<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

это органы охраны окружающей природной среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г.
определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих
веществ и размещения отходов<30>. Разработку указанных нормативов организует
Минприроды совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического
надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей
природной среды, а также с органами исполнительной власти.
Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений
органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций
и мнения населения.
Конкретным предприятиям нормативы выбросов и сбросов, размещения отходов
устанавливают органы Минприроды и другие специально уполномоченные органы.
Так, по химическим веществам нормативы выбросов вводят органы охраны окружающей
природной среды, по биологическим веществам, микроорганизмам, по физическим
воздействиям, радиации - органы санитарно-эпидемиологического надзора.
На основе установленных нормативов предприятиям выдается разрешение на
выбросы, сбросы, размещение отходов.
В современном сельскохозяйственном производстве широко используются минеральные
удобрения, химические средства защиты растений и стимуляторы их роста. Известно,
что агрохимикаты способны накапливаться и сохраняться, загрязняя почву, водоемы,
атмосферу, произведенную сельскохозяйственную продукцию.
Требование комментируемого Закона состоит в том, что минеральные удобрения,
средства защиты растений, стимуляторы роста и другие агрохимикаты должны применяться
в дозах, обеспечивающих соблюдение установленных нормативов предельно допустимых
веществ в атмосферном воздухе, почве, воде и предельно допустимых остаточных
веществ в продуктах питания.
При этом учитываются такие факторы, как климатические условия, характер
почв, особенности выращиваемых культур, свойства удобрений и их воздействие
на засеянные культуры и почву. Потребность в удобрениях определяется специалистами
станций химизации и агрохимических лабораторий. Ими же на основании картограмм
полей даются научно обоснованные рекомендации по применению удобрений, природоохранным
мерам для каждого хозяйства, фермера.
Нормы расхода ядохимикатов (пестицидов, гербицидов и др.) приведены в
Списке химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями
растений, сорняками и регуляторами роста растений, разрешенных для применения
в сельском хозяйстве. В этом Списке по каждому препарату и веществу указывается
норма расхода, способ, время обработки, ограничения, последний срок и максимальная
кратность обработок. Установленные в Списке предельно допустимые нормы расхода
агрохимикатов уточняются зональными научно-исследовательскими учреждениями
для конкретных агроклиматических зон.
Нормы расхода агрохимикатов, разрешенных для использования населением,
содержатся в Списке химических и биологических средств борьбы с вредителями,
болезнями растений, сорняками, паразитами домашних животных и пчел, а также
средств по уходу за растениями, разрешенных для розничной продажи населению.
При нормировании расхода удобрений и ядохимикатов учитывается фоновое
загрязнение атмосферного воздуха, воды, почв.
Чтобы защитить здоровье человека, комментируемый Закон ввел нормирование
предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.
В соответствии с этим Минздрав установил нормативы остаточных количеств нитратов,
пестицидов, ртути, свинца, мышьяка и других вредных веществ в сельскохозяйственной
продукции.
Законом Российской Федерации "О радиационной безопасности"<31> определено,
что продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие
с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы
и изделия должны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопасности
и подлежат производственному контролю.
Содержание химических веществ у производителя сельскохозяйственной продукции
контролируют специальные лаборатории агрохимической службы. На произведенную
продукцию должен быть получен сертификат качества, устанавливающий ее экологическую
характеристику и безвредность для здоровья. На содержание остаточных количеств
вредных веществ сельскохозяйственная продукция проверяется на овощных базах
и овощехранилищах. Надзор за получением сертификатов качества осуществляют
органы санитарно-эпидемиологической службы.
Комментируемый Закон устанавливает, что экологические нормативы должны
закладываться в производимую продукцию, технику, технологии, способные оказать
вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Право потребителя на экологическую безопасность товаров, работ, услуг
закреплено в ст. 5 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
от 7 февраля 1992 г.<32>, где установлено, что обязательные требования по
безопасности здоровья и окружающей природной среды должны обеспечиваться экологическими
стандартами. В случае, если такие стандарты отсутствуют, товаропроизводитель
должен инициировать их разработку. На товары (результаты работ), использование
которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни,
здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки годности.
Экологическая стандартизация начала развиваться еще до принятия законодательства
о правах потребителей. Были разработаны государственные стандарты на качество
питьевой воды, методы и порядок отбора проб воздуха и вод для анализа их качества,
шумовые характеристики средств автотранспорта и летательных аппаратов и др.
С принятием Закона о правах потребителей разработка экологических стандартов
на товары, работы, услуги активизировалась. Закон вводит и обязательность
экологической сертификации товаров, работ, услуг.
Известно, что при развитии производительных сил не учитывались экологические
нагрузки. Это приводило к концентрации вредных производств, росту загрязнений
в городах, разрушению естественных экологических систем и даже к необратимым
изменениям природы ряда регионов.
В принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. Водном кодексе Российской
Федерации впервые на законодательном уровне введены специальные нормы об установлении
предельно допустимых воздействий на водные объекты<33>.
Водным кодексом установлено, что нормативы допустимых воздействий на
водные объекты устанавливаются исходя из:
предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие
которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в
водный объект и на его водосборную площадь;
условий целевого использования водного объекта.
В развитие Водного кодекса Правительством Российской Федерации будет
установлен порядок разработки этих нормативов.
Отраслевые предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным природным
ресурсам - лесам, особо охраняемым природным территориям, охотничьему хозяйству,
особо ценным регионам, например по озеру Байкал, разрабатывались органами
лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, охраны природы в ведомственных положениях
и инструкциях.
Комментируемый Закон установил обязательность учета предельно допустимых
нагрузок на природную среду при формировании территориально-производственных
комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, реконструкции городов.
Для защиты от загрязнений и других вредных воздействий Закон предусматривает
создание и нормирование санитарных и защитных зон.
Санитарные и защитные зоны представляют собой часть земельного, водного,
недренного пространства, в пределах которого законодательством устанавливается
особый режим в целях охраны здоровья населения и природных ресурсов от вредного
воздействия хозяйственной деятельности.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в каждом населенном пункте, где
имеется или строится водопровод. Зона охраны источника водоснабжения делится
на пояса, в каждом из которых действует особый режим.
В первом поясе, где находится сам источник водоснабжения, запрещается
проживание и временное нахождение лиц, не связанных непосредственно с работой
на водопроводных сооружениях, а также какое бы то ни было строительство, за
исключением необходимого для технических нужд водопровода.
Во втором поясе, охватывающем территорию, непосредственно окружающую
источник водоснабжения и его притоки, запрещается такое использование территории
или этого источника, которое может вызвать его качественное или количественное
ухудшение. В соответствии с этим всякого рода строительство, уничтожение насаждений,
проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных
участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре,
купания и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения
органов санитарно-эпидемиологического надзора.
Третий пояс охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное
состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через
водопровод. Здесь органы здравоохранения производят специальный учет инфекционных
заболеваний, которые могут распространяться через водопровод.
Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются для природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Порядок
их образования и режим определены Федеральным законом "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Источники вредных воздействий - предприятия, теплоэлектростанции, аэропорты
и др. отделяются от жилых массивов санитарно-защитными зонами. Санитарными
нормами проектирования промышленных предприятий их размеры определены для
предприятий пяти классов санитарной вредности от 1000 до 50 метров. При больших
масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных
условиях взаимного размещения промышленных предприятий и жилой застройки санитарно-защитные
зоны могут быть увеличены в 3 раза. Для крупных производственных комплексов
эти зоны могут быть установлены в особых размерах, с учетом мощности предприятий.
В санитарно-защитной зоне запрещается строительство жилья, 40% ее территории
рекомендуется занимать зелеными насаждениями.
Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии,
соответствующем экологическим требованиям, в целях предотвращения загрязнения,
засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания
объектов животного и растительного мира.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой
устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов
и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон
выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима. Режим
этих зон будет установлен принятым в развитие Водного кодекса специальным
постановлением Правительства Российской Федерации<34>.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных
антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства
могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной
деятельности<35>.

Раздел V
Государственная экологическая экспертиза


Об экологической экспертизе см. также: Федеральный закон от 23 ноября 1995
г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", постановление Правительства РФ
от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной
экологической экспертизы"

Статья 35. Цели и принципы государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки
соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности
общества.
2. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах
обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов,
независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности
и участия общественности.
Статья 36. Обязательность государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой
охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного
решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую
природную среду.
2. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам
производится только при наличии положительного заключения государственной
экологической экспертизы.
3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов
федерального, республиканского или местного значения регулируется законодательством
Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Статья 37. Объекты государственной экологической экспертизы
Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные
и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемые к реализации
на территории Российской Федерации независимо от их сметной стоимости и принадлежности,
а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.
Статья 38. Ответственность за невыполнение требований государственной
экологической экспертизы и ответственность экспертов
1. Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные
лица и иные работники, а также граждане несут ответственность за невыполнение
требований заключения государственной экологической экспертизы в соответствии
с действующим законодательством.
2. Председатель и члены экспертных комиссий несут ответственность за
правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд
или арбитражный суд.
Статья 39. Общественная экологическая экспертиза
1. Общественная экологическая экспертиза, проводимая научными коллективами,
общественными объединениями по их инициативе, становится юридически обязательной
после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной
экологической экспертизы.
2. Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность
за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Комментарий к Разделу V

1. Новым институтом обеспечения надлежащей окружающей среды становится
государственная экологическая экспертиза, проводимая с целью проверки соответствия
хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Среди
принципов ее осуществления - обязательность (как мера охраны среды, предшествующая
принятию хозяйственного решения, реализация которого может оказать вредное
воздействие на природу), широкая гласность и участие общественности (нуждающиеся,
как и другие провозглашенные принципы, в обеспечении правовыми актами, правоприменительной
практикой, активностью общественных отношений), ответственность в виде штрафа,
налагаемого в административном порядке в размерах, предусмотренных ст. 84
комментируемого Закона, на:
а) руководителей предприятий, учреждений, организаций, других должностных
лиц и граждан - за невыполнение требований заключения экспертизы, б) председателя
и членов экспертных комиссий - за правильность и обоснованность своих заключений.
В нормативных актах специально уполномоченных органов по охране окружающей
природной среды предусматриваются: а) доведение до общественности через средства
массовой информации результатов государственной экологической экспертизы,
б) проведение госэкоэкспертизы во взаимодействии с общественными органами,
в) возможность организации общественных слушаний по проектам и заявлениям
о воздействии на окружающую среду. Эти положения содержатся и в подготавливаемых
проектах актов Минприроды, Правительства по вопросам государственной экологической
экспертизы.
Важно отметить и наличие общественной экологической экспертизы (см. ст.
39 комментируемого Закона). С правовых позиций имеет значение: 1) упоминание
в Законе общественной экологической экспертизы наряду с государственной, 2)
юридически обязательный статус заключения общественной экологической экспертизы
после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной
экологической экспертизы, 3) ответственность председателя и членов общественных
коллективов экспертов за правильность, обоснованность своих экспертных оценок
в соответствии с законодательством России, 4) запрет финансирования и производства
работ по всем проектам и программам при наличии отрицательного заключения
общественной экологической экспертизы, утвержденного соответствующими органами.
Основные полномочия граждан и общественных объединений при проведении
государственной экологической экспертизы предусматриваются комментируемым
Законом и Федеральным законом Российской Федерации об экологической экспертизе
от 23 ноября 1995 г. Согласно указанным в них нормам граждане и общественные
объединения имеют право:
выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством
государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной
деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения,
проживающего на данной территории;
направлять в письменной форме Минприроды и его органам аргументированные
предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
получать от Минприроды и его органов, организующих проведение государственной
экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию
о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г.);
обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арбитражный суд (ст.
38 комментируемого Закона).
Кроме того, общественные объединения вправе:
требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать
с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
6 рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической
экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов (ст. 13 комментируемого
Закона).
К проведению государственной экологической экспертизы имеют отношение
некоторые более общие экологические права, а именно: требовать от соответствующих
органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии
окружающей среды и мерах по ее охране; ставить вопрос о привлечении к ответственности
виновных должностных лиц; предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении
вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении,
строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении,
прекращении или перепрофилировании их деятельности (ст. 12 и 13 комментируемого
Закона).
В связи с изложенным напомним, что согласно ст. 7 Закона Российской Федерации
о государственной тайне от 21 июля 1993 г. к сведениям, не подлежащим засекречиванию,
относится информация о: чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих
безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях,
их официальных прогнозах и последствиях; состоянии экологии, здравоохранения,
санитарии; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; фактах нарушения
законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.
2. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по
инициативе граждан, общественных объединений, а также органов местного самоуправления
общественными объединениями, основной целью деятельности которых в соответствии
с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и
проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном
законодательством порядке.
В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. общественная экологическая
экспертиза тех же объектов может проводиться независимо от государственной.
Это означает, по нашему мнению, что она может проводиться до, одновременно
либо после государственной экологической экспертизы.
Общественные объединения при этом имеют право:
получать от заказчика предусмотренную законом документацию, подлежащую
экологической экспертизе;
знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования
к проведению государственной экологической экспертизы;
участвовать в качестве наблюдателей (через своих представителей) в заседаниях
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом
ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Ст. 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусматривают следующие условия
проведения общественной экологической экспертизы:
государственную регистрацию заявления общественных объединений о проведении
экологической экспертизы;
порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;
форму и содержание заявления о проведении экологической экспертизы;
обязанности общественных объединений, организующих экологическую экспертизу,
известить население о начале и результатах ее проведения;
исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной
регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Учитывая зависимость силы заключения общественной экологической экспертизы
от авторитета участников и мотивированности доводов, важно обеспечить ее правильную
процедуру и персональный подбор комиссии. В принципе, требования к ним адекватны
проведению государственной экологической экспертизы, однако скрупулезность
и тщательность их выполнения особо значимы в связи с отсутствием обязательности
заключения. Так, состав экспертов по их научной квалификации и компетентности
должен быть по уровню не ниже зкспертов государственной экспертизы - иначе
их доводы, даже более мотивированные, не будут должным образом восприняты.
Тщательное выполнение всех требований, упомянутых выше, в последние годы,
к сожалению, воспринимается как формализм, бюрократизм, хотя является непременным
условием качественного экспертного заключения общественности.
Получение мотивированного и обоснованного заключения является важной
частью дела, но главное - довести мотивированное заключение до принимающих
решение органов и должностных лиц, сделать его альтернативным, равноправным,
наряду с заключением государственной экологической экспертизы, мнением официальных
организаций. Поэтому целесообразно довести содержание общественной экологической
экспертизы до сведения максимально широкого, заинтересованного в этом круга
лиц путем: рассылки, опубликования в средствах массовой информации, организации
лекций, "круглых столов", дискуссий, обсуждений.
Работа экспертов в общественных комиссиях не исключает платности - за
счет экологических фондов, пожертвований, иных поступлений, не запрещенных
законом. Может использоваться и самообложение граждан, предусмотренное российским
законодательством. В зарубежных странах весьма распространены практика временного
объединения граждан для решения таких проблем, как общественная экологическая
экспертиза, приглашение юриста для консультации или выступления в суде, сбор
средств исключительно для этих локальных и ограниченных по времени нужд.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется Минприроды
и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации экологической
экспертизы, органам местного самоуправления, передается другим заинтересованным
лицам, может публиковаться в средствах массовой информации.
3. Целесообразно остановиться на некоторых процедурных правилах проведения
государственной экологической экспертизы и компетенционных нормах, показывающих,
кто за что должен отвечать.
Так, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению
законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы
(ст. 5 Закона от 23 ноября 1995 г.).
К ведению субъектов Российской Федерации относится делегирование экспертов
для участия в качестве наблюдателей в заседаниях государственных экспертных
комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических
экспертизах и их результатах (ст. 6 Закона от 23 ноября 1995 г.).
Специально уполномоченные государственные органы в области экологической
экспертизы:
получают бесплатно от государственных органов независимо от их принадлежности
необходимую информацию, имеют доступ к базе данных о состоянии окружающей
среды и возможных последствиях негативного воздействия на нее;
направляют в банковские организации представления о приостановке (прекращении)
финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов,
не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
предварительно информируют органы государственной власти и органы местного
самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым
на территории соответствующих органов;
организуют информационное обеспечение государственной экологической экспертизы,
в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности,
о реализации объектов экологической экспертизы и о негативном воздействии
намечаемой деятельности на окружающую среду;
предоставляют для ознакомления общественным объединениям, осуществляющим
общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые
устанавливают требования к проведению экологической экспертизы;
направляют органам местного самоуправления, общественным объединениям
и гражданам, представившим аргументированные предложения, материалы об их
рассмотрении при проведении государственной экологической экспертизы, информацию
об ее заключении;
предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о
результатах проведения государственной экологической экспертизы.
Территориальные органы Минприроды обязаны своевременно информировать
органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации и ее
субъектов, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответствующие
материалы по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении
законодательства об экологической экспертизе. Ближе всех к населению находятся
органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области могут:
делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания государственных
экспертных комиссий, причем не только по объектам, расположенным на своей
территории, но и на других, в случаях возможного воздействия на окружающую
среду их хозяйственной и иной деятельности;
принимать и реализовывать, в пределах своих полномочий, решения на основании
результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных
экологических объединений и движений, информации об объектах экологической
экспертизы;
организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы
среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
экологической экспертизе;
организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;
информировать органы прокуратуры, специально уполномоченные территориальные
государственные органы в области охраны окружающей природной среды, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации
объекта без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для этого органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих
государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы,
реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах
территории соответствующего муниципального образования и о результатах проведения
государственной и общественной экологических экспертиз.
В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе,
входят:
оплата проведения государственной экологической экспертизы;
передача государственным экспертным органам и общественным объединениям,
организующим проведение экспертизы, необходимых материалов, сведений, расчетов,
дополнительных разработок относительно объекта экспертизы;
осуществление хозяйственной и иной деятельности исключительно в соответствии
с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>