<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Российской Федерации", Федеральный закон "О рекламе". (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1056).
*3 См.: "Конкурент", 1995, N 1, с. 8.
*4 См.: Н. Фонарева. Почаще советуйтесь с юристами. / "Экономика и жизнь",
1996, N 29/; О деятельности ГКАП России в 1996 г. /"Экономика и жизнь", 1997,
N 4/.
*5 См.: К.И. Назаркина. Законодательство о рекламе как способ обеспечения
добросовестной конкуренции (опыт работы Мурманского ТУ ГКАП России). ( Собрание
тезисов участников II Международной конференции "Конкурентная политика в условиях
переходной экономики" 17 - 20 февраля 1997 г. ч. III, М., ГКАП России, с.
28.)
*6 См.: Раздел "Защита потребителей от недобросовестной рекламы", глава
III Государственного доклада "Защита прав потребителей в Российской Федерации
в 1994 году" (М., 1995, с. 71 - 81), подготовленного ГКАП на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 г. N 287 "О порядке разработки
и распространения ежегодного государственного доклада по вопросам защиты прав
потребителей". (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации,
1994, N 15, ст. 1184). "Государственный контроль за соблюдением правил добросовестной
конкуренции при распространении рекламы, - говорится в указанном выше государственном
докладе, - является важнейшей составной частью потребительской политики" (с.
71).
*7 Общественный совет по рекламе и рабочая группа Государственной Думы,
рассматривающие поправки к Закону "О рекламе" предлагают расширить цели этого
Закона и дополнить абзац второй п. 1 ст. 1 после слов "... конкуренции в области
рекламы..." следующими словами: "...защита интересов российских субъектов
рекламной деятельности в период становления национального рекламного бизнеса...".
*8 Следует отметить, что К. Топьев в статье о ненадлежащей рекламе ошибочно
ссылается на ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" как на норму, запрещающую ненадлежащую рекламу
как особую форму недобросовестной конкуренции. Он не учел изменение, внесенное
в ст. 10 указанного Закона Федеральным законом от 25 мая 1995 г., на который
он сам ссылается в сноске 7 своей статьи (см.: К. Топьев. Ненадлежащая реклама:
законодательные запреты и ограничения. - "Хозяйство и право", 1996, N 1, с.
59 - 60).
*9 О понятии "индивидуальный предприниматель" см. статью 23 Гражданского
кодекса Российской Федерации (в дальнейшем - ГК).
*10 Пункт 3 статьи 1 комментируемого Закона, где об этом говорится, противоречит
пункту 1 этой статьи и статье 3, так как Закон "О рекламе" регулирует отношения,
возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы,
а не отношения по производству, размещению и распространению рекламы.
*11 Отсутствие закона о политической рекламе не означает полного отсутствия
правового регулирования в этой области рекламной деятельности. В качестве
примера такого регулирования можно привести ту часть Инструкции Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации "О порядке предоставления эфирного
времени кандидатам на должность Президента Российской Федерации", в которой
содержатся ограничения для рекламных передач кандидатов. В настоящее время
в Государственной Думе ведется работа над проектом закона о политической рекламе.
*12 Понятие "предпринимательская деятельность" содержится в пункте 1
статьи 2 ГК.
*13 "Российская газета", 1994, 5 мая, 1 июня.
*14 Слово "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" ("выкрикивать")
и употребляется в значении информации о товарах и услугах с целью оповещения
потребителей и создания спроса на эти товары и услуги и в значении распространения
сведений о ком-нибудь (чем-нибудь) с целью создания популярности.
*15 См., напр.: п. 4.1. "Понятие рекламы". -- Инструкции о порядке применения
Положения о местных налогах и сборах на территории г. Омска, утвержденной
решением Омского городского совета от 18.10.95 г. N 102 ("Бюллетень Омского
городского Совета", 1995, N 2, с. 213).
*16 См.: Булат Калмантаев. Налог на дым. - "Российская газета", 1996,
12 марта.
*17 В учебных пособиях по рекламе прямая почтовая реклама относится к
одному из видов рекламы. Существует даже "Ассоциация прямой почтовой рекламы"
(см.: Т.К. Серегина, Л.М. Титкова. Реклама в бизнесе. Учебное пособие. Информационно-внедренческий
центр. "Маркетинг". М., 1996, с. 42 -45; Э.Е. Старобинский. Самоучитель по
рекламе. - Библиотека журнала "Управление персоналом", М., 1996, с. 39 - 46.
*18 Необходимо отметить, что наша точка зрения по поводу необязательности
указания рекламодателя в рекламной информации не является бесспорной. Вот
мнение по этому поводу С.Е. Накушнова - начальника Ульяновского теруправления
ГАК России: "Реклама призвана формировать интерес к производителям и продавцам
товаров, работ, услуг, их идеям и начинаниям и способствовать реализации этих
товаров, работ, услуг, идей и начинаний. Другими словами, чем больше в рекламе
будет приведено необходимой и достоверной информации о самом рекламодателе
и реализуемых им товарах, тем больше у потребителя будет доводов приобретать
рекламируемые товары. Практика отдельных рекламодателей указывать в рекламе
свое наименование загадочным словом "организация" с приведением номера телефона
или только один номер телефона не способствует целям рекламной компании и
не удовлетворяет запрос потребителей в части предоставления информации о продавце
и реализуемых им товарах" (Сборник тезисов участников II Международной конференции
"Конкурентная политика в условиях переходной экономики" 17 - 20 февраля 1997
г. М., ГКАП России, ч. III, с. 24).
*19 См., напр.: И.А. Гольман, Н.С. Добробабенко. Практика рекламы. -
"Интербук", Новосибирск, 1994, с. 15.
*20 См.: Все о рекламе. Сборник законодательных и нормативных актов.
Выпуск N 1. М., 1995, с. 10, 12, 38, 40, 44.
*21 Cм. статью 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"" и Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях". - "Российская газета" 1996, 16
января.
*22 О том, что витрины являются рекламой, указано, например, в Приложении
N 1 к постановлению Правительства Москвы от 30 августа 1994 г. N 732 "О мерах
по укреплению материально-технической базы производства элементов городского
оформления и дизайна". - Все о рекламе..., с. 38, 40, 42.
*23 См. статью 25 Закона "О рекламе", статьи 437 и 494 ГК РФ.
*24 См. п.2 статьи 8 Закона "О рекламе" и статью 152 ГК РФ.
*25 "Российская газета", 1996, 17 января.
*26 "Коммерческие вести", 1989, N 12, с. 35 - 37; N 13, с. 13 - 31; Применение
правил кодекса специальных видов рекламы некоторых товаров и услуг, адресованных
конечному потребителю, и рекламных объявлений о них". - Э.Е. Старобинский.
Самоучитель по рекламе. Библиотека журнала "Управление персоналом", М., 1996,
с. 169 - 172.
*27 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации,
1993, N 51, ст. 4936; 1995, N 1, ст. 46; 1996, N 7, ст. 679.
*28 См.: Ведомости Законодательного собрания Омской области, 1996, N
2, ст. 237, с. 238.
*29 "Российская газета", 1997, 18 марта.
*30 Необходимо отметить еще одну неточность в постановлении Конституционного
Суда. Ссылаясь в пункте 2 описательной части постановления на пункты 3, 4
и 5 Закона "О рекламе", он отмечает при этом, что "Закон направлен на регулирование
правовых отношений..." Между тем, любой закон направлен на регулирование не
правовых, а общественных отношений. М., "Советская энциклопедия", 1970, с.
451.
*31 Видимо, Государственная Дума также пользуется Общеправовым классификатором
отраслей законодательства, так как проект Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Закон "О рекламе"" готовится Комитетом по культуре
Государственной Думы. Ведь именно к законодательству о культуре относил законодательство
о рекламе в течение ряда лет Общеправовой классификатор.
*32 См. раздел III Закона Российской Федерации "Об авторском праве и
смежных правах".
*33 "Омская правда", 1997, 19 февраля.
*34 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300.
*35 См.:"Российская газета", 1994, 29 июня.
*36 См.:"О недавнем. Реклама - двигатель... Чего и куда?" -- "Омская
правда", 1997, 19 февраля.
*37 См.:"Российская газета", 1996, 8 августа.
*38 См.: "Российская газета", 1997, 10 января. См. также постановление
Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 869 "О внесении изменений и дополнений
в Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую
Федерацию, информации на русском языке" -Собрание законодательства РФ, 1997,
N 29, ст. 3532.
*39 См.:"Хозяйство и право", 1996, N 1, с. 169-171.
*40 См.:"Российская газета", 1996, 18 мая.
*41 Подробный перечень товаров и услуг, подлежащих сертификации, приведен
в "Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в
Российской Федерации", утвержденной постановлением Коллегии Госстандарта России
от 31 марта 1994 г. N 8. Изменения и дополнения к этой "Номенклатуре..." утверждены
Коллегией Госстандарта России от 10 октября 1994 г. (протокол N 23) и введены
в действие с 1 апреля 1995 г.
*42 Т.Н.Ткачева. Формы недобросовестной конкуренции. - Сборник тезисов...,
ч. III, 1997, с. 22.
*43 См.: там же, с. 25.
*44 Там же, с. 2.
*45 См.: "Российская газета", 1996, 18 мая.
*47 См.: Сборник тезисов..., ч. III, с. 23 - 24.
*48 "Известия", 1997, 1 августа.
*49 См.:"Конкурент", 1995, N 1, с. 31 - 32.
*50 См.:"Коммерческие вести", 1996, 24 января.
*51 См.: "Экономика и жизнь", N 34, август 1996.
*52 О судебной практике по делам о защите чести, достоинства и деловой
репутации см. постановление N 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении
судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации
граждан и юридических лиц" в редакции постановлений Пленума Верховного Суда
Российской Федерации N 11 от 21.12.1993 г. и N 6 от 25.04.1995 г. - "Бюллетень
Верховного Суда Российской Федерации", 1992, N 11; 1995, N 7. См.: также постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые
вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" -- "Бюллетень
Верховного Суда Российской Федерации", 1995, N 3 с. 11; "Хозяйство и право",
1995, N 11, с. 94 - 99; А.Л. Анисимов. Честь, достоинство, деловая репутация:
гражданско-правовая защита. - "Юристъ", М., 1995; "Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации", 1994, N 1, с. 6 - 16; "Закон", 1995, N 10, с. 102 -
105; "Хозяйство и право", 1996, N 11, с. 104 - 108; "Хозяйство и право", 1995,
N 1, с. 152 - 158.
*53 Н.Е. Фонарева, ук. статья, с. 2.
*54 См.: "Российская газета", 1996, 18 мая.
*55 См.:"Известия", 1995, 27 сентября.
*56 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.
170.
*57 См. статью 47 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов
Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации". - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2398.
*58 См.: "Российская газета", 1995, 30 июня.
*59 См.:"Новое обозрение", 1997,15 января.
*60 "Российская газета", 1997, 10 января.
*61 См.: "Аргументы и факты", N 2 - 3, 1994, январь.
*62 Понятие "полоса отвода железных дорог" см. в статье 2 Федерального
закона от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте". -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3505.
*63 Т.К.Серегина, Л.М.Титкова. Указ. соч., с. 47.
*64 "Экономика и жизнь", N 29, июнь 1996.
*65 См., напр.: Т.К.Серегина, Л.М.Титкова. Указ. соч., с. 46.
*66 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1372.
*67 Несмотря на то что "Временные требования...", утвержденные главным
государственным инспектором РФ 6 сентября 1995 г., не должны применяться,
поскольку не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, они тем не менее
приводятся в качестве действующих в литературе о рекламе (см., например, книгу
"Реклама предприятия. Правовое регулирование. М., "Приор", 1996, с. 19-30).
*68 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 592.
*69 Следует отметить, что этот запрет касается только газет и журналов
и не относится к другим периодическим печатным изданиям, перечисленным в статье
2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", то есть к
альманахам, бюллетеням, иным изданиям, имеющим постоянное название, текущий
номер и выходящих в свет не реже одного раза в год. Тем более запрет не касается
рекламы на первой и последней страницах и обложках книг, рекламных буклетов
и других изданий, не являющихся газетами или журналами.
*70 "Известия", 1996, 15 октября.
*71 Вестник Общественного совета по рекламе. М., октябрь, 1996, с. 11-12.
*72 Там же, с. 6.
*73 "Российская газета", 1996, 25 апреля.
*74 "Экономика и жизнь", N 29, июль 1996.
*75 "Российская газета", 1996, 18 мая;
*76 "Российская газета", 1994, 11 мая. "Известия", 1996, 5 июня.
*77 "Конкурент", 1995, N 1, с. 9.
*78 См.: М. Бергер, В. Коренев. Панама, Панама-2, Панама-3. -"Известия",
1993, N 63, 203, 207; А. Михайлов. Ваучер собрался в столицу. - "Омская правда",
1993, 20 октября; Ю. Вольдман. А если "МММ" не сделает ваш ваучер золотым.
- "Омская правда", 1993, 9 ноября; С. Никитин, О. Плахотникова. Чековая инвестиционная
лапша. - "Российская газета", 1993, 13 ноября; Отчего ваш ваучер может стать
золотым. 197 Известия", 1993, 20 ноября; Фонды - о себе, мы - о фондах. "Юридический
вестник", 1993, N 25 (51).
*79 См.: из материалов парламентских слушаний "Проблемы защиты прав инвесторов"
- "Омский вестник", 1997, 29 июля.
*80 Понятие "цели благотворительной деятельности" см. в ст. 1 Федерального
закона от 1 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях" - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33,
ст. 3340.
*81 Понятие "благотворительная деятельность" см. там же.
*82 "Омская правда", 1996, 18 декабря.
*83 "Российская газета", 1995, 30 июня.
*84 "Российская газета", 1995, 25 ноября.
*85 О нарушении статьи 25 Закона "О рекламе" см.: "Российская газета",
1996, 18 мая; "Известия", 1996, 5 июня. См. также о применении статьи 25:
Н.Фонарева.
*86 Сборник тезисов ..., часть III, с. 22.
*87 Там же, с. 29.
*88 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 20, ст. 2297.
*89 Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1992, N 1-2, ст. 7.
*90 "Российская газета", 1993, 21 сентября. См. там же: постановление
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении
Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным
степеням секретности" - "Российская газета", 1995, 14 сентября; Указ Президента
Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений,
отнесенных к государственной тайне" - "Российская газета", 1995, 27 декабря.
*91 "Вестник Общественного совета по рекламе", М., октябрь 1996, с. 22.
*92 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 20, ст. 2296.
*93 "Известия", 1995, 1 июля.
*94 О том, что под словами "приостанавливать деятельность" имеется в
виду полная, а не частичная приостановка деятельности организаций, свидетельствует
пункт 25 статьи 11 Закона РСФСР "О милиции" с дополнениями, внесенными в этот
пункт статей 4 Закона Российской Федерации от 1 июля 1993 г. "О внесении изменений
и дополнений в законодательные акты Российской Федрации в связи с упорядочением
ответственности за незаконную торговлю". - "Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1991, N 16, ст. 503; 1993, N 32, ст. 1231.
*96 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации,
1996, N 3, с. 18.
*97 "Российская газета", 1995, 11 июля.
*98 "Российская газета", 1996, 7 сентября.
*99 "Конкурент", 1996, N 2, с. 7.
*100 "Российская газета", 1996, 5 октября.
*101 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,
1991, N 16, ст. 499.
*102 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 22, ст.
1977.
*103 "Российская газета", 1995, 25 ноября.
*104 См. комментарий к пункту 1 ст. 16.

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ