<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

регистрация граждан, обращающихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Приоритетом при оказании посреднических услуг является оказание гражданам содействия в трудоустройстве, подбор подходящей работы лицам, не занятым трудовой деятельностью, и, в первую очередь, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями, а также лицам, особо нуждающимся в социальной защите. Для данных категорий граждан осуществляется более углубленный подход к подбору места работы с учетом большего количества личностных данных о гражданине.
Гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, и прежде всего имеющим ограничение трудоспособности, оказываются дополнительные услуги в трудоустройстве. Они могут быть направлены для трудоустройства на квотируемые и специальные рабочие места, а также на специализированные предприятия, использующие труд инвалидов, и на рабочие места, создаваемые при участии органов службы занятости.
В случае, если гражданин испытывает затруднения в поиске работы, служба занятости совместно с ним и с его согласия составляет план поиска работы, предусматривающий меры, которые необходимо предпринять гражданину в ближайшее время (посещение ярмарок вакансий, проводимых службой занятости; поиск места работы с использованием газет, бюллетеней, а также справочников, содержащих информацию о предприятиях, учреждениях, организациях города (района) и др.).
Оказание содействия в трудоустройстве гражданам, занятым трудовой деятельностью, осуществляется по мере их обращения в службу занятости. Этим гражданам сообщается, что они могут быть приглашены в службу занятости в случае, если поступит информация о подходящей для них работе, а также то, что им можно обращаться в службу занятости в отведенное для приема населения время.
Гражданам, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости по месту пребывания, может быть предложена информация о работе временного характера, а также о возможности трудоустройства на предприятиях, предоставляющих место жительства, в том числе за пределами постоянного (временного) места пребывания.
Рассмотрим вопросы заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимися и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуются выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.
Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтение и ограничение при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Трудовые договоры (контракты) заключаются:
1) на неопределенный срок;
2) на определенный срок не более пяти лет;
3) на время выполнения определенной работы.
Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку.
Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
Работнику, приглашенному на работу в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями предприятий, учреждений, организаций, не может быть отказано в заключении трудового договора.
При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы, помимо предусмотренных законодательством.
Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При заключении трудового договора (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условия об испытании должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу.
В период испытания на работников полностью распространяется законодательство о труде.
Испытание не устанавливается при приеме на работу: лиц, не достигших восемнадцати лет: молодых рабочих по окончании профессионально-технических учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидов Отечественной войны, направленных на работу в счет брони. Испытание не устанавливается также при приеме на работу в другую местность и при переводе на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию.
Срок испытания, если иное не установлено законодательством, не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, шести месяцев. В испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам. Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях.
При неудовлетворительном результате испытания освобождение работника от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации и без выплаты выходного пособия. Такое освобождение от работы работник вправе обжаловать в районный (городской) суд.
Администрация предприятия, учреждения, организации не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом).
Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:
1) соглашение сторон;
2) истечение срока, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) призыв или поступление работника на военную службу;
4) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника, по инициативе администрации либо по требованию профсоюзного органа;
5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность;
6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а так же отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;
7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.
Передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта). При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников.

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости
1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Комментарий к статье 9 Закона

Правовую базу этой статьи составляют как международные документы, так и отечественные законодательные акты.
Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.) в ст. 26 провозглашает: "Каждый человек имеет право на образование.
Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого".
В соответствии с Конвенцией ООН по техническому и профессиональному образованию (1989 г.) договаривающиеся государства соглашаются вырабатывать политику, определять стратегии и осуществлять в соответствии со своими потребностями и ресурсами программы и учебные планы технического профессионального образования, предназначенные для молодежи и взрослых, в рамках своих соответствующих систем образования, с тем чтобы содействовать приобретению ими знаний и "ноу-хау", необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе. Техническое и профессиональное образование должно строиться на основе открытых и гибких структур с учетом принципа непрерывного образования и обеспечивать:
приобщение всех молодых людей к технике и к миру труда в контексте общего образования;
профессиональную и техническую ориентацию, информацию и консультирование относительно профессиональных возможностей;
развитие образования, преследующего своей целью приобретение и развитие знаний, и "ноу-хау", необходимых для квалифицированного труда;
основу для образования и профессиональной подготовки, осуществлять которые необходимо с учетом требований межпрофессиональной мобильности, повышения профессиональной квалификации и обновления знаний, навыков и понимания;
дополнительное общее образование для лиц, получающих начальную техническую и профессиональную подготовку на работе или иным образом, как в технических и профессиональных учебных заведениях, так и вне их;
непрерывное образование и курсы подготовки для взрослых, в частности с целью переподготовки, а также пополнения и повышения квалификации лиц, нынешние знания которых устарели в силу научного и технического прогресса или изменения структуры занятости или социально-экономической ситуации, а также для лиц, находящихся в особых условиях.
Данной Конвенцией установлено, что программы технического и профессионального образования должны отвечать не только техническим требованиям соответствующих отраслей производства, но и обеспечивать общую подготовку, необходимую для индивидуального культурного расцвета личности, а также должны включать концепции, в частности, социального, экономического и экологического характера, имеющие отношение к данной профессии.
Договаривающиеся государства соглашаются оказывать поддержку и консультативную помощь предприятиям, помимо учебных заведений, которые участвуют в совместных программах технического и профессионального образования.
Конвенцией МОТ N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975 г.) установлено, что государства:
принимают и развивают всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности, через государственные службы занятости;
разрабатывают и совершенствуют открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне его.
Государства должны расширять свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками.
Такие информация и ориентация охватывают выбор профессии, профессиональную подготовку и связанные с ней возможности образования, положение и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда, а также другие аспекты трудовой жизни в различных областях экономической, социальной и культурной деятельности и на всех уровнях ответственности. Эти информация и ориентация дополняются информацией по общим аспектам коллективных соглашений и прав и обязанностей всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством; эта информация предоставляется в соответствии с национальным законодательством и практикой, учитывая соответствующие функции и задачи заинтересованных организаций трудящихся и предпринимателей.
Одним из важных направлений государственной политики занятости в развитых капиталистических странах является оказание помощи незанятому населению в профподготовке и переподготовке.
В США в 1982 г. вошел в силу закон "О паритетной профподготовке рабочей силы". Закон предусматривает субсидии штатам на профподготовку и трудоустройство незанятого населения, причем 40% субсидий идет на организацию работы для молодежи.
Безработица среди молодежи - предмет особого внимания со стороны государственных и общественных органов многих стран.
Психологически неустойчивая, подверженная воздействию негативного социального влияния безработная молодежь является питательной средой для роста наркомании, преступности, социальных конфликтов. Антисоциальное поведение молодежи деструктивно влияет и на ее подготовку и участие в общественном производстве, отчего страдает само качество рабочей силы:
квалификация, профподготовка, отношение к труду.
Помощь в профподготовке молодежи за рубежом осуществляется либо с помощью разработки и принятия специальных программ на уровне законодательных органов, либо путем совместного участия государства и предприятий в организации профподготовки и переподготовки кадров.
Так, в Великобритании в 1983 г. законодательно введена в действие программа профессионального обучения молодежи.
Первоначально программа профобучения предусматривала одногодичный период профподготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течение 13 недель. С 1986 г. программа стала включать в сферу своего действия молодежь 16 лет, окончившую школу и для которой предусматривалась помощь в течение двух лет, и молодежь 17 лет, также окончившая школу, но ей помощь предоставлялась уже в течение одного года. Для подростков-инвалидов программа предусматривает помощь до достижения ими 21 года.
Программы профподготовки финансируются спонсорами предпринимателями, местными органами власти, добровольными пожертвованиями. Молодежь, охваченная программой, получает материальную помощь в виде стипендий.
Аналогичные программы для помощи безработной молодежи разрабатываются и в других странах. Во Франции за последние 10 лет был принят ряд законов, предусматривающих меры по адаптации к трудовой жизни социально не защищенных слоев. Так, законом от 26 марта 1982 г. была одобрена программа курсов профподготовки для молодежи 16-18 лет по типу "сэндвич" (т.е. совмещение профподготовки на предприятии с работой), предусматривающая чередование профобучения и работы на производстве. В июне 1982 г. правительство одобрило план профессиональной подготовки и социальной интеграции для молодежи 16-25 лет. Законом от 24 февраля 1984 г. была одобрена программа альтернативной профподготовки для молодежи на межпрофессиональном уровне. 26 сентября 1984 г. правительством была принята Программа действий по занятости, имеющая целью интеграции молодежи в трудовую жизнь. Программа предусматривает налоговые скидки на осуществление программ ученичества и продолжающиеся виды профподготовки.
В 1985 году была законодательно установлена система общественных работ для молодежи, содействующая найму молодежи до 21 года на неполное рабочее время - до 80 часов в месяц - в течение от 3 месяцев до 1 года. Декрет от 26 мая 1986 г. увеличил этот период на 6 месяцев, а декрет от 20 марта 1987 г.
- до 2 лет.
Ордонанс от 17 июля 1986 г. ввел чрезвычайные меры по обеспечению занятости молодежи в возрастной группе 18-25 лет, у которой безработица в 2,5 раза превышает средний уровень по стране. Ордонанс освобождает полностью от взносов в фонды социального обеспечения предприятия, организующие у себя профподготовку безработной молодежи в любых ее формах:
альтернативную, ученичество, другие виды производственного обучения. Если предприятия принимают на работу молодежь, прошедшую такую профподготовку, они освобождаются от уплаты взносов в фонды социального обеспечения на 50%, и на 25%, если принимают молодежь, не прошедшую обучение.
В Италии в 1985 г. был принят 10-летний план по занятости, подготовленный Министерством труда. План предусматривает разработку и проведение двух комплексов мер: по содействию гибкости рынка труда, куда входят новые модели управления рабочим временем и программы профподготовки, и по содействию занятости.
План 1985 г. реализовывал закон о занятости молодежи 1977 г., который предусматривал заключение контракта по профподготовке молодежи на четыре года (1977-1980). Молодежь работала в компании, но часть времени была обязана посещать курсы по профподготовке, организованные региональными властями. Закон предусматривал льготы для предпринимателей в виде освобождения от налога в систему страхования.
Законодательства стран рыночной экономики по-разному подходят к определению размера пособий лицам, охваченным программами профподготовки. При этом можно выделить три подхода законодателей в этом вопросе. Во-первых, стипендия должна соответствовать разумному уровню жизни работника и его семьи.
Во-вторых, оплата должна быть достаточна, чтобы привлечь людей к этой программе. Однако она должна быть не так высока, чтобы люди продолжали оставаться в рамках этой программы и не искали другой работы. В-третьих, выплаты должны создавать правильное представление о возможностях работников, чтобы они не требовали слишком многого от других нанимателей в будущем.
В США предприниматели, участвующие в программах по профподготовке и трудоустройстве молодежи в соответствии с законом "О паритетной профподготовке рабочей силы", сами решают, выплачивать ли молодежи стипендии, равные минимальной заработной плате, или предоставлять им единовременные выплаты на период профподготовки.
В других странах - ФРГ, Швеции - программы содействия занятости молодежи предусматривают для молодых работников тот же уровень заработной платы, что и для других работников (не участвующих в программах), занятых на аналогичных работах.
В соответствии с условиями других программ (программа профобучения в Великобритании, программа профподготовки молодежи во Франции) участникам выплачивались месячные пособия, установленные ниже уровня минимальной заработной платы.
Конституцией России гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Государство в необходимых случаях создает условия для получения профессиональной подготовки лицам, не имеющим основного общего образования. Профессиональная подготовка может быть получена в профессиональных училищах, а также в образовательных подразделениях предприятий, учреждений, организаций, имеющих соответствующую лицензию.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Оно может быть получено в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной программе.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию);
посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Комментарий к статье 10 Закона

Правовой базой самостоятельного трудоустройства россиян за границей является Конституция РФ, в соответствии с которой они могут свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 27, ч. 2). Для получения работы за границей россиянину необходимо согласие на его трудоустройство, для чего требуется оформить как минимум три документа:
разрешение на право въезда в иностранное государство;
разрешение на работу, выданное Министерством труда или аналогичными организациями принимающей страны; вид на жительство, за которым нужно обратиться в Министерство внутренних дел государства-работодателя.
Наибольшие гарантии работнику предоставляются при заключении индивидуального контракта. Мигранты с индивидуальными контрактами, как правило, трудятся в течение 12 месяцев, в отличие от работников, занятых работой по конкретному проекту или осуществляющих деятельность в течение определенного периода времени, поэтому к ним в основном применяется принцип недискриминационности, закрепленный в международных правовых нормах.
Комплекс основных прав и интересов трудящихся-мигрантов составляют конвенции МОТ: N 97 "О трудящихся-мигрантах" (1949 г. ), N 118 "О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (1962 г.), N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.), N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.), а также Международная конвенция ООН "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (1990 г.).
В процессе заключения трудового контракта достигается соглашение по перечню и содержанию обязательных и документальных условий контракта. Целесообразно, чтобы контракт проходил аттестацию в официальных органах стран происхождения (обычного проживания) и/или въезда. Его подписывают в двух экземплярах, один из которых хранится у работодателя, а другой - у работника. Подписанный контракт служит основанием для возникновения трудовых отношений. Контракт заключается в письменной форме.
Предметом трудового контракта являются прежде всего трудовые отношения, в которые вступают по обоюдному согласию зарубежный работодатель и работник. При этом преследуется цель максимально возможного учета интересов договаривающихся сторон путем определения их взаимных обязательств. Поскольку контракт является основным актом, регулирующим взаимоотношения сторон, условия его должны быть незыблемыми в течение всего срока его действия. Изменения могут быть допущены лишь по обоюдному согласию.
В контракт включают обязательные условия, без которых контракт не считается заключенным, и дополнительные, или факультативные, условия, включение которых зависит от воли сторон.
В соответствии с Рекомендацией МОТ N 86 "О трудящихся-мигрантах" (1949 г.) контракт содержит все необходимые сведения, как, например:
имя и фамилия трудящегося, а также место и дата рождения, его семейное положение, местожительство и место вербовки;
характер работы и место ее исполнения;
профессиональная категория, в которую зачисляется работник, и трудовые функции;
размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни, а также порядок выплаты заработной платы;
любые премии, надбавки и пособия;
условия, при которых предприниматель может быть уполномочен производить удержания из вознаграждения заинтересованного лица, и размер этих удержаний;
условия предоставления питания в тех случаях, когда пища отпускается предпринимателем;
срок действия контракта, а также условия его возобновления и расторжения; основания на досрочное расторжение контракта;
условия, на которых разрешается въезд на территорию иммиграции и пребывание на ней;
порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи;
порядок покрытия расходов по возвращении на родину;
другие условия.
Рекомендуется, чтобы трудовой контракт переводился на понятный мигранту язык, и до его выезда либо, если на то последует согласие обеих сторон, по прибытии в страну работы по найму ему вручался один экземпляр контракта.
В трудовых контрактах иностранных работников должны содержаться определенные гарантии защищенности. Для таких групп, как женщины, молодежь, пожилые, а также моряки, рыбаки, докеры, работники на плантациях, няни, медицинские сестры и др., должны быть предусмотрены дополнительные минимальные гарантии. Для них требуется соответствующий набор условий по контракту, и их можно найти в отдельных нормах, установленных международными организациями.
Остановимся на следующих условиях контракта и их правовом обеспечении.
1. Заработная плата Страны, предоставляющие работу по найму и преследующие цель получения экономических выгод от вынужденного пополнения своей рабочей силы, могут не обратить достаточного внимания на социальные нужды трудящихся, в отношении которых они не испытывают такого же чувства ответственности, как в отношении собственных граждан. В некоторых регионах практикуются разные ставки заработной платы не только между национальными и иностранными трудящимися, но даже среди самих трудящихся-мигрантов в связи с неодинаковыми уровнями оплаты труда, на которые люди, прибывающие из разных стран, готовы согласиться.
Такое отношение противоречит Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что "каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд".
Это также не соответствует конкретным нормам, касающимся равенства обращения, включенным в Конвенцию МОТ N 97 "О трудящихся-мигрантах".
В трудовых контрактах следует детализировать формы оплаты труда, способы и периодичность выплаты. Эти положения зафиксированы в ст. 14 Конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.) и сопровождающей ее Рекомендации МОТ N 85 (ст. 6).
Что касается механизма фиксации минимальных ставок заработной платы, то в отношении трудового контракта могут иметь значение следующие положения относительно трудящихся-мигрантов, предусмотренные в параграфе 23 Рекомендации МОТ N 100 (1955 г.):
а) принятие шкалы минимальных ставок заработной платы, составленной таким образом, чтобы наименьшая ставка, включая любые надбавки, давала возможность трудящемуся-мигранту, приступающему к неквалифицированной работе, по крайней меры удовлетворять свои минимальные потребности в соответствии с нормами, принятыми в данном районе, с учетом нормальных потребностей семьи;
б) периодическое установление минимальных ставок заработной платы: либо путем коллективных договоров, свободно заключаемых между профсоюзами, которые представляют соответствующих трудящихся, и соответствующими предпринимателями или организациями предпринимателей;
либо компетентным органом власти в соответствии с принципом, изложенным в подпункте "а", если не существует соответствующей системы для установления минимальных ставок заработной платы путем коллективных договоров.
2. Оплачиваемый отпуск В соответствии со ст. 3 Конвенции МОТ N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (1970 г.) оплачиваемые ежегодные отпуска должны быть "ни в коем случае... не меньше трех рабочих недель".
В статье 4 Конвенции МОТ N 132 говорится, что лицо, продолжительность работы которого в течение любого года меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, имеет право за такой год на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности его работы в течение этого года. Согласно ст. 2 той же конвенции: "В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, отсутствие на работе по таким причинам, как болезнь, несчастный случай или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы".
В статье 6 той же конвенции указано, что официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни, независимо от того, приходятся ли они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска.
В статье 7 конвенции говорится: "Каждое лицо, пользующееся отпуском, предусмотренным в данной конвенции, получает за полный период этого отпуска по крайней мере свою нормальную или среднюю заработную плату, подсчитанную в соответствии с методом, определяемым компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране".
В соответствии со ст. 11 конвенции работающему по найму лицу, проработавшему установленный минимальный период, предоставляется после прекращения работы оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который он еще не получил отпуск, или вместо этого ему выплачивается компенсация или предоставляется эквивалентное право на будущий отпуск.
3. Срок контракта и прекращение занятости Срок контракта определяется соглашением сторон и, если действует соответствующее межгосударственное соглашение, в пределах сроков, устанавливаемых в последнем. Например, Протоколом между Министерством труда и занятости РФ и Министерством труда Финляндской Республики о сотрудничестве допустимая продолжительность действия контракта составляет, как правило, от 8 до 12 месяцев, и по согласованию сторон срок может быть увеличен до 18 месяцев в целом.
Контракт вступает в силу с момента его подписания. При этом следует отличать момент вступления в силу контракта от начала трудовой деятельности работника-мигранта. Вступление в силу контракта означает возникновение обязанности работника приступить к работе в срок, обусловленный соглашением сторон, и обязанности зарубежного предпринимателя предоставить в этот срок обусловленную работу. Неисполнение указанных обязанностей может повлечь наступление юридической ответственности сторон.
Такая ответственность может устанавливаться по соглашению сторон.
Что касается минимального срока контракта, то заключение его на непродолжительный срок, по-видимому, не дает возможности работнику полностью проявить свои знания и способности.
Компетентный и инициативный специалист не всегда заинтересован в установлении трудовых отношений, рассчитанных на непродолжительное время, и будет стремиться найти более продолжительную работу на другой фирме (предприятии).
Для контракта неприемлемо автоматическое продление срока. В каждом отдельном случае он может быть продлен или заключен на новый срок только по соглашению сторон, конечно, если иное не было предусмотрено в самом контракте.
Занятость мигрантов по трудовым контрактам носит ограниченный по продолжительности характер. Нормативные акты, принятые МОТ в 1982 г., предусматривают, что трудовые отношения с трудящимися не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения (Конвенция N 158, ст. 4).
Полномочия сторон контракта включают в себя право определять основания досрочного расторжения контракта по инициативе сторон. Изучение практики заключения трудовых контрактов позволяет выявить общую тенденцию: расторжение контракта допускается по предусмотренным законами принимающей страны основаниям. Помимо этого в качестве дополнительных оснований для расторжения контракта приводятся: невыполнение одной из сторон принятых на себя обязательств, болезнь или инвалидность, препятствующие выполнению трудовых функций, ликвидация фирмы и другие.
Соглашение сторон является универсальным основанием для расторжения контракта в любое время.
В соответствии со ст. 11 Конвенции N 158 "работник, с которым намечено прекратить трудовые отношения, имеет право быть предупрежденным об этом за разумный срок или имеет право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка, то есть такого проступка, в связи с которым было бы нецелесообразно требовать от предпринимателя продолжить с ним трудовые отношения в течение срока предупреждения".
А согласно ст. 12 Конвенции N 158 "трудящийся, трудовые отношения с которым были прекращены, имеет право в соответствии с национальным законодательством и практикой на выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы и которые выплачиваются непосредственно предпринимателем или из фонда, созданного из взносов предпринимателей".
4. Воссоединение с семьей Решение вопроса о том, могут или нет члены семьи мигранта по трудовому контракту сопровождать или присоединиться к нему, остается в компетенции каждого суверенного государства.
Согласно Конвенции МОТ N 143, ст. 13: "Каждый член организации может принять все необходимые меры в рамках своей компетенции по сотрудничеству с другими государствами-членами в целях содействия воссоединению семей всех трудящихся-мигрантов, проживающих на его территории на законном основании".
В параграфе 13 Рекомендации МОТ N 151 говорится более детально:
"Правительствами стран, предоставляющих работу, и стран-поставщиков рабочей силы должны быть приняты все возможные меры для содействия скорейшему воссоединению семей трудящихся-мигрантов. Эти меры должны включать принятие, если необходимо, законов и правил и заключение двухсторонних и многосторонних соглашений".
В случае, если семья трудящегося-мигранта, проработавшего по крайней мере один год в стране, предоставляющей работу, не может воссоединиться с ним, он должен иметь право:
а) либо посетить страну проживания его семьи в течение своего ежегодно оплачиваемого отпуска, на который он имеет право в соответствии с национальным законодательством и практикой страны, предоставляющей работу, не теряя за время своего отсутствия в стране приобретенных или приобретаемых прав, в частности права на невозможность в течение этого периода уволить его или запретить его проживание в стране, предоставляющей работу;
б) либо на приезд этой семьи на время, которое не должно быть менее продолжительности оплачиваемого отпуска, на который он имеет право.
5. Медицинское освидетельствование при найме на работу за рубежом и по возвращении на родину Конвенцией МОТ N 97 в ст. 5 предусмотрено, что соответствующие медицинские службы ответственны за удостоверение в случае необходимости того, что как в момент отъезда, так и по приезде трудящиеся-мигранты и члены их семей, которым разрешено их сопровождать или присоединяться к ним, находятся в удовлетворительном состоянии здоровья.
Рекомендация МОТ N 100, параграф 8, предусматривает, что должны быть приняты меры для проведения бесплатного медицинского осмотра трудящихся-мигрантов при их отъезде на работу или при начале работы, а также при окончании работы.
6. Проезд в государство работы по найму и обратно В соответствии с Рекомендацией МОТ N 100, параграф 7, (а) предполагается, что в положении о наборе или в контрактах должно найти место обязательство вербовщика или за неимением такового предпринимателя оплачивать проездные расходы трудящихся и в соответствующих случаях их семей.
7. Предоставление жилища Проживание трудящихся-мигрантов подробно раскрывается в Рекомендации МОТ N 151. Однако в ней не разрешен вопрос, непосредственно интересующий мигранта по трудовому контракту: должен ли предприниматель нести расходы за обеспечение и оплату проживания.
Рекомендация МОТ N 100 (параграфы 21 и 22) отвечает на этот вопрос таким образом: "Меры, которые должны быть приняты для обеспечения жилищем трудящихся-мигрантов, должны быть направлены, в частности, на предоставление этим трудящимся - либо за счет предпринимателя, либо путем оказания соответствующей финансовой помощи, либо другим путем - жилища, отвечающего установленным нормам, за разумную плату по отношению к заработной плате трудящихся различных категорий.
Компетентный орган власти должен обеспечить создание удовлетворительных жилищных условий для трудящихся-мигрантов.
Он должен, кроме того, определять минимальные жилищные нормы и осуществлять строгий контроль за применением этих норм. Он также должен устанавливать права трудящегося, от которого могут потребовать освободить жилище при уходе с работы, и должен принимать все необходимые меры для обеспечения соблюдения этих прав.
Компетентный орган власти территории иммиграции обеспечивает мигрантов и членов их семей подходящим жилищем, удовлетворяющим требованиям гигиены, поскольку таковое имеется в наличии".
8. Социальное обеспечение Вопросы социального обеспечения, касающиеся трудящихся-мигрантов, должны решаться в соглашениях между странами приема и странами выезда и находить отражение в контракте.
Защита трудящихся-мигрантов рассматривается в нормативных документах МОТ под углом зрения равенства обращения, а также поддержания приобретенных прав и прав в процессе приобретения, включая выплату пособий лицам, находящимся за границей.
Трудящийся-мигрант, покидающий страну занятости, должен иметь право в соответствии с действующей в стране практикой на пособия в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями и на возмещение взносов в систему социального обеспечения, которые в соответствии с национальным законодательством или международными соглашениями не дали или не дадут ему право на пособия. Когда взносы не могут дать ему право на получение пособия, следует принять все меры для заключения двухсторонних или многосторонних соглашений с целью защиты прав мигрантов.
9. Переводы денежных средств и отложенная выплата Переводы денежных средств - это обычный побочный продукт миграции по трудовому контракту. Они могут стать необходимостью для поддержания семьи, с которой работник временно расстался или вынужден был расстаться (см. Рекомендацию МОТ N 86, приложение "Типовое соглашение...", ст. 13 и Рекомендацию МОТ N 106, параграф 480). Такие вычеты из заработной платы разрешаются только на условиях и в степени, предусмотренной национальными законами или положениями или зафиксированными коллективными договорами (Конвенция МОТ N 95, ст. 8; Рекомендация МОТ N 100, параграф 28).
Многие страны выезда трудящихся-мигрантов, рассматривая приток иностранной валюты в качестве главной выгоды от трудовой миграции, временами стремятся максимально использовать получаемые от этого экономические выгоды, налагая на своих сограждан, работающих за границей, обязательства по переводу определенной доли (иногда большей части) их заработка в страну происхождения. Конечно, должны иметься возможности для того, чтобы трудящиеся делали денежные переводы, если они того желают (как это действительно предусмотрено Конвенцией МОТ). С другой стороны, элементарная свобода трудящегося распоряжаться своим заработком, гарантированная Конвенцией N 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.), должна уважаться.
Практикуется также, к примеру в южноафриканском регионе, добровольная или обязательная отложенная выплата. В азиатском регионе можно встретить добровольные, а также обязательные переводы средств. Отложенная выплата накапливается у работника к концу его контракта и выдается по его возвращении домой.
10. Возвращение на родину Стандарты МОТ, касающиеся организуемых на правительственном уровне коллективных (групповых) выездов, предусматривают (в частности, Конвенция МОТ N 97, приложение II, ст. 9), что если трудящийся-мигрант, выехавший на территорию государства-члена, по независящим от него причинам не в состоянии получить работу, для которой он был завербован, или какое-либо другое подходящее занятие, то расходы по его возвращению, так же как и по возвращению членов его семьи, которым было разрешено его сопровождать или присоединиться к нему, включая административные расходы, расходы по перевозке и содержанию вплоть до конечного пункта назначения, а также расходы, связанные с перевозкой его домашнего имущества, не возлагаются на мигранта.
Кабинет Министров Совета Европы 13 апреля 1976 г. (резолюция 25) утвердил Типовой контракт на работу трудящихся-мигрантов, который приводится ниже.

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 11 Закона

При реализации прав граждан, предоставляемым настоящим законом, возникают конфликты. Наиболее распространенными являются споры в связи с отказом службы занятости в признании граждан безработными, выплате пособия по безработице, выплате стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости с предоставлением льгот и компенсаций высвобождаемым из организаций работникам в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, при расторжении трудового договора.
Обращению гражданина в суд может предшествовать подача им жалобы на должностное лицо или на орган службы занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: гражданин сам решает, куда ему целесообразнее направить жалобу.
Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека, а также закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" значительно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.
Гражданами могут быть обжалованы в суд любые действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений или должностных лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Под иным порядком судебного обжалования действий (бездействия) и решений органов, а также должностных лиц следует понимать такой порядок, который специально установлен соответствующим законодательством.
К государственным органам, действия и решения которых могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ и другими законодательными актами для осуществления своей деятельности.
К органам местного самоуправления, действия и решения которых могут быть обжалованы в суд, относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В судебном порядке на основании названного выше закона могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений и должностных лиц), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
На практике имеют место жалобы от высвобожденных с предприятий граждан, которые ищут работу, но им по каким-либо причинам не присваивают статус безработного, не выплачивают пособие по безработице. Часто возникают конфликты между безработными и сотрудниками службы занятости по поводу прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижение его размера и др.
Учитывая это, в порядке, предусмотренном указанным выше законом, могут быть обжалованы в суд любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера.
Жалоба на действия должностных лиц органов службы занятости населения может быть подана как самим гражданином, полагающим, что его права и свободы нарушены, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем общественной организации, трудового коллектива.
Полномочия представителя общественной организации, трудового коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из постановления общего собрания либо выборного органа общественной организации или коллектива.
Обращение гражданина с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не лишает его права на обращение в суд с аналогичной жалобой, если вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом в удовлетворении жалобы было отказано полностью либо частично или когда гражданин не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы вышестоящему органу или должностному лицу.
Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства либо по месту нахождения органа, учреждения, предприятий и их объединений, общественной организации, должностного лица.
Жалоба подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, и в месячный срок со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего в порядке подчиненности органа или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен от них письменный ответ на жалобу.
Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы.
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего жалобу.
Жалоба на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, должностных лиц оплачивается государственной пошлиной.
В жалобе должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с момента ее подачи.
Установив, что государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие и их объединение, общественная организация или объединение реорганизованы либо ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к участию в деле их правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина.
Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа (организации), к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. В случае удовлетворения жалобы суд возлагает на руководителя этого органа (организации) обязанность восстановить нарушенные права и свободы заявителя.
Установив обоснованность доводов жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права.
В решении об удовлетворении жалобы необходимо указать правовые нормы, нарушенные обжалуемым действием (решением), и конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения.
Суд обязан направить копию решения соответствующему органу, объединению или должностному лицу не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу для устранения допущенного нарушения.
Суд обеспечивает контроль за исполнением решений об удовлетворении жалоб, имея в виду, что соответствующий орган, объединение или должностное лицо обязаны сообщить суду и гражданину об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения решения.
В разных странах рыночной экономики для разрешения конфликтов в сфере занятости процедуры имеют свои особенности. Однако можно выделить и общие черты, присущие многим государствам.
Жалоба безработного относительно условий выплаты ему пособия или отказа в выплате на первом этапе рассматривается самим административным органом, принявшим оспариваемое решение, или же, в отдельных случаях, комиссией по апелляциям, созданной этим административным органом. Затем при неудовлетворительном для безработного решении его жалоба может быть подана в вышестоящую организацию.
Следующая инстанция, куда может обратиться безработный, судебная. Хотя следует отметить, что безработный может с самого начала обратиться в суд, минуя административные органы, вынесшие не удовлетворяющее его решение.
Из этого правила, которого придерживаются развитые капиталистические страны, есть, однако, и исключения. Например, в Австрии единственной апелляционной инстанцией являются земельные бюро по занятости. В Великобритании были попытки превратить административные органы в полноправные судебные инстанции по рассмотрению жалоб безработных, но в дальнейшем от такой практики отказались.
В Японии, Канаде, Швейцарии, Норвегии, Дании, Финляндии действуют судебные апелляционные комиссии на основе трехстороннего представительства для решения споров, связанных с выплатой пособий.
В других странах рассмотрение жалоб по поводу пособий по безработице в первой и второй инстанциях является функцией либо судов по трудовым спорам (Бельгия, Испания), либо судов, занимающихся общими вопросами (ФРГ, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария).
Судебной инстанцией, которая выносит окончательное решение, как правило, являются верховные суды общей юрисдикции - кассационный во Франции, верховный в Испании и Португалии, апелляционный в Великобритании.
Интересы истца в судах могут быть представлены не только адвокатами, но и представителями общественных организаций.
Например, в США защиту безработных в судебных инстанциях могут осуществлять и представители профессиональных союзов.

Глава 3. Гарантии государства в области занятости

Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
1. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
2. Государство гарантирует безработным гражданам:
бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации по
направлению органов службы занятости;
обеспечение социальной поддержки;
компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Комментарий к статье 12 Закона

В данной статье отражены гарантии реализации права на труд для всех граждан РФ, а также гарантии безработных граждан.
Основы правового регулирования труда закреплены в Конституции РФ (ст. 37). Государство гарантирует гражданам РФ свободу, что означает и свободный для гражданина выбор рода деятельности и профессии, в том числе с разными режимами труда.
На базе Конституции это право реализуется: на федеральном уровне законами (главный из них - Кодекс законов о труде РФ) и подзаконными актами РФ; на уровне субъектов Федерации законами и подзаконными актами субъектов Федерации; на уровне определенной профессии, отрасли, территории соглашениями; на уровне предприятий, учреждений, организаций коллективными договорами.
Юридическим оформлением выбора гражданина является заключение им трудового договора с работодателем; в договоре по соглашению сторон устанавливается трудовая функция работников. Свободный характер труда с юридической точки зрения выступает как договорный характер труда.
Государством гарантируется гражданам охрана труда, которая представляет собой систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, саниторно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
в) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;
е) на обучение безопасным метода и приемам труда за счет средств работодателя;
ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;
и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;
к) на участие в проверке и рассмотрение вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
Правовая защита работника от необоснованного увольнения регулируется КЗоТ РФ и включает в себя:
- ограничение возможности для предприятия заключения с работником срочного трудового договора (контракта) с последующим увольнением этого работника по истечении срока действия такого контракта;
- недопустимость для предприятия перевода работника без его согласия на другую постоянную работу и увольнения работника за отказ от такого перевода;
- установление оснований и порядка увольнения работника, в том числе по инициативе администрации;
- признание за работником права на индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Администрация предприятия (ст. 24 КЗоТ) не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом). В связи с этим перевод на другую работу на том же предприятии, а также перевод на работу на другое предприятие либо в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, допускается только с согласия работника, за исключением случаев производственной необходимости (ст. 26 КЗоТ) и простоя (ст. 27 КЗоТ).
В соответствии со ст. 33 КЗоТ трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации лишь в случаях:
1) ликвидации предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников;
2) обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;
3) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;
4) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
5) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установлении инвалидности;
6) восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
7) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
8) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия.
Не допускается увольнение работника по инициативе администрации в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по пункту 5) и в период пребывания работника в ежегодном отпуске, за исключением случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации.
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется лицам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 34 КЗоТ). Речь идет об отношении человека к работе, уровне выполнения производственных заданий, наличии поощрений за успехи в труде и т.п., а также о полученном образовании, присвоенном разряде, стаже работы по данной специальности и т.д.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается лицам, указанным в ч. 2 ст. 34 КЗоТ. Все они обладают равным правом для оставления на работе. Могут возникнуть и другие обстоятельства, в силу которых за работником может быть признано преимущественное право на оставление на работе.
Статья 12 настоящего закона гарантирует безработным гражданам бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости.
В соответствии со ст. 12 государство гарантирует безработным гражданам бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости.
Основная цель профессиональной ориентации - оказывать содействие гражданам, обращающимся в службу занятости, в получении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателя и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.
Кроме того, службы занятости могут оказать дополнительные услуги по:
профессиональной информации населения, в т.ч. учащейся молодежи;
психологической поддержке граждан, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению;
профессиональному отбору принимаемых на работу лиц по договорам с работодателями.
Безработным гражданам при отсутствии подходящей работы, исходя из потребностей рынка труда, требований работодателей, с учетом индивидуальных интересов и склонностей, службой занятости могут быть предоставлены следующие услуги:
профессиональная подготовка (первоначальное обучение);
переподготовка (переобучение);
освоение второй (смежной, совмещенной) профессии;
повышение квалификации по имеющейся профессии, специальности, роду трудовой деятельности.
Профессиональное обучение может проводиться по дневной или вечерней (сменной), очно-заочной, групповой или индивидуальной формам, быть ускоренным с учетом опыта работы, уровня профессиональной подготовки обучаемых, совмещаться с участием граждан в оплачиваемых общественных работах.
Обучение должно носить интенсивный, краткосрочный характер и увеличивать вероятность трудоустройства граждан по полученным профессиям, специальностям, роду трудовой деятельности.
Безработным гражданам предоставляется возможность включиться в процесс обучения круглогодично. Важно, чтобы у граждан формировалась прямая и реальная заинтересованность в переходе от состояния безработицы к профессиональному обучению и от обучения к занятости.
Статья 12 предусматривает гарантию безработным гражданам на компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению службы занятости.
Например, в целях регулирования льгот для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность Правительство РФ приняло постановление от 25 мая 1994 г. N 533. Этим постановлением установлено, что переселение граждан и членов их семей в сельскую местность органами ФСЗ для работы на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса независимо от их принадлежности и формы собственности, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также для работы в учреждениях народного образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, правоохранительных органах, на предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания и связи на селе (в дальнейшем - хозяйство вселения) осуществляется строго в соответствии с договором о переселении и при обязательном наличии жилой площади в хозяйстве вселения.
Семье, заключившей договор о переселении в сельскую местность для постоянной работы, предоставляется право на:
получение за счет средств федерального бюджета единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в объеме пяти минимальных размеров оплаты труда и оплату стоимости проезда железнодорожным транспортом, а в местностях, не имеющих этого вида сообщения, другими видами транспорта и провоза домашнего имущества весом до пяти тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения;
получение отдельного жилого дома (квартиры) с надворными постройками и приусадебным участком на условиях, предусмотренных договором, который заключается между переселяющейся семьей и хозяйством вселения или органом местного самоуправления;
бронирование сроком на три года жилой площади (кроме приватизированной) по месту проживания до переселения.
Документом, удостоверяющим право на получение этих льгот, является переселенческий билет, выданный ФСЗ на основании договора о переселении.
Органам исполнительной власти субъектов РФ указанным постановлением рекомендовано органам местного самоуправления и хозяйствам вселения за счет своих средств:
выплачивать семьям переселенцев дополнительное безвозмездное пособие, компенсировать расходы по оплате суточных на время нахождения в пути;
предоставлять семьям, переселившимся в сельскую местность, долгосрочную беспроцентную ссуду на хозяйственное обзаведение;
предусматривать в бюджетах соответствующих территорий в составе расходов на здравоохранение ассигнования на проведение медицинского освидетельствования граждан, переселяющихся в сельскую местность;
обеспечивать бесплатно топливом по действующим нормам семьи переселенцев в течение первых двух лет после переселения;
выдавать безвозмездно семьям переселенцев для организации личного подсобного хозяйства домашний скот, птицу и в течение первого года после переселения оказывать помощь в приобретении кормов.
При нарушении условий договора о переселении по вине ФСЗ, местного самоуправления или хозяйств вселения переселившимся работникам и членам их семей оплачиваются расходы на переезд и провоз имущества к прежнему месту жительства или новому месту вселения за счет средств виновной стороны.
В случае выбытия семьи переселенцев из хозяйства вселения без уважительных причин до истечения трехлетнего срока с момента вселения с нее полностью взыскиваются финансовые средства, изымаются жилые помещения с надворными постройками и приусадебным участком, предоставленные ей в соответствии с настоящим постановлением.
Льготы, предусмотренные настоящим постановлением, действуют на территории следующих субъектов РФ:

Республика Алтай Кемеровская область
Республика Башкортостан Кировская область
Республика Калмыкия-Хальмг Костромская область
Тангч Курганская область
Республика Карелия Курская область
Республика Коми Нижегородская область
Республика Марий Эл Новгородская область
Республика Мордовия Новосибирская область
Республика Саха (Якутия) Омская область
Республика Татарстан Оренбургская область
Республика Тыва Орловская область
Удмуртская Республика Пензенская область
Республика Хакасия Пермская область
Чувашская Республика Псковская область
Алтайский край Ростовская область
Красноярский край Рязанская область
Приморский край Саратовская область
Хабаровский край Свердловская область
Амурская область Смоленская область
Архангельская область Тамбовская область
Брянская область Тверская область
Владимирская область Томская область
Волгоградская область Тульская область
Вологодская область Тюменская область
Ивановская область Челябинская область
Иркутская область Читинская область
Калининградская область Ярославская область
Калужская область Еврейская автономная область

В статье 12 закона "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки (подробнее об этом будет рассмотрено в комментариях к ст. 27-37 настоящего закона);

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
"Механизм введения квоты определяется Правительством Российской Федерации.".
3. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Комментарий к статье 13 Закона

Перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы представлен в ст. 5 настоящего закона.
Остановимся на гарантиях для некоторых групп граждан. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
организации обучения инвалидов новым профессиям.
К таким мероприятиям относится и квотирование рабочих мест на предприятиях для инвалидов. Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для этой категории граждан (в процентах к среднесписочной численности работников), которых работодатель обязан трудоустроить. Она устанавливается в соответствии с законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Порядок определения квоты утверждается указанными органами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в фонд занятости.
Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению службы занятости фонд занятости перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.
Инвалидам, занятых в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительно оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной календарной недели.
Для трудоустройства инвалидов создаются специальные рабочие места. Это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, фонда занятости, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Дополнительные гарантии выпускникам учебных заведений регулируются Положением об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика", утвержденным приказом ФСЗ от 22 ноября 1994 г. N 150.
Решение об организации "Молодежной практики" принимает районный (городской) центр занятости на основе анализа ситуации, сложившейся на региональном рынке труда, и при наличии средств бюджета регионального фонда занятости.
Центры занятости, исходя из стабильности финансового положения предприятия и перспектив его развития, заключает с ним договор об организации "Молодежной практики".
Подбор безработной молодежи для участия в "Молодежной практике" осуществляется исходя из того, что подросток состоит на учете в центре занятости в качестве безработного свыше трех месяцев.
При этом в исключительных случаях для выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования и лиц, не завершивших его по каким-либо причинам, в случае их отказа от профессиональной подготовки направление на "Молодежную практику" может предлагаться со дня признания их безработными. Учитывается отсутствие в период подбора участников подходящей для них работы; последние могут быть в возрасте от 16 до 26 лет включительно.
Направление на "Молодежную школу" производится только с согласия безработного. С предприятием, которое дало согласие на прием безработной молодежи на ученические рабочие места, центр занятости заключает договор о создании дополнительного рабочего места. В нем предусматривается количество принимаемых на работу граждан, перечень профессий (специальностей), по которым работодатель принимает безработную молодежь, обязательства обеспечить получение ею профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями, определенными общеотраслевыми квалификационными характеристиками профессий. На работодателя возлагается составление индивидуального учебного плана для конкретного работника на основе примерной образовательной программы для подготовки кадров на производстве.
Работодатель, определивший безработного на ученическое рабочее место, заключает с ним срочный трудовой договор (контракт) сроком до шести месяцев, в котором указывается, по какой профессии (специальности) он принят на ученическое рабочее место, с внесением соответствующей записи в трудовую книжку.
Работодатель представляет центру занятости копию приказа о зачислении гражданина на ученическое рабочее место по конкретной профессии (специальности) и копию учебного плана не позднее трех дней со дня приема на работу.
Центр занятости, получивший подтверждение о трудоустройстве гражданина на ученическое рабочее место, снимает его с учета в качестве безработного со дня приема на работу.
Службы занятости организуют работу по трудоустройству подростков при посредничестве молодежных и подростковых бирж труда, предприятий временного найма, других предприятий или общественных организаций на основе договоров. Они также организуют эту работу и заключают договоры непосредственно с организациями, в том числе и на создание временных дополнительных рабочих мест.
Центры занятости наряду с традиционной индивидуальной формой трудоустройства оказывают помощь в формировании бригад и групп подростков для работы по договорам с работодателями, в том числе направляют подростков на работу совместно с их родителями.
Подростки в возрасте от 14 до 16 лет имеют право на получение помощи от органов службы занятости в трудоустройстве. Приказом ФСЗ N 94 от 26 апреля 1995 г. утверждено Положение о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан. Этим актом определены основные принципы деятельности органов службы занятости по организации трудоустройства на временную работу учащихся образовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте 14-18 лет, а также подростков, по каким-либо причинам не являющихся учащимися на момент обращения в службу занятости.
Законодательство РФ предоставляет дополнительные гарантии для граждан, уволенных с военной службы. В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей установлены следующие дополнительные права по трудоустройству:
- предоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращения в органы службы занятости на государственных (муниципальных) предприятиях и организациях;
- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва на военную службу на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях или организациях, права поступления на работу на те же предприятия, в те же учреждения или организации, а за проходившими военную службу по призыву и офицерами, призывавшимися на военную службу на два года из запаса, также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
- преимущественное право оставления на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
- обеспечение гражданам, уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного приобретения профессионального образования.

Глава 4. Регулирование и организация занятости населения

Статья 14. Регулирование занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
создание федеральной государственной службы занятости населения.

Комментарий к статье 14 Закона

МОТ, начиная со своего создания, приняла целый ряд нормативных международных актов, направленных на снижение масштабов безработицы. Эти акты, основываясь на проверенном временем опытом многих стран, предлагали для решения этой задачи два пути: трудовое посредничество и страхование на случай безработицы. Принятые МОТ документы дали толчок к динамичному развитию законодательств многих стран по регулированию вопросов безработицы, ограничивая принятие законодательных актов проблемами смягчения последствий безработицы и развития контор трудового посредничества.
Нормативные акты, принятые МОТ в 40-х годах нашего столетия, позволили более широко взглянуть на проблему занятости, не забывая при этом о правах человека. Рекомендация МОТ "О занятости" (1944 г.), Рекомендация МОТ N 72 "О службе найма" (1944 г.) ставят задачу о службах занятости, которые должны заменить конторы трудового посредничества. Национальным правительствам предлагается пересмотреть свою роль в организации рабочей силы и рынка труда. Концепция поиска новых возможностей для занятости населения сменила идею индивидуальной помощи безработным. Эта концепция содержит впервые ссылку на активные методы в организации рынка труда.
Полная занятость представляется теперь не как теоретический посыл, а как реальная и вполне достижимая цель.
В 1948 г. было принято два нормативных акта МОТ: Конвенция N 88 и Рекомендация N 83 "Об организации служб занятости". В них безработица рассматривается как бич не только для отдельного человека, но и как результат плохого функционирования экономической системы.
В обязанность службы занятости входит не только помощь отдельным безработным, но и контроль за занятостью. Исходя из новых нормативных актов, полная занятость - это прежде всего результат рациональной организации рынка труда, которая сводится к устранению препятствий, мешающих его развитию, и попыткам его стабилизации. Службы занятости должны являться основным организатором и регулятором этого рынка.
В статье 1 Конвенции N 88, в частности, говорится: "Главная задача служб занятости должна заключаться в осуществлении совместно с другими заинтересованными государственными и частными организациями, если таковые имеются, наилучшей организации рынка труда, являющегося неотъемлемой частью государственной программы обеспечения и поддержания полной занятости".
Кроме определения задач служб занятости, конвенция подробно объясняет пути их решения: трудовое посредничество, поощрение профессиональной и географической мобильности и сбор информации о рынке труда. Эти нормативные акты не снимают со службы занятости ее традиционной социальной функции. Они напоминают, что эти службы должны способствовать управлению системой страхования на случай безработицы, а кроме этого, как и раньше, принимать меры по организации трудового посредничества для молодежи и определенных категорий работников, т.е. речь идет не о подмене одной функции другой, а о совмещении первоначальной социальной функции и экономической функции регулятора рынка труда. Эта двойная задача определяет как бы двойную суть службы занятости, что затрудняет иногда ее практическую реализацию.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>