<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование
которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных
абзацем первым настоящего пункта, только в печатных изданиях, предназначенных
для медицинских и фармацевтических работников.
3. Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники,
за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники,
внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой
в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского
оружия, в том числе охотничьего и спортивного.
Не допускается реклама разрешенного гражданского оружия, вооружения и
военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт
и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, если
указанная реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы
боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники.
Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе
охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях,
специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических
печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского
оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия.
Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных
средствах массовой информации допускается только после 22 часов местного времени.
Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники,
внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой
в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях,
указанных в Законе Российской Федерации "Об оружии", а также на специализированных
выставках или на ярмарках-продажах, проводимых в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.


Комментарий к статье 16

Пункт 1 настоящей статьи следует применять с учетом пункта 2 статьи 33
Закона "О рекламе", запрещающего рекламу алкогольных напитков, табака и табачных
изделий в телепрограммах с 1 января 1996 г. В то же время этот запрет не затрагивает
организаций, производящих алкогольные напитки, табак и табачные изделия. Отсутствие
такого запрета успешно используют некоторые организации. Думается, что такую
рекламу следует признавать скрытой рекламой алкогольной и табачной продукции,
так как именно это является ее целью.
Скрытой рекламой табачных изделий, на наш взгляд, является реклама лотереи,
в случае, если лотерейные билеты находятся в пачках с сигаретами.
По поводу указанного выше запрета рекламы в телепрограммах, а также запрета
распространения рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий в
радиопрограммах с 7 до 22часов местного времени, а также на первой и последней
полосах газет, на первой и последней страницах и обложках журналов имеются
противоположные мнения.
Несмотря на то что запреты и ограничения, указанные в комментируемой
статье, действуют и законодателю лишь предстоит решить вопрос о целесообразности
их сохранения впредь, они довольно часто нарушаются, причем в основном центральными
органами массовой информации. Особенно непростительным является игнорирование
отмеченных ограничений "Российской газетой", учредителем которой является
Правительство Российской Федерации. Так, на первой полосе N 248 этой газеты
за 27 декабря 1996 г. помещена реклама полусладкого шампанского "Надежда"
с изображением бутылки этого напитка.
В пункте 1 статьи 16 указано, что реклама алкогольных напитков, табака
и табачных изделий не должна распространяться ближе 100 метров от детских,
учебных, медицинских, спортивных, культурных организаций (лучше было бы сказать
"организаций культуры"). Такой запрет, думается, направлен на то, чтобы указанную
рекламу не могли видеть посетители упомянутых организаций. В связи с этим
размер рекламы должен быть таким, чтобы за сто метров содержание рекламы не
было видно этим посетителям.
Часто у лиц, связанных с рекламной деятельностью, возникал вопрос о том,
распространяются ли соответствующие ограничения на рекламу пива. С 21 января
1997 г. этот вопрос не возникает, так как именно в этот день был опубликован
в "Российской газете" и вступил в силу Федеральный закон от 10 января 1997
г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"".
Часть вторая статьи первой Федерального закона "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" была дополнена,
в результате чего пиво перестало относиться к алкогольной продукции, следовательно,
ограничения, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона "О рекламе" на пиво
не распространяются. И еще один вопрос, который возник по вине таможенных
органов. Относятся ли ограничения, установленные для рекламы алкогольных напитков,
к спиртосодержащим лекарствам? Этот вопрос кажется надуманным только на первый
взгляд. Дело в том,что Государственный таможенный комитет РФ еще в 1995 г.
направил начальникам таможенных управлений и таможен указание по поводу спиртосодержащих
лекарств, согласно которому все настойки и бальзамы, продающиеся в российских
аптеках и содержащие более 0,5 процента спирта, признаются алкогольными напитками.
Между тем "лекарство" и "напиток" - это разные понятия, следовательно, ограничения,
установленные для рекламы алкогольных напитков, не распространяются на рекламу
спиртосодержащих лекарств.
Чтобы обойти ограничения, установленные пунктом 1 комментируемой статьи,
рекламодатели и рекламораспространители прибегают к различным уловкам.
Так, в нарушение статьи 33 Закона "О рекламе" по телевидению транслировалась
после 1 января 1996 г. реклама товарных знаков организаций, производящих в
основном алкогольные напитки и табачные изделия, товарные знаки которых известны
именно в таком качестве. К такой рекламе прибегли группа "Бакарди-Мартини",
являющаяся известным производителем алкогольных напитков, фирма "Довгань",
компания "Р.Джей. Рейнолдс Тобакко Интернейшенел С.А.", владеющая товарным
знаком сигарет "Магна". Все они ссылались в свое оправдание на то, что под
их товарными знаками выпускается кроме алкогольных напитков и табачных изделий
и другая продукция. Все эти рекламодатели и их рекламораспространители не
указали, о какой продукции идет речь в рекламе соответствующих товарных знаков.
ГАК, рассматривавший указанные выше дела по признакам нарушения пункта 2 статьи
33 Закона "О рекламе" выдал предписания о прекращении рекламы соответствующих
товарных знаков. Решение ГАК в отношении рекламы "Довгань" было признано правильным
арбитражным судом. Остальные нарушители предписания ГАК выполнили, не обращаясь
в арбитражный суд. Применялись и другие способы обхода ограничений и запретов,
установленных пунктом 1 статьи 16 и пунктом 2 статьи 33 Закона "О рекламе".
Так, в популярных телевизионных программах ВГТРК "Маски-шоу" и "Аншлаг", как
бы по ходу передачи, рекламировалась водка "Кремлевская". Московский арбитражный
суд признал правильным решение ГАК о наложении штрафа в размере 150 миллионов
рублей на телевизионную компанию за нарушение пункта 2 статьи 33 Закона "О
рекламе"*70 Телекомпании "ОРТ" и "НТВ", телеканал "2х2" и Московская независимая
вещательная корпорация (TV-6 Москва) распространяли по телевидению ролики
с рекламой водки "Белый орел". В телевизионной рекламе главный герой с явными
признаками алкогольного опьянения и в балетной пачке вдруг выходит на театральную
сцену и на вопрос дирижера оркестра: "Ты кто?" отвечает: "Я - Белый орел".
Рассмотрев дело о нарушении указанными выше телевизионными компаниями пункта
2 статьи 33 Закона "О рекламе", ГАК выдал им предписание о прекращении этого
нарушения.
В отношении рекламы методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации
следует обратить внимание на то, что она допускается при наличии разрешения
на оказание таких услуг, выдаваемого не местными, а только федеральными органами
исполнительной власти в области здравоохранения.
Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначания, которые
отпускаются без рецепта врача, и которые можно рекламировать в любых средствах
массовой информации был утвержден приказом МЗ РФ от 18 марта 1997 г. N 79
"О перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, для аптечных
управлений, обслуживания амбулаторных больных в Российской Федерации".
В настоящее время Общественный Совет по рекламе и рабочая группа Государственной
Думы при рассмотрении поправок к Закону "О рекламе" предлагают дополнить пункт
2 статьи 16 этого Закона абзацем следующего содержания: "Любые заявляемые
в рекламе свойства лекарственных средств, средств для коррекции фигуры, изделий
медицинского назначения, медицинской техники, а также методов лечения, профилактики,
диагностики, реабилитации должны подтверждаться соответствующим сертификатом
независимой экспертной организации". Предложение представляется разумным.
Вместе с тем думается, что во избежание споров следовало бы указать, какую
экспертизу можно считать в этом случае "независимой". Следует отметить, что
необходимость понятийного определения "независимой экспертной организации"
при решении вопроса о сертификате изделий медицинского характера и медикаментов
отмечал при обсуждении поправок к Закону "О рекламе" президент Фонда поддержки
рекламопроизводителей Владимир Ананич.
Четвертый принцип: недопустимость рекламы, которая показывает способы
похудания, коррекции фигуры без упоминания о необходимости изменения режима
питания и физической активности, если это предполагается методикой... Этот
принцип поддерживает Медицинская ассоциация России. Как указывает Г. Надимов:
"Медицинская ассоциация России солидарна с Общественным советом по рекламе
и в оценке бесчисленных средств для похудания и коррекции фигуры, обещающей
потрясающий результат без изнуряющей диеты и тренажеров. Такой же дезинформацией
представляется реклама кремов, массажей и прочих нехирургических средств лечения
необратимых герантологических явлений, создающая иллюзию моложавости Элизабет
Тэйлор у ровесниц Х партсъезда".
Пятый принцип, который касается рекламы, утверждающей, что возрастных
морщин можно избежать, более того, можно восстановить полностью гладкость,
мягкость, ровность кожи лица"*71.
Думается, что законодатель должен учесть эти принципы при совершенствовании
законодательства о рекламе медикаментов и изделий медицинского назначения.
Представляется также необходимым, для установления единого подхода к рекламе,
указание в нормативном акте отличия медикаментов от изделий медицинского назначения
и особенно от пищевых добавок типа гербалайф, которые в последнее время усиленно
рекламируются и реклама которых законодательно ничем не ограничена. Вместе
с тем нельзя не сказать, что первые шаги в части правового регулирования реализации
пищевых добавок сделаны постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 апреля 1997 г. "Об утверждении перечня товаров, информация о которых
должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 2020). В
указанный перечень включены биологически активные добавки к пище, обладающие
тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека
действием, и некоторые другие пищевые добавки, а также пищевые продукты, содержащие
эти пищевые добавки, и пищевые продукты нетрадиционного состава с включением
несвойственных им компонентов белковой природы. Виды заболеваний, при которых
противопоказано применение указанных товаров, определяются Минздравом РФ.
Поскольку реализация этих товаров без отмеченной выше информации не допускается,
не допускается и их реклама при отсутствии на этикетке, листке-вкладыше или
маркировке соответствующей информации.
На указанном выше заседании Общественного совета по рекламе было предложено
дополнить пункт 2 статьи 16 Закона "О рекламе" следующим положением: "Распространение
рекламы медикаментов во всех случаях должно сопровождаться призывом к ознакомлению
и соблюдению инструкций по их применению"*72. По нашему мнению - это вполне
разумное предложение, направленное на предотвращение вредных последствий самолечения,
приобретения и потребления лекарств без рецепта врача. Это предложение представляется
необходимым дополнить требованием об указании в рекламе медикаментов, отпускаемых
без рецепта врача, о противопоказаниях для их приема, если они имеются.
По поводу рекламы гражданского оружия следует иметь в виду, что Закон
"О рекламе" ограничивает рекламу разрешенного гражданского оружия, но не запрещает
рекламу боеприпасов, в частности патронов к такому оружию, в общей печати
и иных средствах массовой информации. Вопрос возник в отношении времени распространения
разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации.
Дело в том, что Закон разрешил распространение рекламы разрешенного гражданского
оружия в электронных средствах массовой информации только после 22 часов местного
времени, но не указал, до какого времени после 22 часов такая реклама может
распространяться. Думается, что, как и реклама алкогольных напитков и табачной
продукции по радио, она может распространяться до 7 часов местного времени.

Статья 17. Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных
услуг и ценных бумаг
При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в
том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных
с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также
ценных бумаг не допускается:
приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного
отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;
гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;
представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей
эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста
курсовой стоимости ценных бумаг;
умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается
об условиях договора.

Комментарий к статье 17

22 апреля 1996 г. был принят Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"*73,
глава 9 которого посвящена рекламе ценных бумаг. Вот мнение Н. Фонаревой -
заместителя председателя ГАК - об этой главе. "В Законе "О рекламе" есть статья
17, которая касается особенностей рекламы финансовых, страховых, инвестиционных
услуг и ценных бумаг, и в ней предусмотрены ограничения, которые мы считаем
достаточными. А уже после принятия этого закона выходит закон о ценных бумагах,
где есть глава 9 о рекламе. Может быть, авторы этого закона хорошо разбираются
в ценных бумагах, но в рекламе они не очень понимают, если судить по написанному
в этой главе*74.
На практике возник вопрос о том, является ли рекламой информация "Банка
N." в СМИ об изменении и процентных ставок по вкладам с указанием новых процентных
ставок. "Банк N." полагал, что это не реклама, так как она начиналась со слов
"К сведению вкладчиков "Банка N...."" следовательно, адресована определенному
кругу лиц. Думается, что мнение "Банка N." необоснованно, так как информация,
о которой шла речь, фактически адресована не только вкладчикам "Банка N.",
но и другим лицам и вызывает их интерес к "Банку N.", если другие банки предлагают,
например, более низкую ставку по вкладам, чем "Банк N."
Примером нарушения комментируемой статьи в части представления обещаний
о будущей эффективности деятельности является описанная в печати реклама открытого
акционерного общества "Первый российско-американский фонд взаимных вложений
"Большой""*75. Рекламодатель заявлял, что "доходность по акциям... в среднем
составляет от 100%". Как правильно пишет автор статьи в "Российской газете",
"указанное заявление не что иное, как обещание и предположение о будущей эффективности
(доходности) деятельности фирмы, что может рассматриваться в качестве нарушения
пункта 5 статьи 17 Федерального закона "О рекламе".
Чаще всего нарушается банками требование об указании в рекламе всех условий
договора, если в ней сообщается хотя бы об одном из условий договора. Например,
если в рекламе банковских услуг сообщается процентная ставка по вкладам -
а это одно их условий договора, - то банк обязан сообщить в рекламе все условия
договора. Особенно важны для вкладчиков следующие условия договора банковского
вклада:
- производится ли страхование вкладов;
- допускается ли одностороннее снижение банком процентной ставки по вкладам
граждан в связи с изменениями ставок рефинансирования Центробанком России
и по другим причинам против ставки, установленной при заключении договора
банковского вклада;
- допустимо ли досрочное расторжение договора банковского вклада вкладчиком
и каковы последствия такого расторжения;
- какую ответственность несет банк в случае отказа от выдачи вкладчику
его вклада и дохода по нему после истечения срока договора банковского вклада.
Следует отметить, что требование, установленное комментируемой статьей,
препятствует развитию конкуренции между банками, так как если они указывают
в рекламе процентную ставку по вкладам, а это является условием договора,
то обязаны указывать в рекламе все остальные условия договора, независимо
от их значимости. Это во много раз увеличивает текст рекламы и требует больших
затрат, в связи с чем процентная ставка в рекламе не указывается и потребители
рекламы не знают, с каким банком им выгодней заключить договор банковского
вклада. Думается, что было бы целесообразно требовать от банков-рекламодателей
указания в рекламе не всех условий договора банковского вклада, а только указанных
выше четырех условий. Такое требование соответствовало бы статье 6 Закона
"О рекламе" об указании в рекламе существенной информации.
По нашему мнению, при изменении и дополнении действующего закона "О рекламе"
следовало бы установить в нем требование о демонтаже наружной рекламы организаций-банкротов,
в частности банков-банкротов, о чем писали "Известия" 5 июня 1996г. в статье
"Почему улицы Москвы украшает реклама банкротов?". Учитывая многочисленные
случаи обмана населения путем распространения недостоверных сведений о ценных
бумагах, в том числе в рекламе, Министерство финансов РФ обратилось к гражданам
Российской Федерации с некоторыми призывами и советами, в том числе с призывом:
"Никогда не доверяйте рекламным объявлениям."*76 В связи с этим представляется
правильным постановление, принятое секцией "Конкуренция в сфере страховых
и банковских услуг. Закон о рекламе" на Первой Международной конференции "Конкурентная
политика в переходный период" (26--28 сентября 1995 г., г. Москва), в одном
из пунктов которого был призыв "обсудить вопрос о введении лицензирования
рекламопроизводителей в части подготовки ими рекламы для финансовых, страховых,
инвестиционных услуг с уведомлением о такой рекламе органа, выдавшего лицензию"*77.
Введение такого лицензирования, по нашему мнению, значительно сократило бы
количество ненадлежащей, в частности, недобросовестной и заведомо ложной,
рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.
Авторы ряда статей в периодической печати еще до банкротства знаменитой
"МММ" предупреждали население о безответственной, недостоверной, лживой рекламе
новоявленных компаний-благодетелей, которые с помощью голубковых оболванивали
народ, обещая высочайшие проценты по вкладам*78. Предупреждения не помогли.
Лживая реклама победила, а мошенники и их покровители отделались легким испугом
из-за отсутствия правовых оснований для привлечения их к уголовной ответственности.
Между тем, мы могли бы воспринять опыт некоторых стран, защищающих потребителей
рекламы ценных бумаг. Во Франции, например за рекламу ценных бумаг без разрешения
предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет или штраф до двух с половиной
миллионов франков. В Италии лицо, желающее предложить ценные бумаги населению,
должно предварительно уведомить об этом Национальную Комиссию по обществам
и биржам (НКОБ). С этого момента НКОБ осуществляет за ним надзор и может его
обязать предоставить и опубликовать информацию, дающую потенциальным инвесторам
возможность принять решение. Неспособность выполнить эти и другие требования,
установленные НКОБ, рассматриваются как уголовное преступление и влечет за
собой наложение ареста на рекламную деятельность.
В Великобритании осуществление инвестиционной деятельности без соответствующего
разрешения, издание вводящих в заблуждение отчетов, совершение вводящих в
заблуждение действий, нарушение правил осуществления рекламной деятельности
рассматриваются как уголовные преступления.*79

Статья 18. Социальная реклама
1. Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы
и направлена на достижение благотворительных целей*80.
В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и
индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы)
их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом
предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
2. Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и
физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче
своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим
лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной
деятельностью*81 используется предусмотренными законодательством льготами.
3. Рекламораспространители - организации средств массовой информации
обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем,
в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год,
используемого в пределах, установленных для рекламы законодательством Российской
Федерации о рекламе.
Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой
информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах
пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению
рекламы.
Рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги по производству социальной
рекламы в пределах пяти процентов годового объема производства ими рекламы.
Условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной
рекламы, предложенные рекламодателем, являются обязательными для рекламораспространителя,
если рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее чем за
месяц до предполагаемого срока распространения социальной рекламы.
Оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы
производится на основании договора.
В случае превышения объема заказов на производство, размещение и распространение
социальной рекламы над установленными для такой рекламы лимитами эфирного
времени, основной печатной площади, объема производства, размещения и распространения
и при возникновении споров очередность производства, размещения и распространения
социальной рекламы определяется в порядке получения рекламопроизводителем,
рекламораспространителем оферт рекламодателей.
4. Какие-либо действия рекламопроизводителей и рекламораспространителей,
препятствующие производству, размещению и распространению социальной рекламы
в пределах, установленных пунктом 3 настоящей статьи, не допускаются. В случае
совершения таких действий они подлежат обжалованию в суд в установленном порядке.

Комментарий к статье 18

Настоящая статья противоречит понятию "реклама", которое содержится в
статье 2 и пунктах 1 и 5 статьи 1 Закона "О рекламе", так как не призвана
формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товарам, идеям,
начинаниям и способствовать их реализации, представляет интересы не определенных
лиц, а общественные и государственные интересы, не преследует коммерческие
цели. Поэтому то, что называется "социальной рекламой" правильней было бы
назвать "социальной информацией" или "объявлением социальной направленности".
Следует также сказать, что, как отмечалось в одной из газет, по мнению аналитиков,
"социальная" реклама, плотно прижившаяся, например, на ОРТ, давно себя исчерпала.
Более того, иной раз она приносит откровенный вред. В одной статье приводится
в качестве примера мультфильм "Не будь таким злым, дядя" из серии "Сказки
новой России", который вреден для детей, так как настраивает их против людей
в милицейской форме*82 .

Статья 19. Спонсорство
Под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление
юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления
имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения
работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого)
на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый
- соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсор не вправе
вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Комментарий к статье 19

Примером рекламы спонсоров и их товаров может служить реклама, транслируемая
по телевидению во время игр "Поле чудес" и "КВН".
Спонсорство осуществляется на основании договора между спонсором и спонсируемым,
в котором определяются права и обязанности сторон.
Как отметил один из разработчиков Закона "О рекламе": "Мы впервые законодательно
легализуем спонсорство. Правда лишь в границах рекламной деятельности. В иную
спонсор вмешиваться не вправе"*83.
Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа
спонсора в глазах его потенциальных клиентов. Спонсорство само по себе является
рекламой, так как свидетельствует о том, что спонсор-рекламодатель заботится
не только о себе, но и о своих клиентах, об обществе в целом, вкладывая деньги
в различные проекты, организации культуры, искусства и другие, то есть в дела,
которые не связаны с его деятельностью.

Статья 20. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении
рекламы

1. При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты
несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта
не допускается:
дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним
несовершеннолетних;
внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей
или других лиц приобрести рекламируемые товары;
привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или
иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними,
а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;
размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающих
несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних.
При этом в случае, если результаты использования товара показаны или описаны,
реклама должна давать информацию о том, что реально достижимо для несовершеннолетних
той возрастной группы, для которой предназначен товар;
создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления
о стоимости (цене) товара для несовершеннолетних, в частности путем применения
слов "только", "всего" и тому подобных, а также путем прямого или косвенного
указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.
2. Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних
в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних,
не допускается.

Комментарий к статье 20

Следует отметить, что защита несовершеннолетних при производстве, размещении
и распространении рекламы осуществляется не только комментируемой статьей,
но и другими статьями Закона "О рекламе". Об этом шла речь, например, в комментарии
к статье 8 о неэтичной рекламе. Согласно пункту 1 статьи 16 реклама алкогольных
напитков, табака и табачных изделий не должна обращаться непосредственно к
несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте
до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних
и лиц в возрасте до 21 года.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>