<< Пред. стр.

стр. 102
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

указанных продуктов.
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами
без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.
До ввода в эксплуатацию водохранилищ осуществляются мероприятия по подготовке
их ложа к затоплению.
Решение о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов,
влияющих на состояние водных объектов, принимают Правительство Российской
Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 105

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию
хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, производится в
соответствии с Водным кодексом (ст. 80, 105), экологическими требованиями,
установленными ст. 40-44 Закона "Об охране окружающей природной среды" <85>,
Законом Российской Федерации "Об экологической экспертизе", принятым Государственной
Думой 19 июля 1995 г. <86>
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, в воде
в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических
процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую
природную среду.
Определение мест строительства хозяйственных и других объектов, влияющих
на состояние водных объектов, производится в соответствии со ст. 28 Земельного
кодекса Российской Федерации, ст. 11 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения". Их месторасположение согласуется со специально уполномоченным
органом государственного управления использованием и охраной водного фонда,
специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной
среды, другими государственными органами управления использованием и охраной
природных ресурсов, государственным органом санитарно-эпидемиологического
надзора и решению органов местного самоуправления. В необходимых случаях при
размещении хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, решение
о месте их расположения принимается по результатам обсуждения или референдума.
При технико-экономическом обосновании проекта (ТЭО), проектировании хозяйственных
и других объектов, влияющих на состояние вод должен учитываться уровень научно-технического
прогресса, предельно допустимые нагрузки на водные объекты, предусматриваться
надежные и эффективные меры предупреждения и устранения загрязнения вод вредными
отходами, их обеззараживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных
и безотходных технологий и производств, рациональное использование водных
ресурсов.
ТЭО и проекты на строительство и реконструкцию хозяйственных и других
объектов, влияющих на состояние водных объектов, проходят государственную
экспертизу на предпроектную и проектную документацию, государственную экологическую
экспертизу, а при необходимости общественную экологическую экспертизу.
Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на
строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на
состояние вод, представляет собой проверку ее соответствия исходным данным,
техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию
и строительству. Ее проведение осуществляют специально уполномоченные государственные
органы управления использованием и охраной водного фонда.
При государственной экологической экспертизе устанавливается соответствие
намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение
допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения
возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную
среду и связанных с ними социальных, экономических, иных последствий реализации
объекта экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально
уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы
в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об экологической экспертизе",
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами
субъектов Федерации. Проведение ее осуществляется на федеральном уровне и
уровне субъектов Федерации.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе
граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением
деятельности которых согласно их уставам является охрана окружающей природной
среды.
Развивая общие экологические нормы, Водный кодекс установил, что при
проектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемых хозяйственных
и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также внедрении
новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо
предусматривать создание замкнутых систем водоснабжения. Проектирование и
строительство прямоточных систем технического водоснабжения допускается только
в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы
на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической
экспертизы.
Строительство, реконструкция хозяйственных и других объектов может производиться
по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной
предпроектной и проектной и государственной экологической экспертизы, в строгом
соответствии с действующими санитарными, строительными нормами и правилами.
Строительство, реконструкция хозяйственных и других объектов не разрешается
до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре.
Утвержденный проект или стоимость проектных работ не может быть изменена
в ущерб требованиям экологической безопасности. Меры по охране водных объектов
и окружающей природной среды должны приниматься в ходе строительных работ.
Ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние
водных объектов, производится при условии выполнения в полном объеме всех
экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещен ввод в эксплуатацию
объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками
по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, сбросов до уровня
предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением, без
завершения запроектированных работ по охране природы. В рассматриваемой статье
определяются конкретные водоохранные и природоохранные меры, которые должны
быть осуществлены на вводимых объектах, влияющих на состояние вод.
В случае невыполнения установленных водоохранных требований ввод в эксплуатацию
хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, может быть запрещен
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов
Федерации.

Статья 106. Эксплуатация хозяйственных и других объектов, влияющих на
состояние водных объектов
Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов,
влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие
загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.
При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:
осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в
соответствии с установленными нормативами сточных вод;
производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их
состояние;
осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены
предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных
заболеваний.
Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов
влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных
и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.
Ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных
и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются Правительством
Российской Федерации и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа
управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченных
государственных органов в области охраны окружающей природной среды, государственного
органа санитарно-эпидемиологического надзора.

Комментарий к статье 106

Хозяйственная и производственная деятельность по мере своего развития
и совершенствования привела к усилению антропогенного воздействия на водные
объекты. Поступление производственных и коммунально-бытовых отходов, попадание
нефтяных продуктов, химикатов приводит к изменению качества и состояния вод,
оказывает вредное воздействие на здоровье человека, флору и фауну водоемов.
Способы и пути борьбы с загрязнением водных объектов при эксплуатации
хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, разнообразны:
устройство очистных сооружений; создание безотходных и малоотходных технологий,
замкнутых циклов водопользования, замена химических способов борьбы с вредителями
и болезнями сельскохозяйственных культур биологическими и другие.
Водным кодексом установлено, что граждане и юридические лица при эксплуатации
хозяйственных и других объектов обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение,
засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.
Основные обязанности граждан и юридических лиц по охране вод определены
в статье 92 Водного кодекса. Эти основные обязанности по предотвращению загрязнения,
засорения и истощения водных объектов и вредного воздействия вод развиваются
и определяются законодательством Российской Федерации, а также инструкциями,
правилами и нормами министерств и ведомств.
Граждане и юридические лица при сбросе сточных вод должны руководствоваться
разрешениями на сброс, где устанавливаются нормативы предельно допустимого
сброса (лимита) и условия, обеспечивающие при сбросе охрану окружающей среды
и здоровья человека.
Гражданами и юридическими лицами не должны производиться сброс сточных
вод в водные объекты и на территориях, запрещенных для сброса, определенные
в статье 144 Водного кодекса "Использование водных объектов для сброса сточных
и дренажных вод".
При осуществлении деятельности, влияющей на состояние вод, граждане и
юридические лица должны соблюдать водоохранные требования к таким видам деятельности,
установленные статьями 98, 99, 100, 101, 103, 104, 108 Водного кодекса.
В случае нарушения требований по охране и рациональному использованию
водных объектов эксплуатация хозяйственных и других объектов, влияющих на
состояние вод, ограничивается, приостанавливается или запрещается. Решение
об этом принимает Правительство Российской Федерации и (или) органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного
государственного органа управления использованием и охраной водного фонда,
специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей
природной среды, государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 107. Особенности охраны подземных водных объектов
Граждане и юридические лица, деятельность которых оказывает или может
оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, обязаны
принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных
объектов и вредное воздействие вод.
На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются
или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников
и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.
Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на
состояние подземных водных объектов, запрещается.
Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных
месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются
с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством
Российской Федерации о недрах.
Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины,
не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат
оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном
порядке.
Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо
принять в установленном порядке меры по охране подземных водных объектов и
сообщить об этом в органы местного самоуправления, специально уполномоченные
государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственный
орган управления использованием и охраной недр и специально уполномоченный
государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.
Извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых, проведении работ
по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите от вредного
воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем
на мелиорированных землях допускается при наличии лицензии на водопользование.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и
эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных
водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное
влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.

Комментарий к статье 107

Подземные водные объекты, в основном, охраняются от загрязнения, засорения
и истощения двумя отраслями законодательства - законодательством о недрах
и водным законодательством.
Законодательство о недрах охраняет подземные воды, как один из видов
полезных ископаемых, а водное законодательство - как часть водного фонда.
Отдельные нормы об охране подземных вод включены в законодательство о
здравоохранении. Оно охраняет эти воды в интересах здоровья населения.
В Законе Российской Федерации "О недрах" (в редакции от 8 февраля 1995
года) в числе основных требований по рациональному использованию и охране
недр (ст. 23) включено предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов
на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для
питьевого или промышленного водоснабжения.
Эта норма охраняет подземные воды от загрязнения. Загрязнение подземных
вод в значительной степени связано с загрязнением окружающей природной среды
- поверхностного слоя земли, поверхностных вод, атмосферных осадков.
Далее Закон "О недрах" требует предотвращения загрязнения недр при проведении
работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти,
газа или иных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод. Эта норма
касается также подземных вод.
Следующее требование - охрана месторождений полезных ископаемых от факторов,
снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений
или осложняющих их разработку. Одним из этих факторов может быть возможное
смешение пресных и соленых вод, смешение вод различных горизонтов с более
низким напором, если это не предусмотрено проектом. Это требование направлено
на сохранение запасов подземных вод.
В случае нарушения этих требований право пользования недрами может быть
ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными
государственными органами.
Подробно регулируется охрана подземных вод Водным кодексом Российской
федерации и подзаконными актами - постановлениями Правительства СССР и РСФСР,
например постановлениями ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1937 г. N 96/834 "О санитарной
охране водопроводов и источников водоснабжения" <87> (это постановление связано
с охраной открытых и подземных источников водоснабжения), постановлением Совета
Министров РСФСР от 13 сентября 1965 г. N 1036 "О мерах по улучшению использования
и усилению охраны подземных вод на территории РСФСР" <88> и другими.
В первой части статьи 101 Водного кодекса РФ сформулировано общее требование
к гражданам и юридическим лицам, деятельность которых оказывает или может
оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, принимать
меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и
вредное воздействие вод. Следовательно, эта статья нацелена не только на охрану
водных объектов, но и на предотвращение вредного влияния подземных водных
объектов на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.
Это подтверждается содержанием последней части статьи, в которой установлено,
что при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию водозаборных
сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть
предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные
объекты и окружающую природную среду.
Далее приводится перечень основных запретительных действий, которые повлекли
или могут повлечь загрязнение, засорение или истощение водных объектов и вредное
воздействие вод.
1. Не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников
и других объектов, влияющих на состояние подземных вод, поскольку загрязнение
внешней среды может повлечь загрязнение подземных вод на водосборных площадях
водных объектов <89>, которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения,
Кроме того, согласно статье 102 Водного кодекса РФ водосборные площади
водных объектов подлежат охране от загрязнения и засорения в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации. Такой порядок еще не утвержден.
2. Запрещается орошение земель сточными водами, если это влияет или может
повлиять на состояние подземных водных объектов <90>. Это требование также
направлено против загрязнения подземных вод.
3. Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных
месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод <91>
допускается с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством
Российской Федерации о недрах.
Статья 107 Водного кодекса не содержит отсылок к конкретным статьям,
которыми следует руководствоваться в этих случаях. Но прежде всего это должна
быть статья 114 об охране водных объектов при использовании недр. Согласно
этой статье при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение
и истощение водных объектов.
Закон Российской Федерации "О недрах" (в редакции от 8 февраля 1995 года)
предусматривает, что при полной или частичной ликвидации или консервации предприятий
по добыче полезных ископаемых буровые скважины должны быть приведены в состояние,
обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей
природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность
месторождения горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Инструкция о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных
ископаемых (в части обеспечения безопасности, рационального использования
и охраны недр), утвержденная бывшим Госгортехнадзором СССР 11 июля 1985 г.
<92>, содержала требование, что при ликвидации предприятия по добыче полезных
ископаемых должен быть рассмотрен и решен вопрос о возможности использования
горных выработок и буровых скважин для иных народнохозяйственных целей.
Следующая часть статьи ВК обращена ко всем недропользователям, которые
случайно при использовании недр вскрыли водоносные горизонты. Эти требования
направлены на предотвращение потерь подземных вод.
Особое внимание в законодательстве обращено на охрану подземных источников
водоснабжения и лечебных вод (см. комментарии к ст. 115 и 136 ВК).
По постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране
водопроводов и источников водоснабжения" обязательно должны устанавливаться
зоны санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих
водопровод.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса,
в каждом из которых установлен особый режим пользования.
Согласно Федеральному закону от 27 января 1995 г. "О природных лечебных
ресурсах лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <93> особо охраняются
минеральные воды.

Статья 108. Порядок ведения работ на водных объектах и в их водоохранных
зонах
Ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных
объектах и в их водоохранных зонах осуществляется по согласованию со специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда.
Порядок использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых
при ведении работ на водных объектах, определяется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 108

Ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных
объектах не разрешается без ведома специально уполномоченных государственных
органов управления использованием и охраной водного фонда. В процессе согласования
определяются водоохранные требования к их производству (см. ст. 73 и 74 ВК).
Со специально уполномоченными государственными органами управления использованием
и охраной водного фонда согласуется проведение строительных, взрывных и иных
работ в водоохранных зонах. На территориях водоохранных зон для поддержания
водных объектов в состоянии соответствующем экологическим требованиям установлен
специальный режим использования и охраны природных ресурсов и особый порядок
осуществления хозяйственной деятельности. Осуществление государственного контроля
за соблюдением режима использования водоохранных зон возложено на специально
уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной
водного фонда.

Статья 109. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные
объекты
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем
экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов
предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты
устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране окружающей
природной среды и водным законодательством Российской Федерации.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты
устанавливаются исходя из:
предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие
которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в
водный объект и на его водосборную площадь.
Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты
устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых
концентраций вредных веществ в водных объектах.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных
объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования
водного объекта.
Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных
воздействий на водные объекты устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 109

Согласно ст. 26 "Нормативы предельно допустимых концентраций вредных
веществ" Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и
других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы,
устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах
охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного
и животного мира.
С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной
ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков,
курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы
предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.
В соответствии со ст. 27 "Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов
вредных веществ" того же Закона нормативы предельно допустимых выбросов и
сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических
веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом
производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и
иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим
нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей
природной среде.
Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально
уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического
надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Перечень этих органов
дается в комментарии к статье 71 настоящего Кодекса. Согласно ст. 45 Закона
РФ "Об охране окружающей природной среды" выброс и сброс вредных веществ,
захоронение отходов допускается на основе разрешения, выдаваемого специально
уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды: в разрешении устанавливаются нормативы
предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия,
обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.
Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных
веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов,
сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов
выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин (см. примечание к
предисловию).
При нарушении нормативов качества окружающей среды могут быть ограничены,
приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание
об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического
надзора.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для
химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели
их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливались как
критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания
и требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксировались
в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования,
наряду с ними развивается и экологическое нормирование.
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" <94>, установил, что санитарные правила и нормы обязательны
для соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями,
хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. На всей территории
России действуют федеральные санитарные правила, республиканские и местные
правила могут быть только временными и вводиться при отсутствии федеральных:
в случае необходимости уточнения федеральных правил, в том числе их ужесточения,
с учетом особенностей гигиенической, эпидемической обстановки и состояния
здоровья населения. В переходный период до принятия нового российского законодательства
и нормативов, действуют нормативы, утвержденные бывшим Минздравом СССР. По
мере разработки и уточнения их заменят новые российские нормативы ПДК.
По атмосферному воздуху нормативы ПДК вредных веществ установлены для
479 загрязнителей. Из двух нормативных величин, устанавливаемых для атмосферных
загрязнений, максимально разовая ПДК направлена на предупреждение рефлекторных
реакций человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии;

<< Пред. стр.

стр. 102
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>