<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Соответственно этому кассационный суд вправе исследовать новые доказательства
и устанавливать новые факты, если признает доводы о невозможности представления
этих доказательств в суд первой инстанции убедительными (ст. 294). Согласно
ст. 305 (п. 4) ГПК , кассационный суд наделен двумя новыми полномочиями: изменить
или вынести новое решение на основании новых фактов, установленных по имеющимся
в деле или вновь представленным материалам. Единственным условием реализации
судом этих новых полномочий является ознакомление сторон с новыми материалами
любыми способами, не противоречащими закону.
Под новыми доказательствами следует понимать любые их виды, допускаемые
законом.
Согласно ст.330 ГПК, основанием к отмене решения, определения или постановления
суда в надзорном порядке (т.е. вступивших в законную силу) является неправильное
применение или толкование норм материального права либо существенное нарушение
норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта.
Перечень таких процессуальных нарушений содержится в ст.308 ГПК.
Таким образом, суд надзорной инстанции не входит в обсуждение достоверности
установленных фактов, обстоятельств и их оценки как основания для отмены решения,
определения, постановления суда. Возможность исследования новых доказательств
судом надзорной инстанции законом не предусмотрена. Новые доказательства,
не принятые судом первой инстанции или кассационным, могут представляться
и рассматриваться в порядке надзора лишь как обоснование допущенных ими процессуальных
нарушений, которые могут повлечь отмену соответствующих судебных актов. При
этом доказательства должны фигурировать в материалах дела.
В связи с нередкими отказами исполнителя добровольно удовлетворить обоснованные
требования потребителя следует обратить внимание на изменение ст.91 и 92 ГПК:
размеры возмещения расходов по оплате помощи представителя и вознаграждения
за потерю времени в связи с недобросовестным спором против иска теперь не
ограничены и определяются судом в разумных пределах и с учетом конкретных
обстоятельств.
4. Административная ответственность турорганизаций может наступить в
соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", Законом РФ "О стандартизации",
Законом РФ "О сертификации продукции и услуг".
Согласно ст.40 Закона "О защите прав потребителей", федеральный антимонопольный
орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за
соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей.
Этот орган (его территориальные органы) направляет:
- в пределах своей компетенции предписания исполнителям о прекращении
нарушения прав потребителей, в том числе о приостановлении оказания услуг
при отсутствии достоверной и достаточной информации;
- материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию
на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о
приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
- в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности
материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений,
связанных с нарушением предусмотренных Законом прав потребителей.
Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам
применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей. Федеральный антимонопольный
орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с исполнителями
о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе:
обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений
прав потребителей; предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга
потребителей, в том числе о ликвидации исполнителя или о прекращении деятельности
индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных
Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять в арбитражные
суды иски к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов
за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.
Он также может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс
по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Разъяснения, даваемые федеральным антимонопольным органом - Государственным
антимонопольным комитетом (далее - комитет), являются актами официального
толкования. Разъяснению подлежат вопросы применения соответствующих актов
- законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Эти разъяснения
имеют официальный характер, т.е. издаются от имени государства.
Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснения по вопросам
судебной практики на основе ее изучения и обобщения.
Разъяснения законодательства различными государственными органами не
могут содержать норм права. Поэтому они не могут применятся в качестве юридического
основания для принимаемых решений, в том числе судебных. Таким основанием
может быть закон и изданные в соответствии с ним нормативно-правовые акты
уполномоченных органов.
Государственный контроль осуществляется комитетом за соблюдением указанных
актов исполнителями услуг независимо от их организационных форм. Для реализации
результатов контроля комитет наделен широким кругом полномочий, предусмотренных
непосредственно в новой редакции Закона "О защите прав потребителей", а также
в других законах и иных правовых актах. Эти полномочия можно разделить на
три группы:
- осуществляемые непосредственно комитетом или его территориальными органами;
- направление материалов в государственные органы для принятия мер в
соответствии с их компетенцией;
- направление материалов в суд.
Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах
своей компетенции исполнителям предписаний, обязательных для исполнения, и
наложение на них штрафов за неисполнение предписаний.
Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей
установлен Положением о порядке рассмотрения комитетом и его территориальными
управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - Положение),
утвержденным Приказом комитета от 4 апреля 1996 года N 42. Этим же Приказом
отменены приказы комитета от 24 августа 1992 года N 185, от 23 апреля 1993
года N 51 и от 28 июня 1995 года N 89, регулировавшие порядок выдачи предписаний
и наложения штрафов комитетом и его территориальными управлениями.
Положением предусмотрено два существенно отличающихся друг от друга порядка
рассмотрения дел о выявленных нарушениях выдачи предписаний в зависимости
от характера нарушений: порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства
о защите прав потребителей и порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении
нарушений прав потребителей. Для рассмотрения дел о нарушениях, выявленных
в ходе проведения проверок, по перечню нарушений, установленных Положением,
предусмотрен порядок выдачи определенных предписаний по единоличному решению
начальника территориального управления (его заместителя).
Положением предусмотрены следующие нарушения:
- оказание услуг при отсутствии достоверной и достаточной информации
об услуге;
- непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе
и о режиме его работы.
Предписание о приостановлении оказания услуг в связи с нарушением установленного
порядка предоставления информации об услуге действует до получения исполнителем
письма территориального органа, выдавшего предписание, о разрешении возобновить
оказание услуг.
Срок действия предписания о прекращении нарушения правил информации об
исполнителе в Положении специально не оговорен. Очевидно, оно должно действовать
до устранения нарушений.
Предписание территориального управления вручается под расписку (письмом
с уведомлением о вручении) в трехдневный срок после составления акта проверки.
Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.
По нарушениям законов и иных правовых актов РФ о защите прав потребителей
рассмотрение дел и принятие решений о выдаче предписаний осуществляются комиссиями
комитета или территориального управления, состав которых определен Положением.
Дела рассматриваются, как правило, территориальным управлением по месту нахождения
исполнителя, если дело не принято комитетом к рассмотрению.
Положением определены права комитета и его территориальных управлений
в ходе подготовки и рассмотрения дел. Решение о возбуждении дела принимает
председатель соответствующей комиссии по материалам, представленным определенными
должностными лицами комитета и территориального управления. В отличие от дел,
рассматриваемых единолично по результатам проверок, основанием для возбуждения
"комиссионных дел" могут быть материалы общественных объединений потребителей,
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления, отдельных потребителей, депутатов, представления
прокурора, а также акты проверок исполнителей. При достаточности материалов
председатель соответствующей комиссии выносит определение о возбуждении дела
о нарушении законодательства о защите прав потребителей, содержание которого
определено Положением.
Дело должно быть рассмотрено в месячный срок со дня вынесения определения.
Положением регламентируется: процедура оповещения лица, в отношении которого
возбуждено дело, о времени и месте его рассмотрения; состав участников рассмотрения;
условия рассмотрения дела в отсутствие представителя привлекаемой к ответственности
организации; порядок рассмотрения ходатайств об откладывании рассмотрения
дела; порядок привлечения к участию в деле заинтересованных лиц; вопросы,
подлежащие выяснению на заседании комиссии; права представителя привлекаемой
организации и заинтересованных лиц; порядок ведения заседания и протокола;
основания для откладывания и приостановления рассмотрения дела и порядок вынесения
определения об этом; порядок вынесения решения, его содержание; порядок и
сроки вручения решения и предписания, содержание последнего; порядок и срок
исполнения предписания.
Комиссия может вынести решение о выдаче предписания либо о прекращении
дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранения нарушения,
ликвидации организации, неподведомственности дела комитету (территориальному
управлению).
В решении могут быть даны рекомендации о предъявлении иска в суд в интересах
неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации исполнителя за
неоднократное или грубое нарушение прав потребителей, о направлении материалов
в соответствующий орган, ведающий выдачей лицензий на занятие определенными
видами деятельности, в правоохранительные органы, в органы, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью услуг.
В связи с этим необходимо отметить, что, согласно Положению, предписание,
кроме других реквизитов, должно содержать указание статьи закона или иного
правового акта РФ, которая была нарушена, и в чем конкретно выразилось нарушение
(состав нарушения).
Все предписания, независимо от порядка их выдачи, могут быть обжалованы
исполнителем в арбитражный суд с просьбой о признании их недействительными
полностью или частично. Заявления могут быть поданы в течение шести месяцев
со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным
кодексом РФ.
К полномочиям второй группы могут быть отнесены направление материалов
в лицензирующие органы, органы прокуратуры, МВД и др. (О лицензировании туристической
деятельности см. п.1 комментария к ст.5 Закона.)
Третью группу полномочий комитета составляет право обращения в суд и
арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться
в защиту прав отдельного потребителя, группы потребителей или в интересах
неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером
нарушения прав потребителей и направлено на устранение допущенных нарушений.
Иски предъявляются в районный (городской) народный суд в соответствии с территориальной
подсудностью, установленной ст.17 Закона "О защите прав потребителей".
Под неоднократным нарушением прав потребителей следует понимать второе
и последующие нарушения прав потребителей исполнителем, которые зафиксированы
в установленном порядке (акты проверки, решения судов и других уполномоченных
органов). Законом "О защите прав потребителей" не раскрывается содержание
понятия "грубое нарушение прав потребителей". Решение об отнесении нарушения
к грубым должно приниматься судом, рассматривающим дело о ликвидации (см.
п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8). Юридические лица ликвидируются по решению
суда в порядке, предусмотренном ст.61 ГК.
Иски о принудительном взыскании штрафов с индивидуальных предпринимателей
за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение
предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (ст.25 Арбитражного
процессуального кодекса РФ).
Согласно ст.41 Закона "О защите прав потребителей", исполнитель обязан
по требованию федерального антимонопольного органа (его территориальных органов)
представлять в установленный им срок достоверные документы, объяснения в письменной
и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным
антимонопольным органом (его территориальными органами) полномочий, предусмотренных
Законом "О защите прав потребителей".
Информация, предусмотренная статьей, не является систематической и предоставляется
по требованию комитета (его территориальных органов). Указанные органы вправе
требовать информацию в том виде, который определен в статье, в связи с осуществлением
ими своих функций и полномочий, предусмотренных Законом, в том числе по осуществлению
государственного контроля за соблюдением законов и иных правовых актов РФ,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, рассмотрением соответствующих
дел, выдачей предписаний и контролем за их исполнением, обращениями в судебные
и иные правоохранительные органы и т.п.
В соответствии со ст.42 Закона "О защите прав потребителей" в целях обеспечения
безопасности услуг федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации,
федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган
по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы
исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль
за качеством и безопасностью услуг, в пределах своей компетенеции:
- осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности услуг;
- направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности
услуг, требований о прекращении оказания таких услуг, а также требований о
приостановлении оказания услуг при отсутствии достоверной и достаточной информации
об услугах, об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;
- предъявляют иски в суды, арбитражные суды к исполнителям в случае нарушения
ими требований к безопасности услуг.
В целях обеспечения безопасности услуг федеральный орган по стандартизации,
метрологии и сертификации, федеральнй орган санитарно-эпидемиологического
надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов
и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы),
осуществляющие контроль за качеством и безопасностью услуг, в пределах своей
компетенеции устанавливают обязательные требования к безопасности услуг и
осуществляют контроль за соблюдением этих требований.
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
контроль за качеством и безопасностью услуг, а также организация и проведение
работ по обязательной сертификации услуг возлагаются на федеральный орган
по стандартизации, метрологии и сертификации.
В статье изложены общие полномочия целой группы федеральных органов исполнительной
власти, как названных, так и не названных в Законе "О защите прав потребителей".
Эти органы объединяет единая цель: обеспечить безопасность товаров (работ,
услуг). Единство цели предопределяет и единство основных полномочий в рассматриваемой
области: установление обязательных требований к безопасности товаров (работ,
услуг) и осуществление государственного контроля за их соблюдением. Общим
является и приведенный в статье перечень предписаний, направляемых соответствующим
лицам.
Однако конкретный характер требований, устанавливаемых каждым из этих
органов, юридическая форма требований, а также объем контрольных полномочий
и методы их реализации остаются в компетенции соответствующих органов, определяемой
законами и положениями о каждом органе, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии со специализацией органов, осуществляющих контроль за
качеством и безопасностью услуг, единственным поводом для исков, предъявляемых
ими в суды и арбитражные суды к исполнителям, являются нарушения ими требований
к безопасности услуг.
Координация Госстандартом РФ деятельности федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг), осуществляется различными методами, в том числе путем заключения с
ними соглашений о взаимодействии, в которых уточняются функции каждого органа.
5. Статьей 43 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрено, что
федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе налагать
штраф на исполнителя за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение
его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере
до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его
территориального органа).
Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие
федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью услуг, в пределах своей компетенции
вправе налагать штраф в случаях:
- уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их законных
предписаний исполнителем - в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом;
- причинения ущерба потребителям услугами, не отвечающими требованиям,
предъявляемым к безопасности услуг, - в размере до 5000 минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным законом;
- оказания услуг, в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих
соответствие услуг обязательным требованиям стандартов, - в размере стоимости
оказанных услуг;
- нарушения правил обязательной сертификации услуг органами по сертификации,
а также предоставления недостоверных результатов испытаний услуг испытательными
лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации - в размере двукратной
стоимости соответствующих услуг.
Размеры штрафов, перечисленных выше, в каждом конкретном случае определяются
с учетом размера причиненного ущерба и иных обстоятельств.
Штрафы, наложенные на исполнителей, а также на органы по сертификации,
испытательные лаборатории (центры), за исключением штрафа, налагаемого на
индивидуального предпринимателя, взыскиваются в безакцептном порядке в 30-дневный
срок со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.
Штрафы, наложенные на индивидуальных предпринимателей федеральным антимонопольным
органом и органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью
услуг, за неисполнение их предписаний или причинение ущерба потребителям опасными
услугами, уплачиваются в 30-дневный срок со дня получения соответствующих
решений о наложении штрафов. При уклонении индивидуальных предпринимателей
от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере
указанные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о взыскании
с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафов, а также пени
в размере 1% с налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый
день просрочки.
Другие штрафы, предусмотренные ст.43, налагаемые на индивидуальных предпринимателей,
взыскиваются в соответствии с административным законодательством.
Суммы всех штрафов направляются в федеральный бюджет.
Исполнители услуг, органы по сертификации, испытательные лаборатории
(центры) вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными
полностью или частично предписаний федерального антимонопольного органа (его
территориальных органов), федерального органа по стандартизации, метрологии
и сертификации (его территориальных органов) и других федеральных органов
исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль
за качеством и безопасностью услуг, либо об отмене или изменении соответствующих
постановлений о наложении штрафов.
Предписания и постановления о наложении штрафов вышеуказанными федеральными
органами исполнительной власти (их территориальными органами) могут быть обжалованы
в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Порядок наложения штрафов федеральным антимонопольным органом определен
упомянутым Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях законов и иных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты
прав потребителей.
Положение определяет понятия уклонения от исполнения и несвоевременного
исполнения предписания, разъясняет ст.43 Закона "О защите прав потребителей"
в части порядка определения конкретных размеров штрафов. Положением установлено,
что штрафы вправе налагать только определенные должностные лица: председатель
комитета, его заместители, начальники территориальных управлений и их заместители.
Дела о наложении штрафов рассматриваются указанными должностными лицами
органа, выдавшего предписание.
Положением предусмотрено, что основанием для рассмотрения дела о наложении
штрафа являются документы, подтверждающие факт уклонения от исполнения или
несвоевременного исполнения предписания: акт проверки исполнения предписания,
переписка с исполнителем, иные документы.
Эти документы вместе с необходимыми материалами направляются лицом, контролирующим
исполнение предписаний, соответствующему должностному лицу для рассмотрения.
Срок рассмотрения таких дел - месяц со дня установления факта уклонения от
исполнения или несвоевременного исполнения предписания.
Процедура рассмотрения дел о наложении штрафов, права сторон и другие
вопросы совпадают в основном с соответствующими правилами при рассмотрении
комиссиями дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и
выдаче предписаний.
В отличие от федерального антимонопольного органа (его территориальных
органов), обладающего правом наложения штрафов лишь за неисполнение предписаний,
выдача которых входит в его компетенцию, права органов, осуществляющих контроль
за качеством и безопасностью услуг, являются более широкими. Помимо права
налагать штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
законных предписаний, они наделены таким правом и в других случаях, требующих
некоторых пояснений.
Для наложения штрафа за ущерб, причиненный потребителю услугами, не отвечающими
требованиям безопасности, необходимо установить причинение ущерба потребителю,
наличие в услуге несоответствия требованиям безопасности и причинную связь
между этим недостатком и причиненным ущербом. Отсутствие хотя бы одного из
этих элементов исключает возможность наложения штрафа. Под ущербом следует
понимать вред, причиненный личности или имуществу потребителя.
Закон "О защите прав потребителей" не регламентирует размер причиненного
ущерба, при котором штраф может быть наложен, однако размер ущерба, согласно
Закону, влияет на конкретный размер налагаемого штрафа. Поскольку наложение
штрафа является правом, а не обязанностью соответствующих органов, при незначительном
ущербе они могут вообще не прибегать к этой санкции с учетом конкретных обстоятельств.
Ущерб должен возникнуть из-за несоответствия услуги именно требованиям
безопасности, устанавливаемым в государственных стандартах. Причинение ущерба
потребителю другими недостатками услуги исключает возможность наложения штрафа
в указанном порядке и влечет ответственность причинителя вреда перед потребителем
в соответствии со ст.14 Закона. Штраф может быть наложен независимо от установления
вины причинителя вреда.
При наложении штрафа за оказание услуг без сертификата соответствия под
стандартом следует понимать государственный стандарт РФ, международные стандарты,
имеющие силу государственного стандарта. Под обязательными требованиями в
данном случае следует понимать требования безопасности услуг, на соответствие
которым проводится обязательная сертификация.
На органы по сертификации и испытательные лаборатории штраф может быть
наложен лишь при их участии в обязательной сертификации.
В связи с нормами о наложении штрафов возникает вопрос об основаниях
для такой ответственности. Законом "О защите прав потребителей" предусмотрены
различные по своей правовой природе санкции. Во-первых, это санкции гражданско-правового
характера. К ним относятся неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение
исполнителем своих договорных обязательств перед потребителем, взыскиваемые
в пользу последнего через суд. Вопросы, связанные со взысканием неустоек,
как и другие вопросы взаимоотношений сторон договора, регулируются с нормами
ГК и законодательством о защите прав потребителей. Общим правилом является
ответственность при наличии вины. Но для лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, сделано исключение: они несут ответственность и при отсутствии
вины, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.401 ГК).
Во-вторых, это штрафы, налагаемые государственными органами на предпринимателей
(исполнителей, органы по сертификации, испытательные центры). Органы по сертификации
осуществляют свою деятельность по сертификации на основании гражданско-правовых
договоров с организациями-заявителями, являющимися исполнителями услуг. В
свою очередь органы по сертификации поручают проведение сертификационных испытаний
аккредитованным испытательным лабораториям также на основании договоров гражданско-правового
характера. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих договоров указанными
участниками сертификации может вести к взысканию неустоек и убытков в соответствии
с нормами ГК.
Однако, учитывая важность функций, выполняемых этими организациями, законодатель
установил штрафную ответственность за нарушения их деятельности.
Эта ответственность не вытекает из договорных отношений и по своей природе
является санкциями административно-правового характера. Порядок их наложения
определяется административным законодательством, которое предусматривает,
что ответственность может наступить лишь при наличии вины в форме умысла или
неосторожности. Это означает, что случайное, невиновное нарушение правил сертификации
или представление недостоверных результатов испытаний, а также совершение
соответствующих нарушений исполнителями услуг исключают возможность наложения
штрафа. При этом надо учитывать, что организация несет ответственность за
действия своих сотрудников.
Следует отметить также различие в распределении бремени доказывания вины
в гражданском и административном законодательстве. Согласно ст.401 ГК, вина
нарушителя предполагается и для освобождения от ответственности именно он
должен доказать ее отсутствие. В административном праве, так же как и в уголовном,
вина нарушителя должна быть доказана соответствующим органом государства.
Предусмотренное Законом безакцептное взыскание штрафа осуществляется
путем направления органом, принявшим решение о наложении штрафа, постановления
об этом в банк для списания со счета нарушителя соответствующей суммы.
Следует подчеркнуть, что штрафы, налагаемые на индивидуальных предпринимателей
за оказание услуг без сертификатов или за нарушение правил обязательной сертификации
и представление недостоверных результатов испытаний, взыскиваются в соответствии
с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а другие штрафы - в
арбитражном порядке.
В случае обжалования в соответствии с п.5 ст.43 Закона "О защите прав
потребителей" исполнителями услуг, органами по сертификации, испытательными
лабораториями постановлений федеральных органов исполнительной власти о наложении
штрафов и в случае удовлетворения их требований о возврате взысканных сумм
штрафов из бюджета полностью или частично, правила ст.395 ГК об ответственности
за пользование чужими денежными средствами не подлежат применению. Однако
это не лишает указанные организации права требовать возмещения убытков, причиненных
необоснованным взиманием штрафов, в соответствии со ст.15 и 16 ГК (п.2 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля
1996 года N 7 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
ГК РФ"). Ответчиком по искам о взыскании убытков в этих случаях является Российская
Федерация в лице соответствующего финансового органа, поскольку штрафы направляются

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>