<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия в пределах установленных, лимитов (временно согласованных
нормативов).
Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту загрязняющего
вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности
для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов
и бассейнов рек установлены коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие
экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость
природных и социально-культурных объектов. Установлено, что дифференцированные
ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты,
учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах допустимых
нормативов выбросов, сбросов, объемов размещения отходов, уровней вредного
воздействия определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину
указанных видов загрязнения и суммирования всех полученных произведений (по
видам загрязнения).
Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем
умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитами и предельно
допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения
отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования всех полученных произведений
(по видам загрязнения).
При определении платы за сверхлимитное загрязнение соответствующие ставки
лимитной платы умножаются на величину превышения фактической массы выбросов,
сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного
воздействия над установленными лимитами; затем все полученные произведения
суммируются и умножаются на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном
порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов
вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и оплачивается
в соответствии с вышеуказанным Порядком.
Платежи в пределах лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции
(работ, услуг), а сверхлимитные - за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия.
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх
допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия, и дифференцируются по отдельным отраслям народного
хозяйства с учетом их экономических особенностей.
Если указанные платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся
в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными
органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического
надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается
вопрос о приостановке или прекращении деятельности предприятия.
Средства, взимаемые за загрязнение, в соответствии с комментируемым Законом
перечисляются природопользователями в бесспорном порядке: 90% - на специальные
счета внебюджетных государственных экологических фондов; 10% - в доход республиканского
бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных
органов государственного управления в области охраны природы.
Сроки перечисления средств устанавливаются территориальными органами
Минприроды Российской Федерации. По истечении этих сроков суммы платежей взыскиваются
в безакцептном порядке.
Внесение такой платы не освобождает от выполнения мероприятий по охране
окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
В случаях, когда выбросы, сбросы и размещение отходов производятся по
соответствующему разрешению, речь идет о невиновном, в юридическом смысле,
загрязнении окружающей среды. Поэтому загрязнение, не относящееся к этим случаям,
является виновным, и причиненный им ущерб взыскивается сверх указанных средств
в судебном порядке (об этом говорится в комментарии к разд. ХIV - о возмещении
вреда, причиненного экологическим правонарушением).
Плата за пользование природными ресурсами установлена соответствующими
природоресурсовыми законами и комментируемым Законом (ст. 20). При этом различается
плата за: пользование природными ресурсами; сверхлимитное и нерациональное
их использование; загрязнение окружающей природной среды (см. приложение 2).
Плата за землю установлена Земельным кодексом (25 апреля 1991 г.) и Законом
"О плате за землю" (11 октября 1991 г.) с изменениями и дополнениями от 28
апреля 1993 г. и от 9 августа 1994 г. Определены нормативная цена земли, земельный
налог, арендная плата за землю, размеры, порядок распределения, взимания.
Плата за пользование недрами установлена Законом о недрах от 19 февраля
1992 г. (новая редакция от 8 февраля 1995 г.) и конкретнее (размеры, порядок
распределения и взыскания) - Положением о плате за недропользование, утвержденным
Правительством Российской Федерации 28 октября 1992 г. Определена плата за
поиск, разведку и добычу полезных ископаемых и на восстановление минеральных
ресурсов.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации устанавливается
плата за водопользование, которая идет на восстановление и охрану вод.
Основами лесного законодательства введены лесные подати за различные
виды лесопользования, арендная плата. Раньше существовала плата на восстановление,
охрану и защиту лесов; с 1995 года она отменена Законом о бюджете на 1995
год.
Различные формы платы устанавливаются за пользование растительным и животным
миром (сбор грибов, ягод, охота, рыболовство).
В настоящее время продолжаются работы по совершенствованию системы оплаты
в следующих направлениях: полный и оперативный учет инфляции при определении
ставок; разработка нормативов платы за радиационные, шумовые, электромагнитные
воздействия на окружающую среду; расширение состава учитываемых ингредиентов
загрязнения; более полный учет региональных отраслевых особенностей при расчете
ставок платы и др. С 1993 года апробируются новые виды платы - за тепловые
загрязнения (Тверь), за шумовые загрязнения (Москва, Н. Новгород).
8. Создание и деятельность внебюджетных экологических фондов - важная
составная часть экономического механизма охраны природы. Впервые они были
предусмотрены в 1988 году и назывались резервными фондами охраны природы.
Правительство Российской Федерации 29 июня 1992 г. приняло постановление N
442 "О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических
фондах на территории Российской Федерации". Такие фонды созданы в субъектах
Российской Федерации и местных (муниципальных) территориях. Минприроды и Минфину
предложено оказывать необходимую методологическую помощь при формировании
системы территориальных внебюджетных экологических фондов.
Установлено, что в Федеральный экологический фонд отчисляются 10% общей
суммы средств, направляемых в государственные внебюджетные экологические фонды
в виде платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную
среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, средств, полученных по
искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения, а также
средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно
добытого с их помощью.
Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации,
местным администрациям, Минприроды предложено обеспечить своевременное и полное
перечисление средств в Федеральный экологический фонд Российской Федерации
и территориальные внебюджетные экологические фонды. Минфину, Минприроды с
участием Центрального банка предложено разработать и утвердить порядок направления
в Федеральный экологический фонд и территориальные внебюджетные экологические
фонды средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений,
граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан.
Федеральный экологический фонд является самостоятельным государственным
внебюджетным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный
баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного
герба России и своим наименованием, может создавать отделения, филиалы и иные
обособленные подразделения. Он находится в ведении Минприроды, взаимодействует
с экологическими фондами субъектов Российской Федерации, местными экологическими
фондами в целях реализации федеральных и иных экологических программ и проектов.
Порядок такого взаимодействия определяется соглашениями (договорами).
Основные задачи Федерального экологического фонда: финансирование и кредитование
федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение
качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности
населения; мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий
и программ; экономическое стимулирование бережного и эффективного использования
природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства
очистных сооружений; содействие в развитии и осуществлении международного
сотрудничества в области охраны природы, финансирование целевых проектов и
программ такого сотрудничества (см. приложение 2).
9. В качестве элемента экономического механизма охраны окружающей природной
среды комментируемый Закон называет экологическое страхование. Оно направлено
на возмещение вреда в случаях застрахованного экологического риска, причиненного
здоровью или имуществу.
В Российской Федерации действует Закон о страховании от 27 ноября 1992
г.; различаются государственное добровольное и обязательное страхование. Нормы
указанного Закона относятся и к экологическому страхованию.
Кроме того, существует специальный акт - Типовое положение о порядке
добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное
Минприроды и Государственной страховой компанией 3 декабря - 20 ноября 1992
г.<26>.
Помимо Российской государственной страховой компании, уже созданы и действуют
региональные страховые компании: "Аско-Москва", "Добрый день" (Тюмень), "Северная
корона" (Москва), "Эко-сфинкс" (С.-Петербург), Ивановский, Нижегородский фонды
экологического страхования, Волгоградский центр экологического страхования,
Саратовский страховой фонд экологической безопасности.
На региональном уровне экспериментируется обязательное экологическое
страхование (Н. Новгород, Электросталь). На экологическое страхование заключается
договор. Стороны - страхователь и страховщик - конкретно определяют взаимные
права и обязанности, страховые случаи, объекты страхования, порядок выплаты
страховых взносов и страхового возмещения. Споры разрешаются в судах или арбитражных
судах.

Раздел IV
Нормирование качества окружающей природной среды

Статья 25. Основные требования к нормированию качества окружающей природной
среды
1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью
установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную
среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического
фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных
ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы
их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития
науки и техники с учетом международных стандартов.
3. При нарушении требований нормативов качества окружающей природной
среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую
природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию
специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора.
Статья 26. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
1. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также
вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный
воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной
среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда,
охраны растительного и животного мира.

См. предельно допустимые концентрации химических веществ в почвах

Приказом Роскомрыболовства от 28 июня 1995 г. N 100 утвержден Перечень ПДК
и ОБУВ вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов

Роскомрыболовством 14 августа 1995 г. утвержден Порядок организации разработки
и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных
объектов

2. С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной
ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков,
курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы
предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.
Статья 27. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных
веществ
1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ,
а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих
атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных
мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий
по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно
допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.
2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально
уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического
надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

См. также Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов
и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования
природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства
РФ от 3 августа 1992 г. N 545

Приказом Минприроды РФ от 19 июля 1995 г. N 289 утверждены Нормативы удельных
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от хлебопекарных предприятий

Статья 28. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических воздействий
1. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей
и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем
сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного
мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.
2. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то
государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 29. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия
1. Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных
веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого
уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих
опасности для здоровья и генетического фонда человека. Указанные нормативы
утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора.
2. Для постоянного контроля за уровнем радиации население обеспечивается
радиометрическими приборами. Порядок обеспечения и перечень указанных приборов
определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 30. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском
хозяйстве
1. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств
защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве
устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых
остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья,
сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.
2. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то
государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора по представлению органов
государственной агрохимической службы Российской Федерации с учетом международных
стандартов.
Статья 31. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических
веществ в продуктах питания
1. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических
веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой
дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому
веществу и при их суммарном воздействии.
2. Указанные нормативы утверждаются государственными органами Российской
Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с государственной
агрохимической службой Российской Федерации.
Статья 32. Экологические требования к продукции
1. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую
продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду,
устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей
природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.
2. Экологические требования к продукции производства и потребления должны
обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую
природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования
продукции.
3. Указанные требования и методы их обоснования утверждаются специально
уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

См. Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности,
утвержденную приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539

Статья 33. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную
среду
При формировании территориально-производственных комплексов, развитии
промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов,
других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки
на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости
рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения
наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных
экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
Статья 34. Нормативы санитарных и защитных зон
Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно-защитных зон устанавливаются
для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных
зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных
воздействий.

Комментарий к Разделу IV

Качество окружающей природной среды нормируется с целью установления
предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность
населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование
и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной
деятельности.
Комментируемый Закон устанавливает необходимость нормирования:
содержания предельно допустимых концентраций вредных веществ;
предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных
физических воздействий;
предельно допустимого уровня радиационного воздействия;
предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимых
норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, норм нагрузки на окружающую
природную среду, предельно допустимых остаточных количеств веществ в продуктах
питания.
Законом также устанавливаются размеры санитарных и защитных зон, экологические
требования к производимой продукции.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий и методы их определения
утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора и специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной среды. По
мере развития производства, науки и техники нормирование в экологии развивается
и совершенствуется. При разработке нормативов учитываются международные экологические
нормы и стандарты.
При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены,
прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом
дают государственные органы в области охраны окружающей природной среды и
санитарно-эпидемиологического надзора.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для
химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели
их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливались как
критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания,
требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксировались в
санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования;
наряду с ними развивается и экологическое нормирование.
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"<27> установил, что санитарные правила и нормы обязательны
для соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями,
хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. На всей территории
России действуют федеральные санитарные правила. Республиканские и местные
правила могут быть только временными и вводятся при отсутствии федеральных,
а также в случае необходимости уточнения федеральных правил, в том числе их
ужесточения, с учетом особенностей гигиенической, эпидемиологической обстановки
и состояния здоровья населения. В переходный период действуют нормативы, утвержденные
бывшим Минздравом СССР. По мере разработки и уточнения их заменят новые российские
нормативы ПДК.
По атмосферному воздуху нормативы ПДК вредных веществ установлены для
479 загрязнителей. Из двух нормативных величин, устанавливаемых для атмосферных
загрязнений, максимально разовая ПДК направлена на предупреждение рефлекторных
реакций человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии,
среднесуточная ПДК - на предупреждение влияния, возникающего при длительном
поступлении вредных веществ в организм.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого,
культурно-бытового назначения, а также в водах контрольных створов, используемых
для рыбохозяйственных целей, являются частью Правил охраны поверхностных вод
от загрязнения сточными водами. Они установлены для 1925 вредных веществ.
Причем требования к качеству воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных
целей, более жесткие, чем для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового
назначения.
Нормативы ПДК в почве утверждены для 109 вредных веществ.
Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей
и иных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение
здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира,
благоприятных условий труда.
Санитарными нормами допустимого уровня шума на территории жилой застройки
установлено, что он не должен превышать 60 децибел, а в ночное время - с 23
до 7 часов 45 децибел. Для санаторно-курортных зон эти нормативы составляют
соответственно 40 и 30 децибел.
Для территории жилой застройки органами санитарно-эпидемиологической
службы обоснованы и утверждены допустимые уровни вибрации и электромагнитных
воздействий.
К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое. Его основными
источниками являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое
хозяйство. В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными
водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты. В источнике
хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура
воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на 3
° по Цельсию; в рыбохозяйственных водоемах - быть не более чем на 5 ° по Цельсию
выше естественной температуры воды.
Нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности установлено
Федеральным законом "О радиационной безопасности", принятым Государственной
Думой 5 декабря 1995 г.<28>. Оно осуществляется путем установления санитарных
норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных
стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и других документов,
которые не должны противоречить положениям названного Закона. Санитарные правила,
нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности
утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Для населения средняя годовая эффективная доза облучения равна 0,001
зиверта или эффективная доза на период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта. В отдельные
годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя
годовая эффективная доза, исчисленная последовательно за пять лет, не превысит
0,001 зиверта.
Эти основные пределы не включают в себя дозы, создаваемые естественным
радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые
гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических
процедур и лечения. Указанные пределы доз облучения являются исходными при
установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его
органов.
Допустимые пределы доз облучения могут быть уменьшены Правительством
Российской Федерации для отдельных территорий, с учетом конкретной санитарно-гигиенической,
экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на
человека других факторов окружающей среды.
Установленные нормы вводятся в действие с 1 января 2000 года. До этого
будут проведены работы по реальному обеспечению новых нормативов, что потребует
значительных затрат, включая пересмотр нормативной документации и внедрение
конкретных технических решений.
Одной из серьезных экологических проблем в настоящее время является защита
окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
Правительством Российской Федерации 5 ноября 1995 г. утверждена Федеральная
целевая программа "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы"<29>. Ею предусматривается
разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и
фурантов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции,
отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах.
Комментируемый Закон требует определения для каждого источника загрязнений
норматива предельно допустимых воздействий.
Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду устанавливаются
в виде предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС) - величиной, выражающей
предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать
в единицу времени из данного источника, а также лимитов - временно согласованных
выбросов (ВСВ) - для тех источников загрязнений, которые без совершенствования
технологий не могут выполнить норматив ПДВ и ПДС. С учетом возможностей производства
лимиты поэтапно должны доводиться до уровня нормативов ПДВ и ПДС. Контролируют

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>