<< Пред. стр.

стр. 103
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

среднесуточная ПДК - на предупреждение влияния возникающего при длительном
поступлении вредных веществ в организм.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде объектов хозяйственно-
питьевого, культурно-бытового водопользования, а также в водах контрольных
створов, используемых для рыбохозяйственных целей, являются частью Правил
охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Они установлены для
1925 вредных веществ: требования к качеству воды в водоемах, используемых
для рыбохозяйственных целей более жесткие, чем для водных объектов хозяйственно-питьевого
и культурно-бытового назначения.
Нормативы ПДК вредных веществ в почве утверждены для 109 веществ.
Органами санитарно-эпидемической службы обоснованы и утверждены для территории
жилой застройки допустимые уровни вибрации и электромагнитных воздействий.
К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое. Основными
источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое
хозяйство. В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными
водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты подогретых
вод. В источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения
летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца
более чем на 3 градуса Цельсия. В рыбохозяйственных водоемах быть не более
5 градусов Цельсия выше естественной температуры воды.
Нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности установлено
Федеральным Законом "О радиационной безопасности", принятым Государственной
Думой 5 декабря 1995 г. <95> Оно осуществляется путем установления санитарных
норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных
стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и др. документов.
Все эти нормативы не должны противоречить положениям Закона "О радиационной
безопасности". Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области
обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического
надзора.
Для населения средняя годовая эффективная доза ровна 0,001 зиверта или
эффективная доза на период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта. В отдельные годы
допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая
эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет не превысит 0,001
зиверта.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают
в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным
радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении
медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения
пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней
облучения организма человека и отдельных его органов.
Установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз)
облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством
РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической
обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других
факторов окружающей среды.
Установленные нормы вводятся в действие с 1 января 2000 года. До этого
будут проведены работы для реального обеспечения новых нормативов. Это потребует
значительных экономических затрат, включая пересмотр нормативной документации
и внедрение конкретных технических решений (см. комментарий к ст. 104 настоящего
Кодекса).
Одной из серьезных экологических проблем сегодня является защита окружающей
среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. Диоксины относятся
к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей
и экологические системы.
Правительством РФ 5 ноября 1995 г. утверждена Федеральная целевая программа
"Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподбных
токсикантов на 1996-1997 годы" <96>. Ею предусмотрена разработка экологических
и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фурантов в различных объектах
окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и
потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах.

Статья 110. Требования к экологическим попускам и нормированию предельно
допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод
Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим
требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски)
и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод.
Экологические попуски и объемы безвозвратного изъятия поверхностных вод
для каждого водного объекта определяются специально уполномоченным органом
управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально
уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной
среды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет
экологического попуска не допускается.

Комментарий к статье 110

Для достижения нормативов качества окружающей среды законом установлено
требование об определении для каждого источника загрязнений норматива предельно
допустимых воздействий. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую
природную среду устанавливаются в виде допустимых выбросов (ПДВ и ПДС), а
также лимитов - временно согласованных выбросов (ВСВ).
Норматив ПДВ и ПДС - величина, выражающая предельное количество загрязняющего
вещества, которое разрешается выбрасывать в единицу времени из данного источника
выброса или сброса. Для тех источников загрязнений, которые без совершенствования
технологий не могут выполнить норматив ПДВ и ПДС устанавливаются лимиты выбросов,
сбросов. С учетом возможностей производства они поэтапно должны доводиться
до уровня предельно допустимых выбросов и сбросов. Контроль за этим осуществляют
органы охраны окружающей природной среды.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. определен порядок
разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ
и размещения отходов <97>.
Разработку указанных нормативов организует Минприроды РФ совместно с
государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими
специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной
среды, а также с органами исполнительной власти.
Проекты указанных нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями
и организациями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных
учреждений, общественных организаций и мнения населения.
В развитие Водного кодекса Правительством РФ будет установлен порядок
разработки предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.
Отраслевые предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным природным
ресурсам - лесам, особо охраняемым природным территориям, охотничьему хозяйству,
особо ценным регионам, например, по озеру Байкал - в ведомственных положениях
и инструкциях разрабатывались органами лесного хозяйства, охотничьего хозяйства,
охраны природы.
Закон об охране окружающей природной среды установил обязательность учета
предельно допустимых нагрузок на природную среду при формировании территориально-производственных
комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, реконструкции городов
(см. также комментарий к ст. 82 и 109 настоящего Кодекса).
Под попусками воды понимается искусственный эпизодический или периодический
сброс воды из водохранилища, кратковременно увеличивающий расход воды в русле.
Попуски производят для нужд энергетики, повышения расходов, уровней и глубин
воды на ниже лежащих участках реки по запросам судоходства, орошения, рыболовства,
водопользования и др. водопользователей. Отличают санитарные попуски для очищения
русла реки и улучшения качества воды в ней (напр., весенний попуск в Москве-реке).
Неожиданный и несвоевременный для отдельных отраслей народного хозяйства попуск
может принести серьезный экономический ущерб, например, спровоцировать икрометание
у рыбы (с последующим иссушением икры после перекрытия створов плотины <98>.
Экологические требования к эксплуатации водохранилищ и других сооружений
гидроэнергетики определяются в ст. 48 и других Закона РФ "Об охране окружающей
природной среды".
В Типовых правилах эксплуатации водохранилищ предусматриваются режимы
и назначение попусков, графики диспетчерского регулирования попусков, величины
или пределы колебания величин забора воды, размеры судоходных и иных попусков
воды среднесуточных и базовых, допустимый диапазон суточного и недельного
регулирования и т.д. Правила включают:
- пропуск высоких вод (создание паводковой комиссии), наблюдение за уровнями
воды, пропуск паводка;
- гарантированную отдачу воды в маловодье (корректировка отдачи, ограничение
или прекращение подачи, экономические расчеты);
- наполнение и сработку водохранилища (экологические требования).
Правилами предусматриваются специализированные попуски:
- рыбохозяйственные - на период нерестилищ в поймах и дельтах рек;
- сельскохозяйственные - в весенне-летний период в ирригационные системы;
- энергетические - в связи с маневрированием мощности ГЭС в суточном
и недельном разрезе;
- водно-транспортные - для обеспечения навигационного уровня;
- ливневые - при выпадении сильного интенсивного дождя;
- чрезвычайные - при штормовом ветре, буре и т.п.;
- зимние - в период замерзания, ледостава, уменьшение попусков.
Указанные в настоящей статье уполномоченные органы управления перечислены
в комментариях к ст. 71, 73 и 74 настоящего Кодекса (см. также комментарий
к ст. 139 ВК и примечание к предисловию).

Статья 111. Водоохранные зоны водных объектов

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим
требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных
вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного
мира устанавливаются водоохранные зоны.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного
объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны
природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы.
В прибрежных защитных полосах запрещается распашка земель, рубка и корчевка
леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность,
за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение
объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также
водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии
на водопользование.
Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных
защитных полос, а также режима их использования устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения
или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 111

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых
для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности. В пределах
водоохранной зоны запрещается деятельность, оказывающая воздействие на состояние
водных объектов, рыбные запасы, животных и растения водоемов. Особый режим
устанавливается для прибрежных защитных полос. Размеры водоохранных зон определяются
в зависимости от величины и протяженности водного объекта, для рек они колеблются
от 100 до 500 метров.
Порядок образования и режим водоохранных зон установлен Положением о
водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ, утвержденным Советом
Министров РСФСР 17 марта 1989 г. <99> В настоящее время это Положение применяется
только в части, не противоречащей действующему российскому законодательству.
Согласно статье 65 Водного кодекса порядок установления водоохранных
зон определяется органами государственного управления Российской федерации.
В развитие Водного кодекса Правительством Российской федерации будет разработан
порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных
полос, а также режим их использования.
Водным кодексом установлена обязательность согласования со специально
уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной
водного фонда предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам
в водоохранных зонах; ведение на их территории строительных, взрывных и иных
работ, влияющих на состояние вод.
В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются рубки
главного пользования, в них разрешается проведение рубок промежуточного пользования
и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов
(см. ст. 113 ВК).
В прибрежных защитных полосах запрещена распашка земель, рубка и корчевка
леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность,
за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом. К ним относятся размещение
в прибрежных защитных полосах объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и
охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений
при наличии лицензии на водопользование.
Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками питьевого водоснабжения
или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемые территории.
Порядок их образования и охраны определяется в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
Осуществление государственного контроля за соблюдением режима использования
водоохранных зон возложено на специально уполномоченный государственный орган
управления использованием и охраной водного фонда.

Статья 112. Особенности предоставления земельных участков в водоохранных
зонах и контроль за их использованием
Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются
гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством
Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным
органом управления использованием и охраной водного фонда.
Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны
природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических
лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления
использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными
органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом
управления использованием и охраной земель, специально уполномоченным государственным
органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Комментарий к статье 112

Как упоминалось выше (комментарий к ст. 6 ВК), приватизация сельскохозяйственных
и некоторых других земель осуществлялась земельными органами нередко в узко-ведомственном
ключе. Поскольку землеустроительная служба недостаточно связана с органами
по охране памятников истории и культуры, такие памятники попадали в руки новых
собственников без надлежащего предупреждения о мерах по их охране и даже без
уведомления об их наличии на отводимой земле. Иногда это касалось также памятников
природы. Новые собственники обязаны сохранять проходящие по их землям дороги
общего пользования, но что касается тропиночной сети и права прохода по ним
посторонних (а также даров природы в местах традиционного их сбора) - на этот
счет никаких ограничений на собственника очага не налагалось. Неопределенным
во многих местах оказалось и право прохода по фермерским землям рыбаков и
охотников к водным и болотным угодьям.
Что касается водоохранных зон, то в тех регионах, где раньше проводилась
работа по их выделению, новые собственники были уведомлены о наличии таких
зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа
по выделению этих зон на местности обычно не выполнялась (этому способствует
и тот недостаток, что границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре).
Не всегда они отмечались и на земельных планах.
Статья 112 ВК нацелена на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму.
Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель
в водоохранных зонах поставлено под контроль органов Роскомвода. Содержание
статьи 112 касается не только сельскохозяйственных и не только земель, передаваемых
в частную собственность. Она "покрывает" любые отводы земель, если в их составе
имеются водоохранные зоны (см. примечание к предисловию).
Слово "предоставляется" означает реальное выделение земель. Оно не относится
к земельно-планировочным прогнозам, когда отвод земель, содержащих в себе
водоохранные зоны, только намечается. Между тем, контроль водных органов за
планами использования прибрежных земель (до их фактического отвода) был бы
также вполне уместен.
Комментируемая статья умалчивает о том, как быть с теми отведенными землями,
прилежащими к водным объектам, на которых вовремя не были "наведены" водоохранные
зоны. Косвенно ответ на этот вопрос содержится в статье 6 ВК, которая опускает
появление новых прав и обязанностей (у водопользователя) уже после того, как
первоначальный комплекс прав и обязанностей был определен предыдущим законодательством.
Тем не менее, в развитие этого правила полезным является прямое указание закона,
что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает
государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах
охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов
третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. 63 и 89 и другие настоящего
Кодекса; ст. 1 ГК РФ).

Статья 113. Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов
Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены
на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов.
В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок
главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного
пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану
водных объектов.
Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по
согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления
использованием и охраной водною фонда в соответствии с лесным и водным законодательством
Российской Федерации.
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием
и охраной водного фонда осуществляет контроль за использованием лесов водоохранных
зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние
на состояние водных объектов.

Комментарий к статье 113

В целях поддержания гидрологического режима и улучшения состояния рек,
озер и водохранилищ в Водный кодекс Российской Федерации включена статья об
использовании и охране лесов водоохранных зон водных объектов. Эти леса имеют
большое водоохранное значение и являются частью водоохранной зоны водных объектов
(см. комментарий к ст. 111 ВК).
В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы.
Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и
водохранилищ во второй и третьей частях этой статьи сформулирован режим пользования
в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
В этих лесах запрещены рубки главного пользования, которые осуществляются
только в спелых и перестройных насаждениях. Они проводятся главным образом
для заготовки древесины.
В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос разрешается проведение
рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих
охрану водных объектов.
Рубки промежуточного пользования, в отличие от рубок главного пользования,
проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные
рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений,
а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.
Не все лесные пользования могут нанести ущерб лесам. Например, такие
разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев
и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных
растений, ущерба лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования
предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 88 ВК об общем
водопользовании).

Статья 114. Охрана водных объектов при использовании недр
При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых,
строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение
и истощение водных объектов.

Комментарий к статье 114

Эта статья в общем виде устанавливает обязанности недропользователей
по охране водных объектов; указанные обязанности должны быть детализированы
в законодательстве об охране природы и других отраслях права.
Охране подлежат как наземные, так и подземные водные объекты. При этом
подземные водные объекты должны быть изолированы вдвойне: от попадания в них
загрязнений с поверхности земли (через пробуренные скважины, например) и от
перетоков загрязненной воды с верхних горизонтов в нижние. Одним из оправдавших
себя методов служит тампонирование устий недействующих и заброшенных скважин.
Вокруг действующих скважин должна быть организована зона санитарной охраны.
Разведчики недр должны быть готовы к тому, что пробуренная ими скважина
наткнется на напорные воды, которые начнут самоизливаться на поверхность.
В этом случае они должны принять меры к тому, чтобы сохранить в недрах имеющиеся
там запасы воды.
Статья 114 не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические
и горнодобывающие организации. Аналогичная обязанность лежит на владельцах
земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением
подземной воды. Владельцы земли обычно не являются профессионалами в области
разработки недр и добычи воды. Поэтому закон устанавливает разрешительный
порядок для этих работ. Лишь в отношении наименее ценных вод, прилегающих
верховодки), их добыча допускается без к земной поверхности (так называемые
специального разрешения.
Нередко владельцы земель приглашают специализированные организации для
бурения на воду. Если при этом нарушается водное законодательство, то встает
вопрос, кто должен нести ответственность: подрядчик или заказчик работ. Для
некоторых случаев такого рода было бы целесообразно установить солидарную
ответственность сторон за допущенное нарушение. В подобных ситуациях желательно
использовать типовые договоры, в которых стороны оговаривали бы, кто из них
и за что несет ответственность.
Бурение производится не только на суше, но и в море. В этом случае охранять
от загрязнения надо морские воды. Как показывает отечественный и зарубежный
опыт, это направление правовой охраны морской среды достаточно сложно и требует
специальной разработки.
Сходным образом обстоит дело с процессами добычи со дна рек песка и гравия.
Но здесь надо заботиться не только о соблюдении чистоты вод. Такие процессы
изменяют формы речного русла и берегов; они могут вызвать оползни и размывы.
Расширение поперечного сечения реки влечет за собой замедление скорости течения
и осаждение так называемых влекомых наносов. Не исключены побочные явления
(как благоприятного, так и неблагоприятного свойства) в области судоходства,
рыбного хозяйства, рекреации на воде. Поэтому все такие работы должны производиться
только с разрешения водных органов. По своим технологическим характеристикам
и экологическим последствиям они близки к землечерпанию работе, которая нередко
выполняется на судовых ходах ради обеспечения необходимых глубин (ст. 108
ВК).
Законодательство о недрах не упоминает в качестве полезного ископаемого
озерный ил (сапропель), который используется в качестве удобрения, а также
в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает
качество вод. Но поскольку одновременно происходит снижение уровня озера (которое
может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей),
такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов. Проведение
этих работ требует согласования не только с водными, но и другими надзорными
органами.
Существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так
называемого россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг.
Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы. Проекты таких работ
подлежат обязательному согласованию с водными органами.

Статья 115. Зоны и округа санитарной охраны
В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственнобытового
водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются
зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Комментарий к статье 115

Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой
установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану
водных объектов.
Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен
законодательством.
Для источников водоснабжения и водопроводов он установлен постановлением
ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г., которое продолжает действовать до издания соответствующего
российского правового акта <100>.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится
на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.
Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора
воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений
водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь
запрещено проживание и временное нахождение лиц непосредственно не связанных
с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное
с техническими нуждами самого водопровода.
Второй пояс (зона ограничений) включает территорию непосредственно окружающую
источники водоснабжения и их притоки. Во втором поясе запрещается такое использование
территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное
или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение
насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование
земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по
физкультуре, купание и т.п. допускается только с особого разрешения органов
санитарного надзора.
Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию,
неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных
заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят

<< Пред. стр.

стр. 103
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>