<< Пред. стр.

стр. 121
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

с данным образованием в правовые отношения.
Перечисленные и многие другие связанные с ними вопросы закрепляются в
учредительных документах юридического лица (ст. 52 ГК). Из приведенного признака
вытекает еще одно требование: каждое юридическое лицо должно создаваться и
действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом
учредительных документов.
Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет
всем указанным выше признакам. Для того, чтобы облегчить положение участников
гражданского оборота, и прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос
о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная
государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования
в единый реестр юридических лиц (см. ст. 51 ГК) служит необходимым, достаточным
и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано
в установленном порядке юридическим лицом.
Коллективные образования, которые не являются юридическими лицами, не
вправе выступать в гражданском обороте ни от своего, ни от чужого имени.

Виды юридических лиц и их классификация

Статьи 48 и 50 ГК последовательно исходят из того, что юридическими лицами
могут признаваться только такие образования, которые построены по одной из
указанных в самом законе моделей. Таким образом, принцип конструирования юридических
лиц прямо противоположен тому, который используется для создания договоров.
Участники гражданского оборота могут заключать договоры, как названные в законе
("поименованные"), так и прямо в законе не указанные ("непоименованные").
В отличие от этого любое юридическое лицо должно непременно строиться по модели,
которая известна законодателю и им урегулирована.
Наиболее общим образом принцип "замкнутого" перечня юридических лиц выражен
в п. 2 ст. 50 ГК, из которого следует, что гражданской правоспособностью могут
обладать только такие коммерческие организации, которые прямо названы в этом
пункте. И только некоммерческие организации в силу п. 3 той же статьи могут
создаваться как в форме поименованных в ГК, так и "в других формах, предусмотренных
законом". При этом следует указать на то, что содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК
перечень некоммерческих организаций не охватывает всех названных в ГК видов
таких организаций. Речь идет об упомянутом в ст. 291 товариществе собственников
жилья, представляющем собой некоммерческую организацию, создаваемую и действующую
в соответствии со специально посвященным этому виду товариществ законом.
Принцип "замкнутости" проведен и применительно к отдельным группировкам
коммерческих юридических лиц (так, пп. 2 и 3 ст. 66 ГК ограничивают круг возможных
видов хозяйственных обществ и товариществ, ст. 113 - унитарных предприятий).
Кроме того, особо выделены дочерние и зависимые общества, которые, однако,
не признаются самостоятельными видами юридических лиц, поскольку предполагается,
что они строятся по модели какого-либо хозяйственного общества (ст. 105, 106
ГК).
Замкнутость круга допускаемых законом видов юридических лиц, но также
лишь по отношению к коммерческим организациям, подтверждает и Вводный закон.
В нем предусмотрено (ст. 6), что со дня опубликования части первой ГК
"коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых
формах, которые предусмотрены для них главой 4 Кодекса". В этой связи Вводный
закон определяет, в какие именно виды юридических лиц, указанные в Кодексе,
должны трансформироваться не имеющие в нем аналогов коммерческие организации,
существовавшие к моменту вступления Кодекса в силу.
Классификация юридических лиц проводится в ГК дважды: в п. 2 ст. 48 и
в ст. 50. И та и другая классификация имеют важное значение, поскольку в обоих
случаях отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе
предопределяет его особый правовой режим. В п. 2 ст. 48 в качестве основания
классификации используется соотношение в правах учредителей (участников) и
самого юридического лица. Это дало возможность Кодексу (аналогичное деление
было проведено и в п. 2 ст. 11 Основ) указать три модели юридических лиц.
Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей
юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные
права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному имуществу.
Соответственно и переданное учредителями (участниками) и приобретенное самим
юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности.
Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные
- права требования к юридическому лицу. Подразумеваются, в частности, права,
принадлежащие члену организации: участвовать в управлении ею, получать дивиденды
и др.
По этой первой модели строятся хозяйственные товарищества и хозяйственные
общества, а также производственные и потребительские кооперативы, то есть
юридические лица - корпорации.
Вторая модель отличается тем, что учредитель, передавая юридическому
лицу во владение, пользование и распоряжение соответствующее имущество, продолжает
оставаться его собственником. Учредитель признается собственником и всего
того, что юридическое лицо приобретает в дальнейшем в процессе своей деятельности.
Тем самым вещными правами на одно и то же имущество обладают учредитель-собственник
и само юридическое лицо, которому имущество принадлежит на производном от
собственности праве хозяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК) или оперативного
управления (ст. 296). Комментируемая статья относит к юридическим лицам, использующим
указанную модель, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а
также финансируемые собственниками учреждения, в частности, в случаях, когда
в роли собственника выступает Российская Федерация, субъект Федерации или
муниципальное образование (имеются в виду министерства, ведомства, школы,
институты, больницы и т.п.).
Наконец, третья модель предполагает, что юридическое лицо становится
собственником всего принадлежащего ему имущества. При этом в отличие от первой
и второй модели в указанном случае учредители (участники) никакими имущественными
правами по отношению к юридическому лицу - ни обязательственными, ни вещными
- не обладают. К числу таких юридических лиц относятся общественные и религиозные
организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических
лиц (ассоциации и союзы).
Различие между тремя указанными моделями наглядно проявляется, в частности,
в момент ликвидации юридического лица. Участники юридического лица, построенного
по первой модели, вправе претендовать на часть оставшегося имущества, которая
соответствует их доле (половину, четверть и т.п.). Учредитель юридического
лица, построенного по второй модели, получает все, что осталось после расчетов
с кредиторами. При третьей модели учредители (участники) никаких прав на оставшееся
имущество вообще не приобретают.
Вторая классификация, также известная Основам (ст. 18), носит двучленный
характер. Статья 50 разделила все юридические лица на "коммерческие" и "некоммерческие"
организации. Основанием послужила цель осуществляемой организацией деятельности.
Коммерческими признают организации, которые имеют основной целью извлечение
прибыли, а некоммерческими - те, которые такой цели не преследуют и полученную
прибыль не распределяют.
К числу коммерческих юридических лиц относят хозяйственные товарищества
и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные
предприятия, а некоммерческих потребительские кооперативы, общественные и
религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения,
благотворительные и иные фонды, а также некоторые другие обладающие указанными
признаками юридические лица, предусмотренные законом.
Некоммерческим организациям предоставляется право заниматься предпринимательской
деятельностью, но лишь при одновременном наличии двух условий: эта деятельность
должна, во-первых, служить достижению целей, поставленных перед организацией,
и, во-вторых, по своему характеру соответствовать этим целям.

Правоспособность юридического лица

ГК (ст. 49) внес ряд существенных новелл в решение вопросов, связанных
с правоспособностью юридических лиц, по сравнению с Гражданским кодексом1964
года и Основами .
Кодекс 1964 года (ст. 26) предусматривал, что юридические лица наделены
гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями их деятельности.
В этом выражался так называемый "принцип специальной правоспособности". Из
него в силу ст. 50 того же Кодекса следовало, что "недействительна сделка,
совершенная юридическим лицом в противоречии с целями, указанными в его уставе...".
Именно эта статья была использована в свое время, когда суд признал недействительными
договоры продажи компьютеров различным организациям, поскольку в уставе кооператива
продавца содержалось указание на то, что цель его деятельности составляет
удовлетворение потребностей граждан (не юридических лиц).
Общим для всех видов юридических лиц образом этот принцип был закреплен
в ст. 12 Основ.
И только Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением
Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года<75>, полностью отказалось от
указанного принципа, признав, что "общество вправе совершать все действия,
предусмотренные законом. Деятельность общества не ограничивается оговоренной
в уставе. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие
действующему законодательству, признаются действительными" (п. 6 ст. 1 Положения).
ГК 1994 года занял среднюю позицию в рассматриваемом вопросе. В соответствии
со ст. 49 принцип специальной правоспособности действует в отношении только
прямо указанных в нем видов юридических лиц. Все они могут совершать только
такие действия, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным
в уставе или ином учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью
обязанности. Указанное требование распространяется на учреждения и иные некоммерческие
организации, а наряду с ними на отдельные коммерческие юридические лица -
унитарные предприятия и некоторые другие прямо указанные в законе коммерческие
организации. И наоборот, хозяйственные товарищества и общества, а равно производственные
кооперативы, представляющие собой коммерческие организации, построенные на
началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые
для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (примером
такого запрета может служить содержащееся в п. 3 ст. 109 ГК указание на то,
что "кооператив не вправе выпускать акции").
Учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяются
правила о специальной правоспособности, могут вместе с тем сами, но непременно
достаточно определенно, ограничить его правоспособность путем соответствующего
указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества,
созданного для осуществления какой-либо производственной деятельности, может
быть предусмотрен прямой запрет на его участие в различного рода биржевых
или иных рисковых сделках. Различие в указанных ситуациях (ограничение правоспособности
в силу указаний закона или учредительных документов) влечет за собой и различие
в последствиях.
Заключенная государственным или муниципальным унитарным предприятием
либо некоммерческой организацией сделка, противоречащая целям, указанным в
учредительных документах, является в силу ст. 168 ничтожной, то есть недействительной,
независимо от решения суда, поскольку она не соответствует требованиям ст.
49. В отличие от этого сделка, совершенная в нарушение самоограниченной правоспособности,
оспорима (то есть недействительна только в силу судебного решения). Имеется
в виду, что в соответствии со ст. 173 может быть признана недействительной
сделка, которая не соответствует целям деятельности юридического лица, "определенно
ограниченным в его учредительных документах", по иску самого юридического
лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего
надзор за деятельностью юридического лица. Однако такое решение допускается
лишь при том непременном условии, если доказано, что другая сторона в сделке
знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
ГК допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридического
лица независимо от того, распространяется ли на него принцип специальной или
общей правоспособности. Прежде всего это связано с тем, что для осуществления
весьма широкого набора разнообразных видов деятельности признано необходимым
иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии).
Отнесение к такого рода деятельности после вступления в силу ГК может быть
осуществлено только законом. При применении этой нормы нужно иметь в виду
указание, содержащееся во Вводном законе: "Изданные до введения в действие
части первой Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления
Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут
регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения
в действие соответствующих законов". В частности, это относится и к постановлению
Совета Министров РФ от 27 мая 1993 года N 492 "О полномочиях органов исполнительной
власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения
по лицензированию отдельных видов деятельности" <76>. В нем содержится указание
на 27 видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Лицензирование теперь охватывает самый широкий круг видов деятельности,
и среди них такие, как банковская, биржевая, страховая, медицинская, строительная,
транспортная, общественное питание и др. Из изданных после вступления в силу
соответствующей главы ГК законодательных актов, посвященных лицензированию
отдельных видов деятельности, можно указать на законы: от 25 января 1995 года
"Об информации, информатизации и защите информации"<77> (организации, которые
специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или)
информационных ресурсов совместного ведения на основе договора, обязаны получить
лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти); от 20
января 1995 года "О связи" (см. сноску<11>) (деятельность физических и юридических
лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании
должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии; выдача, изменение
условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области
связи, а также прекращение действия лицензий производятся Министерством связи
Российской Федерации; лицензии или любые предоставляемые ими права могут быть
переданы полностью или частично одним юридическим лицом другому юридическому
лицу не иначе как после получения последним новой лицензии); от 8 февраля
1995 года "О недрах", измененный и дополненный<78> (права и обязанности пользователя
недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами; лицензия
предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или
его территориальным подразделением, а в случаях, предусмотренных Законом,
- федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным
подразделением; оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами
осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр
или его территориальным подразделением).
Согласно ст. 6 Вводного закона, в отличие от всей части первой ГК, его
четвертая глава, посвященная юридическим лицам, вводится в действие со дня
официального опубликования Кодекса, то есть с 8 декабря 1994 года. Следовательно,
утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года Порядок
ведения лицензионной деятельности в той части, которая относится к перечислению
подлежащих лицензированию видов деятельности, не действует, поскольку начиная
с 8 декабря 1994 года перечень таких видов деятельности в силу комментируемой
статьи должен определяться только законом.
Нормы Положения, не связанные с определением видов лицензируемой деятельности,
обладают необходимой юридической силой. Так, в соответствии с Положением правовое
значение лицензии состоит в том, что она признается официальным документом,
который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение
установленного срока, а также определяет условия осуществления этой деятельности.
Порядок ведения лицензионной деятельности определяет, кто и в каком порядке
выдает лицензии, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче
лицензии, ее срок (он устанавливается в зависимости от вида деятельности,
но не должен составлять менее трех лет, кроме случаев, когда сам заявитель
ходатайствует о выдаче лицензии на более короткое время).
Держатель лицензии не вправе передавать ее. В случае ликвидации юридического
лица принадлежащая ему лицензия прекращает автоматически свое действие (допускается
переход лицензии лишь в установленном порядке и только в случаях реорганизации
юридического лица - держателя лицензии).
Установлены специальные правила относительно приостановления лицензии
и ее досрочной отмены.
Решения и действия органов, в компетенцию которых входит выдача лицензии,
могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.
Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принцип
специальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, но только
в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Прежде всего речь идет об
ограничениях, которые исходят от компетентных органов. Все те органы, которым
предоставлено право выдачи лицензии, могут отобрать ее либо заменить другой,
сужающей в том или ином отношении возможность осуществлять соответствующую
деятельность и тем самым совершать связанные с нею сделки.
Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеются ограничения
общего характера. Так, в частности, занятие отдельными видами деятельности
разрешено лишь определенным юридическим лицам и тем самым должно считаться
запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота. Примером может
служить деятельность, которая составляет государственную монополию. Соответствующий
перечень был включен в Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности,
который утратил силу с момента вступления в действие ГК . Вместе с тем сохранили
свою силу указания на исключительный характер определенных видов деятельности,
которые предусмотрены в ряде специальных актов (в частности, имеются в виду
законы о страховой, банковской, биржевой и некоторых других видах деятельности).
Основанное на законе ограничение правоспособности может иметь и другую
форму: когда в соответствующем акте предусмотрено, какой именно деятельностью
юридическое лицо заниматься не может. Так, в Законе о страховании установлено,
что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная,
торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Закон о банках запрещает
им совершать операции по производству и торговле материальными ценностями,
а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских
рисков. В соответствии с Законом о них биржи не могут заниматься торговой,
торговопосреднической и иной деятельностью, непосредственно не связанной с
организацией биржевой торговли. Там же предусмотрено, что биржа не вправе
осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений
и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят
целью осуществление биржевой деятельности.
ГК определяет моменты начала и конца правоспособности. Правоспособность
юридического лица начинается в момент его создания и прекращается в момент
завершения ликвидации юридического лица. Точно так же право осуществления
лицензируемой деятельности возникает в момент получения лицензии, а прекращается
- в момент истечения срока ее действия (если иное не указано в законе или
ином правовом акте).

Государственная регистрация юридических лиц

В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников
(например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например,
хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные
вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря
на существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создании
государство всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция
государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц,
которой посвящена ст. 51 Кодекса.
Эта статья воспроизводит п. 3 ст. 13 Основ. Она устанавливает общий для
всех юридических лиц порядок регистрации. Соответственно предусмотрено, что,
во-первых, все юридические лица должны пройти государственную регистрацию
в органах юстиции; во-вторых, вводится единый для всей страны государственный
реестр юридических лиц; в-третьих, органы, осуществляющие государственную
регистрацию, должны проверять соблюдение установленного порядка создания юридического
лица, а также соответствие его учредительных документов закону; в-четвертых,
отказ в государственной регистрации может быть оспорен в суде.
До введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется
действующий порядок регистрации (ст. 8 Вводного закона). Этот порядок отличается
от того, который предусмотрен ГК, а ранее был установлен Основами . Имеется
в виду, что государственная регистрация производится не только органами юстиции,
но и некоторыми другими органами. Наибольшее распространение пока имеет регистрация
юридических лиц муниципальными органами. В ряде случаев для этой цели создаются
специальные регистрационные палаты. Государственная регистрация предприятий
с иностранными инвестициями и ведение государственного реестра предприятий
с иностранными инвестициями, как и аккредитация представительства иностранных
компаний, возложена на Государственную регистрационную палату при Министерстве
экономики РФ<79>.
Действующими в настоящее время являются ст. 34 и 35 Закона о предприятиях
и предпринимательской деятельности, посвященные порядку государственной регистрации
предприятий, а также основаниям отказа в регистрации (данные статьи единственные
из этого акта, сохранившие свою силу в соответствии со ст. 2 Вводного закона),
а также утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года N 1482 Положение
о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности<80>.
Нормы Положения имеют более широкую сферу действия по сравнению с Законом
о предприятиях и предпринимательской деятельности, поскольку распространяются
как на коммерческие, так и некоммерческие организации, если в соответствии
с их уставом последним предоставлено право осуществлять предпринимательскую
деятельность. За пределами Положения остается создание предприятий в процессе
приватизации (регистрация последних осуществляется в особом порядке). На случаи
создания предприятий с иностранными инвестициями действие Положения хотя и
распространяется, но с учетом особенностей, предусмотренных Законом РСФСР
"Об иностранных инвестициях".
В Положении содержится перечень документов, которые необходимо представлять
для государственной регистрации, - устав, утвержденный учредителями, решение
о создании или договор учредителей, подтверждение оплаты не менее 50 процентов
уставного капитала предприятия, а также перечисляются требования, предъявляемые
к каждому из таких документов. Положением определен размер уставного капитала
(фонда) предприятия, который должен составлять не менее 1000-кратной величины
размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством на дату
представления устава для регистрации.
Положение запрещает органу, который осуществляет государственную регистрацию,
требовать представления документов, подтверждающих место нахождения предприятия,
указанного в учредительном документе. В этой связи третьи лица не вправе предъявлять
указанному органу требования о возмещении ущерба, причиненного недостоверностью
информации об указанном в учредительном документе месте нахождения юридического
лица.
Статьи 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности
и Указ предусматривают различные последствия установления регистрирующим органом
нарушения установленного порядка создания юридических лиц и несоответствия
учредительных документов требованиям законодательства. Указ предусматривает,
что в таких случаях регистрирующий орган ставит в известность обо всем этом
предприятие, а при его отказе устранить обнаруженные недостатки сам регистрирующий
орган обращается в суд. В отличие от этого Закон считает, что указанные обстоятельства
служат достаточным основанием для отказа в регистрации. А если предприятие
с этим не согласно, именно оно вправе обратиться с жалобой на действия органа
в суд. Учитывая, что Закон является актом более высокого уровня по отношению
к Указу, необходимо руководствоваться в соответствующих случаях порядком,
предусмотренным ст. 35 Закона.
Заинтересованные лица вправе обращаться в арбитражный суд с требованием
признать запись о произведенной государственной регистрации полностью или
в определенной части недействительной. При удовлетворении этого требования
арбитражным судом запись о регистрации аннулируется либо в нее вносятся соответствующие
изменения.
Юридическое лицо признается созданным с момента включения его в единый
государственный реестр. Сведения о включении юридического лица в реестр, а
равно об исключении из него должны быть опубликованы в установленном порядке.

Учредительные документы юридического лица

ГК (ст. 52) определяет обязательный состав учредительных документов,
предъявляемые к ним требования, а также порядок их изменения.
Учредительными документами являются учредительный договор и устав (либо
только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается
учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое
лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим
учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных
законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях
данного вида (например, средние специальные учебные заведения<81>).
Пункты 1 и 2 ст. 52 ГК в основном совпадают с п. 2 ст. 13 Основ, но есть
некоторые отличия. Одно из них состоит в том, что ГК допускает случаи создания
определенных юридических лиц одним учредителем.
Статья 52 устанавливает единый для всех юридических лиц набор данных,
которые необходимо включать в учредительные документы. Эти данные конкретизируются,
детализируются и дополняются другими статьями ГК, а также специальными законами,
посвященными отдельным видам юридических лиц. Имеются в виду статьи, относящиеся
к полному товариществу (ст. 70), товариществу на вере (ст. 83), акционерным
обществам (пп. 1 и 3 ст. 98), производственным кооперативам (п. 2 ст. 108),
потребительским кооперативам (п. 2 ст. 116), фондам (п. 4 ст. 118), а также
ассоциациям и союзам (ст. 122).
В случаях, когда в состав учредительных документов входит учредительный
договор, в нем должны содержаться указанные в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи
условия (имеются в виду обязательство образовать юридическое лицо, определение
порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества
учредителями и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения
прибыли и убытков между участниками, управления им и выхода учредителей (участников)
из его состава). Перечисленные условия относятся к числу существенных для
данного договора, а потому в силу п. 1 ст. 432 ГК учредительный договор должен
считаться заключенным лишь с момента, когда стороны достигнут согласия по
этим, а также всем другим условиям, относительно которых по заявлению хотя
бы одного из учредителей должно быть достигнуто согласие либо их необходимость
предусмотрена в законе (в частности, в законе, посвященном данному виду юридических
лиц).
Независимо от вида юридического лица в учредительных документах нужно
указать его наименование и место его нахождения, а также порядок управления
им. В отличие от Основ ГК предполагает, что указание предмета и целей необходимо
только для юридических лиц, чья правоспособность признается Кодексом специальной,
то есть для некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных
законом случаях и других коммерческих организаций. Вместе с тем предмет и
цели могут содержаться также в учредительных документах всех других организаций,
в частности хозяйственных товариществ и обществ, если учредители (участники),
как уже отмечалось, захотят ограничить правоспособность юридического лица.
Однако такое ограничение должно быть определенным образом выражено в учредительных
документах. Необходимость во включении в учредительные документы указания
на предмет и цели деятельности юридического лица может быть предусмотрена
в законе.
ГК содержит норму (п. 3 ст. 52) о порядке внесения изменений в учредительные
документы. Изменения приобретают юридическую силу для третьего лица с момента
их государственной регистрации, а при наличии специальных указаний в законе
- с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию

<< Пред. стр.

стр. 121
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>