<< Пред. стр.

стр. 128
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сбора средств для покрытия понесенных обществом убытков (и оставления в неприкосновенности
первоначального уставного капитала), что прямо закреплено п. 2 ст. 100 ГК.
Это увеличение также может производиться одним из двух способов: либо путем
увеличения номинала выпущенных обществом акций, либо путем выпуска новых акций.
Для второго способа закон об акционерных обществах может допускать возможность
преимущественного приобретения новых акций общества владельцами его голосующих
акций. Решение об увеличении уставного капитала также может быть принято только
общим собранием общества.

Государственной Думой 24 ноября 1995 года принят Федеральный закон от 26
декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня
1996 г.)

Пункт 5 ст. 99 ГК допускает установление ограничений на количество акций,
либо их общую сумму, либо на количество голосов, принадлежащих одному акционеру.
Такие ограничения могут вводиться не только законом, но и уставом конкретного
общества. Данная возможность направлена на защиту прав мелких акционеров,
которые в ином случае могли бы быть отстранены от реального участия в делах
общества владельцами крупных пакетов акций.
Кодекс предусматривает также определенные ограничения на выпуск акционерным
обществом ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала. Во-первых,
п. 1 ст. 102 запрещает выпускать привилегированные (неголосующие) акции на
сумму, превышающую 25 процентов уставного капитала. При отсутствии таких ограничений
общество могло бы основную часть или даже все свои акции выпустить как неголосующие,
превратив акционерное общество в товарищество на вере, а акционеров - во вкладчиков,
не участвующих в управлении его делами.
Во-вторых, п. 2 ст. 102 ГК не разрешает обществу выпускать облигации
на сумму более уставного капитала (или превышающую величину специально предоставленного
обществу в этих целях дополнительного обеспечения такой эмиссии) и ранее третьего
года своего существования (поскольку в первом году должен быть полностью оплачен
уставный капитал, а в течение двух последующих лет общество должно доказать
возможность деятельности на базе этого капитала без дополнительных облигационных
займов). Смысл данного ограничения заключается в запрете обществу формировать
свой уставный капитал как целиком заемный, освобождая, по сути, акционеров
от обязанности оплаты этого капитала. Поэтому обществу нельзя производить
выпуск облигаций ранее оплаты уставного капитала. После полной оплаты этого
капитала общество может осуществить эмиссию облигаций и до истечения третьего
года своего существования, но при условии, что оно специально для этих целей
получит дополнительное обеспечение (и произведет эмиссию в размере этого обеспечения).
С целью защиты интересов кредиторов общества п. 3 ст. 102 ГК не допускает
объявление и выплату дивиденда акционерам до полной оплаты всего уставного
капитала, а также в случаях, когда стоимость чистых активов общества меньше
его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше этой величины
в результате выплаты дивиденда. Таким образом, для целей выплаты доходов по
акциям предусматривается еще более жесткий порядок, чем для общего функционирования
общества (п. 4 ст. 99), ибо здесь надо сохранять в неприкосновенности стоимость
не только уставного капитала, но и резервного фонда. Следовательно, уставный
капитал общества и после выплаты дивиденда обязан продолжать выполнять свое
главное назначение - быть минимальной гарантией удовлетворения имущественных
требований кредиторов..

Дочерние и зависимые общества

Дочерние общества

Дочернее хозяйственное общество в строгом смысле слова не составляет
особой организационно-правовой формы - разновидности коммерческих организаций.
В этом качестве может выступать любое хозяйственное общество - акционерное,
с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Особенности правового
положения дочерних обществ связаны с их взаимоотношениями с "материнскими"
(контролирующими) обществами или товариществами и возможным возникновением
ответственности контролирующих компаний по долгам дочерних.
Дочерним может быть только хозяйственное общество, а контролирующим ("материнским")
- не только общество, но и товарищество. Не следует смешивать понятия дочернего
общества и дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Дочернее предприятие,
будучи унитарным предприятием-несобственником, само создается другим унитарным
предприятием-несобственником. При этом такая организационно-правовая форма,
как унитарное предприятие, теперь допускается только для государственной и
муниципальной собственности.
Общество может быть признано дочерним при наличии хотя бы одного из трех
названных в п. 1 ст. 105 ГК обстоятельств: преобладающего по сравнению с другими
участниками участия в его уставном капитале другого общества или товарищества
(что, в частности, не требует теперь для акционерных обществ нахождения заведомо
контрольного пакета акций одного общества в руках другого); договора между
обществом и другим обществом или товариществом об управлении делами первого
(например, договора с управляющей компанией, заключенного в соответствии с
абз. 3 п. 3 ст. 103); иной возможности одного общества или товарищества определять
решения, принимаемые другим обществом, в том числе фактической возможности
оказывать такое воздействие на органы управления дочерним обществом (разумеется,
при ее доказанности в случае необходимости). Таким образом, наличие статуса
дочернего общества не зависит от строго формальных критериев и может быть
доказано, например, в судебном порядке с целью использовать соответствующие
правовые последствия.
Основные последствия признания общества дочерним связаны с появлением
ответственности перед его кредиторами со стороны контролирующей ("материнской")
компании. Последняя отвечает, однако, не по всем сделкам, совершенным дочерним
обществом, а лишь в двух случаях: при заключении сделки по указанию контролирующей
компании (что должно быть доказано либо дочерней компанией, либо ее кредиторами)
она отвечает перед кредиторами дочернего общества солидарно с ним; при банкротстве
дочерней компании и доказанности того, что данное банкротство было вызвано
исполнением указаний контролирующей компании, последняя отвечает по долгам
дочернего общества перед его кредиторами в субсидиарном порядке, то есть при
недостатке имущества дочернего общества для погашения его долгов. Само же
дочернее общество не отвечает по долгам основного (контролирующего) общества
или товарищества.
Если дочернему обществу причиняются убытки по вине основной (контролирующей)
компании, акционеры (или вкладчики) дочернего общества могут потребовать их
возмещения от основной (контролирующей) компании, если докажут ее вину в появлении
таких убытков (п. 3 ст. 105 ГК). Ясно, что это касается интересов тех участников
дочернего общества, которые оказались в меньшинстве и не контролируют его
деятельность.
Законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью
должны предусмотреть и иные способы защиты прав участников дочерних компаний
и их кредиторов, более подробно урегулировав статус таких коммерческих организаций.
Кроме того, наличие взаимоотношений основной ("материнской") и дочерней компаний
может представить интерес и для антимонопольного законодательства, что выходит
за рамки Кодекса.

Государственной Думой 24 ноября 1995 года принят Федеральный закон от 26
декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня
1996 г.)

Основная ("материнская") и дочерняя (или дочерние) компании составляют
систему взаимосвязанных компаний, получившую в американском праве наименование
"холдинг", а в германском праве "концерн". Однако сами по себе ни холдинг,
ни концерн не являются самостоятельными субъектами права - юридическими лицами.
Это же относится и к создаваемым у нас "финансово-промышленным группам", участники
которых при известных условиях могут рассматриваться как "материнские" и дочерние
компании (общества), если только такая группа не создана в форме самостоятельного
акционерного общества (п. 6 Положения о финансово-промышленных группах и порядке
их создания, утвержденного Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 года N 2096).

Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 Указ Президента РФ от 5 декабря
1993 года N 2096 признан утратившим силу

Зависимые общества

Зависимые общества также не являются особой организационно-правовой формой
коммерческих организаций. В этом качестве выступают различные хозяйственные
общества. Речь идет о возможности одного общества существенно влиять на принятие
решений другим обществом, а того, в свою очередь, оказывать аналогичное (не
определяющее) влияние на принятие решений первым обществом. Такая возможность
основана на их взаимном участии в капиталах друг друга, не достигающем, однако,
степени "контрольного пакета", то есть не позволяющем говорить о таких взаимосвязях
как об отношениях дочерних и "материнских" обществ.
В соответствии с п. 1 ст. 106 ГК зависимым признается общество, в уставном
капитале которого другое общество имеет более 20 процентов участия (голосующих
акций или долей в капитале общества с ограниченной ответственностью). Зависимые
общества нередко взаимно участвуют в капиталах друг друга. При этом доли их
участия могут быть одинаковыми, что исключает возможность одностороннего влияния
одного общества на дела другого.
Такого рода отношения зависимости одного общества от другого (или их
взаимозависимости) не порождают взаимной или дополнительной ответственности
по долгам. Они требуют лишь публикации данного обстоятельства для сведения
всех других участников имущественного оборота. Кроме того, они могут иметь
значение для антимонопольного законодательства, которое устанавливает пределы
такого взаимного участия. Эти пределы могут устанавливаться и иными законами
(о страховании, о банках, об акционерных обществах и об обществах с ограниченной
ответственностью) для того, чтобы не допустить отстранения мелких акционеров
или других участников, остающихся в меньшинстве, от реального участия в управлении
делами общества.

3. Производственные кооперативы (ст. 107-112)

Понятие производственного кооператива

Создание, реорганизация и ликвидация производственного
кооператива

Членство в производственном кооперативе

Управление в производственном кооперативе

Имущество производственного кооператива

Понятие производственного кооператива

Кодекс возрождает кооператив как форму коллективного предпринимательства,
незаслуженно отвергнутую Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности
и законодательством о приватизации. При этом он исходит из различного правового
положения производственного кооператива как коммерческой организации и потребительского
кооператива как некоммерческой организации.
Производственный кооператив - объединение не являющихся предпринимателями
граждан, которое создано ими для совместной хозяйственной деятельности на
базе личного трудового участия и объединения некоторых имущественных взносов
(паев), причем члены кооператива несут дополнительную ответственность по его
долгам своим личным имуществом в пределах, установленных законом и уставом
кооператива.
Из этого проистекают и отличия кооператива от обществ и товариществ.
Прежде всего, кооператив - объединение граждан, не являющихся предпринимателями,
но участвующих в его деятельности личным трудом. Речь при этом не идет об
участии в предпринимательской деятельности, как это имеет место в хозяйственных
товариществах. Паевые взносы членов кооператива и их размер сами по себе не
влияют ни на количество голосов, имеющихся у его членов, ни на размер получаемого
ими дохода. В соответствии с п. 4 ст. 110 ГК каждый член кооператива имеет
один и только один голос при принятии решений независимо от размера пая, а
чистый доход распределяется между его членами в соответствии с их трудовым
участием, а не пропорционально паям (вкладам), что никак не свойственно обществам
и товариществам. Это и характеризует кооператив как артель - особую форму
организации трудовой и предпринимательской деятельности граждан, основанную
на началах равенства всех ее участников.
В отличие от хозяйственного общества кооператив не может функционировать
в качестве "компании одного лица", в связи с чем п. 3 ст. 108 предусматривает
обязательный минимум членов кооператива, не ограничивая вместе с тем их количество
какой-либо предельной величиной. Если в производственном кооперативе остается
менее пяти участников, он подлежит ликвидации. С этой точки зрения можно отметить,
что именно такой кооператив представляет собой оптимальную правовую форму
коллективного предпринимательства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями
и не желающих допустить участие в их совместной деятельности посторонних лиц,
например, на приватизированных предприятиях. К сожалению, законодательство
о приватизации вынуждало трудовые коллективы бывших госпредприятий прибегать
к форме закрытых акционерных обществ, не предназначенных для указанных целей.
В п. 1 ст. 107 ГК предусмотрена возможность участия в производственных
кооперативах юридических и физических лиц, вносящих лишь имущественный вклад,
но не привлекающихся к личному трудовому участию в его деятельности. Такие
"финансовые участники" должны своими взносами содействовать укреплению материального
положения кооператива, но не превращать его в разновидность хозяйственных
обществ. Поэтому специальными законами о производственной кооперации, а также
уставами отдельных кооперативов должно быть установлено ограничение на такое
участие по количеству паев и голосов, имеющихся у "финансовых участников".

Создание, реорганизация и ликвидация
производственного кооператива

Единственным учредительным документом кооператива является устав (п.
1 ст. 108 ГК). Здесь не возникает необходимости в учредительном договоре,
что также отличает кооператив от большинства обществ и товариществ.
ГК устанавливает некоторые обязательные требования к уставу производственного
кооператива, при несоблюдении которых кооператив не подлежит регистрации.
В частности, в нем должны содержатся условия о размере паевого и других взносов
(в том числе вступительного), о трудовом участии членов кооператива в его
деятельности, об ответственности членов кооператива за нарушение обязанностей
по внесению соответствующих взносов и по трудовому участию, а также о размере
дополнительной ответственности личным имуществом по долгам кооператива (обычно
кратном паевому взносу или долевому участию). В уставе также должны быть указаны
органы кооператива, порядок их формирования и компетенция, а также вопросы,
решения по которым должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством
голосов.
Детальная регламентация вопросов, связанных с созданием, реорганизацией
и ликвидацией производственных кооперативов, должна последовать в специальных
законах о производственной кооперации. Однако в любом случае решение вопроса
о реорганизации или ликвидации кооператива в добровольном порядке относится
к исключительной компетенции его общего собрания.
Производственный кооператив может преобразоваться только в форму хозяйственного
товарищества или общества, причем для этого требуется единогласное решение
его членов, поскольку при этом существенно меняется их правовое положение.

Членство в производственном кооперативе

По смыслу закона члены производственного кооператива имеют право на участие
в управлении его делами (причем одинаковое с любым другим участником из-за
наличия у каждого из них только одного голоса); на получение части прибыли;
на ликвидационную квоту (остаток имущества, распределяемый между членами кооператива
после его ликвидации и удовлетворения претензий кредиторов); на передачу своего
пая или его части другим лицам; на свободный выход из кооператива с получением
своего пая.
Вместе с тем члены кооператива обязаны вносить паевые, вступительные
и иные взносы, предусмотренные уставом кооператива или решением его общего
собрания; участвовать личным трудом в его деятельности и соблюдать трудовую
и производственную дисциплину (кроме "финансовых участников"); нести иные
обязанности, предусмотренные законом или уставом (например, по сохранению
коммерческой тайны кооператива).
Право члена кооператива на передачу другим лицам своего пая или его части
может быть связано с приемом в кооператив новых членов, на которых должна
возлагаться общая обязанность по личному трудовому участию в делах кооператива.
Поэтому возможно ограничение круга лиц, которым можно передать пай. Разумеется,
член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива.
При передаче пая полностью членство в кооперативе прекращается, однако никаких
расчетов у кооператива с бывшим членом не возникает. В данном случае не возникает
также никаких преимущественных прав на приобретение этого пая.
Законом или уставом кооператива может быть установлен запрет отчуждения
пая посторонним лицам. При отсутствии такого запрета передача пая возможна
лишь с согласия кооператива (в лице его общего собрания), причем у остающихся
членов кооператива возникает право преимущественной покупки пая. Оно распространяется
лишь на случаи продажи (или мены) пая и осуществляется по общим правилам,
предусмотренным ст. 250 ГК. Если другие члены кооператива не использовали
свое право преимущественной покупки, а общее собрание не дало согласия на
отчуждение пая постороннему лицу, пай не может быть приобретен самим кооперативом.
В этом случае член кооператива, не отказавшийся от своего намерения, вправе
выйти из кооператива, получив компенсацию за свой пай.
Наследники умершего члена кооператива, унаследовавшие его пай (или часть
пая), могут быть приняты в члены кооператива по их заявлению, только если
устав соответствующего кооператива прямо предусматривает такую возможность
(п. 4 ст. 111 ГК). Если устав кооператива не предусматривает такой возможности,
наследникам может быть выплачена (или выдана в натуре) лишь компенсация за
пай умершего члена.
Член кооператива вправе выйти из него в любое время и без чьего бы то
ни было согласия. Поскольку при этом он вправе получить часть кооперативного
имущества, причитающегося на его пай (кроме неделимых фондов), кооператив
может оказаться в затруднительном положении. Поэтому абз. 2 п. 1 ст. 111 ГК
разрешает производить соответствующую выплату или выдачу по окончании финансового
года и утверждении баланса кооператива. Уставом кооператива должно быть определено,
какое именно имущество (денежный эквивалент, имущество в натуре, сочетание
этих видов) получит выходящий член кооператива. При отсутствии таких указаний
право выбора исполнения принадлежит кооперативу в соответствии со ст. 320
ГК.
Такими же правами пользуется и исключенный член кооператива, если только
исключение не связано с ненадлежащим исполнением им своей обязанности по личному
трудовому участию в делах кооператива, поскольку от этого в основном зависит
и размер его имущественного вклада. Исключение из кооператива возможно при
неисполнении возложенных на его участника уставом обязанностей и в иных случаях,
предусмотренных законом и уставом кооператива. Допускается исключение из кооператива
члена его исполнительного органа или наблюдательного совета в связи с членством
его в аналогичном кооперативе.

Управление в производственном кооперативе

Структура управления производственным кооперативом, предусмотренная ст.
110 ГК, построена с учетом принципа кооперативной демократии и преследует
цель обеспечения участия в управлении делами кооператива всех его членов.
Общее собрание кооператива объявлено его высшим органом. За ним закреплена
исключительная компетенция, которая не может быть передана исполнительным
органам ни при каких условиях, в том числе и по решению самого собрания. В
нее включены: изменение устава кооператива, образование его исполнительных
органов и наблюдательного совета (если он создается в конкретном кооперативе),
прием и исключение членов кооператива, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских
балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков, а также решение
о реорганизации или ликвидации кооператива. Эти вопросы составляют минимум
исключительной компетенции общего собрания, который может быть расширен (но
не сужен) законом или уставом конкретного кооператива.
В кооперативах с числом участников более 50 допускается создание наблюдательного
совета - постоянно действующего представительного органа членов кооператива,
осуществляющего контроль за деятельностью его исполнительных органов (в какой-то
мере эти функции ранее исполняло собрание уполномоченных, созывавшееся в крупных
кооперативах). Наблюдательный совет кооператива также должен получить исключительную
компетенцию (например, по формированию исполнительных органов кооператива,
по даче согласия на совершение кооперативом крупных сделок и т. п.).
Компетенцию исполнительных органов кооператива составляют все вопросы,
не вошедшие в исключительную компетенцию общего собрания и наблюдательного
совета. Абзац 4 п. 1 ст. 110 ГК исключает возможность избрания в руководящие
органы кооператива лиц, не являющихся его членами, то есть привлечения наемных
управляющих. Запрещено также совмещение членства в наблюдательном совете и
в исполнительных органах кооператива одними и теми же гражданами, что должно
способствовать предотвращению возможных злоупотреблений.
Равенство прав (голосов) в управлении делами всех членов кооператива,
закрепленное п. 4 ст. 110 ГК, распространяется и на "финансовых участников".
Более того, законом или уставом кооператива количество их голосов может быть
ограничено вне зависимости от их имущественного участия в делах кооператива.

Имущество производственного кооператива

Производственный кооператив является единым и единственным собственником
своего имущества (п. 2 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК). Деление этого имущества на
паи, предусмотренное п. 1 ст. 109 ГК, не приводит к созданию общей долевой
собственности, ибо является лишь способом определения размера возможных требований
члена производственного кооператива к этой коммерческой организации в случае
выхода из нее или определения ликвидационной квоты. Поэтому пай члена кооператива
- это не доля в имуществе кооператива и не его часть, а лишь право требования,
которое можно осуществить при наличии установленных для этого условий. Утверждая
устав, члены кооператива должны сами определить способ деления его имущества
на паи участников - по трудовому участию, поровну, в сочетании этих принципов
и т. д.
Кодекс не устанавливает систему обязательно образуемых в кооперативе
имущественных фондов, оставляя это специальным законам и уставам конкретных
кооперативов. Однако он подразумевает наличие по крайней мере двух обязательных
фондов - паевого (уставного) и резервного (страхового), а также возможность
образования неделимых (целевых) фондов.
Неделимые фонды кооператива не делятся на паи участников и выплаты из
них не производятся при выходе из кооператива. При наличии таких фондов уходящий
член кооператива вправе претендовать лишь на выдачу (выплату) соответствующей
части делимых фондов. Раздел неделимых фондов между членами кооператива возможен
только при его ликвидации после удовлетворения претензий кредиторов. В период
существования кооператива эти фонды неделимы, а члены кооператива не обладают
никакими, в том числе и обязательственными, правами на данное имущество. Поэтому
кредиторы членов кооператива не вправе обращать взыскание по их личным долгам
на неделимые фонды (п. 5 ст. 111 ГК).
Неделимые фонды могут составлять лишь часть имущества кооператива, которую
определяют закон и устав кооператива. Решение о создании таких фондов в кооперативе
должно быть принято единогласно, если только в самом уставе кооператива прямо
не установлен порядок их создания по решению большинства участников (что по
сути означает согласие с этим по крайней мере учредителей кооператива, утвердивших
его устав). Ведь члены кооператива, участвуя в образовании неделимых фондов,
в дальнейшем лишаются всяких прав на находящееся в этих фондах имущество.
Поскольку членами кооперативов в основном являются граждане, не осуществляющие
прямо предпринимательскую деятельность, предусмотрена значительная льгота
по оплате ими паевого взноса: в течение первого года работы кооператива они
должны оплатить 90 процентов его суммы и лишь 10 процентов внести к моменту
его регистрации. Эта льгота может распространяться и на "финансовых участников".
Кооператив вправе выпускать ценные бумаги, в том числе облигации, без
ограничений (которые пока не предусмотрены действующим законодательством).
Он не вправе выпускать лишь акции.
Как прибыль, так и ликвидационная квота делятся в кооперативе не по размеру
паевых взносов, а по трудовому участию (п. 4 ст. 109 ГК). Лишь для "финансовых
участников" допустимы и оправданны исключения из этого правила. Иной порядок
распределения прибыли мыслим лишь как сочетание принципов деления по трудовому
участию и по имущественному взносу (паю), но не может полностью исключить
учет трудового участия, что противоречило бы самой природе кооператива.
Согласно п. 5 ст. 111 ГК обращение взыскания на пай члена кооператива
по его личным долгам допускается только при отсутствии у него иного имущества,
на которое можно было бы обратить взыскание, то есть в субсидиарном (дополнительном)
порядке. Это правило распространяется и на "финансовых участников". Таким
образом, появляются дополнительные гарантии неприкосновенности кооперативного
имущества.

4. Государственные и муниципальные унитарные
предприятия (ст.113-115)

Понятие унитарного предприятия

Унитарное предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения

Унитарное предприятие, основанное на праве
оперативного управления

Понятие унитарного предприятия

Унитарным предприятием согласно п. 1 ст. 113 ГК признается коммерческая
организация-несобственник. Такая особая организационно-правовая форма сохранена
новым Кодексом только для государственной и муниципальной собственности.
Данный подход законодателя объясняется тем, что фигура юридического лица,
не являющегося собственником своего имущества, не свойственна нормальному
товарному обороту, участниками которого всегда являются самостоятельные собственники.
Наличие в нашем имущественном обороте юридических лиц ("предприятий" и "учреждений"),
не являющихся собственниками, но выступающих в качестве его самостоятельных
участников, представляет собой прямое следствие переходного характера этого
оборота, сохранения в нем элементов огосударствленной экономики, к числу которых
относятся и названные виды юридических лиц.
В прежней, огосударствленной экономике появление юридических лиц-несобственников,
прежде всего - государственных предприятий, вызывалось тем очевидным обстоятельством,

<< Пред. стр.

стр. 128
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>