<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

По поводу использования образов несовершеннолетних в рекламе, указанной
в пункте 2 настоящей статьи, в "Российской газете" за 27 января 1996 г. появилась
статья А. Подымова, в которой утверждается, что образы несовершеннолетних
можно использовать в рекламе товаров, "основными потребителями" которых являются
дети. Думается, что такое толкование Закона является неправильным, так как
в нем предусмотрена возможность использования образов несовершеннолетних в
рекламе товаров предназначенных только для несовершеннолетних.
В разъяснении ГАК от 22 августа 1996 г. N НФ/3667 отмечено: "Несмотря
на то что Федеральный закон "О рекламе" не содержит перечня товаров, основными
потребителями которых являются несовершеннолетние, к таким товарам, очевидно,
не следует относить товары, которые явно не предназначены для употребления
несовершеннолетними. Например, алкогольные напитки, табак и табачные изделия,
автомобили (за исключением устройств для детей в автомобилях), финансовые
услуги (кроме договоров банковского вклада, которые можно самостоятельно заключить
с 14 лет), хозяйственные приборы и инструменты, требующие специальных технических
знаний и навыков, и т.п. Общим критерием отнесения товаров к детским является
использование этих товаров непосредственно ребенком, направленность их для
потребностей несовершеннолетнего".
В упомянутой выше статье Г. Надимова содержатся следующие предложения
по совершенствованию правовой защиты несовершеннолетних при производстве,
размещении и распространении рекламы:
1. Рекламу "Киндер-сюрприз" сопроводить предостережением родителей о
том, что пластмассовый сюрприз в шоколадном яйце может оказаться у ребенка
в неподходящем месте. Думается, что таким предостережением родителей следовало
бы сопровождать и рекламу некоторых игрушек и игр для детей.
2. Отфильтровать от рекламы некоторых продуктов питания призывы к детям
есть их на завтрак, обед и ужин, во сне и в промежутках между ним.
Вместе с тем необходимо принять меры, в основном воспитательного характера,
но и правового в том числе, для сокращения рекламы по радио и особенно по
телевидению. Исследования, проведенные профессором Владимиром Завьяловым,
свидетельствуют о развитии в психологии детей в возрасте от 7 до 11 лет в
результате передозировки рекламы зависимости от вещей и денег. Тем самым,
считает профессор, рекламой воспитывается личность потребителя, которая при
соответствующих обстоятельствах может быстро попасть в зависимость от наркотиков,
спиртного и никотина. В этом плане ученого особенно настораживает способ рекламы
лекарств и напитков ("Омский вестник", 1997, 10 июня).
3. Не поощрять в рекламе слишком большие покупки за счет преувеличения
легкости получения "джипов" и "вольво" и сообщать в рекламе срок окончания
розыгрыша, иначе это приведет к разорению детьми своих домашних и себя.
Думается, что указанные предложения разумны и должны быть учтены законодателем
при дополнении и изменении Закона "О рекламе".

Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей
и рекламораспространителей

Статья 21. Сроки хранения материалов, содержащих рекламу
Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны
хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые в
них последующие изменения, в течение года со дня последнего распространения
рекламы.

Комментарий к статье 21

Если применить аналогию, то срок хранения рекламного материала можно
было бы установить в два года. Именно такой максимальный срок установлен статьей
477 ГК РФ для предъявления покупателем требований, если на этот товар не был
установлен гарантийный срок или срок годности. Так что срок хранения рекламных
материалов, установленный комментируемой статьей, много меньше, чем он мог
бы быть установлен.
В то же время следует отметить, что Законом "О рекламе" не установлена
ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем
срока хранения рекламного материала. Не установлена такая ответственность
и другими нормативными актами. Между тем установление обязанности без установления
ответственности за невыполнение этой обязанности не способствует ее выполнению.
Об этом следовало бы подумать законодателю, по нашему мнению, при совершенствовании
законодательства о рекламе.

Статья 22. Предоставление рекламной информации для производства и распространения
рекламы
1. Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а
рекламодатель в этом случае обязан предоставлять документальные подтверждения
достоверности рекламной информации.
2. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе
соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний
обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны
требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной
копии.

Комментарий к статье 22

Необходимо обратить внимание на то, что если требовать от рекламодателей
предоставления документального подтверждения достоверности рекламной информации
является правом рекламопроизводителя и рекламораспространителя, то требовать
от рекламодателя предъявления лицензии или ее надлежаще заверенной копии является
обязанностью рекламопроизводителя и рекламораспространителя, за невыполнение
которой они могут быть привлечены к ответственности. Эта ответственность может
наступить, если будет установлено, что рекламопроизводитель и рекламораспространитель
не потребовали от рекламодателя соответствующей лицензии, несмотря на предписание
антимонопольного органа о прекращении нарушения своей обязанности об истребовании
такой лицензии. В этом случае ответственность наступает на основании пункта
3 статьи 31 Закона "О рекламе". Иначе привлечь к ответственности рекламопроизводителя
и рекламораспространителя за нарушение пункта 2 статьи 22 Закона "О рекламе"
нельзя, так как в настоящее время такая ответственность не установлена ни
этим законом, ни иным нормативным актом.

Статья 23. Обязанность рекламопроизводителя информировать рекламодателя
об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению законодательства Российской
Федерации о рекламе
Рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя
о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может
привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение
рекламопроизводителя, не изменит свое требование (требования) к рекламе, либо
не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтверждение
достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не
устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей,
рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и
потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 23

В этой статье содержится целый ряд понятий, который должен быть уточнен
в договоре на производство рекламы или раскрывается в Гражданском кодексе
Российской Федерации. К таким понятиям относятся понятия "своевременное" и
"обоснованное". Они должны быть уточнены в договоре на производство рекламы.
Понятие "убытки" определяется в статье 15 ГК. "Под убытками, -говорится
в этой статье, - понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело
или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или
повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые
это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его
право не было нарушено (упущенная выгода)". Договором на производство рекламы
может быть предусмотрено частичное возмещение убытков.

Статья 24. Предоставление информации органам исполнительной власти
Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны
по требованию федеральных органов исполнительной власти (их территориальных
органов), на которые возложен контроль за соблюдением законодательства Российской
Федерации о рекламе, в установленный срок предоставлять достоверные документы,
объяснения в устной или письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную
информацию, необходимую для осуществления предусмотренных настоящим Федеральным
законом полномочий.

Комментарий к статье 24

Представлять указанные выше материалы рекламодатели, рекламопроизводители
и рекламораспространители обязаны и по требованию прокурора на основании статьи
22 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции
Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"*84.

Статья 25. Публичное предложение о заключении договора в рекламе
1. Последствия признания рекламы приглашением делать оферты либо публичной
офертой (публичное предложение о заключении договора в рекламе) определяются
в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Рекламодатель обязан указать срок действия как рекламы, выступающей
в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе сообщается хотя бы одно
из существенных условий, так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты.
3. Если рекламодатель уклоняется от заключения договора после получения
в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта,
это лицо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованиями о заключении
договора и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя
от заключения договора.

Комментарий к статье 25

Согласно статье 437 ГК РФ реклама рассматривается как приглашение делать
оферты, если в ней не указано иное. Реклама, содержащая все существенные условия
договора, из которой усматривается воля рекламодателя заключить договор на
указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, признается публичной
офертой. О рекламе как о публичной оферте говорится в статье 494 ГК РФ, посвященной
розничной купле-продаже. "Предложение товара в его рекламе, - говорится в
этой статье, - ...признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если
оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи".
Как указано в статье 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете
договора, условия, которые названы в Законе или иных правовых актах существенными
или необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно
которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение*85.

Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области
рекламы

Статья 26. Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному
контролю в области рекламы
1. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет
в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы):
предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими
и физическими лицами;
направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;
направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации
о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении
или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида
деятельности;
направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по
подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела по признакам преступлений в области рекламы.
2. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе
предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного
круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями
и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе
и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
3. При предъявлении исков в суды, арбитражные суды федеральный антимонопольный
орган и его территориальные органы освобождаются от уплаты государственной
пошлины.
4. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии
с законодательством Российской Федерации осуществлять в пределах своей компетенции
функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции,
вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями
соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

Комментарий к статье 26

Следует отметить, что помимо антимонопольных органов, государственный
контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Касаясь полномочий антимонопольных органов в области рекламы, в частности
их права направлять в правоохранительные органы материалы по признакам преступлений
в области рекламы, следует обратить внимание на статью 182 нового Уголовного
кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 г., предусматривающую
уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. "Использование в рекламе
заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также
их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности
и причинившее значительный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот
до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными
работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом
на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет".
Из приведенного определения заведомо ложной рекламы видно, что оно шире, чем
ее определение в статье 9 Закона "О рекламе". Реклама может быть заведомо
ложной на основании Закона "О рекламе" и не содержать состава преступления,
предусмотренного статьей 182 УК РФ.
В силу изложенного представляется неправильным заявление зам. председателя
Московской городской Думы Александра Крутова при обсуждении поправок к Закону
"О рекламе" о том, что в настоящее время все вопросы, связанные с разрешением
конфликтов в сфере рекламы, отнесены к ведению Антимонопольного комитета и
игнорируются судебные органы, которые "работают быстрее". Во-первых, такое
заявление противоречит комментируемой статье, которая наделяет судебные органы
определенной компетенцией по разрешению конфликтов в сфере рекламной деятельности.
Во-вторых, заявление А. Крутова противоречит статье 28 Закона "О рекаме",
наделяющей правами по разрешению конфликтных ситуаций органы саморегулирования
в области рекламы, а также другим статьям Закона, например статье 31. В-третьих,
заявление А. Крутова свидетельствует о его недостаточной информированности
о работе судов г. Москвы и других регионов страны, которые в настоящее время
рассматривают гражданские (и не только гражданские) дела в течение многих
месяцев по разным причинам, в том числе в связи с отсутствием в стране органа,
который на законном основании мог бы потребовать от них рассмотрения дел в
установленные законами сроки и привлекал бы к ответственности виновных в нарушении
сроков рассмотрения дел. Органы же Государственного антимонопольного комитета
Российской Федерации в соответствии с действующим Положением обязательно рассматривают
споры в сфере рекламной деятельности на позднее четырех месяцев со дня обращения
к ним заинтересованных лиц.
В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено право антимонопольных
органов заключить с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями
соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики. На первый
взгляд кажется, что такие соглашения не нужны, так как главное -соблюдение
законодательства о рекламе. На самом же деле такие соглашения приносят немалую
пользу их сторонам. Так, в соответствии с рекомендациями межведомственной
комиссии по контролю за рекламной деятельностью, созданной в Рязанской области,
антимонопольное управление и ассоциация работников печати этой области заключили
соглашение о соблюдении правил и обычаев рекламной практики со средствами
массовой информации области. Соглашение предусматривает обязательства антимонопольного
управления и ассоциации работников печати доводить до средств массовой информации
результаты мониторинга рекламной деятельности, обеспечивать их нормативно-методическими
материалами, осуществлять обучение и консультации работников рекламных отделов
и т.п. В свою очередь средства массовой информации принимают обязательства
по предупреждению появления в их изданиях или в эфире ненадлежащей рекламы.
К соглашению присоединились десять рекламораспространителей, и выразили намерение
присоединиться к соглашению несколько рекламных агентств. По мнению начальника
рязанского территориального управления ГАК, соглашение позволит отсеять значительную
часть ненадлежащей рекламы, обусловленную незнанием законодательства*86.
На упомянутой выше II Международной конференции "Конкурентная политика
в условиях переходной экономики" предлагалось дополнить полномочия антимонопольных
органов правом выдать предписания о снятии ненадлежащей рекламы без возбуждения
дела*87. Думается, что предложение является разумным.
Кроме мер, указанных в комментируемой статье и применяемых антимонопольными
органами, к нарушителям законодательства о рекламе, некоторые меры, не предусмотренные
этим законодательством, применяются Правительством России. Так, распоряжением
Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1994 г. N 1410-р*88 была
приостановлена реклама АО "МММ" в государственных средствах массовой информации
"в целях недопущения дезинформации населения, а также принимая во внимание
обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о том, что увеличивающийся
объем рекламы АО "МММ" создает дополнительную социальную напряженность в обществе
и препятствует скорейшему расследованию уголовного дела в отношении президента
названного АО".
В целях усиления контроля за соблюдением законодательства о рекламе в
некоторых антимонопольных органах введен специальный "реестр недобросовестных
рекламодателей", который регулярно печатается в прессе.

Статья 27. Право доступа к информации
1. Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных
органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю
за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе имеют право
беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам
рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
2. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные лицами, указанными
в пункте 1 настоящей статьи, разглашению не подлежат.
В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные
убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным
органом) в порядке, установленном законодательством.
3. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, допускаются в организации,
осуществляющие деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих
государственную тайну, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

Комментарий к статье 27

Беспрепятственный доступ ко всем документам и другим материалам рекламодателей,
рекламопроизводителей и рекламораспространителей, кроме сотрудников антимонопольных
органов имеют и другие органы государства, в частности прокурор на основании
статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, установлен
постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35*89.
Закон Российской Федерации "О государственной тайне" был принят Верховным
Советом Российской Федерации 21 июля 1993 г.*90

Статья 28. Права органов саморегулирования в области рекламы
1. Органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации
(объединения), ассоциации и союзы юридических лиц:
привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе
проектов законов и иных нормативных правовых актов;
проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия
требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие
рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;
привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными
органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской
Федерации о рекламе;
направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные
органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской
Федерации о рекламе.
2. Органы саморегулирования в области рекламы вправе предъявлять в установленном
прядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том
числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав,
предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей
рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение
суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства
массовой информации или иным способом в установленный им срок.

Комментарий к статье 28

О деятельности органов саморегулирования в области рекламы мы уже частично
говорили в комментарии к статье 26, когда речь шла о профилактике правонарушений
законодательства о рекламе.
Понятие "саморегулирование в области рекламы" было дано на заседании
Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г., на котором рассматривался
вопрос о состоянии и перспективах саморегулирования рекламы в России. "Саморегулирование
рекламы, - говорится в пресс-релизе Совета об этом заседании от 15 ноября
1996 г., - представляет собой взаимодействие основных участников рекламного
процесса - рекламодателей, рекламистов и СМИ - с целью выработки единых "правил
игры", осуждения порочной практики в бизнесе и эффективного взаимодействия
с представителями общественности, потребителей, органов государственной власти.
Саморегулирование позволяет решать спорные вопросы в досудебном порядке, создает
климат доверия и открытости, благоприятный как для рекламного сообщества,
так и для потребителей. В основе механизмов саморегулирования лежат согласованные
этические нормы, примером которых является Международный кодекс рекламной
деятельности (Кодекс МТП)". "Cаморегулирование рекламы - это один из способов
повышения качества рекламной продукции и устранения плохой рекламы", - говорится
в "Материалах к заседанию Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г.".
В то время как законодательные механизмы являются консервативными и неповоротливыми,
говорится в тех же "Материалах", система саморегулирования продемонстрировала
во многих странах возможность своевременно, гибко и с меньшими затратами регулировать
отношения внутри рекламного сообщества и обеспечивать его взаимодействие с
общественностью, потребителями и государством. Более того, в отличие от законодательства,
саморегулирование предполагает добровольное следование не только букве, но
и духу своих принципов".
В настоящее время в России существует целый ряд органов саморегулирования
в области рекламы. К наиболее известным относятся Комитет по рекламе Торгово-промышленной
палаты России, Российская ассоциация рекламодателей, Ассоциация рекламных
агентств России. 5 октября 1995 г. впервые в России был зарегистрирован Общественный
совет по рекламе.
Основными задачами этого Совета, как указано в "Вестнике Общественного
совета по рекламе"*91, являются:
- организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями,
распространителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными
органами;
- предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной
сфере;
- разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий
для развития механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование
цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке;
- содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие
интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы;
- создание условий для профессионального общения и обслуживания совместных
программ деятельности членов Совета, других заинтересованных организаций;
- развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными
организациями как в России, так и за рубежом;
- организация и проведение мероприятий (конференций, симпозиумов, семинаров,
конкурсов и т.д.), направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса,
поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе;
- содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного
бизнеса, защиты авторских прав и интересов членов Совета;
- проведение независимой экспертизы рекламной продукции.
В Попечительский совет Общественного совета по рекламе входят представители
Торгово-промышленной палаты РФ, Российской ассоциации рекламных агентов, Союза
журналистов России, Фонда поддержки рекламопроизводителей, Международной конфедерации
общества потребителей, Ассоциации главных редакторов и издателей, Ассоциации
работников рекламы, Международной академии информатизации. Основной задачей
Попечительского совета является всемерное содействие Общественному совету
по рекламе, создание материальных, финансовых и организационных условий его
деятельности.
Органы саморегулирования в области рекламы созданы в ряде городов России.
Так, в Новосибирске создан городской совет рекламы. В Омске создана Ассоциация
рекламного искусства. Совет саморегулирования в сфере рекламы образован в
Мурманской области.
К сожалению, деятельность всех этих организаций по реализации Закона
"О рекламе" очень мало освещается средствами массовой информации. Распоряжением
от 2 сентября 1994 г. N 1409-р Правительством Российской Федерации предложено
ГАК России, ФСТР России при участии Роскомпечати рассмотреть вопрос о целесообразности
создания межведомственного совета по рекламе и внести согласованные предложения
в Правительство Российской Федерации*92. Никаких публикаций о создании такого
Совета не было.

Глава V. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу

Статья 29. Контрреклама
1. В случае установления факта нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный
федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>