<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Известия" 5 февраля 1997 г.
Недавно получила распространение реклама экспресс-тестов для диагностики
инфицирования вирусом иммунодефицита человека. Согласно рекламе анализ можно
делать как с помощью медработника, так и самостоятельно. Думается, что такую
рекламу следует считать заведомо ложной, так как анализ крови на ВИЧ должен
проводиться только в медицинском учреждении, имеющем специальную лицензию
(см. комментарий президента Российского фонда "Имена" (неправительственная
антиСПИДовская организация), опубликованный в "Российской газете" 8мая 1997
г.).
За рубежом за заведомо ложную рекламу предусмотрены более суровые санкции,
чем в нашем законодательстве. Не будем брать примеры из практики США, но даже
по законодательству соседней Литвы за ненадлежащую рекламу предусмотрен штраф
в размере до 10% от суммы общих годовых поступлений фирмы.

Статья 10. Скрытая реклама
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также
в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть
рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его
восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной
звукозаписи) и иными способами, не допускается.

Комментарий к статье 10

Классический пример скрытой рекламы приведен одним из разработчиков Закона
"О рекламе" профессором А. Пузановских в интервью "Российской газете", опубликованном
30 июня 1995 г. На вопрос корреспондента, что такое скрытая реклама, он ответил:
"На наших телеэкранах популярным жанром становятся передачи типа "Лицом к
лицу". Это интервью в прямом эфире с известными людьми. И уважаемый артист,
писатель, спортсмен вдруг красиво закуривает, ставит пачку определенных сигарет
на стол перед собой либо демонстрирует определенную зажигалку и т.д. Что это,
как не своеобразно поданная реклама? Новелла закона о скрытой рекламе такое
акцентированное внимание слушателя, превращающегося в потребителя продемонстрированной
продукции, квалифицирует как скрытую рекламу. Если ты рекламируешь товар,
то будь добр плати соответствующий налог". А вот более свежий пример скрытой
рекламы.
1 мая 1996 г. в телевизионной передаче "Аншлаг", в которой речь шла о
творчестве артиста Михаила Евдокимова, участники передачи пили и расхваливали
"Кремлевскую водку". Кстати, спонсором программы была организация, выпускающая
эту водку, которая указанным выше образом обошла запрет рекламы алкогольных
напитков по телевидению. Скрытой рекламой, которая оказывает не осознаваемое
потребителем воздействие на его восприятие путем использования специальных
видеовставок и иными способами, является реклама, влияющая на подсознание
человека путем использования "25-го кадра". В кинофильм к двадцати четырем
кадрам, проходящим в секунду, добавляют еще один с конкретной рекламой. Человеческий
глаз не улавливает лишний кадр, но подсознание срабатывает, и посетители кинотеатров
бросаются покупать тот или иной товар.

Статья 11. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
1. В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:
детские и религиозные передачи;
образовательные передачи более чем один раз в течение 15минут на период,
не превышающий 45 секунд;
радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным
законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в
государственных средствах массовой информации";
иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее
чем 15 минут;
иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15
до 60 минут, более чем два раза.
2. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей
строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
3. Распространение рекламы одного и того же товара, а равно распространение
рекламы о самом рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза
общей продолжительностью не более чем две минуты в течение часа эфирного времени
радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
4. В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся
на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать
25 процентов объема вещания в течение суток.

Комментарий к статье 11

В статьях 11-17 комментируемого Закона даются особенности отдельных видов
рекламы. Следует отметить, что особенности рекламы, о которой говорится в
Законе, не охватывают всех видов рекламы, имеющих особенности. В Законе не
указаны особенности рекламы на газонах, одежде, упаковке товаров, летательных
аппаратах, рекламы в космосе и на других планетах, сувенирной, песенной и
устной рекламы. Особую статью Закона следовало бы посвятить новейшему виду
рекламы - рекламе в сети, предоставляемой internet. Дополнение Закона "О рекламе"
особенностями указанных видов рекламы принесет практическую пользу.
Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой информации", о котором идет речь
в пункте 1 настоящей статьи был принят Государственной Думой 15 декабря 1994
г., подписан Президентом Российской Федерации 13 января 1995 г.*56
Запрет, о котором говорится в пункте 1 настоящей статьи, закреплен в
статье 13 указанного Закона.
Помимо указанных выше передач о деятельности органов государственной
власти, нельзя прерывать рекламой товаров, работ, услуг передачи, относящиеся
к предвыборной агитации*57.
Судя по информации одного из разработчиков Закона "О рекламе", ограничения
времени демонстрации рекламы, приведенные в комментируемой статье, взяты не
"с потолка", а тщательно проработаны с тем, чтобы не разрушить передачи*58.
Несмотря на такую "тщательную проработку", реклама у нас по закону не должна
превышать 25% объема вещания в течение суток, а на Западе - всего 10-13%.
Как следует из публикаций в периодической печати, ограничения, установленные
комментируемой статьей Закона "О рекламе", не изменили отношения к ней слушателей
и телезрителей. Она по-прежнему остается навязчивой и многими не воспринимается.
90% телевизионных зрителей "рекламную паузу" на дух не переносят: или переключаются
в этот момент на другие каналы, или убирают звук, или идут на кухню заварить
чайку, или вместе с близкими обсуждают закончившийся фрагмент передачи*59.
О навязчивой рекламе сочинили даже частушки:

Надоела нам реклама:
Вместо фильмов - масло "Рама",
"Аквафреш", "Дирол", "Фрутелла",
"Панадол" и тетя Эмма.
Или:
Надышалась мама "АМО" -
Зачесалась сильно мама.
То ль система слишком "липо",
То ль реклама "АМО" - липа*60
Необходимо отметить, что так относятся к рекламе по телевидению не только
у нас, но и в других странах. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные
американцами. В одном из городов с помощью специальных датчиков исследовалась
нагрузка на канализацию. В период рекламных пауз она возрастала в несколько
раз*61.
По поводу использования рекламы в виде "бегущей строки", о которой говорится
в пункте 2 комментируемой статьи, следует отметить, что не запрещается ее
использование в радиопостановках и художественных фильмах без согласия правообладателей,
так как "бегущая строка" не прерывает эти радиопостановки и фильмы.
В то же время, по мнению многих, следовало бы установить в Законе "О
рекламе" перечень передач, в которых нельзя использовать рекламу в виде "бегущей
строки" и которые нельзя прерывать любой рекламой вообще. В некоторых странах
существуют различные правила трансляции рекламы по государственным и частным
каналам. В Германии, например, по государственным каналам разрешается транслировать
рекламные ролики до 20.00 часов. А на частных телекомпаниях такого запрета
нет, и это приносит им больше прибыли. Однако для частных телекомпаний имеются
также определенные ограничения. Им, например, разрешается прерывать трансляцию
телефильма рекламным роликом, если его продолжительность не более 90 минут.
Если больше, то возможны два рекламных блока. При этом не имеет значения,
кто является правообладателем художественного фильма. У нас же правообладатель
может прерывать художественный фильм рекламой бесчисленное количество раз,
что раздражает зрителей, ведет к негативному отношению к рекламе.
Статья 12. Особенности рекламы в периодических печатных изданиях
В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях
и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов
объема одного номера периодического печатного издания.

Комментарий к статье 12

Как указано в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой
информации", под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал,
альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер
и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Под периодическими печатными изданиями, не специализирующимися на сообщениях
и материалах рекламного характера, следует понимать такие периодические издания,
которые не зарегистрированы в качестве таковых. Это вытекает из статьи 36
Закона "О средствах массовой информации".

Статья 13. Особенности рекламы в кино- и видеообслуживании, справочном
обслуживании
1. Прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением перерывов между
сериями (частями), в кино- и видеообслуживании не допускается.
2. При справочном телефонном обслуживании реклама может предоставляться
только после сообщения справки (справок), запрашиваемой абонентом.
3. При платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании
реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой
рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.

Комментарий к статье 13

В последнее время, как отмечается в работах, посвященных рекламе, рекламодатели
и рекламные агентства, которые специализируются в области прямой почтовой
рекламы, все чаще рассылают вместо писем, проспектов или листовок рекламные
видеокассеты и видеодиски.
Что касается компьютеризованной рекламы, то в ряде стран существуют банки
данных специализированных компьютерных систем, куда рекламодатели вносят за
плату необходимые сведения о своих организациях и выпускаемых ими товарах.
Желающие приобрести какие-либо товары или услуги могут подключаться к этим
банкам данных с помощью телефонов или специальных терминалов и получать необходимую
им информацию. Внедрение в нашей стране компьютеризованной рекламы делает
только первые шаги.
То же самое можно сказать и о средствах рекламы, основанных на сочетании
источников компьютерной информации и кабельного телевидения. Такое сочетание
представляет собой реклама в виде теле- и видеокаталогов. Об особенностях
такой рекламы в комментируемом Законе ничего не говорится.

Статья 14. Особенности наружной рекламы
1. Распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других
территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло,
иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная
реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Наружная
реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать
их видимость, а также снижать безопасность движения.
2. Распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях
и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего
органа местного самоуправления, согласованного с:
соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным
подразделением государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного
органа внутренних дел - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог
- за пределами территорий городских и сельских поселений;
территориальным подразделением государственной автомобильной инспекции
федерального исполнительного органа внутренних дел - на территориях городских
и сельских поселений;
соответствующим органом управления железными дорогами - в полосе отвода
железных дорог*62.
За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований,
предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, взимается плата в порядке и в
размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления
по согласованию с соответствующими органами, указанными в настоящем пункте.
При этом размер платы не должен превышать величину расходов на проведение
работ по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, определению
мест ее распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических
средств ее стабильного территориального размещения.
3. Распространение наружной рекламы путем установки на территории (в
том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых
природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение
размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются
на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами
на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении
лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения,
предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Комментарий к статье 14

В литературе о рекламе отмечаются следующие особенности наружной рекламы.
Одни авторы указывают, что "...это средство воздействия, позволяющее настичь
человека не дома и не в конторе, а на улице или во время поездок. В современном
мобильном обществе с наружной рекламой встречается большая часть населения".
В то же время они признают, что "...как правило, основной функцией объектов
наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, размещаемой в
других средствах массовой информации, путем напоминания о марке товара или
названии фирмы"*63.
Другие полагают, что наружная реклама -- это "выброшенные деньги". Эксперт
рекламного агентства И. Пономарев, например, в своей статье*64 пишет: "Наружная
реклама неоперативна, одно оформление документации занимает несколько месяцев.
Если вам нужно быстро распродать товар, заказывать рекламу следует в прессе,
на радио, но никак не размещать объявления на уличных щитах". В то же время
он отмечает такую особенность наружной рекламы:"...она незаменима, если вы
хотите познакомить со своей фирмой жителей определенного района, тех, кто
ездит по данной трассе или ходит по данной улице, или указать место, где находится
ваш офис. Уличные рекламоносители имеют четко определенную аудиторию, которую
условно можно поделить на две категории. Пешеход не обратит внимание на уличный
щит, каким бы большим он не был, но его взгляд обязательно привлечет плакат
на автобусной остановке или рекламной тумбе. Точно так же автомобилист не
заметит рекламных установок, стоящих на тротуаре, ибо ему виднее уличные щиты,
панель - кронштейны на столбах освещения, крышные установки и брандмауэры".
Несмотря на то что пункт 1 комментируемой статьи относит к наружной рекламе
только технические средства стабильного территориального размещения, в литературе,
посвященной рекламе, к наружной относятся такие разновидности рекламы, как
витрины, элементы внутримагазинной рекламы (указатели, информационные табло,
ценники и т.п.), вывески, оформление офисов, приемных и других служебных помещений,
спецодежду обслуживающего персонала*65. Думается, что это противоречит не
только пункту 1 ст. 14 Закона "О рекламе", но и пункту 2 этой статьи, предусматривающей
получение разрешения на размещение рекламы, плату за это разрешение и согласование
его с подразделениями ГАИ и другими органами. Размещение витрин, элементов
внутримагазинной рекламы и других разновидностей рекламы, являющихся якобы
наружными, никакого разрешения, платы и согласования не требуют, поэтому согласно
Закону "О рекламе" не относятся к наружной рекламе. К наружной рекламе относят
вывески и другие авторы. О том, что вывески, как правило, не следует относить
к рекламе и об отличии вывесок от рекламы речь шла в комментарии к статье
2.
В связи с опубликованием в газете "Мир новостей" 7 октября 1996г. статьи
Ф. Перфилова "Мычащая реклама" возник вопрос о том, следует ли относить к
наружной рекламе рекламу различных фирм на накидках из пластика, "одетых"
на коров и других животных, которые пасутся поблизости от шоссе, где много
автомобильных пробок и других местах, пригодных для рекламирования товаров
и товаропроизводителей. Думается, что по тем же основаниям, что и витрины
и другие названные выше разновидности рекламы, "мычащую рекламу" нельзя отнести
к наружной. Как указано в пункте 2 комментируемой статьи, распространение
наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях
допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Однако в компетенцию органов местного самоуправления входит не только дача
разрешения на размещение наружной рекламы. В постановлении Конституционного
Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности
статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1997 г. "О рекламе"*66 отмечено, что
на основании статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы
местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения,
связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они
затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной
собственностью.
При применении пункта 2 комментируемой статьи рекламодатели, рекламораспространители
и рекламные агентства во избежание ошибок должны, во-первых, иметь в виду,
что разрешения на распространение наружной рекламы даются городскими, а не
районными в городах органами местного самоуправления. Во-вторых, что плата
взимается только за выдачу таких разрешений, следовательно взимается только
указанными выше органами местного самоуправления, а не органами, с которыми
в соответствии со статьей 14 Закона "О рекламе" согласовывается выдача таких
разрешений. Между тем некоторые органы ГАИ, например, именуют согласование
с ними разрешений местных органов самоуправления на размещение наружной рекламы
"разрешениями" и взимают с рекламодателей и рекламораспространителей плату
за указанное согласование. Следует отметить, что вина в этом ложится на МВД
Российской Федерации, которое в своем приказе от 14 сентября 1995 г. N 1/4377
"О реализации Закона Российской Федерации "О рекламе"" именовало указанное
согласование с ГАИ решений органов самоуправления "разрешениями на размещение
наружной рекламы". В то же время этим приказом органам ГАИ запрещено получать
плату за согласование с ними разрешения на размещение наружной рекламы с рекламодателей.
В приказе органам ГАИ предложено "войти в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации с предложениями о выделении Госавтоинспекции части средств
из местного бюджета, получаемых от размещения рекламы на автомобильных дорогах,
улицах и автотранспортных средствах, с целью компенсации расходов на выполнение
данной контрольно-надзорной деятельности". К указанному выше приказу МВД России
приложены утвержденные Главным государственным автомобильным инспектором Российской
Федерации 6 сентября 1995 г. "Временные требования к размещению рекламы на
автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения" и "Временные требования к размещению рекламы на автотранспортных
средствах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

См. Инструкцию о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных
средствах, утвержденную приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. N 410

В настоящее время указанные выше "Временные требования..." применять
нельзя, ибо как первые, так и вторые не зарегистрированы в качестве ведомственных
нормативных актов в Министерстве юстиции Российской Федерации, о чем последнее
поставило в известность Государственный антимонопольный комитет письмом от
12 апреля 1996 г. N 07-02-304-96*67.
В-третьих, необходимо иметь в виду, что, исходя из пункта 2 комментируемой
статьи, согласование размещения органа местного самоуправления в соответствующих
случаях с органом управления автомобильных дорог, территориальным подразделением
ГАИ, органом управления железными дорогами возлагается не на рекламодателей
и рекламораспространителей, а на орган местного самоуправления.
В-четвертых, в случае сомнения рекламодатель и рекламораспространитель
вправе потребовать у органа местного самоуправления, выдающего разрешения
на распространение наружной рекламы документального подтверждения того, что
в соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований
в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства
РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления
границ землепользований в застройке городов и других поселений"*68, и законом
о землеустройстве соответствующего субъекта Российской Федерации земля, на
которой будет размещена наружная реклама, является муниципальной собственностью.
Продолжая исследование пункта 2 комментируемой статьи, следует отметить,
что возможны случаи размещения наружной рекламы в море и на реках, а также
вблизи площадок, предназначенных для летательных аппаратов. В этом случае,
думается, разрешение на размещение рекламы должно выдаваться соответствующим
органом местного самоуправления согласованно с соответствующими органами управления
морским, речным или воздушным транспортом. Думается, что законодатель обратит
внимание на это упущение в статье 14 Закона "О рекламе" при решении вопроса
о внесении в него изменений и дополнений.
В настоящее время, используя свои права, о которых речь шла выше, органы
местного самоуправления принимают положения, в которых определяются особенности
распространения наружной рекламы на подведомственной им территории, порядок
и размер платы за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы. Представляется,
что в этих положениях исходя из предложений, опубликованных в печати, следовало
бы:
а) установить зоны с ограничениями на рекламу (например, исторические
центры городов и иных населенных пунктов, территории вблизи храмов различных
конфессий и др.). Установить, что в этих зонах может распространяться театральная,
музейная, филармоническая реклама;
б) установить более высокую плату за разрешения на рекламу алкогольных
напитков и табачных изделий, учитывая вред, который они приносят здоровью;
в) установить более высокую плату за размещение наружной рекламы в тех
местах, где скорость движения автомобилей ниже обычной (у светофоров, переходов,
постов ГАИ и других подобных местах). И еще одно обстоятельство, заслуживающее
внимания. В некоторых городах органы местного самоуправления принимают решения,
обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры на распространение
рекламы не с собственниками соответствующего имущества, а с городским органом
местного самоуправления. При этой придумали такое неправовое понятие, как
"рекламное пространство", которое якобы принадлежит во всех случаях органу
местного самоуправления. Такой, с позволения сказать, "порядок" установлен,
например, в городе Екатеринбурге. Этот порядок противоречит пункту 3 комментируемой
статьи, которая предусматривает заключение договоров на размещение наружной
рекламы только с собственниками соответствующего имущества.

Статья 15. Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях
1. Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на
основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими
вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено
иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.
Случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных
средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются уполномоченными
органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.
2. Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только
с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого
входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой
за это платы определяются указанным органом. При этом данная плата не должна
превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение
рекламы. Плата вносится в федеральный бюджет в полном объеме.

Комментарий к статье 15

Речь в этой статье идет не только о рекламе на бортах транспортных средств
(автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов, самолетов, морских и речных судов,
вертолетов, дирижаблей), но и внутри этих транспортных средств, в их салонах.
Статья 5 Закона "О рекламе" не делает никаких исключений из общих требований
к рекламе в отношении рекламы на транспортных средствах. Размещение рекламы
на транспортных средствах предварительного согласования с каким-нибудь государственным
органом исполнительной власти или органом местного самоуправления не требует.

Статья 16. Особенности рекламы отдельных видов товаров
1. Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая
любыми способами, не должна:
содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков,
а также не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курения
имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного
успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения,
содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака
и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать
образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц,
пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и
видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой
и последней страницах и обложках журналов;*69 распространяться в детских,
учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100
метров от них.
Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно
сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах
данному предупреждению должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного
времени, при распространении рекламы другими способами - не менее пяти процентов
рекламной площади (пространства).
2. Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской
техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а
также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при
отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом
исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе
и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.
Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>