<< Пред. стр.

стр. 130
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Для контроля за деятельностью фонда и соблюдением ее целевого характера
закон вводит особые требования по изменению его устава. Ведь такие изменения
могут существенно изменить статус фонда помимо воли его учредителей. Поэтому
органы фонда могут самостоятельно вносить в устав изменения только в том случае,
если такая возможность закреплена в самом уставе, то есть предусмотрена заранее
его учредителями. Если же такое указание в уставе фонда отсутствует, изменения
в него могут вноситься только в судебном порядке, то есть под строгим государственным
контролем. В этом проявляется особый характер деятельности фондов, преследующих
общественно полезные цели, а не интересы их учредителей или должностных лиц.
Возможна и такая ситуация, при которой сохранение устава в неизменном
виде влечет неблагоприятные последствия, извращающие, по сути, цели деятельности
фонда, а уполномоченные на то лица не вносят в него изменений (либо сам устав,
утвержденный учредителями, не предусматривает такой возможности). В этих случаях
для сохранения общественно необходимой направленности деятельности фонда внести
изменения в его устав может суд по заявлению органов фонда (например, его
попечительского совета) либо контролирующих органов (прокуратуры, налоговой
инспекции и т.д.), что прямо предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 119 ГК.
Отмеченный выше особый характер деятельности фонда проявляется и в его
ликвидации (п. 2 ст. 119 ГК). Основания ликвидации фонда определены законом
(в том числе ГК), а не его уставом. Фонд может быть ликвидирован только в
судебном порядке. Все это исключает возможность самоликвидации фондов по решению
их учредителей или должностных лиц, что направлено на исключение возможных
злоупотреблений. К числу главных оснований ликвидации фондов отнесены невозможность
достижения целей его создания либо уклонение от этих целей в своей деятельности.
Закон допускает и банкротство фонда. При ликвидации фонда остаток его имущества
после расчетов с кредиторами не подлежит распределению ни между учредителями
или участниками фонда, ни между его должностными лицами (п. 3 ст. 119, п.
4 ст. 213 ГК), а направляется на цели, предусмотренные его уставом и соответствующие
задачам создания фонда.

Учреждения

Учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся
собственником своего имущества (п. 1 ст. 120 ГК). Как и унитарные предприятия-несобственники,
они представляют собой остатки прежней экономической системы и не свойственны
развитому товарному обороту. Правда, опасность участия в обороте таких фигур
для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной ответственности собственника
по их долгам. Поэтому ГК сохраняет фигуру учреждения-несобственника не только
для государственной и муниципальной собственности.
К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих
организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения
образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т. д. Учитывая
это многообразие, Кодекс не определяет наименования их учредительных документов:
в одних случаях это может быть устав, а в других - общее положение об организациях
данного вида (п. 1 ст. 52) либо даже положение о конкретной организации, утвержденное
ее собственником. Исходя из многообразия видов учреждений, ГК допускает регламентацию
их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами
(п. 3 ст. 120).
Будучи несобственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом
оперативного управления на переданное ему собственником имущество (абз. 2
п. 1 ст. 120, ст. 296 ГК). Оно не предполагает участия такой организации в
предпринимательских отношениях, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных
ее учредительными документами. Зато при недостатке у учреждения денежных средств
для расчетов с кредиторами последние вправе предъявить требования к собственнику-учредителю,
который в этом случае полностью отвечает по долгам своего учреждения. С учетом
этого обстоятельства закон не предусматривает возможности банкротства учреждений.
Основным источником имущества учреждения являются полученные им по смете
от собственника средства. Смета и характеризует их имущественную обособленность
в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК. Собственник может финансировать свое учреждение
и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от
разрешенной собственником предпринимательской деятельности. Однако пределы
этого участия оговариваются собственником в учредительных документах учреждения,
которое не получает общей правоспособности, как коммерческая организация.
Полученные от такой дополнительной деятельности доходы хотя и принадлежат
учреждению на особом вещном праве и учитываются им на отдельном балансе, тем
не менее не становятся его собственностью (п. 2 ст. 298 ГК) и, следовательно,
не меняют особенностей его гражданско-правового положения.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциации или союзы рассматриваются п. 1 ст. 121 ГК как объединения
юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они
могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Закон
исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и
некоммерческих организаций.
Такие объединения юридических лиц могут создаваться исключительно на
добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо функции управления
организациями, находящимися в их составе. Цели их создания - координация деятельности
участников и представление и защита общих интересов - исключают необходимость
постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской
деятельности ассоциация или союз вправе создать хозяйственное общество (в
том числе в форме "компании одного лица") либо участвовать в нем. Однако полученные
от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения
и должны идти на нужды объединения в целом. Если же участники возлагают на
ассоциацию (союз) ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она
подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками
которого становятся ее члены (п. 1 ст. 121 ГК).
Участники ассоциации (союза) как юридические лица сохраняют полную самостоятельность
(п. 3 ст. 121 ГК), сами определяют характер созданного ими объединения и управляют
его деятельностью. Поэтому одно и то же юридическое лицо одновременно может
состоять в нескольких ассоциациях и союзах.
Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов
- договора и устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю
на создание объединения, определяют условия участия в нем, а также цели деятельности
объединения. В уставе определяется статус ассоциации или союза, включая порядок
образования и компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации
и ликвидации объединения и тому подобные вопросы (п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 122
ГК).
Кодекс не предусматривает издания специальных законов, посвященных статусу
и деятельности ассоциаций (союзов), хотя в некоторых случаях такие нормативные
акты уже имеются. Так, правовое положение союзов потребительских обществ (кооперативов)
определено Законом "О потребительской кооперации в Российской Федерации"<104>
который может теперь применяться лишь в части, не противоречащей нормам ГК.
Необходимые детали их правового статуса должны предусматриваться прежде всего
в их учредительных документах. Однако в целом статус ассоциаций и союзов как
некоммерческих организаций урегулирован Кодексом именно таким образом, чтобы
исключить возможность возрождения за их вывесками "государственных" и иных
"концернов", "корпораций" и тому подобных органов управления.
При необходимости создания объединений для предпринимательских целей
и контроля за деятельностью их участников теперь можно использовать фигуру
акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества ("материнского"),
контролирующего дочерние или зависимые общества, то есть создавать объединения
холдингового типа, сами не являющиеся юридическими лицами как целое.
Ассоциация (союз) становится собственником имущества, переданного ей
учредителями (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК), включая их взносы, являющиеся
основным источником образования такого имущества. Данное имущество может использоваться
ассоциацией только для достижения своих уставных задач в строгом соответствии
с ее специальной правоспособностью. Остаток имущества ассоциации, образовавшийся
при ее ликвидации после удовлетворения претензий ее кредиторов, не подлежит
распределению между учредителями или другими участниками. Он передается на
цели, предусмотренные учредительными документами ассоциации, аналогичные целям
ее создания и деятельности.
Сама ассоциация не несет имущественной ответственности по обязательствам
своих членов, ибо по сути это означало бы ее участие в предпринимательской
деятельности. Но члены ассоциации (союза) несут дополнительную ответственность
по ее долгам своим имуществом. С учетом этого обстоятельства закон не предусматривает
возможности банкротства объединения юридических лиц.
Характер и пределы дополнительной ответственности членов ассоциации (союза)
по ее долгам должны определяться в учредительных документах, в том числе с
учетом особенностей имущественного положения юридических лиц-несобственников
(унитарных предприятий и учреждений), которые могут участвовать в таких объединениях.
Ответственность члена ассоциации (союза) по ее долгам сохраняется даже в случае
выхода или исключения участника из данного объединения (п. 2 ст. 123 ГК).
Размер этой ответственности пропорционален взносу бывшего участника, иначе
говоря, при недостатке имущества ассоциации для погашения долгов на него может
быть возложена часть оставшихся непогашенными требований кредиторов, пропорциональная
размеру его вклада в имущество объединения. Такая ответственность сохраняется
за бывшим участником в течение двух лет с момента выхода или исключения из
ассоциации (союза).
Выход из ассоциации (союза) допускается лишь по окончании финансового
года с тем, чтобы до его окончания член ассоциации продолжал выполнять свои
имущественные обязанности. Прием в ассоциацию новых членов допускается по
единогласному решению всех ее участников, причем в этом случае на нового члена
возлагается дополнительная ответственность по долгам объединения, в том числе
возникшим и до его вступления, а не только в период его участия в данном объединении,
если это предусматривают учредительные документы объединения либо специальное
решение всех его участников (п. 3 ст. 123 ГК).
Перечень обязательных требований, предъявляемых законом к учредительным
документам ассоциации (союза) (п. 2 ст. 122 ГК), должен позволить четко определить
структуру управления ею, включая порядок формирования и компетенцию ее органов,
условия приема и исключения из объединения, а также порядок распределения
и использования имущества, оставшегося после его ликвидации. Указанное в учредительных
документах ассоциации (союза) фирменное наименование должно содержать указание
на основной предмет деятельности ее участников (с добавлением слова "ассоциация"
или "союз").

Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований
в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством (ст. 124-127)

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования - субъекты гражданского права

Порядок участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований в
отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Ответственность по обязательствам Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования

Государство как субъект гражданских правоотношений с
участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования - субъекты гражданского права

Отношения между государством и предпринимателем, возникающие при осуществлении
последним предпринимательской деятельности, различны по своей правовой природе.
Одни опосредуют властные полномочия, реализуемые органами государства в целях
обеспечения на основе закона соответствующего регулирования (налогового, валютного,
таможенного и др.), и носят субординационный характер. Другие формируются
в сфере гражданского оборота, имманентным условием которого является равенство
всех его участников, включая государство.
Проблемы, связанные с участием государства в частно-правовых отношениях,
с отказом при этом от иммунитета, а также иных преимуществ верховной власти,
не относятся к числу сугубо "российских". Ведущими в этом процессе стали континентальные
страны Западной Европы, и прежде всего Франция и Германия. Для законодательства
России, совершающей сложный и во многих отношениях мучительный переход от
планово-распределительной к рыночной экономике, эти проблемы приобретают особую
актуальность.
Условия, обеспечивающие равенство участников гражданского оборота, предусматривались
еще в союзном и особенно российском законах о собственности, Основах гражданского
законодательства 1991 года, ряде других "перестроечных" законодательных актов.
Они нашли выражение прежде всего в признании недопустимым установления при
осуществлении права собственности ограничений или преимуществ в какой бы то
ни было форме в зависимости от принадлежности этого права тому или иному субъекту
и - как следствие - в отказе от неограниченной виндикации государственного
имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате
государственного имущества из чужого незаконного владения, в закреплении положения
об ответственности юридических лиц, включая государственные и муниципальные
предприятия, по их обязательствам всем принадлежащим им имуществом и т. д.
Существо этих и иных изменений было выражено в ст. 25 Основ гражданского законодательства.
В соответствии с ней государство участвовало в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений.
Правовые основы взаимоотношений государства и предпринимателей, равно
как и единый статус для всех предпринимателей, независимо от того, идет ли
речь о частном или государственном предпринимательстве, заложены в нормах
Конституции Российской Федерации (ст. 8, 34, 35, 46, 53 и др.). Правила гл.
5 (ст. 124-127), а также иных статей части первой Гражданского кодекса, развивая
и конкретизируя эти начала, отражают современный подход к природе отношений
гражданско-правового характера и участию в них государства.
Государство нередко именуют особым субъектом права, отмечая, что оно
само может формировать правила гражданского оборота, содержание и пределы
своей правоспособности. Но особые качества правосубъектности государства,
проистекающие от объединения в одной структуре и политической организации,
облеченной властными прерогативами, и субъекта хозяйствования, не должны изменять
природу регулируемых гражданским правом отношений, в которых участвует государство,
превращать их в "смешанные" отношения, с элементами власти и подчинения, -
в противном случае "исчезает" рынок и разрушается его гражданско-правовая
основа.
В связи с обращением к понятию "государство" необходимы некоторые пояснения.
В отличие от недавнего прошлого, когда государство рассматривалось как единый
субъект гражданских правоотношений, а государственная собственность - как
общенародное достояние, обусловливающее "единство фонда" государственного
имущества, концепция государственной власти и собственности, положенная в
основу действующей Конституции, исходит из существования наряду с Российской
Федерацией других государственных, а также муниципальных образований, являющихся
самостоятельными участниками гражданского оборота. Соответственно в гл. 5
ГК говорится об участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,
на равных началах с иными участниками этих отношений Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - субъектов гражданского
права.
Следуя конституционной норме, ГК исходит из того, что права всех собственников
защищаются равным образом. Вместе с тем, определяя общие для всех участников
имущественного оборота правила, относящиеся к праву собственности, Кодекс
допускает установление особенностей его приобретения и прекращения в зависимости
от того, находится ли имущество в собственности гражданина, юридического лица,
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Однако в любом случае особенности могут устанавливаться только законом (п.
3 ст. 212).
Особенности участия в гражданском обороте муниципальных образований предопределены
тем, что в силу конституционных норм местное самоуправление в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти,
но могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями с
передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В российском гражданском законодательстве отсутствует понятие "юридические
лица публичного права", известное законодательству ряда зарубежных стран и
некоторым международным договорам. Правовой режим участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданском обороте
приравнивается в Кодексе, за необходимыми изъятиями, к режиму, установленному
для юридических лиц. Согласно п. 2 ст. 124 ГК к государственным и муниципальным
образованиям - субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие
участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,
если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Так, не
могут применяться к государственным и муниципальным образованиям правила,
регламентирующие создание и ликвидацию юридического лица. В отличие от юридических
лиц (кроме финансируемых собственником учреждений), отвечающих по своим обязательствам
всем принадлежащим им имуществом, в состав имущества Российской Федерации,
субъектов Федерации и муниципальных образований, которым они отвечают по своим
обязательствам, не включается имущество, указанное в п. 1 ст. 126 Кодекса,
а обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть
участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.
Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в
товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Как и другие субъекты гражданского права, государственные и муниципальные
образования обладают гражданской правоспособностью. В отношении ее объема
высказываются разные мнения. Одно из них "гражданская правоспособность государства
- специальная, а не универсальная", государство "имеет лишь те гражданские
права и обязанности, которые предусмотрены законом" <105>. Нельзя, однако,
не учитывать то обстоятельство, что в соответствующих ситуациях речь идет
о самоограничении суверена, содержание и пределы которого определяются им
же.
Отношения собственности - важнейшая область гражданско-правовых отношений,
в которой участвует государство.
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве
собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество,
принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность
субъекта Российской Федерации). К муниципальной собственности отнесено имущество,
принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям.
Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно
к федеральной собственности, объекты федеральной собственности, которые могут
передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации,
объекты муниципальной собственности. Исключительно к федеральной собственности
относятся объекты: составляющие основу национального богатства страны; необходимые
для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и
решения общероссийских задач; оборонного производства; отраслей, обеспечивающих
жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие иных его отраслей,
а также некоторые другие<106>.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан,
юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к
собственности субъектов Российской Федерации производится в порядке, установленном
законом.
Конституцией Российской Федерации (ст. 114) осуществление управления
федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.
Государство приобретает право собственности как по основаниям, являющимся
общими для всех субъектов гражданского права, так и по присущим только ему.
Ко вторым, имеющим специальный характер, принадлежат конфискация, реквизиция,
национализация и др.
В связи с последними основаниями необходимо отметить следующее. В соответствии
со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе
как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных
нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного
возмещения. Ограничение этих правил допускается не иначе как федеральным законом
и лишь по основаниям, названным в ст. 55 Конституции РФ. Последствия прекращения
права собственности в силу закона определены в ст. 306 ГК. Установлено, что
в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности,
убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе
стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков
разрешаются судом. Порядок, предусмотренный ст. 306 ГК, подлежит применению
к возмещению стоимости имущества и других убытков при обращении в государственную
собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических
лиц (национализации).
Гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных
органов и их должностных лиц в отношении иностранных инвестиций закреплены
правилами ст. 6-11 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР, имеющими значение
специальных норм. Иностранные инвестиции не подлежат национализации и не могут
быть подвергнуты реквизиции или конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных
законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных
интересах. При осуществлении национализации или реквизиции иностранному инвестору
выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии
с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит
их, что грозит утратой ими своего назначения, такие ценности по решению суда
могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных
торгов. Передаче в государственную собственность подлежат содержащиеся в обнаруженном
кладе вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры.
Основания поступления в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимой
вещи, находки, безнадзорного животного определены в ст. 225, 228 и 231 ГК.
Как и способы возникновения у государства права собственности, способы
прекращения принадлежащего ему права собственности подразделяются на общегражданские
и специальные. К последним относится приватизация, под которой принято понимать
отчуждение (переход) имущества, главным образом недвижимого, из государственной
(или муниципальной) собственности в частную собственность граждан или юридических
лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством"<107>.
Основными положениями государственной программы приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года<108>
предусматривается использование следующих способов приватизации: безвозмездная
передача акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации,
работникам указанных предприятий и приравненным к ним лицам в соответствии
с установленными льготами; продажа акций акционерных обществ открытого типа,
созданных в процессе приватизации (работникам предприятий и приравненным к
ним лицам по закрытой подписке в соответствии с установленными льготами, по
инвестиционному конкурсу, по коммерческому конкурсу, на аукционе, на специализированном
аукционе по продаже акций); продажа предприятий, не являющихся акционерными
обществами (на аукционах, по коммерческому и инвестиционному конкурсам); выкуп
арендованного имущества; продажа предприятий товариществам в соответствии
с установленными льготами.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные
ГК положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности,
применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (ст. 217).
В условиях расширения негосударственного сектора экономики, приватизации
государственных и муниципальных предприятий особое значение приобретает выбор
рациональных способов и форм участия государства в этих процессах, четкое
определение прав и обязанностей органов, уполномоченных управлять и распоряжаться
объектами государственной и муниципальной собственности, выступать от имени
государства учредителями предприятий, создаваемых с участием иных лиц, осуществлять
контроль за использованием по назначению и сохранностью его имущества.
Значительная роль в проведении этой работы отводится Государственному
комитету РФ по управлению государственным имуществом, некоторым другим органам
и организациям, их территориальным структурам. В постановлении Пленума Высшего
арбитражного суда Российской Федерации от 17 сентября 1992 года N 13 "О некоторых
вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства
о собственности", отмечалось: при разрешении арбитражных споров необходимо
исходить из того, что за пределами предоставленных полномочий комитеты по
управлению имуществом не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за
государственным и муниципальным предприятием на праве полного хозяйственного
ведения, без их согласия<109>. Указывалось, что имущество, приобретенное государственными
и муниципальными учреждениями и организациями на доходы, полученные от разрешенной
собственником предпринимательской деятельности, не может быть изъято у них
по решениям государственных и муниципальных органов<110>.
В информационном письме от 10 сентября 1993 года, которым до сведения
арбитражных судов доводились рекомендации, принятые по результатам обсуждения
ряда вопросов на совещаниях по судебно-арбитражной практике в Высшем арбитражном
суде РФ, отмечалось, что распоряжения Госкомимущества России в отношении отнесенного
к федеральной собственности имущества могут быть отменены Правительством РФ
по основаниям как нецелесообразности, так и незаконности. По мотиву нецелесообразности
распоряжение Госкомимущества может быть отменено Правительством, если у сторон
не возникли имущественные права. Незаконное распоряжение Госкомимущества может
быть отменено Правительством независимо от того, возникли ли у сторон имущественные
права по этому распоряжению, поскольку отношения, возникшие из незаконного
акта, не подлежат защите в судебном порядке<111>.
Широк круг обязательственных отношений, стороной в которых выступает
государство. Законодательством подробно регулируется участие органов исполнительной
власти в заключении и реализации государственных контрактов. Для организации
работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции
для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных
заказчиков<112>. Ими могут быть федеральные органы исполнительной власти,
федеральные казенные предприятия или государственные учреждения. Заказы размещаются
посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.
Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом
федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных
целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. При этом
Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика
в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств,
предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой причиненные
убытки и несет иную ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации и государственным контрактом.
Государственному заказчику предоставляется право отказаться (полностью
или частично) от продукции, произведенной по государственному контракту, при
условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков, а также от оплаты
продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством
для определения качества продукции или государственным контрактом.

<< Пред. стр.

стр. 130
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>