<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

средств труда;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений
и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях
на производстве;
предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях
непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления
об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых
актов по охране труда;
обращаться в соответствующие органы с предложением о привлечении к ответственности
должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда,
сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением
условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств,
установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных,
обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными
материалами по охране труда за счет средств предприятия.
Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется
предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные
социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным
решением работодателя и представительных органов работников.
В приложении к Рекомендациям приведен образец удостоверения уполномоченного
(доверенного) лица по охране труда, в котором указано, что предъявитель удостоверения
имеет право проверять состояние охраны труда в подразделении и выдавать их
руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных
нарушений требований нормативных актов по охране труда.
Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового
коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии
нескольких профсоюзных, иных уполномоченных работниками представительных органов
каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры уполномоченных.
Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих
на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется
избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут
ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
До недавнего времени в ведении профсоюзов находились правовая и техническая
инспекции труда, выполнявшие функции государственного надзора. Инспекции труда
не являлись органами профсоюзов в собственном смысле, а были переданы в ведение
профсоюзов при слиянии и ВЦСПС в 1933 г. Находившиеся в ведении профсоюзов
инспекции имели государственно-властные полномочия, в том числе были вправе
налагать административные штрафы, приостанавливать работу машин, механизмов,
цехов, предприятий. После создания специализированного государственного органа
- Федеральной государственной инспекции труда при Минтруде РФ (Рострудинспекции
государственно-властные полномочия от инспекций труда при профсоюзах перешли
к этому органу, то есть возвращены государству, И это понятно. Ведь профсоюзы
- общественная организация, которая не должна выполнять функции государственных
органов и нести ответственность за их работу.
Профсоюзы и сегодня имеют у себя техническую и правовую инспекции, однако
функции их изменились. В настоящее время эти инспекции ныне - инструменты
общественного контроля.
Профессиональным союзам в лице их соответствующих органов (выборные органы
всех уровней, инспекции и т.д.) Федеральным законом от 17 июля 1999 г. предоставлено
право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и
других нормативных актов об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности
работников предприятия;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий
о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации
несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
предъявлять требования о приостановке работ в случаях угрозы жизни и
здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений
об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
осуществлять проверку условий и охраны труда, предусмотренных коллективными
договорами или соглашениями, проверять выполнение обязательств работодателей
по охране труда;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию
производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании проектов подзаконных нормативных
актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности
должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда,
сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением
законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов
и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно
проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные
для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных
нарушений требований охраны труда.
Таким образом, профсоюзы не наделены властными полномочиями по наложению
на должностных лиц штрафов за нарушение законодательных и иных нормативных
актов по охране труда.
Нормы законодательства об охране труда, регулирующие права профсоюзов
в этой области, следует, на наш взгляд, применять с учетом Федерального закона
от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(СЗ РФ. 1996, N 3. Ст. 148.), согласно п. 5 ст. 11 которого профсоюзные представители
вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают
члены соответствующих профсоюзов. Согласно Закону профсоюзный (общественный)
контроль за соблюдением правил охраны труда вправе осуществлять члены профсоюзов,
профсоюзные инспекторы труда и по охране труда, другие представители профсоюзов
на основе удостоверений, выдаваемых профсоюзами.
Вышестоящие профсоюзные органы могут контролировать соблюдение законодательства
об охране труда, если в организации имеются члены данного профсоюза. При этом
первичная профсоюзная организация может быть создана как на отдельном предприятии
(организации), так и объединять членов профсоюза нескольких предприятий. Объединенные
профсоюзные организации создаются в малочисленных предприятиях (организациях).
Это торговля, служба быта и др.
Здесь следует также отметить, что упомянутый Федеральный закон гарантирует
право профсоюзов на беспрепятственное и бесплатное получение информации по
социально-трудовым вопросам, в том числе и в области охраны труда, от работодателей,
их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов
местного самоуправления, что дает возможность профсоюзам правильно и предметно
планировать свою работу в области осуществления общественного контроля за
созданием здоровых и безопасных условий на производстве.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников,
профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе
потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно
обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. При
невыполнении работодателем требований по устранению нарушений, особенно в
случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровья работников, профсоюзные
органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя,
органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь
до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель,
должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.
Важную роль при контроле за соблюдением законодательства по охране труда
играет государственная экспертиза условий труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской
государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами
условий труда субъектов РФ.
Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается
Правительством РФ.
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за
условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу
и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений
об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с
результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным
основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации ли ее подразделения
при выявлении нарушения требований охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах,
при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов,
при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда
и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений
работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных
уполномоченных работниками представительных органов.
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют
право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать
организации всех организационно-правовых форм собственности, запрашивать и
безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы
условий труда документацию.

Глава VIII. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств
по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями,
трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей
органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии
с законодательством РФ.
За нарушения законодательства о труде и правил по охране труда виновные
должностные лица предприятий несут дисциплинарную, административную, уголовную,
материальную ответственность.
Нарушением трудовой дисциплины (дисциплинарным проступком) является противоправное,
виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых
обязанностей. Поскольку в трудовые обязанности должностных лиц организаций
входит обязанность обеспечить здоровые и безопасные условия труда (ст. 139
КЗоТ РФ), а в обязанность работников - соблюдать инструкции по охране труда,
устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях
и на строительных площадках (ст. 145), то неисполнение или неправильное, неполное,
некачественное исполнение данных обязанностей по вине нарушителя считается
нарушением трудовой дисциплины.
Дисциплинарная ответственность заключается в объявлении виновному одного
из видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 135 КЗоТ РФ: замечание,
выговор, строгий выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности,
уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных
категорий работников также и другие дисциплинарные взыскания.
Следует отметить, что органы надзора и контроля за соблюдением законодательства
об охране труда вправе ставить перед соответствующими органами вопрос (делать
представления) о привлечении нарушителей законодательства об охране труда
к дисциплинарной ответственности.
Административная ответственность за нарушение правил по охране труда
и безопасному ведению работ регулируется КоАП РСФСР. Привлечение к административной
ответственности - это применение к виновным должностным лицам (работодателям)
такой меры наказания, как денежный штраф.
Права органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства
о труде, по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности
предусмотрены положениями о соответствующих органах.
Административная ответственность лиц, представляющих работодателя, за
нарушения порядка ведения коллективных переговоров, связанных с подготовкой
проектов коллективного договора, соглашения, нарушение и невыполнение коллективного
договора, соглашения, непредставление информации, необходимой для коллективных
переговоров и осуществления контроля, наступает в порядке, предусмотренном
ст.25-27 Закона РФ о коллективных договорах и соглашениях, в редакции от 24
ноября 1995 г., а также ст. 41-1, 41-2, 41-3, 41-4 КоАП РСФСР.
Статья 210 КоАП РСФСР предусматривает, что государственная инспекция
труда рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных
ст. 41, 41-1-41-4 этого Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях
и налагать административные взыскания вправе:
руководители государственных инспекций труда за нарушения законодательства
РФ о труде и законодательства РФ об охране труда - штраф в размере до 100
минимальных размеров оплаты труда;
государственные инспекторы по охране труда за нарушения законодательства
РФ об охране труда - штраф в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда;
государственные правовые инспекторы труда за нарушения законодательства
РФ о труде - штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. утверждено Положение
о порядке использования административных штрафов, взыскиваемых органами Федеральной
инспекции труда за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда
(Бюлл. Минтруда РФ. 1996, N 9.). Согласно Положению суммы административных
штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда
в порядке и размерах, предусмотренных ст. 41 и 210 КоАП РСФСР, направляются
на бюджетный счет Минтруда РФ, средства которого подлежат использованию на
улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма
и профессиональных заболеваний.
Суммы административных штрафов, поступившие на счет Минтруда РФ, используются
на:
финансирование разработки норм и правил по охране труда, а также требований
к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам
здоровье и безопасные условия труда;
оснащение органов по охране труда, органов государственной экспертизы
условий труда, государственных инспекций труда приборами контроля производственной
среды, лабораторным оборудованием, нормативной документацией, оргтехникой;
подготовку должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,
руководителей и специалистов органов по охране труда и органов государственной
экспертизы условий труда, государственных инспекторов труда и государственных
инспекторов по охране труда по вопросам законодательства РФ о труде и об охране
труда;
проведение семинаров, совещаний, конференций и других мероприятий, направленных
на обеспечение соблюдения законодательства РФ о труде и об охране труда;
подготовку ежегодного национального доклада о состоянии условий и охраны
труда, об осуществлении надзорно-контрольной деятельности, а также предложений,
направленных на их совершенствование.
В соответствии с Положением от 13 августа 1996 г. и письмом Минфина РФ
от 23 сентября 1996 г. "Об открытии текущего счета" Минтруд РФ принял постановление
от 14 декабря 1996 г., согласно которому административные штрафы, взысканные
государственными инспекторами труда субъектов РФ с лиц, привлеченных за нарушение
законодательства РФ о труде и об охране труда к ответственности в соответствии
со ст. 41 и 210, перечисляются на счета, с которых осуществляется финансирование
государственных инспекций труда соответствующих субъекта (Бюлл. Минтруда РФ.
1997, N 2.).
Государственные инспекции труда ежеквартально не позднее 20 числа месяца
до окончания квартала из общей суммы штрафов, поступивших на их счета, перечисляют:
15% - в доход Государственного фонда борьбы с преступностью;
85% - на текущий счет Минтруда РФ.
Суммы административных штрафов, поступающие на счет Минтруда РФ, используются
в целях улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного
травматизма, профессиональных заболеваний и по другим направлениям, предусмотренным
Положением от 13 августа 1996 г. Использование указанны средств на другие
цели не допускается.
Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан
предусмотрена следующими нормами УК РФ:
ст. 143 - нарушение правил охраны труда;
ст. 145 - необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное
увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех
лет;
ст. 146 - нарушение авторских и смежных прав;
ст. 215 - нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных
или иных работ;
ст. 217 - нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах.
За ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей,
работники, по вине которых он причинен, несут материальную ответственность
(ст. 118-123 КЗоТ РФ).
Возмещению подлежит лишь прямой действительный ущерб при наличии вины
работника, его противоправного поведения, причинной связи между таким поведением
и возникшим ущербом. Эти общие принципиальные положения относятся и к случаям
материальной ответственности работников в связи с нарушениями законодательства
по охране труда.
Например, в результате несчастного случая на производстве рабочий получил
трудовое увечье и был временно нетрудоспособен в течение трех месяцев. За
это время ему выплачено пособие по государственному социальному страхованию
в размере 100% заработка - млн. 570 тыс. руб. В акте о несчастном случае по
форме Н-1 указано, что он произошел по вине сменного мастера, нарушившего
правила безопасности, установленные для производства данного вида работ.
По существующим правилам организации или граждане, ответственные за причинение
вреда, обязаны по регрессному требованию органов государственного социального
страхования возместить суммы пособий, которые выплачены гражданам, имеющим
право на возмещение вреда. В связи с таким требованием предприятие перечислило
на соответствующий текущий счет по социальному страхованию 1 млн. 570 тыс.
руб.
Таким образом, в данном конкретном случае имеется прямой действительный
ущерб, заключающийся в том, что предприятие произвело излишние выплаты. Налицо
вина мастера, подтвержденная актом, его противоправное поведение, выразившееся
в нарушении правил техники безопасности, и причинная связь между нарушением
правил и происшедшим несчастным случаем. Следовательно, мастера можно привлечь
к материальной ответственности.
Работники возмещают причиненный ущерб в полном размере, но, как правило,
не более своего среднего месячного заработка, за исключением тех случаев,
для которых законодательством установлен более высокий предел материальной
ответственности.
Среди мер ответственности за нарушение требований охраны труда Федеральный
Закон от 17 июля 1999 г. предусматривает (ст. 25), что в случаях, если деятельность
организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются
с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда,
указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии
с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных
инспекторов труда до устранения указанных нарушений.
Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными
инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в
суд.
Важно отметить, что обжалование не приостанавливает выполнение предписания
до принятия решения в административном или судебном порядке.
Приостановление работы организации не должно причинить ущерб работникам.
В связи с этим установлено, что на время приостановления работ органами государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения
требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы
(должность) и средний заработок (ст. 9).
Как крайнюю меру ответственности организации за нарушение требований
охраны труда Закон допускает ее ликвидацию (ст. 26).
Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного
подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной
власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей Федеральной инспекции
труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной
экспертизы условий труда.


<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ