<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нужд - как сумму произведения фактического объема забора воды для водоснабжения
населения, включая и сверхлимитный забор воды, на установленную Федеральным
законом "О плате за пользование водными объектами" ставку платы в размере
не свыше 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров забранной воды и произведения
фактических объемов забора воды для других нужд и сброса сточных вод на установленные
законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации
ставки платы для категорий плательщиков;
- остальных плательщиков - как произведение фактического объема забора
и (или) фактического объема сброса сточных вод на установленную законом субъекта
Российской Федерации ставку платы.
При заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов
сумма платы определяется как сумма произведения фактических объемов забора
воды и (или) сброса сточных вод в пределах установленных лимитов на установленные
законом субъекта Российской Федерации ставки платы и произведения разницы
между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными
лимитами на увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных
льгот.
Сумма платы за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов
определяется как произведение фактических показателей соответствующего вида
пользования водным объектом на установленные законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации ставки платы.
Учитывая, что при использовании акватории водных объектов для лесосплава
ставка платы устанавливается на каждые 100 километров сплава, сумма платы
определяется как произведение объема сплавляемой древесины на установленную
законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации
ставку платы и на расстояние сплава леса, деленного на 100.
Для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение
объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий,
сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных
и иных работ, ставки платы устанавливаются в тысячах рублей в год за один
квадратный километр площади использования акватории водных объектов. Сумма
платы определяется как произведение площади акватории используемых водных
объектов на соответствующую ставку платы. Внесение платы производится равными
долями каждый отчетный период (календарный квартал), независимо от количества
месяцев использования акватории водных объектов.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения)
сумма платы для таких плательщиков определяется как сумма произведений фактических
объемов по каждому виду пользования водными объектами на увеличенные в пять
раз ставки платы по категориям плательщиков, установленные законом субъекта
Российской Федерации.
Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения)
для водопользователей производится специально уполномоченными государственными
органами управления использованием и охраной водного фонда по каждому водному
объекту, виду водопользования, использования забираемых вод. До получения
в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование (установления
лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использования забираемых
вод) и представления их водопользователями налоговым органам весь объем водопользования
рассматривается как безлицензионный.
Расчет сверхлимитного пользования водными объектами (при заборе и (или)
сбросе воды) производится исходя из фактического объема водопользования и
установленных месячных (годовых) лимитов.
Исчисление платы за пользование водными объектами в целях забора воды
производится организациями и предпринимателями, имеющими водозабор на водном
объекте.
Объем воды, забранной из поверхностных водных объектов, определяется
на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых водопользователем
в журнале первичного учета использования воды по состоянию на 1 число каждого
месяца. На предприятиях, не имеющих водоизмерительных приборов, объем забранной
воды по согласованию с территориальным органом МПР России временно, до установления
приборов, может определяться как объем установленных лимитов водоснабжения,
а также на основании учета времени работы технологического оборудования, объема
выпускаемой продукции и норм водопотребления, по времени работы и производительности
насосов или по суммарному расходу электроэнергии, либо другими косвенными
методами.
В случаях, когда водопользователь осуществляет забор воды не только для
удовлетворения собственных нужд, но и для передачи другим водопотребителям,
он вносит плату за весь объем, включая воду, переданную своим абонентам.
Объем сброса сточных вод, стоков животноводческих комплексов и ферм,
рудничных и шахтных вод, сбросов из рыбоводных прудов, дренажных вод оросительных
и осушительных систем и других видов стоков определяется на основании показаний
измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного
учета. При отсутствии измерительных приборов объем сточных вод и стоков определяется
по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, по расходу электроэнергии
или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами
МПР России.
При сбросе в водный объект сточных вод плательщик вносит плату за весь
объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые
в систему канализации от других абонентов.
В случае сброса дренажных, шахтных и карьерных вод для подтверждения
их качества (объемов вод, концентрация вредных веществ в которых превышает
(не превышает) концентрацию таких веществ в водоприемнике) плательщику необходимо
не реже одного раза в отчетный период представлять в налоговый орган документы
о качестве указанных сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике.
Для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций или
сплав леса объем произведенной электроэнергии или сплавляемой древесины определяется
по данным первичного учета.
По плательщикам, использующим акваторию водных объектов, площадь используемой
акватории водного объекта определяется по данным лицензии (договора) и материалам
проектной документации или другими методами, определяемыми органами, осуществляющими
лицензирование пользования водными объектами.
Суммы платы за пользование водными объектами включаются в себестоимость
продукции (работ, услуг).
Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится
не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те
же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации
налоговую декларацию с приложением расчетов по каждому виду использования
забираемых вод при условии установления в связи с этим по ним разных ставок
платы, а по месту пользования водными объектами - копии налоговой декларации.
Учет поступлений платы за пользование водными объектами по каждому водопользователю
- плательщику ведется отдельно на карточках лицевых счетов по уровням бюджетов.
Карточки лицевых счетов ведутся налоговыми органами по месту регистрации плательщика
и месту пользования водными объектами.
При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух
или более субъектов Российской Федерации, часть суммы платы, направляемой
в бюджет субъекта Российской Федерации, вносится в бюджет субъекта Российской
Федерации по месту государственной регистрации плательщика с последующим их
распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории
которых осуществляется водопользование (на территории которых находятся такие
водные объекты). При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего
субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между
субъектами Российской Федерации или соглашением между законодательными (исполнительными)
органами власти субъектов Российской Федерации.
Сумма платы зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории
которого находятся водные объекты.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или
ее части, поступающей в их бюджеты.

Часть 3. Плата за лесные ресурсы

Раздел 1. Лесные подати
Раздел 2. Ставки и размеры лесных податей, порядок и условия
их взимания
Раздел 3. Арендная плата
Раздел 4. Сроки внесения лесных податей
Раздел 5. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
Раздел 6. Распределение и использование средств, получаемых
при взимании платежей за пользование лесным фондом.
Финансирование лесного хозяйства

В Лесном кодексе претерпели изменения система платежей за пользование
лесным фондом, а также порядок их начисления и распределения полученных средств.
В настоящее время платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных
податей и арендной платы. Из системы платежей за пользование лесным фондом
исключены специальные отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации Правительство Российской
Федерации устанавливает не только систему платежей за пользование лесным фондом,
условия и порядок их взимания, но и минимальные ставки платы за древесину,
отпускаемую на корню.
Введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации потребовало
внесения изменений и дополнений, а также принятия новых нормативных правовых
актов конкретизирующих вопросы платежей за пользование лесным фондом.
Исходя из этого Правительство Российской Федерации своим распоряжением
от 14 марта 1997 г. N 353-р** утвердило План подготовки проектов нормативных
актов, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации. Федеральным
органом исполнительной власти поручалось в 3-х месячный срок привести ведомственные
нормативные правовые акты в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации
(далее - ЛК РФ).
В рамках этого плана Правительством РФ были приняты ряд постановлений:
1. Постановление Правительства РФ от 18.02.98 N 224 "Об утверждении Положения
о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование".
2. Постановление Правительства РФ от 24.03.98 N 345 "Об утверждении Положения
об аренде участков лесного фонда".
3. Постановление Правительства РФ от 01.06.98 N 551 "Об утверждении Правил
отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации".
4. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N 127 " О минимальных
ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".
Федеральной службой лесного хозяйства был издан приказ от 11.08.97 N
99 "Об утверждении положения о порядке проведения лесных аукционов".
Важную роль играют и правовые акты, принятые органами исполнительной
власти. В их числе следует назвать Письмо Госналогслужбы РФ N В3-6-04/182,
Минфина РФ N 22н от 06.03.97 "О порядке применения раздела V "Платежи за пользование
лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства" Лесного
кодекса Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ".
В соответствии в ЛК РФ платными являются виды пользования лесным фондом,
которые требуют оформления в установленном порядке. Исключения из этого правила
устанавливаются в ч.6 и 7 ст.103, ч.3 ст.104 ЛК РФ.
Согласно ст.86 ЛК РФ не является платным пребывание граждан в лесах для
отдыха, сбора для личных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других
пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных мероприятиях, так как такого рода лесопользование
не требует какого-либо разрешения.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации
от 18.02.98 N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного
фонда в безвозмездное пользование", такого рода территории предоставляются
в безвозмездное пользование субъектами РФ по предоставлению территориальных
подразделений федерального органа управления лесным хозяйством (далее - лесхоз)
сроком до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов
лесопользования.
В соответствии с требованиями лесного и гражданского законодательства
в договоре безвозмездного пользования участков лесного фонда указываются:
- стороны договора;
- границы участка лесного фонда;
- срок договора;
- виды и объемы лесопользования;
- права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участков
лесного фонда и воспроизводству лесов и другие условия.
Лесопользователь имеет право приступить к осуществлению лесопользований,
предусмотренных договором безвозмездного пользования, со дня государственной
регистрации договора и выдачи лесопользователю лесорубочного и (или) лесного
билета.

1. Лесные подати

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Сумма лесных податей
составляет основную долю лесного дохода. Лесные подати являются платой, взимаемой
за пользование лесными ресурсами. К ним относятся:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых,
сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев
и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других
пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор
мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием,
так и без изъятия лесных ресурсов.
Все эти платежи в совокупности и составляют лесные подати.
В свою очередь лесной доход включает в себя кроме суммы лесных податей
и суммы, полученные от продажи древесины и лесопродукции, оставленной (бесхозной)
в лесу лесозаготовителями после истечения сроков их заготовки и вывозки, а
также от продажи изъятой у лесонарушителей древесины и лесопродукции; суммы,
полученные от продажи жилых, производственных и хозяйственных построек, оставленных
лесозаготовителями после окончания срока проведения лесозаготовительных мероприятий
и установленного срока нахождения их в лесу; пени за несоблюдение установленных
сроков внесения платежей за пользование лесным фондом.
Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом,
за исключением арендаторов, а также лиц, которым предоставлены льготы по их
уплате.
Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема
добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения
работ или предоставления услуг. Форма внесения лесных податей определяется
в разрешительном документе по каждому объекту пользования.

2. Ставки и размеры лесных податей, порядок
и условия их взимания

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного
фонда.
Пользование лесными ресурсами на определенном участке лесного фонда может
быть комплексным или обособленно отдельным их видам, а также разовым и периодическим.
Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу
продукции (ресурса), получаемой при пользовании лесным фондом, или за единицу
эксплуатируемой площади лесного фонда (ставки по га). Ставки лесных податей
согласно ст.103 ЛК РФ устанавливаются за единицу лесного ресурса по отдельным
видам пользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Например, при заготовке валежной древесины ставки подати устанавливаются за
кубометр разрешенный к отпуску древесины, а при выделении в пользование земельного
участка для производства сельскохозяйственных культур или заготовки сена -
за единицу площади.
Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок,
которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи
с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат
на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии,
сумм износа основных средств, начисляемого по нормам амортизационных отчислений
на их полное восстановление.
Кроме того, минимальные ставки лесных податей используются при организации
лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче лесного фонда в аренду и
при иных формах организации лесопользования.
Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню,
согласно ЛК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках
платы за древесину, отпускаемую на корню" утверждаются минимальные ставки
платы за древесину, отпускаемую на корню, согласно приложению. Они состоят
из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных
по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород,
дифференцированных по лесотаксовым поясам.
Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород,
деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам, а также
в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).
Деловая древесина подразделяется на крупную, среднюю и мелкую. К крупной
древесине всех лесных пород относятся отрезки ствола диаметром (в верхнем
торце, без коры) свыше 25 см и более, к средней - диаметром от 13 см до 24
см, к мелкой от 3 см до 12 см. Таксы на деловую и дровяную древесину липы
установлены без коры, на дровяную древесину остальных лесных пород - в коре.
Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе
древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне
склона до 20 градусов.
Леса по лесотаксовым разрядам распределяются субъектами РФ по представлению
лесхозов.
Определение лесотаксового разряда квартала (урочища) осуществляется исходя
из расстояния от центра квартала до погрузочного пункта древесины. Так, до
10 км - 1 разряд, от 10,1 км до 25 км - 2 разряд, от 25,1 км до 40 км - 3
разряд, от 40,1 км до 60 км - 4 разряд, от 60,1 км до 80 км - 5 разряд, от
80,1 км до 100 км - 6 разряд от 100,1 км и более - 7 разряд.
В ряде случаев действующие минимальные ставки снижаются:
- на 20 процентов при проведении выборочных рубок главного пользования;
- на 40 процентов при отпуске древесины в насаждениях, поврежденных пожаром,
вредителями или болезнями леса, в которых более 30 процентам деревьев (по
запасу древесины) угрожает усыхание в ближайшие 2-3 года;
- на 50 процентов при отпуске древесины в насаждениях, в которых более
30 процентов деревьев (по запаху древесины) повреждено в результате ветровала
и бурелома.
В тех случаях, когда отпуск древесины на корню производится по минимальным
ставкам с применением скидок и надбавок, окончательная величина минимальной
ставки округляется до 100 рублей за 1 плотный куб.метр древесины.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (ред. 12.03.2002)
"О Федеральном бюджете на 2002 год" минимальные ставки платы за древесину,
отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с
коэффициентом 1,12. Также в 2002 году средства, поступающие за счет отчислений
лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую
на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного
фонда, зачисляются в доходы федерального бюджета.

3. Арендная плата

Арендная плата определяется ст.105 ЛК РФ. При аренде участков лесного
фонда арендаторы вносят арендную плату. Размеры, порядок, условия и сроки
внесения арендной платы определяются договором аренды участка лесного фонда
в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
Участок лесного фонда может предоставляться в аренду за плату на срок
от 1 до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Арендная плата взимается за те же виды лесопользования, что и лесные
подати. Исключение составляет пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских
целей, которое не предусмотрено действующим правовым актом об аренде участков
лесного фонда. Не допускается аренда участков лесного фонда на территориях
государственных природных заповедников.
Величина арендной платы, также как и размер лесных податей, зависит от
местоположения арендуемого участка лесного фонда, качества и количества лесных
ресурсов. Согласно договору аренды, арендная плата может включать ряд дополнительных
показателей, таких, как дополнительные затраты лесопользователя на расширенное
воспроизводство изымаемого лесного ресурса.
В то же время, арендную плату не следует рассматривать как дополнительные
или обособленные взносы к лесным податям.
Арендная плата слагается из податей и рентных платежей по местоположению.
При отпуске древесины на корню рента по местоположению определяется по шкале
рентных надбавок к таксам на деловую древесину в рублях за 1 куб.м с дифференциацией
этой ставки по удаленности лесосечного фонда и величине ликвидного запаса
древесины на корню на одном гектаре лесосеки. При передаче лесных ресурсов
в разовое или периодическое пользование с оплатой по ставкам лесных податей
без заключения договора об аренде учитывается вся перечисленная совокупность
элементов платежа.
Арендная плата взимается при длительном пользовании участками лесного
фонда. Она устанавливается на основе ставок лесных податей.
Ставка арендной платы подлежит периодическому пересмотру. Определяется
эта периодичность в зависимости от темпов изменения минимальных ставок лесных
податей на соответствующие лесосырьевые ресурсы, установленных лицензией сроков
внесения арендной платы, характера использования участка (сезонное или постоянное).
Решение о порядке изменения ставок арендной платы должно быть отражено в каждом
конкретном случае в договоре.
При передаче участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставки
арендной платы устанавливаются исходя из фактического качества охотничьих
угодий, сдаваемых в аренду.
Арендная плата за участки лесного фонда, переданные в аренду для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей, рассчитывается исходя из ожидаемых расходов
арендатора и нормальной для этого вида деятельности рентабельности.
Лесной кодекс РФ впервые дает арендатору право на бесплатное проведение
рубок промежуточного пользования с присвоением себе заготовленной древесины.

4. Сроки внесения лесных податей

Плата за древесину вносится лесопользователями непосредственно в банки
или учреждения Министерства связи Российской Федерации.
Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются
Госналогслужбой РФ в зависимости от объемов, предоставленных в пользование
ресурсов и иных условий. Порядок внесения лесных податей при пользовании иными
лесными ресурсами устанавливается органами власти субъектов РФ.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью вносится в доход
бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие
сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15
сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. Принятые сроки уплаты за
древесину, отпускаемую на корню, относятся к сырорастущей древесине, на право
рубки которой выписывается лесорубочный билет.
За древесину, отпускаемую по ордерам на мелкий отпуск древесины на корню
или валежной, платеж вносится в доход бюджета всеми лесозаготовителями полностью
при получении в лесхозах или лесничествах ордеров. При отпуске древесины на
корню по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 куб.м плата за древесину
по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью при выписке лесорубочного
билета.

5. Льготы по платежам за пользование лесным фондом

Льготы по платежам за пользование лесным фондом могут предоставляться
лесопользователям районными (городскими) органами власти в зависимости от
конкретных условий и целевого использования участков лесного фонда, а также
финансового положения лесопользователей.
В лицензии предусматриваются также льготы арендатору по строящимся предприятиям
по заготовке и переработке лесопродукции на вновь осваиваемой территории в
течение нормативного срока ввода в действие производственных мощностей и другие
льготы, устанавливаемые соглашением между арендатором и арендодателем в зависимости
от конкретных условий.
В Лесном кодексе РФ установлен конкретный перечень физических и юридических
лиц, которые освобождаются от платежей за пользование лесным фондом для собственных
нужд:
- участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых
законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой
Отечественной войны;
- инвалиды I и II групп;
- пенсионеры, проживающие в сельской местности;
- лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
- вынужденные переселенцы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- представители коренных малочисленных народов.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено
право устанавливать нормативы объемов лесопользования для собственных нужд.
Государственными органами субъектов Российской Федерации практикуется
также установление предельных нормативов заготовки для побочного пользования
лесом: грибов, ягод, орехов, лекарственных растений. В ряде субъектов Федерации
установление этих нормативов производится ежегодно в зависимости от текущего
урожая этих продуктов.

6. Распределение и использование средств,
получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом.
Финансирование лесного хозяйства

Лесной кодекс РФ предусматривает распределение части лесных податей и
арендной платы между федеральным бюджетом (60%) и бюджетом субъекта Российской
Федерации (40%).
Согласно ст.106 ЛС РФ в субъектах Российской Федерации, в которых расчетная
лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров,
часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за
древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>