<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

хозяйству нарушением лесного законодательства<47>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N
515 утверждены Таксы для исчисления размера возмещения за ущерб, причиненный
уничтожением, незаконным выловом и добычей водных биологических ресурсов<48>.
Шкала гражданских исков, предъявляемых организациям и лицам в возмещение
ущерба, причиненного охотничьему хозяйству, согласована с Министерством финансов
и утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия 27 июля 1993
г.
11. Комментируемым Законом к особо охраняемым объектам природы относятся
также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные.
К находящимся под угрозой исчезновения относятся виды растений и животных,
численность и ареал которых резко сократились и продолжают сокращаться в результате
прямого истребления, разрушения мест обитания или по другим причинам. Эти
биологические виды не могут выжить без активного вмешательства человека.
К числу редких видов относятся такие, численность или ареал которых имеют
постоянную тенденцию к сокращению. Для их сохранения в большинстве случаев
необходимо усилить охрану и разработать специальные программы по восстановлению.
19 февраля 1996 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление
"О Красной книге Российской Федерации"<49>.
Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу, подлежат
особой охране. Их изъятие из естественной природной среды допускается в исключительных
случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Применительно
к диким животным этот порядок урегулирован постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156<50>. Право выдавать разрешения (распорядительные
лицензии) на оборот таких животных предоставлено Минприроды. Для этого заинтересованные
лица и организации подают по установленной форме заявление и прилагают к нему
документы, обосновывающие целесообразность изъятия из естественной среды животного,
занесенного в Красную книгу Российской Федерации. В числе таких документов
должно быть заключение Всероссийского научно-исследовательского института
охраны природы и территориальных природоохранительных учреждений о допустимости
пользования заявляемыми видами животных.
В случаях, когда заключенным Российской Федерацией международным договором
установлен иной порядок выдачи разрешений, применяются нормы соответствующего
международного договора.
Правительство Российской Федерации выполняет международные обязательства
по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.
Известно, что в 1992 году Россия в числе других 140 государств на Конференции
ООН в Рио-де-Жанейро подписала Конвенцию о биологическом разнообразии. Основная
цель Конвенции - сохранение всего живого на генетическом, видовом, экосистемном
уровнях, использование его компонентов и получение выгод, связанных с использованием
генетических ресурсов.
В целях обеспечения обязательств, вытекающих из Конвенции, Правительство
Российской Федерации в постановлении от 7 августа 1995 г. определило меры
по сохранению амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов диких животных и растений на территории Приморского и Хабаровского краев<51>.

Раздел Х
Экологический контроль
Статья 68. Задачи экологического контроля
1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием
окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной
деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы,
рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной
среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов
качества окружающей природной среды.
2. Система экологического контроля состоит из государственной службы
наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного,
общественного контроля.
Статья 69. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей
природной среды
1. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной
среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими,
химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного
воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный
и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей
и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями
и прогнозами ее состояния.
2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной
среды осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами
Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии
министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах,
на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
3. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения
за состоянием окружающей природной среды регулируется положением, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
Статья 70. Государственный экологический контроль
1. Государственный экологический контроль в Российской Федерации осуществляется
Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе
Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Советами Министров
республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной
области и автономных округов, краевыми, областными, местными Советами народных
депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами
Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

См. Правила осуществления государственного экологического контроля должностными
лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации и его территориальных органов, утвержденные Минприроды РФ 17 апреля
1996 г.

2. Должностные лица органов государственного экологического контроля
в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности
и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Министерства
обороны, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться
с документами, анализами, иными материалами, необходимыми для выполнения их
служебных обязанностей;
проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств,
средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды,
природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по
охране окружающей природной среды;
выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического
надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками
загрязнения окружающей природной среды;
назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль
за выполнением ее заключения;
требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных
прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству,
реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности,
направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями
природоохранительного законодательства;
принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы
предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред
окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья
человека.

О наделении указанными полномочиями должностных лиц Минприроды РФ и его территориальных
органов см. постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 718

Указанные решения обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами,
предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
На основании этих решений соответствующие банковские учреждения прекращают
финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом
государственного экологического контроля.
3. Решения государственных органов экологического контроля и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Статья 71. Производственный экологический контроль
1. Производственный экологический контроль осуществляется экологической
службой предприятий, учреждений, организаций и ставит своей задачей проверку
выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей
среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения
нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного
законодательства.
2. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется
положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями на основе
настоящего Закона.

Статья 72. Общественный экологический контроль
1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными
союзами Российской Федерации и иными общественными объединениями, трудовыми
коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований
настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями,
организациями, независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными
лицами и гражданами.
2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется
настоящим Законом, законодательством о профессиональных союзах Российской
Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях.

Комментарий к Разделу X

1. Как видно из текста комментируемого Закона (ст. 68 - 72), экологический
контроль охватывает все природные ресурсы страны, их состояние, изменяющееся
под хозяйственным или иным воздействием, соблюдение природоохранного законодательства
и нормативов качества окружающей среды. Средствами контроля ведется также
проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному
использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Столь обширные задачи
в области экологического контроля не под силу какому-то одному государственному
органу, например Минприроды. Их выполняет целая система органов государственного,
производственного и общественного контроля.
Верхнее звено системы экологического контроля составляют высшие органы
государственной власти России. К ним относятся Президент и контрольное управление
его Администрации, Правительство. Это - органы общей компетенции. Они, решая
общие вопросы экономики страны, одновременно выполняют функции государственного
контроля в области природопользования. К органам общей компетенции относятся
также органы представительной и исполнительной власти субъектов России и органы
местной администрации.
Следующее звено системы - специально уполномоченные государственные органы.
Деятельность названных органов имеет, в силу необходимости высокого профессионализма,
отраслевой, специализированный характер. Так, например, Госкомсанэпиднадзор
Российской Федерации осуществляет государственный санитарный надзор; Комитет
по земельным ресурсам и землеустройству - государственный контроль за рациональным
использованием и охраной земель; Госгортехнадзор - контроль (надзор) в области
охраны недр и безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях
промышленности. Экологические контрольные функции выполняет каждый государственный
орган в своей области: Министерство строительства - по вопросам экологии строительства;
Роскомрыболовство и Комитет по водному хозяйству - охраны вод; Федеральная
служба лесного хозяйства - экологии лесов; Министерство внутренних дел - по
вопросам общественного порядка; Федеральная служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды имеет свой круг деятельности.
Специальные полномочия в области государственного экологического контроля
названным органам предоставлены законодательно. Пределы их компетенции определены
Положениями об этих органах, которые утверждены либо Президентом Российской
Федерации, либо Правительством. Так, Положение о Государственном комитете
санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации
утверждено Указом Президента Российской Федерации N 30 от 22 января 1992 г.<52>.
Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России - Указом Президента
Российской Федерации N 234 от 18 февраля 1993 г.<53>, Положение о Комитете
Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству - постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 91 от 2 февраля 1993
г. <54>.
Особенность правомочий органов государственного экологического контроля
состоит в том, что их деятельность охватывает все предприятия, организации
и учреждения независимо от подчиненности и форм собственности, им подконтрольны
все должностные лица и граждане. Это повышает эффективность контроля.
Однако не всегда интересы различных органов государственного экологического
контроля совпадают. Согласованности в работе мешает ведомственный узкоотраслевой
подход в решении повседневных вопросов охраны природных ресурсов. В результате
снижается уровень требовательности к подконтрольным организациям и предприятиям.
Можно привести такой характерный пример.
Морская инспекция Минприроды выявила грубые нарушения правил лова минтая
местным государственным предприятием, промышляющим в Охотском море. Но органы
рыбоохраны не только не пресекли правонарушения, но и потворствовали ему.
Это произошло потому, что как органы рыбоохраны, так и рыбопромысловые государственные
организации подчинены одному и тому же органу управления - Комитету Российской
Федерации по рыболовству. Морская же инспекция Минприроды заняла более принципиальную
позицию. По ее требованию незаконные способы лова были запрещены, а виновные
наказаны.
От ведомственных влияний не свободны и другие органы государственного
контроля в области экологии, в особенности Министерство строительства Российской
Федерации, Комитет Российской Федерации по водному хозяйству и некоторые другие,
которые, с одной стороны, контролируют хозяйственную деятельность той или
иной отрасли производства, а с другой - обязаны следить за соблюдением предприятиями
данной отрасли экологического законодательства. Поэтому и возник вопрос об
усилении надзорных функций Минприроды и его местных территориальных организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993
г. "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды" Минприроды и его территориальным
органам предоставлено право координировать (в пределах своей компетенции)
деятельность других специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих
охрану окружающей среды в соответствующих сферах отраслевого управления. Координация
состоит в том, что все отраслевые органы государственного экологического контроля
обязаны решать вопросы в области охраны окружающей среды по согласованию или
совместно с Минприроды или его органами на местах. Эти права закреплены в
Положении о данном министерстве, утвержденном постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 апреля 1994 г.
Решения государственных органов экологического контроля и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
В систему экологического контроля помимо государственного входит производственный
и общественный контроль.
Производственный контроль, как это определено ст. 71 комментируемого
Закона, осуществляется самими предприятиями, учреждениями, организациями,
их лабораториями и другими структурными подразделениями.
Общественный контроль (ст. 72) в условиях российской демократии приобретает
массовый и действенный характер. Подробнее об этом см. комментарий к разд.
II.
2. Эффективность экологического контроля обеспечивается мониторингом,
т.е. наблюдением за состоянием окружающей природной среды (ст. 69). В процессе
этого наблюдения государственные органы в области охраны природы, каждый в
соответствии с профилем своей деятельности, осуществляет сбор информации о
фактическом состоянии, естественных и антропогенных изменениях в природе.
Полученные материалы изучаются и обобщаются с целью выработки практических
выводов и постановки задач в области охраны природы и оздоровления экологической
ситуации конкретных регионов страны. Они объективно характеризуют природные
физические, химические, биологические процессы, уровень загрязнения атмосферного
воздуха, почв, водных объектов, последствия его влияния на растительный и
животный мир. Это дает возможность предъявлять к природопользователям определенные
требования по устранению экологических правонарушений и привлекать к ответственности
виновных лиц.
Организация общего мониторинга возлагается на Минприроды и его территориальные
органы. При этом основным исполнителем является специальная Федеральная служба
России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и
ее подразделения на местах. Наряду с этой службой заинтересованные министерства,
ведомства и комитеты обеспечивают собственные системы наблюдения и экологического
контроля.
Положение о мониторинге земель в Российской Федерации утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491. Он является составной
частью общего мониторинга и охватывает все земли России независимо от форм
собственности, целевого назначения и характера использования. Ведется федеральный,
региональный и локальный мониторинг земель. Его основные задачи: своевременное
выявление негативных процессов, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций
по предупреждению и устранению последствий; информационное обеспечение государственного
земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства; контроль
за использованием и охраной земель.
В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения (съемки,
обследования и изыскания) за состоянием земель. При этом выявляются изменения
и производится оценка: состояния землепользований, угодий, полей, участков;
процессов, связанных с изменением плодородия почв; загрязнения пестицидами,
тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучается
также состояние земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных
сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений,
стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и
радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
Мониторинг земель ведется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
(Роскомземом), Минприроды при участии Минсельхозпрода и других заинтересованных
министерств и ведомств. Полученные данные накапливаются в архивах (фондах)
и банках данных автоматизированной информационной системы. Роскомзем и его
органы на местах представляют в соответствующие органы исполнительной власти
России и субъектов Федерации согласованные с Минприроды сведения (доклады)
о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов направляют
оперативные сводки.
Мониторинги ведутся также для изучения экологического состояния других
природных ресурсов (вод, атмосферного воздуха, лесного фонда и т.д).
Органы государственного, производственного и общественного экологического
контроля используют данные мониторинга в своей повседневной деятельности.
3. Эффективности государственного экологического контроля содействуют
общественный и производственный контроль. Как показывает практика, организации
общественного экологического контроля нередко вступают в конфликты с государственными
надзорными органами, если последние плохо борются с нарушителями экологических
требований или потворствуют им. Такой конфликт - полезное дело, так как он
обязывает к поиску оптимального решения проблемы.
Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях", принятый Государственной
Думой 19 мая 1995 г., предоставляет общественным организациям широкие права.
Они, согласно ст. 27 Закона, вправе участвовать в выработке решений органами
государственной власти и местного самоуправления по самым разнообразным вопросам
охраны окружающей природной среды того или иного региона, края, области, района,
а также отдельного природного объекта.
Условно такие общественные организации можно разделить на два основных
типа.
Одни из них не связаны с конкретной местностью, регионом, каким-либо
знаменитым природным объектом (озеро Байкал, Чернобыльская АЭС и др.). Они
выражают интересы и предпочтения тех, кто добивается проведения определенной
экологической и земельной политики в стране в целом. Например, высказывают
обоснованные требования по организации новых и сохранению старых заповедников,
расширению парков, сохранению живой природы, ограничению застройки красивых
ландшафтов или вообще зеленых площадей. В этих организациях группируются любители
природы, активные туристы, естествоиспытатели.
Другие общественные организации имеют местный характер. Они объединяют
круги населения, которые беспокоятся за свое здоровье и нормальный быт из-за
появления в данной местности таких объектов, как свалки, "дымящие" производства,
горные разработки, а также нежелательные в социальном отношении объекты (например,
винно-водочные и табачные торговые точки вблизи школ). Такие общественные
организации нередко возникают в процессе борьбы против нежелательных (небезупречных)
проектов и поэтому имеют временный характер.
4. Статья 71 комментируемого Закона предусматривает создание специальной
экологической службы на предприятиях (организациях). Должностные лица этой
службы должны проверять выполнение планов и мероприятий по охране природы
и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству
природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды,
выполнению требований природоохранительного законодательства.
На многих предприятиях, в особенности крупных, давно уже существуют и
успешно действуют, в составе их администраций, отделы (лаборатории) производственного
экологического контроля. К сожалению, такая практика не получила пока широкого
распространения в сельскохозяйственных предприятиях. Однако в некоторых из
них работают штатные землеустроители. В свое время их больше занимали дела,
связанные с приусадебными земельными участками. Ныне, в результате выделения
крестьянских (фермерских) хозяйств, важное значение приобретает составление
экономически и экологически обоснованных проектов землеустройства таких хозяйств,
а также контроль за соблюдением ими норм земельного законодательства.
В ряде сельских хозяйств имеются специалисты, занятые эксплуатацией мелиоративных
и защитных устройств, а также полезащитных лесонасаждений: гидротехники, агролесомелиораторы,
агрономы-экологи и др. Специалистов гидротехников-мелиораторов имеют многие
хозяйства Кубани, занятые рисосеянием. Названные специалисты отвечают за правильную
безаварийную эксплуатацию гидротехнических сооружений, что способствует не
только их сохранности, но и правильному режиму орошения и осушения земель.
Указания таких специалистов обязательны для всех работников данного сельскохозяйственного
предприятия.
По-видимому, такую работу следует сочетать с контролем за состоянием
и рациональным использованием других природных ресурсов (естественной растительности,
вод, дикой фауны). Наличие в хозяйствах подобных специалистов должно облегчить
деятельность государственных инспекторов надзорных органов, которым при письменных
сношениях и посещениях хозяйств удобнее иметь дело с информированными специалистами,
чем с руководителями хозяйств.
Внутрихозяйственный (внутрипроизводственный) контроль за угодьями целесообразен
не только в сельскохозяйственных предприятиях: эти угодья нередко временно
или постоянно отводятся в пользование несельскохозяйственных предприятий,
которые имеют возможность или даже обязаны учитывать интересы агропроизводства.
Так, в ходе строительства канала Волга - Москва при Управлении строительства
действовал так называемый отдел отчуждений, который разрешал сельскохозяйственное
пользование на временно свободных "канальных" землях, следил за своевременным
возвращением колхозам временно занятых под нужды строительства сельхозугодий
и за приведением их в годное состояние. Хотя этот отдел выполнял чисто функциональные
задачи, его указания, касающиеся земли, были обязательны для других строительных
подразделений. Организационное выделение земельно-контрольных функций способствовало
рациональному использованию земель, вовлеченных в строительство, позволяло
избегать ненужных повреждений земли, сводить до минимума ее выпадение из сельскохозяйственного
производства.
Многие современные нефтедобывающие предприятия сначала принимают и используют,
а затем возвращают хозяйствам временно отчужденные у них земли. За своевременностью
отчуждения и возврата, а также за приведением участков в пригодное состояние
следит маркшейдерская служба. Такая практика имеет аналогии и в зарубежном
опыте.
Специалисты и администраторы производственного экологического контроля
особенно нужны на стройках, которые ведутся в условиях неустойчивой природной
среды: на северных территориях, на побережьях рек, озер и морей, в некоторых
горных районах - там, где неправильное обращение с природой способно привести
к ее дегенерации, нарушению и биологическому оскудению смежных территорий.
Разумеется, это относится и к тем стройкам, которые приходится осуществлять
в пределах особо охраняемых объектов - в заповедниках, парках, на территории
охранных зон исторических памятников, в местах, которые являются природными
или культурными реликвиями. Нужны они на стройках в городах и поселках, где
любое экологическое нарушение особенно болезненно.
В этих случаях к строительным работам следовало бы допускать только такие
подрядные организации, которые хорошо проявили себя в экологическом смысле
на предыдущих объектах, а их персонал прошел соответствующую подготовку (обучение)
и которые имеют в своих штатах земельных администраторов.
Любой вид внутрипроизводственного контроля должен, как известно, включать
в себя санкции за нарушение установленного порядка. Не является исключением
и экологический контроль. Однако в этом смысле он не находит поддержки в законодательстве.
Статья 125 Земельного кодекса (ЗК) России устанавливает административную
и уголовную ответственность за земельные нарушения и преступления; ст. 126
предполагает дополнительно гражданскую ответственность. Но о дисциплинарной
ответственности ЗК умалчивает. Это означает, что внутрипроизводственного земельного
контроля ЗК не предусматривает и не предполагает. Такая позиция представляется
явным пробелом права.
Экологические нарушения, допускаемые работниками на производстве, весьма
нередки, однако в трудовом законодательстве о них тоже ничего не сказано.
По этой причине, надо полагать, умалчивают о них и многие Правила внутреннего
трудового распорядка. Так, работника геологической партии трудно наказать
в дисциплинарном порядке за неосновательную (несанкционированную) порчу земли,
ибо такой проступок не предусмотрен в Правилах внутреннего трудового распорядка,
действующих в этой отрасли.
5. Правовые формы экологического контроля в зависимости от характера
их последовательного, логического применения можно разделить на три вида (стадии):
а) информационно-правовые - при сборе материалов; б) принятие решений по результатам
проведенного контроля; в) исполнение решений контрольных органов.
а) Информацнонно-правовые формы контроля при сборе материалов
Для того чтобы принять квалифицированное решение, любой орган контроля
должен располагать точной и объективной информацией о том, есть ли нарушение
экологического законодательства, в чем оно выражается, кто виновен, что нужно
предпринимать, чтобы правонарушение не оказалось длящимся, каков причиненный
вред, а если правонарушение еще не наступило, как его предупредить или пресечь.
Возникают и другие вопросы, выяснение которых требует сбора и анализа материалов
(документов), проведения проверок, ревизий. В необходимых случаях может назначаться
экспертиза материалов, полученных в процессе контроля.
Независимо от того, проводит ли государственный инспектор плановую проверку
состояния использования того или иного объекта природы или выезжает по жалобе,

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>