стр. 1
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комментарий Закона РФ "О рекламе"

Глава I. Общие положения (ст. ст. 1 - 4)
Глава II. Общие и специальные требования к (ст. ст. 5 - 20)
рекламе
Глава III. Права и обязанности рекламодателей, (ст. ст. 21 - 25)
рекламопроизводителей и
рекламораспространителей
Глава IV. Государственный контроль и (ст. ст. 26 - 28)
саморегулирование в области рекламы
Глава V. Контрреклама и ответственность за (ст. ст. 29 - 31)
ненадлежащую рекламу
Глава VI. Заключительные положения (ст. ст. 32 - 33)


Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе" был разработан Государственным
антимонопольным комитетом Российской Федерации (в дальнейшем - ГАК), принят
Государственной Думой 14 июня 1995 г., подписан Президентом Российской Федерации
18 июля 1995 г. и вступил в действие с 25 июля 1995 г., то есть со дня его
опубликования в "Российской газете". Закон "О рекламе" был опубликован и в
Собрании законодательства Российской Федерации за 1995 г., N 30, статья 2864.
Президенту Российской Федерации предложено привести в соответствие с указанным
Федеральным законом изданные им нормативные акты, а Правительству Российской
Федерации поручено подготовить предложения о приведении в соответствие с упомянутым
Законом принятые им нормативные правовые акты. Содержание Закона "О рекламе"
было изложено Высшим Арбитражным Судом в Информационном письме от 8 сентября
1995 г. N 05-7/03-540 "О Федеральном законе "О рекламе"", которое было опубликовано
в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 1995, N 12, с.
68-70.
В настоящее время не должен применяться, хотя и не отменен, Указ Президента
Российской Федерации от 10 июня 1994 г. "О защите прав потребителей от недобросовестной
рекламы". Указ Президента от 17 февраля 1995 г. "О гарантиях права граждан
на охрану здоровья при распространении рекламы" также не должен применяться,
так как в нем говорится о том, что он действует "до принятия Федерального
закона о рекламе"*1
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997
г. N 617-р проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2358). Положение же о порядке рассмотрения
дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и защите прав потребителей
на достоверную информацию при рекламе, утвержденное приказом ГАК от 14 июля
1994 г. N 83 на основании Указа Президента Российской Федерации "О защите
прав потребителей от недобросовестной рекламы", отменено приказом ГАК от 13
ноября 1995 г. N 147. Тем же приказом ГАК утвердил новый Порядок рассмотрения
дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, ГАК разработал
и направил в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона,
в котором предлагается изменить редакцию статей 17 и 20 Федерального закона
от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта и алкогольной продукции" и главу 9 Федерального закона от
22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" в связи с тем, что они противоречат
нормам Федерального закона "О рекламе". Думается, что в проекте этого Федерального
закона следовало поставить вопрос об отмене части второй статьи 19 действующих
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых
Верховным Советом Российской Федерации 22июля 1993 г. (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993,
N 33, ст. 1318), которая противоречит пункту 1 статьи 16 Закона "О рекламе",
так как запрещает рекламу алкогольных напитков и табачных изделий во всех
средствах массовой информации. Проект федерального закона о внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О рекламе" был принят Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 20 февраля 1997
г.*2 Работа над поправками к Закону "О рекламе" продолжается.
Избежать принятия нормативных актов, противоречащих Федеральному закону
"О рекламе", можно было бы, помимо улучшения предварительной проработки проектов
этих актов, также путем заключения межведомственных соглашений в сфере рекламного
законодательства. Заключение таких соглашений было рекомендовано I Международной
конференцией "Конкурентная политика в переходный период", которая проходила
в Москве 26 - 28 сентября 1995 г.*3
Следует отметить, что комментируемый Федеральный закон "О рекламе" признан
Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания
подобных законов в европейских странах *4
Предлагаемый комментарий к Федеральному закону "О рекламе" имеет целью
не только разъяснение этого закона и иллюстрацию практики его применения,
но и содействие дальнейшему совершенствованию российского законодательства
о рекламе. О таком содействии комментария к Закону "О рекламе" говорилось
на II Международной конференции "Конкурентная политика в условиях переходной
экономики" 17-20 февраля 1997 г.*5

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе
производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ,
услуг (далее товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых
и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических
лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Целями настоящего Федерального закона являются защита от недобросовестной
конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы,
способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью
граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред
чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей
на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
2. Настоящий Федеральный закон применяется и в тех случаях, когда действия,
совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами
Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции,
введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской
Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров
Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на иностранных юридических
лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства-индивидуальных предпринимателей,
зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих
рекламу на территории Российской Федерации.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу.
5. Настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических
лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности.

Комментарий к статье 1

Особое внимание следует обратить на то, что Закон "О рекламе" не регулирует
отношения по производству, размещению и распространению рекламы. Эти отношения
регулируются гражданским законодательством Российской Федерации (в основном
нормами о договорах подряда и аренды). Комментируемый Закон регулирует отношения,
возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы,
то есть отношения, возникающие при заключении между соответствующими субъектами
рекламной деятельности или между ними и другими юридическими и физическими
лицами гражданско-правовых договоров по производству, размещению и распространению
рекламы или после заключения таких договоров. Это подтверждается, например,
статьей 22 Закона "О рекламе", согласно которой рекламораспространитель обязан
требовать от рекламодателя предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще
заверенной копии. При отсутствии лицензии рекламораспространитель, исходя
из пункта 3 статьи 5 Закона "О рекламе", не вправе заключать с рекламодателем
договор о размещении и (или) распространении рекламы. Это подтверждается также
статьей 23 Закона "О рекламе", в соответствии с которой, если рекламодатель,
несмотря на предупреждение производителя не изменит свои требования к рекламе,
которые могут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в
установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения
убытков, если иное не предусмотрено договором.
Подтверждение того, что Закон "О рекламе" регулирует отношения, возникающие
в процессе производства, размещения и распространения рекламы, мы находим
и в статье 30 комментируемого закона, согласно которой рекламодатель, рекламопроизводитель
и рекламораспространитель несут ответственность не за нарушение договора подряда
или аренды о производстве, размещении и распространении рекламы, а соответственно
за содержание информации, предоставляемой для создания рекламы, за нарушение
законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы
и за нарушение этого законодательства в части, касающейся времени, места и
средств размещения рекламы. За эти нарушения они, согласно статье 31 Закона
о рекламе, несут как гражданско-правовую, так и административную ответственность,
в то время как за нарушение договоров по производству, размещению и распространению
рекламы, например договора подряда, стороны несут только гражданско-правовую
ответственность, предусмотренную не Законом "О рекламе", а Гражданским кодексом
Российской Федерации и гражданско-правовым договором.
Цель Закона "О рекламе" является двоякой. С одной стороны, его целью
является развитие рыночных отношений, защита от недобросовестной конкуренции
в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защита
прав потребителей товаров, работ и услуг. С этой стороны он как бы дополняет
ранее принятые Федеральные законы "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР, 1991, N 16, ст. 499; Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1882; N 34, ст. 1966; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 22, ст. 1977) и "О защите прав потребителей"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; 1993, N 29, ст. 1111; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140)
О связи Закона "О рекламе" с Законом "О защите прав потребителей" свидетельствует
наличие раздела о контроле за рекламой в ежегодном докладе ГКАП, посвященном
защите прав потребителей в Российской Федерации.*6
Необходимо также отметить, что до введения в действие комментируемого
Закона "О рекламе" штраф на виновных в недостоверной рекламе налагался на
основании Закона "О защите прав потребителей".
Что касается связи Закона "О рекламе" и Закона "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", то это можно проиллюстрировать
тем, что в настоящее время недобросовестная конкуренция путем использования
рекламы исключена из статьи 10 Федерального закона "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" (см. этот Закон в редакции
Федерального закона от 25 мая 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках"". - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 22, ст. 1977).*7
Следовательно, такое использование рекламы влечет за собой ответственность
по Закону "О рекламе"*8
О связи Закона "О рекламе" и Закона "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" см. подробнее: Н.Е. Фонарева. Роль рекламного
законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции. - Сборник тезисов
участников II Международной конференции "Конкурентная политика в условиях
переходной экономики", 17 - 20 февраля 1997 г. М., ГКАП России, часть III,
с. 1 - 2; О.Б. Мельникова. Проблемы пресечения недобросовестной конкуренции
в области рекламы. - Там же, с. 17 - 18.
С другой стороны, целью комментируемого Закона является правовое регулирование
специфического, самостоятельного вида предпринимательской деятельности - рекламной.
Следует отметить, что в случаях, указанных в пункте 1 статьи 1 Закона "О рекламе",
то есть когда потребители рекламы введены ею в заблуждение или ненадлежащей
рекламой нанесен вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических
лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных
лиц, а также если эта реклама посягает на общественные интересы, принципы
гуманности и морали, применяются не только нормы этого Закона, но и нормы
гражданского законодательства (например, нормы о возмещении убытков, о недействительных
сделках, о ликвидации юридического лица, осуществляющего деятельность без
лицензии либо запрещенную деятельность, о компенсации морального вреда), законодательства
о защите окружающей среды и уголовного законодательства (например, нормы о
заведомо ложной рекламе, мошенничестве). Об этом говорится в пункте 1 статьи
31 Закона "О рекламе".
Из пункта 2 статьи 1 Закона "О рекламе" следует, что он применяется к
гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, которые находятся за пределами
России и публикуют, например, там в распространяемых в нашей стране заграничных
средствах массовой информации ненадлежащую рекламу, которая приводит к ограничению
конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории
Российской Федерации или влечет за собой иные отрицательные последствия на
рынках товаров, работ или услуг России.
Само собой разумеется, и это вытекает из пункта 1 статьи 1 Закона "О
рекламе", что он применяется в случаях совершения подобных действий российскими
юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.
Закон "О рекламе" распространяется на иностранных юридических лиц, граждан
и лиц без гражданства - индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных
в установленном порядке*9, производящих, размещающих и распространяющих рекламу
на территории Российской Федерации*10.
Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на политическую рекламу.
Закона, который бы регулировал отношения, возникающие в процессе производства,
размещения и распространения политической рекламы в Российской Федерации,
в настоящее время не существует*11.
Не существует в нашей стране и закона о идеологической рекламе, в том
числе о религиозной рекламе, хотя такого рода реклама встречается. Следует
отметить, что в комментируемом Законе не сказано, что он не распространяется
на религиозную рекламу, хотя очевидно, что он на такую рекламу не распространяется,
несмотря на то что в понятие "реклама" входит распространение идей.
В связи с тем, что Закон "О рекламе" согласно пункту 5 статьи 1 не распространяется
только на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации,
не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности*12 споры по
поводу того, является ли та или иная информации рекламой или объявлением,
исключаются. Теряют в связи с этим силу решения Судебной палаты по информационным
спорам при Президенте Российской Федерации от 5 мая 1994 г. N 1 "О рекламе,
опасной для жизни и здоровья, распространяемой средствами массовой информации"
и от 25 мая 1995 г. N 14(51) "Об обращениях редакционной коллегии и главного
редактора газеты "Вечерняя Уфа" Я.Б.Хусаинова по поводу правомерности рекламных
публикаций в газете"*13 в части, касающейся отличия объявлений от рекламы.
Теряют силу и разъяснения в печати по этому поводу. В настоящее время
любые объявления физических лиц, связанные с осуществлением ими предпринимательской
деятельности, и объявления юридических лиц, если объявления всех этих лиц
соответствуют требованиям, содержащимся в понятии "реклама" (статья 2 Закона
"О рекламе"), следует рассматривать как рекламу.

Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные
понятия:
реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информации
о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная
информации), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний*14;
ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо
ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию,
времени, месту и способу распространения, установленных законодательством
Российской Федерации;
контрреклама - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в
целях ликвидации вызванных ею последствий;
рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником
рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения
рекламы;
рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее
полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения
форме;
рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее
размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления
и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания,
телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
потребители рекламы - юридические и физические лица, до сведения которых
доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может
являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Комментарий к статье 2

Как указано в этой статье, основные понятия, о которых идет речь в ней,
применяются "в целях настоящего Федерального закона". Думается, что это правило
должно быть изменено в целях единства понятий, употребляющихся в российском
праве, и предотвращения разногласий и споров по поводу этих понятий. В настоящее
время, например, в ряде Положений о местных налогах и сборах понятие "реклама"
допускает взимание налогов с частных объявлений, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности*15. В других случаях понятие "реклама" переписывается
в местные нормативные акты. Так, например, сделала Оренбургская дума, переписав
понятие "реклама" из Закона "О рекламе" в свое положение "О порядке исчисления
и уплаты сбора на рекламу на территории г. Оренбурга"*16. Имеют место и случаи,
когда в налоговом законодательстве содержатся ссылки на понятие "реклама",
которое дается в Законе "О рекламе". Так, в пункте 8 "Разъяснения о применении
налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции",
принятом Госналогслужбой России 7 июня 1996 г. N ПВ-6-03/393, указано: "При
отнесении напечатанной или передаваемой в средствах массовой информации и
книжной продукции информации к рекламе необходимо руководствоваться Законом
Российской Федерации от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе". С точки зрения статьи
2 Закона "О рекламе" это допустимо, так как каждая отрасль права и любой другой
нормативный акт устанавливают свои понятия рекламы.
Термин "рекламная информации", который употребляется в этой статье, является,
по нашему мнению, синонимом слова "реклама".
В целях единообразного употребления понятия "реклама" необходимо единообразное
применение слов, составляющих это понятие. Речь идет о словах, легальное определение
которых отсутствует. Это слова "товар", "идея", "начинание" и "предназначен
для неопределенного круга лиц", "интерес" и "реализация".
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона "О рекламе" словом "товар" охватываются
понятия "работа" и "услуга". Думается, что в целях Закона "О рекламе" слово
"работа" употребляется в смысле определенного занятия, определенной деятельности
по созданию чего-нибудь, определенного продукта труда или готового изделия
(например, работа ученых), качество исполнения (например, превосходная работа).
Слово "работа" во всех этих смыслах может быть объектом рекламы.
Слово "услуга" употребляется в понятии рекламы как действие одного лица,
приносящее пользу другому лицу (юридическому или физическому). Слово "товар"
во многих словарях определяется как продукт труда, имеющий стоимость и распределяемый
в обществе путем обмена, купли-продажи. Думается, что объектами рекламы могут
быть не только продукты труда, но и творения природы, например земля, леса
и др. В связи с этим слово "товар" в понятии рекламы следует толковать в широком
смысле - как то, что является предметом торговли.
Слово "идея" в понятии рекламы следует, по нашему мнению, употреблять
не в значении "мысль", "главная мысль", "тезис", а в смысле "замысел" или
"концепция", так как именно они могут быть предметом рекламы.
Из всех имеющихся определений слова "начинание" ("почин", "инициатива")
наиболее подходящим как объект рекламы является, по нашему мнению, "начинание
в качестве затеи". Затею можно рекламировать, к ней можно вызвать интерес.
Если неправильно определить слова "предназначена для неопределенного
круга лиц", возможны споры по поводу того является ли та или иная информации
рекламной. Так, один из банков поместил в газете информацию, в которой он,
обращаясь к своим вкладчикам, сообщил им о повышении процентных ставок по
их вкладам с такого-то числа. Поскольку банк обратился только к своим вкладчикам,
он считал, что его объявление не является рекламой - оно якобы адресовано
определенному кругу лиц. Эта точка зрения представляется неправильной, так
как, хотя информация банка адресована определенному кругу лиц, она предназначалась
для точно не установленного круга лиц, для неопределенного круга лиц, так
как повышение процентных ставок по вкладам, равно как и их понижение, могло
заинтересовать лиц, которые ранее вкладчиками этого банка не являлись, следовательно,
такое объявление является рекламой.
Значение слова "интерес", думается, следует позаимствовать из энциклопедического
словаря. "Интерес" в смысле психологического понятия - это "отношение личности
к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному..." (Советский
энциклопедический словарь. - "Советская энциклопедия". М., 1980, с. 502).
Формирование интереса, как указано в понятии "реклама", является одной из
ее целей.
Слово "реализовать" в контексте понятия рекламы следует применять, по
нашему мнению, как синоним слова "продать". Применение слова "реализовать"
в смысле слов "исполнять", "выполнять", "воплощать" или "осуществлять" не
объясняет цели рекламы.
Понятие "реклама" содержится не только в статье 2 Закона "О рекламе".
Выше уже указывалось о том, что, исходя из содержания пункта 5 статьи 1 этого
Закона, в качестве рекламы следует рассматривать любые объявления юридических
и физических лиц, за исключением объявлений последних, не связанных с предпринимательской
деятельностью. Однако все эти объявления должны соответствовать требованиям,
указанным в понятии "реклама", которое содержится в статье 2 Закона. Так,
объявление юридического лица о том, что ему требуются рабочие определенной
специальности, или объявление физического лица - индивидуального предпринимателя
- о том, что им утрачены документы, относящиеся к его предпринимательской
деятельности и он просит нашедших их и всех, кто обладает информацией о том,
где эти документы находятся, вернуть их или сообщить об их местонахождении
за вознаграждение, хотя и формируют интерес к юридическому или физическому
лицу и предназначены для неопределенного круга лиц, не способствуют реализации
товаров, идей и начинаний, поэтому рекламой не являются.
То же можно сказать о встречающихся незаконных объявлениях, не способствующих
реализации товаров, идей и начинаний. Например, объявлениях о конкурсах на
занятие вакантных должностей или о приеме на работу без конкурса, в которых
в нарушение статьи 19 Конституции Российской Федерации и статьи 16 КЗоТ РФ
указано, что допускаются к конкурсу или принимаются на работу только мужчины.
Или объявлениях о том, что на такую-то работу требуются лица в возрасте не
старше 30 лет, при отсутствии для такого рода работы каких-то возрастных ограничений
в действующем законодательстве. Такие объявления являются незаконными, так
как противоречат статье 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Однако ответственность виновных юридических или физических лиц за такие объявления
наступает не по Закону "О рекламе", а по статье 41 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях.
В связи с легальным определением рекламы понятия "реклама" должно быть
изменено как в нормативных актах, относящихся к различным отраслям права,
так и в словарях. Особенно это касается налогового законодательства, и в частности
той его части, которая относится к местным налогам и сборам. Министерством
финансов и Государственной налоговой службой Российской Федерации были разработаны
примерные положения по отдельным видам местных налогов и сборов, в том числе
по налогу на рекламу, в целях единообразия таких положений, принимаемых органами
местного самоуправления. Они были опубликованы в газете "Экономика и жизнь"
N 37 за сентябрь 1992 г. В примерном Положении о порядке исчисления и уплаты
налога на рекламу дается понятие "реклама", которое было перенесено в местные
Положения о налоге на рекламу. Указанное понятие "реклама" в нормативных актах
должно быть изменено и приведено в соответствие с Законом "О рекламе". Является
ли рекламной та информация, которую принято называть "адресная реклама" или
"прямая почтовая реклама"? Можно ли сказать, что она адресована неопределенному
кругу лиц? Думается, что можно, так как она предназначена не только для конкретного
руководителя организации, принимающего решение, или иного лица, хотя и поступает
к ним лично*17
Можно ли назвать рекламной информацию, которая содержится в объявлении,
отвечающем всем признакам рекламы, в котором отсутствует наименование рекламодателя,
но имеется номер его телефона. Считаем, что можно, так как действующее законодательство
о рекламе не содержит требования об обязательном указании наименования рекламодателя.
Такого же мнения придерживается ГАК. Отсутствие такого требования к рекламе
является одной из особенностей, отличающей рекламную информацию от вывески*18.
Следует отметить, что на практике, иногда вывески отождествляются с рекламой.
Это имеет место в работе некоторых налоговых органов, которые требуют уплаты
сборов за рекламу от всех владельцев вывесок. Иногда от владельцев вывесок
органы местного самоуправления требуют оформления документов, необходимых
для размещения наружной рекламы, в частности, паспорта вывески. Иногда вывески
отождествляются с рекламой в работах о рекламе*19 и в некоторых нормативных
актах. Так, любые вывески рассматриваются в качестве средств некоммерческой
рекламы в распоряжении мэра Москвы от 18 января 1995 г. N 23-РМ "Об упорядочении
размещения рекламы на территории Москвы" и в приложении "Архитектурные нормы
и требования к средствам наружной рекламы" к этому распоряжению, а также в
приложении N 1 "Порядок размещения средств наружной рекламы и информации на
предприятиях потребительского рынка и услуг в г.Москве*20.
Между тем вывески не следует, по нашему мнению, относить к рекламе не
только потому, что фирменное наименование является обязательной составной
частью вывески, о чем указано в Законе Российской Федерации "О защите прав
потребителей"*21
Следует отметить, что согласно статье 54 ГК фирменное наименование должны
иметь только коммерческие организации. Остальные организации должны иметь
просто наименование..
Вывеска, согласно этому закону, является обязательной информацией потребителей
средством индивидуализации организации. Ее отсутствие влечет за собой административную
ответственность виновных на основании Закона "О защите прав потребителей".
Реклама обязательной информацией не является поэтому ее отсутствие никакой
ответственности за собой не влечет. В отличие от рекламы, вывеска, исходя
из Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных
правах" (ст. 1, 6, 8), не может быть объектом авторского права, так как не
является произведением науки, литературы, искусства - результатом творческой
деятельности, хотя фирменное наименование организации (если она относится
к коммерческой) является объектом интеллектуальной собственности (ст.138 ГК
РФ). Как указано в статье 8 Закона "Об авторском праве и смежных правах",
объектами авторского права не являются сообщения о фактах, имеющих информационный
характер.
В отличие от рекламы вывеска является наружной информацией и не может

стр. 1
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>