<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

экспертизы.
Специально уполномоченными государственными органами в области экологической
экспертизы являются Минприроды и его территориальные органы, которые имеют
исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы
и осуществляют функции через свои специализированные подразделения (ст. 13
Закона от 23 ноября 1995 г.).
К комментируемым статьям Закона об охране окружающей природной среды
могут иметь также отношение следующие нормы Закона об экологической экспертизе:
в представляемой на экспертизу документации должны быть материалы оценки
воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности; положительные
заключения и документы согласований органов федерального надзора и контроля
и органов местного самоуправления; материалы обсуждений объекта с гражданами
и общественными объединениями, организованных органами местного самоуправления;
повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется
на основании решения суда или арбитражного суда;
эксперт государственной экологической экспертизы обязан участвовать в
подготовке материалов, обосновывающих учет заключений общественной экспертизы,
а также аргументированных предложений органов местного самоуправления, общественных
объединений и граждан; имеет право требовать от заказчиков представления дополнительных
материалов, формулировать свое особое мнение по объекту экологической экспертизы;
заключение государственной экологической экспертизы есть документ, содержащий
обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной
и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный
квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии;
заключение экспертной комиссии утверждается специально уполномоченным
государственным органом в области экологической экспертизы, что означает подтверждение
последним соответствия порядка проведения экспертизы требованиям законов Российской
Федерации и ее субъектов.
Не следует смешивать государственную и общественную экологические экспертизы
с иными, смежными мероприятиями, не обладающими описанными правовыми статусами:
экологическими исследованиями, научными оценками и т.п.; нередко они имеют
те же цели, но не обеспечиваются соответствующими нормами права.
4. Закон об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г. ввел большое
количество новелл, в том числе об ответственности за нарушение законодательства
как одной из гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе,
на качество окружающей среды.
Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц теперь (с 30 ноября
1995 г.) считаются фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых
на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения; создание препятствий
к проведению экологической экспертизы; непредставление государственным органам
экспертизы и общественным объединениям, организующим и проводящим экологическую
экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; осуществление хозяйственной
и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное
заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями руководителей государственных органов экспертизы и экспертных
комиссий признаются: необоснованность материалов по учету выводов общественной
экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления,
общественных объединений, граждан аргументированных предложений по экологическим
аспектам хозяйственной и иной экспертируемой деятельности; нарушение установленного
порядка расходования перечисленных заказчиком средств на проведение государственной
экологической экспертизы. Руководители и члены экспертной комиссий отвечают
за фальсификацию заключения экспертизы, за сокрытие сведений о своей заинтересованности
в результатах экспертизы; так, экспертом не может быть представитель заказчика
или разработчика, гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях
с ними, представитель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком
объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.
Нарушением законодательства со стороны должностных лиц считаются: выдача
разрешений на специальное природопользование или на иную деятельность без
положительного заключения государственной экологической экспертизы; организация
или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями
и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу
государственных органов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов
в целях оказания воздействия на ход и результаты проведения экологической
государственной и общественной экспертизы; незаконный отказ от государственной
регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы (ст.
30 Закона от 23 ноября 1995 г.).
В ряде субъектов Российской Федерации разработаны и приняты нормативные
акты по этим вопросам, вводящие конкретные формы привлечения общественности.
Так, согласно Закону Республики Коми "Об экологической экспертизе" от 20 октября
1992 г. по наиболее сложным проектам предусматривается "Резюме, позволяющее
неспециалисту в достаточной степени разобраться в сути излагаемых вопросов",
опубликование органом государственной экологической экспертизы в периодической
печати декларации об экологических последствиях, с указанием организации заказчика,
ответственной за ознакомление общественности с документами и материалами,
а также сроков, места и времени ознакомления. Закон Республики Коми содержит
специальную статью о порядке обсуждения с общественностью намечаемой заказчиком
деятельности. Представители общественности вправе бесплатно ознакомиться с
документами, представлять в государственное экспертное учреждение свои письменные
замечания и предложения. Установлен и срок для этого - один месяц со дня опубликования
декларации об экологических последствиях. Государственный комитет по охране
природы направляет в течение недели копии этих замечаний и предложений экспертам
и заказчику намечаемой деятельности. Лица, представившие свои замечания, по
их желанию могут не раскрываться. Таким образом, научные рекомендации и пожелания
обретают обязательную силу и становятся правовыми нормами, обеспечиваемыми
государством, должностными лицами, что весьма важно,- из области пожеланий,
опыта, предложения общественности становятся требованиями ко всем предприятиям,
их должностным лицам.
5. В 1995 году внимание общественности привлекла государственная экологическая
экспертиза высокоскоростной магистрали Петербург - Москва. В ходе ее проведения
были выявлены нарушения земельного законодательства Российской Федерации,
законодательства об особо охраняемых природных территориях, Положения об ОВОС:
без должного решения суда земельные участки, принадлежащие гражданам на праве
собственности, были переведены в разряд арендуемых; вырубка лесов первой и
второй групп началась без постановления Правительства, в связи с чем иски
в арбитражные суды о возмещении ущерба были удовлетворены; проект ТЭО не прошел
общественных слушаний в субъектах Российской Федерации, на территориях, охваченных
местным самоуправлением; задеты и нарушены границы Валдайского национального
парка. Тем не менее, Минприроды направило положительное заключение на ТЭО
в Правительство<36>.
Была проведена государственная экологическая экспертиза таких крупных
объектов с иностранными инвестициями, как: ТЭО освоения Лунского и Пильтур-Астохского
месторождений нефти и газа шельфа о. Сахалин (балансовые запасы месторождений:
свободный газ категории С1-364.0 млрд.куб.м, категории С2-109,8 млрд.куб.м;
нефть категории С1-284,6 млн.т и категории С2-93,6 млн.т); экологическое обоснование
контракта ПО "Коминефть" с фирмой "Тоталь" на разработку Харьягинского нефтяного
месторождения с долевым распределением продукции; обосновывающие материалы
на создание совместного предприятия ГП "Архангельскгеология" и фирмы "Коноко"
(США) по поиску, разведке и разработке месторождений углеводородов в северном
районе Тиман-Печоры.
Накопленный опыт работы государственной экологической экспертизы позволяет
выявить следующие недостатки представляемых материалов: предпроектная и проектная
документация с точки зрения оценки воздействия на окружающую природную среду
по-прежнему остается на недостаточно научно обоснованном уровне: поверхностно
прорабатываются характер, степень, вид воздействия на природные комплексы,
а также вероятные экологические и связанные с ними социальные и экономические
последствия намечаемой хозяйственной деятельности. Документация часто поступает
без: должного анализа экологической ситуации и состояния природной среды в
зоне возможного воздействия намечаемой деятельности, а также устойчивости
природной среды к антропогенному воздействию; оценки и прогноза возможных
изменений в природной среде и состояния ее отдельных компонентов вследствие
строительства и эксплуатации объектов; должного изучения социальной среды,
санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе и состояния здоровья населения;
оценки возможных аварийных ситуаций, степени риска их возникновения; детальной
проработки природоохранных мероприятий по предотвращению экологически вредного
воздействия намечаемой деятельности, по оздоровлению и улучшению качества
окружающей природной среды (с учетом ликвидации последствий возможных аварий);
рассмотрения вопросов по организации локального мониторинга за состоянием
окружающей природной среды.
В проектной документации по-прежнему часто лишь декларируются подходы,
ориентирующие на ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные технологии;
предлагаются к реализации технические и технологические решения, не прошедшие
необходимой экспериментальной опытно-промышленной проверки; имеют место искажения
представляемой информации как по объему выбросов и сбросов загрязняющих веществ,
так и по их составу (хотя ст. 84 комментируемого Закона предусматривает за
это административную ответственность); присутствуют вещества, на которые не
установлены ПДК (в "ТЭО организации производства акриловой кислоты и акрилатных
продуктов на Пермском НПО им. С.М.Кирова" отмечено, что в выбросах и сбросах
могут присутствовать до 50 наименований загрязняющих веществ, больше половины
из которых не имеют ПДК); не всегда рассматриваются вопросы минимизации отходов
производства и их возможного использования.

Раздел VI
Экологические требования при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию
предприятий, сооружений и иных объектов

Статья 40. Общие экологические требования при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений
и иных объектов
1. При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений
в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном,
коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи,
трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние
на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической
безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по
охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов,
оздоровлению окружающей природной среды.
2. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до
устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению,
проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически
вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных
государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

О требованиях к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации
на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности см. Инструкцию,
утвержденную приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539

Статья 41. Экологические требования при размещении предприятий, сооружений
и иных объектов
1. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть
обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному
использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных
экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности
указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния
населения.
2. Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов
производится в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РСФСР и статьей
11 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при
наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления.
В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические
интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума.
3. Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается
Верховным Советом Российской Федерации или Верховными Советами республик в
составе Российской Федерации на основе заключения государственной экологической
экспертизы.
Статья 42. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию
проекта и проектированию предприятий, сооружений и иных объектов
1. При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий,
сооружений и иных объектов должны учитываться современный уровень научно-технического
прогресса и предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду и
предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения
окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация,
внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств,
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление
окружающей природной среды.
2. Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство
предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости
и общественную экологическую экспертизу.
3. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат
утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих
банков.
Статья 43. Экологические требования к строительству, реконструкции предприятий,
сооружений и иных объектов
1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов
должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение
государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими
природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.
2. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта
и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного
проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.
3. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы,
рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других
ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.
4. Нарушение требований, изложенных в настоящей статье Закона, влечет
за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков
по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением
соответствующего банка.
Статья 44. Экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий,
сооружений и иных объектов
1. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится
при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных
проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей
специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора.
2. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными
технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации
вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов,
средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения
запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению
окружающей природной среды.
3. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность
за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Раздел VII
Экологические требования при эксплуатации предприятий,
сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности

Статья 45. Общие экологические требования при эксплуатации предприятий,
сооружений и иных объектов
1. Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные
меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране
природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов,
оздоровлению окружающей природной среды.
2. Предприятия, учреждения, организации, граждане обеспечивают соблюдение
установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения
утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств,
надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля,
обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель,
недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных
ресурсов.
3. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на
основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов
вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной
среды и здоровье человека.
4. Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных
веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов,
сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов
выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин.
5. Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения
вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной
среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ,
а также возникновения угрозы здоровью населения, влечет за собой ограничение,
приостановление, прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ
и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью
населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий,
учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию
специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным
прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.
6. Перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов производится
по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами
Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора.
Статья 46. Экологические требования в сельском хозяйстве
1. Предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское
хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов
и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил
природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники,
химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние
окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.
2. Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие
сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные
зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и
подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение
указанных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью
человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение экологически
вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально
уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 47. Экологические требования при планировании, проектировании,
выполнении мелиоративных работ
1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при планировании,
проектировании, выполнении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных
систем принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному
использованию земель, экономному использованию вод, охране земель, лесов и
иной растительности от истощения, затопления, подтопления и предупреждения
других вредных последствий для окружающей природной среды.

См. также Федеральный Закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"

2. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования,
строительства либо эксплуатации этих систем до устранения недостатков или
прекращение таких работ по предписанию специально уполномоченных на то государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с
одновременным прекращением финансирования работ учреждениями банков.
Статья 48. Экологические требования к энергетическим объектам
1. Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация энергетических
предприятий, установок и иных объектов осуществляются в соответствии с требованиями
статей 40-45 настоящего Закона.
2. При размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций
должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного
региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению
земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры,
эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного
слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных
изменений в окружающей природной среде.
3. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию
и эксплуатации атомных электростанций принимаются меры по обеспечению полной
радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии
с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство
атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных,
рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в
сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения,
традиционных мест массового отдыха и лечения населения.
4. При проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо
предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами
для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически
безопасных видов топлива.
5. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования,
строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков
либо прекращение их работы по предписанию специально уполномоченных на то
государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 49. Экологические требования при проектировании, строительстве,
реконструкции городов и других населенных пунктов
1. Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных
пунктов должны соответствовать требованиям статьи 11 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" и настоящего Закона, обеспечивать наиболее благоприятные
экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные, транспортные
предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты
должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние
вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.
2. При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны
предусматриваться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование,
экологически безопасное удаление, переработка либо захоронение коммунально-бытовых
отходов.
3. В целях охраны окружающей природной среды вокруг крупных городов и
промышленных центров, крупных, экологически вредных объектов создаются лесопарковые,
зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования,
с ограниченным режимом природопользования.
Статья 50. Экологические требования при использовании радиоактивных материалов
1. Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила
производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления
и захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных
материалов), не допускать превышения установленных предельно допустимых норм
радиации, а в случаях их превышения немедленно информировать органы, осуществляющие
обеспечение радиационной безопасности, о повышенных уровнях радиации, опасных
для здоровья человека и окружающей природной среды, принимать меры к ликвидации
очагов заражения.
2. Предприятия, учреждения, организации, граждане, не обеспечивающие
соблюдения правил обращения с радиоактивными материалами, по решению специально
уполномоченных на то органов Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора лишаются права пользования
ими либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается
до устранения недостатков.
3. Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов
из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое
пространство радиоактивных отходов и материалов запрещаются.

См. также указание ГТК РФ от 8 июля 1992 г. N 01-12/71

Законом РФ от 2 июня 1993 г. N 5076-1 "О внесении изменений и дополнений
в ... Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" в
статью 51 настоящего Закона были внесены изменения

Статья 51. Экологические требования при использовании химических веществ
в народном хозяйстве
1. Предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане
обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения
химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств защиты
растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях народного
хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования и принимать
меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека,
окружающей природной среды.
2. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской
Федерации совместно с органами Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации периодически утверждает список химических препаратов, разрешенных
для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания
остаточных химических веществ в продуктах питания.
3. Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или
косвенное влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. Запрещается
применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно
воздействующих на организм человека и окружающую природную среду. Правила
охраны окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека от
экологически вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном
хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>