<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

как это не русский язык. Так, в рекламе радиостанции "Ностальжи" содержался
такой вопрос: "И чо платят? Чо ты с ней до сих пор не сотрудничаешь?"*36 В
рекламе предстоящего выступления группы "Юрайя Хип" содержалась такая фраза:
"Выше их никого нет!"
Федеральная целевая программа "Русский язык", утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г.*3, предусматривает разработку
законодательных актов, регулирующих использование русского языка в средствах
массовой информации и ответственность за нарушение этих норм в рекламе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996
г. "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых
в Российскую Федерацию, информации на русском языке*38 установлено, что с
1 мая 1997 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных
продуктов питания без информации о них на русском языке. В связи с этим реклама
таких продуктов питания также запрещена, так как не допускается реклама товаров
запрещенных к производству и реализации. Правила, обеспечивающие наличие на
продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском
языке, помимо информации о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях
хранения и способах приготовления, стране и фирме-производителе продуктов
питания и рекомендаций по использованию для биологически активных пищевых
добавок, требуют еще информацию на упаковке, этикетке или листе-вкладыше об
условиях применения ввозимых в Россию продуктов питания, включая противопоказания
при отдельных видах заболеваний. Думается, что требование информации о противопоказаниях
продуктов питания при отдельных видах заболеваний, в том числе и в рекламе,
следовало бы предъявлять как к ввозимым из-за рубежа, так и к продуктам питания,
производимым в нашей стране. С 1 января 1998 г. на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. "О маркировании товаров
и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными
от подделок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 21,
ст. 2487) запрещена реализация на территории Российской Федерации определенных
товаров и продукции без знаков соответствия, защищенных от подделок. Естественно,
что реклама таких запрещенных к реализации товаров и продукции не допускается.
В связи с изложенным следовало бы в части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" вместо
слов "... к производству и реализации..." написать "... к производству или
реализации...", то есть недвусмысленно запретить рекламу не только товаров,
которые запрещено производить и реализовать в России, но и тех, которые производятся
в других странах, но запрещено реализовать в нашей стране, или товаров, которые
не запрещено производить в нашей стране, но запрещено реализовать без выполнения
определенных требований, например без знаков соответствия. 16 июня 1997 г.
Правительством РФ было установлено, что с 1 января 1998 г. запрещается продажа
на территории Российской Федерации определенных товаров при отсутствии информации
о сроках их службы (годности) (постановление Правительства РФ от 16 июня 1997
г. N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе
комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, которые по истечении определенного
периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять
вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать
срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются
непригодными для использования по назначению" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 25, ст. 2942). Реклама таких товаров не допускается.
В качестве примера товаров, запрещенных к производству и реализации,
реклама которых запрещена, можно привести радиоэлектронные средства, запрещенные
к ввозу и эксплуатации на территории России. Это радиостанции (радиоудлинители
телефонных каналов) типа "Тамагава", "Синал", "Ягуар", "Пантера", работающие
на частотах авиации и спецслужб, и другие радиоэлектронные средства.
Запрещается также реклама товаров и услуг, в случае если эти действия
являются наказуемыми в уголовном или административном порядке. Например, реклама
покупки и продажи государственных наград, трудовых книжек, порнографических
произведений и т.п.
Пунктом 3 настоящей статьи запрещается реклама товаров и реклама о самом
рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения
(лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено.
Статьи 49 ГК Российской Федерации предусматривает возможность для юридических
лиц заниматься определенными видами деятельности только на основании специального
разрешения (лицензии). Естественно, что и рекламировать свою деятельность
и ее результаты можно только при наличии лицензии. В настоящее время наиболее
полный перечень видов деятельности, требующих лицензии, приведен в постановлении
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании
отдельных видов деятельности" ("Российская газета", 1995, 6 января). В том
же постановлении указаны органы, которым предоставлено право выдачи лицензии.
В литературе высказано не лишенное оснований мнение о том, что это постановление
следует считать недействительным, так как оно издано не до, а после вступления
в силу статьи 49 ГК, то есть после 8 декабря 1994 г., когда виды подлежащих
лицензированию видов деятельности должны устанавливаться только законом, а
не иными нормативными актами*39. Несмотря на это, указанное выше постановление
Правительства и изданные в соответствии с ним нормативные акты субъектов Российской
Федерации продолжают действовать.
В своей книге И.В. Крылов задает такой интересный вопрос: "...банк кроме
генеральной лицензии Центробанка может обладать лицензией на право ведения
операций с ценными бумагами, валютой, драгоценными металлами и др. Какую из
лицензий указывать в рекламе? Генеральную или в зависимости от конкретного
вида рекламируемых финансовых услуг?" (Теория и практика рекламы в России.
- "Центр", 1996, с. 103--106). Думается, что ответ на вопрос вытекает из статьи
49 ГК и пункта 3 статьи 5 Закона "О рекламе". В рекламе должна быть указана
лицензия на те услуги, которые рекламирует банк.
Примерами рекламы, в которой отсутствовали данные о лицензии, может служить
реклама ОАО "Первый российско-американский фонд взаимных вложений "Большой"
, в которой отсутствовала пометка о номере лицензии и органе, выдавшем ее.
Подобное нарушение было допущено и фирмой "Апрель" в рекламе о реализации
ювелирных изделий*40. Даже "Российская газета", учредителем которой является
Правительство Российской Федерации, допускает в публикуемой рекламе нарушение
требований, касающихся информации о лицензии. Так, в рекламе "школы права
"Статут", опубликованной в "Российской газете" 18 марта 1997 г., не указано,
кем выдана указанная в рекламе лицензия на образовательную деятельность.
Значительные трудности возникают для рекламы по радио, когда она передается,
например, в виде песни, частушек или стихов. Следует ли выполнять требования
об указании лицензии и выдавшего ее органа в этом случае, а также в рекламе
на газонах, одежде, сувенирной рекламе (брелках, авторучках, перочинных ножах
и т.д.), рекламе с помощью авиасредств? Дело в том, что пункт 3 настоящей
статьи Закона "О рекламе" для указанных видов рекламы исключения не делает.
Единственное исключение сделано для устной рекламы, так как речь идет о соответствующих
письменных, визуальных отметках. Следовательно, устная реклама на пресс-конференциях,
например или презентациях освобождена от необходимости упоминать о лицензии
и органе, выдавшем ее.
Тот же вопрос можно задать в отношении пометки "подлежит обязательной
сертификации", предусмотренной пунктом 4 комментируемой статьи. Как указано
в статье 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. "О сертификации
продукции и услуг" ("Российская газета", 1993, 25 июня), сертификация продукции
- это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Статья 7 указанного Закона запрещает рекламировать продукцию, подлежащую обязательной
сертификации, но не имеющую сертификата соответствия. Это противоречит Закону
"О рекламе", который такого запрета не содержит, не обязывает рекламопроизводителей
и рекламораспространителей требовать от рекламодателя предъявления сертификата
на рекламируемый товар, как это делается в отношении лицензиии на определенный
вид рекламируемой деятельности. Сертификат соответствия выдается на конкретную
партию товара в отличие от гигиенического сертификата, который выдается на
вид товара и служит официальным подтверждением безопасности продукции для
здоровья человека при соблюдении определенных условий. В журнале "Хозяйство
и право", 1993, N 1 приводится постановление Госкомсанэпиднадзора от 5 января
1993 г. N 1 "O порядке выдачи гигиенического сертификата на продукцию и виды
продукции, на которые должен быть гигиенический сертификат". В "Российской
газете" за 6 января 1995 г. приводится номенклатура продукции и услуг, подлежащих
обязательной сертификации в Российской Федерации*41. Порядок проведения сертификации
продукции в Российской Федерации утвержден постановлением Госстандарта России
от 21 сентября 1994 г. N 15 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов министерств
и ведомств Российской Федерации", 1995, N 7. Незнание законодательства о сертификации
продукции и услуг приводит иногда к курьезам. Так, одна из омских газет опубликовала
следующую рекламу: "Брачное агентство "Люкс", тел.:...(Подлежит обязательной
сертификации)".

Приказом Минздрава РФ от 20 июля 1998 г. N 217 постановление Госкомсанэпиднадзора
РФ от 5 января 1993 г. N 1 признано утратившим силу

Статьей 16 Закона "О рекламе" предусмотрено, что предупреждению о вреде
курения должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного времени, а
при распространении рекламы другими способами - не менее пяти процентов рекламной
площади (пространства). По нашему мнению, пометка о номере лицензии и наименовании
органа, выдавшего эту лицензию, а также пометке "подлежит обязательной сертификации"
должно быть выделено такое же количество эфирного времени и рекламной площади
(пространства). Отсутствие такого требования в Законе приводит к тому, что
в целях экономии эти пометки в периодической печати передаются в сокращенном
виде или таким шрифтом, который невозможно прочитать без увеличительного стекла.
Помимо тех запретов на рекламу, которые содержатся в настоящей статье, следовало
бы, по нашему мнению, указать, какую музыку, какие отрывки из кинофильмов
и художественных произведений и какие символы не могут быть использованы в
рекламе. Это необходимо, чтобы реклама памперсов, например, не сопровождалась
исполнением государственного гимна России, чтобы на мыле не был изображен
двуглавый орел, а Петр Первый не призывал покупать японские телевизоры. Исходя
из специального постановления "Е", уточняющего некоторые статьи Международного
кодекса рекламной этики, о котором мы говорили в комментарии к статье 3 Закона
"О рекламе", к общим требованиям к рекламе следовало бы отнести и требования
к товарам, которые могут быть потенциально ядовитыми или пожароопасными, особенно
когда эти свойства не заметны покупателю. В этом случае в рекламе должно обязательно
быть указание на опасные свойства таких товаров, например: "Осторожно, товар
ядовит! Читайте инструкцию по его применению" или "Осторожно, товар пожароопасен".
По нашему мнению, статью 5 Закона "О рекламе" необходимо дополнить также указанием
на то, что товарный знак допускается использовать в качестве рекламы только
тех товаров, которые составляют более 50% общего числа товаров, производимых
под этим товарным знаком, соответствующими юридическими или физическими лицами,
которым он принадлежит. При наличии такого требования в Законе "О рекламе"
можно было бы избежать споров по поводу рекламы "Довгань" и "Мартини", когда
под этими товарными знаками производился не только алкоголь, но и другая продукция,
хотя основным видом выпускаемой продукции был алкоголь. Надо полагать, что
законодатели учтут эти замечания при внесении изменений и дополнений в Закон
"О рекламе".

Статья 6. Недобросовестная реклама
Недобросовестной является реклама, которая:
дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми
товарами;
содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами)
других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы,
порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара
посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста,
рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых
в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических
лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием
в рекламе части существенной информации.
Недобросовестная реклама не допускается.

Комментарий к статье 6

Как отметила Т.Н.Ткачева: "Понятие "некорректное" не идентично понятиям
"ложный, неточный, искаженный". Корректность предполагает наряду с достоверностью
также тактичность, пристойность, добропорядочность сравнения"*42.
Примером некорректного сравнения рекламируемого товара с товарами других
юридических лиц может служить транслируемая по Российскому телевидению реклама
такого содержания: "Это вам не "Кола""! - "Доктор Пеппер!"" и т.п.
Пример недобросовестной рекламы приведен и Г.Г.Усковой. Акционерное общество
"Забайкальский хлеб плюс" в своей рекламе использовало ролик мини-пекарни
"Дока-хлеб". В этом случае речь шла о введении потребителей в заблуждение
относительно рекламируемого товара путем имитации, копирования рекламного
изображения, используемого в рекламе другого товара*43.
Примером недобросовестной рекламы, которая вводит потребителей в заблуждение
посредством злоупотребления доверием физических лиц в связи с отсутствием
в рекламе части существенной информации, является, по нашему мнению, реклама
"Омскпромстройбанка": "Мы строим будущее". В рекламе отсутствует информация
о том, в чем заключается строительство банком будущего, о каком будущем идет
речь и для кого строится это будущее.

Статья 7. Недостоверная реклама
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие
действительности сведения в отношении:
таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления,
назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата
соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным
стандартам, количество, место происхождения;
наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме,
периоде времени и месте;
стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
дополнительных условий оплаты;
доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных
к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции,
выполняемых работ или услуг;
прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов),
а также символов международных организаций;
официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
предоставления информации о способах приобретения полной серии товара,
если товар является частью серии;
результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических,
научных и иных публикаций;
статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем
их обоснованность;
ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических
лиц, в том числе на устаревшие;
использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления
слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных,
если их невозможно подтвердить документально;
сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением
иных юридических или физических лиц;
ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
фактического размера спроса на товар;
информации о самом рекламодателе.
Недостоверная реклама не допускается.

Комментарий к статье 7

Как отмечает Н.Е. Фонарева: "В законе (имеется в виду Закона "О рекламе")
не случайно разделены понятия недостоверности и недобросовестности. Если первое
связано с запретами искажения объективно существующей рыночной информации
(чаще всего характеристик товара, работы, услуги), то второе связано с запретом
на использование недобросовестных способов, направленных на опорочение конкурента,
а также лиц, не пользующихся данным товаром, либо подачи самой рекламы в таком
оформлении, которое приводит к смещению представлений потребителей о рекламируемом
товаре с другими товарами (как правило, имеющими хорошую, устойчивую репутацию)*44.
Примером не соответствующих действительности сведений в отношении гарантийных
обязательств может послужить указание рекламодателями заниженных гарантийных
сроков на импортную технику против сроков иностранных фирм-изготовителей.
Так, например, изготовителем телевизора "Сони" установлен гарантийный срок
- два года, в то время как в рекламе указан один год. Следует при этом иметь
в виду, что на основании Закона "О защите прав потребителей" гарантийный срок
устанавливается изготовителем, а не продавцом.
В печати отмечалась недостоверность рекламы такого лекарства, как панагин.
Указывалось, что он лечит стенокардию, в то время как он ее не лечит. Он необходим
лишь при передозировке дигоксина, которым лечат сердечную недостаточность.
В комментируемой статье дается лишь примерный перечень терминов, в превосходной
степени, которые недопустимо использовать в рекламе, если их невозможно подтвердить
документально. К таким терминам, помимо приведенных в настоящей статье, относится,
например, термин "лидер". Поскольку термин может состоять как из одного, так
и из нескольких слов, думается, что использование в рекламе таких слов, как
"впереди всех" ("Мы впереди всех"), также относится к терминам, которые необходимо
подтверждать документально".
Примером неподтвержденной документально рекламы с использованием терминов
в превосходной степени может служить реклама самарской фабрики мороженого
"Сам-По". В рекламе своего мороженого она не только некорректно сравнивала
свою продукцию с мороженым немецкой фирмы по производству мороженого "Марс",
что само по себе является нарушением статьи 6 комментируемого Закона, но и
наделяла свое мороженое терминами "самое лучшее", не подтверждая это никакими
документами. Комиссия ГКАП, куда обратилась с жалобой немецкая фирма, выдала
самарской фабрике мороженого "Сам-По" предписание о прекращении нарушения
законодательства о рекламе*45.
Интересный пример недобросовестной рекламы приведен начальником Хакасского
теруправления ГАК России Э.Р. Гофманом и начальником отдела этого управления
П.А.Шалимовым. Общество с ограниченной ответственностью "КАМАЗсервис", расположенное
в г. Абакане, опубликовало в газетах "Хакассия" и "Абакан" рекламу о предоставлении
услугам, аналогичных услуг ТОО "Абаканский автоцентр КАМАЗ", используя в рекламе
товарный знак (знак обслуживания) "КАМАЗ" без разрешения его владельца, что
запрещено статьей 4 Федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров". Эта реклама ввела в заблуждение
потребителей в части появления в Абакане еще одного представителя головного
предприятия "КАМАЗавтоцентр" г. Набережные Челны, кроме ТОО "Абаканский автоцентр
КАМАЗ". Хакасским теруправлением ГАК России указанная реклама была признана
недостоверной в части распространения ООО "КАМАЗсервис" не соответствующих
действительности сведений в отношении исключительных прав рекламодателя на
результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица*47.
С.Е. Накушный отмечает, что к недостоверной относится подчас такая реклама,
в которой рекламодатели, "предлагая отечественные товары и используя в рекламе
выдержки из иностранных журналов, элементы иностранной рекламы, просто фрагменты
фильмов, вводят этим потребителя в заблуждение относительно рекламируемого
товара"<См.: Там же, с. 24.>.

Статья 8. Неэтичная реклама
1. Неэтичной является реклама, которая:
содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые
нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений,
образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории,
возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных
убеждений физических лиц;
порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное
достояние;
порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту
Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность,
профессию, товар.
Неэтичная реклама не допускается.
2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве
или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство
или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно
в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы
тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет
это требование в добровольном порядке.

Комментарий к статье 8

Примером неэтичной рекламы, нарушающей общепринятые нормы морали, является
реклама прокладок в "критические дни" женщин. Вот что по этому поводу написала
в газете "Омский вестник" (1996, 31 октября) одна из читательниц: "Когда молодые
русские девчонки рекламируют "Тампаксы" и гигиенические пакеты, я все время
думаю: "Во дают!" Их друзья видят этот позор, родители, знакомые родителей.
Меня эта реклама сначала смущала, а теперь бесит. Представляете, во дворе
маленькие мальчишкии грают, один кричит: "О'кей", а другой "О би". Меня дома
восьмилетний братишка замучил: "Для чего нужны тампаксы?" Уж лучше бы врачи
об этом рассказывали на уроках для девочек, а не гнали неприличную рекламу
на всю страну".
Неэтичной была признана антимонопольным управлением реклама водочной
продукции Санкт-Петербургской компании "Ливиз". В рекламе изображались три
бутылки водки с ливизовскими этикетками, а над ними, как бы опершись на эту
прочную основу, возникал силуэт Петербурга. По периметру этой рекламы плясал
веселый народ с бутылками и стаканами в руках. Рекламный плакат завершался
фразой: "На том стояла и стоять будет земля русская"*48.
Примером неэтичной рекламы, нарушающей общепринятые нормы гуманности
и морали путем употребления оскорбительных образов в отношении религиозных
и иных убеждений физических лиц, может служить реклама фирмы "Бенеттон". В
рекламе изображался только что умерший больной СПИДом и "цветной" с автоматом
за спиной, держащий в руках человеческую берцовую кость. Была запрещена не
только эта реклама, но и реклама той же фирмы на такие мотивы, как "люди в
контейнере", "корабль беженцев", "изображение силы", "испачканная в нефти
водоплавающая птица", "работа детей", "штамп: реакция ВИЧ положительная" и
"испачканная кровью одежда боснийского бойца". Суды Италии и Германии, где
распространялась эта реклама, указывали, что концепция рекламы фирмы "Бенеттон"
основана на явно циничной установке: чтобы обратить внимание на фирму "Бенеттон",
хороши все средства*49. Та же фирма "Бенеттон" в одной из своих реклам изобразила
белого ребенка в наряде ангелочка и рядом с ним - чернокожего мальчика в костюме
дьявола*50. Такая реклама является образцом рекламы, нарушающей общепринятые
нормы морали путем употребления оскорбительных сравнений и образов в отношении
расы физических лиц. Примером неэтичной рекламы, порочащей какой-либо товар,
являлась реклама "Проктер энд Гэмбл", в которой известное российским потребителям
мыло отшвыривалось как плохое. После представления, сделанного фирме Общественным
советом по рекламе, указанная реклама была изменена*51.
Приведенное в комментируемой статье понятие "неэтичная реклама" не охватывает
рекламу эротического характера. В проекте Закона "О рекламе", опубликованном
в "Российской газете" 29 октября 1994 г. реклама эротического характера входила
в более широкое понятие "пристойная реклама". На рекламу эротической продукции
видимо, следует распространить действие статьи 37 "Эротические издания" Закона
Российской Федерации "О средствах массовой информации". Она допускается в
радио- и телепрограммах только с 23 часов до 4 часов по местному времени,
если иное не установлено местной администрацией. Реклама эротического характера
может быть размещена только в средствах массовой информации, специализирующихся
на сообщениях и материалах эротического характера, в запечатанных прозрачных
упаковках и только в специально предназначенных для этого помещениях, расположение
которых определяется местной адмимистрацией.
Пункт 2 настоящей статьи имеет в виду порядок защиты чести, достоинства
и деловой репутации, установленный статьей 152 ГК РФ и статьями 43 - 45, 57
и 62 Закона РФ "О средствах массовой информации"*52

Статья 9. Заведомо ложная реклама
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель,
рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Заведомо ложная реклама не допускается.

Комментарий к статье 9

По мнению Н.Е. Фонаревой, заведомо ложная реклама является особо тяжким
видом недостоверной рекламы, так как предполагает умышленное введение в заблуждение
потребителей*53.
Заведомо ложной в такой рекламе может быть содержащаяся в ней информация
как в целом, так и в определенной части. Мотивы и цели введения в заблуждение
потребителя рекламы могут быть различными и для признания рекламы заведомо
ложной значения не имеют.
Сделка, совершенная под влиянием заведомо ложной рекламы, в соответствии
с пунктом 1 статьи 31 Закона "О рекламе" и статьи 179 ГК РФ может быть признана
недействительной как совершенная под влиянием обмана. Потерпевшему в этом
случае возвращается виновным все полученное им по сделке и причиненные убытки.
Для признания рекламы заведомо ложной не имеет значения наличие потерпевших
от такой рекламы. Достаточно потенциальной возможности ввода в заблуждение
потребителей рекламы. Примером заведомо ложной рекламы может служить реклама
открытого акционерного общества "Первый российско-американский фонд взаимных
вложений "Большой"", в рекламе которого указывалось, что фонд берет обязательства
по выкупу акций у первоначальных владельцев через своих агентов. Между тем
фонд, имея лицензию закрытого инвестиционного фонда, в соответствии с Положением
об инвестиционных фондах и уставом осуществлял эмиссию ценных бумаг без обязательства
их выкупа*54.
Заведомо ложной была и реклама фирмы "Горбрус" о первом коммерческом
кладбище в Подмосковье. Главное место в рекламе занимала фотография входа
на кладбище, на которой изображены отличной работы чугунная ограда, каменные
ворота, а за ними ухоженные клумбы, подстриженные кусты и тенистые аллеи.
В информации, помещенной рядом с фотографией, сообщалось о том, что площадь
предоставляемых участков неограниченна. Эта информация была ложной, так как
на коммерческом кладбище действовали те же нормативы, что и на других кладбищах.
Фотография, указанная выше, тоже не соответствовала действительности, так
как на кладбище не было ни единого дерева. Рядом с входом вместо клумб находились
три вагончика, в которых располагалась администрация кладбища*55.
Примеры заведомо ложной рекламы мебели, бытовой техники и автомобилей
были приведены в газете "Известия" 24 апреля 1996 г., а также в газете "Аргументы
и факты", N 19 за 1997 г., о рекламе кулинарного жира "Рама", который приравнивается
в телевизионной рекламе к сливочному маслу "Вологодское" и поедается детьми
кусками. Особо вредна заведомо ложная реклама лекарств, о которой писала газета

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>