<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

соответствующих профессий.
Предусмотренные в типовых отраслевых нормах средства индивидуальной защиты
для рабочих, специалистов и служащих должны выдаваться указанным работникам
и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются старшими
и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих
средств индивидуальной защиты.
Рабочим, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые
работы, в том числе и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им средств
индивидуальной защиты по основной профессии должны дополнительно выдаваться,
в зависимости от выполняемых работ, и другие виды средств индивидуальной защиты,
предусмотренные типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей
работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты должны записываться
в личную карточку установленного образца.
Работники, профессии и должности которых предусмотрены в типовых отраслевых
нормах, обязаны пользоваться выданными им средствами индивидуальной защиты.
Работники не должны допускаться к работе без предусмотренных в типовых отраслевых
нормах средств индивидуальной защиты, в неисправной, неотремонтированной,
загрязненной специальной одежде и специальной обуви, а также с неисправными
средствами индивидуальной защиты.
Работники должны бережно относиться к выданным в их пользование средствам
индивидуальной защиты, своевременно ставить в известность работодателя о необходимости
химчистки, стирки, сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания
и обеспыливания специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты.
Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня
их фактической выдачи работникам. При этом в сроки носки теплой специальной
одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое
время года.
Работодатель при выдаче работникам таких средств индивидуальной защиты,
как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники,
каски и некоторые другие, должен обеспечить проведение инструктажа работников
по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств,
а также тренировку по их применению.
Работодатель обеспечивает регулярные в соответствии с установленными
ГОСТами сроками испытание и проверку исправности средств индивидуальной защиты
(респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, накомарников,
касок и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей
средств индивидуальной защиты с понизившимися защитными свойствами. После
проверки исправности на средствах индивидуальной защиты должна быть сделана
отметка (клеймо, штамп) о сроках последующего испытания.
Для хранения выданных работникам средств индивидуальной защиты работодатель
предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально
оборудованные помещения (гардеробные).
Работникам по окончании работы выносить средства индивидуальной защиты
за пределы организации запрещается. В отдельных случаях там, где по условиям
работы указанный порядок не может быть соблюден (например на лесозаготовках,
на геологических работах и др.), средства индивидуальной защиты могут оставаться
в нерабочее время у работников, что может быть оговорено в коллективных договорах
и соглашениях или в правилах внутреннего трудового распорядка.
Работодатель организует надлежащий уход за средствами индивидуальной
защиты и их хранение, своевременно осуществляет химчистку, стирку, ремонт,
дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. В тех случаях, когда
это требуется по условиям производства, в организации (в цехах, на участках)
должны устраиваться сушилки для специальной одежды и специальной обуви, камеры
для обеспыливания специальной одежды и установки для дегазации, дезактивации
и обезвреживания средств индивидуальной защиты.
Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников
средствами индивидуальной защиты, за организацию контроля за правильностью
их применения возлагается на работодателя в установленном законодательством
порядке.
Трудовые споры по вопросам выдачи и использования средств индивидуальной
защиты рассматриваются в установленном порядке (гл. XIV КЗоТ РФ).
В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной
защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника
выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине
простой в соответствии с законодательством РФ (ст. 9 Федерального закона от
17 июля 1999 г.).

§ 10. Выдача молока и лечебно-профилактического питания

На ряде предприятий, производств, работ воздействие неблагоприятных производственных
факторов на организм работников не всегда удается предотвратить техническими
мерами, средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацией труда
и отдыха. В таких случаях их воздействие ослабляется или ликвидируется другими
путями - выдачей молока или лечебно-профилактического питания.
Порядок выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам,
занятым на работах с вредными условиями труда, регулируется (в соответствии
со ст. 131 КЗоТ РФ) постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря
1987 г. (Бюлл. Госкомтруда СССР. 1988, N 4.)
В соответствии с этим постановлением организации самостоятельно решают
все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных
пищевых продуктов, на основе перечня химических веществ, при работе с которыми
в профилактических целях рекомендуется употребление молока или равноценных
пищевых продуктов. Перечень таких химических веществ был утвержден Минздравом
СССР 4 ноября 1987 г. (см. приложение к постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС
от 16 декабря 1987 г.).
Молоко выдается по 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности
в дни фактической занятости труженика на работах, связанных с производством
или применением химических веществ. Выдача и употребление молока должны осуществляться
в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно-техническими
требованиями помещениях.
Категорически запрещено производить оплату молока деньгами, заменять
его другими товарами и продуктами (кроме равноценных - кефира, простокваши,
мацони), выдачу молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие
смены и отпуск его на дом.
Молоко не выдается тем работникам, которые получают бесплатно лечебно-профилактическое
питание в связи с особо вредными условиями труда.
Поскольку молоко выдается в качестве компенсации за работу во вредных
условиях труда, в случаях ликвидации вредных факторов, то есть при обеспечении
нормальных условий труда, работодатель по согласовании с соответствующим профсоюзным
органом прекращает выдачу молока.
Лечебно-профилактическое питание предоставляется бесплатно по установленным
нормам на работах с особо вредными условиями труда.
Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 г. утверждены
Перечень производств, профессий и должностей, работ, которые дают право на
бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными
условиями труда; рационы лечебно-профилактического питания и нормы бесплатной
выдачи витаминных препаратов и Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического
питания (Бюлл. Госкомтруда СССР. 1979, N 7-9.).
Правом на получение лечебно-профилактического питания пользуются работники,
профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих производствах
названного выше Перечня, независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства
находятся эти производства (п. 1 Правил от 7 января 1977 г.).
Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического
выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных
в Перечне, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если
заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не
госпитализирован (п. 3 Правил).
Лечебно-профилактическое питание выдается также работникам других производств
предприятия, занятым на строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных
и пусконаладочных работах, работающим полный рабочий день в действующих производствах,
цехах (на участках) с особо вредными условиями труда, в которых как для основных
работников, так и для ремонтного персонала установлено это питание; рабочим,
производящим чистку и подготовку оборудования к ремонту или консервации в
цехе (на участке), для работников которого предусмотрена выдача лечебно-профилактического
питания, и ряду других работников (п. 4 Правил).
Лечебно-профилактическое питание должно выдаваться работающим в особо
вредных условиях по нормам меню, рассчитанным на шесть рабочих дней. При пятидневной
рабочей неделе за работником сохраняется недельная норма выдачи лечебно-профилактического
питания, рассчитанная на шесть рабочих дней.
Ответственность за обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием
и за соблюдением правил его выдачи возлагается на работодателя.

§ 11. Средства на мероприятия по охране труда

КЗоТ РФ (ст. 148) предусматривает, что для проведения мероприятий по
охране труда выделяются в установленном порядке средства и необходимые материалы.
Расходование этих средств и материалов на другие цели запрещается.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. предусматривает (ст. 19), что финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных,
отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов,
внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, субъектов
РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется
также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде
и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном
Правительством РФ;
добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях
независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных
предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1%
суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организация, занимающихся
эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных
расходов.
В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях
могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ
и субъектов РФ.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению
условий и охраны труда.
Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в
объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.
Могут создаваться и общественные фонды охраны труда.
Средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, расходуются
исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.
Как правило, в коллективных договорах имеются специальные разделы об
охране труда. Перечень мероприятий по охране труда, технике безопасности и
производственной санитарии уточняется в соглашениях по охране труда применительно
к особенностям производства, прилагаемых к коллективному договору.
Как уже говорилось выше, Правительством РФ утверждена Федеральная целевая
программа улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы. Ее финансирование
осуществляется за счет средств:
федерального бюджета;
Фонда социального страхования РФ;
от административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства
о труде и об охране труда.
Общий объем финансирования Программы - 106,4 млн руб., в том числе 74
млн руб. - из федерального бюджета; 23,5 млн руб. - из бюджета Фонда социального
страхования РФ; 8,9 млн руб. - из средств от административных штрафов, взимаемых
за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Размер расходуемых средств уточняется исходя из объемов, предусматриваемых
в федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующие
годы.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми
для выполнения работ по Программе, решаются исполнителями соответствующих
программных мероприятий, самостоятельно.

Глава III. Расследование и учет несчастных
случаев на производстве

§ 1. Общие положения

Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению
условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.
Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению
и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. Данной цели
служат нормы о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
Расследование несчастного случая - это прежде всего выявление в установленном
порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве, а учет
несчастных случаев - объективная документальная фиксация каждого такого происшествия.
Действовавшие в СССР положения, регулирующие порядок расследования и
учета несчастных случаев на производстве, утверждались профсоюзами в лице
ВЦСПС. Последнее положение было принято 17 августа 1989 г. Оно утверждено
постановлением ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР. Ранее действовавший порядок
объясним, поскольку в бывшем СССР профсоюзы были наделены рядом властных государственных
функций - они управляли государственным социальным страхованием, осуществляли
надзор за соблюдением трудового законодательства.
Часть 3 ст. 147 КЗоТ РФ предусматривалось, что в случае отказа администрации
в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с
изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе
обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, постановление
которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для
администрации.
С распадом СССР положение изменилось. Не существует и самих организаций,
утвердивших Положение от 17 августа 1989 г.
Согласно ст. 25 Основ законодательства РФ по охране труда за профсоюзами
было сохранено лишь право принимать участие в расследовании несчастных случаев
и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное
их расследование, однако в настоящее время они уже не выступают органом, решающим
споры, связанные с расследованием несчастных случаев. Видимо, в связи со сказанным,
назрела необходимость внесения соответствующих изменений в часть 3, ст. 147
КЗоТ РФ, которая пока на практике не применяется.
В постановлении о порядке введения в действие Основ законодательства
РФ по охране труда от 6 августа 1993 г. Верховный Совет РФ предусмотрел, что
Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве
впредь будет утверждаться Правительством РФ.
Такое Положение было утверждено постановлением Правительства РФ от 3
июня 1995 г. N 557 и введено в действие с 1 августа 1995 г. (СЗ РФ. 1995,
N 24. Ст. 2284.)
Постановлением от 11 марта 1999 г. N 279 Правительство РФ утвердило новое
Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Это
Положение, сохраняя основные, принципиальные нормы Положения 1995 года, сняло
ряд вопросов, возникших на практике, уточнило формулировки, упростило порядок
оформления результатов расследования, расширило сферу его применения. Положение
от 11 марта 1999 г. введено в действие с 1 января 1999 г. (СЗ РФ. 1999, N
13. Ст. 1595.)
Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев
на производстве, обязательный для всех организаций независимо от их организационно-правовой
формы, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица и использующих наемный труд (индивидуальные
предприниматели).
Оно исходит из того, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина
при исполнении договорных обязательств, подлежит возмещению и, следовательно,
обстоятельства причинения вреда должны быть расследованы (ст. 1084 ГК РФ),
и распространяется на всех работников, исполняющих свои трудовые обязанности.
К ним относятся:
работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);
граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору (и не только
договоров подряда и поручения);
студенты образовательных учреждений, высшего и среднего профессионального
образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального
образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие
производственную практику в организациях;
лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией
организации;
другие лица, участвующие в производственной деятельности организации
или индивидуального предпринимателя.
Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве:
травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений
другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление,
поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся,
телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате
взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий
и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода
работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности
либо его смерть, если они произошли:
а) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории
организации (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое
для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом
или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время,
выходные и праздничные дни;
б) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем
транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении
работодателя о его использовании в производственных целях;
в) при следовании к месту командировки и обратно;
г) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время
междусменного отдыха (водитель сменщик на автотранспортном средстве, проводник
или механик рефрижераторной секции в поезде и т.п.);
д) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха,
а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
е) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации
последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного
и техногенного характера;
ж) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий,
но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение
аварии или несчастного случая.

§ 2. Порядок расследования несчастных случаев

Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на
производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические
меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим.
В Положении подробно регламентирован как порядок расследования несчастного
случая, так и сроки, в течение которых оно должно быть проведено.
В работе по расследованию несчастного случая можно проследить три основные
этапа:
а) фиксация обстоятельств, приведших к несчастному случаю;
б) процесс расследования, включающий выявление обстоятельств несчастного
случая, установление его причин и разработку профилактических мероприятия;
в) выявление лиц, виновных в несчастных случаях.
Положение не регулирует порядок расследования профессиональных заболеваний.
Профзаболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся
результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного фактора
(факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Порядок расследования этих заболеваний устанавливается Минздравом РФ.
Положение определяет первоочередные меры, которые необходимо предпринять
руководителю работ в связи с несчастным случаем. О каждом несчастном случае,
происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая
извещает непосредственного руководителя работ, который обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости
доставку его в учреждение здравоохранения;
сообщить работодателю или уполномоченному им лицу о происшедшем несчастном
случае;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации
и воздействия травмирующего фактора на других лиц; сохранить до начала расследования
несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если
это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии). В случае
невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы,
фотографии и т.п.).
Работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного
случая на производстве и его учет.
Для расследования несчастного случая на производстве, в организации работодатель
незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав
комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом
работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители
работодателя профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного
органа (например член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей
работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель
или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.
Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке,
где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
Здесь имеются в виду мастер, прораб, начальник смены (участка, цеха)
и т.п.
В расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего у индивидуального
предпринимателя, принимают участие индивидуальный предприниматель или его
представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда,
который может привлекаться и на договорной основе.
Последствия и условия, при которых произошел несчастный случай на производстве,
не одинаковы. Положение особо регулирует порядок расследования групповых несчастных
случаев (два и более чел.), тяжелых несчастных случаев, а также несчастных
случаев со смертельным исходом. Здесь необходимо обратить внимание, что в
подобных случаях и Положение от 3 июня 1995 г. также предусматривало особый
порядок расследования.
В число несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию, входили
и несчастные случаи "с возможным инвалидным исходом". Формулировка эта была
крайне неудачной. Кто решает вопрос: будет или нет такой исход? Когда он наступит,
и наступит ли? В Положении от 11 марта 1999 г. содержится более точная формулировка
- "тяжелые несчастные случаи".
При групповом несчастном случае на производстве (2 и более человек),
тяжелом несчастном случае на производстве (по схеме определения тяжести несчастных
случаев на производстве, утверждаемой Минздравом РФ по согласованию с Минтрудом
РФ), несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель
или уполномоченное им лицо в течение суток по форме, установленной Минтрудом
РФ, обязан сообщить:
а) о несчастном случае, происшедшем в организации:
в государственную инспекцию труда по субъекту РФ;
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в орган исполнительной власти субъекта РФ;
в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный
случай;
в территориальное объединение профсоюзов;
в территориальный орган государственного надзора, если несчастный
случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу;
б) о несчастном случае, происшедшем у индивидуального предпринимателя:
в прокуратуру по месту государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя;
в орган исполнительной власти субъекта РФ;
в территориальный орган государственного надзора, если несчастный
случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу (Госгортехнадзору
РФ, Госэнергонадзору РФ, Госатомнадзору РФ и др.).
О случаях острого отравления работодатель или уполномоченное им лицо
сообщает также в территориальный орган санитарно-эпидемиологической службы
РФ.
О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом государственная
инспекция труда по субъекту РФ направляет сообщение в Федеральную инспекцию
труда при Минтруде и РФ.
Если несчастный случай со смертельным исходом произошел в организации
(на объекте), подконтрольной территориальному органу государственного надзора,
территориальный орган направляет сообщение в федеральный орган государственного
надзора по подчиненности.
Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого
несчастного случая на производстве со смертельным исходом в комиссию, кроме
лиц, указанных выше, включаются государственный инспектор по охране труда,
представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного
самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения
профсоюзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав, возглавляет
комиссию государственный инспектор по охране труда.
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников)
в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное
лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель
или председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить
его с материалами расследования.
В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего
установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель органа
санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих
на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах
использования атомной энергии, в состав комиссии включается также представитель
территориального органа Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности.
При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных
территориальным органам Федерального горного и промышленного надзора РФ, состав
комиссии, определяемый в указанном выше порядке, утверждается руководителем
соответствующего территориального органа, и возглавляет комиссию представитель
этого органа.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять и более человек

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>