<< Пред. стр.

стр. 110
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

понимание необходимости нового подхода к решению водохозяйственных проблем
становится достоянием все большего числа проектировщиков, специалистов по
строительству и эксплуатации городских ВХС.
В РосНИИВХ разработаны математическая модель и программный комплекс по
экономической оптимизации параметров промузла. В результате решения задачи
можно рассчитать оптимизированные параметры каждого предприятия города:
- разрешенные забор свежей воды, с указанием места забора (водоисточник
или городской водопровод);
- разрешенный сброс сточных вод, с указанием места сброса (водоисточник
или городская канализация);
- разрешенный предельно допустимый сброс загрязняющих веществ со сточными
водами;
- рекомендуемый водооборот;
- рекомендуемую систему очистки сточных вод, обеспечивающую достижение
заданных параметров (включая и предприятия жилищно-коммунального хозяйства).
Достижение рассчитанных параметров обеспечит выполнение городом или промузлом
директивных входных и выходных параметров, полученных, исходя из решения бассейновой
водохозяйственной программы. При этом следует учесть, что достижение директивных
бассейновых параметров будет обеспечено при минимуме приведенных затрат на
реконструкцию.
Техническое совершенствование городов должно быть направлено на решение-
следующих водохозяйственных проблем:
- совершенствование технологии подготовки воды до питьевых кондиций,
прежде всего внедрение новых высокоэффективных коагулянтов и сорбентов, замена
хлорирования воды на озонирование;
- восстановление качества воды в природных водных объектах, служащих
источниками питьевой воды города;
- замену стальных, чугунных и железобетонных трубопроводов на полиэтиленовый;
- строительство локальных станций кондиционирования питьевой воды для
водообеспечения "спальных" районов крупных городов, что позволит резко снизить
затраты на подготовку высококачественной воды для населения, не вкладывая
дополнительные финансовые ресурсы в подготовку воды для технических нужд промышленных
предприятий;
- прием в городскую канализацию не загрязненных специфическими ингредиентами
сточных вод промышленных предприятий;
- глубокую (третья ступень) очистку сточных вод города от биогенных веществ;
- повторное использование глубоко очищенных городских сточных вод для
подпитки промышленных и агропромышленных предприятий;
- очистку и использование для подпитки предприятий ливневых сточных вод,
образующихся на этих же предприятиях;
- глубокую очистку ливневых стоков с городской территории перед сбросом
в водные объекты.
Все эти мероприятия могут быть достаточно быстро реализованы только при
изменении базиса городской водохозяйственной системы. Переход от бесплатности
водообеспечения к рыночным отношениям между водопользователем и "продавцом"
воды должен стать стимулом для внедрения новых форм; платное водопользование
должно стимулировать экономное расходование вод, использование для технических
и питьевых нужд воды с различной степенью подготовки. В свою очередь, высокие
потери воды из трубопроводов и ущербы, наносимые городу затоплением и подтоплением
подземных коммуникаций и подвальных помещений, должны побуждать водохозяйственников
к борьбе с утечками воды <132> (см. комментарии к ст. 107, 134, 135, 139 настоящего
Кодекса).
Нормативные положения, направленные на обеспечение требований питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения, содержат Федеральные законы "О защите
прав потребителей", "О санитарно-гигиеническом благополучии населения", комментируемые
статьи настоящего Кодекса, Правила приемки производственных сточных вод в
системы канализации населенных пунктов <133>, Правила пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации <134>, Перечень материалов и реагентов,
разрешенных для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения
(утвержден Минздравом СССР 25.03.85 N 3235-85), Приказ Министерства строительства
РФ от 11 августа 1995 г. N 17-94 "Об утверждении Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и другие
(см. примечание к предисловию).
На обеспечение прав граждан на чистую воду направлено постановление Правительства
РФ от 18 октября 1992 г. N 802 "О неотложных мерах по обеспечению питьевого
водоснабжения в Российской Федерации". <135>
Информационное обеспечение осуществляется на принципах доступности информации
для ее участников, товаропроизводителей, потребителей и общественных организаций
при конфиденциальности той информации, которая составляет государственную
или коммерческую тайны.
В основных положениях системы сертификации питьевой воды, материалов,
технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом
водоснабжении, содержится порядок выдачи центрами санитарно-эпидемиологического
надзора субъектов РФ гигиенического заключения (гигиенического сертификата),
представляющего собой определение возможного неблагоприятного воздействия
на здоровье человека, установление допустимых областей и условий применения
продукции, а также формирование требований к процессам производства, хранения,
транспортирования, применения и утилизации продукции, обеспечивающим ее безопасность
для человека.
Предусматривается порядок сертификации, который включает:
- подачу заявки на проведение сертификации; рассмотрение заявки и принятие
решения; определение порядка работ и разработка методики по анализу состояния
производства и качества производителя;
- назначение аккредитованной испытательной лаборатории (центра) для исследования
данной продукции;
- отбор и идентификацию образцов (проб), подлежащих испытаниям;
- проведение их испытаний и оценку производства;
- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи
сертификата соответствия;
- проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
- выдачу лицензии на право применения знака соответствия;
- информацию о результатах сертификации и последующего контроля данной
продукции;
- корректирующие мероприятия при обнаруженных нарушениях соответствия
продукции установленным требованиям и (или) неправильном применении знака
соответствия. <136>

Статья 134. Резервирование источников питьевого водоснабжения
Для обеспечения населения водой, пригодной для питьевого водоснабжения,
на случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование
источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения
подземных водных объектов. Для этих источников устанавливается специальный
режим охраны и контроля за их состоянием в соответствии с водным законодательством
Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об охране окружающей
природной среды.

Комментарий к статье 134

Меры использования и охраны водных объектов при их аварийном загрязнении,
при чрезвычайных ситуациях и бедствиях предусматриваются в статьях 97 и 116
настоящего Кодекса, 58 и 59 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".
Наряду с резервированием источников питьевого водоснабжения органы местного
самоуправления, собственники систем питьевого водоснабжения, организации питьевого
водоснабжения должны принимать меры по подаче питьевой воды потребителям,
используя бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания
воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях
(цистернах) для группового использования. Перечень мер для ситуаций, связанных
с нарушением функционирования систем питьевого водоснабжения, регламентируется
планом оперативных действий по обеспечению питьевого водоснабжения потребителей
соответствующего населения.
Организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях
осуществляется также государственными органами РФ и ее субъектов. Прогнозирование
чрезвычайных ситуаций в области питьевого водоснабжения, разработка мер по
нормированному обеспечению потребителей питьевой водой при чрезвычайных ситуациях
и их реализация (определение дополнительных источников водоснабжения и резервных
сооружений и устройств для забора и подачи воды, наличия нормативных заносов
материалов, оборудования и техники для восстановления питьевого водоснабжения)
осуществляется органами местного самоуправления совместно с органами гражданской
обороны. Финансирование расходов по нормированному обеспечению населения питьевой
водой при чрезвычайных ситуациях осуществляется за счет федерального и местного
бюджетов, бюджета субъекта РФ.
Организации питьевого водоснабжения и органы, осуществляющие надзор за
соответствием качества питьевой воды установленным нормативным требованиям,
призваны систематически, не реже одного раза в месяц информировать потребителей
питьевой воды о соответствии ее нормативам качества. В случаях выявления несоответствия
и угрозы состоянию здоровья людей, собственники систем питьевого водоснабжения
и организации водоснабжения немедленно информируют об этом потребителей с
указанием сроков устранения выявленного несоответствия, а также о мерах предосторожности
(способах дополнительной обработки воды, либо о месте и времени отпуска надлежащей
питьевой воды).
Информация о качестве питьевой воды осуществляется бесплатно средствами
массовой информации. Информация о возможных перебоях в поставках питьевой
воды осуществляется организациями питьевого водоснабжения и органами жилищно-коммунального
хозяйства. Организация и контроль обеспечения своевременной информацией и
извещение потребителей о качестве и о перебоях подачи воды возлагается на
органы местного самоуправления (см. примечание к предисловию).

Статья 135. Централизованное и нецентрализованное питьевое и хозяйственно-бытовое
водоснабжение населения
При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения
забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями
деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение
и которые имеют лицензию на водопользование.
При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении
населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно
из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 135

Централизованные системы водоснабжения являются основными в осуществлении
бесперебойного обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой и относятся
к особо важным объектам жизнеобеспечения. Организации питьевого водоснабжения,
осуществляющие эксплуатацию централизованных систем, обязаны: не реже одного
раза в день осуществлять производственный контроль качества подаваемой потребителям
питьевой воды; обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую
очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий
пищевой промышленности; не допускать, когда это влечет нарушение режима бесперебойного
обеспечения питьевой водой населения, подачу питьевой воды для производственных
нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования
питьевой воды.
Пользователи централизованных систем питьевого водоснабжения могут заключать
договора с организациями питьевого водоснабжения, в которых предусматриваются:
- режим подачи питьевой воды (бесперебойный либо почасовой, по графику);
- количество подаваемой воды (в соответствии с нормами водообеспечения
либо лимитированное);
- гарантии качества питьевой воды (постоянное соответствие установленным
нормативным требованиям);
- осуществление пользователем инструментального и документального учета
расхода питьевой воды;
- своевременность оплаты в соответствии с установленным тарифом;
- условия предъявления взаимных претензий и ответственность сторон.
(См. также комментарии к ст. 133 и 134 настоящего Кодекса).
Госстандарт России и Госкомсанэпиднадзор России утвердили в 1995 г. Основные
положения системы сертификации питьевой воды, материалов, технологических
процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении
(ГОСТ Р). Их основной целью является содействие методами и средствами стандартизации
и сертификации комплексному решению задач улучшения качества питьевой воды
путем достоверной оценки ее соответствия требованиям безопасности, безвредности
и органолептическим показателям, оценки эффективности водоочистных устройств,
оборудования и технологий в отношении обеспечения требуемой полноты очистки
и обеззараживания воды, анализа и оценки производств и систем качества на
предприятиях водоснабжения, а также оценки качества реагентов и материалов,
используемых в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В отношении питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого
водоснабжения с учетом специфики факторов, влияющих на ее качество, предусматривается
применение заявления-декларации изготовителя (предприятия водоснабжения),
подтверждающего соответствие подаваемой населению питьевой воды установленным
требованиям по безопасности, безвредности и органолептическим характеристикам
(правила оформления заявления-декларации устанавливаются в ГОСТ Р РС 0002-93).
На начальном этапе внедрения указанной схемы должно быть обеспечено систематическое
представление населению достоверной информации о качестве питьевой воды, поставляем
ой предприятиями водоснабжения.
Эффективность очистки и обеззараживанию воды характеризуется степенью
снижения загрязненности исходной воды и достижением требуемых показателей
безопасности и безвредности питьевой воды при определенных уровнях содержания
загрязняющих компонентов в исходной воде.
Объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным
в стандартах требованиям обеспечивается соблюдением принципов компетентности
и независимости в системе органов сертификации и испытательных лабораторий
на основе их аккредитации: обязательным условием аккредитации является учет
установленных критериев, в частности наличие прогрессивной, оснащенной современным
оборудованием испытательной базы.
Собственники нецентрализованных и автономных систем питьевого водоснабжения
либо лица, эксплуатирующие их, самостоятельно решают вопросы обеспечения исправности
систем и контроля за качеством воды. Системы питьевого водоснабжения на транспортных
средствах являются неотъемлемой частью этих средств.
Деятельность лиц по обеспечению питьевой водой потребителей из централизованных
и нецентрализованных систем подлежит лицензированию и осуществляется органами
исполнительной власти субъектов РФ. Тарифы на питьевое водоснабжение устанавливаются
органами местного самоуправления по предложению организаций питьевого водоснабжения,
исходя из принципа компенсации затрат на: оплату за пользование водными объектами
- источниками питьевого водоснабжения; получение питьевой воды и подачу ее
до пользователей, потребителей; выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих
бесперебойность функционирования, защиту и санитарную охрану систем; возмещение
расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем питьевого водоснабжения,
обеспечением их рентабельности.
Права потребителей питьевой воды должны гарантироваться государством,
настоящим Кодексом, Законом РФ "О защите прав потребителей", законами субъектов
РФ.
Согласно ст. 19 Закона РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. собственники,
владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, осуществлять
строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров,
а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный
горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке,
устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти РФ.

Статья 136. Использование водных объектов, содержащих природные лечебные
ресурсы
Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются прежде
всего для целей здравоохранения в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах.
В исключительных случаях органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации могут разрешать использование водных объектов, содержащих природные
лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей по
согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления
использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным
органом, осуществляющим управление курортами, а по подземным водным объектам,
содержащим природные лечебные ресурсы,- и по согласованию с государственным
органом управления использованием и охраной недр.

Комментарий к статье 136

Специальным правовым актом, урегулировавшим порядок использования водных
объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, является Федеральный закон
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах",
принятый Государственной Думой 27 января 1995 г. <137> Закон действует на
в сей территории Российской Федерации. На основе содержащихся в нем положений
развивается правовое регулирование в данной сфере в законах и иных нормативных
актах Российской Федерации; а также законах и иных нормативных актах субъектов
Федерации.
Уникальность, особая ценность природных лечебных ресурсов: лечебных минеральных
вод, лиманов и озер, участков морских вод, используемых для лечения и отдыха,
обусловили признание их Законом особо охраняемым.
Лечебные свойства природных лечебных ресурсов признаются на основании
научных исследований и многолетней практики и утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они
могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная
собственность) либо на праве собственности субъектам Федерации республикам,
краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным
округам (собственность субъектов Федерации). Вопросы владения, пользования
и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Федерации. От имени Российской Федерации
и субъектов Федерации права собственника осуществляют органы государственной
власти в рамках их компетенции, установленной нормативными актами, определяющими
статус этих органов. Содержание права государственной собственности на природные
лечебные ресурсы определяется на основании Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Законом устанавливается строго целевое использование природных лечебных
ресурсов: для лечения и профилактики заболеваний, а также целей отдыха. Минеральные
воды могут использоваться для промышленного разлива. Предоставление природных
лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных Законом, допускается с соблюдением
установленных законодательством условий.
Как исключение использование водных лечебных ресурсов для питьевого водоснабжения
или иных целей имеют право разрешить органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным государственным
органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным
государственным органом, осуществляющим управление курортами, а по подземным
водным объектам - с органом управления использованием и охраной недр.
Пользователями природных ресурсов могут быть юридические лица и граждане.
Предоставление природных лечебных ресурсов в пользование оформляется специальным
государственным разрешением-лицензией. Порядок их выдачи определяется Правительством
Российской Федерации.
На курортах и в курортных регионах разработка природных лечебных ресурсов
осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями,
имеющими лицензии на этот вид деятельности.
Среди обязанностей пользователей следует обратить внимание на выполнение
установленных Законом требований о рациональном использовании и сохранении
полезных свойств природных лечебных ресурсов при их разработке:
- объемы добычи природных лечебных ресурсов лимитируются утвержденными
по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации;
- применяемые технологии добычи, подготовки и использования природных
лечебных ресурсов должны гарантировать защиту от преждевременного истощения,
загрязнения, защиту полезных ископаемых от утраты их полезных свойств;
- применяемые при эксплуатации технологические методы должны основываться
на технологических схемах разработки.
Качество добываемых природных лечебных ресурсов должно быть подтверждено
специальными медицинскими заключениями. Их использование в лечебных целях
допускается в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый
вид такой деятельности.
В случае нарушения установленных правил использования пользование природными
лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено.
Причем это не освобождает виновных от ответственности, предусмотренной законодательством.
Для обеспечения защиты и сохранения природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных
местностей с прилегающими участками от загрязнения и преждевременного истощения
устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, представляющие
собой особо охраняемые территории (см. комментарий к ст. 115 Водного кодекса).
За нарушение установленного Законом порядка использования природных лечебных
ресурсов и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны виновные могут
быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной
ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 137. Использование водных объектов для промышленности и энергетики
Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности и энергетики,
обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению
загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивать сохранение
температурного режима водных объектов.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных
ситуаций, а также в случае превышения установленного в лицензии на водопользование
лимита водопотребления вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать
использование водных объектов для промышленности и энергетики по представлению
специально уполномоченного государственного органа управления использованием
и охраной водного фонда в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Подземные водные объекты могут в установленном порядке использоваться
для промышленности и энергетики с соблюдением требований рационального использования
и охраны подземных вод.
Подземные водные объекты, содержащие воды, пригодные для питьевого водоснабжения,
могут использоваться для промышленности и энергетики в соответствии с требованиями
статьи 133 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 137

Промышленные и энергетические предприятия являются крупными потребителями
воды. Особенно водоемкими являются химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная,
нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность. Большое количество воды расходует
и энергетика. Причем теплые, отработанные воды, используемые для охлаждения
агрегатов и реакторов тепловых и атомных электростанций, накапливаются в водоемах.
Это вызывает изменение экологических условий водоемов. Термальные загрязнения
вызывают уменьшение содержания кислорода в воде, ухудшают условия жизни многих
водных организмов, способствуют развитию сине-зеленых водорослей, значительно
увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей, изменяют сроки нереста
рыб и т.п.
Потребляя и используя водные ресурсы промышленные и энергетические предприятия
должны соблюдать установленные для них условия водопользования, не допускать
перерасхода водных ресурсов, их загрязнения и изменения температурного режима.
Их право на использование водных объектов может быть приостановлено или запрещено
в случаях превышения установленного для них лимита водопотребления и при чрезвычайных
ситуациях: стихийных бедствиях и авариях. Решение о приостановлении или запрещении
использования водных объектов принимается Правительством Российской федерации
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
специально уполномоченного государственного органа управления использованием
и охраной водного фонда.

Статья 138. Использование водных объектов для сельского хозяйства и лесного
хозяйства
Граждане и юридические лица, использующие водные объекты для сельского
хозяйства и лесного хозяйства, обязаны принимать меры по сокращению потерь
и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную
сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения
грунтовых вод и подъема их уровня.
Орошение, в том числе с использованием сточных вод нормативного качества,
осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с
природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту водных объектов и их
водосборных площадей.
Водоснабжение, обеспечивающее нужды сельского хозяйства и лесного хозяйства,
осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 138

Комментируемая статья направлена на экономное расходование вод в сельском
и лесном хозяйстве, охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения,
а также охрану вод как среды обитания рыбы.
Вода широко используется в сельском хозяйстве. Но сельскохозяйственное
производство представляет собой большую опасность для загрязнения вод. Это
животноводство, применение удобрений и средств защиты растений, которые вместе
с почвой могут стекать с полей в водные объекты и загрязнять воду.
Лесохозяйственное производство также потребляет воду. Много расходуется
воды при тушении лесных пожаров. При лесовосстановлении и лесоразведении также
требуется вода. В целях создания благоприятных условий для прорастания семян
древесных пород проводится обработка (минерализация) почвы.
При защите леса от вредителей и болезней применяются химические и биологические
средства. Химические средства также могут нанести вред водным объектам, как
поверхностным, так и подземным. Применение химических и биологических средств
борьбы с вредителями и болезнями растений в лесном хозяйстве регламентируется
регулярно издаваемым списком этих средств. Перед включением в список все препараты
проходят тщательную токсикологическую оценку соответствующих рыбохозяйственных,
ветеринарных, природоохранных и санитарно-гигиенических служб. Сам список
согласовывается с ведомствами, представляющими эти службы. Ограничение на
применение пестицидов устанавливается на основании изучения их влияния на
флору и фауну, определения скорости разложения токсических остатков в окружающей
среде. Однако и при этих условиях не исключена возможность нанесения природе
экологического ущерба.
Засорение вод возможно при заготовке древесины. 13 августа 1996 г. Правительство
Российской Федерации приняло постановление N 997 "Об утверждении Требований
по пред отвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных
процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов,
линий связи и электропередачи". <138> Эти требования подлежат выполнению при
осуществлении производственных процессов также в сельском и лесном хозяйстве.

<< Пред. стр.

стр. 110
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>