<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

совете) вправе принимать и принимают решения, так или иначе существенно затрагивающие
интересы работников, к тому же обязательные для исполнительного органа общества,
правления, а также генерального директора общества постоянного контрагента
профкома при проведении переговоров по трудовым, экономическим, социальным
и иным вопросам, а также при заключении коллективного договора. Таким образом,
профком крайне заинтересован в том, чтобы иметь возможность влиять определенным
образом на решения, принимаемые советом директоров (наблюдательным советом)
акционерного общества.
Точно так же профком заинтересован иметь своего представителя в правлении
- исполнительном органе акционерного общества, который под руководством генерального
директора часто подготавливает проекты решений общих собраний своих членов
и совета директоров (наблюдательного совета). Осуществляя руководство текущей
деятельностью общества, правление определенным, часто решающим образом влияет
на распределение чистой прибыли, на фонды накопления и потребления, разработку
систем, размеров оплаты труда, других видов доходов работников, определение
позиции генерального директора общества при заключении коллективного договора,
а также на принятие многих других решений, в которых заинтересованы работники,
профком.
Таким образом, профком, имеющий своих представителей в коллегиальных
органах управления общества, участвующих в их работе, принятии решений, обладает
явным преимуществом перед профкомом, таких представителей не имеющим. В то
же время профком, изолированный от участия в работе этих органов, вступая
в переговоры с администрацией, не будет обладать необходимой ему информацией
о финансовых возможностях организации, перспективах ее развития, планах руководства
и т.п., что значительно сузит его возможности по защите интересов работников.
К тому же, не реализуя предоставленные ему Законом о профсоюзах возможности
значительно расширить свои права по защите интересов работников, такой профком
вызовет непонимание его позиции со стороны трудового коллектива, членов профсоюза.
Что же касается мнения членов совета директоров (наблюдательного совета),
правления общества, его администрации, то в их глазах профком может выглядеть
органом не очень заинтересованным, что приведет к ослаблению его авторитета
при проведении переговоров с администрацией.
Все изложенное дает основания утверждать, что профкомам, еще не реализовавшим
право иметь своих представителей в коллегиальных органах управления обществами,
необходимо преодолеть свои сомнения и нерешительность: принять соответствующее
решение, получить от общего собрания трудового коллектива необходимые полномочия,
организовать работу своих представителей в совете директоров (наблюдательном
совете), правлении.

5. В обсуждении каких вопросов принимает участие представитель профкома
в коллегиальных органах управления общества?
Фактически он может принимать участие в обсуждении любых вопросов, если
его мнение будет востребовано, однако, по нашему мнению, делать этого не следует,
поскольку это может отвлечь его от рассмотрения в совете, правлении актуальных
для работников, профсоюзной организации проблем. К тому же члены органа управления
общества иногда могут быть заинтересованы в том, чтобы сослаться на поддержку
тех или иных их непопулярных в трудовом коллективе решений, не относящихся
в принципе к компетенции профкома, его представителя, но тем не менее одобренных
ими.
В принципе круг вопросов, в обсуждении которых должен принимать участие
представитель профкома, зависит от того, какое решение примет собрание. Если
оно просто уполномочит профком иметь своих представителей в органах управления
организацией, то его представитель каждый раз будет инициировать рассмотрение
того или иного вопроса как бы от своего имени, что может вызвать неприятие
со стороны членов совета, правления, которые могут подвергнуть сомнению правомерность
постановки многих вопросов.
В этой связи целесообразно, чтобы собрание уполномочило профком, его
представителей вносить в совет, правление определенный круг вопросов и участвовать
в их рассмотрении.
Во-первых, будучи уполномоченными собранием, представители профкома должны
защищать основные права, предоставленные законодательством трудовым коллективам
(работникам).
Во-вторых, исходя из интересов работников, профсоюзной организации, представители
профкома должны стать защитниками прав, закрепленных законодательством за
профоюзами.
Исходя из изложенного, решение собрания может быть изложено в следующей
редакции:
"Представители профсоюзного комитета представляют в совете директоров
(наблюдательном совете), правлении права, предоставленные законодательством
трудовому коллективу (работникам) и профсоюзам".

6. Следует ли в устав общества внести запись о праве профкома иметь своих
представителей в его коллегиальных органах управления?
Да, такую запись в уставе организации целесообразно сделать для того,
чтобы исключить возможность ограничения этого важнейшего права профкома. Текст
соответствующей статьи устава может быть изложен примерно в следующей редакции:
"Профком по уполномочию работников вправе иметь (имеет) своих представителей
в совете директоров (наблюдательном совете) и правлении общества. Представители
профкома представляют в этих органах управления права, предусмотренные законодательством
для трудовых коллективов (работников) и профсоюзов".

7. Профком и общее собрание (конференция) трудового коллектива
В связи с постоянно возрастающей необходимостью для трудящихся, не только
членов профсоюзов, защищать свои права непосредственно по месту работы в последнее
время наблюдается реанимация интереса к проведению общих собраний трудового
коллектива. Этот интерес проявляется и среди наемных работников именно акционерных
обществ.
В акционерном обществе профсоюзной организации в той или иной степени
противостоят сразу три органа управления, защищающие интересы собственников.
Ими являются высший орган управления акционерного общества - общее собрание
акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и, наконец, исполнительный
орган - генеральный директор или генеральный директор и правление. Все эти
органы управления в пределах своей компетенции принимают решения, так или
иначе, часто решающим образом, влияющие на социально-экономическое положение
работников. В таких условиях даже активно действующему профкому, особенно
там, где число членов профсоюза незначительно, чрезвычайно трудно, нередко
невозможно достичь во взаимоотношениях с администрацией желаемых результатов.
Решения же профсоюзных собраний также часто не дают должных результатов.
Поэтому профком в своих взаимоотношениях с администрацией общества крайне
нуждается в активной и консолидированной поддержке всеми работниками общества
- его трудовым коллективом.
В сложившейся ситуации многие профкомы акционерных обществ проявляют
активный интерес к различным вопросам, относящимся к проведению общего собрания
(конференции) трудового коллектива (В дальнейшем - собрание.): решение каких
вопросов относится к его компетенции, какими законодательными актами оно регламентируется,
кто организует проведение собрания и т.д.
Это свидетельствует о возросшем значении в глазах профкомов собраний
для решения актуальных для работников вопросов, а также о заинтересованности
самих профкомов в их поддержке при проведении переговоров с администрацией,
в повседневной деятельности профсоюзных организаций. Действительно, одно дело,
когда профком самостоятельно, как бы от своего имени представляет интересы
работников, и совсем другое, когда профком опирается на требования трудящихся,
зафиксированные в решении их собрания.
Потребность не только в оживлении работы собраний, но и в превращении
этой работы в постоянно действующее и эффективное средство выражения интересов
работников и воздействия на администрацию, собственников предприятий становится
все более очевидной и для самих трудящихся, материальное и социальное положение
которых продолжает ухудшаться.
В то же время законодательство отдает решение целого ряда весьма актуальных
для трудящихся вопросов собранию. Говоря другими словами, есть совершенно
определенный круг вопросов, решение которых отнесено к компетенции собрания.
Не решив эти вопросы, не защитив тем самым права и интересы работников, трудовой
коллектив предоставляет администрации, собственникам общества полную свободу
действий в предъявлении к ним произвольных требований, нарушении их прав и
интересов. В этой связи первоочередным является вопрос о содержании полномочий,
прав общего собрания (конференции) трудового коллектива. К ним относятся:
1. В соответствии с КЗоТ РФ:
- принятие решений по реализации полномочий трудового коллектива,
предоставленных ему согласно статье 235 31
- утверждение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии,
в учреждении, организации согласно статье 130;
- избрание комиссии по трудовым спорам согласно статье 203;
- установление совместно с администрацией и соответствующим выборным
профсоюзным органом за счет собственных средств предприятия, учреждения, организации
дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых
льгот для работников согласно статье 5.
2. В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях"
общее собрание (конференция) работников организации (т.е. трудового коллектива)
вправе:
- принимать решение о необходимости заключения коллективного договора
согласно статье 10;
- избирать органы общественной самодеятельности и уполномочивать их представлять
интересы работников (трудового коллектива) при коллективных переговорах и
заключении коллективного договора согласно статье 2;
- обсуждать в подразделениях и утверждать проект единого коллективного
договора, согласно статье 12;
- ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, заслушивать
отчеты сторон, подписавших коллективный договор согласно статье 17.
3. В соответствии с Законом РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых
споров" общее собрание вправе:
- образовывать органы общественной самодеятельности и уполномочивать
их на представительство интересов работников (трудового коллектива) при разрешении
коллективных трудовых споров согласно статье 2;
- выдвигать требования к работодателю (работодателям) по поводу установления
и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения
и выполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам
согласно статьям 2 и 3;
- принимать решения об объявлении забастовки согласно статье 14 32
Другие вопросы, которые мы здесь рассматриваем, относятся к процедуре
созыва, подготовки и проведения собрания. Сама их постановка свидетельствует,
что сложившаяся практика проведения этих мероприятий из-за своего несовершенства
привлекает к себе внимание многих профкомов. Что же произошло, ведь собрания
трудовых коллективов проводятся на протяжении многих десятилетий и, казалось
бы, механизм их проведения давно отработан?
По нашему мнению, причина такого внимания заключается в том, что собрание
теперь принимает очень важные для трудового коллектива, администрации и собственников
акционерного общества решения, существенным образом затрагивающие интересы
всех этих сторон. В этой связи возможно опротестование, в том числе и в судебном
порядке, решений собрания со стороны как администрации, собственников, так
и части работников, недовольных такими решениями.
Весьма вероятна также попытка их отмены со ссылкой на нарушение процедуры
проведения, что может послужить достаточным основанием для принятия постановления
не в пользу трудового коллектива. Если же учесть, что российским законодательством
порядок подготовки и проведения собрания не регламентируется, то споры по
процедурным вопросам могут продолжаться до бесконечности, а решения собрания
все это время выполняться не будут.
В связи с изложенным собрание должно проводиться по строго определенным
правилам, которые само собрание может установить, изложив их в каком-либо
документе, например в "Положении о подготовке и проведении общего собрания
(конференции) трудового коллектива".
В разработке такого документа также заинтересованы работники по той причине,
что строгое соблюдение процедуры ставит их всех на собрании в равное положение,
исключает или хотя бы ограничивает возможность навязывания им чужой воли,
позволяет принимать решения действительно демократическим путем, т.е. в интересах
участников собрания.
Ниже мы приводим рекомендации по наиболее часто встречающимся вопросам,
которые могут быть использованы и при разработке положения о собрании. При
этом мы исходим из того, что, согласно статье 235 1 КЗоТ РФ, порядок и формы
осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Поскольку же оно не регламентирует
порядок созыва, подготовки и проведения собрания, трудовые коллективы вправе
сделать это сами.

Созыв собрания
Созыв собрания осуществляют там, где они есть, советы трудовых коллективов,
как правило, совместно с профкомами. Нередко в созыве собрания принимает участие
и администрация общества. Такое положение имеет место в тех организациях,
где сохранились традиционные партнерские отношения между этими органами.
Там, где советов трудовых коллективов нет - а их нет в подавляющем большинстве
акционерных обществ, - возможны различные варианты созыва собрания. Часто
созыв осуществляет профком совместно с администрацией, иногда это делает одна
из сторон. Во всех указанных выше случаях собрания созываются более или менее
регулярно, серьезных проблем с созывом собраний, как правило, не бывает.
Плохо для судьбы трудового коллектива складываются обстоятельства в тех
обществах, как правило, частных, в которых администрация не заинтересована
или даже выступает против проведения собраний трудового коллектива. В подобных
случаях профком не всегда решается игнорировать мнение администрации, собственников.
В результате в таких организациях нередко не заключается коллективный договор,
не функционирует комиссия по трудовым спорам, не реализуются или прямо нарушаются
и другие законные права работников.
В целом можно сделать вывод о том, что в тех акционерных обществах, где
нет совета трудового коллектива, судьба собрания находится в руках администрации
и профкома: созовут они собрание - оно состоится, не созовут - не состоится.
Если же профком один выступает за проведение собрания, то, раз у него нет
формального права проводить собрание, администрация, как правило, в состоянии
успешно этому противостоять.
Без законодательного решения этой проблемы выход из сложившегося положения,
по нашему мнению, может быть только один. Так или иначе, любыми не противоречащими
законодательству средствами, профкому необходимо добиться проведения собрания.
На него профкому следует выйти с проектом Положения о собрании, в котором,
в частности, должно быть записано следующее:
"Право созыва общего собрания (конференции) трудового коллектива имеют:
- профсоюзный комитет организации;
- инициативная группа, состоящая из работников организации или делегатов
последней конференции трудового коллектива, представляющего не менее ____%
численности работников организации".

Подготовка собрания
Для того чтобы собрания проходили успешно, не вызывали нареканий со стороны
их участников, целесообразно формализовать этапы их подготовки. В частности,
следует четко определить порядок информирования участников собрания.
В этих целях органы, созывающие собрание, определяют:
- дату, место и время проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- порядок сообщения работникам (делегатам конференции) о проведении собрания;
- перечень информации (материалов), предоставляемой работникам (делегатам)
при подготовке к проведению собрания.
В сообщении (объявлении) о проведении собрания указываются:
- дата, место и время проведения собрания;
- вопросы, включенные в повестку дня собрания;
- порядок ознакомления работников (делегатов) с информацией, материалами
к повестке дня собрания.

Кворум собрания
Согласно сложившейся практике, собрание считается правомочным, если в
нем участвует более половины общего числа членов коллектива, а конференция
- если участвует не менее 2/3 делегатов. Такие нормы правомочия действуют
много лет, их воспринимают как нечто данное, хотя и не совсем понятно, почему
установлены эти различия.
В принципе, пока российское законодательство не регламентирует нормы
правомочий собрания и конференции, этот вопрос может быть решен самим собранием,
если оно сочтет необходимым принять такое решение. Нормы правомочий собраний
и конференции целесообразно предусмотреть в Положении о собрании. Если же
это не будет сделано и собрание будет каждый раз устанавливать норму своего
правомочия (кворум), исходя из числа присутствующих, или же будет работать,
как это нередко бывает, независимо от числа присутствующих, его полномочия
принимать решения будут дискредитированы в глазах не только администрации
и собственников общества, но и самих работников. Соответствующим будет и их
отношение к выполнению принятых решений.
Что же касается пункта Положения о собрании (конференции), касающегося
их правомочий, то при сохранении ныне действующих норм представительства его
можно изложить примерно в следующей редакции:
"Собрание проводится при наличии кворума, который считается собранным,
если на момент окончания регистрации зарегистрировались работники (делегаты),
обладающие в совокупности более чем половиной голосов работников организации
(2/3 делегатов). В случае отсутствия кворума объявляется дата проведения нового
собрания (конференции). По решению собрания, на котором есть кворум, оно может
быть приостановлено на срок не более ______ дней. На возобновленном собрании
могут решаться только вопросы первоначальной повестки дня".

Голосование на собрании
Согласно сложившейся практике, решения собрания принимаются открытым
голосованием большинством голосов членов коллектива, присутствующих на собрании.
Теперь, когда у работников появилась возможность самостоятельно устанавливать
процедуру принятия своих решений, целесообразно, на наш взгляд, критически
осмыслить сложившуюся практику проведения голосования, - осмыслить с той точки
зрения, насколько полно она позволяет учитывать интересы работников.
При этом следует учитывать, что при открытом голосовании на его результаты
влияют не только личные убеждения его участников, но и сама атмосфера выборов,
поведение внешне активной части участников, ее реакция и ход собрания, позиция
присутствующих руководящих работников. В этих условиях многие участники голосования
корректируют свое поведение под влиянием сложившейся обстановки, возможных
негативных последствий отстаивания своей позиции.
При открытом голосовании велика вероятность административного нажима,
влияния на результаты голосования даже таких случайных факторов, какими являются
отдельные выступления руководящих работников акционерного общества. Открытое
голосование в силу видимой простоты и скоротечности является весьма заманчивым
для пассивной части трудового коллектива и тех, кто не уверен в успешном исходе
голосования при отстаивании своих интересов. В такой ситуации при отсутствии
единодушного мнения по тому или иному вопросу открытое голосование становится
препятствием для свободного волеизъявления всех участников собрания, средством
давления на голосующих и проведения активным меньшинством необходимых ему
решений.
Что же касается тайного голосования, то оно практически гарантирует демократический
характер волеизъявления участников собрания, выявление и учет действительных
личных мнений рядовых членов трудового коллектива, т.е. его подавляющего большинства.
Поэтому результаты тайного голосования более объективно отражают интересы
трудового коллектива.
Все сказанное не означает, что по всем вопросам, по которым собрание
принимает решения, необходимо проводить тайное голосование. Оно должно проводиться,
если этого потребует хотя бы часть участников собрания. Для этого в Положение
о собрании целесообразно внести следующее правило:
"Решения собрания (конференции) принимаются открытым голосованием большинством
голосов членов трудового коллектива (делегатов), присутствующих на собрании.
По требованию не менее чем ___% членов трудового коллектива (делегатов) по
отдельным вопросам повестки дня собрания проводится тайное голосование".

Заключение

В настоящем комментарии, как уже отмечалось, рассмотрены положения Закона
РФ "Об акционерных обществах", которые представляются ключевыми при организации
их деятельности, защите прав акционеров. Такой подход к выбору содержания
настоящей работы объясняется рядом причин, среди которых, в частности, можно
назвать желание авторов сконцентрировать внимание руководящих работников,
специалистов, акционеров на наиболее значимых для них вопросах. Тех вопросах,
которые они решают постоянно, от чего во многом зависит соблюдение положений
Закона, обеспечение благосостояния акционерных обществ, их акционеров.


Приложения

Макет
устава открытого акционерного общества

Статья 1. Общие положения
1.1. Открытое акционерное общество ________________________
_________________________________________________________________________
(в дальнейшем - общество) учреждено учредительным собранием
_____________________________________________________________________года
в соответствии с ______________________________________________________.

1.2. Настоящий устав разработан и утвержден общим собранием акционеров
общества в соответствии с положениями Закона РФ "Об акционерных обществах",
принятого Государственной Думой РФ 24 ноября 1995 г.
1.3. Требования настоящего устава обязательны для исполнения всеми органами
общества и его акционерами.

Статья 2. Наименование и место нахождения общества
2.1. Полное фирменное наименование общества - ______________
________________________________________________________________________.
2.2. Сокращенное фирменное наименование общества __________________.
2.3. Место нахождения общества - Россия __________________
________________________________________________________________________.

Статья 3. Цель и предмет деятельности общества
3.1. Целью деятельности общества является получение прибыли.
3.2. Предметом деятельности общества являются: _____________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.

Общество вправе осуществлять и иные виды деятельности, если они не запрещены
законом.

Статья 4. Правовое положение общества
4.1. Общество является коммерческой организацией, уставный капитал
которой разделен на ______ акций (в том числе _____________ обыкновенных
и __________ привилегированных акций), удостоверяющих обязательные права
работников обществ (акционеров) по отношению к обществу.
4.2. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное
имущество, учитывамое на его самостоятельном балансе. Общество от своего имени
приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет
обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
4.3. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые
для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
4.4. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета
на территории Российской Федерации и за ее пределами.
4.5. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование
на русском языке и указание на место нахождения. Общество вправе иметь штампы
и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный
в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуальной идентификации.

Статья 5. Ответственность общества
5.1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом.
5.2. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.
5.3. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам
общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и
его органов.

Статья 6. Филиалы и представительства общества
6.1. Общество может создавать филиалы и открывать представительства на
территории Российской Федерации с соблюдением требований Закона РФ "Об акционерных
обществах" и иных федеральных законов.
6.2. Создание обществом филиалов и открытие представительств за пределами
Российской Федерации осуществляются также в соответствии с законодательством
иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств,
если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 7. Уставный капитал общества
7.1. Уставный капитал общества составляет __________ руб.
7.2. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества
общества, гарантирующий интересы его кредиторов.
7.3. Увеличение или уменьшение размера уставного капитала общества осуществляется
в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 8. Акции
8.1. Общество вправе размещать обыкновенные акции, а также один или несколько
типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных
акций не должна превышать 25% уставного капитала общества.
8.2. Все акции общества являются именными.
8.3. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой.
8.4. Количество и номинальная стоимость размещенных обществом акций составляет:
- _________ обыкновенных акций номинальной стоимостью _____ руб.
каждая, общей стоимостью _____ руб.;
- _________ привилегированных акций типа _______ номинальной
стоимостью ______ руб. каждая, общей стоимостью _______ руб. Всего
___________обыкновенных и привилегированных акций общей стоимостью
_______ руб.
8.5. Акции, выкупленные обществом у его акционеров, поступившие в его
распоряжение, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов,

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>