<< Пред. стр.

стр. 107
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение природной среды в размерах, не превышающих установленные
допустимые нормативы сбросов загрязняющих веществ, определяются путем умножения
соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования
полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение природной среды в пределах установленных лимитов
определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между
лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования
полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение природной среды определяется и путем
умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных
лимитов на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ
над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам
загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя разрешения на сброс загрязняющих
веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водную
среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи
за их превышение за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Предельные размеры платы за загрязнение природной среды сверх предельно допустимых
нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении
природопользователя, дифференцировано по отдельным отраслям с учетом их экономических
особенностей.
Если указанные платежи, определенные расчеты равны или превышают размер
прибыли, остающейся у природопользователя, то органами Минприроды, органами
санитарно-эпидемиологического надзора и органами исполнительной власти рассматривается
вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия,
учреждения, организации. Внесение платы за загрязнение природной среды не
освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей
среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения
в полном объеме вреда, причиненного природной среде, здоровью и имуществу
граждан, другим предприятиям в соответствии с действующим законодательством.
На основании Постановления Правительства от 28.08.92 г. N 632 Минприроды
были разработаны Инструктивно-методические документы по определению базовых
нормативов платы за выбросы/сбросы загрязняющих веществ, которые введены в
действие с 1 января 1993 года. Согласно п. 5. 1 Инструктивно-методических
документов превышение нормативных или временно согласованных (лимитных) сбросов
считается сверхлимитными сбросами.
С учетом Инструктивно-методических документов утверждались нормативы
платы в регионах РФ. Так, в Московской области базовые нормативы платы за
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты разработаны
для 198 загрязняющих веществ, в т.ч. азот, ацетон, бензол, бор, висмут, ванадий
и т.д. Нормативы платы за сброс 1 т загрязняющих веществ в рублях установлены
отдельно в пределах допустимых нормативов сбросов и в пределах установленных
лимитов (временно согласованных нормативных сбросов). Например, норматив платы
за сброс в водную среду 1 т нефти и нефтепродуктов в пределах допустимых нормативов
сбросов составляет 44350 руб., а за сброс в пределах установленных лимитов
этого же количества составляет 221750 руб. Аналогично нормативы платы за сброс
1 т кадмия составляют 443500 и 2217500 руб. Для всех без исключения водных
объектов Московской области коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости составляет величину в 1,24.
С 1 января 1996 г. Минприроды РФ по согласованию с Минэкономики РФ и
Минфином РФ ввело на территории Российской Федерации коэффициент индексации
платы за загрязнение природной среды в размере 35. Этот коэффициент применяется
к базовым нормативам платы, утвержденным 27 ноября 1992 г., в том числе за
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах
допустимых нормативов сбросов, в пределах установленных лимитов (временно
согласованных нормативных сбросов) и за превышение лимитов.
Распределение платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов,
указанное в части первой комментируемой статьи, не согласуется с частью пятой.
В первой части называется только два вида бюджетов федеральный и бюджеты субъектов
Федерации, на территории которых осуществляется использование водных объектов.
В пятой же части статьи упоминаются и местные бюджеты.
Статья предусматривает создание федерального целевого бюджетного фонда
восстановления и охраны водных объектов. Одним из видов платы, направляемых
на его формирование, указана плата за сброс сточных вод нормативного качества
в пределах установленных лимитов. Это не согласуется с п. 4 ст. 20 Закона
об охране окружающей природной среды, в соответствии с которым плата как за
нормативные сбросы, так и за сверхнормативные направляются в экологические
фонды.
Целью формирования федерального целевого бюджетного фонда является финансирование
мероприятий, направленных исключительно на восстановление и охрану водных
объектов. В 1994 году из общего объема инвестиций, направленных на рациональное
использование и охрану водных ресурсов, за сет экологических фондов затрачено
28,5 млрд. руб., что составило всего 2,1%. Дефицит средств сдерживает строительство
водоохранных сооружений, внедрение безотходных технологий. Только этим можно
объяснить законодательное установление федерального целевого бюджетного фонда
восстановления и охраны водных объектов путем частичного изъятия средств из
экологических фондов, а также определение 80-ти процентной доли региональных
и местных бюджетов от указанных видов платы на финансирование охраны водных
объектов. Это повлечет за собой сокращение средств, поступающих в экологические
фонды, и противопоставление федерального целевого бюджетного фонда восстановления
и охраны водных объектов и федерального целевого бюджетного экологического
фонда.
Часть пятая настоящей статьи поступление платы за сброс в водные объекты
вредных веществ сверх нормативов и сверх установленных лимитов в размере 10%
связывает с поступлением в федеральный экологический фонд. Остальные платежи
поступают в региональные и местные бюджеты, что также не согласуется с законом
об охране окружающей природной среды.
Плата за пользование водными объектами (водный налог), а также плата,
направляемая на восстановление и охрану водных объектов, осуществляется водопользователями
за счет себестоимости продукции (работ, услуг).
Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляются водопользователями
в сроки, устанавливаемые органами Государственной налоговой службы Российской
федерации. По истечении установленных сроков, суммы платежей взыскиваются
с водопользователя в безакцептном порядке.
Внесение платы, связанной с пользованием водными объектами, не освобождает
водопользователей от выполнения мероприятий по охране водных объектов и рациональному
использованию их ресурсов и предупреждению вредного воздействия вод, связанных
со спецификой водопользования, а также от возмещения в полном объеме вреда,
наносимого в результате нарушения водного законодательства.

Статья 126. Сбор за выдачу лицензий на водопользование
Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается специально уполномоченным
государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя
из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных
и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного
государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Комментарий к статье 126

Сбор - это платеж, установленный законодательством, вносимый юридическими
и физическими лицами за услуги, оказываемые государственными органами и органами
местного самоуправления.
Лицензирование, т.е. выдача разрешений на водопользование, является платным,
за что взимается сбор. Цель лицензионного сбора - возмещение расходов на выдачу
этого документа.
Размер сбора за выдачу лицензии определяется рядом слагаемых. Он включает
расходы на экспертное заключение материалов, представленных потенциальными
водопользователями, стоимости бланков лицензии, других организационных расходов.
Оплата за лицензии производится в равных долях на расчетные счета органов,
выдающих документ.
Лицензии на водопользование из поверхностных источников выдаются органами
Роскомвода, по подземным источникам - органами Роскомнедра. Указания о размерах
сбора за лицензию включены в Положение о порядке лицензирования пользования
недрами на территории Московской области, утвержденное решением Московской
областной Думы от 28.09.94 г. Аналогичный или сходный порядок существует и
в других субъектах Федерации.
В связи с введением в действие с 1 января 1995 г. первой части Гражданского
кодекса РФ и принятием новой редакции закона "О недрах" Комитет РФ по геологии
и использованию недр издал Приказ N 65 от 18.05.95 г. об утверждении Инструкции
о порядке переоформления лицензий на пользование недрами. Пункт 21 Инструкции
предусматривает взимание лицензионного сбора в размерах, обеспечивающих возмещение
затрат на экспертизу и переоформление документов.
Для получения лицензии необходимы согласования условий водопользования
с органами охраны окружающей природной среды и другими. Потенциальные водопользователи
пользуются услугами специалистов этих органов и оплачивают их помимо оплаты
за лицензию.

Статья 127. Принципы экономического стимулирования рационального использования,
восстановления и охраны водных объектов
Экономическое стимулирование рационального использования, восстановления
и охраны водных объектов предусматривает:
установление налоговых и иных льгот, предоставляемых гражданам и юридическим
лицам, выполняющим работы по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению
и ликвидации вредного воздействия вод;
предоставление льготных кредитов на выполнение работ по восстановлению
и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия
вод;
установление налоговых, кредитных и иных льгот, предоставленных водопользователям.
Порядок предоставления налоговых, кредитных и иных льгот за рациональное
использование, восстановление и охрану водных объектов устанавливается законодательством
Российской Федерации.

Комментарий к статье 127

Статья имеет название "Принципы экономического стимулирования рационального
использования, восстановления и охраны водных объектов". Однако в ее тексте
сказано не о принципах, а о видах стимулирования. Для физических и юридических
лиц, выполняющих работы по восстановлению и охране водных объектов в статье
указаны всего два вида стимулирования - налоговые, кредитные и иные льготы.
Это является лишь малой частью видов экономического стимулирования, предусмотренных
Законом об охране окружающей природной среды применительно к охране всех природных
ресурсов в целом.
Предоставление налоговых, кредитных льгот водопользователям может иметь
место после их нормативного, безадресного установления, но не наоборот.
Принципы экономического стимулирования вырабатываются практикой. Термин
"стимул" - (от латинского слова stimulus) буквально означает остроконечную
палку, которой погоняют животных. Стимулирование - это побуждение к действию.
Стимул, другими словами, - это то, что вызывает заинтересованность в совершении
чего-либо.
В последние годы стимулированию придается большое значение. Усиливается
понимание того, что только санкциями наладить дело охраны природы невозможно.
В национальном плане России действий по окружающей среде поставлена задача
разработать научные основы экономического стимулирования рационального использования
природных ресурсов. Разработка общих принципов стимулирования природоохранной
деятельности имеет международное значение, т.к. вытекает из многостороннего
Соглашения от 8 февраля 1992 года государств-участников СНГ.
К общим исходным началам побуждения природоохранной деятельности, т.е.
стимулирования можно отнести следующие:
1. Комплексность стимулирования, означающая обязательность стимулирования
операций технологических процессов, если они проводятся экологически приемлемыми
методами, обеспечивают ресурсосбережение, а также и собственно природоохранных
мероприятий (строительство очистных сооружений и др.).
2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими
санкциями, т.е. между позитивными и негативными мерами воздействия на природопользователей.
3. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма.
Недостаточно поощрять работников за природоохранную деятельность только в
рамках предприятия путем премирования. Необходимо побуждать к этой деятельности
предприятие и как юридическое лицо на федеральном, региональном и местном
уровнях.
4. Увязка стимулирования с другими элементами экономического механизма
природопользования - планированием, регулированием, санкциями. Экономическое
стимулирование играет важную роль, но оно не панацея, и применяемое отдельно,
в отрыве от других элементов не даст того эффекта и не оправдает тех надежд,
которые с ним связываются.
5. Сочетание материального и морального стимулирования, как отдельных
работников, так и предприятий. Человек как биологическое существо должен для
своего существования удовлетворять материальные интересы, а как существо социальное
- интересы духовные. Одним из методов удовлетворения духовных потребностей
является гласность о результатах природоохранного труда и характере стимулирования.

Статья 128. Льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами
Государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной
сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского
хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой
на восстановление и охрану водных объектов, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Льготы водопользователям, указанным в части первой настоящей статьи,
а также льготы другим категориям водопользователей по платежам, связанным
с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов Российской
Федерации, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Комментарий к статье 128

Регулирующая функция государства проявляется через систему налоговых
льгот, направленных на побуждение или сдерживание какой-либо деятельности.
Инструкция Министерства финансов РСФСР N 16/111 "Об исчислении и внесении
в бюджет платы за воду" от 27 мая 1991 г. установила льготы по платежам. В
соответствии с ней плата в бюджет не вносится за воду:
- отпускаемую плательщиками другим потребителям;
- забираемую рыбоводными заводами;
- забираемую не из систем водоснабжения промышленного предприятия, состоящими
на его балансе службами;
- за подземные лечебные минеральные воды;
- за морскую воду.
Ст. 10 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
предусмотрела виды льгот по налогам, применяемых во всех сферах деятельности.
К ним относятся:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
- освобождение от уплаты налога отдельных лиц и категорий плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания
налогов);
- прочие налоговые льготы.
Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О недрах" от 3 марта 1995 г. (см. ст. 40) освобождает от платежей собственников,
владельцев земельных участков, осуществляющих добычу подземных вод на принадлежащем
им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд. Решение
об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой
базы (в том числе и водопользователей) принимается органами, представляющими
лицензии на пользование недрами (см. ст. 44).
В комментируемой статье указаны только две категории водопользователей,
на которых распространяются льготы по платежам, третья категория указана в
статье 122 Водного кодекса.
В другой отрасли природо-ресурсного права - земельном льготы плательщиков
указываются более обстоятельно.

Раздел V. Разрешение споров по вопросам использования
и охраны водных объектов и ответственность за нарушение
водного законодательства Российской Федерации

Глава 13. Разрешение споров по вопросам использования
и охраны водных объектов

Статья 129. Порядок разрешения споров по вопросам использования и охраны
водных объектов
Споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются
в суде, арбитражном суде или третейском суде в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Защита прав пользования водными объектами в административном порядке
осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения,
принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Комментарий к статье 129

Нормы Общей части настоящего Кодекса имеют общее значение для всех последующих
его положений, сосредоточенных в Особенной части, в том числе по вопросам
законных прав водопользования, разрешения споров, ответственности.
В самом деле, разрешение споров по вопросам использования и охраны водных
объектов, ответственность за нарушение водного законодательства Российской
Федерации имеют прямое отношение по существу ко всем последующим статьям Особенной
части Водного Кодекса. Но они, конечно, также прямо относятся и к статьям
Общей части Кодекса.
По существу все статьи Кодекса имеют регулирующее значение, они регулируют
те вопросы водных отношений, которым они посвящены. И в тех статьях, конечно,
сформулированы механизмы их действия, механизмы регулирования, решения вопросов.
Но защита водных прав, разрешение споров и ответственность - наиболее
существенные юридические механизмы осуществления Кодекса, правильного использования
применения его гражданами, юридическими лицами, органами исполнительной власти
(администрацией) и др., а также особенно судебными, судебно-арбитражными и
третейскими судами.
Правильное разрешение споров - это защита прав одних лиц (физических
и юридических) и отказ в такой защите другим, т.е. виновным в тех или иных
нарушениях или не имеющим права на защиту, неосновательно требующих защиты
этих своих прав.
Кроме того, разрешение споров, особенно имущественных, как правило, связано
с ответственностью виновных лиц - нарушителей закона. Удовлетворяя иск, суд
защищает права истца, а отказывая в иске, защищает права ответчика. Вот почему
указанный механизм является действенным и справедливым механизмом. Конечно,
возможны ошибочные решения, но они исправляются вышестоящими судами. Судебными
и судебно-арбитражными органами в исковом порядке даже могут признаваться
противоправными решения или действия органов государственной или муниципальной
властей.
Конечно, разрешение споров зачастую связано и с привлечением виновных
к уголовной ответственности - например, с виновного по приговору суда взыскиваются
суммы в погашение имущественного ущерба.
Практика по этому вопросу существует во всех законах. В некоторых законах
разрешение споров и ответственность помещаются в разных разделах (например,
Закон "Об охране окружающей природной среды"), а в некоторых, например, в
Водном Кодексе, - соединяются в одном разделе. Принципиального значения это
не имеет - главное, чтобы соответствующие вопросы были урегулированы в данном
Законе.
Глава 13 Раздела V Кодекса посвящена разрешению споров по вопросам использования
и охраны водных объектов и состоит из одной (129) статьи. Статья 129 посвящена
порядку разрешения этих споров. Самого перечисления споров в главе и статье
нет, но споры должны разрешаться. В целях правильного понимания и применения
главы и статьи их надо брать в контексте со всеми статьями и разделами Кодекса,
потому что именно там можно встретить конкретные ситуации (водные споры),
которые надо разрешать. Спорам о возмещении ущерба посвящена ст. 131 ВК.
Изучение Водного Кодекса показывает, что во многих его статьях имеются
нормы, предусматривающие административный порядок предоставления водного объекта
в пользование, передачи в аренду, установление условий и порядка пользования
и т.д. И по всем этим вопросам могут иметь место нарушения прав пользования,
которые разрешаются административным путем.
В статье 129 ВК специально оговаривается, что защита прав пользования
водными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях,
предусмотренных Федеральным законом. Главным образом это Конституция РФ, сам
Водный кодекс и Кодекс об административных нарушениях. Это говорит прежде
всего о сокращении применения административного метода и о расширении порядка
судебного и судебно-арбитражного разрешения водных споров, что свидетельствует
о дальнейшем расширении практики широкого демократизма в решении этих вопросов.
Сами администрации и другие государственные органы принимают меры к отмене
незаконных решений, исправлению своих ошибок.
В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются
важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина
- обязанность государства (ст. 2).
В главе 2 Конституции РФ сформулированы все права и свободы гражданина.
Они определяют смысл, содержание деятельности законодательной и исполнительной
власти. Конституция определяет порядок пользования ими, защиты и охраны не
только в административном порядке, но и путем правосудия (ст. 18).
В Водном кодексе сформулирована специальная статья о правах водопользователей
(ст. 92 ВК). Их очень много и в одной статье все перечислить невозможно. Статья
получилась не излишней, хотя и оказалась формально перечневой. Права же водопользователей
сформулированы во многих статьях Кодекса и при решении вопросов охраны и защиты
прав водопользователей, разрешения споров и ответственности за нарушение водного
законодательства статью 129 надо применять в контексте с другими статьями
Кодекса.
Сказанное можно подтвердить рядом примеров. Так, в ст. 20 Кодекса говорится
о водных объектах общего пользования. Они находятся в общедоступном, открытом
пользовании. Поэтому никто не вправе гражданам запретить пользоваться ими
- такие запреты не имеют юридической силы, кроме установленных запретов (для
купания, питья, бытовых нужд и др.). Водные объекты особого пользования вправе
использовать определенный круг лиц, указанный в лицензии (ст. 21). Поэтому
пользование объектом другими лицами нарушает права водопользователей, имеющих
лицензии (ст. 21). Статья 21 устанавливает правоспособность и дееспособность
физических и юридических лиц на получение лицензий на право пользования водным
объектом. Необоснованные ограничения этих прав недействительны. Недействительны
ограничительные действия должностных административных лиц в отношении водопользователей,
имеющих лицензии и не нарушающих права владения, пользования и распоряжения
водами - ст. 38. Права лиц, участвующих в конкурсе на получение лицензии на
водопользование, могут быть нарушены монополистическими действиями других
водопользователей (препятствие участия в конкурсе, волокита с выдачей лицензии
и др. - ст. 93). Нарушаются права водопользования производственно-хозяйственной
деятельностью на водных объектах (ст. 99, 100, 105, 106).
Перечень подобных примеров можно было бы продолжить. Таким образом, правоохранительная
направленность Водного кодекса в отношении добросовестных водопользователей
и собственников водных объектов вполне очевидна. Это - важное достоинство
современного Водного кодекса, что соответствует новой принятой в 1993 г. Конституции
РФ.
Административный порядок охраны прав водопользователей связан и с административным
принуждением в пользу этой охраны прав на водопользование. Это вытекает из
ч. 2 ст. 129 Кодекса, в которой говорится о судебном обжаловании таких решений.
Но это не препятствует жалобщику обратиться в вышестоящий административный
орган, а не в суд. Если решения, о которых говорилось выше, восприняты обеими
сторонами как правильные, значит законные права считаются восстановленными
в административном порядке. Если же решение считается водопользователем неправильным
- вправе ли он обратиться в вышестоящую администрацию, или к вышестоящему
должностному лицу администрации или вышестоящему специально-уполномоченному
органу по охране вод?
Здесь можно обратиться к ряду административно-правовых актов. По положению
о дисциплинарной ответственности глав администраций, утвержденному Указом
Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 829 <115>, если права администрации нарушили
права того или иного водопользователя, руководитель вышестоящей администрации
отменяет решение нижестоящего руководителя администрации и налагает на него
взыскание, и тем самым нарушенное право восстанавливается в административном
порядке.
То же самое можно сказать и об Указе Президента РФ от 22 марта 1993 г.
"Об ответственности должностных лиц исполнительной власти в Российской Федерации"
<116>.
Если нижестоящие должностные лица, не выполняющие или плохо выполняющие
законодательство, допускают нарушения прав граждан и юридических лиц, в том
числе водопользователей, на них налагается дисциплинарное взыскание, а нарушенные
права таким образом восстанавливаются.
Можно также сослаться на Указ Президента РФ от 7 апреля 1993 г. "О борьбе
с коррупцией в системе государственной службы". Из него также вытекает, что
служащие госаппарата, оказывая льготы и предпочтения одним предпринимателям
(водопользователям) и нарушая права других, совершают должностное нарушение,
за которое привлекаются к ответственности, а нарушенное право таким образом
восстанавливается <117>.
В части 1 статьи 129 ВК говорится, что решения, принятые в административном
порядке, могут быть обжалованы в суд. Это еще более демократичная мера в охране
прав, в т.ч. в области водопользования.
В этом отношении значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гражданина" <118>.
В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой
в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных
органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы
(ст. 1).
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных
лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные
действия (решения), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;

<< Пред. стр.

стр. 107
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>