стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комментарий Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"

Комментарий к статье 1 Закона

Часто понятие "вынужденный переселенец" путают с другими понятиями, например
"беженец", "перемещенные лица". В средствах массовой информации нередко можно
услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации
называют, например, "беженцы из Чечни", "беженцы из Ингушетии", "беженцы из
Северной Осетии" и т.д.
Вместе с тем эти термины отличаются друг от друга. Определение понятия
"беженец" будет рассмотрено в комментарии Закона о беженцах. Что касается
понятия "перемещенные лица", то, как правило, оно используется в международной
практике в отношении лиц, ставших вынужденными мигрантами в пределах своей
страны. В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, вместо термина "перемещенные
лица" употребляется термин "вынужденные переселенцы". Они остаются на территории
своего государства и как его граждане имеют все права, которыми пользуются
остальные граждане на его территории.
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской
Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской
Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства.
В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской
Федерации, который:
вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства
и прибыл на территорию России;
вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов
Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее
гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо
без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории
Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России
по вышеуказанным обстоятельствам. И, наконец, вынужденным переселенцем может
быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории
одной из республик, входившей с состав Советского Союза, получивший статус
беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского
гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства,
препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение
гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской
Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации"
с изменениями и дополнениями*(1) и Положением о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации в редакции, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 27 декабря 1993 г. N 2299*(2).
Пункт 1 комментируемой статьи содержит перечень причин, на основании
которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем. К их числу относятся:
насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию
в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком,
а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями.
Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить
поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина
или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное
лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия,
но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Комментарий к статье 2 Закона

Настоящая статья Закона определяет круг субъектов, которые в силу указанных
в ней обстоятельств не могут быть признаны вынужденными переселенцами. Их
можно подразделить на три категории.
К первой из них относятся лица, совершившие опасные общественные деяния,
признаваемые тяжкими преступлениями в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Вторую категорию составляют лица, пропустившие установленный в Законе
срок для обращения в компетентные органы с ходатайством о признании их вынужденными
переселенцами.
И, наконец, в последнюю категорию можно включить тех, кто изменил место
своего постоянного жительства по причинам экономического характера, вследствие
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и т.п.
Рассмотрим более подробно содержание изложенных в комментируемой статье
пунктов.
В соответствии с первым пунктом статьи вынужденным переселенцем не может
быть признано лицо, совершившее деяние, предусмотренное разделом XII "Преступления
против мира и безопасности человечества" Уголовного кодекса Российской Федерации.
В этот раздел включены статьи, предусматривающие такие составы преступлений,
как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353);
публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст.354); производство
или распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных
средств и методов ведения войны (ст.356); геноцид (ст.357); экоцид*(3) (ст.358);
наемничество (ст.359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются
международной защитой (ст.360).
На основании п.2 настоящей статьи не может быть признано вынужденным
переселенцем лицо, пропустившее без уважительной причины установленный для
подачи ходатайства о признании вынужденным переселенцем 12-месячный срок с
того дня, когда оно покинуло прежнее место жительства. Также в соответствии
с данным пунктом не может быть признано вынужденным переселенцем лицо, имевшее
ранее статус беженца и утратившее его вследствие приобретения гражданства
и не обратившееся без уважительных причин в течение 1 месяца со дня утраты
статуса беженца с ходатайством о предоставлении ему статуса вынужденного переселенца.
Пункт 3 комментируемой статьи непосредственно связан с п.1 ст.1. В нем
перечислены обстоятельства, в силу которых то или иное лицо может быть признано
вынужденным переселенцем. Перечень этих обстоятельств носит закрытый характер,
и, чтобы усилить акцент на этом аспекте, законодатель намеренно ввел в Закон
п.3 данной статьи, ограничивающий круг лиц, которые могут претендовать на
статус вынужденного переселенца, исключив обстоятельства экономического, природного
и техногенного характера, а также ситуации, связанные с эпидемиями и голодом.

Комментарий к статье 3 Закона

Решением вопроса о признании лиц вынужденными переселенцами занимаются
органы Федеральной миграционной службы России на соответствующей территории:
орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, края,
области, автономной области либо автономного округа, городов федерального
значения - Москвы и Санкт-Петербурга*(4). В случае отсутствия на территории
субъекта Федерации территориального органа миграционной службы ФМС России
может возложить исполнение его функций на другой территориальный орган миграционной
службы, действующий на сопредельной территории.
Для признания лица вынужденным переселенцем оформляется ходатайство на
имя руководителя территориального органа миграционной службы или на имя руководителя
соответствующего органа исполнительной власти по форме установленного образца.
В ходатайстве указываются личные данные обратившегося, национальность, гражданство,
семейное положение и данные о членах его семьи с указанием степени родства
прибывших вместе с ходатайствующим, адрес последнего постоянного места жительства
и причины, вынудившие его уехать; языки, которыми данное лицо владеет; наличие
родственников на территории Российской Федерации, место предполагаемого поселения
на территории России, а также другие дополнительные сведения, в том числе
касающиеся отношения ходатайствующего и членов его семьи к военной службе
и др. В ходатайстве, кроме того, указываются время и место поступления ходатайства,
наименование органа, рассматривающего ходатайство, а также наименование органа,
который будет принимать решение о предоставлении статуса вынужденного переселенца,
и делается запись о принятом решении.
С указанным ходатайством можно обращаться как лично, так и через уполномоченного
на то представителя. Уполномоченным представителем признается лицо, которое
выступает от имени представляемого в силу закона или административного акта
(родитель в отношении несовершеннолетних детей, усыновитель в отношении несовершеннолетних
усыновленных, опекуны и попечители в отношении подопечных). Выступать представителем
можно и на основании доверенности, заверенной в установленном порядке. В отношении
детей, воспитание которых полностью осуществляется детскими учреждениями,
а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве и помещенных
в соответствующие учреждения, выполнение обязанностей опекунов и попечителей
осуществляется администрацией учреждения, в котором находится подопечный.
Лицо, покинувшее место жительства и лично подавшее ходатайство, предъявляет
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность. Вместе
с ним подается и документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской
Федерации либо факт подачи в установленном порядке заявления или ходатайства
о приобретении гражданства Российской Федерации. Также предъявляются подлинники
других документов, необходимых для рассмотрения ходатайства: свидетельство
о рождении - для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, свидетельство
о браке либо о его расторжении, пенсионное удостоверение, личная книжка одинокой
матери, удостоверение, выдаваемое многодетной семье, и пр.*(5).
При необходимости представляются материалы, свидетельствующие о времени
прибытия на территорию Российской Федерации, а также о совершении в отношении
заявителя и/или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо
реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам и обстоятельствам,
предусмотренным в п.1 ст.1 Закона.
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем до оставления
места жительства, должно приложить к ходатайству заверенные в установленном
порядке копии документов, необходимых для рассмотрения вопроса, а также копии
материалов, подтверждающих обоснованность переезда заявителя и членов его
семьи по основаниям, изложенным в п.1 ст.1 Закона. При приеме ходатайства
сотрудник территориального органа миграционной службы проверяет полноту и
правильность его заполнения. При этом он может затребовать дополнительную
информацию, необходимую для оценки доводов и достоверности сведений, сообщенных
заявителем.
Для детей, разлученных или потерявших родителей во время переезда на
территорию России, представителем территориального органа миграционной службы
заполняется опросный лист по специально установленной форме и принимаются
меры к их передаче местным органам опеки и попечительства.
Как уже было сказано, по настоящему Закону вынужденными переселенцами
признаются не только лица, проживающие на территории Российской Федерации,
но и лица, постоянно проживающие на территории иностранного государства, но
имеющие при этом российское гражданство. В последнем случае этим лицам предоставляется
право обращения с ходатайствами о признании вынужденными переселенцами в дипломатическое
представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве
их пребывания. Соответствующее дипломатическое представительство или консульское
учреждение пересылает данное ходатайство в федеральный орган миграционной
службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого
переселения.
В свою очередь федеральный орган миграционной службы пересылает поступившее
в его адрес ходатайство, заполненное лицом до оставления места жительства,
в территориальный орган миграционной службы по месту указанного лицом предполагаемого
переселения либо в один из территориальных органов миграционной службы. При
этом федеральный орган миграционной службы письменно извещает заявителя о
направлении его ходатайства в территориальный орган миграционной службы.
Поступившее ходатайство должно рассматриваться руководителем территориального
органа миграционной службы или уполномоченным им должностным лицом в течение
трех дней со дня его поступления. Если окончание указанного срока приходится
на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих
дней. В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства,
решение по возможности принимается в день подачи ходатайства. Датой подачи
ходатайства считается день представления документов, необходимых для его рассмотрения.
Все принятые ходатайства фиксируются в журнале учета ходатайств.
Решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации принимает
руководитель территориального округа миграционной службы (его заместитель)
либо уполномоченное им должностное лицо. Это решение оформляется протоколом
в произвольной форме. Запись о принятом решении вносится в бланк ходатайства
и журнал учета ходатайств.
При положительном решении вопроса заявителю и членам его семьи старше
18 лет в день принятия решения выдается свидетельство о регистрации ходатайства
под расписку при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего
личность. Выдача свидетельства также регистрируется в книге учета свидетельств.
Если заявитель подал ходатайство до оставления места жительства на территории
иностранного государства, данное свидетельство направляется ему заказным письмом
вместе с уведомлением. Заявителю, находящемуся на территории Российской Федерации,
высылается уведомление с указанием адреса, по которому он может получить свидетельство.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об экстренном
массовом приеме на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства
по обстоятельствам, предусмотренным п.1 ст. 1 Закона, территориальный орган
миграционной службы по решению федерального органа миграционной службы незамедлительно
осуществляет их учет и оказывает содействие в размещении. В дальнейшем работа
с лицами, пожелавшими получить статус вынужденного переселенца, проводится
территориальным органом миграционной службы в порядке, установленном настоящим
Законом.

Комментарий к статье 4 Закона

Настоящий Закон устанавливает определенные права и обязанности как в
отношении лиц, уже получивших статус вынужденного переселенца, так и тех из
них, кто получил лишь свидетельство о регистрации ходатайства о признании
вынужденным переселенцем.
Прежде всего лицо, получившее указанное свидетельство, имеет право на
получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи.
Для реализации этого права ему необходимо подать соответствующее заявление
в письменной форме в территориальный орган миграционной службы по месту его
пребывания на территории России. В этом заявлении следует указать прибывших
с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста. Пособие выплачивается
не только заявителю, но и всем прибывшим с ним членам семьи, не достигшим
18-летнего возраста. Оно установлено в размере одного минимального размера
оплаты труда на каждого члена семьи, указанного в заявлении*(6).
Единовременное денежное пособие для лиц, относящихся к категории малообеспеченных
(одиноких пенсионеров, одиноких инвалидов, семей, состоящих только из пенсионеров
и (или) инвалидов, одинокого родителя (заменяющего его лица) с ребенком или
с детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семьи с тремя и более детьми в
возрасте до 18 лет) устанавливается в повышенном размере и составляет 1,5
минимального размера оплаты труда. При подаче данного заявления необходимо
представить следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий
личность; свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным
переселенцем. При этом следует учитывать, что для рассмотрения заявления на
получение указанного пособия помимо вышеназванных могут быть затребованы дополнительные
документы, подтверждающие право этих лиц на получение пособия в повышенном
размере.
Территориальный орган миграционной службы в течение одного дня со дня
подачи заявления принимает соответствующее решение и выдает заявителю справку
на получение пособия установленного образца.
Образец справки утверждается Федеральной миграционной службой России
по согласованию со Сберегательным банком Российской Федерации.
В справке указываются:
фамилия, имя, отчество получателя пособия;
предназначенная к выплате денежная сумма;
территориальный орган миграционной службы, выдавшей справку на получение
пособия;
учреждение Сберегательного банка Российской Федерации, осуществляющее
выплату пособия;
дата выдачи справки.
Справка удостоверяется подписью руководителя территориального органа
миграционной службы, выдавшего ее, и печатью этого органа.
Территориальный орган миграционной службы, выдавший данную справку, делает
соответствующие записи в учетной карточке заявителя и в свидетельстве о регистрации
ходатайства.
Указанная справка гарантирует выплату в соответствующем учреждении Сберегательного
банка предназначенной денежной суммы. Справка действительна в течение двух
дней со дня ее выдачи. В случае неиспользования заявителем справки в указанный
срок территориальный орган миграционной службы, выдавший ее, вправе продлить
срок ее действия.
Предназначенная денежная сумма выплачивается лицу, указанному в справке
на получение пособия, соответствующим учреждением Сберегательного банка при
предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя.
Выплата пособий производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых
на реализацию мероприятий Федеральной миграционной службы. При отказе в предоставлении
статуса вынужденного переселенца лицу, уже получившему свидетельство о регистрации
соответствующего ходатайства, данная сумма возврату не подлежит.
Что касается лица, умышленно сообщившего ложные сведения или предъявившего
заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для выплаты пособия,
то оно обязано возместить полученные средства территориальному органу миграционной
службы, выдавшему справку на получение пособия.
Закон предоставляет лицам, получившим свидетельство о регистрации соответствующего
ходатайства, право на получение направления на проживание в центр временного
размещения вынужденных переселенцев, получение там питания по установленным
нормам и пользование коммунальными услугами. В настоящее время на территории
России действуют 23 центра временного размещения и 23 пункта первичного приема.
В них проживает 4 тыс. человек
Центр временного размещения вынужденных переселенцев (далее - центр)
является государственным учреждением Федеральной миграционной службы России.
Он предназначен для временного проживания лиц, получивших свидетельство о
регистрации ходатайства о признании лиц вынужденным переселенцем, и прибывших
с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста. Кроме того, в центре
могут проживать вынужденные переселенцы, уже получившие соответствующий статус,
при отсутствии возможности самостоятельного определения ими места жительства
или места пребывания на территории Российской Федерации (для удобства названные
категории лиц далее будут именоваться - размещенные лица).
Прием в центр размещенных лиц осуществляется по направлению территориального
органа миграционной службы, в ведении которого находится центр, или по согласованию
с ним - другого территориального органа миграционной службы. Решение о выдаче
направления в центр принимается на основании письменного заявления и предъявления
паспорта либо других документов, удостоверяющих личность заявителя.
Направление в центр действительно в течение 5 дней со дня его выдачи.
При наличии уважительных причин срок действия направления может быть продлен
до 30 дней территориальным органом миграционной службы, в ведении которого
находится центр. В направлении указываются условия и срок временного проживания
в центре, который не должен превышать 3 месяцев.
Центр предоставляет размещенным лицам в день их прибытия места для временного
проживания после прохождения ими обязательного медицинского осмотра.
В соответствии с Типовым положением о центре временного размещения вынужденных
переселенцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 января 1997 г. N 53*(7), центр, исходя из возложенных на него задач,
обеспечивает размещенных лиц койко-местами с комплектом постельных принадлежностей,
предметами личной гигиены и талонами на 3-разовое питание, а также оказывает
содействие в обеспечении бесплатной медицинской и лекарственной помощи в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения с соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Размещенные лица оплачивают проживание в центре в размере, установленным
этим центром по согласованию с соответствующим территориальным органом миграционной
службы. Размер платы не должен превышать установленной в данной местности
стоимости проживания в общежитии или гостинице низшего разряда.
Для малообеспеченных лиц (напомним, что к ним относятся одинокий пенсионер,
одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов,
одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или с детьми в возрасте
до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет)
могут быть предоставлены льготные условия временного проживания в центре (бесплатное
или частичное снижение платы за проживание) по решению территориального органа
миграционной службы.
Питание указанных лиц осуществляется за плату в блоке питания центра
или в общественных пунктах питания на договорной основе по безналичному расчету.
Нормы расходов на питание устанавливаются Федеральной миграционной службой
России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее
время в соответствии с Федеральной миграционной программой на 1998 - 2000
годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10
ноября 1997 г. N 1414*(8), норма расходов на питание на 1 человека в сутки
составляет 10 рублей. От платы за питание освобождаются нетрудоспособные размещенные
лица, нетрудоспособность которых подтверждается надлежаще оформленными медицинскими
документами. Территориальный орган миграционной службы может принимать решения
о полном или частичном освобождении от платы за питание в центре малообеспеченных
размещенных лиц.
В Типовом положении о центре временного размещения предусмотрена возможность
индивидуального приготовления пищи в специально отведенных и оборудованных
для этого местах.
Что касается размещенных лиц, прибывших на территорию Российской Федерации
в экстренном массовом порядке, то их проживание и питание в центре осуществляются
бесплатно в течении 30 дней. В дальнейшем эти вопросы решаются в индивидуальном
порядке, но на основании соответствующих норм Типового положения о центре
временного размещения вынужденных переселенцев (см. пп.13, 14).
Проживающие в центре наделяются и некоторыми другими правами, среди которых
право на:
обеспечение койко-местами с комплектом постельных принадлежностей и предметами
личной гигиены;
бытовое обслуживание;
получение в установленном порядке льгот в связи с временным проживанием
в центре;
содействие в обеспечении их детей местами в общеобразовательных учреждениях;
получение полной информации о возможности их жилищного обустройства и
трудоустройства;
ознакомление с правилами временного проживания в центре;
получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Настоящий Закон устанавливает возможность получения медицинской помощи
не только для проживающих в центре, но и для всех тех, кто имеет свидетельство
о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем и не проживает
в указанном центре. Причем в Законе оговаривается, что данное лицо имеет право
на бесплатную медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Это означает, что данная категория лиц пользуется правами, установленными
в Основах законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. "Об охране
здоровья граждан" (в редакции от 2 марта 1998 г.)*(9), наравне с остальными
гражданами России и имеет определенные льготы, как и другие граждане Российской
Федерации, в соответствии с вышеназванными Основами законодательства и другими
актами, регулирующими вопросы здравоохранения.
В отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих
на территории России и получивших свидетельство о регистрации соответствующего
ходатайства, действуют нормы, устанавливающие, что порядок оказания им медицинской
помощи определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации и министерствами
здравоохранения республик в составе Российской Федерации.
Комментируемый Закон также предусматривает, что лицо, получившее свидетельство
о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, имеет
право на оказание ему содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к
месту временного поселения. Предоставленное право реально обеспечивается постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 725, утвердившим Порядок
оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства
о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении
проезда и провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства*(10).
В этом документе определены необходимые условия реализации указанного права
и непосредственно сам порядок его осуществления.
Содействие в обеспечении проезда и провоза багажа вышеназванным лицам
оказывает территориальный орган миграционной службы, в который они обратились.
Этот орган выдает соответствующее направление на приобретение в приоритетном
порядке в транспортной организации за счет собственных средств билетов и багажных
квитанций (далее именуются - проездные документы)*(11).
Малообеспеченные лица получают проездные документы бесплатно для следования
от места регистрации ходатайства к новому месту пребывания.
Причем в законодательстве строго оговорено, что правом на получение содействия
в обеспечении проезда и провоза багажа указанные лица могут воспользоваться
не более одного раза.
Для реализации имеющегося права заинтересованные лица должны подать заявление
в территориальный орган миграционной службы, указав в нем прибывших с ними
членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, и предполагаемое направление
следования (пункт назначения)*(12).
При подаче заявления должны предъявляться паспорт или иной документ,
удостоверяющий личность заявителя и свидетельство о регистрации ходатайства
о признании его вынужденным переселенцем.
Для рассмотрения заявления о предоставлении бесплатного проезда и провоза
багажа могут быть затребованы дополнительные документы, подтверждающие право
заявителя на получение указанных льгот.
Территориальный орган миграционной службы в течение одного дня со дня
подачи заявления должен принимать соответствующее решение и выдать заявителю
направление не приобретение проездных документов.
В этом направлении указываются:
фамилия, имя, отчество заявителя и членов его семьи;
вид проездных документов и их количество;
направление следования (пункт назначения);
территориальный орган миграционной службы, выдавшей направление на приобретение
проездных документов;
транспортная организация, осуществляющая продажу (выдачу бесплатно) проездных
документов;
дата выдачи направления.
Направление удостоверяется подписью руководителя территориального органа
миграционной службы, выдавшего его, и печатью этого органа.
Территориальный орган миграционной службы, выдавшей направление на приобретение
проездных документов, вносит соответствующие записи в учетную карточку заявителя
и свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем.
Направление действительно в течение двух дней со дня его выдачи. В случае

стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>