<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

работ)". К сожалению, несмотря на название раздела, из семи его пунктов собственно
услугам посвящен лишь один, остальные - работам.
Правила предоставления гостиничных услуг, утвержденные несколько раньше
Правил бытового обслуживания населения, и Правила оказания услуг общественного
питания, утвержденные в один день с последними, не содержат отмеченных неточностей
в отношении понимания договора и документов, подтверждающих его заключение,
соответствия услуг обязательным требованиям.
Во всех упомянутых новых Правилах сохранены разделы (пункты), регулирующие
последствия нарушения договоров об оказании этих услуг и ответственность сторон.
Как правило, эти нормы воспроизводят соответствующие положения законодательства
о защите прав потребителей.
Однако в связи с этим необходимо отметить, что, согласно ст.39 новой
редакции Закона "О защите прав потребителей", порядок регулирования последствий
нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие
договоры по своему характеру не подпадают под действие этого Закона, определяется
только федеральным законом (ранее это могло регулироваться постановлениями
Правительства РФ). Такое решение объясняется тем, что в Законе "О защите прав
потребителей" за основу регулирования услуг (работ) взят договор подряда,
условия которого не всегда применимы к договорам по оказанию разнообразных
услуг. Указанный порядок регулирования касается только услуг, но не работ.
(О порядке регулирования последствий нарушения условий договора об оказании
туристских услуг см. комментарий к ст.10 Закона.)
5. Поскольку турист является потребителем определенных услуг, его права,
естественно, должны охраняться законодательством о защите прав потребителей.
Однако распространение действия этого законодательства на туриста не должно
быть механическим.
В этой связи следует обратить внимание на п.2 ст.1 Закона РФ "О защите
прав потребителей", согласно которому Правительство РФ не вправе поручать
федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы
о защите прав потребителей. Это, разумеется, относится и к защите прав туристов.
Таким образом, обязательные правила, касающиеся защиты прав потребителей,
могут приниматься исключительно законодательным органом, Президентом РФ и
Правительством РФ в установленных случаях. Всякие акты в указанной области,
принятые какими-либо иными государственными органами, должны признаваться
незаконными и отменяться в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года
N 359 министерствам и ведомствам Российской Федерации предложено до 1 августа
1992 года отменить ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения
в области прав потребителей. При этом ведомственные нормативные акты, регулирующие
отношения по вопросам, отнесенным Законом "О защите прав потребителей" к компетенции
Правительства Российской Федерации, действуют до принятия Правительством Российской
Федерации решений по данным вопросам, поскольку они не противоречат этому
Закону.
Это, разумеется, не означает, что федеральные органы исполнительной власти
не вправе принимать вообще никаких актов, связанных с Законом "О защите прав
потребителей". Напротив, в некоторых случаях это является их прямой обязанностью,
вытекающей из их компетенции и смысла этого Закона. Так, например, в соответствии
с гл. IV Закона "О защите прав потребителей" органы, упомянутые в ней, должны
принимать ведомственные акты о порядке организации работы по реализации представленных
им полномочий. Однако эти акты должны носить чисто внутренний характер, не
затрагивающий ни материального, ни процессуального права в области защиты
прав потребителей.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.09.94 N 7 "О практике
рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в редакции п.3 Постановления
Пленума от 17.01.97 N 2) разъяснил соотношение норм ГК и Закона РФ "О защите
прав потребителей", и в частности указал, что в тех случаях, когда отдельные
виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК
РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры
перевозки, энергоснабжения), к отношениям, вытекающим из таких договоров,
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться
в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо
учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй
ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей
ГК РФ и Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Сказанное относится и к комментируемому Закону, поскольку он является
специальным законом, регулирующим, помимо норм ГК, гражданско-правовые отношения
с участием потребителей-туристов.

Глава II. Государственное регулирование туристической
деятельности

Данная глава содержит три статьи, определяющие: принципы государственного
регулирования; цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования;
лицензирование, стандартизацию и сертификацию в области туристической деятельности.
Рассматриваемая глава, несмотря на внешнюю декларативность ее содержания,
несомненно, имеет решающее значение для развития туризма в стране. Совершенно
очевидно, что без активной поддержки и непосредственной помощи государства
реорганизация и развитие этой отрасли практически невозможны или в лучшем
случае будут крайне затруднены. Понимание этого проявилось в первом же акте,
посвященном туризму на новом этапе экономического развития страны.
Указом Президента РФ от 22.12.95 N 1284 (в редакции Указа от 09.07.97
N 711) одобрена концепция реорганизации и развития туризма в РФ, признается
приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным
туристическим организациям в реализации Федеральной целевой программы "Развитие
туризма в Российской Федерации".
Указом предусмотрено создание финансово-промышленной группы - Национальной
туристической корпорации, предусматриваются меры ее государственной поддержки,
в том числе освобождение на три года от обязательной продажи 50% валютной
выручки при условии направления этих средств на развитие производственной
и хозяйственной базы туризма.
Одобренная Указом концепция была конкретизирована в Федеральной целевой
программе "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 26.02.96 N 177. В Программе подчеркивается необходимость
проведения активной государственной политики в области развития туризма. Основными
направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов
производителей отечественного туристского продукта и всемерная поддержка внутреннего
и въездного туризма. Формами такой поддержки могут быть: прямые инвестиции
в туристическую инфраструктуру, финансирование подготовки кадров, науки, рекламно-информационного
продвижения национального туристского продукта на мировом рынке, налоговые
и таможенные льготы, стимулирующие приток инвестиций.
Программа достаточно подробно определяет основные цели, задачи, сроки,
ресурсное обеспечение и другие вопросы ее реализации.
Комментируемый Закон развил и обобщил на более высоком юридическом уровне
упомянутые положения.

Комментарий к статьям 3 и 4 Закона

Закон предусматривает четыре принципа государственного регулирования
туристической деятельности как одной из приоритетных отраслей экономики РФ.
(О понятии туристической деятельности см. комментарий к этому понятию.)
Основные цели государственного регулирования охватывают широкий круг
вопросов - от обеспечения с помощью туризма конституционных прав граждан на
отдых, свободу передвижения, образование до решения чисто экономических и
социальных проблем (создание новых рабочих мест, увеличение доходов и т.п.).
Закон считает приоритетными все предусмотренные им виды туризма, кроме
выездного. Очевидно, это продиктовано экономическими соображениями, поскольку
при выездном туризме средства туристов тратятся за рубежом.
Закон определил некоторые методы государственного регулирования туристической
деятельности. На первом месте стоит правовое обеспечение отношений в сфере
туристической индустрии. (См. комментарий к этому понятию и комментарий к
ст.2 Закона.)
Координацию туристической деятельности в РФ Закон возложил на федеральный
орган исполнительной власти в сфере туризма. Таким органом является Государственный
комитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ). Согласно Положению о ГКФТ,
утвержденному Постановлением Правительства РФ 27 апреля 1995 года N 427, Комитет
осуществляет государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию
в сфере туризма, сохранения и развития курортного комплекса РФ. Следует отметить,
что, согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996
года N 1326 "Вопросы федеральных органов исполнительной власти", государственные
комитеты РФ в отличие от министерств осуществляют не управление в соответствующей
сфере деятельности, а функциональное регулирование. При этом главным методом
работы остается межотраслевая координация, которая для министерств является
дополнительной функцией и осуществляется, если это установлено законами, указами
Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Основными задачами ГКФТ, согласно Положению, являются разработка основ
государственной политики в сфере туризма, федеральных программ, проектов нормативных
актов и др. Примером функционального регулирования можно считать право ГКФТ
утверждать нормативы и отраслевые стандарты в сфере туризма, сохранения и
развития курортного комплекса и осуществлять контроль за их соблюдением.
На ГКФТ возложено лицензирование деятельности в области международного
туризма. Для осуществления возложенных задач ГКФТ наделен соответствующими
правами.

Комментарий к статье 5 Закона

Лицензирование, стандартизация и сертификация в области туристической
деятельности являются способами ее государственного регулирования в целях
защиты прав и интересов туристов.
1. Согласно Закону, лицензированию подлежит туроператорская и турагентская
деятельность. Без получения разрешения (лицензии) на осуществление конкретной
работы занятие упомянутой деятельностью является незаконным, так же как и
в случаях приостановления действия или аннулирования лицензии. Лицензирование
является обязательным для всех туроператоров и турагентов - юридических лиц,
независимо от их организационно-правовой формы, и индивидуальных предпринимателей.
Согласно ГК (ст.50), юридические лица могут быть коммерческими организациями,
т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью
деятельности. Их деятельность, согласно ст.2 ГК, является предпринимательской.
Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли,
которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они
в принципе не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но
могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами,
служит достижению целей организации и соответствует этим целям. Приведенная
характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная ст.50 ГК, воспроизведена
в ст.2 Федерального закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях",
вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 года.
Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовые
формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской
деятельности. Согласно ст.24 указанного Закона, предпринимательской деятельностью
некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров
и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение
и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в
хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, контрагентом потребителя (туриста) могут быть как коммерческие,
так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.
Однако как потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что
некоммерческие организации, а также казенные коммерческие унитарные государственные
и муниципальные предприятия, в отличие от иных коммерческих предприятий, могут
совершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладают
специальной правоспособностью. Большинство коммерческих организаций обладает
общей правосопособностью, т.е. может совершать любые не запрещенные законом
сделки.
Сделка, совершенная юридическим лицом с нарушением его специальной правоспособности
(внеуставная сделка) или без лицензии, может быть признана судом недействительной
по иску этого лица, его учредителя или государственного контролирующего органа,
если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была
знать о ее незаконности (ст.173 ГК). Следствием такого решения является двусторонняя
реституция, т.е. возвращение каждой из сторон другой стороне всего полученного
по сделке (ст.167 ГК).
Контрагентом потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе
заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что
к ним применяются правила ГК, которые регулируют деятельность коммерческих
организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа
правоотношений. Это действительно и в отношении тех граждан, которые занимаются
предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.
В связи с изложенным следует отметить, что деление организаций на коммерческие
и некоммерческие имеет чисто практическое значение, поскольку ГК РФ содержит
нормы, особо регулирующие отношения с участием предпринимателей. Например,
ГК устанавливает общее правило, что ответственность за нарушение обязательств
возможна лишь при установлении вины должника. Однако для предпринимателей
установлен иной порядок: отсутствие вины не освобождает их от ответственности.
Таким основанием может быть только действие непреодолимой силы.
Статья 49 ГК предусматривает, что перечень видов деятельности, подлежащих
лицензированию, определяется законом. До принятия закона применяется Постановление
Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 "О лицензировании отдельных
видов деятельности". Этим Постановлением предусмотрено лицензирование международной
туристической деятельности. В связи с Постановлением Правительства РФ от 12
декабря 1995 года N 1222 утверждено Положение о лицензировании международной
туристической деятельности.
Между тем статья 5 Закона не содержит никаких оговорок относительно подлежащих
лицензированию видов туристической деятельности. Это означает, что с момента
вступления в силу Закона лицензированию подлежит любая туристическая деятельность
туроператоров и турагентов. Однако для лицензирования туристической деятельности
в области внутреннего туризма необходимо соответствующее положение о лицензировании,
утвержденное Правительством РФ. Выход из этой ситуации содержится в п.11 упомянутого
Постановления Правительства N 1418, который предусматривает, что до утверждения
положений о лицензировании соответствующих видов деятельности уполномоченные
на ведение лицензионной деятельности органы осуществляют лицензирование в
соответствии с действующими нормативными актами (с учетом требований этого
Постановления).
Положение о лицензировании международной туристической деятельности распространяется
на деятельность по приему иностранных туристов на территории РФ и направлению
туристов за рубеж. Органом, уполномоченным на лицензирование, является ГКФТ
России.
Согласно Положению, он имеет право передать полномочия по лицензированию
международной туристической деятельности соответствующим органам исполнительной
власти субъектов РФ. Однако эти органы не вправе выдавать лицензии организациям,
учредителями которых являются иностранные юридические и физические лица, а
также созданным с участием иностранных инвестиций и иностранным гражданам
- индивидуальным предпринимателям. Лицензии, выданные органами исполнительной
власти субъектов РФ, действительны на всей территории РФ после включения в
реестр ГКФТ РФ.
Положение подробно регламентирует порядок лицензирования, включая перечень
подаваемых документов, порядок оплаты, основания для отказа в выдаче лицензии,
приостановления ее действия и аннулирования (в том числе за нарушение законодательства
о защите прав потребителей).
2. Согласно Закону, стандартизации подлежат все объекты туристической
индустрии, включая объекты материально-технической базы и деятельность турорганизаций.
Основополагающим актом в области стандартизации является Закон РФ от
10.06.93 N 5154-1 "О стандартизации" (в редакции Федерального закона от 27.12.95
N 211-ФЗ).
Закон "О стандартизации" устанавливает основные положения, принципы,
понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются
едиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений независимо
от формы собственности, а также для граждан-предпринимателей. Закон распространяется
на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, конструкторские,
проектные, транспортные и другие организации и предприятия.
Согласно ст.1 этого Закона, стандартизация - это деятельность по установлению
норм, правил и характеристик (далее требования) в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости
продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития
науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных
и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны;
Результатом работы по стандартизации является принятие стандарта, который,
как было упомянуто, содержит нормы, правила и характеристики. Такое разнообразие
содержания является следствием существования различных объектов стандартизации
(продукция, процессы, услуги) и различных видов стандартов (основополагающие,
общетехнические, на продукцию, услуги, процессы, методы контроля и др.). В
зависимости от характера стандартизуемого объекта и применяются упомянутые
основные формы изложения стандартов. Детально эти вопросы регламентируются
ГОСТ Р1.5-92 Государственной системы стандартизации "Общие требования к построению,
изложению, оформлению и содержанию стандартов".
Цели стандартизации, излагаемые в Законе, отражают двуединый характер
самой стандартизации в настоящее время. С одной стороны, главная ее цель -
это установление обязательных требований по безопасности, технической и информационной
совместимости, а также взаимозаменяемости продукции и безопасности хозяйственных
объектов, с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям
продукции (услуг), исходя из необходимости повышения ее качества и экономии
ресурсов. Эта вторая сторона собственно стандартизацией может быть названа
условно, поскольку вырабатываемые характеристики не являются обязательными.
Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Законом РФ
от 27.04.93 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений".*(2)
Особое место в правовом регулировании стандартизации занимают государственные
стандарты Государственной системы стандартизации.
Государственная система стандартизации (ГСС) представляет собой совокупность
основополагающих государственных стандартов, которые должны определять практические
правила и порядок разработки, построения, изложения, применения стандартов
различных категорий и видов. Такая своеобразная форма правового регулирования
появилась в СССР еще в 1968 году в связи с недостаточным по полноте регулированием
на законодательном уровне и сыграла важную роль в становлении и развитии государственной
стандартизации.
В Российской Федерации стандарты ГСС впервые были утверждены Постановлением
Госстандарта России от 01.07.92 N 7. Система содержала пять стандартов:
ГОСТ Р1.0-92 "Основные положения";
ГОСТ Р1.2-92 "Порядок разработки государственных стандартов";
ГОСТ Р1.3-92 "Порядок согласования, утверждения и регистрации технических
условий";
ГОСТ Р1.4-92 "Стандарты предприятия. Общие положения";
ГОСТ Р1.5-92 "Общие требования к построению, изложению, оформлению и
содержанию стандартов".
Некоторые общие вопросы, не решенные стандартами ГСС, регулируются другими
ГОСТами.
Содержание стандартов ГСС в значительной степени определялось отсутствием
в России нового самостоятельного правового регулирования на законодательном
уровне. С принятием Закона "О стандартизации" в стандарты ГСС Постановлением
Госстандарта от 15.12.93 N 21 внесены вытекающие из него изменения и дополнения.
Стандарты с изменениями и дополнениями введены в действие с 1 апреля 1994
года. Структурно изменения выглядят следующим образом:
ГОСТ Р1.0-92 - при сохранении общей схемы разделов и их содержания стандарт
оснащен "цитатами" из Закона в тех случаях, когда старый текст не соответствовал
его требованиям. Это касается в первую очередь области применения стандартов
ГСС (т.е., по существу, компетенции Госстандарта России в этой части); определения
стандартизации (осуществлен переход от весьма расплывчатого к конкретному
определению содержания этой деятельности); определения понятия отрасли народного
хозяйства, организации работ по стандартизации (компетенция Госстандарта);
разделов о нормативных документах по стандартизации, об их применении; информации,
государственного контроля за соблюдением государственных стандартов;
ГОСТ Р1.2-92 - внесены изменения и уточнения непринципиального характера;
ГОСТ Р1.4-92 "Стандарты предприятия" полностью заменен новым стандартом
ГОСТ Р1.4-93 "Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических,
инженерных обществ и других общественных объединений";
ГОСТ Р1.5-92 - внесены изменения и уточнения непринципиального характера.
Закон "О стандартизации" в общих чертах определил содержание стандартов
ГСС: они должны регламентировать традиционные, общие организационные и технические
правила осуществления работ по стандартизации, а также формы и методы взаимодействия
субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами государственного
управления.
Содержание последней области регулирования не должно выходить за рамки
отношений в процессе стандартизации и государственного надзора, определенных
Законом. Одно из принципиальных изменений, внесенных в ГСС, связано с исключением
технических условий (ТУ) из числа нормативных документов по стандартизации.
Структурно это выразилось в отмене с 1 апреля 1994 года и изъятии ГОСТ Р1.3-92
из системы. Однако его содержание в части основных, принципиальных положений
практически текстуально перекочевало в новый документ, утвержденный Госстандартом
России одновременно с новым стандартом ГСС: ПР50.1.001-93 "Правила согласования
и утверждения технических условий".
Согласно ст.4 Закона "О стандартизации", Госстандарт России формирует
и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет
государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных
стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации,
организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации,
а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов,
норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации.
Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации
в пределах их компетенции.
Субъекты хозяйственной деятельности, включая общественные объединения,
организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с Законом "О
стандартизации".
Статьи 4 и 5 определяют общие полномочия Госстандарта России, других
федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций. Госстандарт
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление стандартизацией. Основными методами руководства
стандартизацией являются: координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, утверждение обязательных для исполнения правил и норм, государственный
контроль за их соблюдением.
Конкретные задачи и функции Госстандарта сформулированы в Положении об
этом Комитете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.07.94 N
825.
В частности, на него возложены: установление порядка и правил проведения
работ по стандартизации; методическое руководство и координация деятельности
технических комитетов по стандартизации, создаваемых заинтересованными предприятиями
и организациями для разработки проектов государственных стандартов; государственная
регистрация нормативных документов по стандартизации. Госстандарт утверждает
все государственные стандарты, за исключением стандартов в области строительства
и строительных материалов, которые утверждаются Госстроем России.*(3)
Установлением различных организационных и технических норм занимаются
многие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. В этой
связи важное значение для определения компетенции каждого органа имеет норма,
предусмотренная Положением о Госстандарте, согласно которой разграничение
полномочий между ним и другими центральными органами федеральной исполнительной
власти регулируется положениями об этих органах и соглашениями между ними
и Госстандартом. К этому можно добавить федеральные законы и постановления
Правительства РФ, которыми могут устанавливаться определенные права и обязанности
министерств и ведомств.
Учитывая важную роль стандартизации в развитии международных торгово-экономических
связей, Госстандарт активно участвует в работе по международной стандартизации.
Эта работа проводится на основе участия России в различных международных организациях,
главной из которых является Международная организация по стандартизации (МОС),
а также путем заключения Российской Федерацией многосторонних и двусторонних
соглашений о сотрудничестве и взаимодействии в этой области. Например, в марте
1992 года правительствами 11 государств (бывших республик СССР) было подписано
Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии
и сертификации. Для практической реализации Соглашения предусмотрено создание
Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, в
состав которого входят руководители соответствующих органов стран - участниц
Соглашения.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории
Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом
"О стандартизации", относятся:
- государственные стандарты Российской Федерации (далее государственные
стандарты); применяемые в установленном порядке международные (региональные)
стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские
классификаторы технико-экономической информации.
- стандарты отраслей, стандарты предприятий; стандарты научно-технических,
инженерных обществ и других общественных объединений.
Под отраслью в Законе "О стандартизации" понимается совокупность субъектов
хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и
форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих
работы, оказывающих услуги) определенных видов, которая имеет однородное потребительское
или функциональное назначение.
Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации,
должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии,
международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях
по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств,
учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг,
условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами
законодательства Российской Федерации.
Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие
в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать
требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля
на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования
к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>