<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления. Отказ в приеме на работу в
счет установленной квоты лицам, указанным выше, запрещается и может быть обжалован
ими в суд.
Для повышения стабильности трудовых отношений несовершеннолетних законодательством
предусмотрено, что расторжение трудового договора (контракта) с работником
моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка
увольнения, о чем мы говорили выше, допускается только с согласия государственной
инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних
(ст. 183 КЗоТ РФ). Допускается возможность увольнения подростков в исключительных
случаях по основаниям, указанным в п. 1, 2 и 6 ст. 33 КЗоТ РФ; вместе с тем
ст. 183 КЗоТ РФ содержит требование об обязательном последующем их трудоустройстве.
Увольнение несовершеннолетних без согласия комиссии по делам несовершеннолетних
и государственной инспекции труда субъекта РФ влечет за собой не только восстановление
уволенного на работе с оплатой вынужденного прогула, но и привлечение должностных
лиц, виновных в незаконном увольнении, к материальной ответственности за ущерб,
причиненный предприятию в связи с оплатой подростку времени вынужденного прогула.
По установившейся практике предприятия информируют комиссию по делам
несовершеннолетних также о случаях подачи работниками моложе 18 лет заявлений,
содержащих предупреждение администрации об их желании оставить работу. Это
позволяет комиссии обеспечить контроль за судьбой несовершеннолетних.
Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О повышении социальных гарантий для
трудящихся" установлена минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого
отпуска для всех трудящихся - не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную
рабочую неделю (четыре календарных недели) (Ведомости РСФСР. 1991, N 17. Ст.
506, 507.). Это положение введено в действие с 1 января 1992 г. Работник,
уходящий в отпуск после 1 января 1992 г., имеет право на отпуск продолжительностью
не менее 24 рабочих дней независимо от того, за какой рабочий год он его использует,
что указано в п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения
в действие Закона от 19 апреля 1991 г "О повышении социальных гарантий для
трудящихся".
Таким образом, начиная с 1 января 1992 г. вся система оплачиваемых трудовых
отпусков в РФ опирается на минимальный четырехнедельный отпуск. Это положение
распространяется на работников всех предприятий независимо от их формы собственности,
а также на трудящихся, занятых обслуживанием отдельных граждан (няни, шоферы,
секретари и т.п.).
Работникам моложе 18 лет предоставляются удлиненные отпуска - не менее
31 календарного дня. Отпуск может быть использован в любое удобное для них
время. Если в период отпуска были праздничные нерабочие дни, отпуск должен
быть продлен. Допустим, работник, не достигший 18 лет, ушел в отпуск с 21
апреля. По общему правилу он должен был выйти на работу 22 мая, то есть через
31 день. Однако в этом периоде было три праздничных дня - 1, 2 и 9 мая. Следовательно,
работник выйдет на работу не 22 мая, а 26 мая, через 34 дня.
Не обязательно, чтобы на день ухода в отпуск работнику было менее 18
лет. Важно, за какой рабочий год (12 месяцев) он использует отпуск. Рабочий
год, в отличие от календарного (с 1 января по 31 декабря) исчисляется не с
января, а с даты поступления на работу в данную организацию, а последующие
- со дня, следующего за этим года. Так, если работник начал трудиться в данной
организации с 15 сентября 1994 г., то его первый рабочий год истекает 14 сентября
1995 г. Второй рабочий год наступает с 15 сентября 1995 г. и истекает 14 сентября
1995 г. Второй рабочий год наступает с 15 сентября 1995 г. и истекает 14 сентября
1996 г., и т.д.
Если, например, работник уйдет в отпуск с 1 июня 1998 г. за рабочий год
с 15 сентября 1996 г. по 14 сентября 1997 г., то несмотря на то, что в мае
1998 г. ему исполнилось 18 лет, он все равно получит отпуск продолжительностью
не менее 31 рабочего дня, так как в тот рабочий год, за который он использует
отпуск, он был несовершеннолетним. В тех случаях, когда в течение рабочего
года, за который работник получает отпуск, ему исполнилось 18 лет, ему полагается
отпуск из расчета не менее 31 календарного дня (по два рабочих дня за каждый
проработанный месяц), а за остальное время - в размере, установленном для
занимаемой несовершеннолетним должности или профессии. Несовершеннолетним
рабочим и служащим дополнительные отпуска предоставляются сверх их удлиненного
ежегодного отпуска.

§ 3. Охрана труда инвалидов

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности
или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься
трудовой деятельностью.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" в целях создания системы профессиональной реабилитации
и обеспечения занятости инвалидов, а также усиления их защищенности в этой
области намечен ряд мер, направленных на обеспечение указанных задач (СЗ РФ.
1995, N 48. Ст. 4563.). Признано целесообразным установление:
квоты для приема на работу инвалидов для предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности;
обязательной платы предприятий, учреждений и организаций независимо от
формы собственности в Государственный фонд занятости населения РФ при несоблюдении
ими квоты для приема на работу инвалидов;
порядка представления органам Государственной службы занятости населения
РФ предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности
сведений, необходимых для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации
и обеспечению занятости инвалидов;
лицензированной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо
от формы собственности по осуществлению профессиональной реабилитации и обеспечению
занятости инвалидов.
Рекомендовано:
разработать региональные целевые программы профессиональной реабилитации
и обеспечения занятости инвалидов;
принять меры по оздоровлению экономического и финансового состояния специализированных
предприятий, применяющих труд инвалидов, в целях предотвращения их банкротства,
а также по трудоустройству инвалидов, высвобождаемых с предприятий, признанных
банкротами;
проводить льготную финансово-кредитную политику, способствующую созданию
специализированных предприятий, учреждений и организаций, применяющих труд
инвалидов, а также предусматривать в бюджетах средства для финансирования
деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов; принять меры
по расширению надомного труда инвалидов;
выплачивать работодателям из местных бюджетов и иных источников компенсации
на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях,
в учреждениях и организациях труда инвалидов, применять другие меры стимулирования
их деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;
оказывать всемерную поддержку и помощь предприятиям, учреждениям и организациям,
взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации
и обеспечению занятости инвалидов;
проводить мероприятия по привлечению внебюджетных средств для финансирования
деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов.
Трудоустройство работников, ставших инвалидами, осуществляет в соответствии
с заключениями МСЭ, как правило, администрация той организации, в период работы
на которой работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий
для продолжения деятельности инвалидов в той же организации администрация
обязана оказать им помощь в трудоустройстве в другой организации.
Рекомендации по трудоустройству инвалидов, направляемых в соответствии
с установленной квотой районными и городскими органами службы занятости и
органами социального обеспечения, являются обязательными для администрации
предприятий.
Рабочие места, где должны трудоустраиваться лица с ограниченной трудоспособностью,
определяются по результатам аттестации рабочих мест, которая проводится не
реже двух раз в течение пяти лет.
Государственная служба занятости населения РФ имеет право разрабатывать
и вносить на рассмотрение местных органов, органов государственной власти
предложения об установлении для работодателей минимального количества рабочих
мест (квоты) для инвалидов и других граждан, требующих особой социальной защиты
и испытывающих затруднения в трудоустройстве.
С учетом потребностей инвалидов и местных особенностей создаются специализированные
предприятия, цехи и участки для использования труда инвалидов.
В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской
Федерации" (в редакции от 20 апреля 1996 г. п. 2 ст. 5) (СЗ РФ. 1996, N 17.
Ст. 1915.) перечислены категории граждан, которые в вопросах занятости особо
нуждаются в социальной защите, поскольку больше других испытывают трудности
в поисках работы . К их числу прежде всего относятся инвалиды. Дополнительные
гарантии занятости для отдельных категорий населения определены в ст. 13 данного
Закона. В частности, в ней сказано, что государство обеспечивает дополнительные
гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности
в поисках работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия
занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций
(в том числе и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема
на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации,
а также путем организации обучения по специальным программам и иными мерами.
Рекомендации по квотированию рабочих мест в организациях для лиц, особо
нуждающихся в специальной защите, утверждены постановлением Минтруда РФ от
6 февраля 1995 г. (Бюлл. Минтруда РФ. 1995, N 3.)
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с
Федеральным законом от 24 ноября (ст. 21). Так, согласно данному Федеральному
закону организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
численность работников которых составляет 30 человек, квота для приема на
работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности
работников, но не менее 3%.
Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более
высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Согласно Закону "О квотировании рабочих мест в городе Москве", вступившему
в силу с 1 января 1998 г., в г. Москве предусматривается, как дополнение к
российскому законодательству, введение квотирования не только в организациях
с численностью сотрудников от 30 человек и выше, но и в тех, где численность
персонала меньше: в абсолютных единицах для организаций, среднесписочная численность
которых составляет от 15 до 100 человек, и в процентах к среднесписочной численности
работников организаций с численностью свыше 100 человек, без учета лиц, работающих
по совместительству. Условия установления квот в г. Москве для организаций
с численностью:
от 15 до 31 человека - одно рабочее место для инвалида или гражданина,
не достигшего 18 лет (по усмотрению работодателя);
от 31 до 100 человек - одно рабочее место для инвалида и одно рабочее
место для гражданина, не достигшего 18 лет, на каждые 30 работников;
свыше 100 человек - 3% для инвалидов и 1% для молодежи в возрасте до
18 лет.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на
работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере
за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный
фонд занятости населения РФ. Полученные средства расходуются целевым назначением
на создание рабочих мест для инвалидов (ст. 21 Федерального закона от 24 ноября
1995 г.).
По представлению Федеральной службы занятости Государственный фонд занятости
населения РФ перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной
квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных
предприятий (цехов, участков), применяющих их труд.
Порядок и размеры внесения работодателями упомянутой выше обязательной
платы устанавливаются Правительством РФ. Иными словами, работодатели, не выполнившие
своих обязательств по квотированию рабочих мест, полностью возмещают затраты
органов исполнительной власти по организации таких мест на других предприятиях
региона.
Местные органы государственной власти и управления оказывают необходимую
помощь инвалидам, работающим на дому, в предоставлении нежилых помещений для
работы, в приобретении сырья и в сбыте продукции.
Инвалидам, занятым на предприятиях, создаются необходимые условия труда
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Условия труда, в
том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность
ежегодного и дополнительного отпусков, устанавливаемые в коллективном или
индивидуальном трудовом договоре, не могут ухудшать положения или ограничивать
право инвалидов по сравнению с другими работниками.
Экспертиза длительной или постоянной утраты трудоспособности производится
бюро МСЭ, которое устанавливает степень утраты трудоспособности, группу и
причины инвалидности; определяет для инвалидов условия и виды труда, работы
и профессии, доступные им по состоянию здоровья; проверяет правильность использования
инвалидов на работе в соответствии с данными заключениями; содействует восстановлению
трудоспособности инвалидов. Заключения бюро МСЭ об условиях и характере труда
инвалидов являются обязательными для администрации предприятий (ст. 50 Основ
законодательства о здравоохранении).
Регулируя применение труда инвалидов, законодательство устанавливает,
что привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и в
ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такая работа
не запрещена медицинскими рекомендациями.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность
рабочего времени (не более 35 час.) в неделю с сохранением полной оплаты труда
(ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.). Инвалидам предоставляется
ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей
недели (ч. 5 ст. 23). Администрация обязана устанавливать им в соответствии
с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и другие льготные условия
труда (например по желанию инвалида устанавливать ему гибкий график работы
и т. д.).

Глава VI. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска лицам, работающим
во вредных условиях труда

Сокращение продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска
призвано компенсировать по мере возможности вредное влияние, которое оказывают
на организм работника особенности производства.

§ 1. Сокращенная продолжительность рабочего времени

Согласно ст. 42 КЗоТ РФ нормальная продолжительность рабочего времени
работников не может превышать 40 час. в неделю. Продолжительность рабочего
времени в неделю (40 час.) является наиболее общей мерой рабочего времени,
применяемого в условиях как пятидневной, так и шестидневной рабочей недели.
Для некоторых категорий работников, в частности для работников на работах
с вредными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего
времени - не более 36 час. в неделю. Сокращенное рабочее время не следует
смешивать с неполным рабочим временем (ст. 49 КЗоТ РФ).
Неполное рабочее время отличается от сокращенного. Сокращенное рабочее
время является полной мерой продолжительности труда, установленной законом
для определенных условий работы или категорий работников (ст. 43-45 КЗоТ РФ).
Неполное же рабочее время - лишь часть этой меры. Поэтому при неполном рабочем
времени или при сдельной заработной плате, труд оплачивается пропорционально
отработанному времени в зависимости от выработки.
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями
труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего
времени, утверждается в порядке, установленном законодательством.
Такой Список утвержден Госкомтрудом и ВЦСПС 25 октября 1974 г., с последующими
изменениями и дополнениями.
Список в основном составлен по производствам, работам и профессиям рабочих
и должностям других работников.
Порядок применения Списка определен Инструкцией, утвержденной 21 ноября
1975 г. постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС (приложена к Списку).
В Списке сокращенная продолжительность рабочего времени указана в рабочих
часах при шестидневной рабочей неделе. При пятидневной неделе для лиц, пользующихся
сокращенным рабочим днем в связи с вредными условиями труда, сохраняется установленная
продолжительность рабочего времени за неделю с соответствующим увеличением
продолжительности рабочей смены. Однако для лиц, имеющих право на сокращенный
шестичасовой рабочий день в связи с вредными условиями труда, продолжительность
ежедневной работы (смены), как правило, не должна превышать 7 часов. Рабочее
время у работников сокращается лишь в те дни, когда они заняты во вредных
условиях труда не менее половины рабочего дня, установленного согласно Списку.
При записи в Списке "постоянно занятый" или "постоянно работающий" рабочий
день сокращается лишь в те дни, когда работники фактически заняты во вредных
условиях труда в течение всего сокращенного рабочего дня.
Работникам, профессии и должности которых не включены в Список, но выполняющим
в отдельные дни работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными
условиями труда, предусмотренных в Списке, сокращенный рабочий день устанавливается
в эти дни той же продолжительности, что и работникам, постоянно занятым на
этой работе.
В тех случаях, когда работники в течение рабочего дня были заняты на
разных работах с вредными условиями труда, где установлен сокращенный рабочий
день различной продолжительности, и в общей сложности проработали на этих
участках более половины максимальной продолжительности сокращенного дня, их
рабочий день не должен превышать 6 час. (при шестидневке).
Работникам сторонних организаций (строительных, строительно-монтажных,
ремонтно-строительных, пусконаладочных и др.) и работникам вспомогательных
и подсобных цехов предприятия (механического, ремонтного, энергетического,
контрольно-измерительных приборов и автоматики и др.) в дни их работы в действующих
производствах, цехах и на участках с вредными условиями труда, где как для
основных работников, так и для ремонтного и обслуживающего персонала этих
производств, цехов и участков установлен сокращенный рабочий день, также устанавливается
сокращенный рабочий день.
В настоящее время Список и Инструкция по его применению сохраняют силу.
В то же время в соответствии со ст. 5 КЗоТ РФ администрация предприятия совместно
с советом трудового коллектива и соответствующим выборным профсоюзным органом
вправе за счет собственных средств устанавливать для отдельных категорий работников
сокращенное рабочее время. Основанием для такого сокращения являются материалы
аттестации рабочих мест. Сокращенное рабочее время для работников отдельных
профессий в связи с вредными условиями их труда может быть предусмотрено также
отраслевыми (тарифными) соглашениями. Таким образом, сокращенную продолжительность
рабочего времени в связи с вредными условиями труда могут иметь более широкие
контингенты работников, чем это предусмотрено Списком.

§ 2. Дополнительные отпуска за работу с вредными
условиями труда

Дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда предоставляются
согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями
труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный
рабочий день.
В Списке - 43 раздела, каждый из которых представляет отрасль промышленности
и укрупненный вид производства ("Горные работы", "Металлургическое производство",
"Химическое производство", "Металлообработка", "Текстильная и легкая промышленность"
и т.д.), 24 из них в свою очередь делятся на 279 подразделов, детализирующих
виды производства (например раздел "Текстильная и легкая промышленность" делится
на подразделы "Первичная обработка хлопка", "Шелковое и шелкомотальное производство",
"Ватное производство", "Трикотажное производство", "Валяльно-войлочное производство"
и т. п.). Последний, 43-й раздел Списка содержит перечень общих профессий
всех отраслей народного хозяйства.
Право на дополнительный отпуск имеют работники, профессия и должности
которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах
Списка независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти
производства и цехи.
Администрация самостоятельно или совместно с профсоюзным комитетом не
имеет права ограничивать Список и отказывать в дополнительном отпуске в связи
с вредными условиями труда тем, кто предусмотрен Списком.
С другой стороны, если ранее предприятия не имели права расширять круг
лиц, пользующихся дополнительными отпусками за работу с вредными условиями
труда, и увеличивать продолжительность этих отпусков по сравнению со Списком,
то теперь таких ограничений нет. Перечень работ, профессий и должностей с
вредными условиями труда и продолжительность дополнительного отпуска по каждой
из них могут приводиться в коллективном договоре (соглашении) (ст. 13 Федерального
закона от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", в редакции
от 24 ноября 1995 г.) (СЗ РФ. 1995, N 47. Ст. 4558.).
Дополнительный отпуск по общему правилу должен предоставляться только
тем работникам, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих
производствах и цехах.
В тех случаях когда профессия или должность включена в 18 раздел Списка
"Общие профессии всех отраслей народного хозяйства", дополнительный отпуск
предоставляется лицам, фактически занятым по указанным профессиям и должностям
независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства или промышленности,
на каком производстве они работают, если эти профессии и должности не предусмотрены
в других разделах или подразделах Списка.

Пример.
Согласно п. 92 раздела 18 "Общие профессии всех отраслей народного хозяйства"
машинист (кочегар) котельной, занятый обслуживанием паровых и водогрейных
котлов, работающих на твердом минеральном и торфяном топливе, при загрузке
вручную пользуется правом на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих
дней на предприятиях промышленности, строительства и транспорта. Если же машинист
(кочегар) котельной обслуживает жилые и административные дома и здания с центральным
отоплением, то дополнительный отпуск ему должен предоставляться не по разделу
18, а в соответствии с п. 1 подраздела "Жилищное хозяйство" раздела "Жилищно-коммунальное
хозяйство и бытовое обслуживание населения", т.е. он должен получать дополнительный
отпуск продолжительностью не 12, а 6 рабочих дней. (Если в коллективном договоре
(соглашении) не предусмотрено предоставление ему отпуска большей продолжительности).
Бригадирам, помощникам и подручным рабочим, профессии которых предусмотрены
в Списке, дополнительный отпуск предоставляется той же продолжительности,
что и рабочим соответствующих профессий.

Пример.
В разделе "Общие профессии всех отраслей народного хозяйства" предусмотрен
дополнительный отпуск продолжительностью 6 рабочих дней грузчику, постоянно
занятому на погрузочно-разгрузочных работах с пылящимися и другими токсическими
грузами. Следовательно, бригадиру грузчиков дополнительный отпуск должен предоставляться
той же продолжительности, что и грузчику, т.е. 6 рабочих дней.
В подразделе "Открытые горные работы эксплуатационных и строящихся карьеров,
а также горная шахтная поверхность и геологоразведка" раздела "Горные работы"
предусмотрен дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней машинисту
экскаватора. Помощнику машиниста также должен предоставляться дополнительный
отпуск 12 рабочих дней.
Какова же продолжительность отпусков за работу с вредными условиями труда?
Продолжительность дополнительного отпуска по различным профессиям с вредными
условиями труда установлена в Списке дифференцированно - от 6 до 36 рабочих
дней.
Дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском.
Полный дополнительный отпуск, согласно Списку, предоставляется рабочим, ИТР
и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах,
цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.
В стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска указанным
работникам, также включаются:
а) период временной нетрудоспособности;
б) время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами
легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других
работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью
или наличием детей в возрасте до года;
в) время выполнения государственных и общественных обязанностей.
При исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск за
работу во вредных условиях труда, количество полных месяцев работы в этих
условиях определяется путем деления суммарного количества дней этой работы
в течение года на среднемесячное число рабочих дней. При этом остаток дней,
составляющий меньше половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета
исключается, а остаток, составляющий половину и более этого количества, округляется
до полного месяца.
Если работник в рабочем году проработал в производствах, цехах, профессиях
и должностях, предусмотренных в Списке, менее 11 месяцев, то ему дополнительный
отпуск предоставляется пропорционально проработанному времени.
Работникам, постоянно занятым в производствах, цехах и на участках с
вредными условиями труда, дополнительный отпуск может быть представлен полностью
и до истечения 11 месяцев, если ежегодный (основной) отпуск предоставляется
авансом. В данном случае под термином "постоянно занятый" понимается любой
работник, имеющий право на отпуск в соответствии со Списком. Если согласно
Списку работник пользуется правом на дополнительный отпуск, когда он работал
во вредных условиях не менее половины рабочего дня, то и этот (а не только
работающий весь день) работник при указанных выше условиях может получить
отпуск авансом.
Если у работника право на ежегодный (основной) и право на дополнительный
отпуска возникают в различное время, отпуска предоставляются ему одновременно
и полностью. При этом стаж работы исчисляется раздельно как по ежегодному
(основному), так и по дополнительному отпускам.
Пример.
Рабочий в ноябре 1995 г. поступил на работу в производство с вредными
условиями, где установлен дополнительный отпуск 12 рабочих дней. В октябре
1996 г. ему был предоставлен отпуск общей продолжительностью 36 рабочих дней
(24 + 12). При составлении графика отпусков на 1997 г. этому рабочему предусмотрели
отпуск (за второй рабочий год) в июне 1997 г. Поскольку в данном случае ежегодный
(основной) отпуск предоставлен авансом, то и дополнительный отпуск, также
должен быть предоставлен авансом и полностью (несмотря на отсутствие в рабочем
году полных 11 месяцев).
Рабочий принят в отдел снабжения в августе 1996 г. В феврале 1997 г.
его перевели на работу с вредными условиями труда, где всем рабочим предоставляется
дополнительный отпуск 12 рабочих дней. При уходе в июле 1997 г. в отпуск (за
первый рабочий год) этому рабочему наряду с ежегодным (основным) отпуском

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>