<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

санитарно-эпидемиологического надзора.
4. Нарушение указанных правил, создающее угрозу здоровью человека химическим
загрязнением окружающей природной среды, влечет за собой запрещение производства,
хранения, транспортировки, применения соответствующих химических препаратов
по решению Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации.

См. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими
веществами, утвержденный Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18
ноября 1993 г.

Статья 52. Охрана окружающей природной среды от вредного биологического
воздействия
1. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию
и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, технологий, оказывающих
вредное воздействие на окружающую природную среду, должны соблюдаться нормативы
предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов
и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются
специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического надзора.
2. Предприятия, учреждения, организации или граждане, способные оказать
биологическое воздействие на окружающую природную среду, обязаны обеспечивать
экологически безвредное производство, хранение, транспортировку, использование
и удаление микроорганизмов и биологических веществ, разрабатывать и осуществлять
мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации
последствий вредного биологического воздействия на окружающую природную среду,
здоровье человека и его генетический фонд.
3. Запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных
природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем,
без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.
4. Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем биологического воздействия
на окружающую природную среду осуществляются специально уполномоченными на
то государственными органами Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
надзора.
5. Превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического
воздействия на окружающую природную среду, нарушение порядка производства,
хранения, использования биологических видов микроорганизмов и веществ влечет
за собой приостановление или прекращение работы предприятий, иных объектов,
являющихся источниками данного загрязнения по предписанию специально уполномоченных
на то государственных органов Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
надзора.
Статья 53. Охрана окружающей природной среды от шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических воздействий
1. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации,
граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия
и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия
магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую природную
среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах,
на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха
населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц.
2. Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия
на здоровье человека и окружающую природную среду производственного и транспортного
шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Меры,
гарантирующие соблюдение указанных нормативов, разрабатываются при планировке
и застройке городов и других населенных пунктов, проектировании строительства
и реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении
новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного,
водного и воздушного транспорта.
3. Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или
прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации
транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума, вибрации,
магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаруженных
недостатков.
Статья 54. Охрана окружающей природной среды от производственных и бытовых
отходов

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 утверждена
федеральная целевая программа "Отходы"

1. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации,
граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке,
утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов,
соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические
нормы и правила.
2. Складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых
решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными
на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего
пользования, подземные водоносные горизонты.
4. Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится
с разрешения специально уполномоченных на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
5. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной
промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов,
в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и
иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния
окружающей природной среды.
6. Разрешения на захоронение и иное размещение радиоактивных отходов
выдаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
7. Нарушение указанных правил влечет за собой ограничение, приостановление
либо прекращение деятельности предприятий и иных объектов по предписанию специально
уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 55. Экологические требования к военным и оборонным объектам, военной
деятельности
1. Экологические требования, предъявляемые настоящим Законом к размещению,
строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений
и иных объектов, в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной
деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, к дислокации
войск и военной техники (кроме особых ситуаций).

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1310 утверждены первоочередные
мероприятия по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации на 1997 - 2000 годы

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации военные органы
обязаны возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью
человека.
Статья 56. Охрана озонового слоя Земли
1. Охрана окружающей природной среды от экологически опасных изменений
озонового слоя Земли обеспечивается:
организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата,
озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов
вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;
регулированием производства и использования в быту химических веществ,
разрушающих озоновый слой;
применением мер ответственности за нарушение указанных требований.
2. В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства,
предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью
прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих
на озоновый слой.

См. постановление Правительства РФ от 24 мая 1995 г. N 526 "О первоочередных
мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского
протокола по веществам, разрушающим озоновый слой"

3. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих
на состояние озонового слоя Земли, утверждается специально уполномоченными
на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды и сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям,
учреждениям, организациям.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 563 утверждены Перечень
озоноразрушающих веществ и Перечень продукции, содержащей озоноразрушающие
вещества, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых
подлежит государственному регулированию

4. Контроль за соблюдением указанных требований осуществляется специально
уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды.
5. Нарушение установленного порядка производства или использования химических
веществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой
приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций
или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по
предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Статья 57. Разработка и реализация проектов, существенно влияющих на
окружающую природную среду
Запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных
с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических
систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового
слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением
других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной
среды.

Комментарий к Разделу VII

1. Необходимость объединения в настоящем комментарии двух указанных разделов
Закона объясняется сходством и даже единообразием формулировок как самих требований,
так и экономических и правовых мер их обеспечения. В тексте ст. 40 Закона
использован термин "требования экологической безопасности". Следовательно,
требования экологической безопасности достигаются мерами обеспечения благополучной
(благоприятной) окружающей природной среды.
Экологические требования в комментируемом Законе сформулированы применительно
к четырем "уровням" или "направлениям".
Во-первых, применительно к природопользованию (по существу, во всех статьях
- с 40 до 57). Это означает экологизацию природопользования и всех его конкретных
видов (землепольования, недропользования, лесопользования, водопользования,
пользования атмосферным воздухом, животным миром), т.е. всемерное усиление
его защиты от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, приводящих
к ухудшению окружающей среды. Так, земли охраняются от эрозии, снижения плодородия,
загрязнения и заражения; воды - от загрязнения, засорения, истощения; леса
- от самовольных и незаконных рубок, пожаров. В то же время предусматриваются
меры предупреждения вредного влияния самих природных явлений, ликвидации их
последствий (землетрясений, оползней, селевых потоков, потепления климата,
затоплений, повышения уровня морей и Мирового океана). Предусматривается комплекс
экономических мер, меры экологической экспертизы, экологического контроля,
традиционной юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, административной,
уголовной, гражданско-правовой (имущественной), а также специальной эколого-правовой
- прекращение права природопользования, приостановление или прекращение экологически
вредной деятельности отраслей, производств, объектов, перепрофилирование или
вывод их за пределы населенных пунктов). Экологизация природопользования вводит
его в рамки рациональной, научно обоснованной, безвредной или менее вредной
для окружающей природной среды деятельности, включает в систему экологической
безопасности.
Во-вторых, экологические требования сформулированы применительно к различным
отраслям и объектам производственно-хозяйственной и иной деятельности. Сюда
относятся, в частности, отрасли и объекты промышленности, транспорта, строительства,
энергетики, военной деятельности, сельского хозяйства, мелиорации и др. Они
могут отрицательно влиять на природные объекты (загрязнять, заражать, засорять
земли, воды, атмосферный воздух), губительно - на озоновый слой, климат, уровень
океанов и морей. В целях предупреждения такого воздействия или уменьшения
его последствий действуют экологические требования о запрете подобной деятельности,
в частности, при разработке планов, размещении и строительстве объектов и
сооружений, вводе их в эксплуатацию и при эксплуатации. В то же время принимаются
меры по усилению экологического контроля и надзора, ответственности виновных,
в том числе - эколого-правовой (приостановление или прекращение деятельности).
В-третьих, особые экологические требования устанавливаются применительно
к деятельности в регионах, на территориях, в зонах. В особенности это касается,
например, регионов и территорий Крайнего Севера, Белого моря, озера Байкал,
Северного Прикаспия, Волжского бассейна, Черного и Азовского морей, административных
территорий. Для них могут разрабатываться специальные экологические программы,
территориальные схемы комплексной охраны природы (ТерСКОП). Особо выделяются
(объявляются) зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия
(последствий чернобыльской аварии, Северного Прикаспия и др.)<37>. К особо
охраняемым территориям, в которых устанавливаются специальные экологические
требования, особые охранные режимы, относятся лечебно-оздоровительные и курортные
местности, заповедники, национальные и природные парки, заказники, ботанические
сады и дендрологические парки, памятники природы. В них также, как правило,
устанавливаются дополнительно санитарные зоны или зоны (округа) санитарной
охраны<38>.
В-четвертых, экологические требования предусматриваются применительно
к объектам в населенных пунктах<39>. Здесь действуют и градостроительные,
и санитарно-эпидемиологические нормы; учитываются правила планировки и застройки;
особое внимание уделяется охране атмосферного воздуха, водоемов, лесов и лесонасаждений;
предусматриваются меры по усилению контроля и ответственности.
Осуществление экологических требований должно обеспечиваться соответствующим
механизмом, иначе они останутся декларациями. Такими реальными инструментами
являются нормы об экономическом механизме охраны окружающей природной среды
(разд. III, ст. 15 - 24), о нормировании качества окружающей природной среды
(разд. IV, ст. 25 - 34), об экологической экспертизе (разд. V, ст. 35 - 39)
и об организационно-правовом механизме охраны окружающей природной среды (разд.
Х "Экологический контроль", ст. 68 - 72, разд. ХIII "Ответственность за экологические
правонарушения", ст. 81 - 91). Об этом говорится в комментарии к указанным
разделам Закона.
2. После принятия Закона (декабрь 1991 г.) появились материалы, касающиеся
требований экологической безопасности, которые необходимо рассмотреть в настоящем
Комментарии. Речь идет о разработке Концепции Российской Федерации об экологической
безопасности<40>.
В мире признано, что стержнем этой концепции является теория экологического
риска и прикладная ее часть - определение уровня приемлемого риска (этот риск
во многом определяется воздействиями на здоровье людей). Чем скорее мы выйдем
на мировой уровень теоретических и практических разработок в этой области,
тем успешнее будет решаться задача обеспечения национальной экологической
безопасности.
В ноябре 1991 года в рамках Государственного Совета России были определены
основы концепции экологической безопасности. В конце 1992 года в Минприроды
была разработана концепция федеральной программы "Экологическая безопасность
России", а в начале 1993 года - рассмотрена Концепция экологической безопасности
России.
В марте 1993 года Совет Безопасности Российской Федерации обсудил вопрос
о состоянии здоровья населения России (в том числе в связи с экологическим
положением в стране). Были показаны огромные потери жизненного и трудового
потенциала страны. Все это отражает растущее понимание важности включения
экологической безопасности в структуру национальной безопасности.
В Концепции даются следующие основные понятия и определения.
Экологическая опасность - вероятность разрушения среды обитания человека,
связанных с ним растений и животных в результате неконтролируемого развития
экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф,
вследствие чего нарушается приспособляемость живых систем к условиям существования.
Экологическая безопасность - процесс обеспечения защищенности жизненно
важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или
потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием
на окружающую среду.
Система экологической безопасности - совокупность законодательных, технических,
медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия
между биосферой и антропогенными, а также естественными нагрузками.
Субъекты экологической безопасности - индивидуум, общество, биосфера,
государство.
Объекты экологической безопасности - жизненно важные интересы субъектов
безопасности: права, материальные и духовные потребности личности, природные
ресурсы и природная среда как материальная основа государственного и общественного
развития.
Политика экологической безопасности - целенаправленная деятельность государства,
общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической
безопасности.
Экологический риск - соотношение величины возможного ущерба при воздействии
экологического фактора (в заданной интенсивности) и вероятности реализации
этого воздействия.
3. Президент России Указом от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной
стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития" одобрил "Основные положения государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" <41>.
Это сделано, как отмечено в Указе, для определения государственной стратегии
в данной сфере в соответствии с документами Конференции по окружающей среде
и развитию. В то же время Правительству Российской Федерации было предложено
до конца 1994 года представить Президенту Российской Федерации проект Концепции
перехода Российской Федерации "на модель устойчивого развития, обеспечивающую
сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу
и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природоресурсного
потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения". Таким
образом, речь идет именно о концепции экологической безопасности страны.
Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по
охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой
для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей
и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного
развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. В этих целях:
осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование
природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической,
финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений;
хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического
благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России;
осуществляется политика по оздоровлению (восстановлению) нарушенных экосистем
в экологически неблагополучных регионах России;
преодолеваются обострившиеся противоречия между развитием производительных
сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей
средой;
обеспечивается естественное развитие экосистем, сохраняются и восстанавливаются
уникальные природные комплексы и ландшафты на основе оптимизации режимов природопользования
и защиты окружающей среды;
выводится из кризисной экологической ситуации ряд крупных городов и промышленных
центров.

Раздел VIII
Чрезвычайные экологические ситуации

Статья 58. Зоны чрезвычайной экологической ситуации
1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории
Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят
устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие
здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических
фондов растений и животных.
2. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются постановлениями
Верховного Совета Российской Федерации либо указами Президента Российской
Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на
основании заключения государственной экологической экспертизы.
3. В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность,
отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа
предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих
неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую
природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся
оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
4. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической
ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств и ведомств,
предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации
природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального
и республиканских бюджетов.
Статья 59. Зоны экологического бедствия
1. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской
Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли
глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой
существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,
разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
2. Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны
чрезвычайной экологической ситуации.
В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных
объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны
населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов,
существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные
меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению
окружающей природной среды.
3. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия
производится в порядке, установленном частью четвертой статьи 58 настоящего
Закона.

Комментарий к Разделу VIII

1. Комментируемый Закон предусматривает выделение на территории России
особых кризисных зон - чрезвычайной экологической ситуации и экологического
бедствия, устанавливает порядок и последствия их объявления, источники финансирования
мероприятий по их оздоровлению, основные признаки зон (ст. 58 и 59 Закона).
Три территории прошли государственную экологическую экспертизу при Минприроды
и были представлены экспертными комиссиями, экспертным советом и коллегией
Минприроды в Правительство России для объявления зонами чрезвычайной экологической
ситуации. Это - Кузнецкий угольный бассейн Кемеровской области, город Нижний
Тагил Свердловской области и город Братск Иркутской области; на очереди -
более десятка подобных неблагополучных территорий (см. приложение).
Усиление деградации окружающей природной среды и связанного с ней здоровья
населения привело к всплеску организационных мероприятий - прошли региональные
встречи по обсуждению выхода из сложившихся экологических ситуаций, состоялись
Всероссийские научно-практические конференции "Проблемы реабилитации населения
в зонах экологических нарушений" (организованы Международным фондом социально-экологической
помощи, Всероссийской ассоциацией профсоюзных объединений регионов с неблагополучной
экологической обстановкой, Федерацией независимых профсоюзов России, Академией
труда и социальных отношений и др.), в Минприроды разработан и разослан по
министерствам, ведомствам и субъектам Федерации проект Временного положения
о зонах чрезвычайной экологической ситуации, ряд сопровождающих его методических
документов.
Под чрезвычайными иногда понимают не столько экологические, сколько иные
ситуации, связанные со взрывами газопроводов, поездов, пожарами, наводнениями,
межнациональными конфликтами, землетрясениями, засухами, для борьбы с которыми
создано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Необходимо понимать,
что функции этого нового министерства и функции Минприроды отражают совершенно
разные сферы общественных отношений. Разумеется, разовая "чрезвычайщина" может
привести к качественным изменениям экологической ситуации. Однако и происхождение
таких бедствий, и порядок их ликвидации настолько отличаются от экологических
чрезвычайных ситуаций и бедствий, что требуют иных подходов. В связи с изложенным
для перечисленных разовых кризисов предпочтительно использовать иные термины,
чтобы не путать их с отношениями, являющимися предметом настоящего комментария
и связанными с длительной экологической ситуацией, т.е. с устойчивым воздействием
антропогенных факторов.
2. Важнейшим документом, используемым в настоящее время для подготовки
материалов о кризисных экологических зонах, являются Критерии оценки экологической
обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической обстановки
и зон экологического бедствия. Правовой характер их заслуживает внимания:
они разработаны в научных учреждениях Минприроды, рассмотрены в нем и рекомендованы
для системы этого министерства; таким образом, для граждан, других министерств
и ведомств Критерии носят методико-рекомендательный характер (в Положение
о Минприроды не входит полномочие по принятию такого акта, в широкой печати
Критерии не опубликованы, в Министерстве юстиции Российской Федерации не зарегистрированы).
В то же время они являются добротным и развернутым документом, конкретизирующим
положения комментируемого Закона о кризисных экологических зонах. В Критериях
предусматриваются сотни показателей и способов их получения и изложения, но
категорических, юридически значимых факторов там нет и вряд ли они возможны,
поскольку не может быть двух одинаковых территорий, одновременного сочетания
десятков различных показателей: иногда многократное превышение одних может
"перевесить" рядовое превышение многих других. В большинстве случаев решающий
критерий оценки экологической ситуации - состояние и динамика здоровья населения;
в конце концов, определенная логика в этом есть, поскольку охрана окружающей
природной среды является не самоцелью, а служит, главным образом, обеспечению
реальных гарантий и приоритета здоровья человека.
Если Критериями в какой-то мере регулируются подходы к объявлению зон,

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>