<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1998 - 2000 годов"
(СЗ РФ. 1997, N 10. Ст. 1173.) и в целях обеспечения реализации государственной
политики в области охраны труда работников на производстве, предусмотренной
Основами законодательства РФ об охране труда Правительство РФ 10 ноября 1997
г. утвердило Федеральную целевую программу улучшения условий и охраны труда
на 1998 - 2000 годы (далее сокращенно - Программа) (Р.Г. 1997, 22 ноября.).
Федеральным органам исполнительной власти поручено разработать и утвердить
соответствующие отраслевые программы улучшения условий и охраны труда. Органам
исполнительной власти субъектов РФ также рекомендовано разработать и утвердить
соответствующие программы.
Основными целями Программы являются:
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
в стране;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности;
повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от
профессионального риска.
Основная задача Программы - реализация государственной политики в области
улучшения условий и охраны труда, изложенной в Основах законодательства РФ
об охране труда.
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий
и охраны труда работников, проведенного Минтрудом РФ совместно с органами
исполнительной власти по труду субъектов РФ, государственными органами надзора
и контроля, научно-исследовательскими организациями по труду и охране труда.
Учтены рекомендации Всероссийского совещания по охране труда (июнь 1996 г.),
предложения органов исполнительной власти субъектов РФ.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
разработка федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по
вопросам охраны труда работников;
общепрограммные исследования и конструкторские разработки;
совершенствование условий и охраны труда на производстве;
организационное, методическое и информационное обеспечение управления,
профессиональное образование, пропаганда.
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы,
является Минтруд РФ. Им же осуществляется оперативное управление Программой
(исполнительские функции).
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется
исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представленной государственным
заказчиком и принятой с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы
и необходимости продолжения ранее начатых работ.
Объемы бюджетного финансирования конкретных работ в рамках Программы
определяются государственными контрактами (договорами), заключаемыми Минтрудом
РФ с организациями-исполнителями в соответствии с установленным порядком.
Минтруд РФ заключает также государственный контракт с Фондом социального
страхования РФ, подтверждающим объем и сроки финансирования, и Фондом мероприятий
Программы и сообщает об этом в Минфин РФ и Минэкономики РФ.
Государственный контракт является основным документом, определяющим права
и обязанности сторон по финансовому обеспечению и выполнению заданий Программы.
Минтруд РФ ежегодно, до 1 февраля, представляет в Минэкономики РФ, Минфин
и Миннауки РФ доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования
финансовых средств.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушиваются
на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда, Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

§ 3. Управление охраной труда

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. осуществление государственного
управления охраной труда возложено на Минтруд РФ, который:
координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда
и разработку федеральными органами исполнительной власти нормативных требований
по охране труда;
распределяет средства на проведение межотраслевых научно-исследовательских
работ в области охраны труда, выделяемые на эти цели Фондом социального страхования
РФ;
координирует работу служб охраны труда федеральных органов исполнительной
власти;
осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду
субъектов РФ в реализации государственной политики в области охраны труда;
организует учет потребностей в средствах индивидуальной защиты, работа
без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами,
и разрабатывает предложения о формах государственного содействия организациям
в размещении заказов на изготовление специальной одежды, специальной обуви
и других средств индивидуальной защиты;
разрабатывает нормативные требования по охране труда при выдаче организациям
лицензий на отдельные виды деятельности;
осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению
передового опыта в области условий и охраны труда;
организует обучение и проверку знаний работников в области условий и
охраны труда, проведение экспертизы условий труда работников и сертификации
производственных объектов организаций на соответствие требованиям по охране
труда.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что государственное
управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно
или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами
охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в
области охраны труда осуществляется Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством
РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового
регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции
в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны
труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной
власти, ведающим вопросами охраны труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ
осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами
охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны
труда в пределах их полномочий.

§ 4. Служба охраны труда

Служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления
охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской
работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Федеральный закон.12 от 17 июля 1999 г. предусматривает, что в целях
обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за
их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность,
с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится
должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку
или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании
службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается
работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране
труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями,
оказывающими услуги в области охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников
службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального
органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.
Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с другими службами предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными
(доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового
коллектива, а также с органами государственного управления, надзора и контроля
за охраной труда.
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными
и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором
и соглашением по охране труда, нормативной документацией организации.
Основными задачами службы охраны труда являются:
организация и координация работы по охране труда на предприятии;
контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов
по охране труда работниками предприятия;
совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного
травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний
и улучшению условий труда;
консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
В Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных
комитетов (комиссий) по охране труда, утвержденных Минтруда РФ (Бюлл. Минтруда
РФ. 1994, N 11.) предусмотрено, что на службы охраны труда для выполнения
указанных задач возлагается широкий круг обязанностей.
Это прежде всего:
выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
проведение анализа состояния и причин производственного травматизма,
профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;
оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении
замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации
и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие
требованиям охраны труда;
информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда
на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных
заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных
факторов;
участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного
здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания;
проведение совместно с представителями соответствующих подразделений
предприятия и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных
союзов или трудового коллектива проверок, обследований технического состояния
зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным
правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем,
состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств
коллективной и индивидуальной защиты работников;
разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами
предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их
до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание
организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;
участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора (соглашения)
по охране труда предприятия.
На службу могут возлагаться и иные обязанности, осуществление которых
направлено на улучшение охраны труда на предприятии.
Естественно, что для реализации указанных выше функций служба охраны
труда должна обладать соответствующими правами.
Работники этой службы вправе:
в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные
и бытовые помещения организации, знакомиться с документами по вопросам охраны
труда;
проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия
и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные
для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных
и иных нормативных правовых актов по охране труда;
запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах,
на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов
по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут
привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения
или его заместителя);
привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений
организации соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда;
запрашивать и получать от руководителей подразделений материалы по вопросам
охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения
нормативных правовых актов по охране труда;
требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не
прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку
знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по
охране труда.
В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются
комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят
представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного
работниками представительного органа.
Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного
договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и
работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий
и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах
указанных проверок (ст. 13 ФЗ от 17 июля 1999 г.).
В рекомендациях предусмотрены основные задачи, функции и права совместного
комитета (комиссии) по охране труда. Предусмотрено также, что на основе Рекомендаций
комитеты могут разрабатывать свои положения, учитывающие специфику форм собственности
и хозяйственной деятельности.
Инициатором создания комитета (комиссии) может выступать любая из сторон.
Представители работников выдвигаются в комитет (комиссию), как правило,
из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального
союза или трудового коллектива.
Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа
работников, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия,
по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и
работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельность и срок полномочий
комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении
работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.
Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов
и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем
собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются
приказом (распоряжением) по предприятию.
Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как
правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном
договоре.
В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления
охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами,
службой охраны труда организации.
Для выполнения поставленных задач рекомендовано возложить на комитет
следующие функции:
рассмотрение предложений работодателей, профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов, а также отдельных работников
по созданию здоровых и безопасных условий труда в организации и выработка
рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности;
рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда
на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом;
изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний,
анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка
информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда
на предприятии;
анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,
участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной
сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие
требованиям охраны труда и др.
Для того чтобы комитет мог выполнить поставленные перед ним задачи, в
Рекомендациях предусмотрено, что он имеет право получать от работодателя и
службы охраны труда организации информацию о состоянии условий труда на рабочих
местах, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, наличии
опасных и вредных производственных факторов.
Комитет может заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя
(его представителей) по вопросам выполнения им обязанностей по обеспечению
здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий
права работников на охрану труда. Комитету предоставлено также право обращаться
в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных
лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов
по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Комитет (комиссия) по охране труда по своей сути - коллективный орган
управления охраной труда в организации, представляющем работодателей, профсоюзы
и иные уполномоченные работниками органы. Все они являются равноправными партнерами.
Рекомендации исходят из того, что положительные результаты в деле социальной
и правовой защиты работников, охраны их труда возможны лишь в результате совместной
работы работодателей, государственных органов надзора прежде всего с профсоюзами,
как с традиционными представителями трудовых коллективов.

Глава II. Создание здоровых и безопасных условий труда

§ 1. Право работника на труд в условиях,
соответствующих требованиям охраны труда

Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" не только расширил и
конкретизировал права работников в области охраны труда, но и предусмотрел
гарантии этих прав.
Каждый работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ;
получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных
органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте,
о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия
вредных или опасных производственных факторов;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни
и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии
с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае
ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте
органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны
труда;
обращение в органы государственной власти РФ, органы самоуправления,
к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы,
их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по
вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении
вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем
месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве
или его профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими
рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка
на время прохождения указанного медицинского осмотра;
компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов
РФ, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом),
если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями
труда.
Указанные права гарантируются государством (ст. 9 ФЗ от 17 июля 1999
г.).
Предусмотрено особо, что отказ работника от выполнения работ в случае
возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований
охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными
условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет
за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.
Здесь важно подчеркнуть, что условия труда, предусмотренные трудовым
договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

§ 2. Соблюдение требований охраны труда при строительстве
и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования

В ст. 140 КЗоТ РФ содержится один из основных принципов охраны труда
- производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы
должны отвечать требованиям, обеспечивающим здоровье и безопасные условия
труда.
Требования, которые в области охраны труда предъявляются к проектам и
строительству указанных объектов, включают рациональное использование территории
и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию
технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий
труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии
с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых
помещений.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. (ст. 16) оговаривает особо, что
проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин,
механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов
должны соответствовать требованиям охраны труда.
Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных
объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий
без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных
в пункте 1 статьи 16 вышеуказанного закона проектов требованиям охраны труда,
а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда.
Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты
в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора
и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов,
продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и
средства метрологического контроля и не проводилась токсикологическая (санитарно-гигиеническая,
медико-биологическая) оценка.
В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных
или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ
разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора
и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни
и здоровья работников.
Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные
средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства
индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного
производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным
в РФ, и иметь сертификаты соответствия.
Все указанные требования по охране труда содержатся в системе стандартов
безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве,
так и при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования,
технологических процессов. Эти требования содержатся в строительных нормах
и правилах (СНиП). За соблюдением этих правил соответствующие инспекции труда
осуществляют как предупредительный надзор, проверяя и визируя проекты на указанные
объекты, так и надзор при вводе данных объектов в эксплуатацию.
Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной
экспертизе, а опытные образцы продукции - государственным испытаниям на соответствие
их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда.
Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства
не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности,
выдаваемого в установленном порядке.
На действующих предприятиях согласно Положению о сертификации оформляется
соответствующий сертификат безопасности.
Готовые после строительства предприятия, цехи, участки и другие производственные
объекты принимаются специально созданной комиссией, вводящей объект в эксплуатацию.
Она детально проверяет, обеспечены ли на данном объекте здоровые и безопасные
условия труда, и только после того как установит, что все условия охраны труда
обеспечены, подписывает акт приема и ввода объекта в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию как новых, так и реконструированных объектов производственного
назначения не может допускаться без разрешения на то органов, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической
инспекции профсоюзов, а также соответствующего выборного профсоюзного органа
организации, вводящей объект в эксплуатацию. Поэтому все представители указанных
инспекций обязательно входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию
и подписывают соответствующий акт.
Положение о Федеральной инспекции труда (см. § 1 гл. VII настоящей книги)
предусматривает, что государственные инспекции труда осуществляют надзор за
строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного
назначения с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия
труда, снижающих их безопасность. Ни один образец новой машины, механизма
и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное
производство, если он не отвечает требованиям охраны труда (ст. 142 КЗоТ РФ).
За разработку проектов средств производства и внедрение новых технологий,
не отвечающих требованиям по охране труда, научно-исследовательские, технологические
и проектно-конструкторские организации обязаны возместить заказчику причиненный
ущерб для устранения этих нарушений.

§ 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда

Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. (ст. 14) обязанности
по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются
на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования,
осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве
сырья и материалов;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>