в службу занятости на территории других государств.
Положения нового закона охватывают всех инвалидов, в то время как прежде гарантии занятости и защиты от безработицы были адресованы только инвалидам 3-й группы.
Данный закон стал регулировать вопросы выбора профессии и получения профессионального образования для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Положения закона распространены и на граждан РФ, проживающих за рубежом. Гарантии государства по реализации их прав определяются международными договорами (соглашениями) РФ.


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Занятость граждан
1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду.
Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Комментарий к статье 1 Закона

Термин "заработок" означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору (контракту).
Этот заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре.
Понятие "трудовой доход" применяется в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, работающих в кооперативах и др.
Настоящий закон реализует положение ст. 37 Конституции РФ, по которому каждый гражданин имеет право на свободный труд.
Положение о недопущении принуждения к труду согласуется с международными правовыми нормами.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от гражданина под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой этот гражданин не предложил добровольно своих услуг.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что по общепринятым международным нормам не считается принудительным трудом:
работа, требуемая на основании законодательства о военной службе; работа, требуемая в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи); работа, требуемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.

Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона)";
занимающиеся предпринимательской деятельностью;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
"выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)";
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы";
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Комментарий к статье 2 Закона

К занятым относятся лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и самостоятельно обеспечивающие себя работой. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч. 1, ст. 2) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - например, таковым признается глава крестьянского (фермерского ) хозяйства.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства.
Индивидуальный предприниматель считается занятым и в том случае, когда его деятельность не приносит дохода.
Занятыми считаются граждане, работающие не только по трудовым, но и по гражданско-правовым договорам (например, подряда, поручения и другим). Отношения, возникающие между участниками гражданско-правового договора, регулируются гражданским законодательством, а между участниками трудового договора (контракта) - трудовым законодательством.
Вместе с тем содержание занятости граждан, заключивших трудовой договор (контракт), и содержание занятости граждан, заключивших гражданско-правовой договор (договор подряда), существенным образом отличаются друг от друга. Главное отличие состоит в следующем:
в первом речь идет об исполнении функций, обязанности, а во втором - о конкретном результате деятельности;
при заключении трудового договора работник зачисляется в штат предприятия, гражданско-правового - этого не происходит;
при реализации первого договора работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, второго - он этого не делает;
по первому договору администрация предприятия обеспечивает работнику условия труда, предусмотренные КЗОТ РФ, коллективным и трудовым договором (контрактом), по второму - работник самостоятельно организует свой труд;
при реализации трудового договора социальная защищенность работников предусмотрена в КЗОТ РФ, например право на отпуск, оплату листка нетрудоспособности и т.д., при реализации гражданско-правового договора она отсутствует, а работа осуществляется работником на свой риск;
по первому договору работник получает заработную плату, по второму расчет производится после составления акта сдачи приемки результатов работы и признания их соответствующими требованиям, указанным в гражданско-правовом договоре.
Статья 2 настоящего закона относит к занятым гражданам временно отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском. При этом подразумевается не только очередной, но и учебный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет, отпуск без сохранения заработной платы (как вынужденный, так и предоставленный по желанию работника).
Временное отсутствие на работе может быть также вызвано:
выполнением государственных и общественных обязанностей (например, участием гражданина в судебном заседании в качестве свидетеля, эксперта, переводчика);
нахождением работника на обследовании в медицинском учреждении;
служебной командировкой;
участием во внедрении изобретений или рационализаторских
предложений не только на своем, но и на другом предприятии;
пребыванием на военных сборах.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Комментарий к статье 3 Закона

Согласно определению международных организаций (МОТ и Общество экономического сотрудничества и развития) безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе. Например, в США по закону безработными считаются лица, которые: не имели занятости в течение недели обследования; предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращаясь непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости либо к друзьям); кто мог работать в течение недели обследования; лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании - кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.
Законодательства капиталистических стран по-разному отражают права трудоспособных граждан, кто хотел бы, но не имеет возможности устроиться на работу, не подпадает под статус безработного.
Органами трудоустройства не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных, неперспективных регионах, где нет и в ближайшем будущем не предполагается свободных рабочих мест.
В этих странах неоднозначно относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращающиеся на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй - женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей.
Законодательством некоторых стран они включаются в понятие "безработные", в других странах они выделяются в самостоятельные группы. Основной же массив безработных - это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий (учреждений), модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различной квалификации и профессий, желающие пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.
Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Право на получение статуса безработного гражданин может получить только при соблюдении следующих четырех критериев.
Первый критерий - гражданин должен быть трудоспособен.
Юридически нижний уровень трудоспособности определен в ст. 173 КЗоТ РФ - это 16 лет независимо от пола, а верхний уровень установлен там же в ст. 242 и связан с пенсией по старости: для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет.
Отметим, что трудовое законодательство разрешает прием на работу лиц, достигших 15 лет, а в порядке исключения могут привлекаться к труду 14-летние подростки для выполнения работы, не причиняющей вреда их здоровью и не нарушающей процесс обучения несовершеннолетних, в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Однако законом о занятости не снижена возрастная планка для признания безработными и подростков.
Граждане, достигшие пенсионного возраста, но не имеющие необходимого общего трудового стажа для получения полной пенсии по старости, не вправе претендовать на признание их безработными.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в службу занятости, наряду с документами, указанными в Законе о занятости населения, индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Второй критерий - гражданин должен не иметь работы и заработка. В соответствии с законодательством к занятым гражданам относятся лица, работающие по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях независимо от форм собственности, а также в международных организациях как на территории России, так и за границей.
Если гражданин потерял основную работу (например, был уволен по сокращению штатов), но продолжает трудиться как совместитель на другом предприятии, то он относится к числу занятых граждан.
Ранее совмещаемая работа становится тогда основной, а он считается занятым гражданином на условиях неполного рабочего времени.
Термины "заработок" и "трудовой доход" мы разбирали в комментарии к ст. 1 закона. Отметим только, что пенсии, стипендии, семейное пособие, алименты, процентные начисления на вклады в банках, дивиденды по ценным бумагам в понятие "трудовой доход" не входят. Однако, несмотря на это, получение гражданином стипендии или пенсии отрицательно сказывается на решении вопроса о признании его безработным. Дело здесь в том, что стипендия выплачивается учащимся, а они согласно ст. 2 закона относятся к числу занятых; в отношении пенсии есть специальная оговорка в ч. 3 ст. 3, в соответствии с которой безработным не может быть признан гражданин, имеющий пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Третий критерий - готовность приступить к работе. В законодательстве, мы не находим подтверждения готовности приступить к работе, в эту готовность работникам службы занятости приходится верить со слов ищущего работу.
Подтверждается она тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ. Однако в ряде случаев можно увидеть, что, несмотря на уверения, готовность приступить к подходящей работе явно отсутствует.
Если гражданин временно нетрудоспособен, находится на медицинском исследовании в стационарном медицинском учреждении, в протезно-ортопедическом предприятии, а значит, приступить к работе, которую ему могут подобрать, не в состоянии, регистрировать его в этот период в качестве ищущего работу не следует. Нельзя также считать готовыми приступить к работе мать или другого члена семьи, осуществляющих уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, за требующим постоянного ухода взрослым членом семьи (если, конечно, в семье нет других лиц, которым можно перепоручить этот уход).
Беременные женщины до 30 недель беременности считаются трудоспособными. В связи с этим в такой период нет оснований отказывать им в признании безработными.
Четвертый критерий - регистрация гражданина в службе занятости в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан", который регламентирует порядок регистрации в службе занятости безработных граждан.
При этом работа с обратившимися в службу занятости безработными гражданами делится на четыре этапа.
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые к ней приступить и обратившиеся в органы по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в следующей последовательности:
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
- регистрация граждан в качестве безработных;
- перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации органами по вопросам занятости ведется регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
На первом этапе безработный обращается в службу занятости, не предъявляя никаких документов. Он заявляет о себе как о лице, не имеющем ни работы, ни заработка (дохода), намеренном, в принципе, зарегистрироваться в качестве безработного.
При первичной регистрации в регистрационные документы службы занятости об этом гражданине заносятся следующие сведения: фамилия, имя, и отчество, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной гражданину информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.
При первичной регистрации гражданин может получить следующую информацию:
- о состоянии рынка труда на соответствующей территории;
- о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;
- о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
- о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработного;
- о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
На втором этапе регистрация безработного гражданина в целях поиска подходящей работы осуществляется службой занятости по месту его жительства со дня его личного обращения со всеми необходимыми документами, к которым относятся:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
- документы, удовлетворяющие профессиональную квалификацию;
- справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца работы (службы), выданная в установленном порядке.
Лица, впервые ищущие работы (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы.
Орган службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должен, по возможности, предложить ему два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности) гражданину, - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
При этом не допускаются:
направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной достижимости (максимальной удаленности) подходящей работы от места жительства гражданина. Транспортная доступность определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;
направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);
приглашение граждан в органы службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое предложение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.
Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется, исходя из наличия в информационном банке данных органов занятости вакантных рабочих мест (должностей).
В этой связи, при отсутствии таких данных в информационном банке, безработному в целях содействия в трудоустройстве может быть предложен план самостоятельного поиска.
Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.
Безработным гражданам, а также профсоюзным комитетам организаций, знакомящим лица, подлежащих высвобождению с производства в связи с сокращением численности занятых, с правилами регистрации в службе занятости, необходимо изучить правила регистрации безработных, изложенные в указанном выше Постановлении Правительства.
В судебной практике зафиксированы случаи, когда под видом привлечения к общественным работам на благоустройство улиц и сельскохозяйственные работы, сортировку и доставку почты, мойку машин, ремонт дорог, привлекали к патрулированию в народных дружинах и т.п. происходит явное ущемление законных прав безработных со стороны служб занятости.
Все это делалось, естественно, вопреки желанию безработных с прямым нарушением Закона о занятости, поскольку за отказ от участия в таких общественных работах безработных могут лишить пособия по безработице. В то же время согласно статье 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, отказавшиеся при определенных обстоятельствах от двух вариантов подходящей работы, тогда как общественные работы, как это было отмечено выше, к подходящим работам не относятся.
Гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы, целесообразно учитывать и то обстоятельство, что на него оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости. Соответственно фиксируются все его действия или бездействие, которые могут повлечь за собой снятие его с регистрационного учета.
Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность*(1);
- трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж*(2);
- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
При необходимости граждане предъявляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы в установленном порядке. Лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.
Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости о признании его безработным. Такое решение принимается не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия органом по вопросам занятости решения о признании его безработным.
безработными признаются граждане, которые:
трудоспособны;
не имеют работы и заработка;
зарегистрированы в целях подходящей работы;
ищут работу и готовы приступить к ней;
не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
При защите своих прав на регистрацию в службе занятости в качестве безработного, гражданину целесообразно исходить из того, что он не должен оказаться в глазах работников этого органа занятым*(3) гражданином.
Как видим, безработному необходимо, как правило, не только ознакомиться с содержанием статьи 2 Закона о занятости, но и подготовиться соответствующим образом к посещению службы занятости с тем, чтобы многие вопросы, задаваемые ее работниками, не оказались для него неожиданными.
Например, данный гражданин является членом производственного кооператива, имеет в нем свой пай. Ранее этот гражданин работал в кооперативе по трудовому договору, но был уволен в связи с сокращением численности занятых, хотя и остался членом кооператива. Согласно статье 2 Закона о занятости такой гражданин считается занятым и поэтому не может быть зарегистрирован в качестве безработного. Другой формальной причиной для отказа в регистрации в качестве безработного для него может служить тот факт, что он получает в кооперативе по итогам работы за определенный период пусть минимальный, чисто символический, доход*(4).
Как свидетельствует практика, у граждан при их попытке зарегистрироваться в качестве безработных нередко возникают по инициативе работников служб занятости и другие, самые неожиданные для граждан, проблемы, связанные с пунктуальным соблюдением этими работниками положений вышеуказанного Постановления Правительства. Это, в частности, относится к применению пункта 16 Постановления, где записано, что безработными признаются граждане, которые ищут работу.
Что означает, какой смысл вложили разработчики Постановления в эту, казалось бы простую фразу, зависит в каждом отдельном случае от мнения работника службы занятости. Поэтому они задают самые разные, часто неожиданные для гражданина вопросы, на которые, тем не менее, необходимо дать убедительный ответ, такой ответ, чтобы у работников службы занятости не сложилось мнение, что гражданин работу не искал до своего обращения с просьбой о регистрации в качестве безработного. Вопросы могут быть самые различные. Из них самые распространенные: как долго Вы ищете работу, каким образом, в какие организации Вы уже обращались, что там вам ответили, почему Вы ни в одной из них не получили работу, - Вы отказались от предлагаемой Вам работы или же отказ дали организации, в силу каких причин Вам было отказано в трудоустройстве и др.
Действующий порядок регистрации для многих граждан может стать серьезным препятствием для получения статуса безработного, пособия по безработице, иных видов материальной помощи, предусмотренной действующим законодательством, решениями местных властей для лиц, признанных безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их в качестве безработных, имеют право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через две недели со дня посещения этих органов в установленный день для регистрации их в качестве безработных. В случае отказа гражданину в регистрации его в качестве безработного, орган занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляет его о принятом решении и причинах отказа. В этой связи нельзя не отметить, что безработному необходимо заручиться письменным отказом, что поможет в дальнейшем обратиться в вышестоящие органы занятости, в суд для отстаивания своих законных прав.
4-ый этап касается перерегистрации безработных граждан. Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, проходить в них перерегистрацию. При перерегистрации граждане должны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные, заменяющие их документы. Лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность.
Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, следует иметь в виду, что они обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать органы службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.
При этом следует иметь в виду, что согласно статье 2 "Занятые граждане" Закона о занятости лица, имеющие временную работу, относятся к категории занятых граждан. Правда, согласно статье 3 этого Закона они не отнесены к гражданам, которые не могут быть признаны безработными.
Тем не менее, велика вероятность возникновения ситуации, при которой лицу, имеющему временную работу и сообщившему об этом, может быть отказано в регистрации его в качестве безработного или его перерегистрации в этом качестве. Последнее означает для безработного лишение пособия по безработице. В этой связи нельзя не отметить, что согласно пункту 22 Постановления в случае признания в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми они снимаются с регистрационного учета.
Безработные граждане снимаются органами по вопросу занятости с регистрационного учета в следующих случаях:
- признания их в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения занятыми гражданами;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
- неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложениям им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
- длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
- переезда в другую местность;
- установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
- осуждение к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости.

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:
впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке"*(5).

Комментарий к статье 4 Закона

Понятие "подходящая работа" определено в Конвенции МОТ N 44 "О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам" (1934 г.) и является основой системы материальной помощи безработным гражданам во многих государствах.
Для того чтобы иметь основания на получение пособий, безработные должны оказаться в положении, при котором невозможно найти подходящую работу, а для длительного получения пособий они могут отказаться от предложений со стороны службы занятости только в случаях, если предлагаемая им занятость является неподходящей. Такой подход отвечает социально-экономическим интересам работников, потерявших занятость. Этим условием преследуется цель не принуждать безработных соглашаться на предложения под давлением нужды; тем самым оно дает возможность сохранить определенный квалификационный уровень.
Заинтересованность работодателей в определении подходящей работы заключается в том, что чем лучше профессионально квалификационный уровень нанимаемых безработных отвечает профилю и потребностям предприятия, тем меньше дорогостоящая текучесть кадров.
Даже если требование о подходящей работе может в некоторых случаях привести к продлению срока выплаты пособий в рамках установленного максимального периода, оно себя оправдывает.
Некоторое увеличение времени поисков работы (например, на 1015 дней) будет способствовать более тщательному отбору вариантов имеющихся вакансий и нахождению более подходящей работы соответствующей квалификации граждан и в будущем снизит текучесть кадров.
Конвенция МОТ N 44 дает несколько критериев подходящей работы: профессия, местонахождение, вознаграждение за работу, условия труда, непричастность к трудовым конфликтам и др.
Такие критерии различаются по странам. В одних странах их определения слишком общи и неконкретны и могут диктоваться администрацией предприятий, применяющей законодательство, по-своему и не всегда в пользу безработного. В других странах нормативные акты содержат излишнюю детализацию и большой набор критериев, претендующих на регулирование всех возникающих на практике случаев.
Остановимся на критериях, наиболее часто применяемых в законодательной практике многих стран.
Первый принцип - учет профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта.
Второй - для местонахождения предлагаемой работы учитываются увеличение времени, затрачиваемого на проезд к месту работы, и необходимость смены местожительства. В ряде стран устанавливается максимальное время ежегодного проезда или время, ежедневно проводимое в связи с работой дома, как, например, в Бельгии, а на практике учитывается и стоимость проезда. В других странах учитывается также возможность ежедневно возвращаться домой, как, например, в Швейцарии, или еженедельно возвращаться домой для холостых, как, например, в Бельгии и Финляндии. В США решение о расстоянии принимается судами. В большинстве стран необходимость смены местожительства обусловливается наличием соответствующего жилья, как, например, в Испании, Финляндии и Швейцарии.
Третий принцип - требования к размеру вознаграждения за работу и условия труда на предлагаемом рабочем месте.
В некоторых странах предусматривается, что уровень вознаграждения на предлагаемом рабочем месте должен быть не ниже, а условия труда - не менее благоприятными, чем те, на которые обычно рассчитывает заинтересованное лицо и которыми оно пользовалось на своей прежней работе.
Это правило, применяемое, например, в Великобритании, позволяет безработным отказываться от предложений с менее благоприятными условиями, чем те, которыми они пользовались на своей прежней работе. В ряде стран, в частности в Австрии, Финляндии, ФРГ и Швеции, в законодательстве учитывается не вознаграждение безработного на прежнем месте работы, а вознаграждение за работу, соответствующую предложенной и устанавливаемой путем коллективного договора или, при отсутствии такового, администрацией предприятий.
В США работа может быть признана неподходящей только в случае, когда заработная плата и другие условия труда существенно менее благоприятны, чем те, что имеются на аналогичных работах в той же местности. Так, в соответствии с законодательством многих штатов США безработный обязан согласиться на работу с заработком не ниже, чем на 10% от того, который имеют в среднем работники этой профессии (специальности).
Четвертый признак отражает непричастность системы поиска подходящей работы к трудовым конфликтам и спорам. Нормативными актами ряда стран, в том числе Швеции, Финляндии, США, Великобритании и др., не предусмотрено предлагать безработным любые вакантные профессии и должности, которые образовались из-за временной приостановки предприятия или производства в связи с индивидуальными или коллективными трудовыми конфликтами.
Согласно данной статье российского закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Как видим, здесь четко выделяют четыре условия подходящей работы. Остановимся на каждом из них.
Первое условие - профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством); продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности) и по другим профессиям, приобретенным в процессе трудовой деятельности, а также уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, определенные квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, которые предъявляются работодателями к работникам. В целях более точного определения профессиональной пригодности гражданина к выполнению работы по вакантной должности целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом служба занятости отдает предпочтение при поиске работы той профессии (специальности), по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, а также учитывает желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда.
Второе условие - учет условий последнего места работы. Сюда включаются в первую очередь вопросы оплаты и охраны труда.
Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы. Работодатель выдает высвобождающемуся работнику справку о среднем заработке.
Если в редакции закона о занятости от 15 июля 1992 г. период исчисления среднего заработка исчислялся за последние два месяца, то в его последней редакции (20 апреля 1996 г.) эта особенность устранена и подсчет ведется за последние три месяца, как и для других случаев исчисления среднего заработка.
При составлении справки о среднем заработке работодатель использует Порядок исчисления среднего заработка в 1996 г., утвержденный Минтруда РФ от 15 февраля 1996 г. и направленный в службы занятости письмом Минтруда РФ и ФСЗ от 2 апреля 1996 г.
Третье условие - состояние здоровья гражданина. Служба занятости должна с учетом этого требования вести поиск вакансий. При этом берутся во внимание возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний.
Некоторые работники, к примеру имеющие специальность химика, не могут трудиться на всех предприятиях химической промышленности из-за того, что некоторые вещества для отдельных лиц являются аллергенами, провоцируют кожные заболевания или заболевания органов дыхания. В таких случаях работнику нужно иметь заключение врачебно-консультационных комиссий. Для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЕК).
Иногда при наличии инвалидности способность человека к труду может быть ограничена. Если в справке МСЭК (ранее этим занимались ВТЭК) указано о нетрудоспособности, то это не означает, что инвалид не может быть принят на работу спустя некоторое время. В этом случае можно порекомендовать инвалиду обратиться в органы здравоохранения или социальной защиты и получить у них направление на прохождение медико-социальной экспертизы. В настоящее время при ее проведении используются новые критерии оценки трудоспособности человека. После проведения медико-социальной экспертизы выдается не только справка о подтверждении группы инвалидности, но и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.
Например, в Москве для одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, имеются ограничения: они должны тратить на дорогу от дома до работы не более одного часа, а инвалиды и беременные женщины - до 45 минут. Служба занятости здесь учитывает как протяженность маршрутов различного вида общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и др.), так и места пересадок с одного вида транспорта на другой с тем, чтобы время в пути от дома до работы было минимальным.
Служба занятости должна вносить предложения на рассмотрение местных органов государственного управления об установлении для инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, лиц предпенсионного возраста меньшей максимальной удаленности подходящей работы от места жительства граждан, чем это предусмотрено для других категорий граждан.
Для некоторых категорий граждан настоящая статья предусматривает, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая предварительной подготовки.
В соответствии с законом "Об образовании" гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется на конкурсной основе получение бесплатного профессионального образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости, как правило, по краткосрочной форме обучения, при этом обучение не означает их гарантированного трудоустройства, а проводится с целью дать им возможность на конкурентной основе с помощью службы занятости найти работу.
В случае отказа данной категории граждан от получения профессиональной подготовки служба занятости может предложить:
оплачиваемую работу, включая работы временного характера;
работу, не требующую предварительной подготовки;
работу, требующую предварительной подготовки, как правило, на условиях трудоустройства на ученическое рабочее место на предприятии.
Такие предложения пригодятся и для тех, кто пришел в службу занятости после трехгодичного перерыва в работе или у кого окончился первоначальный (12-месячный) период безработицы, а также для работников-сезонников.
Закон не обязывает службу занятости предлагать впервые ищущим работу сначала только обучение, а потом неквалифицированную работу, хотя работники службы занятости поступают именно так.
Тем же, кто имел трехгодичный перерыв в работе или имеет статус безработного не менее 12 месяцев, обязательно сначала надо предложить повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную специальность.
Предлагать работу, не требующую предварительной подготовки, можно только после отказа безработного сделать это, и лишь при таком условии работа может считаться подходящей.
В статье 4 настоящего закона обращается внимание на то, что работа должна отвечать требованиям законодательства о труде.
Среди лиц, впервые ищущих работу, встречаются несовершеннолетние, окончившие среднюю школу, а среди тех, кто имел трехгодичный перерыв в работе, - женщины, родившие ребенка. В трудовом законодательстве, в Основах законодательства РФ об охране труда, принятых 6 августа 1993 г., есть специальные правовые нормы, регулирующие труд подростков и женщин.
При поиске работы для молодежи службы занятости должны учитывать, что КЗоТ РФ (ст. 175) запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Нужно учитывать требования КЗоТ РФ при подборе работы для женщин. Статьей 160 запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).
Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Статья 161 ограничивает труд женщин на работах в ночное время.
Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Статья 162 запрещает ночные сверхурочные работы и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Статья 163 КЗоТ РФ ограничивает сверхурочные работы и направления в командировки женщин, имеющих детей. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до шестнадцати лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия.
Предлагаемая службой занятости работа не может считаться подходящей, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Для некоторых граждан именно работа в другом регионе, например в соседнем, покажется подходящей. Служба занятости может по просьбе обратившегося гражданина подыскать такую работу.
Специалисты службы обязаны это сделать. Статья 12 настоящего закона предусматривает компенсацию материальных затрат гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другой регион по предложению службы занятости.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать законодательству об охране труда. В настоящее время это особенно важно для предприятий негосударственного, в том числе частного, сектора экономики. На вновь создаваемых предприятиях не всегда заботятся об охране труда работающих.
Каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов.
В соответствии с КЗоТ РФ на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций, которая обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников. Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.
КЗоТ РФ предусматривает, что производственные здания, оборудование, технологические процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений. При проектировании, строительстве и эксплуатации производственных зданий и сооружений должны соблюдаться санитарные правила и нормы по охране труда.
Администрация предприятия, учреждения, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утвержденным в порядке, установленном законодательством. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, администрация предприятия, учреждения, организации обязана по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения организации принимать меры, обеспечивающие безопасные условия труда.
Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим обратившегося гражданина, как и по другим вопросам, может быть обжаловано в вышестоящий орган службы занятости или в суд, как это предусмотрено ст. 11 закона.
В случае согласия гражданина пойти на предложенную ему работу он получает в службе занятости рекомендательное письмо (направление). Гражданин обязан в установленный ему срок известить службу занятости о поступлении на работу.
Если заключение трудового договора не состоялось, работодатель должен дать в письменном виде отказ в приеме на работу, а гражданин - доставить его лично в службу занятости в определенный срок.
Законодательством республик, входящих в РФ, представительными органами субъектов РФ могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему закону определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан.
В настоящее время обостряется ситуация на рынке труда, что связано с уменьшением вакантных мест на предприятиях и в организациях. В такой ситуации службы занятости не всегда могут подобрать для всех граждан необходимую работу в соответствии с условиями, изложенными в данной статье закона. При отсутствии подходящей работы служба занятости может с согласия граждан подобрать предложения по работе временного или сезонного характера, участию в общественных работах.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы;
молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту));
беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Комментарий к статье 5 Закона

Данная статья определяет политику РФ в сфере занятости населения, исходя из международных норм в области занятости и защиты от безработицы. Конвенцией МОТ N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.) провозглашена цель, к которой должны стремиться государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость.
Данная конвенция рекомендует осуществлять активную политику, направленную на содействие полной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития стран, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы.
Эта политика направлена на то, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу, чтобы такая работа была как можно более продуктивной, чтобы существовала свобода выбора занятости. У каждого трудящегося должны быть самые широкие возможности приобрести необходимую квалификацию для выполнения работы, к которой он пригоден, и использовать в этом виде занятости свою квалификацию и свои способности без дискриминации.
Политика в области занятости в соответствии с Конвенцией N 122 должна учитывать стадию и уровень экономического развития страны и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. Она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Меры, которые следует принять для достижения провозглашенных целей, должны быть определены, и их необходимо периодически пересматривать в рамках координированной экономической и социальной политики. Принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий со стороны государства, представителей предпринимателей и трудящихся.
Конституция РФ реализует международные нормы, гарантирует право на защиту от безработицы. В ст. 5 настоящего закона перечислены основные проблемы, которые должны решаться в РФ с помощью государства. Главный акцент в этой статье сделан на развитие трудовых ресурсов; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
Большое внимание в политике занятости должно быть уделено обеспечению социальной защиты в области занятости населения, проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В редакцию настоящего закона от 20 апреля 1996 г. внесены новые аспекты государственной политики, в частности по предупреждению массовой безработицы. Ее рецидивы в последние годы проявились во многих регионах страны.
В этой же редакции закона в ранг государственной политики возведена работа по сокращению длительной (более одного года) безработицы. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда правовые документы по этой проблеме предстоит еще разработать.
Здесь можно заимствовать имеющийся опыт ряда европейских стран.
Так, например, в ФРГ с 1969 г. действует закон о содействии занятости, который предусматривает оказание помощи во временной занятости для безработных, не работающих длительное время. Сюда относятся пожилые, инвалиды с частичной утратой трудоспособности и другие лица, испытывающие затруднения при устройстве на работу. Предоставляемые для них работы по продолжительности рассчитаны на один год, но могут быть и продлены. Фонды помощи этим лицам распределяются по землям ФРГ на основе учета уровня безработицы и численности не работающих долгое время. Программы осуществляются муниципалитетами или некоммерческими организациями. Предусматривается также финансовая помощь безработным для поисков работы в других районах, а также транспортные субсидии.
В Дании с безработными, не имевшими работы в течение шести месяцев, бюро занятости проводит собеседование и составляется индивидуальный план поисков работы и подготовки к ней.
Безработному предлагают временную работу с двумя альтернативами: работу в течение девяти месяцев у предпринимателя в частном секторе или работу в течение семи месяцев в государственном секторе.

Статья 6. Законодательство Российской Федерации о занятости населения
1. Законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к статье 6 Закона

Правовую основу для законодательных и нормативных актов составляет Конституция РФ, которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории страны.
Федеральные законы РФ по занятости, включая настоящий закон:
разграничивают компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации по занятости;
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений по занятости, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Федерации. В этой части федеральные законы РФ по занятости являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ;
вводят общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование по занятости.
Субъекты Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области занятости законы, законодательные и (или) иные правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству о занятости.
Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации по занятости, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Задачами законодательства РФ по занятости являются:
разграничение компетенции по занятости между органами государственной власти и управления различных уровней;
обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на труд и защиту от безработицы;
определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц по занятости, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
В соответствии с Указом Президента РФ "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства" от 16 декабря 1993 г. N 2171 в отдельный блок российского права выделено законодательство о трудоустройстве и занятости населения, состоящее из следующих составных частей:
трудоустройство;
занятость населения;
службы занятости (биржи труда);
безработные (статус, пособия, стаж работы);
Государственный фонд занятости населения РФ;
другие фонды содействия занятости.
Важнейшие положения законодательства о занятости содержат КЗоТ РФ, постановление Верховного Совета РФ "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации" от 8 июня 1993 г. и постановление Верховного Совета РФ "Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации" от 8 июня 1993 г.
Дополнительные гарантии граждан по занятости отражены в ряде указов Президента РФ: "Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации" от 5 июня 1992 г.; "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" от 2 июля 1992 г.; "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" от 21 апреля 1993 г.; "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" от 23 мая 1996 г.
Правительство РФ приняло ряд постановлений и распоряжений, обеспечивающих исполнение положений Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ по вопросам занятости. Сюда относятся, например, такие нормативные акты Правительства РФ:
"Об утверждении Положения "О порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособия по безработице"" от 21 октября 1992 г.; "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" от 5 февраля 1993 г.; "О мерах по обеспечению занятости населения в случае возникновения критических ситуаций на рынках труда в отдельных регионах Российской Федерации" от 20 мая 1994 г.; "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности" от 7 марта 1995 г.; "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" от 3 августа 1996 г.
Министерство труда и социального развития РФ принимает нормативные документы, требующие правового регулирования, дает разъяснение по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений. Например, Минтруда РФ постановлениями от 11 июня 1992 г. утвердил: Положение об организации общественных работ, Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и в организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, Временную инструкцию о порядке начисления пособий по безработице.
ФСЗ за годы действия закона "О занятости населения в Российской Федерации" издала более 400 постановлений, приказов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений в пределах своей компетенции. Многие ее нормативно-методические документы определяют организацию работы служб занятости и порядок расходования средств фонда занятости в соответствии со статьями его расхода, установленными законодательными актами. Например, этой службой утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, Положение о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им безвозмездной субсидии, Положение о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан, Технология взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными, Положение о порядке и условиях предоставления выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, Положение о порядке выделения финансовых средств из Государственного фонда занятости населения РФ на организацию отдыха и лечения детей безработных граждан.

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:
реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Российской Федерации;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;
разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости населения;
формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; далее - фонд занятости);
определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам занятости населения;
формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ, определению других критериев подходящей работы по сравнению с теми, которые установлены пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, упрощенной регистрации (перерегистрации) безработных граждан, изменению порядка и условий назначения и выплаты пособия по безработице, стипендий и другие мероприятия. Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяется Правительством Российской Федерации.
3. Законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные не противоречащие настоящему Закону условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения приведенного в статье 4 настоящего Закона определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Российской Федерации.
4. В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Комментарий к статье 7 Закона

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В последнюю редакцию настоящего закона в данную статью по полномочиям федеральных органов государственной власти внесены существенные дополнения, в том числе по реализации основных направлений государственной политики в области предупреждения массовой безработицы и формированию основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.
Это вызвано тем, что реализация закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" может привести к дополнительным увольнениям работников.
В последнее время с целью устранения негативных явлений в сфере занятости введены в действие ряд нормативных актов, в том числе постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации" от 3 мая 1994 г.; постановление Правительства РФ "О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы" от 8 мая 1996 г. и др.
Особое внимание в ст. 7 настоящего закона уделено правовым действиям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях массового высвобождения работников.
Критерии массового высвобождения, программа мероприятий по содействию занятости, а также взаимоотношения работников, работодателей и органов исполнительной власти на местах в период массового высвобождения определены в постановлении Правительства РФ "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" от 5 февраля 1993 г., в соответствии с которым ФСЗ утвердила 30 декабря 1993 г. "Методические рекомендации о порядке организации работы органов служб занятости по содействию занятости в условиях массового высвобождения".
Главным направлением работы в условиях массового высвобождения является эффективное использование периода времени, предшествующего началу высвобождения, для оказания работникам помощи в обеспечении их занятости. Работодатели направляют письменную информацию за три месяца до начала массового высвобождения работников соответствующему профсоюзному органу и в местную службу занятости. Специалисты службы занятости проводят сбор информации о предприятиях и организациях региона, планирующих или осуществляющих массовые высвобождения, а также и посредством личных контактов с руководителями предприятий, профсоюзных органов, увольняемыми работниками, обратившимися в службу занятости в поисках работы.
Если от работодателя получена информация о планируемом массовом высвобождении работников предприятия, то на предприятии создается комиссия экстренной помощи (КЭП) для координирования и осуществления предварительных мер по борьбе с массовым высвобождением до начала увольнений, а также для решения оперативных вопросов трудоустройства в ходе высвобождения.
Состав КЭП комплектуется на трехсторонней основе из представителей администрации (работодателя), профсоюзного комитета и местной службы занятости. Деятельность комиссии продолжается от момента возникновения угрозы массового высвобождения до трудоустройства последнего увольняемого с предприятия работника. Ее работа начинается с рассмотрения причин предстоящего увольнения, анализа численности и квалификационно-должностного состава намечаемых к увольнению работников. Определяется достаточность мер, предпринимаемых работодателем для стабилизации производства, финансового положения предприятия, сокращения вынужденных простоев и числа высвобождаемых. Рассматривается возможность оказания предприятию финансовой помощи для сохранения рабочих мест.
Служба занятости предоставляет профкому и администрации предприятия информацию о состоянии местного рынка труда, об уровне безработицы в регионе, наличии вакантных мест с указанием профессий (специальностей) и квалификации, возможности использования учебных заведений для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников, а также об услугах, предоставляемых службой занятости.
По итогам совместной работы обобщается собранная информация и разрабатывается программа действий, предусматривающая смягчение силами коллектива предприятия негативных последствий массовых высвобождений. Это такие мероприятия, как:
- уменьшение количества высвобождаемых за счет внутрипроизводственных помещений на свободные рабочие места и вакантные должности;
- переподготовка и повышение квалификации работников до наступления срока расторжения трудового договора с последующим трудоустройством как на данном предприятии, так и других предприятиях;
- временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;
- прекращение использования работы по совместительству и сверхурочных работ;
- перевод работников на режим неполного рабочего дня и неполной рабочей недели;
- предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы;
- добровольный уход на пенсию работников пенсионного возраста и подготовка материалов по досрочной пенсии работникам, которым предстоит увольнение.
В свою очередь служба занятости готовит следующий комплекс мер:
- проведение консультаций и семинаров на предприятии по вопросам законодательства о труде и занятости, состояния местного рынка труда;
- обеспечение администрации и профкома предприятия нормативными документами, методическими и информационно-справочными материалами по занятости;
- информирование высвобождаемых работников о порядке работы служб занятости, видах предоставляемых ею услуг;
- организация работы по взаимодействию предприятий региона, испытывающих потребность в кадрах, с предприятиями, осуществляющими высвобождение;
- организация и проведение профориентационной работы среди высвобождаемых работников;
- определение необходимости финансовой помощи работодателю для сохранения кадрового потенциала предприятия; создания и сохранения рабочих мест, осуществление профессионального обучения высвобождаемых работников.
Профком предприятия и специалисты службы занятости готовят в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения о приостановке сроком до 6 месяцев решения работодателя о массовом высвобождении в случае, когда массовое высвобождение может привести к кризисной ситуации в регионе из-за высокого уровня безработицы.
Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников осуществляется за счет соответствующих бюджетов.

Глава 2. Права граждан в области занятости

Статья 8. Право граждан на выбор места работы
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Комментарий к статье 8 Закона

Служба занятости обязана оказывать помощь в трудоустройстве всем обращающимся гражданам, в том числе:
занятым трудовой деятельностью, включая желающих сменить место работы, характер или режим труда, а также работать в свободное от учебы или основной работы время;
не занятым трудовой деятельностью, включая граждан, получающих пенсию, в том числе по инвалидности I, II и III группы;
беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам.
При этом граждане имеют право обращаться за информацией, содействием в трудоустройстве и консультацией в центр занятости по месту постоянного проживания или временного пребывания.
К посредничеству в трудоустройстве относятся следующие виды услуг, предоставляемые службой занятости гражданам:
информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о возможности трудоустройства в другой местности, а также на временные, сезонные и общественные работы (информация представляется без адреса предприятия, учреждения, организации или с указанием адреса, но после предварительного согласования данного вопроса с работодателем);
рекомендации по самостоятельному поиску работы;
информация о возможности пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и получить консультацию по профессиональной ориентации;
предоставление перечня документов, необходимых для регистрации в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
образец заполненной регистрационной карточки;
информация о правах и обязанностях граждан, представленная в виде извлечений из закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и других нормативных актов, касающихся
вопросов трудоустройства и социальной защиты граждан;
подбор гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве, подходящей работы;
направление граждан на собеседование с работодателями;
предоставление материалов по вопросам предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;
информация о мероприятиях, проводимых службой занятости (ярмарки вакансий, День профессии и др.);

стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>