<< Пред. стр.

стр. 171
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

заключении договора имущественного страхования; об определенном имуществе
либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере
события, на случай наступления которого осуществляется страхование; о размере
страховой суммы; о сроке действия договора (ст.942 ГК). Если же норма права
лишь допускает включение в договор конкретных условий, но не ставит в зависимость
от этих условий его действительность, то такие условия не признаются существенными.
Отсутствие в договоре поставки условия о неустойке, взыскиваемой на основании
закона или договора за недопоставку или просрочку поставки, не лишает договор
силы.
Условия, которые необходимы для договоров данного вида, встречаются в
различных случаях. Так, из содержания ст.ст.702 и 708 ГК вытекает, что существенными
условиями договора подряда наряду с предметом и ценой работы должен быть признан
срок его сдачи.
Специальные нормы (ст.424 ГК) действуют по поводу цены. По общему правилу,
исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), расценки, ставки
и т.п., устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными
органами. "Устанавливаемая цена" всегда точно определяется компетентным государственным
органом. В отличие от нее "регулируемая цена" - это такая, предельные условия
которой или коэффициенты к ней определяются государственными органами. Что
касается изменения цены после заключения договора, то оно допускается в случаях
и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом
порядке.
Особую группу существенных условий составляют такие, которые, не будучи
обязательными в силу закона или необходимыми для договора данного вида, включаются
сторонами по заявлению одной из них. Если же стороны не придут к соглашению
хотя бы по одному из существенных условий, то договор не возникает. Не всегда,
однако, заключение договора происходит в момент достижения сторонами соглашения
по всем существенным условиям. Для совершения некоторых договоров в соответствии
с законом необходима также передача определенного имущества или его государственная
регистрация - ст.433 ГК. Таковы, например, договор займа (ст.807 ГК), договор
купли-продажи недвижимости (ст.549 ГК), договор продажи предприятия (ст.560
ГК).
В литературе наряду с существенными условиями договора выделяют инициативные
условия. Ими признают условия, не упоминаемые в законодательстве о договорах
данного вида. Включение этих условий в соглашение определяется усмотрением
участников. Такой подход позволяет всемерно использовать возможности договора
в регулировании имущественных отношений, содействует проявлению субъектами
деловой активности. В качестве примера можно обратить внимание на транспортное
законодательство, которое не предусматривает включение в договоры на перевозку
грузов автотранспортом условий, направленных на улучшение технического оснащения
пунктов погрузки (выгрузки), сокращение сроков обработки транспортных средств,
повышение сохранности грузов. Инициатива по включению в договоры подобных
важных обязанностей проявляется самими контрагентами.
В соответствии со ст.427 ГК в договоре может быть установлено, что его
отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров
соответствующего вида и опубликованными в печати. В случае, когда в договоре
не содержится отсылка к примерным условиям, последние применяются к отношениям
сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям,
установленным ст.5 и п.5 ст.421 Кодекса. Примерные условия могут быть изложены
в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.
Иллюстрацией сказанного служат условия, предусмотренные постановлением Правительства
РФ от 30 декабря 1994 г. "Об утверждении Правил поставки газа потребителям
Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 2. Ст.152). Они изданы в соответствии
с ранее действовавшими Основами гражданского законодательства (ст.84 - "Договор
о снабжении энергетическими и другими ресурсами"). Положения раздела VIII
Правил, содержащие указания относительно ответственности за нарушение Правил
поставки газа, признаны примерными условиями договора на поставку газа. Такие
договоры заключаются в порядке, предусмотренном ч.1 ст.428 ГК ("Договор присоединения").
С учетом того, что согласно закону примерные условия могут быть изложены в
форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия, Российскому
АО "Газпром" предложено утвердить стандартные формы договоров между поставщиком
газа и потребителем или газораспределительной организацией, а АО "Росгазификация"
по согласованию с Российским АО "Газпром" утвердить стандартные формы договоров
между газораспределительной организацией и потребителем.
Условиям договора посвящены и правила, сосредоточенные в ст.428 "Договор
присоединения". Договоры путем присоединения имеют большое распространение
в самых различных отраслях народного хозяйства. К ним, в частности, относятся
соглашения на пользование электрической и тепловой энергией, газом и тому
подобными услугами коммунальных предприятий, соглашения с транспортными организациями.
В то же время нельзя не отметить, что в известной степени они ограничивают
свободу волеизъявления "присоединяющейся" стороны.
Упомянутая статья Закона признает договором присоединения соглашение,
условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных
формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения
к предложенному договору в целом. При определенных условиях присоединившаяся
сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора. Это может иметь
место, если договор присоединения хотя и не противоречит закону или иным правовым
актам, но тем не менее лишает сторону прав, обычно предоставляемых по договорам
такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за
нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся
стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов,
не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий
договора. Что рассматривать в качестве "разумно понимаемых интересов",- вопрос,
определяемый применительно к конкретному случаю.
При наличии перечисленных обстоятельств требование о расторжении или
об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору
в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит
удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать,
на каких условиях заключает договор.
Не должно быть сомнения в том, что в качестве такой стороны могут выступать
не только граждане-потребители, но и иные участники гражданского оборота.
Соответственно устанавливаются и различные правила на случай, если "присоединившаяся
к договору сторона" потребует на основе указаний закона расторжения или изменения
договора. Гражданин-потребитель обладает таким правом, когда, исходя из своих
положительных интересов и имея возможность участвовать в определении этих
условий, он их не принял бы. В этой связи, а также с учетом перечисленных
в п.2 ст.400 ГК обстоятельств соглашение об ограничении размера ответственности
должника по договору присоединения признается ничтожным.
Следует иметь в виду, что обозначенное в наименовании ст.428 соглашение
закреплено в тексте закона впервые. Тем не менее это название является недостаточно
четким, так как не может существовать договор "чего-то". К тому же определение
данного договора раскрывается в законе путем использования того же самого
понятия. Это нарушает правила формальной логики. Очевидно также, что "другой"
стороной принимаются не что иное, как условия, сформулированные "первой" стороной
в формулярах или прочих стандартных формах. Тем самым эта сторона выражает
свою волю на заключение договора с первой.

Кабалкин А.



Нотариус-необходимая фигура в экономическом процессе

Прошло три года, как были введены в действие Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате, положившие начало существованию в стране
наряду с государственным так называемого "частного" нотариата. Это новый правовой
институт сегодня знают все - и граждане, и юридические лица, и представители
органов власти. С введением частнопрактикующего нотариата, в котором сегодня
работает 70% нотариусов, в стране в основном решена проблема нотариального
обслуживания, здесь по данным статистики втрое выше производительность труда,
несравнима техническая оснащенность, нет очередей, создаются дополнительные
рабочие места.
Важным событием этого периода стало принятие России в члены Международного
союза Латинского нотариата и непосредственное ее участие в деятельности этой
организации в качестве члена Комиссии по делам Европы и Средиземноморья. Иными
словами, международное сообщество признало наличие в России свободного, независимого
нотариата, способного нести полную и реальную материальную ответственность
в процессе регулирования гражданских правоотношений, что немаловажно для зарубежного
инвестирования экономики страны.
И тем не менее вопросы нотариального обслуживания продолжают иметь место
и, более того, некоторые из них создаются искусственно.
Как известно, с 1 марта 1996 года введена в действие часть вторая Гражданского
кодекса Российской Федерации - законодательного акта, целью которого было
создание единого правового порядка в Российской Федерации в части регулирования
гражданско-правовых отношений и сближения его с континентально-европейской
правовой системой. Важность такой задачи трудно переоценить. Однако оказалось
иначе. Новый ГК РФ отменил веками существовавшую в России и существующую сегодня
во всех европейских странах обязательную нотариальную форму сделок, ограничив
их "письменной формой" (ст.ст.550, 560 и 574 ГК РФ).
В основу такого решения положены соответствующие нормы англосаксонской
правовой системы. При этом, однако, не учитывалось наличие в указанной правовой
системе таких особенностей оформления сделок с недвижимостью, как обязательное
участие в сделке специализированной страховой компании, которая занимается
сбором сведений и документов, подтверждающих права собственности на недвижимость
и законность перехода этого права, начиная с первичного возникновения имущества
и права на него; обязательное заключение договора страхования права собственности
на недвижимость; наличие института защиты прав добросовестного приобретателя,
гарантирующего ему в случае признания сделки недействительной сохранение за
ним права собственности на приобретенную недвижимость, а также возмещение
страховой компанией стоимости понесенных им убытков надлежащему собственнику.
К сожалению, в законодательстве Российской Федерации эти важные основания
безопасности сделок отсутствуют. Замена нотариального удостоверения сделок
с недвижимостью англосаксонской правовой системой и государственной регистрацией
сделок не создала действенного правового механизма, обеспечивающего и гарантирующего
неприкосновенность собственности от незаконных посягательств.
Дело в том, что некоторые положения Кодекса, связанные с отказом от обязательного
нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, разработаны без учета
тех негативных последствий, которые могут возникнуть в стране в результате
исключения нотариата из процесса осуществления гражданских прав. Одной из
причин отстранения нотариата из этого процесса послужило неточное представление
о тех функциях, которые возлагаются на данный институт, и сведение нотариального
действия исключительно к чисто техническим моментам, в частности, проставлению
удостоверительной надписи на договоре, подписи нотариуса и печати.
Между тем истинным предназначением нотариата является обеспечение граждан
и юридических лиц квалифицированной правовой помощью, гарантированной Конституцией
Российской Федерации (ст.48), включающей обязательное проведение правовой
экспертизы всех условий сделки, консультирование ее участников, выяснение
обстоятельств дела, разъяснение смысла, значения и правовых последствий сделки,
проверку соответствия ее содержания действительным намерениям сторон и требованиям
законодательства. Нотариус устанавливает личность участников договора, их
полномочия, право собственности на отчуждаемое имущество. Особое внимание
нотариус уделяет тому, чтобы не были ущемлены интересы неопытных, недостаточно
квалифицированных в правовом отношении участников сделки. В правовом государстве
нотариату отводится ключевая роль не только в оказании правовой помощи гражданам
и юридическим лицам и в обеспечении их правовой безопасности, но и предотвращении
в будущем возможных споров между участниками договорных отношений.
Отсутствие обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью
негативно повлияет и на международный авторитет Российской Федерации. Международный
союз Латинского нотариата при решении этого вопроса исходит из европейских
правовых традиций, отличных от англосаксонской правовой системы. Ни одна страна,
входящая в континентально-европейскую систему права, не имеет норм о заключении
сделок с недвижимым имуществом в простой письменной форме. Гражданское законодательство
этих стран при совершении сделок и заключении договоров, которые имеют далеко
идущие последствия с экономической точки зрения, предусматривает обязательное
участие нотариуса.
Кроме того, авторы Гражданского кодекса оказались непоследовательны.
В одних случаях при сделках с недвижимостью нотариус не участвует, в других
- договоры о залоге (ипотеке), договоры ренты (ст.ст.339 и 584) - нотариальное
удостоверение обязательно. Требует кодекс и нотариального удостоверения согласия
одного супруга на отчуждение другим супругом недвижимого имущества, нажитого
ими в период брака и являющегося их совместной собственностью (ст.ст.34, 35
и 41 Семейного кодекса Российской Федерации). В результате оказалось утраченным
единство в регулировании соответствующих вопросов в российском законодательстве.
Безусловно, подлинной причиной отказа от нотариального удостоверения
сделок с недвижимостью является искаженное представление авторов части второй
ГК РФ, сумевших "протащить" его через Госдуму без обсуждения, о доходах, получаемых
нотариусами, занимающимися частной практикой. При этом "забывается", что государство
без каких-либо затрат с помощью введения системы независимого нотариата создало
достаточно эффективный механизм по оказанию гражданам правовой помощи. Все
затраты по содержанию нотариальной конторы, оплате собственного труда и социальному
обеспечению нанимаемых им сотрудников, коммунально-бытовому обслуживанию,
оплате аренды помещения и другие расходы по этой деятельности несет исключительно
сам нотариус, к тому же государство имеет достаточно открытый и доступный
в силу особенностей делопроизводства для контроля источник бюджетных поступлений
за счет налогообложения доходов нотариуса.
Однако и это не главное. Главное в том, что закон возложил на нотариуса
имущественную ответственность за ошибки, независимо от того, умышленно или
неумышленно они совершены, перед клиентами за счет собственных денежных средств
и другого имущества. Поэтому поступающие средства к нотариусу за совершение
нотариальных действий - это не его доход, а средства обеспечения нотариальной
деятельности, средства обеспечения имущественной безопасности граждан и юридических
лиц.
Что же касается вопроса, в каком размере должны быть эти средства у нотариуса,
то он, конечно, должен решаться не через Гражданский кодекс путем "выкидывания"
нотариуса из экономического процесса, а на основании соответствующих изменений
в законодательстве о государственной пошлине и налогообложении, причем взвешенно,
без эмоций, с учетом интересов граждан, государства и нотариуса. Нет у нотариуса
таких накоплений, нет и реальной ответственности, закон перестанет работать.
И здесь не могу не сказать о предложении администрации Орловской области
установить для нотариусов налог в размере 70 процентов. Приходится удивляться
близорукости авторов подобных "инициатив". Результат очевиден. Нотариусы,
не в силах вынести налогового бремени, опять уйдут в полуподвалы, заменят
компьютерную технику на пишущие машинки, тысячи их сотрудников пополнят армию
безработных, сократится интенсивность работы, возродятся очереди и присущие
им поборы. Клиент, кто бы он ни был, вновь станет просителем и будет платить,
чтобы попасть к нотариусу. Все это уже было и сегодня имеет место при решении
наследственных дел во многих государственных нотариальных конторах.
Вообще решение наследственных вопросов, а это единственное нотариальное
действие, которое может совершать только государственный нотариус, превратилось
для людей, особенно в Москве, в огромную проблему, хотя в 12 регионах страны,
где государственного нотариата нет и эти дела ведут частнопрактикующие нотариусы,
она решена полностью.
По нашему мнению, стране выгоднее во всех отношениях иметь единый нотариат
на основе частного, убедительно доказавшего свои преимущества перед государственным
нотариатом. Новый нотариат, естественно, должен строиться на условиях широкого
самоуправления при контроле со стороны судов, органов прокуратуры и налоговых
инспекций в рамках их компетенции, с одной стороны, и органов юстиции - с
другой.
Говоря о юстиции как государственном органе контроля, мы за решительное
расширение ее функций, в том числе в вопросах определения численности нотариусов,
назначения их на должность и освобождения от должности, повышения их квалификации,
проведения квалификационных экзаменов и конкурсов на замещение вакансий, в
вопросах дисциплинарной и иной ответственности.
И это понятно, нотариус при совершении нотариальных действий осуществляет
государственную функцию и действует от имени Российской Федерации, поэтому
он не может быть вне контроля со стороны государства. Иное дело, что виды,
формы и предметы такого контроля должны быть четко определены законом.
Будет оправданным и расширение полномочий субъектов Российской Федерации
в урегулировании нотариальной деятельности.
Нуждается в существенном изменении и роль Нотариальной палаты как общественно-правового,
профессионального объединения. Именно правовой характер Палаты, создаваемой
не по желанию кого-то, а в силу закона, с обязательным, а не добровольным
членством в ней нотариусов, обусловливает наделение ее не только аморфными,
как сегодня, функциями, но и определенными по отношению к каждому нотариусу
властными полномочиями.
Как и любая другая профессиональная организация, нотариат кровно заинтересован
в очищении своих рядов, высоком собственном имидже, создании условий для нормальной
творческой работы по обслуживанию граждан и юридических лиц на основе строгого
соблюдения всеми участниками этого процесса действующего законодательства.
В Москве первые шаги уже сделаны. Подготовлены изменения и дополнения
в Устав Нотариальной палаты, подготовлен проект закона о нотариате г.Москвы,
в которых учтен опыт как положительный, так и негативный, накопленный за три
года. Управление юстиции и Нотариальная палата уже сейчас, до законодательного
закрепления, все вопросы деятельности государственного и частного нотариата
решают совместно на паритетных началах, и это дает неплохие практические результаты.
Надеемся и на восстановление обязательного нотариального удостоверения сделок
с недвижимостью, по крайней мере в Москве, с тем, чтобы не допустить разгула
криминализации в этой сфере, защитить конституционные права и интересы граждан.

Черемных Г.



"Аффилированные лица" - кто такие?

В Федеральном законе "Об акционерных обществах", вступившем в силу с
1 января 1996 г., есть глава Х - "Крупные сделки" и глава XI - "Заинтересованность
в совершении обществом сделки".
В первой из названных глав речь идет о крупных сделках, связанных с приобретением
или отчуждением имущества акционерным обществом, излагается порядок их совершения
и т.д. Во второй дается понятие лиц, заинтересованных в том, чтобы общество
совершило ту или иную сделку, устанавливается обязанность предоставлять информацию
о такой заинтересованности, перечислены требования к порядку заключения соответствующих
сделок.
В статьях, составляющих эти две главы, часто присутствует такое понятие
- "аффилированные лица". А в статье 92 Федерального закона "Об акционерных
обществах" записано, что открытое акционерное общество обязано ежегодно опубликовывать
в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров, списки аффилированных
лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций.
Эти списки общество должно хранить по месту нахождения его исполнительного
органа или в ином месте, известном и доступном для акционеров, кредиторов
общества и иных заинтересованных лиц. По требованию акционера общество обязано
предоставить ему копию списка аффилированных лиц с указанием количества и
категории (типа) принадлежащих им акций.
Кто же они такие - "аффилированные лица"?
В соответствии с законодательством о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках под аффилированными лицами понимается группа
лиц, совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно
к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных
действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% от общего
количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный
(складочный) капитал юридического лица;
между двумя и более лицами заключен договор, которым предоставлено право
определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких
участников договора и иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного
органа;
лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа
и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного
органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух или более юридических
лиц.
Только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа
на основании ходатайства юридического или физического лица может осуществляться
приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном
капитале хозяйственного общества, при котором лицо (группа лиц) получает право
распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей), а также приобретение
прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской
деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в проспекте
эмиссии должны быть указаны владельцы акций, доля которых в уставном капитале
превышает установленные антимонопольным законодательством нормативы.
Аффилированные лица акционерного общества обязаны в письменной форме
уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества
и категорий (типов) не позднее 10 дней с момента приобретения акций. Общество
обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них
согласно ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Ответственность за своевременное представление ежегодного отчета акционерного
общества и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также
сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и
в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества. В соответствии
с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители и другие лица,
отвечающие за организацию и ведение бухгалтерского учета, несут ответственность
за искажение отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации.
В самом Законе "Об акционерных обществах" дается понятие лиц, заинтересованных
в совершении обществом сделки. Ими признаются член совета директоров (наблюдательного
совета) данного общества, лицо, занимающее должность директора (генерального
директора), члена правления (дирекции), акционер (акционеры), владеющий совместно
со своим аффилированным лицом (лицами) 20 и более процентами голосующих акций
общества. Названные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также
все их аффилированные лица рассматриваются как заинтересованные в совершении
обществом сделки, если: 1) они являются стороной такой сделки (участвуют в
ней в качестве представителя или посредника); 2) владеют 20 и более процентами
голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки
или участвующего в ней в качестве представителя или посредника; 3) занимают
должности в органах управления юридического лица.
Закон "О рынке ценных бумаг" под членами органов управления юридического
лица понимает лиц, занимающих постоянно или временно должности, связанные
с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных
обязанностей, а также выполняющих такие обязанности по специальному полномочию.
Таким образом, характеристика лиц, заинтересованных в совершении обществом
сделки, отличается от характеристики аффилированных лиц. Признание таковыми
осуществляется в каждом конкретном случае. Эти лица обязаны довести до сведения
совета директоров общества, ревизионной комиссии и аудитора информацию о юридических
лицах, в которых они владеют 20 и более процентами голосующих акций (долей,
паев) или в органах правления которых они занимают должности, а также об известных
им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны
заинтересованными лицами.
Крупные сделки, совершаемые обществом, различаются в зависимости от того,
является ли их предметом имущество, стоимость которого определяется от балансовой
стоимости активов общества, или пакет акций. В любом случае стоимость имущества
определяется советом директоров акционерного общества по правилам ст.77 Закона
"Об акционерных обществах". Заключение крупных сделок, связанных с приобретением
и отчуждением обществом имущества, отнесено к исключительной компетенции совета
директоров. Крупной сделкой считается приобретение или отчуждение имущества,
составляющего основные средства, стоимость которых более 25% балансовой стоимости
активов общества. Не относятся к крупным сделкам договоры, направленные на
осуществление обычной хозяйственной деятельности, независимо от их суммы (договоры
поставки, подряда и т.п.). Если предметом крупной сделки является имущество,
стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества
на дату принятия решения о совершении такой сделки, то подобное решение советом
директоров может быть принято только единогласно. В противном случае вопрос
о совершении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания
акционеров. Последнее и решает вопрос о совершении крупной сделки при стоимости
ее предмета свыше 50% балансовой стоимости активов общества, притом большинством
в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, присутствующих
на собрании.
Крупной признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок по размещению
обыкновенных акций или конвертируемых в них привилегированных акций, составляющих
более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Для заключения такой
сделки директор (генеральный директор) обязан получить согласие совета директоров
общества. Лицо, имеющее намерение самостоятельно или совместно с аффилированными
лицами приобрести 30 или более процентов размещенных обыкновенных акций, обязано
не позднее 30 дней до даты их приобретения направить обществу письменное заявление
о намерении приобрести указанные акции. Далее, в течение 30 дней с даты приобретения
такое лицо обязано предложить акционерам продать ему обыкновенные акции общества
по цене не ниже средневзвешенной цены приобретения акций общества за последние
шесть месяцев. Предложение лица, намеревающегося купить обыкновенные акции
общества, направляется всем таким акционерам в письменной форме. Акционер
вправе принять предложение о приобретении акций в срок не более 30 дней с
момента получения предложения. Приобретение 30 и более процентов акций общества
и направленное акционерам предложение о приобретении принадлежащих им акций
осуществляется в течение 120 дней с даты направления обществу заявления о
намерении приобрести указанные акции.
Сделка и (или) несколько взаимосвязанных между собой сделок по размещению
голосующих акций общества в количестве, превышающем 2% ранее размещенных обществом
голосующих акций, в совершении которой имеется заинтересованность, заключается
обществом по решению большинства голосов акционеров - владельцев голосующих
акций, не заинтересованных в сделке. Не требуется такого решения, если сделка
представляет собой заем, предоставленный заинтересованным лицом обществу,
или сделка совершается в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности
между обществом и другой стороной.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная
с нарушением вышеизложенных условий, может быть признана недействительной.
Согласно ст. 168 ГК РФ, такая сделка считается ничтожной, поскольку она не
соответствует требованиям ст. 83 Закона "Об акционерных обществах". Иск о
признании недействительности подобной сделки может быть предъявлен любым заинтересованным
лицом.

<< Пред. стр.

стр. 171
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>