<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Основным нормативным актом по данной проблеме является "Положение об организации общественных работ", утвержденное постановлением Минтруда РФ от 11 июня 1992 г.
Общественные работы организуются на предприятиях, в организациях и учреждениях региона независимо от их форм собственности и хозяйствования в целях: создания условий для временной занятости безработных, прежде всего не получающих пособие по безработице, и граждан, длительное время испытывающих затруднения с трудоустройством; предоставления временного заработка (трудового дохода) гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих работу, в том числе проходящим переобучение на новую профессию (специальность) по направлению органов службы занятости с целью оказания им материальной поддержки в период поиска постоянного места работы; приобщения к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст; трудовой реабилитации лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности.
Не допускается под видом общественных работ использовать имеющиеся у предприятий постоянные рабочие места и вакантные должности.
При необходимости вводятся в действие специальные программы общественных работ на республиканском (Российской Федерации), региональных и местных уровнях.
К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ в организациях,
находящихся в их собственности, и по договорам
- в других организациях.
При подготовке программ общественных работ в регионах определяются:
приоритетные направления организации общественных работ, их объемы и виды, исходя из масштабов безработицы, состава незанятого населения и необходимости развития социальной инфраструктуры в конкретном регионе;
предприятия муниципальной собственности, которые привлекаются к организации и проведению общественных работ, а также условия, способствующие развитию этих видов работ на других предприятиях региона независимо от форм собственности и хозяйствования;
льготы по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты, а также, при необходимости, выделение дотаций, субсидий и субвенций;
дополнительные льготы и социальные гарантии, сверх установленных законодательством о занятости населения, лицам, принимающим участие в общественных работах, за счет средств местного бюджета;
порядок и условия решения организационно-технических мероприятий при организации и проведении общественных работ (обеспечение служебными помещениями, средствами транспорта и т.п.).
К основным видам общественных работ могут относиться:
озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
осуществление мер экологического оздоровления регионов, в том числе работы по рекультивации земель, благоустройству территорий;
подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения, домов для престарелых и инвалидов и т.п.);
ирригационные работы;
отдельные работы при строительстве дорог, водопроводных, канализационных, газовых и других коммуникаций;
отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;
уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных;
восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений;
другие доступные виды трудовой деятельности.
Кроме того, организация и проведение общественных работ может предусматривать: применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени; создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите; организацию центров трудовой адаптации для учащейся и неучащейся молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов.
Отношения сторон, участвующих в организации и проведении общественных работ, регламентируются договорами, заключаемыми между органами службы занятости и исполнительной власти; органами службы занятости и предприятиями региона; предприятиями и гражданами, выполняющими отдельные виды и объемы общественных работ по направлению органов службы занятости; специализированными предприятиями и предприятиями региона; специализированными предприятиями, органами службы занятости и предприятиями региона.
Органы службы занятости заключают договоры с предприятиями данного региона с целью совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. При этом на орган службы занятости возлагается обязанность по направлению на предприятия граждан для выполнения работ, предусмотренных договорами, информирование населения о возможности их участия в этих работах.
Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.
В случае финансирования общественных работ за счет средств фонда занятости населения органы службы занятости осуществляют контроль за их использованием.
На общественные работы направляются граждане, прошедшие регистрацию в органах службы занятости населения в качестве лиц, ищущих работу, нуждающиеся в социальной защите и материальной поддержке.
Участие граждан в общественных работах допускается только на основании их добровольного согласия при соблюдении норм трудового законодательства. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодателем заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев.
Трудовой договор заключается на основе соблюдения принципов и норм, установленных действующим законодательством о труде РФ.
При заключении трудового договора следует учитывать период проведения работ и режим труда; условия труда и обеспечения необходимыми средствами труда; оплату труда и возможность распространения на временных работников льгот и преимуществ, действующих на предприятии; ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.
В случае предложения работнику постоянной работы указанный договор подлежит расторжению. Вопрос о сроках расторжения договора решается при необходимости при участии органов службы занятости в интересах гражданина. Отказ гражданина от участия в общественных работах не является основанием для признания, что ему предложена "подходящая" работа.
Предприятия не вправе отказывать лицам, направляемым органами службы занятости, в приеме на общественные работы, организация и проведение которых финансируется за счет средств местного бюджета или привлечения средств фонда занятости населения.
Гражданам, занятым на общественных работах, оплата труда производится за фактический объем работ в соответствии с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством, при условии полного рабочего дня (недели).
В период участия граждан из числа безработных в общественных работах за счет средств фонда занятости им устанавливаются доплаты к заработку в размере причитавшегося им пособия по безработице. При этом со дня заключения срочного трудового договора на участие в общественных работах максимальный период предоставления доплаты в суммарном исчислении не должен превышать шесть месяцев. Предприятия вправе устанавливать доплаты к заработной плате, а также предоставлять таким работникам иные льготы и преимущества.
При использовании гибких форм организации труда, неполного рабочего времени, работе в ночное время оплата труда производится в соответствии с действующим законодательством.
Со всех видов выплат, полученных за участие в общественных работах, осуществляются удержания, предусмотренные законодательством.
Финансирование общественных работ производится за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы, а также за счет средств соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда занятости населения, а основным источником финансирования общественных работ являются средства предприятий, для которых выполняются эти работы. Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социального и экономического развития территорий, а также за счет целевого финансирования.
В необходимых случаях к финансированию общественных работ привлекаются средства фонда занятости населения в размерах, определяемых сметами расходов органов службы занятости по статье "Общественные работы". Средства фонда занятости населения рекомендуется привлекать для финансирования общественных работ, организуемых для безработных граждан, не получающих пособие по безработице или длительное время испытывающих затруднения с трудоустройством.
Финансирование общественных работ в сфере развития социальной инфраструктуры может также строиться на основе добровольного объединения средств предприятий, местного бюджета, пожертвований граждан, благотворительных взносов. Такое объединение средств и возможностей оформляется соответствующим решением органа исполнительной власти либо договором.
При выделении предприятиям на организацию и проведение общественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств, а при предоставлении налоговых льгот предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ, - их отмену при недобросовестном выполнении предприятием принятых на себя обязательств (отказ в приеме, необоснованные требования к гражданам, нарушение условий договоров и т.п.). Условия возврата средств регламентируются заключаемыми договорами, а отмена налоговых льгот осуществляется в установленном законодательством порядке.
По согласованию с администрацией предприятий работникам, занятым на общественных работах, может предоставляться возможность поиска в рабочее время постоянного места работы (без сохранения оплаты труда за время отсутствия).
В районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников, занятых на общественных работах, распространяются льготы и компенсации, установленные действующими нормативными актами.
Контроль за соблюдением договоров между предприятиями и иными организациями в части организации и выполнения общественных работ осуществляется соответствующими органами службы занятости, а также другими государственными органами.
Показатели численности граждан, принимавших участие в общественных работах, включены в ежемесячную форму 1-т (трудоустройство) государственной статистической отчетности.

Глава 5. Участие работодателей в обеспечении занятости населения

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
реализации мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке.
3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
4. Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
5. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида.
Порядок и размеры внесения данной обязательной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
7. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Комментарий к статье 25 Закона

В соответствии с данной статьей работодатели-организации и физические лица, с которыми работник состоит в трудовых отношениях, обязаны содействовать занятости на основе соблюдения условий договоров (контрактов).
При заключении трудовых договоров (контрактов) необходимо пользоваться Рекомендациями по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной формой трудового договора (контракта), которые утверждены постановлением Минтруда РФ от 14 июля 1993 г.
Вопросы защиты занятости работников предусматриваются в таких правовых актах, регулирующих социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, какими являются коллективный договор и соглашение. Правовые основы разработки, заключения и выполнения этих правовых актов устанавливаются законом "О коллективных договорах и соглашениях", действие которого распространяется на всех работодателей, работников, представителей работников и работодателей, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В коллективные договоры и соглашения по договоренности сторон могут включаться вопросы создания условий для профессиональной подготовки, переобучения работающих, оказания помощи в трудоустройстве и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций.
В связи с тяжелым финансовым положением предприятий многие работники вынуждены простаивать и поэтому направляются работодателем в вынужденные отпуска. При этом необходимо руководствоваться ст. 94 КЗоТ, которая предусматривает оплату времени простоя не по вине работника (если работник предупредил администрацию о начале простоя) из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
Для совершенствования механизма материальной поддержки работников предприятий, учреждений и организаций, испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности, ФСЗ издала приказ от 6 марта 1995 г. N 44 об утверждении "Положения о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы".
Компенсационные выплаты за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ применяются как чрезвычайная краткосрочная мера материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и не прервавших трудовых отношений с работодателями.
Сумма выделяемых предприятию финансовых средств, условия (безвозвратная или возвратная основа) и период их предоставления устанавливаются органами службы занятости, исходя из наличия средств по соответствующей статье расходов фонда занятости, уровня безработицы в регионе, а также финансового состояния предприятия. Продолжительность периода выплаты не должна превышать 4 месяцев (подряд либо в сумме календарных дней) в течение календарного года.
Компенсация выплачивается работникам, состоящим в штате предприятия и не получающим пенсию по возрасту, включая льготные пенсии. Они не предоставляются работникам, занятых на сезонных и временных работах, совместителям, а также лицам, работающим у граждан по договорам (контрактам). Компенсационные выплаты могут предоставляться с первого дня нахождения работника в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы. Компенсации выплачиваются работникам в размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством. Органы службы занятости вправе увеличивать размер компенсационных выплат до 3-кратной величины минимального размера оплаты труда при условии их участия в работах, организуемых на предприятии или исполнительными органами государственной власти данной территории.
Для выделения финансовых средств на компенсационные выплаты работникам администрация предприятия (работодатель) обращается в органы службы занятости с заявлением. В заявлении указываются:
условия выделения финансовых средств (на возвратной или безвозвратной основе);
численность работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
предполагаемая сумма и продолжительность предоставления компенсационных выплат.
К заявлению о выделении финансовых средств прилагается:
- копия приказа о предоставлении работникам предприятия вынужденных отпусков без сохранения заработной платы;
- банковская справка о платежеспособности предприятия;
- справка о наличии собственных оборотных средств;
- план мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению предприятия или план мероприятий, обеспечивающий реальную возможность возврата финансовых средств в фонд занятости с указанием источников погашения полученных средств и др.
Решение о предоставлении финансовых средств принимается органами службы занятости в течение месяца.
В случаях если работодателями создаются условия для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих, при исчислении налогооблагаемой прибыли суммы балансовой прибыли организаций уменьшаются на сумму средств, затраченных работодателем на эти цели.
Статья 25 настоящего закона обязывает работодателей разрабатывать и реализовывать социальный план предприятия, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы.
В практике зарубежных стран социальный план предприятия зарекомендовал себя как инструмент защиты от безработицы. Так, во Франции социальный план на предприятии сочетается с обязанностью предпринимателя (работодателя) регулярно составлять так называемый социальный баланс, то есть итог его деятельности по ряду параметров, а именно: занятость, заработная плата, гигиена труда и техника безопасности, профессиональное обучение, трудовые отношения, другие условия.
Согласно указу правительства Франции от 8 декабря 1977 г. по Трудовому кодексу и постановлениям на уровне соответствующих министерств, составление баланса должно учитывать специфику отрасли как в разрезе предприятия в целом, так и в плане отдельных цехов. В акционерных обществах социальный баланс на год доводится до сведения профсоюзных делегатов для обсуждения на заседании комитета предприятия там, где число занятых превышает 50 человек.
Если во Франции социальный план и социальный баланс являются предметом самостоятельного законодательного регулирования в форме соответствующих законов и статей в Трудовом кодексе, то на частных предприятиях Германии социальный план предусмотрен законом об уставе предприятия. Как в первом, так и во втором случае подобные планы фиксируют достигнутые между работодателем и комитетом (советом) предприятия договоренности о мерах, позволяющих сократить объемы намеченных увольнений, сделать их менее болезненными для затронутых ими работников, а также о размерах и порядке предоставления им соответствующих компенсаций.
Внедрение социальных планов в российскую практику облегчает, на наш взгляд, то обстоятельство, что мы продолжаем традицию централизованного регулирования вопросов сокращения персонала предприятий.
Об этом свидетельствует постановление правительства РФ "Об ответственности руководителей федеральных государственных предприятий, действующих на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством, и представителей государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной формы собственности), акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности" от 1 октября 1994 г. В трех приложениях к данному постановлению содержатся формы ежегодного отчета руководителя предприятия, включая сведения о социальной деятельности предприятия. Содержание этой отчетности напоминает по форме французский документ "социальный баланс", о котором шла речь выше.
По рекомендации Института труда Минтруда РФ, в зависимости от условий социальный план может быть текущим и перспективным.
Текущий социальный план разрабатывается и вводится в действие на предприятиях с числом занятых не менее 50 работников и прежде всего в условиях угрозы массового высвобождения персонала по экономическим мотивам. Что касается перспективного социального плана, то он может разрабатываться и вводиться в действие на предприятиях с числом занятых не менее 200 работников одновременно и в органической увязке с планом реорганизации предприятия в связи с необходимостью освоения новой продукции, технологии, структурных изменений соответственно прогнозируемой рыночной ситуации.
Текущий социальный план может содержать следующие сведения:
конкретные экономические, финансовые или технические причины, вызывающие массовые увольнения;
число работников, подлежащих увольнению, их персональный состав, сроки и очередность увольнений. На основе индивидуальных оценок каждого работника, затрагиваемого увольнением, в плане предусматриваются меры организационного характера по ограничению увольнений (изменение режима работы, содержания выполняемых функций, перестановки работников, содействие трудоустройству и реализации учебных планов и др.).
Перспективный социальный план может охватить меры фундаментального характера по обеспечению рациональной занятости работников в условиях осуществляемой структурной перестройки и других форм реорганизации предприятия, связанных с изменением положения значительной части персонала. В целях адаптации имеющихся работников к изменениям продукции, технологии, организационной структуры предприятия, форм собственности и юридического статуса работодатель по согласованию с представительным органом работников может формировать кадровую политику с учетом особенностей каждой профессиональной и социальной группы работников, предусматривая в перспективном социальном плане следующие три раздела:
план переподготовки рабочих, специалистов и руководителей, согласованный с привлекаемыми для этой цели учебными заведениями;
план ротации работников внутри предприятия (фирмы) с учетом их переподготовки и возможности участия в проведении реорганизационных мероприятий;
план материальной поддержки квалифицированных работников, относящихся к социально уязвимым группам (многодетные семьи, матери-одиночки, инвалиды и др.).
При разработке каждого из указанных разделов перспективного социального плана выявляются и учитываются индивидуальные особенности каждого работника.

Статья 26. Права работодателей
1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
2. Работодатели, трудоустраивающие на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных, общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством Российской Федерации.
3. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
4. При необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
5. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Комментарий к статье 26 Закона

Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости, а направление на работу, выданное гражданам службой занятости, имеет для работодателей рекомендательный характер. Поэтому работодатель осуществляет подбор кадров по своему усмотрению:
принимаются на работу как граждане, непосредственно обратившиеся на предприятие, так и поступающие по направлению службы занятости.
В целях расширения возможности трудоустройства безработных граждан, зарегистрированных в установленном законодательством о занятости населения РФ порядке и испытывающих наибольшие трудности в поиске работы, приказом ФСЗ от 25 июля 1994 г. утвержден "Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных", в соответствии с которым органы службы занятости могут оказывать финансовую помощь работодателям для организации дополнительных рабочих мест из средств фонда занятости по заключенным договорам (см. комментарий к ст. 14).
Заслуживает внимания зарубежный опыт стимулирования работодателей6 нанимающих безработных, не имевших работы в течение длительного периода. Например, в Нидерландах, согласно законодательству, предпринимателям, нанимающим безработных, не имеющих работы в течение более шести месяцев, предоставляются субсидии в течение шести месяцев для профподготовки и переподготовки безработных. Специальная программа по созданию рабочих мест, финансируемая из фондов страхования по безработице, действует в строительстве. На эти создаваемые места 70% рабочей силы набирается из безработных, не имевших работы свыше шести месяцев. С предпринимателей, нанимающих таких безработных, не взимаются налоги в фонды социального страхования на этих лиц в течение трех лет при контрактах бессрочного действия или в течение двух лет, если заключаются контракты временного найма.
В Греции законодательными актами предусматриваются субсидии фирмам, нанимающим безработных в течение 12 месяцев.
В ФРГ фирмам, трудоустраивающим работников в возрасте старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, часть которых используется для доплат к заработной плате пожилых трудящихся при найме на вспомогательные работы.
Государство стимулирует предприятия и в случае трудоустройства и профподготовки молодежи. Так, для трудоустроенной молодежи в возрасте 16-18 лет, не имеющей полного среднего образования, государственные органы по труду Великобритании, Италии, Швеции покрывают до 80% издержек предприятий.

Глава 6. Социальные гарантии и компенсации

Статья 27. Льготы и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций
Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, при расторжении трудового договора предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
При отсутствии у ликвидируемых организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, установленных законом.

Комментарий к статье 27 Закона

Работникам, высвобождаемым из организаций, предоставляются следующие льготы и компенсации в соответствии с законодательством РФ о труде:
выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка;
сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты трудового пособия;
сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы. Выходное пособие выплачивается предприятием при увольнении работника. Выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника в дни выдачи на данном предприятии заработной платы. Орган, по решению которого произведена ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным работникам сохраняемой заработной платы на период трудоустройства по месту нахождения ликвидированного предприятия. В необходимых случаях этот орган определяет правопреемника, на которого возлагается обязанность производить эти выплаты.
Выходное пособие в размере среднемесячного заработка выплачивается высвобождаемым работникам независимо от того, по какой конкретно причине, названной в п. 1 ст. 33 КЗоТ, расторгнут с гражданином трудовой договор. Что же касается средней заработной платы, то условия ее выплаты за третий месяц трудоустройства имеют различия при увольнении в связи с сокращением штата (численности) работающих и при увольнении в связи с ликвидацией предприятия.
Гражданину, уволенному в связи с сокращением штата (численности работающих), предприятие выплачивает среднюю заработную плату за третий месяц трудоустройства при условии, что он в двухнедельный срок после увольнения обратился в службу занятости, но эта служба подобрать подходящую работу для него не смогла. В таком случае выплата производится лишь при наличии соответствующей справки службы занятости.
За работниками, высвобождаемыми из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил трех месяцев. Сохранение непрерывного трудового стажа работы при высвобождении имеет значение для назначения пособий по социальному страхованию, для получения процентных надбавок к заработной плате, единовременного вознаграждения за выслугу лет, а также других льгот и выплат, связанных со стажем работы, если они действуют по новому месту работы.
Лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, для получения выплаты за третий месяц достаточно предъявить паспорт и трудовую книжку, подтверждающую, что на какой-либо другой работе он не состоит.
При трудоустройстве работника в течение второго и третьего месяцев со дня увольнения администрация по прежнему месту работы сохраняет за ним средний заработок за фактическое количество дней нетрудоустройства.
Работникам воинских частей, высвобождаемым в связи с выводом войск с территории государств - бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность, средняя заработная плата за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении (п. 2 Указа Президента РФ от 7 сентября 1992 г.).
За работниками предприятий и (или) объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, при высвобождении в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, ликвидации предприятий (объектов) сохраняются на период трудоустройства, но не более чем на шесть месяцев средняя за работная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж (ст. 7 Закона от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании").
Лицам, высвобождаемым с предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в связи с их реорганизацией либо ликвидацией, средняя заработная плата (с учетом месячного выходного пособия) сохраняется на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев (ст. 6 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях".
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по месту работы лицам, освобожденным вследствие окончания выборных полномочий в профсоюзах, в случае ликвидации предприятия, где они выполняли выборные функции, средняя заработная плата сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года (ч. 4 ст. 235 КЗоТ).
В случае освобождения от занимаемой должности главы администрации ему выплачивается его заработная плата до устройства на новое место работы в течение до одного календарного года. Если на новом месте работы размер заработной платы ниже прежнего, то производится доплата до уровня его прежней зарплаты, но не более одного календарного года со дня освобождения от должности (п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г.).
Высвобождаемым работникам, переводимым на другую работу на том же предприятии, предоставляются льготы и компенсации по новой работе в соответствии с действующим законодательством на общих основаниях. Так, при переводе работника с его согласия на другую постоянную нижеоплачиваемую работу на основании ч. 1 ст. 95 КЗоТ за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.

Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных
1. Государство гарантирует безработным:
выплату пособия по безработице;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости.
2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".

Комментарий к статье 28 Закона

Данная статья приводит перечень государственных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку граждан, которые в соответствии со ст. 3 настоящего Закона признаны безработными.
Подробно вопросы о гарантиях возможности участия в оплачиваемых общественных работах рассмотрены в комментарии к ст. 24, а возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости - в комментарии к ст. 12.
Гарантии безработным гражданам по выплате пособия по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости изложены соответственно в ст. 30-34 и 29..
В редакции настоящего Закона от 20 апреля 1996 г. данная статья дополнена еще одной государственной гарантией - по оплате в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости.
Такая оплата осуществляется за счет и в пределах средств Государственного фонда занятости населения РФ. На практике часто возникает вопрос, который не отражен в данной статье закона: как оплачивается безработным женщинам отпуск по беременности и родам? В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 1992 г. N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" оплату периода отпуска по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок (доход) в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий (учреждений), осуществляют органы социальной защиты населения по месту жительства женщины в размере минимального уровня оплаты труда, если со дня увольнения до дня официального признания этих женщин безработными, а также до дня предоставления им отпуска по беременности и родам прошло не более 12 календарных месяцев.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 7 октября 1992 г. N 157 "О порядке применения пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г." действие указанного пункта распространяется и на беременных женщин, потерявших работу и заработок (доход) в связи с сокращением численности или штата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших дню официального признания их безработными. Оплата период отпуска по беременности и родам этим категориям женщин осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. Оплата периода отпуска по беременности и родам безработным женщинам, уволенным по другим основаниям, а также ранее не работавшим, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, вышеназванным Указом не предусмотрена.
Вместе с тем Примерным положением "О порядке и условиях оказания материальной и иной помощи за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении", утвержденным приказом ФСЗ N 78 от 18 июня 1993 г., определено, что членам семьи, находящимся на иждивении безработных женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествовавших дню официального признания их безработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством), по собственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, - в период отпуска по беременности и родам предоставляется преимущественное право на получение материальной помощи при соблюдении условий, предусмотренных данным Положением.
Законодательством о занятости населения, Указом Президента РФ от 2 июля 1992 г. N 723 не предусмотрено снятие женщин с учета в качестве безработных в период их отпуска по беременности и родам.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 647 "О внесении изменений и дополнений в порядок назначения и выплаты пособий по безработице" период отпуска по беременности и родам продлевает общий период выплаты пособия по безработице. В любом случае общий период пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации, которая устанавливается государством как механизм увеличения денежных доходов, социальных выплат и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения - пересмотром уровней оплаты труда, пенсий, социальных пособий и т.д. В настоящее время принимаются законы и нормативные акты по индексации минимальной заработной платы и связанного с ней минимального размера пособия по безработице.

Статья 29. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости
1. В период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:
уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе;
стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;
утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
2. При наличии у гражданина, проходящего профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, лиц, находящихся на его содержании, размер его стипендии повышается на половину установленного законом минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать полуторакратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда.
3. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, и проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку по направлению органов службы занятости в указанных местностях, стипендия в период их обучения выплачивается с учетом районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, средняя заработная плата для начисления стипендии рассчитывается без учета районного коэффициента к заработной плате.
4. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости выплачивается:
постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 20 процентов размере;
постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 50 процентов размере;
постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории зоны - в повышенном на 100 процентов размере.
Финансирование расходов, связанных с выплатой стипендий в повышенном размере, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
5. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
6. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
7. В соответствии с приговором или решением суда со стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и другие удержания), но не более половины получаемой стипендии.
8. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Комментарий к статье 29 Закона

Данная статья настоящего Закона регулирует вопросы материальной поддержки безработных граждан, направленных службой занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. Это касается не только граждан, уволенных из организаций, но и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, ищущих работу впервые, а также утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
При направлении службой занятости на обучение безработный снимается с учета как безработный, так как в соответствии со ст. 2 настоящего Закона лица, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению службы занятости, считаются занятыми.
При наличии у гражданина лиц, находящихся на его содержании, размер его стипендии повышается. Круг лиц, которые причисляются к понятию "иждивенцы", определены в ст. 850 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего комментария, опубликованного Фондом "Правовая реформа" (М., 1997), допущена опечатка: вместо "ст. 850" следует читать: "ст. 53"

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стипендия в период их обучения выплачивается с учетом районного коэффициента.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то ФСЗ 3 июля 1995 г. направила всем службам занятости.

К таким районам относятся следующие:
Районы Крайнего Севера:
Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также
острова Берингова и Охотского морей (за исключением островов
Белого моря);
Мурманская область:
Вся территория области;
Республика Карелия:
Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша;
Архангельская область:
г. Северодвинск с территорией, находящейся в административном
подчинении Северодвинского горсовета, Мезенский, Лешуконский,
Пинежский районы;
Ненецкий автономный округ:
Вся территория округа;
Республика Коми:
г. Воркута с территорией, находящейся в административном
подчинении горсовета, г. Инта с территорией, находящейся в
административном подчинении горсовета, Усинский район (за
исключением Усть-Лыжинского с/с), Ижемский, Печорский, Усть-Цилемский
районы;
Тюменская область:
Вся территория Ямало-Ненецкого АО;
Красноярский край:
Таймырский (Долгано-Ненецкий АО), Эвенский АО, г. Игарка и г. Норильск с
территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов,
Северо-Енисейский, Туруханский районы, территория Чалбышевского с/с
Енисейского района;
Республика Тыва:
Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы, Шынаанская сельская администрация
Кызылского района;
Иркутская область:
Катанганский район;
Хабаровский край:
Охотский, Аяно-Майский районы;
Республика Саха-Якутия:
Вся территория республики;
Магаданская область:
Вся территория области;
Чукотский АО:
Вся территория округа;
Камчатская область:
Вся территория области;
Сахалинская область:
Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский, Южно-Курильский
районы, г. Оха;
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера:
Республика Карелия; Сегежский, Медвежьегорский, Муезерский,
Пудожский, Кондопожский, Питкяранский, Прионежский, Пряжинский,
Суоярвский, Лахденпохский, Олонецкий районы, г. Петрозаводск,
г. Сартавала;
Архангельская область:
Приморский, Онежский, Холмогорский, Плесецкий районы, г. Архангельск, г.
Новодвинск, г. Онега, Виноградовский, Верхнетоемский, Ленский, Вельский,
Вилегодский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский,
Няндомский, Устьянский, Шенкурский районы, г. Котлас, г. Коряжма;
Республика Коми:
Вуктылский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский районы;
г. Печора, г. Ухта с территорией, находящейся в административном
подчинении Ухтинского горсовета; Усть-Лыжинский сельсовет Усинского
района; Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский,
Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский районы; г.
Сыктывкар;
Коми-Пермяцкий АО:
Гайнский, Косинский, Кочевский районы;
Тюменская область:
Ханты-Мансийский АО (вся территория округа);
Уватский район;
Томская область:
Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский,
Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский,
Чаинский районы, г. Колпашево, г. Стрежевой, Тегульдетский
район, г. Кедровый (горсовет);
Республика Алтай:
Кош-Агачский, Улаганский районы;
Красноярский край:
Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский районы; г. Енисейск, г.
Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении
Лесосибирского горсовета;
Республика Тыва:
Бай-Тайгинский, Барун-Хемчкский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский,
Кызылский (без территории Шынаанской сельской администрации),
Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский,
Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский районы, г.
Кызыл;
Иркутская область:
Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленинский, Киренский, Мамско-Чуйский,
Нижне-Илимский, Усть-Кутский районы; г. Бодайбо, г. Усть-Кут, г. Братск с
территорией, находящейся в административном подчинении горсовета; г.
Усть-Илимск и Усть-Илимский район;
Республика Бурятия:
Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Окинский,
Муйский районы;
Читинская область:
Каларский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский районы; р.п.
Вершино-Дарасунский Шилкинского района с территорией, находящейся в
административном подчинении поссовета;
Амурская область:
Зейский, Селемджинский, Тындинский районы; г. Зея (горсовет); г. Тында с
территорией, находящейся в подчинении горсовета;
Хабаровский край:
Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский,
им. Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Ульчинский, Советско-Гаванский,
Солнечный районы; г. Амурск, г. Комсомольск-на-Амуре,
г. Советская Гавань и г. Николаевск-на-Амуре; р.п. Эльбан (поссовет),
Падалинский и Вознесенский сельсоветы Амурского района;
Ачанский с/с, Джуенский с/с, Омминский с/с
Амурского р-на;
Приморский край:
Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский районы; р.п.
Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в
административном подчинении Востокского поссовета; Богуславецкий,
Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский,
Таежненский сельсоветы Красноармейского района;
Сахалинская область:
Все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов
Крайнего Севера.


На практике возникают вопросы, связанные с оплатой безработным гражданам их профессионального обучения по направлению службы занятости транспортных расходов.
В соответствии с письмом ФСЗ от 11 августа 1995 г. службы занятости могут, при необходимости, производить безработным гражданам за период их профессионального обучения по направлению службы занятости оплату стоимости проезда на общественном транспорте, а также железнодорожном транспорте пригородного сообщения по действующим государственным тарифам.
Оплата стоимости проезда может производиться безработным гражданам:
направленным на профессиональное обучение в пределах данной местности - от места проживания до места учебы и обратно;
направленным на профессиональное обучение в другую местность, если организовать обучение по месту жительства не представляется возможным - от места постоянного проживания до места учебы (до начала обучения) и обратно (после завершения обучения), а также от места временного проживания граждан в другой местности до места учебы и обратно.
Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение в другую местность, оплата стоимости ежедневного проезда на транспорте от места постоянного проживания до места учебы и обратно может производиться в случаях, когда стоимость проезда за весь период обучения ниже стоимости проживания в гостиницах, общежитиях гостиничного типа, находящихся в другой местности, за этот период.
Формы, условия и порядок оплаты безработным гражданам за период их профессионального обучения проезда на транспорте определяются органами службы занятости с учетом региональных и местных особенностей работы транспорта, установленных государственных тарифов, льгот для отдельных категорий населения и других факторов.
Размеры оплаты безработным гражданам за период их профессионального обучения проезда на общественном транспорте, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения устанавливаются в каждом отдельном случае и предусматриваются в договорах, заключаемых службой занятости при направлении граждан на обучение.
Израсходованные средства на проезд граждан на указанных видах транспорта должны подтверждаться соответствующими проездными документами. Расходы, связанные с оплатой безработным гражданам за период их профессионального обучения стоимости проезда на указанных видах транспорта, следует относить к расходам фонда занятости населения по статье "Профессиональное обучение безработных" в пределах бюджета фонда занятости.
Оказание материальной помощи гражданам, проходящим профессиональную подготовку, законодательством не предусмотрено, так как в период обучения (переподготовки) по направлению службы занятости они не являются безработными и относятся к категории занятых граждан. Вместе с тем увеличение размера стипендии в период обучения по направлению службы занятости может предусматриваться в соответствии с п. 3 ст. 7 настоящего Закона законодательством республик, входящих в состав РФ, решениями местных органов власти, а также коллективными договорами (другими соглашениями) за счет собственных средств республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Стипендии, выплачиваемые гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, подлежат индексации в соответствии с Законом от 24 октября 1991 г. "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
В соответствии со ст. 29 настоящего Закона размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
Отчисление лиц, направленных службой занятости на обучение, за непосещение занятий, нарушение учебной дисциплины и по другим причинам осуществляется в установленном порядке учебными заведениями, предприятиями с предварительным уведомлением соответствующих органов службы занятости.
В случаях, когда профессиональное обучение проходят по направлению службы занятости работники, которые, работая в течение двух лет, предшествовавших их высвобождению, не имели возможности повысить квалификацию или получить смежную профессию на предприятиях, с которых произошло высвобождение, все затраты на обучение этих лиц производятся за счет средств данных предприятий. Прохождение работниками профессионального обучения за два года, предшествовавших высвобождению, подтверждается соответствующими документами (удостоверениями, свидетельствами и др.) установленной формы, записями в трудовых книжках, предусмотренными законодательством.
В соответствии с приговором или решением суда со стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и другие удержания), но не более половины получаемой стипендии. Порядок удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания в службы занятости, изложен в указании ФСЗ от 30 марта 1993 г.
Основаниями к удержанию и переводу алиментов с пособий по безработице (стипендий) являются: исполнительные листы (в случае их утраты - дубликаты); письменные заявления граждан о добровольной уплате алиментов; отметки (записи) органов внутренних дел в паспортах о том, что в соответствии с решениями судов эти лица обязаны к уплате алиментов, и сообщения органов внутренних дел о наличии таких отметок (записей) в паспортах. Полученные районными, городскими (районными в городе) центрами занятости исполнительные документы для взыскания алиментов регистрируются в канцелярии центра занятости и не позднее следующего дня после их поступления передаются в бухгалтерию центра занятости под расписку ответственному лицу, назначаемому приказом директора центра занятости. Бухгалтерия центра занятости регистрирует исполнительные документы в специальном журнале (карточке) и хранит их наравне с другими финансово-бухгалтерскими документами первичного бухгалтерского учета.
Бухгалтерия центра занятости извещает взыскателя и судебного исполнителя о поступлении исполнительного листа (путем направления заполненного обратно уведомления) и о принятии к исполнению отметки (записи) в паспорте лица об обязанностях уплаты алиментов, сообщения органа внутренних дел о ее наличии в паспорте и заявления о добровольной их уплате.
В письменном заявлении лица, изъявившего желание добровольно платить алименты, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и адрес лица, которому следует выплачивать или переводить алименты; фамилия, имя, отчество, день, месяц и год рождения детей или других лиц, на содержание которых следует удерживать алименты; размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме или в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины пособия по безработице, стипендии, получаемой во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости; размер алиментов на содержание нуждающихся в материальной помощи родителей, супругов, других лиц - в твердой денежной сумме; дата, с которой следует производить удержания. При несоблюдении этих требований заявления к исполнению не принимаются.
Безработные, а также получающие стипендию из Государственного фонда занятости населения, изъявившие желание добровольно платить алименты, вправе в любое время увеличить размер или прекратить выплату алиментов, подав об этом письменное заявление, которое хранится в бухгалтерии центра занятости.
Если безработный, с которого удерживаются алименты по его заявлению, трудоустроен, удержание алиментов прекращается.
Удержание алиментов производится: с общей суммы пособия по безработице (включая все виды доплат к пособию по безработице) за вычетом подоходного налога; с пособий по временной нетрудоспособности безработного за вычетом подоходного налога; со стипендий (включая все виды доплат к стипендии), выплачиваемых в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан по направлению центра занятости.
Удержание алиментов не производится: с сумм, выплачиваемых безработному для переезда по направлению центра занятости в другую местность; с материальной помощи. Удержание алиментов производится по месту начисления пособия по безработице (стипендии).
Удержание алиментов производится в размерах, указанных в исполнительном листе или отметке (записи) органа внутренних дел в паспорте безработного либо сообщении органа внутренних дел о таковой, а при задолженности - согласно расчету и предписанию судебного исполнителя.
В соответствии с законодательством требования по взысканию алиментов являются взысканиями первой очереди. Удержание алиментов на основании заявления, поданного с соблюдением требований, может производиться в случаях, если общая сумма, подлежащая удержанию на основании заявления и имеющихся либо позже поступивших исполнительных документов, превышает 50% пособия по безработице (стипендии), а также если с безработного или обучающегося по направлению службы занятости взыскиваются по решению суда или постановлению судьи алименты на детей от другой матери, нетрудоспособных родителей, супруга и других родственников.
Удержанные по алиментным платежам суммы не позднее чем в трехдневный срок со дня начисления пособия по безработице (стипендии) переводятся взыскателю по почте бухгалтерией центра занятости. При переводе взыскателям сумм алиментных платежей по почте бухгалтерия центра занятости обязана на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе "Для письменного сообщения" указать сумму пособия по безработице (стипендии), за какой месяц взысканы алименты, фактическое количество дней безработицы в данном месяце, сумму подоходного налога, процент и сумму алиментных удержаний, в том числе в счет погашения задолженности, сумму оставшейся задолженности.
Оплата перевода по почте взысканных сумм производится за счет взыскателей. Взысканные по алиментным платежам суммы могут быть перечислены на счета взыскателей по вкладам в учреждения банков по месту жительства взыскателя на основании его письменного заявления, поданного в бухгалтерию центра занятости.
Если адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, удержанные суммы перечисляются на депозитный счет районного, городского (районного в город) суда по месту нахождения центра занятости.
По требованию безработных (обучающихся по направлению службы занятости), с пособий по безработице (стипендий) которых производились удержания алиментов, бухгалтерия центра занятости обязана выдать справку об удержанных с них суммах.
Правильность и своевременность производимых удержаний алиментов и пересылка удержанных сумм проверяются бухгалтерами областных центров при документальных ревизиях, а также в соответствии с законодательством судебными исполнителями или по их поручению народными заседателями.
По требованию уполномоченных лиц бухгалтерия обязана предъявлять для проверки все документы, связанные с удержанием алиментов.
Должностные лица центра занятости не могут приостанавливать, прекращать или изменять размер взыскания алиментов без указания судебных исполнителей, а в соответствующих случаях - без письменного заявления взыскателей. В случае затруднений, возникающих при исполнении решений, руководители центра занятости вправе обратиться за разъяснениями в суд по месту нахождения центра занятости.
Центры занятости обязаны по требованию судебного исполнителя и в назначенный им срок дать отзыв о том, состоит ли у них должник на учете и каков размер его пособия по безработице (стипендии) в месяц. В таком же порядке судебному исполнителю предъявляются сведения о причитающихся безработному (обучающемуся по направлению службы занятости) иных выплатах, с которых удерживаются алименты.
При снятии безработного с учета бухгалтерия центра занятости производит на исполнительном листе отметки обо всех удержаниях алиментов, о сумме оставшейся задолженности, заверяет их печатью центра занятости, а также указывает сведения о месте работы или жительства, если они известны.
Исполнительный лист в трехдневный срок направляется ценной или заказной корреспонденцией в народный суд по месту работы, а если оно неизвестно, то в суд по месту жительства должника. При отсутствии указанных сведений исполнительный лист направляется в суд по месту нахождения центра занятости.
О движении исполнительного листа в каждом случае письменно извещается взыскатель алиментов.
По достижении ребенком совершеннолетия и при отсутствии задолженности по алиментам исполнительный лист возвращается в суд, вынесший решение. При наличии задолженности у безработного исполнительный лист остается в центре занятости до ее погашения.

Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице
1. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
3. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда. В случае если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на его содержании, производится каждому из родителей.
4. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается с учетом районного коэффициента.
При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается без учета районного коэффициента к заработной плате.
5. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие: постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года - в размере 50 процентов установленного законом минимального размера оплаты труда; постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере установленного законом минимального размера оплаты труда; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в двукратном размере установленного законом минимального размера оплаты труда.
Финансирование расходов, связанных с выплатой к пособию по безработице дополнительного пособия, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
6. В соответствии с приговором или решением суда с пособия по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и другие удержания), но не более половины получаемого пособия по безработице.

Комментарий к статье 30 Закона

Мировая практика свидетельствует, что первые системы помощи безработным гражданам начали функционировать в конце ХIХ - начале ХХ веков. Со временем такая помощь стала развиваться по двум направлениям. Первое ее направление состоит в том, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни уволенного не по своей вине работника. В этом случае пособия по безработице подсчитываются с учетом его прежних заработков. Таков принцип систем социального страхования по безработице. Они, как правило, охватывают уволенных работников на короткие периоды в связи со структурными изменениями или спадом производства.
Второе направление охватывает тех работников, кто по тем или иным причинам вообще не занят в общественном производстве или испытывает серьезные трудности при найме, в том числе и безработные с длительными периодами безработицы. Это системы вспомоществования, которые заключаются в обеспечении гарантий прожиточного минимума для граждан с проверкой и без проверки наличия других средств к существованию.
Еще одна особенность помощи безработным состоит в следующем.
Распространение страхования по безработице совпало в большей мере с периодом экономического роста мировой экономики, в течение которого безработица возникала главным образом из-за факторов случайного или временного характера, связанных с несбалансированностью между спросом и предложением рабочей силы в быстроразвивающейся экономике.
В этих условиях и численность безработных, и средняя продолжительность безработицы относительно невелики. Однако экономические кризисы значительно увеличивают расходы на социальную защиту, резко ограничивают возможность рассасывания безработицы, краткосрочную и среднесрочную безработицу переводят в разряд длительной. Отсюда - перемещение акцентов с гарантий и уровня защиты безработных, получаемой от страхования по безработице, на продолжительную защиту с участием государственных фондов на что рассчитана система вспомоществования и что необходимо в случае массовой и длительной безработицы.
В ходе эволюции каждая из этих систем приобретала черты другой.
Взаимодополняющий характер этих двух систем находит свое выражение в том, что в некоторых странах, например в Финляндии, пособия из фондов страхования и из фондов вспомоществования могут выплачиваться одновременно. Причем пособия по вспомоществованию выплачиваются в твердых размерах. Срок их выплаты не ограничен по продолжительности. Пособия же по системам страхования составляют 45% заработка и выплачиваются максимум 500 дней в течение четырехлетнего периода.
В ряде стран пособия по вспомоществованию выплачиваются после окончания выплат пособий по безработице из фондов страхования.
Так, во Франции пособия солидарности, как они называются в этой стране, предоставляются безработным, которые исчерпали свое право на получение страхового пособия. В Рекомендации МОТ N 67, принятой в 1944 г., говорится: "Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по безработице, является потеря заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей". Обычно национальным законодательством учитываются следующие компоненты в целях определения безработицы, подлежащей компенсации: вынужденный характер безработицы, способность заниматься трудовой деятельностью, готовность согласиться на рабочее место и активный поиск работы.
Закон "О занятости населения в Российской Федерации" отражает действующую практику мирового законодательства по данному вопросу. В ст. 30-34 представлены принципы системы социального страхования по безработице, а в ст. 31 (п. 5) и 36 - системы вспомоществования.
В статье 30 данного Закона определение размеров пособия по безработице производится по двум вариантам. По первому варианту пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Во всех иных случаях пособие по безработице выплачивается в размере минимальной оплаты труда. Это касается и тех граждан, кто впервые ищет работу (ранее не работавших, не имеет профессии (специальности), стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также граждан, уволенных из организации в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается пособие в размере минимальной оплаты труда.
Вышеприведенные положения о двух вариантах определения размера пособия по безработице исходят из того, что в России, как и во всем мире, фонды материальной помощи безработным создаются в основном за счет взносов из фонда заработной платы предприятий и взносов самих работников из заработной платы. В связи с этим лица, не имеющие трудового стажа в течение определенного периода и не имеющие страхового стажа, не обладают правом на получение пособия по безработице.
Приведем примеры из законодательных актов зарубежных стран. В Канаде, например, требуется, чтобы страховые взносы за 20 недель были внесены в течение последнего года работы, в Великобритании взносы за 50 недель должны быть также уплачены в течение года работы, в Италии взносы за 52 недели должны быть уплачены в течение 2 последних лет работы, в ФРГ взносы за 12 месяцев должны быть уплачены в течение 3 лет работы, а в Японии взносы за 6 месяцев - в течение 12 месяцев работы. Таким образом, во всех странах выдерживается принцип: прежде чем работник получит право на пособие по безработице, он должен внести свой вклад в работу предприятия и в страховой фонд.
В соответствии с настоящей статьей Закона некоторые категории безработных граждан имеют право на увеличение размера пособия.
Это относится к тем, кто имеет лиц, находящихся на содержании безработного. В этом случае размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц.
К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивенчество детей предполагается и не требует доказательств.
Правило о бесспорном нахождении ребенка на иждивении обоих родителей не теряет своего значения и в тех случаях, когда ребенок проживает вместе со своими родителями, но прописан в другом месте (например, у бабушки).
Другой часто встречающийся вариант - ребенок проживает с матерью, но прописан на жилплощади отца. Подобная ситуация может возникнуть и применительно к взрослому нетрудоспособному члену семьи безработного, находящемуся на его иждивении.
Отказывать безработному в надбавке к пособию на иждивенца только на том основании, что последний не включен в лицевой счет (прописан в другом месте), было бы, по нашему мнению, неправильным. Вспомним, как решается подобный вопрос при взимании подоходного налога. При раздельном проживании с лицом, которое находится на его содержании, гражданин обязан представить с места жительства иждивенца справку об отсутствии у того самостоятельных источников дохода и документ, подтверждающий, что упомянутое лицо находится на его иждивении.
В необходимых (наиболее сложных и спорных) случаях факт нахождения лица на иждивении у гражданина, ставшего безработным, может быть установлен в судебном порядке. Если супруги находятся в разводе, родитель, проживающий отдельно и претендующий на надбавку к пособию по безработице на иждивенца, должен представить документы, подтверждающие уплату им алиментов на ребенка.
Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них.
Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать. В случае если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.
Законодательством ряда стран предусмотрено увеличение пособия по безработице при наличии иждивенцев. Например, в Финляндии к основному пособию добавляется 21% на одного ребенка, 30% на двоих детей и 40% на троих и более детей; в Австрии пособие может быть увеличено до 80% заработка при наличии иждивенцев; в Италии дневной размер пособия на одинокого безработного при наличии семьи размер пособия увеличивается: на жену - на 20% в день, на каждого ребенка - на 20, на каждого другого иждивенца
- на 11% в день.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается с учетом районного коэффициента.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведен в комментарии к ст. 29 настоящего Закона.
На практике возникают вопросы об удержаниях и налогах с сумм пособий по безработице. Пункт 6 ст. 30 предусматривает удержания из пособий по безработице по приговору или решению суда. Сюда относятся алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения. Сумма всех удержаний по исполнительным листам (документам) не может превышать половину получаемого пособия по безработице. Основаниями к удержанию с пособий по безработице алиментов и переводу их адресату являются: исполнительные листы (в случае их утраты - дубликаты); письменные заявления граждан о добровольной уплате алиментов; отметки (записи) органов внутренних дел в паспортах о том, что в соответствии с решениями судов эти лица обязаны к уплате алиментов, и сообщения органов внутренних дел о наличии таких отметок (записей) в паспортах. Вопросы удержания алиментов рассмотрены в ст. 29.
Теперь ответим на вопрос: взимается ли налог с сумм пособий по безработице? Подоходный налог с любых доходов, полученных физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме, взимается в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", Законом РФ от 23 декабря 1994 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", вступившим в действие с 28 декабря 1994 г., разъяснением Государственной налоговой службы РФ от 27 января 1995 г. N 03-3-09/20.
Согласно подпункту "а" п. 1 ст. 3 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом изменений и дополнений в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, за исключением пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с разъяснениями Госналогслужбы России от 27 января 1995 г. N 03-3-09/20 на сумму пособия по безработице, назначаемого и выплачиваемого в установленном порядке за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ, распространяется законодательная норма об освобождении от налогообложения государственных пособий, предусмотренная подпунктом "а" п. 1 ст. 3 Закона. Не подлежат также налогообложению суммы, начисляемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Органы службы занятости, осуществляющие назначение и начисление пособия по безработице, освобождаются от представления в налоговые органы по месту своего нахождения сведений о суммах выплаченных пособий по безработице, которые были назначены после 27 декабря 1994 г.
Производится ли налогообложение сумм, выплаченных безработному в период временной нетрудоспособности - также часто задаваемый вопрос. В соответствии с п. 34 Положения о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 877, гражданам, уволенным с предприятий по любым основаниям и признанным безработными, период временной нетрудоспособности оплачивается в размере предусмотренного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 дней. Учитывая, что в соответствии с Разъяснением Государственной налоговой службы РФ от 13 февраля 1995 г. N 03-3-10/87 выплаты, производимые за счет средств Государственного фонда занятости населения, относятся к категории государственных пособий, суммы, выплаченные за счет средств фонда занятости за период временной нетрудоспособности безработного, обложению подоходным налогом с физических лиц не подлежат.
При выплате пособия по безработице инвалидам их пенсия в счет пособия по безработице не засчитывается.
Взнос в Пенсионный фонд с пособия по безработице не удерживается, так как в соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ страховые взносы в Пенсионный фонд уплачиваются работающими гражданами.
Взносы членов профсоюза с пособия по безработице взимаются только с согласия самого безработного при обязательном наличии его письменного заявления.
Теперь обратимся к международному праву, как оно отражает вопрос о налогах на пособие по безработице. Первоначально по законодательству о занятости большинства стран они не взимались, поскольку обычно эти пособия являлись единственным источником доходов для безработных и их семей и не могли достигнуть уровня дохода, подлежащего налогообложению.
В настоящее время положение в промышленно развитых странах изменяется в связи с расширением сферы охвата системами страхования по безработице более широкого круга трудящихся и увеличением размеров пособий по безработице, с одной стороны, и более широкими рамками подоходного налога - с другой. Причина этого - не допустить, чтобы некоторая часть безработных, получающих пособия, имели доход, равный их прежнему заработку, если не выше, в результате чего у безработных нет стимула к активному поиску новой работы.
Поэтому в одних странах, таких, как ФРГ и Италия, пособия по безработице по-прежнему освобождаются от налогов и от взносов на социальное обеспечение, в других же с конца 70-х годов наметилась тенденция к их взиманию. Круг этих стран значительно шире. В него входят Бельгия, Дания, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция.
В ряде стран в законодательство введены требования проверки наличия средств, являющаяся часто условием для получения пособий вспомоществования по безработице, которые должны быть ниже порога налогообложения.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>