<< Пред. стр.

стр. 115
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Иностранцы участвуют в предпринимательской деятельности в одной из двух
форм. Первая и основная - осуществление инвестиций на территории Российской
Федерации. В силу ст. 6 Закона от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях
в РСФСР"<20> "иностранные инвестиции на территории РСФСР пользуются полной
и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой Законом, другими законодательными
актами и международными договорами, действующими на территории РСФСР. Правовой
режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов
по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества,
имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан
РСФСР, за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом".
Существенную часть действующего в стране законодательства об иностранных
инвестициях составляют различного рода гарантии. Они призваны главным образом
обеспечить стабильность инвестиционных отношений, неприкосновенность инвестиций,
свободное распоряжение суммами, полученными в результате инвестиционной или
косвенно с нею связанной деятельности, эффективную защиту прав иностранных
инвесторов.
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации (от 24 декабря 1993 года<21>) содержит
специальный раздел, посвященный использованию иностранных инвестиций для целей
приватизации. В нем предусмотрено предоставление иностранным инвесторам права
участвовать в приватизации в самых различных формах: аукцион (включая чековый),
конкурс, инвестиционный конкурс. Иностранцам была также предоставлена возможность
покупать приватизационные чеки для использования в качестве средства платежа
в процессе приватизации. Во всех таких случаях следует лишь уведомить о совершенных
операциях Министерство финансов Российской Федерации.
Специальные разрешения для участия иностранных инвесторов в приватизации
необходимы только в строго ограниченных случаях. Прежде всего речь идет об
объектах и предприятиях торговли или общественного питания, бытового обслуживания,
а также мелких (соответствующие их параметры указаны в самой Государственной
программе) предприятиях промышленности и строительства, автомобильного транспорта.
Выдача разрешения входит в компетенцию местных органов власти или органов,
которые ими уполномочены. Специальное разрешение необходимо и для допуска
иностранных инвесторов к участию в приватизации крупных объектов оборонной
промышленности, предприятий нефтяной, газовой и некоторых других отраслей,
которые перечислены в Государственной программе. Вместе с тем установлен запрет
на использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и
муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального
образования, если иное не предусмотрено постановлением Правительства РФ. Принципиальное
значение имеет содержащееся в Государственной программе указание на то, что
никаких иных, кроме приведенных выше, ограничений на участие иностранцев в
приватизации не допускается.
Вторую форму участия иностранцев в российском гражданском обороте составляет
работа в функционирующих на территории России организациях. Основные нормы,
определяющие порядок такого участия, содержатся в Положении о привлечении
и использовании в Российской Федерации иностранной ра- бочей силы<22>. Им
вводится разрешительный порядок принятия на работу иностранных граждан. Правом
получать разрешение обладают российские юридические лица, предприятия с иностранными
инвестициями, действующие на территории Российской Федерации, а также иностранные
физические лица и лица без гражданства, которые проживают на территории России
и используют труд наемных работников в личном хозяйстве. Разрешение на привлечение
определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий (как
правило, сроком до одного года) выдается федеральной миграционной службой.
Указанное разрешение не требуется лишь для иностранных граждан - высококвалифицированных
специалистов, которые используются функционирующими на территории РФ предприятиями
с иностранными инвестициями для занятия должностей строго определенной номенклатуры:
руководителей предприятий, их заместителей или руководителей самостоятельного
подразделения предприятия, то есть занимающих категории должностей, предполагающих
заключение с ними гражданско-правового контракта.
Положение предусматривает строгую ответственность работодателей и самих
иностранцев за нарушение установленного порядка.

Основные начала гражданского законодательства

Общие положения

В первой статье ГК определяются исходные принципы, по которым строится
вся система гражданского законодательства. Государство согласно этой статье
принимает на себя обязанность соблюдать соответствующие принципы в своей практике
по созданию новых и применению действующих актов. Указанные принципы прямо
или косвенно связаны с конкретными нормами Конституции РФ, прежде всего теми,
которые закрепляют основы политического и экономического строя страны, права
и свободы граждан.
"Основные начала" служат определенным эталоном, использование которого
дает возможность оценить акты, издаваемые органами государственной власти
и местного самоуправления, а также практику органов, разрешающих гражданско-правовые
споры.
ГК особо выделил семь положений, составляющих в совокупности "основные
начала".
Первое - "признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством
отношений". Приведенное положение корреспондирует самому методу регулирования,
используемому гражданским законодательством. В этом смысле равенство может
рассматриваться как конституирующий признак гражданского отношения, поскольку
отношение, регулируемое по противоположному "равенству" методу "власти и подчинения",
в виде общего правила оказывается за пределами гражданского законодательства.
Можно привести ряд примеров конкретного действия приведенного принципа. В
частности, в Указе Президента РФ от 26 июля 1993 года "О дополнительных мерах
по защите прав граждан России на участие в приватизации"<23> указано: "считать
недопустимыми любые действия государственных органов и органов местного самоуправления,
устанавливающие в противоречие с Конституцией Российской Федерации дискриминацию
владельцев приватизационных чеков, выданных в других регионах Российской Федерации,
и иными способами ограничивающие сферу обращения приватизационных чеков либо
изменяющие их стоимость, учитываемую в расчетах при приобретении объектов
приватизации". Дискриминационными мерами названы, в частности, отказ в приеме
приватизационных чеков в качестве платежного средства, а также внесение изменений
в порядок продажи объектов приватизации и их оплаты.
В статье 426 ГК, посвященной особому виду договоров коммерческих организаций
с потребителями (публичным договорам), содержится адресованное этим организациям
требование не оказывать кому-либо предпочтение в заключении договора и определении
его условий, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Второе - "неприкосновенность собственности". Здесь проявляется принцип,
закрепленный п. 3 ст. 35 Конституции РФ: "Никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для
государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного
и равноценного возмещения". Неприкосновенность собственности отражена и в
ст. 8 (п. 2) Конституции, которая предусматривает, что в Российской Федерации
признаются и защищаются равным образом "частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности". В полном соответствии с приведенными нормами
Конституции ГК указывает, что реквизиция - изъятие в интересах общества имущества
по решению государственных органов с выплатой собственнику его стоимости -
может осуществляться только при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях
и других обстоятельствах, которые носят чрезвычайный характер (ст. 242). Установлен
строго определенный круг оснований для выкупа различных видов имущества государством
у собственника. Имеются в виду культурные ценности, отнесенные в соответствии
с законом к особо ценным и охраняемым государством, в случаях бесхозяйственного
их содержания собственником (ст. 240). Принудительная продажа государством
допускается также в отношении имущества, которое в соответствии с законом
не может принадлежать собственнику (например, отдельные виды оружия), если
собственник сам в установленный законом срок его не продал (ст. 238). При
определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 239, могут быть изъяты у собственника
для государственных и муниципальных нужд вместе с принадлежащим ему земельным
участком находящиеся на нем здания, сооружения или другое недвижимое имущество
путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных
торгов. Другой пример. Если собственник домашнего животного обращается с ним
в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми
в обществе нормами гуманного обращения с животными, возможен принудительный
их выкуп лицом, заявившим такое требование (ст. 241). Наконец, возможно безвозмездное
изъятие имущества у собственника в форме конфискации, которая применяется
в случаях, предусмотренных законом, по решению суда в виде санкции за совершение
преступления или иного правонарушения либо в административном порядке (ст.
243).
Третье - "свобода договоров". Свобода договоров лежит в основе всего
договорного права, которому посвящено более половины содержащихся в ГК норм.
В самом общем виде конкретные выражения соответствующего положения содержатся
помимо ст. 1 также в ст. 421, которая так и именуется "Свобода договора".
Обе эти статьи усматривают свободу договоров прежде всего в предоставлении
гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельно решать вопрос о заключении
договора. Соответствующая норма неоднократно воспроизводится в различных законодательных
актах, хотя соответствующее положение распространяется в виде общего правила
на любые ситуации. Например, в Правилах поставки газа потребителям Российской
Федерации<24> содержится указание на то, что потребители имеют право покупки
газа у любого поставщика при условии обеспечения его транзита в соответствующем
объеме. В этом случае поставщик или потребитель по согласованию организуют
транзит газа путем заключения договоров транзита с газотранспортными и газораспределительными
организациями.
Свобода договоров выражается и в предоставлении сторонам права выбрать
любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, самим сконструировать
неизвестную действующему гражданскому законодательству модель, а также включить
в договор по соглашению между собой любое не противоречащее закону условие.
В ряде статей ГК предусмотрены неблагоприятные последствия, которые наступают
в случаях, когда свобода договоров оказывается нарушенной. В частности, это
относится к "публичным договорам" - договорам, заключаемым коммерческой организацией
и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или
оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности
должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (имеются в виду
розничная торговля, энергоснабжение и др.), и к договорам присоединения. Последние
отличаются тем, что их условия определены одной из сторон в формулярах или
иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как
путем присоединения к предложенному договору в целом.
В статьях ГК, посвященных публичным договорам и договорам присоединения
(ст. 426 и 428), содержатся необходимые гарантии, предоставляемые более слабой
стороне - потребителю.
Четвертое - "недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные
дела". Указанное положение опирается на ст. 23 Конституции РФ, предусматривающую
право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени. Нарушение указанной статьи усматривается
среди прочего в таких действиях, как распространение ложных сведений, порочащих
честь, достоинство и деловую репутацию гражданина и юридического лица. Из
соответствующего положения вытекает также запрещение незаконного вторжения
в частную жизнь со стороны органов государства. Приведенный конституционный
принцип конкретизируется, в частности, в Законе "Об информации, информатизации
и защите информации" <25>. Имеется в виду содержащаяся в нем норма о том,
что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации
о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну,
тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
физического лица без его согласия кроме как на основании судебного решения.
Юридические и физические лица, которые в соответствии со своими полномочиями
владеют информацией о гражданах, получают и используют ее, несут ответственность
за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
Пятое - "необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав".
Конституция РФ устанавливает, что "каждый имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности" (п. 1 ст. 34). С этой конституционной
нормой связана и ст. 9 ГК: "Граждане и юридические лица по своему усмотрению
осуществляют принадлежащие им гражданские права". Приведенные нормы не исключают
введения законодателем определенных ограничений на осуществление соответствующих
прав. Та же статья Конституции РФ запрещает экономическую деятельность, направленную
на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В ГК также имеются аналогичные
нормы. В частности, особо выделен запрет на использование коммерческими организациями
гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление
ими своим доминирующим положением на рынке и др. (ст. 10).
Шестое - "обеспечение восстановления нарушенных прав". ГК (ст. 12) включил
восстановление положения, существовавшего до нарушения права, в число способов
защиты гражданских прав. Эта мера защиты является наиболее типичной для данной
отрасли законодательства.
Используемые при этом конкретные формы восстановления зависят от характера
нарушения. В частности, восстановление нарушенного права на честь, достоинство,
а также деловую репутацию осуществляется путем возложения судом на нарушителя
обязанности опровергнуть распространяемые им ложные сведения о потерпевшем
- гражданине или юридическом лице. Другой пример - по требованию собственника
суд выносит решение о возвращении ему вещи, находившейся в чужом незаконном
владении. Третий - возвращение неосновательно полученного имущества лицу,
которому оно в действительности принадлежит (например, при выдаче перевозчиком
по ошибке поступившего груза другому лицу вместо указанного в железнодорожной
накладной получателя). При невозможности реального восстановления нарушенного
права используется его "суррогат" - возмещение убытков, причиненных потерпевшему
нарушением принадлежащих ему прав.
Седьмое - "судебная защита нарушенного права". Это положение находит
прямую опору в ст. 46 Конституции, которая провозгласила: "Каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод".

Воля и интерес в гражданском праве

Гражданам и юридическим лицам предоставляется возможность приобретать
и осуществлять принадлежащие им гражданские права своей волей. В случае, если
при совершении сделки (заключении договора) воля лица оказывается несвободной,
складывающейся под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения
представителя этой стороны с другой стороной, а также вследствие стечения
тяжелых обстоятельств, сделка может быть признана недействительной.
Гражданское законодательство создает физическим и юридическим лицам гарантии
против незаконного воздействия на их волю со стороны государственных органов,
а также органов местного самоуправления (их должностных лиц). Потерпевшие
могут, в частности, требовать в подобных случаях компенсации. В самом общем
виде об этом праве идет речь в ст. 16 ("Возмещение убытков, причиненных государственными
органами и органами местного самоуправления"), а также в соответствующих статьях
главы 19 Основ и главы 40 Гражданского кодекса 1964 года, посвященных обязательствам,
возникающим вследствие причинения вреда.
Любое право выражает интерес того, кто им обладает. Поэтому ст. 1 Кодекса
говорит об осуществлении прав не только своей волей, но и в своем интересе.
Самостоятельное значение интереса можно проиллюстрировать на примере
сделок, совершенных малолетними, не достигшими 14 лет. В принципе такие сделки
недействительны, но если совершенная малолетним сделка для него выгодна, то
есть соответствует его правильно понятым интересам, она все же может быть
признана по требованию родителей, усыновителя или опекуна действительной (ст.
172 ГК).
Пределы проявления собственной воли и действий в своем интересе могут
быть установлены только федеральным законом. Одна из новелл ГК 1994 года состоит
в том, что в нем (ст. 1) теперь предусмотрено, в каких именно случаях и в
каком порядке могут вводиться соответствующие ограничения. Это - защита основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Под действие
указанной нормы подпадает запрещение недобросовестной рекламы, запрещение
предприятию, объявленному банкротом, совершать определенные действия, противоречащие
интересам его кредиторов, отступать от стандартов, и прежде всего тех из них,
которые призваны охранять здоровье населения, и др.

Отражение территориального единства России
в гражданском законодательстве

В соответствии со ст. 8 Конституции "в Российской Федерации гарантируются
единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств..." Приведенная норма Конституции воспроизведена в ГК
и здесь же конкретизируется. С этой целью ГК предусмотрел, что любые ограничения
перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом
и лишь тогда, когда это оказывается необходимым для обеспечения безопасности,
защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Примерами
могут служить ограничения на перемещение работ и услуг, вызванные эпидемиями
или эпизоотиями, стихийными бедствиями, военными действиями на территории
страны и др.
Указанному требованию корреспондирует п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"<26>, не допускающий
издания актов или совершения действий, устанавливающих запреты на продажу
(покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ, республики, края,
области, района, города, района в городе в другой.
Закрепление в ГК определенных рамок для введения соответствующих ограничений
может иметь значение, в частности, при возникновении спора, связанного с так
называемой юридической невозможностью исполнения обязательства. Имеются в
виду случаи, когда нормативным актом, принятым органом государственной власти
или местного самоуправления, введены запреты, соблюдение которых исключает
для должника возможность исполнить обязательство. В таком положении может
оказаться фирма, поставляющая лес в другой регион или за границу, в связи
с принятым после заключения договора актом, запрещающим вывоз из области или
страны древесины. Суд, разрешающий споры, возникшие в связи с недопоставкой,
будет в данной ситуации оценивать законность соответствующего акта, руководствуясь
исходными положениями п. 3 ст. 1 Кодекса.

Гражданское законодательство и иные акты,
содержащие нормы гражданского права

Статья 71 Конституции отнесла к ведению Российской Федерации гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно
п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса
и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские
отношения.
Закон от 14 июня 1994 года<27> признает датой принятия Федерального закона
день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции,
а федерального конституционного закона день одобрения Палатами Федерального
Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ . Федеральные конституционные
законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение
семи дней после их подписания Президентом РФ.
Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно
полного их текста, в "Российской газете" или в "Собрании законодательства
Российской Федерации". Федеральные конституционные законы, а также федеральные
законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации
по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом
законе не будет установлен иной порядок его вступления в силу.
Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит Гражданскому
кодексу. Оно выражается в том, что "нормы гражданского права, содержащиеся
в других законах, - отмечено в п. 2 ст. 3, должны соответствовать... Кодексу".
ГК не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку
он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам ст. 108 Конституции
РФ. Имеется в виду, что федеральный конституционный закон принимается, во-первых,
только по вопросам, указанным Конституцией (принятие ГК как федерального конституционного
закона Конституцией не предусмотрено), и, во-вторых, с соблюдением специальной
процедуры голосования, предполагающей квалифицированное большинство - 3/4
голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа
членов Думы. В отличие от этого Кодекс принимался простым большинством голосов.
Вместе с тем ГК по своей юридической силе в определенной мере приравнивается
к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению
к любым другим федеральным законам он занимает положение "первого среди равных".
Практическое значение отмеченного особого положения ГК состоит в том,
что при коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в любом нормативном
акте (в том числе федеральном законе), со статьями ГК суд, как и любой другой
орган, применяющий право, обязан руководствоваться нормами ГК. При этом важно
подчеркнуть, что общие принципы действия законов, которые признают, что последующий
акт вытесняет ранее изданный, а специальный - общий акт, в данном случае не
применяются.
Следовательно, примат ГК носит абсолютный характер, а значит, сохраняется
по отношению к актам, принятым после вступления в силу ГК, и к различного
рода специальным актам, если только иное, то есть возможность отступления
в таком акте от норм Кодекса, в самом ГК прямо не предполагается. Речь идет
об имеющейся во многих статьях ГК оговорке: "если иное не предусмотрено в
законе". Так, нет никаких препятствий для включения в законы, посвященные
отдельным видам предпринимательских договоров (поставки, подряда на капитальное
строительство и т. п.), условия, по которому при выступлении в договоре на
какой-либо стороне нескольких должников они являются долевыми. Это объясняется
тем, что, хотя в ст. 322 содолжники в обязательстве, связанном с осуществлением
предпринимательской деятельности, признаются солидарными, данная статья допускает
"иное" в законе.
Понятие "гражданское законодательство", используемое в Кодексе, включает
в себя только ГК и иные федеральные законы. Однако гражданско-правовое регулирование
указанными актами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения
регулируются (а в некоторых случаях защищаются) актами Президента, Правительства,
а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. При
этом ГК определяет сферу действия каждого из этих актов и его юридическую
силу.
ГК дает основания сделать вывод, что указ Президента РФ, не противоречащий
Кодексу или другому федеральному закону, может быть принят по любому вопросу,
который входит в компетенцию Президента РФ, очерченную ст. 80-90 Конституции,
при условии, если в Кодексе (или ином федеральном законе) нет указания на
то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом. Примером
последнего варианта может служить п. 2 ст. 445, по которому отступление от
принципа свободы договоров в виде установления обязанности заключить договор
возможно только при наличии на этот счет прямого указания в самом Кодексе
или ином законе.
Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и
во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ (п. 4 ст.
3 ГК). В Кодексе содержится иногда прямая отсылка к такого рода актам Правительства
издавать в случаях, предусмотренных законом, правила, которыми должны руководствоваться
стороны при заключении и исполнении публичных договоров. Имеются в виду правила,
принимающие формы типовых договоров, положений и т. п.
Аналогичные отсылки включены и в некоторые другие законы, а также в указы
Президента РФ. Имеется в виду, что принятые на их основе постановления Правительства
РФ должны соответствовать и ГК, и законам, и указам Президента РФ.
В ГК широко используется положение, в силу которого соответствующий вопрос
может быть урегулирован по-иному - "законом или иными правовыми актами" (см.,
например, п. 2 ст. 421). Это означает принципиальную допустимость, с учетом
действия приведенной выше редакции пп. 2, 3 и 4 ст. 3, принятия акта в любой
из трех форм: закона, указа Президента РФ или постановления Правительства
РФ. Все эти формы актов охватываются термином "правовой акт".
Наряду с указанным термином в ГК применяется в отдельных случаях и более
широкий - "нормативные акты". Последние включают помимо актов, именуемых "правовыми",
также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (в
общепринятой терминологии - "ведомственные акты"). Особенность их состоит
в том, что, как предусмотрено в п. 7 ст. 3, "министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского
права, в случаях и в пределах, предусмотренных... Кодексом, другими законами
и иными правовыми актами", то есть как указами Президента РФ, так и постановлениями
Правительства. Следовательно, издание любого ведомственного акта должно быть
основано на указании, содержащемся в акте правовом. Так, один из важнейших
для банковского законодательства актов - Положение о безналичных расчетах
в Российской Федерации от 9 июля 1992 года<28> издан Центральным банком РФ
по поручению, содержащемуся в постановлении Президиума Верховного Совета Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 года<29>. Право
издания ведомственных актов по определенным вопросам может быть основано на
базе акта вышестоящего органа. Так, ряд актов Центрального банка, относящихся
к регулированию валютных отношений, принимался на основе ст. 9 Закона "О валютном
регулировании и валютном контроле" <30>. В этой статье предусмотрено право
Центрального банка РФ издавать "нормативные акты, обязательные к исполнению
в Российской Федерации резидентами и нерезидентами"<31>.
Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также
любые (в том числе и относящиеся к предпринимательской деятельности) межведомственные
акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и такому
же обязательному опубликованию не позднее 10 дней после регистрации. Акты,
не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не
опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий
как не вступившие в силу. По этой причине они не могут служить законным основанием
для регулирования соответствующих отношений, для применения каких бы то ни
было санкций к гражданину, должностному лицу или организации за невыполнение
содержащихся в них предписаний.
Более того, на указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров
(см. Указ Президента РФ от 21 января 1993 года "О нормативных актах центральных
органов государственного управления Российской Федерации" <32>). Это, в частности,
относится к многочисленным не прошедшим необходимой регистрации так называемым
"телеграммам Центрального банка РФ".
В соответствии с Правилами подготовки ведомственных нормативных актов
(утверждены Советом Министров РФ - Правительством РФ 23 июля 1993 года<33>)
на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность
доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих
органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.
Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования
в газете "Российские вести". Такое опубликование должно последовать не позднее
10 дней после государственной регистрации акта.
Независимо от вида акта включенные в него нормы принимают одну из двух
форм. Они могут быть либо императивными, то есть безусловно обязательными
для сторон регулируемого ими отношения, либо диспозитивными. Последние предоставляют
сторонам полную свободу выбора определенного варианта (определенной модели)
поведения и носят соответственно только запасной характер: они становятся
обязательными для сторон лишь в случае, если стороны не воспользуются предоставленным

<< Пред. стр.

стр. 115
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>