<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

деятельности общества могут быть поручены профессиональному аудитору. Причем
в отличие от проверок, осуществляемых ревизионной комиссией (ревизором), аудит
не является по общему правилу обязательным.
Аудиторские проверки осуществляются на основании заключаемого с аудитором
гражданско-правового договора на оказание услуг, к которому соответственно
применяются правила главы 39 ГК "Возмездное оказание услуг".
2. До принятия закона, который будет регулировать аудиторскую деятельность,
требования к профессиональному аудитору установлены Указом Президента РФ от
22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации",
утвердившим Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации
(СЗ РФ. 1993. N 52. Ст. 5069), и постановлением Правительства РФ от 6 мая
1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской
деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 4. Ст 365). Согласно
им обязательной является аттестация всех физических лиц, занимающихся данной
деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, а также получение
как аудиторами, так и фирмами соответствующих лицензий и внесение их в государственный
реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудит банков и страховых организаций могут проводить только аудиторы,
получившие на это специальные лицензии. Остальные общества приглашают лиц,
имеющих лицензию на право общего аудита.
В поисках аудитора общество может обратиться за информацией в упомянутый
единый государственный реестр, ведение которого организует Комиссия по аудиторской
деятельности при Президенте РФ.
3. Требованием комментируемого Закона к аудитору, приглашаемому для проверки
общества, является несвязанность аудитора имущественными интересами с обществом,
его участниками, членами совета директоров (наблюдательного совета), а также
членами коллегиального исполнительного органа или лицом, осуществляющим функции
единоличного исполнительного органа общества (либо с управляющим, которому
переданы полномочия единоличного исполнительного органа). Понятие связанности
имущественными интересами Закон не раскрывает. В отличие от правил ст.45 Закона
о заинтересованности в совершении сделки имущественные интересы в данном случае
могут охватывать любые формы взаимоотношений как договорных, так и вытекающих
из участия в капитале друг друга.
4. Случаи, в которых возможно обращение общества к профессиональному
аудитору, сформулированы в Законе достаточно широко, шире, чем в п.4 ст.91
ГК. Помимо проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских
балансов, комментируемая статья говорит и о возможности проверки состояния
текущих дел общества.
Для того чтобы работа аудитора не стала элементом повседневной деятельности
общества, Закон устанавливает некоторый ограничитель - для привлечения аудитора
необходимо решение общего собрания, принимаемое простым большинством голосов
от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа
голосов не предусмотрена уставом конкретного общества.
Поскольку в отличие от деятельности ревизионной комиссии (ревизора) услуги
аудитора требуют соответствующего возмещения, одновременно с назначением такой
проверки и утверждением аудитора общее собрание должно принять решение об
определении размера оплаты его услуг (подп. 10 п.2 ст.33 Закона).
5. По требованию любого участника общества ч. 2 комментируемой статьи
допускает приглашение профессионального аудитора по выбору этого участника.
В этом просматривается некоторое расхождение с правилами п.4 ст.91 ГК, согласно
которому по такому требованию возможно проведение лишь аудиторской проверки
годовой финансовой отчетности общества. Однако необходимо отметить, что в
целом эта норма направлена на повышение уровня защищенности участников общества,
особенно имеющий незначительную долю в его уставном капитале.
Поскольку утверждение аудитора относится к исключительной компетенции
общего собрания, и в рассматриваемом случае назначение аудиторской проверки
и утверждение аудитора должны быть оформлены решением общего собрания.
Приглашаемый по требованию участника аудитор также должен соответствовать
критериям, установленным ч. 1 рассматриваемой статьи Закона, т.е. быть профессиональным
аудитором, не связанным имущественными интересами с перечисленными в ней лицами
(см. пп.2-3 комментария к настоящей статье).
Закон не ограничивает какими-либо количественными параметрами или перечнем
вопросов случаи приглашения аудитора участником, однако представляется, что
участники общества не должны злоупотреблять своим правом в ущерб нормальной
финансово-хозяйственной деятельности общества. Поскольку разрешается привлечение
аудитора по выбору участника для проверки годовой отчетности общества, допустима
ситуация, когда помимо заключения аудитора, назначенного общим собранием,
на это собрание будет представлено другое заключение - аудитора, привлеченного
участником общества.
В то же время Закон предусматривает некоторый "финансовый ограничитель"
такого аудита, устанавливая, что в случае проведения проверки по требованию
участника общества оплата услуг аудитора осуществляется за счет этого участника.
В последующем эти расходы могут быть ему возмещены (по решению общего собрания)
за счет средств общества, однако оно ни в коей мере не обязано принимать такое
решение. Эта норма является важным дополнением к положениям ГК, так как до
ее принятия складывалась ситуация, когда приглашение аудитора по инициативе
участника общества оборачивалось для последнего значительными финансовыми
затратами.
6. Целью обращения к аудитору является получение обществом (его участниками)
мнения профессионала в отношении достоверности годового отчета и бухгалтерского
баланса, выносимых на утверждение общего собрания участников общества, и соответствия
совершенных им финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным
актам. Поэтому свое мнение аудитор должен составлять в первую очередь на основе
соответствия бухгалтерской отчетности общества требованиям нормативных актов.
В то же время аудиторская проверка состояния текущих дел общества может выходить
за рамки вопроса о достоверности данных, содержащихся в финансовых документах.
7. Результат аудиторской проверки - заключение аудитора - имеет юридическое
значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти
и местного управления, а также для судебных органов. Однако общество обязано
предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения,
в котором содержится запись либо о подтверждении достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности общества, либо о невозможности это подтвердить.
Начиная с бухгалтерской отчетности за 1995 г. действует Порядок составления
аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренный Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г. (Протокол N 1)
(Экономика и жизнь. 1996. N 13). Аудитор должен выразить мнение о достоверности
отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного
аудиторского заключения либо отказаться от выражения своего мнения.
Ответственность в отношении бухгалтерской отчетности общества распределяется
следующим образом: общество отвечает за подготовку и достоверность бухгалтерской
отчетности, в отношении которой проводится аудит, а аудитор - за высказанное
мнение о достоверности бухгалтерской отчетности общества.
8. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что в случаях, предусмотренных
федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, привлечение
аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских
балансов является обязательным. В настоящее время таких случаев достаточно
много. В частности, постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N
1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических
субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной
аудиторской проверке" (СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3451) ввело обязательность аудиторской
проверки годового бухгалтерского отчета, начиная с отчета за 1994 г., обществ,
осуществляющих определенные виды деятельности, в том числе банков и иных кредитных
организаций, страховых организаций и обществ взаимного страхования, а также
обществ, независимо от вида их деятельности, в составе уставного капитала
которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам. Начиная с отчета
за 1995 г. обязательному аудиту подлежит также бухгалтерская (финансовая)
отчетность обществ, превышающих определенные Правительством финансовые показатели
деятельности. Это объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за
год, превышающий 500 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных
законом, или сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года 200
тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.
Во всех случаях привлечения аудитора для проверки и подтверждения правильности
годовых отчетов и бухгалтерских балансов его заключение в числе прочих материалов
предоставляется для ознакомления участникам общества при подготовке общего
собрания (см. комментарий к п.З ст.36 Закона).
9. Аудитор имеет право проверять в полном объеме документацию общества
о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг,
материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные
сведения, необходимые для аудиторской проверки (п.13 Временных правил аудиторской
деятельности в Российской Федерации), а руководители и иные должностные лица
общества, помимо предоставления аудитору документации, обязаны давать по его
запросу разъяснения и объяснения в устной и письменной форме (п.16 Временных
правил аудиторской деятельности в Российской Федерации).
Для того чтобы аудитор мог получить объективное представление об обществе,
комментируемый Закон наделяет его правом ознакомиться с учредительными документами,
обязывая общество предоставить ему такую возможность в разумные сроки по получению
соответствующего требования (п.З ст.12).
10. Вне зависимости от того, кто инициировал решение об аудиторской проверке
и по какому вопросу она проводилась, Закон предоставляет аудитору после осуществления
такой проверки право требовать от исполнительного органа общества созыва внеочередного
общего собрания участников общества (см. комментарий к п.2 ст.35 Закона),
а если исполнительный орган в течение установленного Законом срока не примет
решение о созыве собрания или откажет в его проведении, - созвать собрание
самому (см. комментарий к п.4 ст.35). В последнем случае аудитор в соответствии
с п.4 ст.37 Закона уполномочен открывать общее собрание участников общества.
Однако правило о том, что расходы аудитора по такому созыву необязательны,
а лишь могут быть ему возмещены по решению общего собрания (п.4 ст.35), несколько
снижает эффективность приведенных норм.

Статья 49. Публичная отчетность общества
1. Общество не обязано публиковать отчетность о своей деятельности, за
исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами.
2. В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных
бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские
балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

Комментарий к статье 49.
1. Пункт 5 ст.91 ГК исходит из презумпции отсутствия в обществе публичной
отчетности (под которой ГК понимает опубликование сведений о результатах ведения
его дел) и отсылает к закону, который может установить случаи, когда такая
отчетность от общества требуется.
Комментируемый Закон устанавливает правило о ежегодном опубликовании
годовых отчетов и бухгалтерских балансов при публичном размещении облигаций
или иных эмиссионных ценных бумаг и, в свою очередь, отсылает к случаям, устанавливаемым
иными федеральными законами.
Предоставление обществом иной информации о себе третьим лицам регулируется
уставом общества (п.2 ст.12 Закона).
2. Специальные правила о публичности бухгалтерской отчетности установлены
Законом о бухгалтерском учете. Под бухгалтерской отчетностью закон понимает
представляемую в установленных формах систему достоверных сведений об имущественном
и финансовом положении общества и результатах его хозяйственной деятельности
(ст.2). Бухгалтерская отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках,
приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения
в случаях, предписанных федеральными законами, и пояснительной записки. Состав
годовой бухгалтерской отчетности, начиная с отчетности за 1996 г., утвержден
п.2 приказа Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской
отчетности организаций" (Экономика и жизнь. 1996. N 50).
В соответствии со ст.16 Закона о бухгалтерском учете требование о публичности
бухгалтерской отчетности распространяется на банки и другие кредитные организации,
а также на страховые организации, в том числе на созданные в форме общества
с ограниченной ответственностью. Особенности публикации годовой бухгалтерской
отчетности страховыми организациями определяются также приказом Минфина РФ
от 21 февраля 1997 г. N 17 (Экономика и жизнь. 1997. N 14).
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в
газетах и журналах, доступных соответствующим пользователям, либо в распространении
среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность,
а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по
месту регистрации общества для представления заинтересованным лицам (ч. З
ст.16 Закона о бухгалтерском учете).
3. Под публичным размещением эмиссионных ценных бумаг в соответствии
с Законом о рынке ценных бумаг понимается открытая эмиссия, требующая регистрации
ее проспекта (ст.23). На основании правил ст.30 названного Закона общество
в случае публичного размещения эмиссионных ценных бумаг будет обязано осуществлять
раскрытие информации о них и своей финансово-хозяйственной деятельности, в
том числе путем составления ежеквартального отчета по ценным бумагам. В состав
последнего помимо данных об эмитенте и о его ценных бумагах включаются сведения
о финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе бухгалтерские
балансы, счета прибылей и убытков за последние три завершенных финансовых
года, а также на конец отчетного завершенного квартала; сведения о направлениях
инвестирования средств, привлеченных в результате выпуска ценных бумаг. Под
раскрытием информации в названном Законе понимается обеспечение ее доступности
всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения информации
по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. В соответствии с правилами
ст.30 Закона о рынке ценных бумаг публикация ежеквартального отчета не требуется,
однако необходимо после принятия отчета уполномоченным органом общества представить
его в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или уполномоченный ею государственный
орган и обеспечить представление отчета владельцам эмиссионных ценных бумаг
по их требованию за плату, не превышающую накладные расходы по изготовлению
брошюры.
Кроме ежеквартального отчета по ценным бумагам необходимо раскрыть информацию
о своей финансово-хозяйственной деятельности путем сообщения о существенных
событиях и действиях, ее затрагивающих. Перечень сведений, которые должны
раскрываться, содержится в ст.30 Закона о рынке ценных бумаг. Сообщения о
таких существенных событиях и действиях должны направляться обществом в Федеральную
комиссию по рынку ценных бумаг или уполномоченный ею орган, а также публиковаться
обществом не позднее пяти дней с момента осуществления этих событий или совершения
действий в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом,
доступным для большинства владельцев ценных бумаг общества.

Статья 50. Хранение документов общества
1. Общество обязано хранить следующие документы:
учредительные документы общества, а также внесенные в учредительные документы
общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;
протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение
о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в
уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;
документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на
его балансе;
внутренние документы общества;
положения о филиалах и представительствах общества;
документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг
общества;
протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров
(наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества
и ревизионной комиссии общества;
списки аффилированных лиц общества;
заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных
и муниципальных органов финансового контроля;
иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми
актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества,
решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного
совета) общества и исполнительных органов общества.
2. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи,
по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте,
известном и доступном участникам общества.

Комментарий к статье 50.
1. В статье приводится неисчерпывающий перечень документов, которые общество
обязано хранить. Помимо перечисленных, общество обязано также хранить документы,
предусмотренные законодательством Российской Федерации, уставом общества,
его внутренними документами и решениями его органов.
2. Документы общества должны храниться в месте нахождения его единоличного
исполнительного органа или ином, известном и доступном участникам общества
месте. Под местом нахождения единоличного исполнительного органа понимается
его фактический адрес, который может и не совпадать с официальным местом нахождения
общества, предусмотренным п.2 ст.4 Закона (см. комментарий к ней).
3. В п.2 ст.12 Закона установлено, что сведения о порядке хранения документов
общества должны содержаться в его уставе. Однако в Законе не определено, какой
из органов общества отвечает за организацию хранения документов. Наиболее
целесообразно возложить эти обязанности на лицо, осуществляющее функции единоличного
исполнительного органа общества, который отвечает за хранение бухгалтерских
документов в силу Закона о бухгалтерском учете.
Кроме того, общему собранию целесообразно принять внутренний документ
общества, детально регулирующий порядок и место хранения документов, распределение
обязанностей по их хранению, срок хранения в отношении тех из документов,
для которых этот срок не установлен действующим законодательством, а также
порядок работы с документами и ознакомления с теми из них, которые являются
доступными, в частности для третьих лиц. Важно также определить меры по обеспечению
сохранности документов и конфиденциальности той информации, которую общество
не обязано в соответствии с законодательством раскрывать третьим лицам.
4. Учредительные документы общества, решения, связанные с его созданием,
и документ, подтверждающий государственную регистрацию общества, относятся
к тем документам, которые подлежат хранению обществом в течение всего срока
его существования. Учредительные документы должны храниться таким образом,
чтобы общество могло выполнить возложенную на него п.З ст.12 Закона обязанность
по ознакомлению с ними в разумные сроки любого заинтересованного лица, аудитора
или участника общества.
5. Одна из обязанностей общества - вести и хранить списки аффилированных
лиц. Практической трудностью при составлении таких списков является отсутствие
универсального законодательного определения аффилированного лица. До настоящего
времени единственным определением является то, которое содержится в Указе
Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных
бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий"
(СА РФ. 1992. N 15. Ст 1155). В соответствии с ним под понятие аффилированного
лица подпадают директора, должностные лица и учредители или участники общества,
имеющие определенную долю, которые в силу такого участия, своего должностного
положения или иных факторов имеют возможность контролировать деятельность
общества. Содержащаяся в ст.93 Закона об акционерных обществах отсылка к антимонопольному
законодательству Российской Федерации, которое должно установить формальные
требования к признанию лица аффилированным, до настоящего времени не реализована
и вряд ли вообще может быть реализована.
6. Ряд требований к хранению документов предъявляется иными актами действующего
законодательства. Так, ст.17 Закона о бухгалтерском учете устанавливает обязательность
хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации
государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Унифицированные формы
первичной учетной документации введены постановлением Правительства РФ от
8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах" (СЗ РФ. 1997. N 28.
Ст. 3448). Другие документы учетной политики должны храниться не менее пяти
лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской
отчетности в последний раз. Пятилетний срок хранения таких документов указан
и в решении Госналогслужбы РФ и Росархива РФ от 27 июня 1996 г. "Об изменении
сроков хранения документов бухгалтерского учета" (Экономика и жизнь. 1996.
N 44).
7. Закон не указывает конкретных мер ответственности должностных лиц
общества, не обеспечивающих сохранность документов, хранение которых является
обязательным в соответствии с рассматриваемой статьей.

Глава V. Реорганизация и ликвидация общества

Статья 51. Реорганизация общества
1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным законом.
Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским
кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
2. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования.
3. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации
в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц,
создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества
первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный
реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
4. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации,
и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а
также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке,
установленном федеральными законами.
5. Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества,
а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия
решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении,
общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов
общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной
регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы
общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение
тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно
потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств
общества и возмещения им убытков.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации,
и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются
только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном
настоящим пунктом.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника
реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации,
несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества
перед его кредиторами.

Комментарий к статье 51.
1. Одним из способов прекращения и в определенных случаях - возникновения
юридического лица является реорганизация. Основные положения о реорганизации
юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, содержатся
в ст.57-60 ГК. При реорганизации общества (обществ) права и обязанности реорганизуемого
общества переходят в порядке универсального правопреемства к другим обществам.
К правопреемникам может перейти весь комплекс имущественных прав и обязанностей
реорганизуемого общества либо часть их. Не допускается лишь такая реорганизация,
в результате которой права реорганизуемого общества оказались бы отделены
от его обязанностей. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно
по решению самого общества. Приоритет добровольности подчеркивается формулировкой
ч.1 п.1 комментируемой статьи.
Принудительная реорганизация возможна в случаях, предусмотренных Законом
о конкуренции. Указанный Закон допускает принудительное разделение хозяйствующих
субъектов (в том числе и обществ), которые, занимая доминирующее положение
в определенной отрасли, осуществляют монополистическую деятельность, и (или)
их действия приводят к ограничению конкуренции. При этом должны быть соблюдены
условия, предусмотренные вышеназванным Законом.
2. Формы реорганизации определены ГК и комментируемым Законом императивно:
слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Другие формы
законом не предусмотрены и не могут быть использованы, хотя теоретически мыслимы
и в прошлом существовали (например, передача предприятий на основании Закона
СССР от 29 апреля 1935 г.).
3. Юридическое завершение и признание реорганизация получает в государственной
регистрации. Реорганизация признается состоявшейся с момента государственной
регистрации обществ, выступающих в качестве правопреемников реорганизованного
общества (обществ). В случае присоединения одного общества к другому завершением
реорганизации считается внесение в государственный реестр юридических лиц
записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Одновременно должны
быть внесены необходимые изменения в реестровую запись относительно общества,
к которому было присоединено другое общество. При реорганизации в форме слияния
или присоединения должно учитываться требование Закона о предельной численности
участников общества с ограниченной ответственностью.
4. Порядок государственной регистрации обществ, возникших в результате
реорганизации, а также внесения записи о прекращении (в случае необходимости)
первоначального общества устанавливается федеральными законами. До принятия
указанных законов применяется Положение о порядке государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности.
5. Реорганизация общества не должна ухудшать положение кредиторов общества,
создавать для них дополнительные трудности в реализации прав, которые принадлежали
им по отношению к реорганизованному обществу. При использовании разных форм
реорганизации степень риска для кредиторов неодинакова: в случаях слияния,
присоединения или преобразования субъект правопреемства, к которому можно
будет предъявить требования, очевиден - это единое общество, к которому перешли
все права и обязанности реорганизованных обществ; иначе обстоит дело в случаях
разделения или выделения - здесь кредиторам противостоит уже не один должник,
а два или более. Только при разделении и выделении возникает необходимость
в разделительном балансе. Именно об этом говорят пп.3 и 4 ст.58 ГК, тогда
как во всех иных случаях составляется передаточный акт. Составление разделительного
баланса должно определить для кредиторов адресата взыскания, но при невозможности
сделать это Закон предусмотрел установление солидарной ответственности всех
обществ, возникших на базе реорганизованного (см. также п.3 ст.60 ГК).
В целях обеспечения интересов кредиторов решение о реорганизации, принятое
обществом, в письменной форме сообщается всем известным обществу кредиторам
в 30-дневный срок со дня его принятия; кроме того, сведения о реорганизации
публикуются в органе печати, в котором помещаются данные о государственной
регистрации юридических лиц. В установленные Законом сроки кредиторы общества
вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих
обязательств общества и возмещения своих убытков. Это правило более всего
применимо к случаям реорганизации в форме разделения или выделения, поскольку
именно здесь возможно несоразмерное распределение прав и обязанностей между

<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>