стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах"

Автор

А.А. Ялбулганов - проф., д.ю.н.


Комментарий законодательства "О природоресурсных платежах"

Оглавление

Введение
Часть 1. Плата за землю
Часть 2. Плата за воду
Часть 3. Плата за лесные ресурсы

Введение

Сегодня отношения в области установления и взимания природоресурсных
платежей регулируются конституцией РФ (статьи 57, 75, 104), федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ,
актами органов местного самоуправления, инструкциями Министерства по налогам
и сборам России и др.
Так, новый федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" устанавливает,
что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы
за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим законом,
определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы
в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих
веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные
водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение
отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом,
электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую
среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных
ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за
водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата,
направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными
ресурсами плата взимается в двух основных формах - лесные подати и арендная
плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования:
за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных
ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство
минерально-сырьевой базы.
Под природопользованием понимается совокупность различных форм воздействия
на природную среду в процессе ее хозяйственного использования.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным. При рациональном
природопользовании осуществляется комплексное, экономически эффективное использование
ресурсов с соблюдением норм природоохранного законодательства. Нерациональное
природопользование приводит к загрязнению, истощению и деградации природных
систем.
Отношения по поводу землепользования, водопользования и лесопользования
регулируются соответственно Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Лесным
кодексом РФ путем установления правовых основ их использования и охраны. Согласно
ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Субъектами земельно-правовых отношений могут быть физические лица - граждане
РФ, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, государственные и
административно-территориальные образования, Российская Федерация, субъекты
РФ, органы государственной власти и управления.
Статья 6 Лесного кодекса РФ определяет предмет правового регулирования,
закрепляя понятие "объект лесных отношений".
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации
(далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса,
не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая
растительность.
Лесной фонд Российской Федерации является главным объектом лесных отношений,
составляющих предмет регулирования лесного кодекса. Лесной фонд (ст.7) образуют
все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных
пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью
(лесные земли и нелесные земли).
Участниками лесных отношений (ст.13) являются Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Лесопользователями (ст.17) являются граждане и юридические лица, которым
предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования
участками лесов, не входящих в лесной фонд.
В Водном кодексе РФ толкование терминов дается в статье 1. Важнейшими
из них при правовом регулировании водных отношений являются:
- воды - вся вода, находящаяся в водных объектах;
- водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее
рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;
- поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных
водных объектах;
- подземные воды - воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных
водных объектах;
- пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная
деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных
объектов;
- загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в
водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают
качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно
влияют на состояние дна и берегов водных объектов;
- водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены
права пользования водными объектами.
Природоресурсные платежи, несмотря на небольшую долю в общем объеме доходных
поступлений на федеральном уровне, выступают в качестве важного источника
формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
самоуправляющихся единиц.

Часть 1. Плата за землю

Раздел 1. Плата за землю в Российской Федерации
Раздел 2. Плательщики земельного налога
Раздел 3. Объекты обложения земельным налогом
Раздел 4. Порядок начисления и взимания земельного налога
Раздел 5. Льготы по взиманию платы за землю и порядок
их предоставления
Раздел 6. Порядок зачисления, централизации и использования
средств, поступивших от платы за землю
Раздел 7. Порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных
и уменьшенных при этом сумм налога
Раздел 8. Ответственность плательщиков
Раздел 9. Нормативная цена земли
Раздел 10. Арендная плата за землю

1. Плата за землю в Российской Федерации

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе РФ и несмотря
на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений,
он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы муниципальных
образований.
В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное
понятие - плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования.
Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями
от 14.02.92 г., 16.06.92 г., 9.08.94 г., 22.08.95 г., 27.12.95 г., 28.06.97
г., 18.11.97 г., 31.12.97 г., 21.07.98 г., 25.07.98 г., 29.12.98 г., с учетом
ФЗ РФ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" от
29 декабря 1998 года N 192-ФЗ провозгласил целью введения платы за землю стимулирование
рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия
почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях
разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах,
формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.(ст.2).
Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей,
уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на
землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами
и землепользователями, кроме арендаторов. Последние вносят арендную плату.
Нормативная цена земли, обозначенная в Законе РФ "О плате за землю" в
качестве третьей формы платы за землю, устанавливается для покупки и выкупа
земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Земельный налог в соответствии со ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года
N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" (с изм. и доп.)
относится к системе местных налогов. Налоговый кодекс РФ (часть 1) также относит
его к местным налогам и предусматривает, что при установлении местного налога
представительными органами муниципальных образований в нормативных правовых
актах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также формы
отчетности по данному местному налогу. Кроме того могут предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Правовую основу расчета платы за землю составляют нормативные правовые
акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним относятся
Закон "О плате за землю", указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, а также нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. Положения законов, указов Президента РФ и
постановлений Правительства РФ находят дальнейшее развитие в методических
указаниях и разъяснениях ведомств по вопросам платного природопользования.
Среди последних наиболее важное место занимает инструкция Министерства РФ
по налогам и сборам от 21 февраля 2000 N 56 "По применению Закона Российской
Федерации "О плате за землю".

2. Плательщики земельного налога

Статья 57 Конституции РФ гласит: "Каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы". Закон, устанавливая налоговую обязанность, должен четко определить
основные элементы учреждаемого налога. Если хотя бы один из основных элементов
оказался не определен или не установлен, сама обязанность платить налог считается
неучрежденной.
Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, учреждения
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том
числе международные неправительственные организации, предприятия с участием
иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане,
иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность,
владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог
за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство,
с момента его получения. Также плательщиками земельного налога являются индивидуальные
предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование
на территории России (по действующему законодательству к индивидуальным предпринимателям
относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также
частные нотариусы, частные охранники, частные детективы).
Таким образом, плательщиками земельного налога могут быть как индивидуальные,
так и коллективные субъекты.
Не являются плательщиками земельного налога организации, применяющие
согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Указанным законом
предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской
Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций
за отчетный период.
Государство ведет учет всех плательщиков земельного налога. Постановлением
Правительства РФ "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной
платы за землю" от 4 сентября 1995 г. N 876 (СЗ РФ, 1995, N 37, Ст.3623) на
районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено
обеспечение государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного
налога. Списки готовятся земкомами на основе данных государственного земельного
кадастра. Работы по составлению списков финансируются за счет средств, получаемых
от взимания самого земельного налога.
Порядок ведения списка плательщиков земельного налога разработан Роскомземом*(1)
и согласован с Государственной налоговой службой*(2). (письмом Роскомзема
от 24 октября 1995г. N 5-16/2066, в ред. письма Госкомзема РФ от 21.10.1999
г. N ВА-1090). В соответствии с этим правовым актом в списки включаются граждане
и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании
(исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных
в ведение органа местного самоуправления, кроме части земель лесного фонда,
земельных налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами
(лесных податей). В списки плательщиков земельного налога не включаются лица,
обладающие правом аренды на всех землях и правом пользования на землях частной
собственности.
Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодно составляемого
первичного списка, ежемесячно составляемых списков изменений.
Права и обязанности плательщиков земельного налога конкретизируются в
Законе РФ "О плате за землю" (ст.ст.4, 5, 6, 16). К основным обязанностям
отнесены: своевременная уплата налога, предоставление налоговым органам необходимых
для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, выполнение требований
налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах
и др. Кроме обязанностей, налогоплательщики имеют и права. К ним относятся,
в частности, право представлять документы, подтверждающие право на льготы
по налогам; пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке,
установленном законом. Кроме того, налогоплательщики имеют право знакомиться
с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым
органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок,
в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия
их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами (ст.ст.12,
13, 14 Закона РФ "О плате за землю").

3. Объекты обложения земельным налогом

Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных
участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные
юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним,
в частности, относятся:
- земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим
организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе
колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам,
обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям)
и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства
и подсобного сельского хозяйства;
- земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного
хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства,
огородничества и животноводства;
- земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства,
огородничества и животноводства;
- земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий,
учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного,
рыбного, охотничьего хозяйства;
- земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и
иных целей;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения, энергетики;
- земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также
за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
- земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
- земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной
площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые
строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также
санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены
в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося
в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный
налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося
в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося
в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог
начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные
угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов,
крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий,
если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика,
в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства,
полученные от реализации земли или ее части, и т.д. Земельный налог может
уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства
погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных
от реализации земли.

4. Порядок начисления и взимания земельного налога

Существенным элементом налога является ставка - размер налога на единицу
налогообложения.
Начисленную сумму налога юридические лица ежемесячно относят равными
частями на себестоимость продукции, а по землям, не связанным с основной деятельностью,
- на соответствующие источники финансирования.
В ст.3 Закона РФ "О плате за землю" устанавливается, что размер земельного
налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников
земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных
платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом "О плате
за землю" от 11 октября 1991 г. Ежегодно ставки земельного налога изменялись:
- Законом РФ "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 г." (Вед.
СНД и ВС РФ, 1992, Ст.1979) - были повышены в 2 раза;
- Законом РФ (СЗ РФ, 1997, N 9, Ст.1012) "О республиканском бюджете Российской
Федерации на 1993 г." - повышены в 7 раз;
- Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ (СЗ
РФ, 1994, N 16, Ст.1860) "О плате за землю" от 9 августа 1994 г. утверждены
новые средние размеры земельного налога с 1 га пашни и доли централизации
налога и арендной платы в бюджет и в 50 раз увеличены средние ставки земельного
налога в городах и других населенных пунктах, а также пересмотрены льготы
по плате за землю;
- согласно Закону РФ "О федеральном бюджете на 1994 г." ставки налога
за земли сельскохозяйственного назначения применяются с коэффициентом 50;
- Постановлением Правительства РФ N 562 установлено, что в 1995 г. ставки
земельного налога, действовавшие и 1994 г., применяются с коэффициентом 2
для земель городов и поселков и с коэффициентом 1,5 - за земли сельскохозяйственного
назначения;
- Постановлением N 378 Правительство РФ обязало в 1996 г. повысить ставки
земельного налога по землям всех категорий в 1,5 раза;
- Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 г." (СЗ РФ, 1997,
N 9, Ст.1012) повысил ставки земельного налога в 2 раза по отношению к ставкам,
действовавшим в 1996 г.
- Указом Президента РФ от 18.07.98 N 854 "Об индексации ставок земельного
налога" земельный налог будет взиматься в двух кратном размере за земельные
участки, не используемые или используемые не по целевому назначению. Кроме
того, этим Указом вводятся индексации действующих ставок земельного налога:
с коэффициентом 2 для земельных участков в границах городской (поселковой)
черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами;
с коэффициентом 4 для земельных участков прочих категорий земель. Вводятся
индексации ставок земельного налога с 1 сентября 1998г.
- Федеральный закон "О ставках земельного налога в 1998 году" сохраняет
до 1 января 1999 года размер ставок земельного налога по всем категориям земель,
установленных на 1997 год.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.1999
N 36-ФЗ (в ред. от 02.01.2000 г.) установлено, что ставки земельного налога,
действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель,
за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным
организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для
ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства,
сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999
N 227-ФЗ (в ред. от 25.12.2000 г.) установлено, что ставки земельного налога
и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех
категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000
N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие
в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом от 14.12.2001 года N 163-ФЗ "Об индексации ставок
земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы,
действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2.
Законом РФ "О плате за землю" разрешено применение повышающих коэффициентов
к землям определенных категорий.
К ним относят:
- курортные зоны: зоны отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга (Закон
Московской области "О плате за землю в Московской области" фактически приравнял
всю территорию области к курортной зоне, установив на всей ее территории применение
повышающего коэффициента), курорты Приморского края, Кавказских Минеральных
Вод, Черноморского побережья России, Калининградское взморье и др. курортные
районы;
- земли городов - столиц республик в составе РФ, краевых и областных
центров в зависимости от численности населения.
Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик)
земельного участка:
1) категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда,
населенных пунктов и т.д.);
2) местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость
к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры
и т.д.);
3) размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода
земли).
Поскольку каждый из трех параметров оказывает влияние на размер налогового
обязательства, налоговое законодательство должно устанавливать количественно
выраженную связь между перечисленными характеристиками предмета земельного
налога и величиной налоговой ставки.
Нечеткое определение подобных отношений создает благоприятную почву для
налогового и административного произвола со стороны властных государственных
структур (государственных налоговых инспекций, комитетов по земельным ресурсам
и землеустройству).
Выполнение требования четкости и количественной объективности при определении
ставки земельного налога напрямую зависит от законодательных полномочий субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного
целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв,
городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Такая дифференциация
ставок земельного налога позволяет говорить о тарифе ставок земельного налога.
Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются
по видам угодий - пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.
При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной
пашне, а также участкам закрытого грунта (парники, теплицы). По другим сельскохозяйственным
угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации об
оценке этих угодий.
Следует обратить внимание на то, что в Законе РСФСР "О плате за землю"
для субъектов Российской Федерации установлены (приложение 1) средние ставки
земельного налога, т.е. ставки-ориентиры, опираясь на которые, а также учитывая
кадастровые оценки угодий, органы законодательной (исполнительной) власти
субъектов Федерации устанавливают и утверждают ставки земельного налога по
группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Они
же устанавливают и минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни.
Подобные решения могут оформляться принятием соответствующего локального закона
либо постановления законодательного (представительного) органа. Так, например,
источником права, устанавливающим тариф ставок земельного налога в Вологодской
области, является постановление законодательного собрания Вологодской области
"О ставках земельного налога".
Устанавливая ставки земельного налога, субъект Федерации наделяется правом
вводить корректирующие коэффициенты, с помощью которых учитывается фактор
местонахождения земельного участка.
Ставки, которые установлены субъектами Федерации из расчета средних ставок,
систематизированных в приложении 1 к Закону РФ "О плате за землю", распространяются
не на все земли сельскохозяйственного назначения. Особый порядок установления
ставок земельного налога предусмотрен ст.6 Закона в отношении участков в границах
сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам и используемых
ими в целях иных, чем ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, огородничество,
животноводство, сенокошение и выпас скота. Ставка земельного налога на такие
участки, вместо прежних пяти рублей за квадратный метр, с 1997 года в соответствии
с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. "О федеральном бюджете на 1997
год" установлена в размере 30 рублей (без учета деноминации) за квадратный
метр. Отметим, что указанная ставка может быть увеличена, но не более чем
вдвое. Такое увеличение размера ставки связывается с местонахождением участка

стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>