<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо
иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей"
(СЗ РФ. 1995, N 48. Ст. 4562.).
В статье первой Федерального закона от 24 ноября 1995 г., в частности,
предусматривалось, что при определении общей суммы заработка для исчисления
впервые сумм возмещения вреда (т.е. после 30 ноября 1995 г. - дата вступления
Федерального закона от 24 июля 1998 г. в силу) суммы, учитываемые в составе
заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством
при исчислении заработка для назначения пенсии.
Согласно п. 10 ст. 12 Закона вопрос об индексации суммы заработка, из
которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, будет решен законодательством
РФ (ко дню вступления Закона в силу).
Сохраняют силу ст. 2-7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. Здесь
прежде всего следует обратить внимание на ст. 3 (частично воспроизведенную
п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г.). Эта статья предусматривает,
что в связи с повышением стоимости жизни в 1993-1994 гг. суммы возмещения
вреда подлежат индексации: с 1 февраля 1993 г. - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993
г. - в 1,9 раза; с 1 июля 1993 г. - в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 г. - в 1,9
раза; с 1 июля 1994 г. - в 1,4 раза.
В последующем индексация сумм возмещения вреда проводится на предприятиях,
в учреждениях и в организациях независимо от их организационно-правовых форм
в установленных размерах и в сроки, в которые производится перерасчет минимального
размера оплаты труда.

Пример.
Размер возмещения вреда определен в 1985 г. (размер среднего заработка
209 руб., утрата профессиональной трудоспособности - 60%).
Исчисление заработка:
1. 209 x 7 x 6 = 8778 руб.
Определение размера возмещения (страховое возмещение вреда):
2. 8778 руб. x 0,6 = 5266,80 руб.
Индексация размера возмещения в связи с повышением минимальной оплаты
труда: 3. с 1.02.03 5266,8 руб. x 2,5 = 13 167 руб.
4. с 1.04.93 13 167 руб. x 1,0 = 25 017,3 руб.
5. с 1.07.93 25 017 руб. x 1,81 = 45 261 руб.
6. с 1.12.93 4261 руб. x 1,9 = 86 034 руб.
7. с 1.07.94 86 034 руб. x 1,4 = 120 448 руб.
8. с 1.04.95 120 448 руб. x 1,68 = 202 353 руб.
9. с 1.05.95 202 353 руб. x 1,27 = 256 988 руб.
и т. д.
С 1 января 1997 г. размер минимальной оплаты труда - 83 490 руб., т.е.
в 1,9 раза больше, чем было установлено с 1 мая 1995 г., и, следовательно,
страховое возмещение вреда будет выплачиваться (в нашем примере) в сумме -
488 277 руб. - (без учета деноминации с 1 января 1998 г.).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. ст. 30 вносит со дня вступления
в силу изменения в ст. 159 КЗоТ РФ, дополняет КЗоТ ст. 240.2, а также вносит
изменения и дополнения в другие нормативные акты РФ.

Глава V. Правовые особенности охраны труда
женщин, молодежи и инвалидов

Федеральная целевая программа на 1998-2000 гг., в частности, предусматривает
выполнение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, которые
позволят получить важные практические результаты для совершенствования правовой
базы охраны труда и создать научно-методическую основу улучшения условий и
охраны труда.
Планируется осуществить:
прогнозирование улучшения условий и охраны труда, анализ отдельных проблем,
научное обоснование методов мониторинга;
разработку механизма экономического стимулирования охраны труда;
разработку рекомендаций по профессиональному отбору и ограничениям использования
труда работников (с учетом пола и возраста) в конкретных производствах;
создание баз и банков данных;
организацию автоматизированного контроля и анализа состояния охраны труда.
Работы по прогнозированию и проведению перспективных научных исследований
ориентированы на формирование необходимой среды действенного государственного
регулирования в сфере создания и постоянного совершенствования единой системы
законодательства в области охраны труда.
Приоритетными в области улучшения условий и охраны труда женщин и подростков
являются мероприятия по:
решению проблемы облегчения труда женщин, занятых на тяжелых, вредных
и опасных работах;
созданию благоприятных условий труда для обеспечения репродуктивного
здоровья работающих женщин;
разработке мероприятий по охране здоровья девушек-подростков, обучающихся
в профессиональных училищах и непосредственно занятых в производстве.
Включенные в Программу мероприятия позволят существенно уменьшить число
работниц, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах. Социальный эффект
этих мероприятий велик, поскольку женщины составляют 50% общей численности
работающих.
Предусмотрена разработка правил по охране труда инвалидов (с учетом особенностей
производств, на которых допускается применение их труда).
К числу мероприятий этого раздела отнесено:
создание российского регистра канцерогенных заболеваний лиц, работающих
или работавших в опасных производствах;
создание и апробация опытного образца лаборатории по замеру вредных и
опасных производственных факторов;
использование современных информационных технологий для создания автоматизированной
информационно-управляющей системы по охране труда, включая территориальные
банки данных, единой технологии сбора и обработки данных о несчастных случаях
на производстве, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.
Указанные мероприятия должны поднять на современный уровень трудоемкие
процессы обработки, регистрации, накопления, анализа и передачи информации,
связанной с медицинскими вопросами улучшения условий и охраны труда.
При этом создаваемые программно-технологические комплексы, их аппаратные
средства и информационное обеспечение рассматриваются в качестве типовых,
подлежащих тиражированию для использования в различных сферах экономики на
всей территории РФ.

§ 1. Охрана труда женщин

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
Это равенство не зависит от пола. Принцип равноправия женщин во всех областях
экономической, политической, социальной и культурной жизни законодательно
закреплен в ст. 19 Конституции РФ: "Мужчина и женщина имеют равные права и
свободы и равные возможности для их реализации". В нашей стране женщины составляют
более половины общего количества работающих.
Трудовое законодательство России закрепляет равенство мужчины и женщины
в трудовых отношениях: при приеме на работу, установлении размера оплаты труда,
режима рабочего времени и времени отдыха и т.д. Вместе с тем, учитывая особенности
женского организма, трудовое законодательство предусматривает ряд льгот для
работающих женщин, повышенную охрану их труда. КЗоТ РФ предусматривает специальные
юридические гарантии для женщин в связи с беременностью и материнством.
Так, запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах
с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых
подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию)
(ст. 160). Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих
установленные для них предельные нормы.
Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда,
при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати
лет, утверждаются Правительством РФ с учетом консультаций с общероссийскими
объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных
союзов (ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г.).
По сложившейся практике перечни работ, на которых запрещается применять
труд женщин, рассматриваются при подготовке и заключении коллективных договоров
(соглашений). Эти перечни, как правило, включаются в качестве приложений к
таким договорам. При этом коллективный договор не может сузить (сократить)
утвержденный правительством перечень работ, на которых использование труда
женщин недопустимо.
В соответствии со ст. 160 КЗОТ РФ не допускается также применение труда
женщин на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве
подземных сооружений, за исключением женщин: а) занимающих руководящие посты
и не выполняющих физической работы; б) занятых санитарным и бытовым обслуживанием;
в) проходящих курс обучения и допущенных к стажировке в подземных частях предприятия;
г) которые должны спускаться время от времени в подземные части предприятия
для выполнения нефизических работ (СП СССР. 1957, N 8. Ст. 8.).
В целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда для женщин, работающих
на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых
форм и видов собственности, постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993
г. утверждены новые нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме
и перемещении тяжестей вручную (Бюлл. Минтруда РФ. 1993, N 4.). Предельно
допустимая масса груза при чередовании с другой работой (до двух раз в час)
- 10 кг. Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены -
7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей
смены, не должна превышать: с рабочей поверхности - 1750 кг/м, а с пола -
875 кг/м.
В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не
должно превышать 10 кг.
Указанные нормы обязательны для применения с момента их утверждения при
разработке проектной документации проектными, конструкторскими и технологическими
организациями.
Министерствам, государственным комитетам и ведомствам, руководителям
предприятий, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм и
видов собственности поручено разработать и осуществить мероприятия по механизации
работ, на которых женщины заняты подъемом и перемещением тяжестей вручную,
имея в виду поэтапное введение в действие новых норм предельно допустимых
нагрузок, утвержденных указанным постановлением, а также предусматривать в
отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах обязательства сторон
по выполнению указанных мероприятий, исключающие увольнение женщин по причине
введения новых норм.
Не допускается привлечение женщин к работам в ночное время (с 10 час.
вечера до 6 час. утра), за исключением тех отраслей народного хозяйства, где
это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры
(ст. 161 КЗоТ РФ). Что касается беременных женщин и женщин, имеющих детей
в возрасте до трех лет, то их труд в ночное время запрещен безусловно (ст.
162). Отказ от работы в ночное время не может рассматриваться как нарушение
трудовой дисциплины и в том случае, когда на ночное время приходится только
часть рабочего дня (смены) (п. 7 Пост. Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря
1990 г.) (Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961-1996. - М.
Юридическая литература, 1997 г.).
Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, не
могут привлекаться к сверхурочным работам, работам в выходные дни, а также
направляться в командировки.
Статья 163 КЗоТ РФ предусматривала, что женщины, имеющие детей в возрасте
от трех до четырнадцати лет (детей инвалидов - до 16 лет), не могут привлекаться
к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия. 30
апреля 1999 г. редакция ст. 163 изменена. Предусмотренные в ней льготы распространены
и на других лиц. Так, установлено, что женщины, имеющие детей в возрасте от
трех до четырнадцати лет, мужчины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати
лет, работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения
ими возраста восемнадцати лет, и работники, осуществляющие уход за больными
членами их семей в соответствии с медицинским заключением, не могут привлекаться
к сверхурочным работам и направляться в командировки без из согласия.
Под согласием понимается не отсутствие возражений женщин, имеющих детей,
а ее согласие (желание) выехать в командировку (определение судебной коллегии
по гражданским делам по делу З.) (Бюлл. Верховного суда РФ. 1998, N 11.).
Применение труда беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста,
запрещается и в других случаях, когда это связано с переработкой сверх нормального
рабочего времени: при совместительстве; при организации работ вахтовым методом;
при режиме труда с суммированным учетом рабочего времени за длительный учетный
период.
Ну, а как быть, если права женщины все-таки нарушены и ее привлекают
к работам, где труд ее запрещен?
Действия работодателя в этом случае могут быть оспорены в судебном порядке.
Судам подведомственны трудовые споры, связанные с предоставлением женщинам
законом, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) дополнительных
льгот. Суды, в частности, рассматривают требования:
о предоставлении в соответствии с медицинским заключением беременной
женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных
факторов работы с сохранением среднего заработка по месту прежней работы;
беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14
лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), в том числе находящегося на ее попечении,
женщины, осуществляющей в соответствии с медицинским заключением уход за больным
членом семьи, об установлении неполного рабочего времени;
женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, о предоставлении
ей другой работы с сохранением среднего заработка по месту прежней работы
до достижения ребенком полутора лет в случае невозможности выполнения в этот
период времени прежней работы.
Установленные для женщин дополнительные льготы по охране их труда подлежат
предоставлению независимо от того, на основе какой формы собственности используется
их труд - частной, государственной, муниципальной, или собственности общественных
объединений и организаций (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
25 декабря 1990 г. N 6 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами
законодательства, регулирующего труд женщин" (с последующими изменениями и
дополнениями).
При проведении аттестации беременные женщины и женщины, имеющие детей
в возрасте до полутора лет, в очередную аттестацию не включаются.
При конкурсном замещении должностей профессорско-преподавательского состава
высших учебных заведений конкурс на должности, занятые беременными женщинами,
а также женщинами, имеющими детей в возрасте до полутора лет, не объявляется
(п. 2 разд. I Положения, утв. приказом Минвуза СССР от 10 июля 1988 г.) (Бюлл.
нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1988, N 2.).
Согласно ст. 170 КЗоТ РФ (в редакции от 30 апреля 1999 г.) увольнение
беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников,
имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста
восемнадцати лет, одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати
лет, по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев ликвидации организации,
когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное
трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в
случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта).
На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но
не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).
При ликвидации предприятия обязательное трудоустройство увольняемых беременных
женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей с детьми
до 14 лет (ребенком-инвалидом до 18 лет) осуществляется его правопреемником.
Правопреемником в этом случае являются юридические и физические лица, которым
передаются имущество, финансовые и другие средства ликвидируемого предприятия.
При отсутствии правопреемников обязательное оказание помощи в подборе подходящей
работы и трудоустройстве указанным категориям работников осуществляется органами
государственной службы занятости населения в соответствии с действующим законодательством
(Указ Президента РФ от 5 июня 1992 г.) (Ведомости РФ. 1992, N 24. Ст. 1329.).
Поскольку запрещение увольнения, предусмотренное ст. 170 КЗоТ РФ, относится
к случаям увольнения по инициативе администрации, оно не касается, в частности,
случаев прекращения трудового договора вследствие истечения срока договора
(в том числе и по окончании сезонной или временной работы). Однако в соответствии
с ч. 2 ст. 170 обязательное трудоустройство беременных женщин и женщин, имеющих
детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка
в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет), осуществляется администрацией
также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора по
(п.п. 2 и 3 ст. 17 КЗоТ РФ). На период трудоустройства за ними сохраняется
средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного
трудового договора (контракта).
Часто женщина, имеющая детей, нуждающаяся в работе, по ряду причин не
может работать полную смену или в течение всей недели ежедневно. В этом случае
она имеет право потребовать установить для нее режим неполного рабочего времени.
Это ее право закреплено в ст. 49 КЗоТ РФ, согласно которой по просьбе беременной
женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте от трех до четырнадцати лет (ребенка-инвалида
до 18 лет), администрация обязана установить ей неполный рабочий день или
неполную рабочую неделю (менее 40 часов).
Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному
времени или в зависимости от выработки.
Закон (ст. 170 КЗоТ РФ) запрещает отказывать женщинам в приеме на работу
и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием
детей. Нужно сказать, что на практике таких случаев почти не бывает. Вряд
ли найдется такой администратор, который так вот сразу в лоб скажет: я не
беру вас на работу, так как у вас маленький ребенок или потому, что вы беременны.
Прежде всего, заметим, это было бы уголовным преступлением. Согласно ст. 145
УК РФ необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение
женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме
на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в
возрасте до трех лет, по этим мотивам либо наказывается штрафом в размере
от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо
обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Отказ в приеме на работу, как мы знаем, имеет и другие мотивы: "нет мест",
"на должность приглашен иной работник" и т. п. Необходимо учитывать, что мотивы
отказа в приеме на работу женщин, указанных в ст. 170 КЗоТ РФ, администрация
обязана изложить в письменной форме, с тем чтобы в случае спора суд мог проверить
обоснованность этих мотивов.
Гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в
поиске работы, в том числе одиноким и многодетным родителям, воспитывающим
несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, дополнительные гарантии занятости
обеспечиваются путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных
предприятий и другими мерами.

§ 2. Охрана труда несовершеннолетних

Дополнительные льготы в целях повышения охраны труда несовершеннолетних
устанавливаются как законодательством, так и в процессе заключения коллективных
договоров (соглашений). Так, ст. 175 КЗоТ РФ запрещает применение труда лиц
моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями
труда и на подземных работах. Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними
тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается
применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Госкомтруда СССР
и ВЦСПС от 10 сентября 1980 г. (Бюлл. Госкомтруда СССР. 1981, N 3-7; 1983,
N 12; 1985, N 12.)
При прохождении производственной практики (производственного обучения)
лица, не достигшие 18-летнего возраста, обучающиеся в средних профессиональных
технических училищах, техникумах, и учащиеся старших классов общеобразовательных
школ могут находиться в производствах и выполнять работы, перечисленные в
списке, не свыше 4 час. в день при условии строгого соблюдения в этих производствах
и на работах действующих санитарно-гигиенических норм (п. 3 указанного постановления).
Профессиональная подготовка молодежи на производстве по профессиям, перечисленным
в указанном списке, допускается при условии достижения 18-летнего возраста
к моменту окончания обучения (п. 2 постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС
от 21 июня 1985 г.) ( Бюлл. Госкомтруда СССР. 1985, N 12.).
Выпускники средних профессионально-технических училищ и средних специальных
заведений, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее
трех лет по профессиям, указанным в списке, и не достигшие 18-летнего возраста,
могут допускаться к работе по этим профессиям под руководством опытных рабочих-наставников
при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих
правил и норм по охране труда (п. 3 постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС
от 21 июня 1985 г.).
Помимо работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда лица моложе
18 лет не могут привлекаться к работам:
выполняемым вахтовым методом (п. 2.2 Основных положений о вахтовом методе
организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Минздрава
СССР от 31 декабря 1987 г. ( Бюлл. Госкомтруда СССР. 1988, N 35.);
по совместительству;
связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками
(ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г.) ( Ведомости
РСФСР. 1985, N 21. Ст. 738.).
Запрещается заключение письменного договора о полной материальной ответственности
с несовершеннолетними, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно
связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением
в процессе производства переданных им ценностей.
Предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для несовершеннолетних
были предусмотрены еще постановлением НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г.
Ныне действуют нормы, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 7 апреля
1999 г. (Бюлл. Минтруда РФ, 1999, N 7.) Предельно допустимые нагрузки для
лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную следующие.

Таблица

+---------------+-------------------------------------------------------+
| Характер рабо-| Предельно допустимая масса груза в кг |
| ты, показатели+---------------------------+---------------------------+
| тяжести труда | Юноши | Девушки |
| +------+------+------+------+------+------+------+------+
| |14 лет|15 лет|16 лет|17 лет|14 лет|15 лет|16 лет|17 лет|
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
|Подъем и пере- | | | | | | | | |
|мещение вруч- | | | | | | | | |
|ную груза по- | | | | | | | | |
|стоянно в те- | | | | | | | | |
|чение рабочей | | | | | | | | |
|смены | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 |
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
|Подъем и пере- | | | | | | | | |
|мещение груза | | | | | | | | |
|вручную | | | | | | | | |
|в течение не | | | | | | | | |
|более 1/3 ра- | | | | | | | | |
|бочей смены: | | | | | | | | |
|- постоянно | | | | | | | | |
|(более 2-х раз | | | | | | | | |
|в час) | 6 | 7 | 11 | 13 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|- при чередо- | | | | | | | | |
|вании с другой | | | | | | | | |
|работой (до | | | | | | | | |
|2-х раз в час) | 12 | 15 | 20 | 24 | 4 | 5 | 7 | 8 |
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
|Суммарная масса| | | | | | | | |
|груза, переме- | | | | | | | | |
|щаемого в тече-| | | | | | | | |
|ние смены: | | | | | | | | |
|- подъем с ра- | | | | | | | | |
|бочей поверх- | | | | | | | | |
|ности | 400 | 500 | 1000 | 1500 | 180 | 200 | 400 | 500 |
|- подъем с пола| 200 | 250 | 500 | 700 | 90 | 100 | 200 | 250 |
+---------------+------+------+------+------+------+------+------+------+
При применении постановления Минтруда РФ следует учитывать, что:
1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускается,
если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной
работой.
2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и
упаковки.
3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие
не должно превышать:
для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24
кг;
для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.
Молодые рабочие от 16 до 18 лет не должны назначаться на работы, заключающиеся
исключительно в переноске или передвижении тяжестей весом свыше 4,1 кг. Предельная
норма переноски тяжестей для несовершеннолетних от 16 до 18 лет составляет:
для юношей 16,4 кг, девушек - 10,25 кг. Передвижения тяжестей несовершеннолетними
допускаются в пределах указанных в постановлении норм и лишь в случаях, если
они непосредственно связаны с выполняемой ими постоянной профессиональной
работой и отнимают не более одной трети рабочего времени.
Закон запрещает привлекать работника моложе 18 лет к ночным и сверхурочным
работам и к работам в выходные дни (ст. 177 КЗоТ РФ).
Поскольку работники моложе 18 лет вообще не допускаются к выполнению
ночных работ, их утренняя смена не может начинаться ранее 6 час., а вечерняя
- заканчиваться позднее 22 час.
Сверхурочной работой для лиц моложе 18 лет считается работа, превышающая
установленные для них сокращенные нормы продолжительности рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени зависит от возраста работника. В возрасте
от 16 до 18 лет она не может превышать 36 час. в неделю; в возрасте от 15
до 16 лет - 24 час. в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся,
работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать
половины норм, установленных для несовершеннолетних (не более 18 час. для
лиц в возрасте от 16 до 18 лет и 12 час. для лиц в возрасте от 14 до 16 лет).
Несовершеннолетние находятся под особой защитой законодательства в сфере
занятости и труда.
Выпускники общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений,
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования,
а также лица моложе 18 лет, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие
трудности в поиске работы, направляются организациями службы занятости в порядке

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>