<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на именные блокированные целевые счета вынужденных переселенцев, открываемые
в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации. В течение двух недель
после поступления средств на счета заемщиков они предоставляют необходимые
документы на соответствующую покупку или выполненную работу и получают право
на расходование ссуды.
Все расчеты между заемщиком и продавцом, заемщиком и заимодателем или
подрядчиком оформляются на основании предъявленных документов по безналичному
расчету.
Ссуды, не востребованные заемщиком в течение 3 месяцев со дня зачисления
на именной счет, подлежат возврату на бюджетный счет территориального органа
миграционной службы, оформившего договор на выдачу ссуды.
В случае изменения места работы, места жительства, перемены фамилии,
имени, отчества, а также при других обстоятельствах, способных повлиять на
выполнение обязательств по договору, заемщик в 30-дневный срок уведомляет
об этом территориальный орган миграционной службы, предоставивший ссуду.
По желанию заемщика ссуда погашается досрочно. Погашение ссуды осуществляется
путем перечисления заемщиком денежных средств на бюджетный счет Миграционной
службы или по заявлению заемщика - путем списания суммы взноса со счета по
вкладу, удержания из заработной платы, платежей по социальным трансфертам
и иных источников дохода заемщика или совершеннолетних членов его семьи, указанных
в договоре. При этом услуги по перечислению средств оплачиваются отправителем.
Ссуда подлежит досрочному взысканию в случаях:
ее нецелевого использования;
образования у заемщика просроченной задолженности свыше 6 месяцев без
уважительной причины;
при продаже, дарении и в других случаях, когда жилье переходит в собственность
юридического либо физического лица, не несущего солидарной ответственности
за возврат ссуды;
предоставления заведомо ложных сведений или заведомо фальшивых документов,
послуживших основанием для выдачи ссуды;
получения заемщиком или членом его семьи компенсации за утраченное по
месту прежнего жительства жилье и (или) имущество.
В случаях образования задолженности по возврату ссуды к заемщику могут
применяться штрафные санкции в установленном порядке.
Заключенные договоры о предоставлении ссуды действуют до полного погашения
ссуды, независимо от срока действия статуса вынужденного переселенца заемщика
и членов его семьи.
Поступившие от возврата ссуды средства используются территориальным органам
миграционной службы по той же статье затрат.
Обслуживание вынужденных переселенцев по выдаче ссуды производится учреждениями
Сберегательного банка Российской Федерации на основе соглашения, заключаемого
с Федеральной миграционной службой Российской Федерации.
Территориальные органы миграционной службы ведут учет заемщиков. Сведения
об оформленных договорах и выдаче (возврате) ссуд фиксируются в журнале учета
выдачи (возврата) ссуд по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой
России.
Территориальные органы миграционной службы, оформившие предоставление
ссуды, осуществляют контроль за ее использованием по назначению и ежеквартально
представляют в Федеральную миграционную службу России отчеты о выдаче и возврате
ссуд по установленной Федеральной миграционной службой России форме.
Вынужденные переселенцы, использовавшие ссуду, снимаются с учета на улучшение
жилищных условий. Члены семьи вынужденного переселенца, получившего названную
ссуду, утрачивают право на получение ссуды в качестве самостоятельных заемщиков.
Пункт 4 настоящей статьи предусматривает, что органы исполнительной власти
Российской Федерации и ее субъектов должны оказывать содействие вынужденным
переселенцам в возвращении их имущества, оставленного ими на территории России.
При невозможности возвращения имущества, как гласит данный Закон, вынужденным
переселенцам выплачивается компенсация. При этом условия и порядок возвращения
имущества и выплаты компенсации должны определяться Правительством Российской
Федерации.
В этих целях Правительству Российской Федерации необходимо разработать
механизм возмещения ущерба и компенсации за оставленное имущество вынужденным
переселенцам. Для этого следует подготовить и принять нормативный акт, в котором
определялись бы порядок и сроки обращения лица по вопросу о возмещении нанесенного
ему ущерба, конкретно органы, обязанные рассматривать и решать эти вопросы,
порядок определения размера ущерба, сроки его выплаты, а также гарантии, в
том числе и судебного характера, защиты прав вынужденных переселенцев на возвращение
оставленного имущества либо компенсации понесенного ущерба при невозможности
возврата имущества.
В настоящее время такие акты разработаны лишь для отдельных категорий
вынужденных переселенцев. Так, после событий в Северной Осетии в 1992 году
было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994
г. N 1075-р, на основе которого разработан Порядок выплаты денежной компенсации
вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского
конфликта*(46). Он распространялся на граждан вынужденно покинувших постоянное
место жительства в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта, признанных
вынужденными переселенцами миграционной службой Республики Северная Осетия
либо миграционной службой Ингушской Республики до 28 февраля 1993 г. и понесших
материальный ущерб в связи с утратой жилья и другого имущества. Им предусматривалась
выплата компенсации за утраченное имущество, в которое включались застрахованные
строения (дома, садовые домики, хозяйственные постройки, гаражи), незастрахованное
имущество, а также застрахованные сельскохозяйственные животные и другое имущество.
Выплаты денежной компенсации производились Временной администрацией на части
территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики.
Заявления о выплате компенсации с предъявлением всех необходимых документов
(паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; справки о составе
семьи на момент регистрации вынужденным переселенцем; документов, подтверждающих
право владения имуществом; удостоверения о регистрации в качестве вынужденного
переселенца и др.) должны быть подаваться не позднее 31 декабря 1994 г.
Правовыми актами, на основании которых в настоящий момент производятся
выплаты гражданам, в том числе и вынужденным переселенцам из Чечни, являются
Указ Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. "О дополнительных
компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса
в Чеченской Республике" и принятый на его основе Порядок выплаты компенсаций
за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения
кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. Он был утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510*(47)
В этом документе устанавливаются категории граждан, имеющих право на получение
компенсации, ее виды и размер, а также условия получения.
Право на эту компенсацию имеют те, кто:
утратил на территории Чечни жилье независимо от формы его собственности
и степени разрушения и/или личное имущество;
безвозвратно покинул Чеченскую Республику и встал на учет в территориальном
органе миграционной службы в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996
г.;
снялся всей семьей с регистрационного учета (выписался) по прежнему месту
жительства на территории Чечни;
и, наконец, отказался всей семьей от права собственности на жилье на
территории Чечни. При этом заявление об отказе должно быть засвидетельствовано
нотариусом.
Гражданин, претендующий на компенсацию, должен удовлетворять всем вышеперечисленным
условиям.
Эта компенсация выплачивается один раз на семью. Необходимо иметь в виду,
что граждане, владеющие на праве частной собственности несколькими жилыми
помещениями, вправе получить компенсацию только за одно из них.
Не имеют право на компенсацию граждане:
получившие постоянное жилье по новому месту жительства;
члены семьи которых остались проживать на территории Чеченской Республики;
приобретшие или получившие разрушенное полностью или частично жилое помещение
после 12 декабря 1994 г.;
проживавшие на территории Чечни в гостиницах, общежитиях и служебных
помещениях на условиях временного найма.
Решением вопросов, связанных с выплатой компенсаций, занимается специально
созданный орган - временные комиссии при органах исполнительной власти субъектов
Федерации.
Компенсации за утраченное жилье и за утраченное имущество рассчитываются
по-разному.
Так, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов
на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей
площади на каждого члена семьи. Для граждан, зарегистрированных (прописанных)
на занимаемой ранее площади без других членов семьи, - 29 кв. метров общей
площади. Размер компенсации не должен превышать 120 млн. рублей на семью.
Начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним
российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья. Они определяются Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике на начало года.
Следует учитывать, что при начислении компенсации учитывается объем ранее
занимаемой общей площади жилья. То есть если гражданин занимал меньшую площадь,
чем указанные выше нормы, то размер компенсаций будет рассчитываться исходя
из фактически занимаемого ранее жилья.
При начислении компенсации учитываются все зарегистрированные на занимаемой
ранее площади члены семьи, даже если в период кризиса в Чечне они временно
отсутствовали. Причинами отсутствия могут быть учеба, военная служба, лечение,
длительная командировка. Это должно быть подтверждено соответствующими документами.
Однако они будут учитываться только в том случае, если не имеют любого иного
постоянного жилья.
Важно знать, что право на получение компенсации распространяется только
на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Что касается компенсации за утраченное имущество, то она устанавливается
в 50-кратном размере минимальной оплаты труда на каждого члена семьи для семей,
состоящих из трех человек включительно. На каждого последующего члена семьи
размер компенсации устанавливается в 10-кратном размере минимальной оплаты
труда. При этом вся сумма компенсации не может превышать 200-кратного размера
минимальной оплаты труда.
При определении размера компенсации не учитываются суммы, полученные
по обязательному и добровольному страхованию строений и имущества.
Процедура обращения за начислением компенсации включает прохождение следующих
этапов:
1. Прежде всего следует обратиться с заявлением в территориальные органы
миграционной службы по месту своей регистрации.
Те, кто покинул Чечню безвозвратно и выехал за пределы России, должны
обратиться с заявлением во временную комиссию Ставропольского края через миграционною
службу Ставропольского края.
2. При подаче заявления необходимо предъявить паспорт или иной документ,
удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи.
К заявлению должны прилагаться:
подлинники документов, подтверждающих право владения или пользования
жильем (выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, договор
купли-продажи, ордер, договор дарения, документ, свидетельствующий о приватизации
жилья, документ, подтверждающий полную выплату паевого взноса за жилье в жилищностроительном
кооперативе, и др.);
заявление об отказе всех членов семьи от права владения, пользования
и распоряжения жильем на территории Чеченской Республики. Подлинность подписей
всех членов семьи должна быть засвидетельствована нотариусом;
копия документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи,
а также копии документов, подтверждающих их родственные отношения. При необходимости
могут быть затребованы другие документы.
Датой подачи заявления считается день представления документов, необходимых
для рассмотрения вопроса о выплате компенсации.
3. Территориальный орган миграционной службы, принявший заявление, направляет
его в ФМС России, которая производит проверку на наличие повторно поданных
заявлений, принятых по ним решений и информирует о результатах проверки. После
этого территориальный орган миграционной службы направляет документы на выплату
компенсации в соответствующую временную комиссию.
4. Временная комиссия, получив документы, должна в течение 1 месяца принять
решение о выплате компенсации и ее размере либо об отказе в выплате. О своем
решении временная комиссия извещает заявителя в письменной форме.
5. Территориальный орган миграционной службы на основании принятых временной
комиссией решений формирует список граждан на получение компенсации, заявку
на финансирование и направляет их в Федеральную миграционною службу России
для внесения в банк данных.
В свою очередь ФМС формирует сводную заявку от всех территориальных органов
и направляет ее в Министерство финансов, которое перечисляет средства в ФМС.
Оттуда они распределяются между территориальными органами с учетом поданных
заявок.
6. Получив средства, территориальный орган миграционной службы осуществляет
компенсационные выплаты. Для этого соответствующая сумма перечисляется на
лицевой счет заявителя, открытый в учреждениях Сбербанка.
7. И, наконец, в заключение следует подчеркнуть, что граждане, получившие
компенсацию, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных
переселенцев и в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения
вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных
условий.
Кроме того, подп.2 п.4 комментируемой статьи обязывает органы исполнительной
власти Российской Федерации и ее субъектов оказывать вынужденным переселенцам
содействие в организации в соответствии с международными договорами Российской
Федерации перевозки их имущества, находящегося на территории иностранного
государства. При невозможности возвращения имущества вынужденным переселенцам
должна быть выплачена компенсация. Такая мера предусмотрена Соглашением СНГ
о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, подписанным главами государств
- участников СНГ в сентябре 1993 г.*(48). В ст.7 этого Соглашения устанавливается,
что "государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость
оставленного или утраченного ими на его территории жилья или другого имущества,
компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации
определяются по расценкам государства выезда. Порядок учета принадлежащего
беженцам и вынужденным переселенцам утраченного движимого и недвижимого имущества,
оценки материального ущерба и выплаты компенсации определяется совместно заинтересованными
Сторонами".
При подаче заявления на выплату компенсации необходимо предъявить документы
о приватизации жилья, о владении имуществом (дача, садовый участок, гараж,
автомобиль и др.), а также нотариально заверенную опись имущества с указанием
его стоимости и страховые полисы на имущество (если оно было застрахована).

Комментарий к статье 8 Закона

Российское законодательство, устанавливая норму, в соответствии с которой
вынужденный мигрант не может быть возвращен против его воли в страну (беженец)
либо на территорию (населенный пункт) (вынужденный переселенец), которую он
покинул, исходит из признания принципов и норм международного права. Так,
в соответствии со ст.33 Конвенции о статусе беженцев 1951 года государства,
участвующие в Конвенции, обязуются никоим образом не высылать или не возвращать
беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие
их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе
или политических убеждений. При этом помимо невысылки признается необходимость
взаимодействия и содействия государств в организации добровольного и индивидуального
возвращения, в том числе с целью воссоединения семей.
Законодатель закрепляет право вынужденных переселенцев на обжалование
в административном или судебном порядке решений и действий органов государственной
власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, ущемляющих их права,
предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Детально вопросы обжалования решений и действий органов государственной
власти, местного самоуправления и должностных лиц в вышестоящий орган или
в суд регламентируются Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N
4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан" (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ*(49).
В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой
в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных
органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены
его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных
лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся
коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление
официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия
решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности.
На основании Закона гражданин вправе обратиться с жалобой на действия
(решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо
к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного
самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению,
должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо
обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении
жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,
он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его
представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем
общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства,
либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного
служащего.
Лицо, права которого нарушены, может сразу обратиться с жалобой непосредственно
в суд, а не в вышестоящий орган.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения им письменного уведомления об отказе вышестоящего
органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня
истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее
письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен
судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение
информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных
Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан".
Одним из органов, специально созданных при Федеральной миграционной службе
России для полного и всестороннего рассмотрения поступающих в ФМС жалоб, является
Апелляционная комиссия. Ее деятельность регламентируется Положением об Апелляционной
комиссии ФМС России, утвержденным приказом ФМС России от 3 октября 1995 г.
N 141 "Об образовании Апелляционной комиссии ФМС России"*(50). Отметим, что
данная Комиссия рассматривает жалобы не только вынужденных переселенцев, но
и беженцев.
К компетенции Комиссии относится рассмотрение поступивших в ФМС России
заявлений граждан, обжалующих следующие решения территориальных органов миграционной
службы:
отказ в регистрации ходатайства о признании беженцем или вынужденным
переселенцем;
отказ в признании лица беженцем или вынужденным переселенцем;
отказ в регистрации ходатайства о предоставлении политического убежища
в Российской Федерации;
лишение лица статуса беженца или вынужденного переселенца.
Комиссия имеет право:
рассматривать и принимать решения по вопросам, относящимся к ее компетенции;
пересматривать свои решения в случаях сообщения заявителем ложных сведений,
послуживших основанием для принятия положительного решения по жалобе, либо
предъявления им заведомо подложных документов;
запрашивать и получать от заявителей и территориальных органов миграционной
службы информацию, документы и материалы по вопросам, входящим в компетенцию
Комиссии;
Разрабатывать и утверждать формы заявления об обжаловании решения территориального
органа, уведомления Комиссии о принятом решении и других документов Комиссии;
осуществлять контроль за исполнением принятых Комиссией решений;
приглашать на свои заседания представителей структурных подразделений
ФМС России и территориальных органов миграционной службы, а также граждан,
подавших жалобу;
вносить на рассмотрение руководства ФМС России предложения о наложении
взысканий на работников территориальных органов миграционной службы.
Комиссия не вправе принимать жалобы, которые ранее были рассмотрены в
судебном порядке и по которым имеются вступившие в законную силу решения суда.
Комиссия образуется в составе председателя, заместителя председателя,
секретаря и членов Комиссии. Ее персональный состав утверждается и изменяется
приказами ФМС России.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного
раза в месяц.
Решения Комиссии оформляются на бланках ФМС России и заверяются гербовой
печатью.
Жалоба на решение территориального органа миграционной службы должна
быть подана в сроки, установленные названным выше Законом "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Жалоба составляется заявителем в письменной форме.
В жалобе, помимо анкетных данных о заявителе, должно быть, в частности,
указано, какое решение какого территориального органа миграционной службы
обжалуется, подавалась ли аналогичная жалоба в суд и, если подавалась, какое
принято решение, а также содержаться информация, необходимая для рассмотрения
спорного вопроса по существу. К жалобе заявитель прилагает уведомление территориального
органа миграционной службы о принятом решении.
При необходимости Комиссия вправе потребовать составление жалобы по установленной
ею форме и/или дополнительное предоставление документов, необходимых для рассмотрения
спорного вопроса по существу.
Поступившие в ФМС России жалобы, рассмотрение которых отнесено к компетенции
Комиссии, регистрируются в канцелярии Управления делами при наличии материалов,
необходимых для полного и всестороннего рассмотрения вопроса по существу,
и передаются в секретариат Комиссии.
По результатам рассмотрения каждой жалобы Комиссия выносит отдельное
мотивированное решение.
Установив основание жалобы, Комиссия признает обжалуемое решение неправомерным
и обязывает территориальный орган миграционной службы, принявший такое решение,
удовлетворить требование заявителя.
Если Комиссия признает обжалуемое решение правомерным, она полностью
либо частично отказывает в удовлетворении жалобы.
Решение Комиссии вступают в силу со дня их принятия и в письменной форме
направляются заявителям и территориальным органам миграционной службы, решения
которых обжалуются.
Решение Комиссии, принятые в пределах своей компетенции, обязательны
для исполнения территориальными органами миграционной службы и не подлежат
пересмотру должностными лицами ФМС России и территориальных органов миграционной
службы.
Решения Комиссии, обязывающее территориальный орган миграционной службы
удовлетворить требование заявителя, подлежит исполнению в 7-дневный строк
со дня его получения. О мерах, принятых по исполнению такого решения, территориальный
орган миграционной службы обязан в течение 10 дней сообщить в Комиссию почтой
или факсимильной связью.
Решение территориального органа миграционной службы, в отношении которого
полностью либо частично отказано в удовлетворении жалобы, может быть обжаловано
гражданином в суде в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской
Федерации.

Комментарий к статье 9 Закона

В данной статье рассматриваются основания, по которым лица утрачивают
или лишаются статуса вынужденного переселенца. Понятие "утрата" и "лишение"
неравнозначны.
Так, утрата этого статуса происходит в случае прекращения гражданства
Российской Федерации, выезда лица для постоянного проживания за пределы Российской
Федерации и истечения срока действия статуса вынужденного переселенца (см.
комментарий об этом к ст.5 настоящего Закона).
В первом пункте комментируемой статьи указывается, что лицо утрачивает
статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.
Основания его прекращения перечислены в Законе Российской Федерации от 28
ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве". В соответствии с ним гражданство
Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства;
б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;
в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности
территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами
Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Причем прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и
прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно указанные обстоятельства.
Так, выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:
во-первых, по ходатайству гражданина в порядке, установленном названным
Законом;
во-вторых, в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении
выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг
или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство
в другое государство в установленном законом порядке.
Вместе с тем ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации
может быть отклонено, если гражданин проживает или намеривается поселиться
в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами
о правовой помощи, но имеет имущественные обязательства перед физическими
или юридическими лицами Российской Федерации либо неисполненные обязанности
перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской
Федерации.
Следует отметить, что выход из гражданства Российской Федерации не допускается:
а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную
службу и до ее окончания;

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>