стр. 1
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Научно-практический комментаpий Закона "Об основах туpистской
деятельности в Российской Федерации"

Глава I. Общие положения
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Глава III. Объединения туроператоров и турагентов, объединения
туристов
Глава IV. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава V. Безопасность туризма
Глава VI. Международное сотрудничество

Глава I. Общие положения

Комментарий к статье 1 Закона

Туризм; турист; виды туризма

1. Согласно Закону РФ "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон), под туризмом понимается временный выезд (путешествие)
гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой
деятельностью в месте временного пребывания.
Точное определение понятия "туризм" имеет не только терминологическое,
но и экономическое значение, поскольку Законом предусмотрена государственная
поддержка туристической деятельности как приоритетной отрасли экономики путем
создания благоприятных условий для ее развития. Это определение должно также
быть увязано с юридическим оформлением отношений, возникающих при туризме,
формы которых определены гражданским законодательством.
Определение туризма, данное в Законе, имеет несколько аспектов: субъективный,
временной и сущностно-целевой. Анализ этих аспектов свидетельствует, что определяющим
среди них является последний. Сущность туризма - путешествие. Это то, что
отличает туризм от других временных поездок с теми же целями, которые указаны
в Законе. Поэтому выдвижение на первый план в Законе временного фактора представляется
неправильным. Недаром в тексте Закона в дальнейшем упоминается лишь путешествие
и все, что с ним связано. В частности, содержание туризма раскрывается в понятии
"тур" - комплекс услуг, связанных с путешествием. Перечисленные в Законе цели
из-за смещения в определении акцентов перестают играть роль определителя понятия.*(1)
Например, является ли туризмом поездка гражданина на лечение в санаторий
по санаторной путевке и авиабилету, приобретенным им самостоятельно? Или:
может ли быть названа туристской поездка слушателя на семинар по повышению
квалификации? Вот типичное рекламное объявление в газете: "Институт (лицензия
на право занятия образовательной деятельностью...) проводит консультационные
семинары в Сочи, на Кипре и т.д. Программа семинара... Вместе с Вами могут
отдохнуть родные и близкие. Предоставляются скидки на детей. К Вашим услугам
комфортабельный отель на берегу моря, трехразовое питание в ресторане, увлекательная
экскурсионная программа, авиаперелет, страхование, визовая поддержка. Во время
семинара Вы совершите круиз в Израиль с посещением святых мест..."
Как видно, в этой рекламе отражены некоторые бесспорные элементы туристской
поездки. Тем не менее представляется, что это не туристская услуга. Это не
путешествие. Не случайно в приведенной рекламе указывается номер лицензии
на право занятия образовательной деятельностью, но не указан номер лицензии
на право занятия туристической деятельностью, поскольку ее, видимо, нет вообще.
По своей сущности это - повышение квалификации с выездом с постоянного места
жительства и предоставлением сопутствующих услуг. Предметом договора будет
оказание образовательных услуг. Это повлечет за собой применение к возникшим
отношениям специального законодательства об образовательной деятельности;
документы и другие требования законодательства о туризме не будут применяться;
изменится характер учета, налогообложения и т.д.
На практике сегодня предлагаются: шоп-туры, бизнес-туры, туры за автомобилями,
на учебу, на лечение и т.п. Представляется, что все подобные поездки могут
именоваться турами, туризмом только в том случае, когда они оформлены как
путешествия в соответствии с требованиями Закона, т.е., в частности, имеются
туристские путевки установленного образца и договор об оказании туруслуг с
организацией (индивидуальным предпринимателем), имеющей лицензию на занятие
туристической деятельностью. Без указанного оформления все предлагаемые "туры"
должны рассматриваться как транспортные, гостиничные, образовательные и другие
услуги, а организации, их оказывающие, не как туристические, а как оказывающие
соответствующие услуги (если у них имеется в необходимых случаях лицензия
на занятие соответствующей деятельностью).
Вывод о необходимости рассматривать туристские услуги как особый, имеющий
определенное содержание вид услуг подтверждается, например, Федеральной целевой
программой "Развитие туризма в Российской Федерации", которая различает санаторно-курортные
и туристско-экскурсионные услуги, туристические и санаторно-курортные учреждения
(правда, указывается, что последние, по международной классификации, относятся
к объектам туристического хозяйства, понятие которого российскому законодательству
неизвестно). В печати рассматривается вопрос о разграничении полномочий туризма
и санаторно-курортного дела. Представляется, в частности, что, несмотря на
совпадение каких-то элементов этих видов деятельности, между ними существует
принципиальная разница в основных целях, а следовательно, и в методах, порядке
лицензирования и т.п.
Аналогичный подход к разграничению различных видов упомянутых услуг проявляется
в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость", который упоминает путевки
(курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения
отдыха, туристско-экскурсионные путевки. Каждая из указанных путевок имеет
свою форму в виде бланка строгой отчетности, утвержденного Минфином РФ. Льготы
по налогу на добавленную стоимость (освобождение от НДС) предоставляются лишь
при наличии указанных путевок.
К этому следует добавить, что Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной
сертификации (утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1013),
предусматривает: в разделе "Жилищно-коммунальные услуги" - услуги гостиниц
и прочих мест проживания; в разделе "Туристские и экскурсионные услуги" -
туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам; туристские походы
выходного дня; услуги по предоставлению мест проживания; экскурсии.
Понятие туризма целесообразно сформулировать следующим образом: туризм
- это путешествие граждан продолжительностью от 24 часов до 6 месяцев подряд
либо хотя и меньше 24 часов, но с ночевкой, в целях, не связанных с оплачиваемой
деятельностью в месте (стране) временного пребывания.
2. Под выездом следует понимать выезд в буквальном смысле слова, независимо
от вида транспорта, а также выбытие пешком, на лошадях, на велосипедах, лодках,
плотах и т.п.
Выезд не считается туризмом, если он продолжается менее 24 часов (без
ночевки) и более 6 месяцев подряд.
3. Под оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания следует
понимать непосредственное выполнение гражданином какой-либо систематической
работы за вознаграждение, получаемое в месте временного пребывания или в ином
месте, выполнение трудовых обязанностей работником, направленным в командировку
по распоряжению работодателя в соответствии с трудовым законодательством либо
выехавшим по собственной инициативе для выполнения своих обязанностей, вытекающих
из гражданско-правового договора, а также предпринимательскую деятельность.
Поэтому не могут считаться туризмом поездки поверенных, лекторов, адвокатов
и тому подобных лиц, а указанные лица туристами, если их поездки не оформлены
как туристские и не оплачены ими.
4. Поскольку турист является потребителем туристских услуг, на него должно
распространяться определение понятия "потребитель", данное Законом РФ "О защите
прав потребителей". Основным элементом этого определения является приобретение
услуг для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. При этом
прибыль понимается как доход, полученный от предпринимательской деятельности.
В принципе определения понятий "турист" и "потребитель" совпадают. Различие
заключается в формулировании характера получаемого дохода. Комментируемый
Закон не допускает для туриста получение любой систематической оплаты, не
говоря уже о получении прибыли (систематичность вытекает из употребления в
Законе слова "деятельность"). Коллизия двух названных законов очевидна, но
не является антагонистической, она вызвана спецификой туриста как потребителя
услуг.
Поскольку Закон РФ "О защите прав потребителей" является общим, а комментируемый
- специальным, должно применяться понятие туриста, данное в последнем Законе.
Таким образом, для того чтобы гражданин получил защиту своих потребительских
прав в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, он должен
отвечать понятию туриста.
В этом случае турист-потребитель будет иметь соответствующие права не
только когда он заключил договор на туристскую услугу, но и когда он еще только
имеет намерение это сделать. Право на достоверную и полную информацию обо
всех деталях поездки особенно важно для туриста.
5. Закон определяет виды туризма, исходя из различных критериев: соотношения
места постоянного проживания туриста и места (цели) путешествия (туризм внутренний,
выездной, въездной), источника финансирования (туризм социальный), способа
организации путешествия (туризм самодеятельный). В связи с последним видом
туризма возникает ряд вопросов правового характера, вызванных отсутствием
договорных отношений, защитой прав и интересов самодеятельных туристов и т.п.
Федеральная целевая программа упоминает специализированные виды туризма,
в зависимости от цели путешествия, такие, как экологический, спортивно-оздоровительный,
культурно-познавательный.
Все упомянутые виды туризма имеют свою специфику в организации, обеспечении
безопасности туристов и т.п., которую необходимо учитывать.

Туристическая деятельность, туроператорская и турагентская
деятельность, продвижение туристского продукта

Согласно Закону, под туристической деятельностью следует понимать деятельность
по организации путешествий. Деятельностью по организации путешествий могут
заниматься юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию
на право занятия конкретной туристической деятельностью.
Закон различает три вида деятельности по организации путешествий:
Деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.
Лица, занимающиеся такой деятельностью (туроператоры), осуществляют полный
цикл работ по организации путешествий, начиная от поиска объектов путешествия
(целей, маршрутов и т.п.), правового и материально-технического обеспечения
путешествий, включая перевозку, размещение, питание туристов и т.д. и т.п.
(формирование турпродукта) до организации мер по различным видам рекламы (продвижение
туристского продукта) и реализации турпродукта.
Деятельность по продвижению и реализации турпродукта, сформированного
туроператором (турагентская деятельность).
Иная деятельность по организации путешествий. Содержание этой деятельности
(в отличие от туроператорской и турагентской) Закон не раскрывает. Деятельность
организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков,
очевидно, не может быть отнесена к туристической, поскольку она не направлена
на организацию путешествий.
Как видно, понятие туристической деятельности сформулировано на основе
функционально-организационных признаков. Поэтому иная туристическая деятельность
(кроме деятельности туроператоров и турагентов) должна быть более четко определена
Законом как в функциональном, так и в организационном плане, включая вопросы
лицензирования и стандартизации этой деятельности.
Отнесение той или иной деятельности к туристической имеет не только понятийное
значение. Это влечет за собой специальное государственное регулирование согласно
гл.II Закона, в том числе предоставление различных льгот экономического характера.
Между тем в числе возможных получателей этих льгот конкретно упоминаются лишь
туроператоры и турагенты. Об иных лицах, занимающихся туристической деятельностью,
в гл.II Закона ничего не сказано.

Туристическая индустрия

Как видно из определения этого понятия, под туристической индустрией
понимается совокупность необходимых объектов материальной базы туризма, обеспечивающих
всестороннее удовлетворение требований туристов при совершении путешествий,
а также удовлетворение требований организаций, осуществляющих туроператорскую
и турагентскую деятельность и предоставляющих экскурсионные услуги и услуги
гидов-переводчиков.
Закон, используя понятие туристической индустрии, подчеркивает тем самым
необходимость комплексного подхода ко всем элементам этой индустрии при государственном
планировании ее развития, научном и правовом обеспечении взаимоотношений между
организациями, ее составляющими.
Хотя экскурсионные услуги Закон включил в понятие туристической индустрии,
тем не менее в тексте он отличает собственно туристские услуги от экскурсионных,
не раскрывая, однако, содержания различий.
Определение экскурсии дано в ГОСТ Р50690-94 "Туристско-экскурсионное
обслуживание. Туристские услуги. Общие требования" (п.3.2). Согласно этому
определению, экскурсия является туристской услугой, обеспечивающей удовлетворение
духовных, эстетических, информационных потребностей туристов.
Таким образом, экскурсия отличается от путешествия более узким набором
целей услуг и отсутствием такого элемента, как временный выезд с постоянного
места жительства на срок более 24 часов или с ночевкой. Эти существенные отличия
вряд ли позволяют определять экскурсионную услугу как туристскую, а экскурсанта
именовать туристом.
Другие нормативные документы по стандартизации туристско-экскурсионного
обслуживания, например ГОСТ Р50644-94, четко различают туриста и экскурсанта
как потребителей услуг различного вида. Такой подход представляется правильным.
Однако в связи с этим возникает вопрос о том, распространяется ли на экскурсионные
услуги действие Закона. Закон не употребляет термина "экскурсант", что было
бы целесообразно для определения его статуса на законодательном уровне.
Следует обратить внимание на то, что экскурсионные услуги могут предоставляться
как самостоятельный вид услуг, а также входить в набор услуг, предоставляемых
туристам в рамках туристского путешествия. В последнем случае они не имеют
самостоятельного значения и должны рассматриваться как один из элементов тура,
и, следовательно, вопрос об их статусе ясен.
Что касается экскурсии как самостоятельной услуги, следует отметить,
что Закон этот вопрос не регулирует. Сказанное относится и к услугам гида-переводчика,
услугам гостиниц и других мест размещения, предприятий общественного питания
и другим услугам. Регулирование указанных услуг как самостоятельных видов
услуг осуществляется Гражданским кодексом РФ (ГК) и специальным законодательством
(например, транспортными уставами и кодексами), иными нормативными правовыми
актами (например, Правилами предоставления гостиничных услуг, утвержденными
Правительством РФ) и Законом РФ "О защите прав потребителей". Последний Закон
регулирует туристскую услугу как единое целое, независимо от входящего в нее
набора услуг.

Тур, туристский продукт, туристская путевка,
туристский ваучер

До принятия и вступления в силу Закона в печати высказывались различные
мнения о юридической сущности и природе отношений, складывающихся в области
туризма, о применяемых при этом понятиях. В качестве типичного примера можно
привести статью "Туристический бизнес: особенности бухучета и налогообложения",
опубликованную в газете "Экономика и жизнь" (N 14, апрель 1996 г.).
Авторы справедливо указывают, что для решения указанных вопросов необходимо
рассмотреть некоторые особенности туризма как вида деятельности. Прежде всего
отмечается, что в этой области могут иметь место два типа договоров: между
туристической фирмой и туристом и между туристической фирмой и контактирующими
с ней организациями. Первый тип договоров определяется авторами как регулирующий
отношения продавца (исполнителя) и покупателя (заказчика), предметом которых
является предоставление туристу не самих услуг, а лишь прав (гарантий) на
их получение в будущем. Совокупность этих прав (гарантий) оформляется путевкой,
которая и является конечным продуктом деятельности турфирмы и соответственно
предметом ее реализации. Дата реализации продукции определяется датой продажи
путевки, а не датой совершения поездки. Фактическое получение самих услуг
рассматривается как процесс потребления приобретенной продукции (путевки).
С указанных отправных позиций делаются выводы о втором типе договоров,
а также о порядке учета и налогообложения по нескольким вариантам: первый
- турфирма реализует продукцию (путевку) собственного производства, покупая
у других организаций отдельные услуги; второй - фирма покупает готовую путевку
и затем перепродает ее (перепродажа товара без переработки); третий - фирма
просто реализует чужие путевки, оказывая посреднические услуги по договорам
комиссии, поручения, агентским и т.д.
Первый вариант соответственно именуется производственной схемой, второй
- торговой, третий - посреднической. Принципиальная установка на дифференцированный
подход к договорам второго типа является правильной. Не вдаваясь в анализ
целесообразности и правильности ведения бухучета по указанным вариантам, следует
отметить неправильный подход к определению юридической сущности отношений
(договора) первого типа. Путевка не является товаром, как и турист - покупателем
этого товара. Выражение "продажа путевки" имеет чисто бытовой характер. По
договору купли-продажи продавец передает вещь, притом в собственность. Путевка
в этом смысле вещью не является, она не может являться конечным продуктом
деятельности и предметом реализации турфирмы. На самом деле по своей конечной
цели отношения между турфирмой и туристом являются отношениями по оказанию
услуг, где сторонами являются заказчик (потребитель) и исполнитель, а не покупатель
и продавец. Именно такие термины употребляются в ГОСТах о туруслугах. Поэтому
говорить об услугах как о "процессе потребления путевки" юридически некорректно.
Со вступлением в силу части второй ГК РФ (1 марта 1996 г.) все дискуссии
о виде договора между туристом и турфирмой должны быть прекращены: это договор
возмездного оказания услуг. Об этом прямо сказано в ст.779 ГК. К сожалению,
Закон, принятый после вступления в силу части второй ГК, не учел указанной
нормы ГК, что не способствовало внесению ясности в рассматриваемые вопросы.
Данное в Законе определение тура как комплекса услуг, предоставляемых
туристу, является понятным и правильным. Реализация тура может означать только
одно - фактическое предоставление туристу заказанного и оплаченного комплекса
услуг.
Введенное в Закон понятие "туристский продукт" - право на тур, предназначенное
для реализации туристу, - искажает юридическую природу возникающих отношений
(оказание услуг), поскольку туристу нужно не право на тур, а сам тур - комплекс
услуг.
Появление этого понятия, очевидно, вызвано тем обстоятельством, что реализация
тура, как правило, не совпадает с моментом заключения договора и оплатой услуги.
Это не превращает, однако, реализацию тура в реализацию права на него.
Разрыв во времени между заключением договора и началом его исполнения
характерен для многих видов договоров. Такая ситуация возникает, например,
при предварительной покупке билетов на различные виды транспорта, зрелищные
мероприятия и тому подобные услуги.
По своей сущности тур и турпродукт являются понятиями идентичными и означают
лишь комплекс соответствующих услуг.
Определение турпродукта как права не согласуется с другими статьями Закона.
Так, например, статьи 4 и 5 Закона предусматривают сертификацию турпродукта.
Но нельзя же подвергнуть сертификации право. Согласно ст.9 Закона, турпродукт
формируется исходя из конъюнктуры туристического рынка или по конкретному
заказу туриста. Получается - право по заказу! Там же предусмотрена ответственность
за достоверность информации о турпродукте, возможность рассматривать эту информацию
как условие договора. В ст.10 Закона говорится о потребительских свойствах
турпродукта. Совершенно очевидно, что "право" не согласуется с этими положениями.
Приведенные примеры, которые можно продолжить, с несомненностью подтверждают
сделанный вывод о том, что турпродукт не может быть правом, а является, как
и тур, комплексом услуг. В соответствии с этим выводом туристская путевка
не может быть документом, подтверждающим факт передачи туристского продукта,
как записано в определении этого понятия.
Собственно, сам Закон (ст.10) по-другому определяет юридическую природу
путевки. (Подробно об этом см. комментарий к ст.10.)
Недостаточно четким является и определение понятия туристского ваучера.
Анализ этого понятия с учетом роли туристского ваучера, изложенной в ст.10
Закона, позволяет сделать вывод о том, что туристский ваучер не является документом,
устанавливающим право туриста на услуги, входящие в состав тура. Это право
турист приобретает на основании договора. Туристский ваучер - это технический
документ, подтверждающий право именно данного туриста на соответствующие услуги
и предъявляемый лицу, оказывающему их на основании договора с направляющей
фирмой. Ваучер также является тем документом, где подтверждается факт оказания
услуг, их объем и качество.

Комментарий к статье 2 Закона

1. Название статьи и ее содержание не соответствуют части первой ГК РФ,
вступившей в силу с 1 января 1995 года. В новом ГК изменено содержание понятия
"законодательство". На различных этапах в состав законодательства включались
наряду с законами (законодательными актами) также указы соответствующих государственных
органов, постановления Правительства и даже акты министерств и ведомств. Статьей
3 ГК (п.2) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК и принятых
в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные
ГК. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны
соответствовать ГК. Под термином "законодательство", применяемым во всех статьях
Закона, следует понимать ГК РФ, настоящий Закон и иные федеральные законы.
Таким образом, статья 2 Закона в принятой редакции подлежит применению с учетом
ст.3 ГК.
2. Под иными правовыми актами Российской Федерации, согласно ГК, понимаются
указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской
Федерации. Эти акты не входят в состав понятия "законодательство". Они должны
приниматься в соответствии с ГК и другими законами и не могут им противоречить.
В случае коллизии должны применяться нормы ГК и законов. ГК предоставляет
Президенту Российской Федерации право регулировать гражданские правоотношения
в полном объеме, т.е. указы Президента могут быть изданы по любому вопросу
гражданского права, за исключением отношений, регулирование которых может
осуществляться только федеральными законами: ограничение перемещения товаров
и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без
гражданства; защита определенных нематериальных благ (прав и свобод человека).
Статьей 3 ГК предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе
принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании
и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации.
3. Составляющая предмет Закона туристическая деятельность, т.е. деятельность
туроператоров и турагентов, является предпринимательской. Закон регулирует
отношения между гражданами и предпринимателями, а также отношения между последними.
Следовательно, в основном его нормы являются нормами гражданского права. Вместе
с тем Закон содержит нормы государственного права, определяющие политику государства
в рассматриваемой области (гл.II).
В связи с тем что, согласно Конституции РФ, гражданское законодательство
отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, органы субъектов
Российской Федерации не вправе принимать акты, содержащие нормы гражданского
права, в том числе и в области туристической деятельности.
4. Важное значение для регулирования оказания услуг, в том числе туристских,
имеют Правила оказания отдельных видов услуг, утверждаемые Правительством
РФ в соответствии со ст.38 Закона РФ "О защите прав потребителей". По своей
юридической природе эти акты, согласно ГК (ст.3), относятся к иным правовым
актам, могут содержать нормы гражданского права, издаются на основании и во
исполнение законов РФ и указов Президента РФ и должны соответствовать им.
Содержание указанных Правил определяется как прямыми указаниями Закона,
так и необходимостью регулирования многочисленных особенностей различных работ
и услуг, которые не могут быть именно в силу этого урегулированы Законом.
В 1997 году обновлено три акта, имеющие отношение к туризму. Утверждены:
Правила бытового обслуживания населения в РФ (Постановление Правительства
от 15.08.97 N 1025) вместо аналогичных Правил 1993 года; Правила предоставления
гостиничных услуг в РФ (Постановление Правительства РФ от 25.04.97 N 490)
вместо аналогичных Правил 1994 года; Правила оказания услуг общественного
питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.97 N 1036) вместо аналогичных
Правил 1993 года. Правила предоставления гостиничных услуг и услуг общественного
питания применяются при оказании соответствующих услуг на территории РФ как
в составе туристских услуг, так и самостоятельно. Упомянутые Правила отразили
изменения, вызванные принятием ГК РФ и новой редакции Закона "О защите прав
потребителей".
Новые Правила бытового обслуживания населения уточнили область их распространения
в зависимости от видов договоров, регулирующих соответствующие отношения.
Они распространяются на отношения, вытекающие из двух новых видов договоров,
предусмотренных ГК РФ: договора бытового подряда и договора возмездного оказания
услуг. Таким образом, в соответствии со ст.779 ГК Правила бытового обслуживания
населения (далее - Правила) распространяются на оказание туристских услуг
(в части, касающейся услуг).
В соответствии с требованиями Закона РФ "О защите прав потребителей"
Правила уточняют состав обязательной информации, предоставляемой потребителю
услуг, и порядок ее доведения до него.
Как и комментируемый Закон, Правила предусматривают оказание услуг на
основании письменного договора. Однако если в Законе договор "заключается"
(как это установлено ГК), то в Правилах он "оформляется". Такое различие формулировок
не вызвало бы особых возражений, если бы в Правилах (п.4) под договором не
понимались квитанция или иной документ, например, туристская путевка. Приведенный
в Правилах перечень сведений, которые должен содержать договор, не содержит
сведений о качестве услуги, об ответственности и т.д. Это позволяет сделать
вывод о том, что речь идет не о содержании договора, а о содержании документа,
подтверждающего заключение договора (квитанции, путевки и т.п.). Согласно
Правилам, этот документ подписывает лицо, принявшее заказ, тогда как договор
может быть подписан лишь руководителем организации или иным лицом, имеющим
такое право в соответствии с уставом.
В подтверждение указанного вывода можно сослаться на п.5 Правил, который
говорит уже не о договоре, а о документе, подтверждающем факт заключения договора
об оказании услуги.
Таким образом, можно констатировать, что Правила не регулируют содержание
договора об оказании услуг, в частности туристских. Вместе с тем следует отметить,
что Закон предусматривает как содержание договора, так и содержание путевки
(см. комментарий к ст.10 Закона).
Определенные несоответствия имеются между Правилами (п.8) и Законом РФ
"О защите прав потребителей" (ст.4) в части определения критериев качества
услуг.
В Правилах ничего не говорится об обязательных требованиях к качеству
услуг, обеспечивающих безопасность потребителя. Вместе с тем в Правилах более
удачно изложен вопрос об обычных требованиях к качеству услуг (см. комментарий
к ст.6 Закона).
Весьма полезным следует считать появление в Правилах специального раздела,
который называется "Особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения

стр. 1
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>