<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Если регистрируемая программа для ЭВМ включает охраноспособные по нормам
авторского права изображения на экране дисплея, обладателем права на которые
является лицо, обладающее правом на саму программу для ЭВМ, в комплект идентифицирующих
такую программу для ЭВМ материалов следует включать материалы, идентифицирующие
изображения на экране дисплея. Эти материалы могут быть представлены в виде
распечатки этого изображения, его фотографии или рисунка. Если изображения
на экране дисплея являются аудиовизуальными (например, в компьютерных видеоиграх),
соответствующие материалы могут быть представлены на стандартных виде кассетах
VHS.
Реферат программы для ЭВМ или базы данных, включаемый в состав депонируемых
идентифицирующих материалов, представляется в двух экземплярах и должен содержать
следующие сведения:
- название программы для ЭВМ или базы данных;
- наименование (имя) заявителя;
- дату создания;
- область применения, назначение и функциональные возможности;
- основные технические характеристики;
- язык программирования;
- тип реализующей ЭВМ.
Средний объем текста реферата - до 700 печатных знаков.
12 августа 1993 г. Советом Министров Российской Федерации было принято
постановление N 793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений,
полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков
обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права
пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных
сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных
машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" (впервые опубликовано
в газете "Российские вести" 24 августа 1993 г. N 162). 23 апреля 1994 г. и
9 октября 1995 г. в указанное Положение внесены изменения и дополнения, касающиеся
в основном размера регистрационных сборов (постановления Правительства РФ
N 382 и 989, соответственно).
В соответствии с Положением о регистрационных сборах за официальную регистрацию
программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных
микросхем (далее Положение) за осуществление действий, связанных с официальной
регистрацией программ для ЭВМ и баз данных, взимаются регистрационные сборы
в следующем порядке:
за подачу заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ и базы
данных - в размере 1,6 минимального размера месячной оплаты труда (далее -
ммот) в случае, если заявителем является юридическое лицо (лица), и в размере
0,6 ммот, если заявителем является физическое лицо (лица);
за внесение в Реестр программ для ЭВМ и Реестр баз данных, сведений об
официальной регистрации программы для ЭВМ или базы данных - в размере 0,6
ммот в случае, если заявителем является юридическое лицо (лица), и 0,3 ммот,
если заявителем является физическое лицо (лица);
за выдачу свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ
или базы данных - в размере 0,4 ммот за свидетельство, выданное каждому из
правообладателей всех имущественных прав на зарегистрированную программу для
ЭВМ или базу данных и (при необходимости), каждому из авторов зарегистрированной
программы для ЭВМ или базы данных, если заявитель является юридическим лицом,
или 0,2 ммот, если заявитель является физическим лицом; за публикацию сведений
об официально зарегистрированной программе для ЭВМ или базе данных в официальном
бюллетене, издаваемом Агентством,- в размере 0,6 ммот в случае, если заявителем
является юридическое лицо (лица), и 0,2 ммот, если заявителем является физическое
лицо (лица);
за внесение как по инициативе заявителя, так и по запросу Агентства дополнений,
уточнений и исправлений в материалы заявки на регистрацию до публикации соответствующих
сведений в официальном бюллетене Агентства - в размере 0,4 ммот в случае,
если заявителем является юридическое лицо (лица), и 0,2 ммот, если заявителем
является физическое лицо (лица);
за выдачу свидетельства регистрации, связанную с внесением по инициативе
заявителя изменений в материалы заявки, - в размере 0,8 ммот в случае, если
заявителем является юридическое лицо (лица), и 0,4 ммот, если заявителем является
физическое лицо (лица).
Документ, подтверждающий уплату приведенных выше регистрационных сборов
(за исключением двух последних), представляется вместе с заявкой на регистрацию.
При непредставлении вместе с заявкой документа, подтверждающего уплату регистрационных
сборов в установленном размере, заявка считается неподанной.
Документ, подтверждающий уплату регистрационных сборов за внесение изменений,
представляется вместе с измененными материалами заявки на регистрацию. При
непредставлении вместе с указанными материалами документа, подтверждающего
уплату этих регистрационных сборов в установленном размере, изменения в материалы
заявки не вносятся.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона о ПрЭВМ и БД договоры о полной
уступке всех имущественных прав на зарегистрированные программы для ЭВМ и
базы данных подлежат обязательной регистрации в Агентстве. Договоры о передаче
имущественных прав могут быть зарегистрированы в Агентстве по соглашению сторон.
За осуществление действий, связанных с регистрацией договоров на программы
для ЭВМ и базы данных, взимаются регистрационные сборы в следующем порядке:
за регистрацию договора о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную
программу для ЭВМ или базу данных и публикацию сведений о регистрации этого
договора - в размере 1,5 ммот;
за регистрацию договора о передаче имущественных прав на программу для
ЭВМ или базу данных - в размере 1 ммот. Документ, подтверждающий уплату этих
регистрационных сборов, представляется вместе с заявлением о регистрации договора.
При непредставлении вместе с заявлением документа, подтверждающего уплату
регистрационного сбора в установленном размере, регистрация договора не производится.
Гражданину Российской Федерации, являющемуся единственным автором программы
для ЭВМ или базы данных и ее правообладателем, испрашивающим свидетельство
о регистрации на свое имя, Положением предусмотрено предоставление следующих
льгот по уплате регистрационных сборов:
участник Великой Отечественной войны, лицо, приравненное к нему, освобождаются
от уплаты регистрационных сборов, предусмотренных Положением за осуществление
действий, связанных с официальной регистрацией программ для ЭВМ и баз данных;
инвалид, учащийся (воспитанник) государственного, муниципального или иного
образовательного учреждения, реализующего образовательную либо профессиональную
программу обучения (за исключением послевузовской), испрашивающие свидетельство
на свое имя, уплачивают эти регистрационные сборы в размере 30% установленного
размера каждого регистрационного сбора.
Указанная льгота предоставляется также коллективу авторов,правообладателей,
каждый из которых является участником Великой Отечественной войны, или приравненным
к нему лицом, или инвалидом.
Льготы предоставляются по ходатайству автора (авторов).
Основанием для предоставления льготы является копия соответствующего
документа: удостоверения участника Великой Отечественной войны, удостоверения
участника войны для лиц вольнонаемного состава, удостоверения, выданного за
работу (или службу) в годы Великой Отечественной войны в тылу, справки врачебно-трудовой
экспертной комиссии, документа, выданного образовательным учреждением.
Ходатайства о предоставлении указанных льгот подаются в Агентство взамен
документа, подтверждающего уплату регистрационного сбора, если льготой является
освобождение от уплаты этого сбора, или вместе с указанным документом. При
заключении договора о полной уступке всех имущественных прав или о передаче
имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных действие указанных
льгот прекращается.
В этом случае документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора
или его доплату до установленного размера, если автор (авторы) был освобожден
от его уплаты полностью или частично, представляется вместе с документом,
подтверждающим уплату сбора за регистрацию указанного договора.
При несоблюдении этого требования регистрация договора не производится.
Регистрационные сборы уплачиваются в установленном порядке путем перевода
соответствующих сумм на расчетный счет Агентства: N 609552 в Сокольническом
филиале Мосиндбанка, МФО 201218. Для иногородних заявителей дополнительно
указывается корреспондирующий счет к/с 414161800 в РКЦ ГУ ЦБ, МФО 201791 уч.
10. Документом, подтверждающим уплату регистрационного сбора, является копия
платежного поручения, заверенная банком, или квитанция о переводе. В платежном
документе следует указать следующую информацию: регистрационный сбор (или
рег. сбор) за ПрЭВМ (БД), сокращенное имя (наименование) заявителя, наименование
программы (БД), по п. 1а-1г Положения. Кроме того в круглых скобках следует
указать количество правообладателей и авторов по виду получаемых в соответствии
с п. 1в Положения свидетельств. Например, если заявитель предполагает получить
одно свидетельство на имя фирмы-правообладателя и три свидетельства на имя
авторов, то в скобках указывается: (1 прав., 3 авт.).
Документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора, действителен
для представления в течение трех месяцев начиная с даты перевода суммы регистрационного
сбора на расчетный счет Агентства.
Указанный документ должен содержать регистрационный номер заявки (свидетельства),
если этот документ представляется после поступления заявки в Агентство, и
наименование действия, за которое уплачен регистрационный сбор. Документ,
в котором отсутствуют указанные сведения, является недействительным.
Уплаченный регистрационный сбор возврату не подлежит, за исключением
случаев, когда его уплата была произведена в размере, превышающем установленный
Положением, или когда действие, за которое был уплачен регистрационный сбор,
не совершалось.
В этих случаях по ходатайству заявителя, правообладателя излишне уплаченная
сумма регистрационного сбора в установленном порядке возвращается либо засчитывается
в счет уплаты других регистрационных сборов, предусмотренных Положением.
Указанное ходатайство представляется в Агентство в течение двух месяцев
начиная с даты получения заявителем, правообладателем соответствующего уведомления.
Если такое ходатайство не подано в течение трех месяцев, то полученные суммы
регистрационных сборов перечисляются в доход федерального бюджета.
Регистрационные сборы в иностранной валюте взимаются с физических лиц,
проживающих за пределами Российской Федерации, или иностранных юридических
лиц, кроме лиц, проживающих или находящихся в стране, участвующей в международном
соглашении с Российской Федерацией о взаимных расчетах в рублях.
Указанные сборы взимаются в порядке, предусмотренном Положением, в долларах
США или в свободно конвертируемой валюте по текущему курсу доллара США, котируемому
Центральным банком Российской Федерации на день платежа, в соответствии с
прилагаемыми размерами регистрационных сборов в иностранной валюте за официальную
регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Уплата регистрационных сборов производится в установленном порядке путем
перевода соответствующих сумм регистрационных сборов в уполномоченный банк
(банки) на валютный счет Агентства.
Документом, подтверждающим уплату регистрационного сбора в иностранной
валюте является копия платежного поручения, заверенная уполномоченным банком.
В соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявок
на официальную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных рассмотрение заявки
на официальную регистрацию в целях проверки наличия необходимых документов
и их соответствия установленным требованиям осуществляется Агентством в двухмесячный
срок.
При наличии у заявителя оснований, обусловливающих целесообразность осуществления
официальной регистрации программы для ЭВМ или базы данных ускоренным путем,
к заявлению на официальную регистрацию должно быть приложено соответствующее
обоснование.
Услуги Агентства по осуществлению официальной регистрации ускоренным
путем оплачиваются в соответствии с Временными тарифами Российского агентства
по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем
(РосАПО), утверждаемыми Агентством.

5. Ответственность за нарушение авторского права на программу для ЭВМ
или базу данных

В пункте 1 статьи 17 Закона о ПрЭВМ и БД определено, что физическое или
юридическое лицо, которое не выполняет требований этого Закона в отношении
исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию
экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения
их правообладателей, является нарушителем авторского права.
Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных,
изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского
права. Кроме того, контрафактными являются и экземпляры охраняемой в Российской
Федерации в соответствии с данным Законом программы для ЭВМ или базы данных,
ввозимые в Российскую Федерацию из государства, в котором эта программа для
ЭВМ или база данных никогда не охранялась или перестала охраняться.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что нарушением исключительного
права на программу для ЭВМ или базу данных является не санкционированное правообладателем
их использование путем их выпуска в свет; воспроизведение (полное или частичное)
в любой форме, любыми способами; распространение; модификация, в том числе
перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой; иное использование
(включая ввоз экземпляров программ для ЭВМ или баз данных).
К нарушителям авторских прав на программу для ЭВМ или базу данных предусмотрена
возможность применения мер как гражданско-правовой, так и уголовной ответственности.
Статьей 18 Закона о ПрЭВМ и БД установлены следующие гражданско-правовые
санкции: признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения
права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
возмещение причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов,
неправомерно полученных нарушителем; выплата нарушителем компенсации в определяемой
по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5000-кратного
до 50000-кратного установленного Законом размера минимальной месячной оплаты
труда в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков.
Установлено также, что помимо возмещения убытков или выплаты компенсации
по усмотрению суда или арбитражного суда может быть взыскан штраф в размере
10% суммы, присужденной судом или арбитражным судом в пользу истца, в доход
республиканского бюджета Российской Федерации;
При этом за защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд,
арбитражный или третейский суд.
Суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных
экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, а также материалов и оборудования,
используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче их
в доход республиканского бюджета Российской Федерации либо истцу по его просьбе
в счет возмещения убытков.
Согласно статье 19 того же Закона на экземпляры программы для ЭВМ или
базы данных, изготовленные, воспроизведенные, распространенные, проданные,
ввезенные или иным образом использованные либо предназначенные для использования
в нарушение прав авторов программы для ЭВМ или базы данных и иных правообладателей,
может быть наложен арест в установленном порядке. 16 июня 1995 г. Государственной
Думой был принят Федеральный закон N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
и Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"" (соответственно
УПК, КоАП и Закон об АП), официально опубликованный 26 июля 1995 г. Этим Законом
изменена редакция пункта 4 статьи 49 Закона об АП и СМ, касающегося конфискации
контрафактных произведений. В соответствии с новой редакцией контрафактные
экземпляры произведений (в том числе программ для ЭВМ и баз данных) подлежат
обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по
решению арбитражного суда.
Конфискованные контрафактные экземпляры произведений подлежат уничтожению,
за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по
его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести
решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления
и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений.
В статье 20 Закона о ПРЭМВ и БД речь идет об иных формах ответственности,
а именно: об уголовной ответственности. При этом уголовная ответственность
наступает за выпуск под своим именем чужой программы ЭВМ или базы данных либо
незаконное воспроизведение или распространение таких произведений. Выпуск
под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных - это одна из форм
присвоения авторства выпуск может осуществляться в полном объеме или части
чужого произведения под своим именем, созданного в соавторстве с другими лицами
без указаний их фамилий.
Незаконное воспроизведение или распространение чужой программы для ЭВМ
или базы данных относятся к формам незаконного использования объектов авторского
права или смежных прав.
В статье 146 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное
использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение
авторства, но лишь при условии причинения крупного ущерба потерпевшему. К
критериям крупного ущерба относятся: степень нарушения конституционных прав
гражданина, характер и размер понесенного им материального ущерба, тяжесть
понесенного им морального вреда.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется умышленной
виной: виновный осознает, что он выпускает под своим именем чужую программу
для ЭВМ или базу данных, либо незаконно воспроизводит и распространяет такие
произведения.
Субъектом преступления может быть частное лицо, достигшее 16-летнего
возраста.
По первой части статьи 146 УК РФ на виновного налагается штраф в размере
от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех
месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот
сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
При наличии квалифицирующих признаков указанных в части второй данной
статьи (те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой), - виновные наказываются штрафом в размере
от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми
месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы
на срок до пяти лет.



<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ