<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

года N 1767) для оформления права собственности на земельный участок и земельную
долю или выдела участка в натуре установлены следующие сроки: соответствующее
заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный
срок с момента подачи соответствующего заявления);
решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении,
продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю,
выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче
в 7-дневный срок с момента принятия решения;
выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельства
производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный
срок с момента принятия решения или регистрации договора купли-продажи /72/
9.2.2. В качестве гарантии реального осуществления прав на землю указы
устанавливают перечень оснований отказа в выдаче свидетельства о праве собственности
на землю. Ими являются:
прямой запрет в законодательных актах Российской Федерации на предоставление
земельных участков в собственность;
наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности данного
земельного участка;
изменение целевого назначения земельного участка.
Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства на право собственности
на землю является исчерпывающим /73/.
Не могут служить основаниями отказа: отсутствие чертежа границ земельного
участка, отсутствие кадастрового номера земельного участка; отсутствие регистрационных
(поземельных) книг или их новых форм и т.п. /74/.
9.3. Указы устанавливают следующие гарантии при изъятии земельного участка:
а) изъятие земельного участка у собственника для государственных и общественных
нужд производится в установленном законом порядке путем выкупа с учетом интересов
собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной цене и причиненных
убытков, в том числе упущенную выгоду /75/.
б) при выкупе земельных долей для государственных или муниципальных нужд
с изменением в соответствии с законодательством Российской Федерации их целевого
назначения местоположение земельного участка определяется на основании градостроительной
документации или акта выбора земельного участка под строительство объекта
/76/.

Продажа земель при приватизации государственных и
муниципальных предприятий, расширении и дополнительном
строительстве этих предприятий, а также земельных
участков, предоставленных гражданам и юридическим
лицам для предпринимательской деятельности

1. Права граждан и юридических лиц
1.1. Граждане и юридические лица имеют право приобретать в собственность
земельные участки при приватизации государственных и муниципальных предприятий,
а также при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий
/77/.Кроме того, земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим
лицам для предпринимательской деятельности, по их желанию могут продаваться
им в собственность /78/.
1.2. Это право дано тем гражданам и юридическим лицам, включая иностранных
граждан и лиц без гражданства, которые приобрели право собственности на соответствующее
предприятие, здание, строение, сооружение, помещение в результате приватизации
этих объектов /79/. При этом открытые акционерные общества, созданные путем
преобразования государственных, муниципальных предприятий в процессе приватизации,
могут выступать покупателями земельных участков с момента продажи 75% акций,
принадлежащих государству, субъектам Российской Федерации или органам местного
самоуправления /81/.
1.3. Граждане и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность, имеют право на приватизацию земельного участка, на котором расположены
переданные им в аренду объекты нежилого фонда, если не более 25 процентов
их уставного капитала находится в государственной и (или) муниципальной собственности,
и в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или
аукциона объектов нежилого фонда /82/.
1.4. Собственники приватизированного государственного, муниципального
предприятия могут по своему желанию получить земельный участок в долгосрочную
аренду с правом приобретения в собственность /83/.
2. Продавец земельных участков.
Продавцом земельных участков, занятых приватизированным государственным
(муниципальным) предприятием является фонд имущества, осуществивший продажу
указанного предприятия либо акций акционерного общества, созданного при приватизации
государственного (муниципального) предприятия /84/.
3. Цена продажи земельного участка.
Продажа земельных участков в собственность осуществляется по цене земли
не ниже нормативной. Нормативная цена земли при продаже земельных участков
расположенным на них приватизированным предприятиям установлена в размере
10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка
/85/.
4. Объектами приватизации выступают:
а) земельные участки (кроме не подлежащих приватизации), на которых расположены
приватизируемые предприятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной
собственности граждан и юридических лиц, а также сданные в аренду объекты
нежилого фонда: здания, строения, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные
нежилые помещения в жилых домах;
б) земельные участки, в том числе с находящимися на них объектами недвижимости,
предоставленные гражданам и юридическим лицам для ведения предпринимательской
деятельности /86/.
5. К видам земель, не подлежащим приватизации, относятся: земли общего
пользования в населенных пунктах (площади, улицы, проезды, дороги, набережные,
парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи); земли заповедников,
памятников природы, национальных и дендрологических парков, ботанических садов;
земли оздоровительного и историко-культурного назначения; земли, предоставленные
для ведения сельского хозяйства, использования и охраны недр; земли, зараженные
опасными веществами и подверженные биогенному заражению; земельные участки,
находящиеся во временном пользовании; земельные участки, на которых расположены
морские, речные и воздушные порты федерального значения либо отведенные (зарезервированные)
для их перспективного развития /87/.
6. Срок заключения договора купли-продажи земельного участка установлен
в 1 месяц со дня подачи покупателем заявки продавцу /88/.
7. Момент перехода права собственности на участок
Право собственности на земельный участок переходит к покупателю с момента
полной оплаты стоимости земельного участка по договору купли-продажи /89/.
8. Продажа застроенных и незастроенных земельных участков
8.1. Порядок продажи земельных участков также зависит от того, застроен
или не застроен земельный участок /90/.
8.2. Застроенными земельными участками в городах и населенных пунктах
считаются участки, на которых или под которыми расположены предприятия, здания,
строения, сооружения. Застроенным земельным участком приватизированного предприятия
считается вся территория предприятия, за исключением пустующих незастроенных
(в том числе зарезервированных в соответствии с проектной документацией) земельных
участков.
8.3. Застроенные земельные участки в городах и населенных пунктах продаются
по цене, которая не может быть меньше нормативной цены за землю и больше ее
трехкратной величины.
8.4. Незастроенными земельными участками в городах и населенных пунктах
признаются участки, на которых или под которыми не расположены здания, строения,
сооружения, делающие невозможной застройку таких участков.
8.5. Пустующие незастроенные земельные участки (участок), землепользователем
которых является приватизируемое предприятие, могут быть по решению предприятия:
а) сохранены в муниципальной (государственной) собственности с передачей
в аренду данному предприятию или без таковой;
б) выкуплены предприятием вместе с застроенным участком и по такой же
цене при условии, что предприятие осуществит в установленном порядке их застройку
в течение 3 лет с момента вступления в права собственности (если иной период
не установлен законодательством).
При невыполнении предприятием последнего условия оно обязано его продать.
В этом случае, а также в случае продажи незастроенного участка до истечения
3 лет с момента вступления в права собственности с продавца взимается разовый
сбор в местный бюджет в размере 30 процентов от суммы, на которую стоимость
продажи участка превысила стоимость его приобретения.
9. Продажа земельных участков собственникам приватизированных государственных
и муниципальных предприятий для расширения и дополнительного строительства
этих предприятий
9.1. Продажа осуществляется на конкурсе или аукционе за счет земель,
не обремененных правами пользователей, арендаторов /91/.
9.2. При проведении коммерческого, инвестиционного конкурса право приобретения
земельного участка передается покупателю, предложение которого полностью отвечает
условиям и критериям конкурса. Условия коммерческого, инвестиционного конкурса
могут включать целевое использование участка, соблюдение экологических и архитектурно-планировочных
требований, обеспечение максимального размера инвестиций, проведение работ
по рекультивации, благоустройству участка и другие.
9.3. На аукционе земельные участки продаются в тех случаях, когда от
покупателя не требуется выполнения каких-либо условий, кроме целевого использования.
При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов
максимальную цену.
9.4. Начальная цена земельного участка при продаже на коммерческом, инвестиционном
конкурсе, аукционе устанавливается в размере не ниже нормативной цены земли.
9.5. Нормативы распределения средств, поступающих от продажи земельных
участков, на которых расположены приватизированные предприятия, установлены
специальным Указом /92/.
10. Приватизация земли в г.Москве
Приватизация недвижимого имущества, расположенного на территории г. Москвы,
порождает право собственника этого имущества на получение в долгосрочную аренду
(49 лет) соответствующего земельного участка /93/.
211. Госкомимуществом РФ дано разъяснение 0 по некоторым вопросам, возникающим
при продаже земельных участков собственникам приватизированных предприятий,
зданий, сооружений, помещений /94/.

Приватизация сельскохозяйственных угодий.
Права собственников земельных долей

1. Право на приватизацию сельскохозяйственных угодий при реорганизации
сельскохозяйственных предприятий имеют:
а) граждане, работающие в сельском хозяйстве /95/;
б) граждане, занятые в социальной сфере на селе, а именно: работники
колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих
хозяйств, работники предприятий, организаций и учреждений народного образования,
здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания,
расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий /96/.
В соответствии с изданными в реализацию указов Президента нормативными
правовыми актами /97/ право на приватизацию сельскохозяйственных угодий при
реорганизации сельскохозяйственных предприятий имеют также:
а) граждане, уволенные из сельскохозяйственного предприятия по сокращению
численности работников после 1 января 1992 г.;
б) временно отсутствующие работники сельскохозяйственного предприятия
- военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные
на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с
действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения);
в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по
уходу за ребенком;
г) наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной
доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение срока исковой
давности - 3 лет).
23. Земля передается в собственность граждан на следующих условиях:
а) бесплатно /98/;
б) в пределах среднерайонной нормы, которая определяется путем деления
всей площади сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий
района на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве и в социальной
сфере на селе. При этом в общую площадь сельскохозяйственных угодий не включаются
земли, переданные в ведение сельской, поселковой, городской администрации.
Например, земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами
общественного пользования /99/.
в) размер индивидуальной земельной доли каждого работника устанавливается
независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном
(указание площади без выдела в натуре). Размер индивидуальной земельной доли
не может превышать среднерайонную норму бесплатной передачи земли в собственность
/100/.
24. Установлен следующий порядок приватизации сельскохозяйственных угодий:
а) члены колхоза, работники сельскохозпредприятий на общем собрании добровольно
принимают решение либо о реорганизации сельскохозпредприятий, либо о сохранении
прежней формы хозяйствования путем их перерегистрация с соблюдением установленных
законом организационно-правовых форм и с закреплением земли в соответствии
с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное
право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации
хозяйственного общества с выделением земельной доли и имущественного пая для
организации крестьянского (фермерского) хозяйства /101/;
б) образуется внутрихозяйственная комиссия по приватизации земли и реорганизации
предприятия, которая: организует проведение инвентаризации сельскохозяйственных
угодий, составляет списки лиц, имеющих право на получение земельных долей,
рассчитывает размеры земельных долей, подготавливает документы для передачи
главе администрации района /102/;
в) администрация сельскохозяйственного предприятия в 2-недельный срок
с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства на право
собственности на земельную долю обязана представить главе администрации района
списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей
/103/;
г) глава администрации района после получения документов в месячный срок
принимает решение о передаче земель в общую собственность граждан-работников
сельскохозяйственного предприятия и о выдаче им свидетельств на право собственности
на земельные доли, устанавливает срок выдачи свидетельств на право собственности
на земельные доли /104/;
д) районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству обеспечивает
по заявке внутрихозяйственной комиссии проведение инвентаризации сельскохозяйственных
угодий, оформляет, регистрирует и выдает свидетельства на право собственности
на земельные доли. Организация выдачи подготовленных районными комитетами
по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности
на земельные доли возложена на внутрихозяйственную комиссию по приватизации
земли. Срок выдачи свидетельств собственникам земельных долей не должен превышать
10 дней со дня принятия главой администрации района решения об их выдаче /105/.
Выдача членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам - собственникам
земельных долей свидетельств на право собственности на земельные доли должна
быть завершена в 1996 году. Выдача и регистрация свидетельств производятся
бесплатно /106/.
25. Собственник земельной доли имеет право:
а) передать земельную долю по наследству /107/;
б) использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре)
для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;
в) продать земельную долю;
г) передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре)
в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям,
гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
д) подарить земельную долю /108/;
е) обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в
другом хозяйства;
ж) передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного
содержания, по условиям которых земельная доля переходит в собственность плательщику
ренты, а он в свою очередь обязуется периодически выплачивать получателю ренту
в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание
в иной форме. Допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно
(постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента).
Пожизненная рента может быть установлена на условиях пожизненного содержания
с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица или лиц;
з) внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный
капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации;
и) на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду /109/.
6. Все перечисленные права собственник земельной доли осуществляет без
согласия других участников долевой собственности.
7. При продаже (или обмене) земельной доли постороннему лицу остальные
участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой
доли /110/.
8. Выдел земельной доли в натуре (на местности):
8.1. Собственник земельной доли имеет право выделить ее в натуре (на
местности) без согласия других собственников земельных долей или администрации
сельскохозяйственной организации для ведения или расширения крестьянского
(фермерского) хозяйства, расширения личного подсобного хозяйства, передачи
земельной доли в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным
организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, передачи
8.2. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных
долей определяется в месячный срок по согласованию между собственниками земельных
долей. В случае разногласий решение принимает орган местного самоуправления
земельной доли в залог /111/. при участии комитетов по земельным ресурсам
и землеустройству. При этом должны быть обеспечены рациональная организация
территории (компактное размещение) и качество земель выделяемого участка не
ниже среднего по хозяйству. При несогласии собственников земельных долей с
местоположением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном
порядке /112/.
8.3. Руководители сельскохозяйственных организаций обязаны в течение
одного месяца со дня подачи заявления о выделении земельной доли выделить
земельные доли работника и членов его семьи в натуре (на местности). Выделенный
земельный участок оформляется местной администрацией. При задержке с выделением
земли на руководителей хозяйств местными органами Госкомзема налагается штраф
в размере трех месячных окладов/113/.
9. Передача земельной доли (с выделением земельного участка в натуре)
в аренду
9.1. Передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям,
крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также передача земельных долей или
права пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций
осуществляются на основании договоров между собственниками долей и сельскохозяйственными
организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Договоры аренды земельных
долей заключаются на срок не менее трех лет. Арендодателями могут выступать
как отдельный собственник, так и группа собственников земельных долей. Договоры
должны быть зарегистрированы в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству
/114/.
9.2. Договор аренды регистрируется в районном комитете по земельным ресурсам
и землеустройству в установленном порядке /115/.
9.3. Порядок передачи земельной доли в аренду (с выделением земельного
участка в натуре) установлен в Указаниях о порядке оформления договоров передачи
земельной доли в аренду /116/.
10. Фонды перераспределения земель
10.1. В фонды перераспределения земель включаются земельные участки,
остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных
предприятий, передаются в ведение администрации района /117/.
10.2. Местная администрация обязана организовать продажу земель фонда
по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа. При проведении
конкурсов и передаче в аренду преимущественное право на получение земли из
фонда перераспределения земель имеют граждане, ранее использовавшие земельные
участки на правах аренды, члены трудовых коллективов, выходящие из колхоза
или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также
другие работники этих хозяйств. Оставшиеся нераспределенными земли передаются
или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов -
на аукционах гражданам и юридическим лицам /118/;
10.3. Органам местного самоуправления разрешено по заявлению собственника
выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель
и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам Российской Федерации для
производства сельскохозяйственной продукции. Порядок и условия выкупа устанавливаются
органами государственной власти субъектов Российской Федерации /119/.
10.4. Руководители и специалисты сельскохозяйственного профиля органов
местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также руководители и специалисты, проработавшим в колхозах, совхозах
и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, имеют право
получить земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства и использования в иных целях ведения сельского хозяйства
из фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной
передачи земельных участков или земельных долей гражданам - сельским товаропроизводителям
/120/.


Приложение 1

Перечень
комментируемых Указов Президента Российской Федерации,
с указанием источников официального опубликования

1991 г.

1. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323
"О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" // Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 1. Ст.
53.

1992 г.

2. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1992 г. N 12 "Об
отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства
и садоводства для жителей г. Москвы и области" // Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 3. Ст. 99.
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213 "О порядке
установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность
граждан".// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации. 1992. N 11. Ст.561.
4. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 301 "О
продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации
государственных и муниципальных предприятий". // Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992
г. N 14. Ст. 761.
5. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года N 631 "Об
утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных
и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих
предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской
деятельности"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 25. Ст. 1427.
Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и
муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих
предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской
деятельности". Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 июня
1992 г. N 631 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 25. Ст. 1427.
6. Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1992 г. N 1151 "О
проведении на территории Московской области в 1992 году эксперимента по аукционной
продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства" //
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации. 1992 г. N 41. Ст. 2282.
7. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. 1228 "О
продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной
собственности" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 42. Ст. 2380. (или См.:
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 16.
Ст.1235.)

1993 г.

8. Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 480
"О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" // Собрание
актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 1452.
9. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 1139 "О
некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
1993. N 31. Ст. 2928.
10. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767
"О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"
// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N
44. Ст. 4191.
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1993 года N 2118
"О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей"
// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N
50. Ст. 4861.
12. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года N 2130
"О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на
недвижимость" //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
1993. N 50. Ст. 4868.
13. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2162
"Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель
при проведении земельной реформы" // Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации. 1993. N 51. Ст. 4935.

1994 г.

14. Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535 "Об
утверждении Основных положения Государственной программы приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года"
// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N
13. Ст. 1478.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>