<< Пред. стр.

стр. 108
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности (ст. 2).
Гражданин, в т.ч. водопользователь, вправе обратиться с жалобой на действия
(решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо
к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного
самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению,
должностному лицу (ст. 4).
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо
обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении
жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,
он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его
представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем
общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства,
либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его
права;
- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об
отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении
жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином
не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен
судом. (ст. 5)
Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных
объединений, должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского
судопроизводства.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение (ст. 7).
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение)
незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные
к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные
права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим
прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы (ст. 8).
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных
органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской
Федерации.
Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному
лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в
законную силу.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее
чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения
суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Выше говорилось об охране прав водопользования, которые защищаются и
охраняются в административном порядке. Это может осуществляться также рассмотрением
водных споров. Но это происходит под знаком охраны права на водопользования.
В соответствии с п. 2 ст. 129 ВК споры по вопросам использования и охраны
водных объектов разрешаются также в суде, арбитражном суде или третейском
суде, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что споры, как правило, перемежаются с нарушениями
прав землепользования, поэтому с указанными и др. нарушениями связаны также
и вопросы ответственности за эти нарушения (см. ст. 131 ВК).
В ВК обоснованно отсутствует статья о перечне споров. Невозможно заранее
их сформулировать. Они практически возникают чуть ли не ежедневно между различными
субъектами
органами, должностными лицами, гражданами. "Искать" то или иное нарушение
необходимо чуть ли не по всему ВК, т.е. по существу это дело истцов, а задача
правоохранительных и правоприменительных органов - правильно разобраться в
каждом споре и вынести правильное решение.
Споры о водопользовании - это, как правило, разногласия между сторонами,
субъектами водных правоотношений, где одна сторона нарушает права другой стороны
и тем самым нарушает водное законодательство.
Так, например, в ст. 3 Кодекса сформулированы цели водного законодательства.
Именно в связи с указанными целями могут возникать десятки и более водных
споров. Водные споры могут возникнуть в связи с соотношением и применением
водного, гражданского, земельного и др. законодательства (ст. 2).
Предметом споров могут быть отношения, вытекающие из прав и обязанностей
субъектов прав на землю, использование объектов общего и обособленного пользования
(ст. 12, р. IV, ст. 20-21 и др.); из фактов несоблюдения или нарушений лицензий,
из отношений, касающихся водных сервитутов, загрязнений, засорений, загрязнений
вод; осуществлением и защитой прав пользования водными объектами (гл. 6);
ограничения и прекращения прав пользования водными объектами (ст. 89); охраной
водных объектов (гл. 11) и др. Подобные примеры можно было бы продолжать дальше.
Но ясно одно, что виды и суть различных споров "сосредоточены" в самом Водном
кодексе. И все эти споры правоприменительные органы должны в совокупности
учитывать и применять указанные нормы о водных спорах. О рассмотрении этих
споров говорится в ст. 64 ВК (о спорах имущественного характера - в ст. 131).
Подведомственность водных споров, рассматриваемых судами, определена
ГК и ГПК РФ. В общем принципе суды рассматривают водные споры между гражданами
или хотя бы если одной из сторон является гражданин.
Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами, а также
гражданами - предпринимателями без права юридического лица.
Речь здесь идет о водных спорах, кроме споров о причинении и возмещении
ущерба, причиненного водным объектам (о последних говорится в комментарии
к ст. 131 ВК).
Третейский суд рассматривает водные споры (как экономические) между сторонами
- по их соглашению.
Новый Федеральный Конституционный Закон об арбитражных судах Российской
Федерации принят 5 апреля 1995 г. вместо отмененного Закона РСФСР ("Об арбитражном
суде" от 4 июля 1991 г.) <119>. Он является Конституционным, т.е. принятым
Госдумой в особом порядке (квалифицированным большинством голосов) и обладает
по отношению других актов как бы конституционной силой. Закон создал окружные
арбитражные суды (10 судов по 10 регионам), которые стали рассматривать дела
в кассационном порядке. Высший Арбитражный Суд сосредоточил свое внимание
на обобщении практики и даче судам соответствующих руководящих разъяснений.
Новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации принят Госдумой
5 мая 1995 г. <120>. Прежний Арбитражный процессуальный кодекс РСФСР от 5
марта 1995 г. был отменен. Подведомственность и конкретная подсудность арбитражных
судов определена главой 3 Нового АПК; глава 4 регулирует участников арбитражного
процесса; раздел 11 регулирует производство в арбитражном суде первой инстанции;
другие вопросы.
Правоприменителям и другим читателям весьма полезно ознакомиться с Законом
об арбитражном суде и Арбитражным процессуальным кодексом в схемах и таблицах,
в которых четко и ярко показаны система судов, подведомственности, стороны
в процессе и др. <121>
Временное Положение о третейском суде для разрешения экономических споров
было утверждено постановлением Верховного Совета РСФСР 24 июня 1992 г. <122>
В нем урегулированы вопросы организации, формы и методы деятельности третейских
судов. Водные споры прямо не упоминаются, но они относятся к экономическим
спорам. Следовательно, многие водные споры, как экономические, рассматриваются
третейскими судами. В настоящее время готовится Закон о третейских судах.

Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства
Российской Федерации

Статья 130. Административная и уголовная ответственность за нарушение
водного законодательства Российской Федерации
Лица, виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации,
несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами
специально уполномоченного государственного органа управления использованием
и охраной водного фонда в пределах их компетенции, установленной законодательством
Российской Федерации.
Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения
допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Комментарий к статье 130

Административная ответственность наступает за административные правонарушения,
предусмотренные административным и иным законодательством. Водные административные
правонарушения - часть административных правонарушений.
В Законе об охране окружающей природной среды закреплено более 15 экологических
правонарушений. Водные правонарушения - это во многом экологические правонарушения.
Поэтому в необходимых случаях возможно применять и отдельные меры, предусмотренные
в этом Законе.
Далее, в статье 5 Водного Кодекса понятие водного отношения берется довольно
широко. Эта статья решает вопросы регулирования водных отношений в связи с
регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного
мира, атмосферного воздуха, подчеркивая, что эти отношения регулируются и
водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального
использования и охраны вод. Водное законодательством наряду с горным законодательством
регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны
подземных вод.
Водное законодательство касается вопросов, связанных со строительством
и эксплуатацией водохозяйственных и любых других объектов и сооружений, проведением
работ на дне, влияющих на состояние вод. Дело в том, что во многих таких случаях
может оказываться вредное воздействие на воды (см. комментарии к ст. 98, 99,
100, 105, 106 ВК). Все это и приводит к учету и применению водного законодательства
в указанных случаях. Нарушение его требований должно влечь административную
ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с
частью 1 статьи 130 Водного кодекса РФ.
Как известно, в ВК нет перечня псих правонарушений и ответственности
за них, поэтому можно применять ст. 84 Закона об охране окружающей природной
среды.

Кодекс об административных правонарушениях
(КоАП) о водных право нарушениях
и административной ответственности
за их совершение

"Статья 55. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов"
В соответствии с ней самовольная застройка площадей залегания полезных
ископаемых, невыполнение правил охраны недр и требований по охране окружающей
природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных
с пользованием недрами, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных
скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков влечет
наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных
лиц - до ста рублей (размеры штрафов в настоящее время увеличены).
Выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным
потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и
сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче, порча месторождений
полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования
из запасов влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей.
Утрата маркшейдерской документации, невыполнение требований по приведению
ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние,
обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений,
горных выработок и буровых скважин на время консервации влечет наложение штрафа
на должностных лиц в размере до ста рублей.
"Статья 57. Нарушение правил охраны водных ресурсов"
Загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах,
вызывающее их загрязнение, водную эрозии почв и другие вредные явления, влечет
наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных
лиц - до ста рублей.
Ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений
и устройств, пред отвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие,
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей.
"Статья 58. Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах
операций с вредными веществами и смесями"
Невыполнение капитаном или другими лицами командного состава судна или
другого плавучего средства предусмотренных действующим законодательством обязанностей
по регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья
людей или для животных ресурсов моря, либо смесями, содержащими такие вещества
свыше установленных норм, в несение указанными лицами в судовые документы
неверных записей об этих операциях или незаконный отказ предъявить такие документы
соответствующим должностным лицам влечет наложение штрафа в размере до ста
рублей.
"Статья 59. Нарушение правил водопользования"
Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство
гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной
из водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества
забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества
сбрасываемых вод влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста
рублей.
"Статья 60. Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение
правил их эксплуатаций'
Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств влечет наложение
штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до
ста рублей. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей.
Размеры штрафов, указанные в КоАП, неоднократно повышались, индексировались.
В конечном итоге в соответствии с Законом они в настоящее время установлены
в размерах, применительных к минимальным размерам месячной оплаты труда:
а) граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной
оплаты труда в РФ;
б) должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной
месячной оплаты труда в РФ;
в) предприятия, учреждения, организации - от 50 тысяч до 500 тысяч рублей.
<123>
Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости
от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя
и причиненного вреда.
Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченными на то
государственного органа - Роскомводом. Встает вопрос: если Роскомвод не принимает
мер, может ли это сделать Госсанэпиднадзор и Минприроды? Думается могут, нарушение
не должно остаться безнаказанным (см. примечание к предисловию).
Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный
суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается).
Наложение и взыскание штрафа не освобождает нарушителя от возмещения причиненного
вреда. <124>
Естественно, в соответствии с новым ВК возникает вопрос о необходимости
внесения соответствующих дополнений и изменений в КоАП РФ.
УК РФ принят Госдумой РФ 24 мая 1996 г. и вступает в действие с 1 января
1997 г.
Если раньше в УК экологические преступления были разбросаны по разным
разделам, то в новом УК экологические преступления выделены в самостоятельный
раздел 26.

Уголовный кодекс РФ
об охране водных объектов

"Статья 250. Загрязнение вод"
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод,
источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств,
если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному
миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом
в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух
месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами
на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую
гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника
либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической
ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от
одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,
повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы
на срок от двух до пяти лет.
Статья 252. Загрязнение морской среды
1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие
нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных
в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья
человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию
морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех
месяцев.
2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному
или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо
другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы на срок
до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до одного месяца.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,
повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы
на срок от двух до пяти лет."
Меры уголовного наказания, предусмотренные указанными статьями, отличаются
большей широтой и разнообразием, чем в предыдущем УК. Указанные меры обеспечат
уголовно-правовую охрану водных объектов в Российской федерации.

Статья 131. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба
водным объектам
Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают
его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии
с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии
- по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных
убытков, в том числе упущенной выгоды.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения
водного законодательства Российской Федерации, вправе предъявлять специально
уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного
фонда, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей
природной среды, государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора.
Суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного
суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов Российской
Федерации в установленном порядке и расходуются на восстановление водных объектов.
Условия и порядок возмещения ущерба, причиненного водным объектам в результате
нарушения водного законодательства Российской Федерации, регулируются законодательством
Российской Федерации.

Комментарий к статье 131

В составе многочисленных экологических споров большое место занимают
водные споры в связи с правонарушениями, причиняющими экологический имущественный
ущерб водным объектам.
В статье 82 ВК предусмотрено нормирование в области водопользования в
виде лимитов водопользования и принятия стандартов и нормативов в области
использования и охраны водных объектов. В статьях 94-104 ВК установлены требования
к нормативам охраны водных объектов от загрязнения, засорения, истощения.
Статьями 124 и 125 ВК установлены: водный налог и повышенная плата за превышение
нормативов водопользования или спуска сверхнормативных загрязненных вод и
их распределение по бюджетам (см. комментарий к указанным статьям).
Важно отметить, что в статье 131 ВК установлено, что граждане и юридические
лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его в соответствии с методиками
исчисления ущерба, причиненного водным объектам.
Это безусловно требует скорейшего установления нормативов платы как за
нормативное, так и сверхнормативное использование вод и их загрязнение и засорение
(см. комментарий к ст. 109 ВК).
Эта норма сейчас установлена в самом ВК. Ранее такие указания содержались
лишь в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда (применительно ко всем
видам экологического ущерба).
В случае отсутствия такой методики ущерб взыскивается по фактическим
затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, включая
упущенную выгоду.
В соответствии со ст. 20 Закона об охране окружающей природной среды
загрязнение окружающей природной среды рассматривается как причинение ей имущественного
вреда. За такой вред устанавливаются платежи, определяемые на основе базовых
нормативов за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей природной
среды. Это относится и к водным объектам. Такие нормативы были установлены
утвержденным Правительством РФ 28 августа 1992 г. Положением N 632. Эти платежи
не связываются с экологическим правонарушением, поскольку такое загрязнение
является как бы "разрешенным" (лицензиями), т.е. поэтому не является нарушением
природоохранительного, в т.ч. водного законодательства и здесь не возникает
вопрос о вине причинителя. Платежи взыскиваются поэтому в бесспорном, в безакцептном
порядке, т.е. без решения суда, арбитражного суда.
Указанные платежи не освобождают причинителей от возмещения вреда, возникшего
в результате экологического правонарушения, т.е. уже по вине причинителя этого
вреда.
Это означает, что такой вред уже рассматривается как неправомерный, "неразрешенный",
возникший не в связи с разрешением (лицензией), а сверх или помимо них, виновный
вред (ст. 86 Закона об охране окружающей природной среды, ст. 131 ВК). За
такой виновный вред и предусматривается имущественная, гражданско-правовая
ответственность.
Но трудности возникают на практике в связи с тем, что и в первом и во
втором случаях причиняется по существу одинаковыми с объективной стороны,
если брать без учета субъективной стороны - действиями, а именно: загрязнением
водных объектов путем выбросов, сбросов вредных веществ, размещением отходов
и др. Только в первом случае эти действия не связываются с экологическим (водным)
правонарушением, а во втором случае - прямо увязываются с экологическим (водным)
правонарушением.
Исключение составляют случаи причинения вреда гражданину или юридическому
лицу и их имуществу источником повышенной опасности, т.е. без учета вины,
или неблагоприятным воздействием окружающей природной среды (наводнения, селевые
потоки и др.), ибо здесь вообще не встает вопрос об экологическом правонарушении.
Представляется правильным и целесообразным, что методика расчета размера
вреда при лицензионном (разрешенном) загрязнении вполне применима к расчету
(определению) размера вреда, причиняемого экологическим, в т.ч. водным правонарушением.
Он похож как бы на таксовый порядок, и пока иного "не изобретено", его можно
применять по аналогии и при возмещении вреда, причиненного экологическим,
в т.ч. водным правонарушением.
Указанная специальная методика определена упоминаемым выше постановлением
Правительства РФ N 632 от 28 августа 1992 г. Здесь имеются в виду лицензии
на сброс, выброс, размещение отходов в установленных нормативах и плата за
них также в установленных размерах. Субъекты Федерации вправе дополнять, устанавливать
свои методики. Как правило, субъекты РФ такие свои методики имеют.
Таким образом, указанные методики пока можно применять к возмещению убытков
водным объектам водными правонарушениями. С учетом всех разнообразных методик
вполне возможно и необходимо разработать специальную методику возмещения убытков
водным объектам.
При отсутствии методик вред можно определять пока по фактическим затратам
на восстановление нарушенных водных объектов.
Окружающая природная среда, как известно, включает в себя природные объекты
(ресурсы) землю, леса, недра, воды, атмосферный воздух и др. Поэтому виновное
причинение вреда им рассматривается как причинение вреда окружающей природной
среде.
Как отмечалось в комментарии к предыдущим статьям ВК, в нашей стране
действует система специально уполномоченных органов по охране окружающей природной
среды (Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 943). Координирующим
общим природоохранительным органом является Министерство охраны окружающей
среды и природных ресурсов РФ, такие же органы в субъектах РФ. В области водных
ресурсов таким органом является Госкомитет по водным ресурсам. В их компетенцию,
в частности, входит предъявление исков о возмещении вреда, причиненного экологическим
водным правонарушением (см. примечание к предисловию).
Практически вопрос решается таким образом, что все указанные органы (и
общие и отраслевые) вправе предъявлять названные иски. В Положении о Минприроде
прямо сказано, что оно вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного
экологическим правонарушением.
Но надо эти действия каждый раз согласовывать, чтобы избежать случаев
"двойного" предъявления двух исков по одному и тому же поводу, нарушению,
объекту. Если, например, отраслевой орган не предъявляет иск, то общий природоохранительный
орган это сделать может. Если общий природоохранительный орган этого не сделает,
то специальный отраслевой орган вправе это сделать.
Представляется, что из указанных методологических положений законодательства
и следует исходить при решении вопросов возмещения вреда, причиненного окружающей
природной среде экологическим правонарушением.
Вопрос о возмещении вреда водным объектам, причиненного водным правонарушением,
регулируется гражданским законодательством новым ГК РФ (ст. 15, 307-309, 393,
401). ГК предусматривает полное возмещение вреда, причиненного противоправным
и виновным поведением причинителя вреда.
Противоправное виновное поведение причинителя вреда выражается в правонарушении.
В ст. 81 Закона об охране окружающей природной среды говорится о вреде, причиненном
правонарушением. В отношении водных объектов среды - это загрязнение, засорение,

<< Пред. стр.

стр. 108
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>