<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

распространяться с помощью средств массовой информации как реклама. Ответственность
за содержание вывески несет ее владелец, а не ее изготовитель, в то время
как за нарушение законодательства о рекламе ответственность может нести и
ее изготовитель. Главное же отличие вывески от рекламы состоит, на наш взгляд,
в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее
обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих
товаров, идей и начинаний. В связи с этим, думается, если фирменное наименование
организации преследует эту цель, вывеску следует рассматривать не только в
качестве таковой, но и в качестве рекламы. Например, фирменное наименование
на вывеске "Компания "Высококачественные продукты"", или "Модная одежда",
или "Самые низкие цены", или "Только свежие сыры" и являются не только компонентом
вывески, но и рекламой товаров, то есть информацией, которая призвана формировать
интерес к соответствующему юридическому или физическому лицу и способствовать
реализации его товаров. В рассматриваемом случае вывеска является наружной
рекламой, которая не относится к объектам авторского права и за достоверность
содержания которой ответственность несет ее владелец - он же рекламодатель,
рекламопроизводитель и рекламораспространитель одновременно. Сложнее в данном
случае обстоит дело с ответственностью владельца вывески. На наш взгляд, за
ненадлежащую информацию в вывеске он несет ответственность перед потребителем
на основании статьи 12 Закона "О защите прав потребителя", если это повлекло
за собой последствия, указанные в этой статье. В данном случае речь идет,
конечно, о потребителе, указанном в преамбуле Закона "О защите прав потребителя".
Ответственность же за ненадлежащую информацию в вывеске, являющейся одновременно
рекламой, владелец вывески - рекламы несет по Закону "О рекламе", независимо
от последствий для потребителя по Закону "О защите прав потребителя". Требованиям
к рекламе, указанным в статье 2 Закона "О рекламе", соответствуют не только
вывески - рекламы, но и витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров,
выставки, презентации и ярмарки определенных организаций или товаров, рекламные
круизы*22. У всех этих видов рекламы имеются особенности, которые, надеемся,
будут со временем определены в нормативных документах о рекламе в целях предотвращения
недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей в широком смысле слова,
то есть потребителей по Закону "О защите прав потребителей" и потребителей
рекламы. При обсуждении поправок к Закону "О рекламе" от группы организаций
поступило предложение в понятии "реклама" более четко обозначить отличие рекламы
от общественно необходимой информации.
При практическом использовании понятий "ненадлежащая реклама" следует
иметь в виду, что это понятие раскрывается не только в статьях 2, 6, 7, 8,
9, 10 Закона "О рекламе", но и в абзаце 2 пункта 1 статьи 1 этого Закона.
К ненадлежащей рекламе пункт 1 статьи 1 относит такую, которая способна ввести
потребителя рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу
граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству
или деловой репутации указанных лиц, а также посягающую на общественные интересы,
принципы гуманности и морали.
Статья 2 Закона "О рекламе" относит к ненадлежащей помимо недобросовестной,
недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы и иную рекламу, в которой
допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения,
установленных законодательством Российской Федерации. К такой "иной рекламе"
можно, думается, отнести скрытую рекламу, о которой идет речь в статье 10
Закона "О рекламе". К ненадлежащей рекламе можно отнести и рекламу товаров
эротического характера, если в ней допущены нарушения тех ограничений, которые
установлены для эротических изданий статьей 37 Закона Российской Федерации
от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации".
Ненадлежащей является также порнографическая реклама (порнореклама),
запрещенная статьей 242 УК РФ.
К сожалению, Закон "О рекламе" не относит к ненадлежащей неэстетичную
рекламу. Она не может быть отнесена к иным видам ненадлежащей рекламы, так
как о ней ничего не сказано в законодательстве Российской Федерации. Между
тем о неэстетичной рекламе как ненадлежащей говорится во многих работах, посвященных
рекламе. Плохо оформленная реклама из-за ненадлежащего качества полиграфического
воспроизведения или реклама, состоящая из предметов, которые не принято выставлять
для всеобщего обозрения, иначе говоря - неэстетичная реклама, безусловно,
должна быть признана ненадлежащей и допускаться не должна. В настоящее время
правовых оснований для признания такой рекламы ненадлежащей нет.
Действующее законодательство не относит к ненаджлежащей рекламу, в которой
рекламодатель обещает потребителю рекламы то, что не в состоянии гарантировать,
обеспечить. Так, один из банков в своей рекламе обещает: "Связав свою судьбу
с нами, вы можете быть уверены в своем будущем". К сожалению, привлечь к ответственности
этот банк за ненадлежащую рекламу в настоящее время нет оснований.
Основные понятия, которые даются в комментируемой статье, Ассоциация
рекламных агентов предлагает дополнить понятием "рекламное агентство". Это
связано, видимо, с тем, что в налоговом законодательстве и иных нормативных
актах содержатся различные определения этого понятия. При решении вопроса
о том, может ли соответствующее юридическое лицо быть рекламопроизводителем
или рекламораспространителем, то есть заниматься этой деятельностью, следует
руководствоваться статьей 49 ГК РФ. Коммерческие организации, согласно этой
статье, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предумотренных
законом, могут иметь гражданские обязанности, необходимые для осуществления
любых видов деятельности, не запрещенные законом. Следовательно, коммерческие
организации всегда могут быть рекламопроизводителями и рекламораспространителями,
за исключением случаев, предусмотренных законом. Это вытекает и из пункта
2 статьи 52 ГК РФ. Из тех же статей ГК следует, что унитарные предприятия
и некоммерческие организации могут быть рекламопроизводителями и рекламораспространителями,
если право на занятие такой деятельностью предусмотрено в законе или в их
учредительных документах. Именно поэтому в п. 8 Устава издательства "Юридическая
литература", например, указано, что оно может осуществлять рекламную деятельность
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 14, ст. 1613). Если
бы такого указания в Уставе не было, издательство "Юридическая литература"
не могло бы быть рекламопроизводителем или рекламораспространителем, так как
является государственным учреждением, то есть некоммерческой организацией.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о рекламе
Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего
Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных Федеральных законов.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения
рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации,
нормативными актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии
с настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 3

Поскольку к законодательству о рекламе относятся только Федеральные законы,
принятые в соответствии с Законом "О рекламе", следует считать недействительными
статьи 17 и 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции",
которые противоречат статье 16 Закона "О рекламе" и главу 9 Федерального закона
от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг", которая противоречит статье 17
Закона "О рекламе", а также часть 2 статьи 19 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан, которая также противоречит статье 16
Закона "О рекламе".
Думается, что законодательство о рекламе можно рассматривать в широком
и узком смысле слова. В узком смысле слова законодательство о рекламе состоит
из норм Закона "О рекламе", регулирующих только отношения, возникающие в процессе
производства, размещения и распространения рекламы, и иных нормативных актов,
указанных в статье 3 этого закона, которые регулируют в соответствии с ним
те же отношения.
В широком смысле слова законодательство о рекламе охватывает широкий
круг нормативных актов, которые регулируют не только отношения, возникающие
в процессе производства, размещения и распространения рекламы, но главным
образом отношения, не связанные с рекламой.
Так, отношения, касающиеся рекламы как приглашения делать оферты, регулируются
гражданским законодательством*23. Гражданским законодательством регулируются
и отношения, связанные с опровержением рекламы, содержащей сведения, порочащие
честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица*24.
К законодательству о рекламе в широком смысле слова относятся и некоторые
нормы законодательства о налогах и средствах массовой информации. Так, пункт
1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
и пункт 6 статьи 6 Закона РФ "О налогах на прибыль предприятий и организаций"
предусматривали, что указанные в них льготы не распространяются на продукцию
СМИ рекламного характера. Статья 36 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991г., "О средствах массовой информации" посвящена распространению рекламы,
а статья 60 этого Закона - ответственности за нарушение правил распространения
рекламы.
К законодательству о рекламе в широком смысле слова можно отнести и законодательство
в области информации, если оно касается рекламы, например Постановление Правительства
Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 11 "Об улучшении информации населения
Российской Федерации"*25, которым ряду министерств и ведомств предписано предусмотреть
льготы рекламодателям, производителям и распространителям рекламной продукции,
обеспечивающие стимулирование их деятельности по рекламе продукции (работ,
услуг) отечественных производителей.
Такие письма нормативного характера, как письмо Министерства финансов
Российской Федерации от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские
расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной
основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов
на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения", письмо
Госналогслужбы России, Минфина Российской Федерации и ЦБР от 21, 24, 25 января
1994 г. N НП-4-01/11н, 8,71 "О порядке исчисления коммерческими банками предельных
размеров представительских расходов, расходов на рекламу и на подготовку и
переподготовку кадров" и письмо Росстрахнадзора от 8 июля 1994 г. N 03/2-7
"О порядке исчисления страховыми органами предельных размеров представительских
расходов и расходов на рекламу", также следует отнести к законодательству
о рекламе в широком смысле слова. Постановление Госкомстата России от 4 января
1995 года N 120 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения
за услугами в области рекламы, аудита, посредническими услугами населению
и инструкции по заполнению формы N 1 - услуги (недвижимость) (с изменениями
от 29 апреля 1996 года)" тоже относится к законодательству о рекламе в широком
смысле слова.
Однако к законодательству о рекламе не следует относить некоторые документы,
которые, хотя и названы кодексами, но носят рекомендательный характер. Имеется
в виду в первую очередь "Международный кодекс рекламной практики"*26. Он был
принят Международной торговой палатой в Париже в 1937 г. и пересматривался
в 1949, 1955, 1966, 1973 и 1986 г.г. Как отметил Г.Надимов в "Российской газете"
19 апреля 1997 г.: "Международный кодекс рекламной практики - это, своего
рода свод правил, обычаев и этических стандартов, которым в добровольном порядке
обязуются следовать подписавшие его участники рекламного рынка. Кодекс, как
своего рода хартия, лишь дополняет национальные законы о рекламе и гармонизирует
отношения между участниками рынка, разрешая противоречия в досудебном порядке,
как правило, без участия государственных органов... Хотя Международный кодекс
- весьма универсальный и постоянно обновляемый документ, Общественный совет
по рекламе в дополнение к нему разрабатывает Свод обычаев и правил делового
оборота рекламы на территории России". Так же как и Кодекс, Свод носит рекомендательный
характер". 17 апреля 1995 г. кодекс был подписан в Москве Торгово-промышленной
палатой Российской Федерации, Ассоциацией рекламных агентств, Ассоциацией
работников рекламы, Союзом журналистов России, 29 крупнейшими рекламными агентствами,
газетами и общественными организациями, среди которых еженедельник "Экономика
и жизнь", газета "Известия", рекламное агентство "РАГИ" и др. Многие положения
Международного кодекса рекламной практики были восприняты Законом Российской
Федерации "О рекламе". Такой же рекомендательный характер носит и Кодекс рекламной
практики Ассоциации работников рекламы, принятый 21 января 1992 г. на собрании
членов Ассоциации работников рекламы. Во Введении к этому кодексу отмечено,
что его нормы не могут противоречить нормам действующего законодательства.
Статья 3 Закона "О рекламе" исключила из числа органов, могущих регулировать
отношения, связанные с рекламной деятельностью, органы власти субъектов Российской
Федерации. Общеправовым классификатором отраслей законодательства, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г.*27, нормативные
акты о рекламе отнесены к законодательству о культуре. Конституцией Российской
Федерации общие вопросы культуры отнесены к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов (подпункт "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации). В связи с этим, Законодательное собрание Омской области 7 мая
1996 г. приняло Постановление N 91 "О запросе в Конституционный Суд Российской
Федерации по проверке конституционности ст. 3 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того Законодательным Собранием Омской области 7 мая 1996 г. было принято
постановление N 92 "О законодательной инициативе Омской области по внесению
дополнения в ст.3 Федерального закона "О рекламе", к которому прилагался проект
Федерального закона "О внесении дополнения в ст. 3 Федерального закона "О
рекламе"". Предлагалось дополнить абзац 1 статьи 3 Федерального закона "О
рекламе" после слов "иных федеральных законов" словами "и законов субъектов
Российской Федерации"*28. С запросом о проверке конституционности статьи 3
Федерального закона "О рекламе" обратилась в Конституционный Суд Российской
Федерации и Московская городская дума, которая исходила из того, что законодательство
о рекламе не упомянуто ни в статье 71 Конституции Российской Федерации), ни
в ее статье 72 (предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов)
и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными
актами субъектов Российской Федерации. Запросы Законодательного Собрания Омской
области и Московской городской думы были рассмотрены Конституционным Судом
Российской Федерации 4 марта 1997 г. Своим постановлением Конституционный
Суд признал статью 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе" соответствующей
Конституции Российской Федерации, "поскольку она распространяется на регулирование
тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере
гражданского законодательства и составляют основы единого рынка"*29
Как известно, Постановление Конституционного Суда является окончательным,
не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения
и действует непосредственно. Так сказано в статье 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Поскольку в этой и других
статьях этого Закона не запрещены обсуждение и критика постановлений Конституционного
Суда, рассмотрим указанное выше Постановление с точки зрения его обоснованности
и соответствия действующему законодательству.
Нам представляется необоснованным утверждение Конституционного Суда,
о том, что статья 3 Закона "О рекламе" распространяется на регулирование тех
отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского
законодательства. Как в статье 3, так и в пункте 1 статьи 1 Закона "О рекламе"
говорится о том, что этот Закон регулирует отношения возникающие "в процессе"
производства, размещения и распространения рекламы. То есть речь идет не об
отношениях по производству, размещению и распространению рекламы, а об отношениях,
возникающих после отношений по производству, размещению и распространению
рекламы. Этот вопрос был подробно исследован нами в комментарии к статье 1
Закона "О рекламе". Если отношения по производству, размещению и распространению
рекламы являются гражданского-правовыми, так как возникают в основном из договоров
подряда и аренды, то отношения, возникающие в процессе производства, размещения
и распространения рекламы, регулируются не гражданским, а административным
правом. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения
рекламы, являются, по нашему мнению, административно-правовыми по следующим
причинам:
1. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения
рекламы, не являются имущественными. Они регулируются не договором, а Федеральным
законом "О рекламе". Имущественными являются только отношения по производству,
размещению и распространению рекламы. Утверждение Конституционного Суда в
пункте 2 описательной части его постановления о том, что Закон "О рекламе"
распространяется и на отношения по производству, размещению и распространению
рекламы, ссылка при этом на пункт 3 статьи 1 Закона "О рекламе" необоснованна,
так как пункт 3 статьи 1 противоречит пункту 1 этой статьи и части 2 статьи
3 названного Закона, согласно которым Закон "О рекламе" регулирует только
те отношения, которые возникают в процессе производства, размещения и распространения
рекламы*30.
2. Одной из сторон этих отношений является орган государства - федеральный
антимонопольный орган (его территориальные управления), осуществляющий исполнительно-рапорядительную
деятельность и реализующий свои властные полномочия в соответствии со своей
компетенцией. Это подтверждается статьями 24, 26, 27, 29 Закона "О рекламе".
3. Эти отношения возникают против воли одной из сторон. Так, нарушение
установленных Законом "О рекламе" требований к рекламе влечет за собой ответственность
по решению органа государства, в частности антимонопольного органа, независимо
от воли нарушителя.
4. В качестве санкции к нарушителю законодательства о рекламе применяются
меры административной ответственности, о чем свидетельствует, например, статья
29 (о контррекламе) и статья 31 (об административной ответственности за ненадлежащую
рекламу, отказ от контррекламы и непредоставление информации) Закона "О рекламе".
В Законе "О рекламе" не указаны меры гражданско-правовой ответственности,
к которой можно привлечь нарушителя законодательства о рекламе. Не указаны
и меры уголовной ответственности за это. И в том и в другом случае имеется
только ссылка на действующее гражданское и уголовное законодательство.
5. Законом "О рекламе" предусмотрены меры административного принуждения
за невыполнение административных предписаний органов государства - ГАК и его
территориальных управлений.
6. Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители в процессе
производства, размещения и распространения рекламы занимают неодинаковое юридическое
положение не только по отношению к органам государства - ГАК и его территориальным
управлениям, - но и по отношению друг к другу. Так, согласно статье 22 Закона
"О рекламе" рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом
случае обязан предоставлять документальные подтверждения достоверности рекламной
информации.
7. Установлен административно-процессуальный порядок рассмотрения ГАК
и его территориальными управлениями дел по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Что касается утверждения Конституционного Суда о том, что Закон "О рекламе"
регулирует отношения, относящиеся к основам единого рынка, а установление
правовых основ единого рынка согласно статье 71 Конституции РФ относится к
ведению Российской Федерации, то это утверждение является совершенно правильным.
Конституционный Суд при этом только упустил из виду, что речь идет об установлении
правовых основ. Основы - это исходные, главные положения чего-нибудь. Установление
правовых основ единого рынка Российской Федерации вовсе не исключает, а, наоборот,
предполагает принятие на базе этих основ правовых актов субъектами Российской
Федерации. Речь идет о не урегулированных в основах вопросах рекламной деятельности,
например о неэстетичной и эротической рекламе, об особенностях рекламы на
одежде и т.д.
Непонятно и отношение Конституционного Суда к Общеправовому классификатору
отраслей законодательства. Разве может Конституционный Суд относить одни и
те же нормативные акты к одной отрасли права, а Общеправовой классификатор
- к другой? Полагаю, что это недопустимо, и непонятно почему Конституционный
Суд считает недопустимой ссылку на Классификатор только потому, что он подготовлен
в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации.
Разве в этом случае он может быть юридически безграмотным, как считает Конституционный
Суд? Думается, что это еще одна ошибка Конституционного Суда*31
Но, как указывалось выше, постановление Конституционного Суда обжалованию
не подлежит и им следует руководствоваться при применении статьи 3 Закона
"О рекламе". Следует отметить, что мое мнение о постановлении Конституционного
Суда во многом совпадает с особым мнением судьи Конституционного Суда Российской
Федерации В.Д. Зорькина, опубликованным в той же газете, что и постановление
Конституционного Суда. Он также считает, что статья 3 Федерального закона
"О рекламе" не соответствует Конституции Российской Федерации, и приводит
этому убедительные, юридически обоснованные доводы. О том, что органы власти
субъектов Российской Федерации вправе регулировать отношения, связанные с
рекламной деятельностью, принимать законы, регулирующие особенности отдельных
видов рекламы, например особенности рекламы эротической продукции, считает
и Верховный Суд Российской Федерации. Так, рассматривая дело, связанное с
принятием Белгородской областной думой 13 сентября 1995 г. (то есть после
вступления в силу комментируемого Закона "О рекламе") Закона "О регулировании
распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской
области", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации отметила в своем определении: "Белгородская областная дума в соответствии
со статьей 72 Конституции Российской Федерации имела право принять Закон".
Судебная коллегия указала лишь на несоответствие размера штрафа, установленного
в законе Белгородской думы, размеру штрафа, установленному Кодексом об административных
правонарушениях. (См.:"Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", 1996,
N 5, с. 1.)

Статья 4. Авторское право и смежные права на рекламу
Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права
и смежных прав. В этом случае авторские права и смежные права подлежат защите
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 4

Не всякая реклама является объектом авторского права и смежных прав.
Она может быть им только в том случае, если соответствует требованиям к объектам
авторского права и смежных прав, указанным в Законе Российской Федерации от
9 февраля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах". Согласно статье 6
этого Закона, объектами авторского права являются произведения науки, литературы
и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Объектами смежных
авторских прав являются фонограммы, постановки, исполнения и др.*32 Примером
нарушения авторского права может послужить случай, описанный в газете "Омская
правда". Фирма "Омск-Агро" использовала в своей рекламе идею, сформулированную
телевизионным каналом НТВ "Новости - наша профессия". В рекламе "Омск-Агро"
это выглядело так: "Качество - наша профессия". Как выразился автор статьи
по поводу действий "Омск-Агро": "Гоп-стоп на большой рекламной дороге - вот
ваша профессия".*33 Авторские права на рекламу могут быть переданы лицом,
имеющим эти права, другим лицам на основании договора.

Глава 2. Общие и специальные требования к рекламе

Статья 5. Общие требования к рекламе
1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения
технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления,
независимо от формы или от используемого средства распространения. Использование
в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции
нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы
на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя,
продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного
сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция
распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться
соответственно количеству частей (серий). Организациям средств массовой информации
запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного,
редакционного или авторского материала.
2. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском
языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках
республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не
распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания,
осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках
народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные
товарные знаки (знаки обслуживания).
3. Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая
им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение
(лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству
и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны
быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться
пометкой "подлежит обязательной сертификации".
5. Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной
собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации.
6. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать
панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью
физических лиц или угрожающим их безопасности.
7. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное
законодательство.

Комментарий к статье 5

В пункте 1 настоящей статьи воспроизводится вторая часть статьи 36 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации"*34
о запрете взимать плату за размещение рекламы в средствах массовой информации
под видом информационного, редакционного или авторского материала. Как указано
в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. "О государственной поддержке средств
массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4698), под средством массовой информации
следует понимать периодическое печатное издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальную
программу, иную форму периодического распространения массовой информации.
В процессе обсуждения поправок к Закону "О рекламе" Общественным советом по
рекламе и рабочей группой Государственной Думы предложено изложить пункт 1
статьи 5 комментируемого Закона в следующей редакции: "Реклама в средствах
массовой информации должна быть четко отделена от редакционных, авторских
и информационных материалов. Если реклама представлена в виде авторского,
редакционного или информационного материала в печатных средствах массовой
информации, она должна сопровождаться обозначением "реклама", "на правах рекламы"
либо размещаться на рекламной полосе". Это предложение направлено на рассмотрение
в Государственную Думу. Представляется, что предложенная новая редакция пункта
1 статьи 5 Закона логичнее и понятнее, чем ныне действующая редакция. Кроме
того, она не дублирует Закон "О средствах массовой информации".
Запрет на распространение рекламы на иностранных языках не следует понимать
буквально. Не является, на наш взгляд, нарушением этого запрета указание названия
рекламируемой продукции на языке ее производителя, например компьютер "Рentium-100"
или тонеры для копировальных аппаратов "Хеroх" или "Sharp". Не является нарушением
и названия на иностранном языке зарубежных рекламодателей, например "Sonу"
или "Раnasоnic", а также названия экспортируемой нами продукции как на русском,
так и на иностранном языке, например "Russian vodka".
В то же время рекламу "Вас ждет отличный шопинг"*35 следует, по нашему
мнению, рассматривать как нарушающую пункт 2 статьи 5 комментируемого Закона.
Нарушающей Закон "О рекламе" следует рассматривать и рекламу, в которой искажается
русский язык или в которой содержится, так называемый "блатной" жаргон, так

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>