<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

правопреемниками. Но и в случаях слияния или присоединения могут возникнуть
неблагоприятные для кредиторов обстоятельства, например если сливаются вполне
благополучное общество и общество, отягощенное значительным пассивом. В результате
сокращается актив имущества первого и тем самым снижается уровень обеспеченности
интересов его кредиторов.
Предъявление кредиторами требований в сроки, указанные в комментируемой
статье, - право, но не обязанность кредиторов. Обязательство не прекращается,
и кредитор может воспользоваться своим правом в дальнейшем.

Статья 52. Слияние обществ
1. Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему
всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.
2. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации
в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора
о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об
утверждении передаточного акта.
3. Договор о слиянии, подписанный всеми участниками общества, создаваемого
в результате слияния, является наряду с его уставом его учредительным документом
и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом к учредительному договору.
4. В случае принятия общим собранием участников каждого общества, участвующего
в реорганизации в форме слияния, решения о такой реорганизации и об утверждении
договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и
передаточного акта избрание исполнительных органов общества, создаваемого
в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников
обществ, участвующих в слиянии. Сроки и порядок проведения такого общего собрания
определяются договором о слиянии.
Единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате
слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного
общества.
5. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят
к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными
актами.

Комментарий к статье 52.
1. При слиянии образуется общество, которое является универсальным правопреемником
объединившихся (ранее существовавших) обществ. Слияние происходит по инициативе
самих обществ, однако для ее реализации в определенных случаях требуется согласие
государственного антимонопольного органа. В соответствии со ст.17 Закона о
конкуренции Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП) осуществляет
предварительный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций,
если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных
размеров оплаты труда. Общества, принимающие решение о реорганизации в форме
слияния или присоединения, представляют в ГКАП ходатайство о даче согласия
на реорганизацию, сведения об основных видах деятельности и объемах производимой
и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (товарах, услугах).
Ходатайство может быть отклонено, если при его удовлетворении возникает или
усиливается доминирующее положение соответствующего общества и (или) ограничивается
конкуренция. ГКАП должен быть уведомлен о слиянии или присоединении коммерческих
организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных
размеров оплаты труда.
2. Слияние обществ происходит на основе договора, заключаемого между
ними. В связи с тем, что реорганизация происходит на основе решений общих
собраний, важно определить, кто имеет право проявить инициативу, потребовать
созыва такого собрания. Очередное общее собрание созывается исполнительным
органом общества (см. комментарий к ст.34), а согласно ст.35 Закона инициативу
созыва внеочередного собрания и постановки на нем вопроса о слиянии могут
проявить исполнительный орган общества, совет директоров (наблюдательный совет),
если он образован, участники общества, обладающие в совокупности не менее
чем одной десятой от общего числа голосов. Следует также иметь в виду, что
любой участник общества вправе, с соблюдением установленного порядка, вносить
вопросы в повестку дня собрания, следовательно, любой участник может выступить
с инициативой обсуждения вопроса о слиянии.
Общее собрание каждого из объединяющихся обществ принимает решение: 1)
о слиянии; 2) об утверждении договора о слиянии; 3) об утверждении устава
общества, образуемого в результате слияния; 4) об утверждении передаточного
акта. Решение по всем указанным вопросам должно приниматься единогласно всеми
участниками общества и в указанной последовательности. Готовятся вышеуказанные
документы и выносятся на рассмотрение общих собраний либо исполнительными
органами обществ, либо советами директоров (наблюдательными советами) по согласованию
между собой. Разумеется, нет препятствий к тому, чтобы в этой работе были
заняты и другие участники обществ. Согласованный текст обсуждается на собрании
каждого общества, участвующего в слиянии. Указ Президента РФ от 18 августа
1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов
государства как собственника и акционера" (СЗ РФ. 1996. N 35. ст.4142) установил,
что в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, проект договора
о слиянии выносится на утверждение общих собраний акционеров (в обществах
с ограниченной ответственностью - общих собраний участников) реорганизуемых
обществ после согласования с антимонопольным органом. И хотя Указ рассчитан
на применение к акционерным обществам, приведенное правило должно применяться
и к обществам с ограниченной ответственностью.
Общее собрание каждого общества с ограниченной ответственностью утверждает
передаточный акт. В соответствии с п.1 ст.59 ГК этот акт должен содержать
положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых обществ.
3. Возникшее в результате слияния новое общество должно иметь предписанные
Законом учредительные документы. Утверждения на собраниях объединяющихся обществ
договора о слиянии и устава нового общества недостаточно - необходимо, чтобы
все участники реорганизованного общества подписали договор о слиянии, который
тем самым приобретает статус учредительного. Договор о слиянии должен удовлетворять
всем требованиям, которые предъявляются к учредительному договору ст.12 Закона
(см. комментарий к указанной статье).
4. После утверждения документов, перечисленных в п.2, наступает следующий
этап в формировании нового общества - избрание исполнительных органов. Избрание
происходит на совместном общем собрании, в котором принимают решение участники
всех объединившихся обществ. Если вновь утвержденным уставом предусмотрено
образование совета директоров (наблюдательного совета), его члены избираются
на этом же собрании. В то время как утверждение учредительных документов требует
единогласного решения всех участников общества, для избрания совета директоров
(наблюдательного совета) и исполнительного органа общества необходимо простое
большинство голосов участников совместного общего собрания. В интересах участников
обществ договором о слиянии следует устанавливать достаточно короткие сроки
проведения совместного собрания, так как отсутствие единого органа управления
затруднит нормальную деятельность организации. Порядок проведения собрания
тоже должен быть определен в договоре о слиянии, но при этом целесообразно
руководствоваться правилами ст.37 Закона.
Совершение действий, необходимых для государственной регистрации вновь
образованного общества, возлагается на единоличный исполнительный орган общества.
Это положение действует и в том случае, когда в соответствии с уставом в обществе
создан и единоличный, и коллегиальный исполнительный орган. Последний не вправе
уполномочить на совершение указанных действий иное лицо из своего состава.
5. Настоящий пункт комментируемой статьи подчеркивает универсальность
правопреемства при слиянии и значение передаточных актов. Ко вновь созданному
в результате слияния обществу переходят только те права и обязанности, которые
были зафиксированы передаточными актами.

Статья 53. Присоединение общества
1. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких
обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
2. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации
в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении
договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества
также принимает решение об утверждении передаточного акта.
3. Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении,
вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение,
изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением
размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении,
а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании
органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок
проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.
4. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят
все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным
актом.

Комментарий к статье 53.
1. В случае присоединения одно общество прекращает свое существование,
а объем деятельности другого увеличивается за счет прав и обязанностей, переданных
присоединившимся обществом. Иногда изменяется и характер деятельности. Как
и в случаях слияния, здесь имеет место универсальное правопреемство.
2. Процедура присоединения в целом такая же, как при слиянии обществ,
хотя есть и определенные отличия. Если при слиянии участники каждого общества
утверждают на общем собрании весь комплекс необходимых документов, то в рассматриваемых
случаях собрание каждого общества принимает решение о реорганизации и утверждает
договор о присоединении. В связи с тем, что происходит передача имущества
присоединяемого общества, общее собрание его участников утверждает и передаточный
акт.
Точно так же, как и при слиянии, необходимо учитывать требования антимонопольного
законодательства, т.е. согласовать свои действия с местным антимонопольным
органом.
3. В случаях присоединения новые учредительные документы не разрабатываются.
Совместное собрание участников обществ лишь вносит изменения в учредительный
договор и устав общества, к которому осуществляется присоединение. Обязательно
должны быть внесены изменения, касающиеся состава участников общества, определения
размеров их долей. Другие изменения могут быть предусмотрены договором о присоединении
или предложены участниками на собрании. При необходимости может быть решен
вопрос об избрании новых органов того общества, к которому было присоединено
другое. Участники присоединяемого общества могут оговорить (в качестве одного
из условий присоединения) включение своих представителей в органы управления
общества, к которому происходит присоединение.
4. По существу, п.4 комментируемой статьи повторяет ее п.1, подчеркивая
лишь, что все права и обязанности присоединенного общества переходят "в соответствии
с передаточным актом".

Статья 54. Разделение общества
1. Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех
его прав и обязанностей вновь созданным обществам.
2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения,
принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях разделения
общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса.
3. Участники каждого общества, создаваемого в результате разделения,
подписывают учредительный договор. Общее собрание участников каждого общества,
создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества.
4. При разделении общества все его права и обязанности переходят к обществам,
созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом.

Комментарий к статье 54.
1. При разделении общества оно прекращает свое существование, и его место
в гражданском обороте занимают общества, образованные в результате разделения.
Происходит передача всех прав и обязанностей прежнего общества ко вновь образованным.
2. Предложение разделить общество выносится его исполнительным органом,
советом директоров (наблюдательным советом), инициативной группой участников
на рассмотрение общего собрания, которое должно принять решение о разделении
единогласно. В процессе подготовки собрания должны быть сформулированы предложения
о порядке и условиях разделения общества, о создании новых обществ, о составлении
разделительного баланса. Все эти предложения взаимозависимы. Нельзя принять
решение о создании новых обществ без предварительной проработки вопросов о
предполагаемом характере и объеме их деятельности, а от этого будет зависеть
содержание разделительного баланса.
Разделение общества по решению собрания его участников происходит на
добровольных началах. Но возможно и принудительное разделение. Согласно п.2
ст.57 ГК в случаях, предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения
или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических
лиц может быть произведена по решению уполномоченного государственного органа
или по решению суда. Одним из нормативных актов, предусматривающих возможность
принудительного разделения, является Закон о конкуренции. Статья 19 названного
Закона указывает, что принудительное разделение коммерческой организации (в
том числе, естественно, и общества с ограниченной ответственностью) допускается
по решению федерального антимонопольного органа в случае, когда коммерческая
организация занимает доминирующее положение и два или более раза нарушила
антимонопольное законодательство. Разделение или выделение происходит на основе
предоставления самостоятельности структурным подразделениям при условии, что
это приведет к развитию конкуренции.
3. В результате разделения создаются новые общества, каждое из которых
должно иметь собственные учредительные документы. Все участники каждого общества
подписывают свой учредительный договор. После этого проводится общее собрание
участников, на котором при единогласном одобрении принимается устав. Следующий
этап - избрание органов общества, т.е. исполнительного органа, а при необходимости
также совета директоров (наблюдательного совета) и (или) ревизионной комиссии
(ревизора). Завершается процесс исключением разделившегося общества из государственного
реестра и записью в реестр вновь возникших обществ.
4. Если в случаях слияния и присоединения совокупность переходящих от
одного общества к другому прав и обязанностей отражается в передаточном балансе,
то при разделении и выделении составляется разделительный баланс. В нем следует
четко определить объем прав и обязанностей, переходящих к каждому из вновь
возникших обществ.

Статья 55. Выделение общества
1. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ
с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без
прекращения последнего.
2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения,
принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения,
о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного
баланса, вносит в учредительные документы общества, реорганизуемого в форме
выделения, изменения, связанные с изменением состава участников общества,
определением размеров их долей, и иные изменения, предусмотренные решением
о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы
об избрании органов общества.
Участники выделяемого общества подписывают учредительный договор. Общее
собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы
общества.
Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое
общество, общее собрание последнего принимает решение о реорганизации общества
в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав
выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого
общества.
3. При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому
из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии
с разделительным балансом.

Комментарий к статье 55.
1. По своей природе выделение близко к реорганизации в форме разделения.
Но если при разделении все права и обязанности разделяемого общества переходят
ко вновь возникшим, то при выделении из состава одного общества другого это
последнее наделяется частью прав и обязанностей основного общества, которое
при этом не прекращает своей деятельности. Из состава первичного общества
может быть выделено одно или несколько обществ с ограниченной ответственностью.
2. Процесс выделения общества (обществ) из существующего вызывает необходимость
решить две группы вопросов: во-первых, о состоянии "материнского" общества,
во-вторых, о правовом и имущественном положении выделившихся обществ.
Решения по первой группе вопросов принимает общее собрание первоначального
общества с ограниченной ответственностью. На основании предложений и разработок,
подготовленных инициаторами реорганизации, принимается решение о выделении,
о его порядке и условиях, о создании нового общества (обществ), об утверждении
разделительного баланса, о внесении изменений в учредительные документы реорганизуемого
общества. Последние связаны с изменением личного состава общества, изменением
размера долей участников в уставном капитале. Закон не содержит закрытого
перечня вопросов, которые общее собрание реорганизуемого общества должно решить
в связи с выделением из своего состава другого общества (обществ). При необходимости
может быть избран новый состав органов общества.
Формирование юридической личности выделяемого общества требует подписания
всеми его участниками учредительного договора, а затем - принятия устава на
общем собрании.
Реорганизуемое общество с ограниченной ответственностью может быть единственным
участником выделяемого общества. Это соответствует положению ст.87 ГК, согласно
которому общество с ограниченной ответственностью может быть создано одним
лицом, в том числе другим обществом с ограниченной ответственностью. Ограничение,
которое следует учитывать в этом случае, установлено п.2 ст.88 ГК: общество
с ограниченной ответственностью, учреждающее другое общество, не должно состоять
из одного лица. Следовательно, общество, реорганизуемое путем выделения из
своего состава другого общества, должно состоять по крайней мере из двух участников.
Об этом, в сущности, свидетельствует указание комментируемого пункта о том,
что решение о реорганизации, о порядке и условиях выделения, об утверждении
устава выделяемого общества, разделительного баланса и избрании органов выделяемого
общества принимает общее собрание реорганизуемого общества.
3. При выделении в разделительном балансе должны быть детально зафиксированы
права и обязанности, передаваемые выделяемому обществу. Очевидно, что пассивы
выделяемого общества не должны превышать переданных ему активов.

Статья 56. Преобразование общества
1. Общество вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с
дополнительной ответственностью или производственный кооператив.
2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования,
принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования,
о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества,
доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов
производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате
преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью
или производственного кооператива, а также об утверждении передаточного акта.
3. Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования,
принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных
законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить
действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого
в результате преобразования.
4. При преобразовании общества к юридическому лицу, созданному в результате
преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества
в соответствии с передаточным актом.

Комментарий к статье 56.
1. В соответствии с п.2 ст.104 ГК и п.1 комментируемой статьи общество
с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество,
общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.
Преобразование в хозяйственное товарищество (полное или коммандитное) либо
в потребительский кооператив не допускается. Создание вместо общества с ограниченной
ответственностью хозяйственного товарищества или потребительского кооператива
возможно только после его прекращения с ликвидацией дел и имущества, но это
уже не будет преобразованием.
Преобразованием следует считать изменение организационно-правовой формы
юридического лица. В связи с этим представляется неоправданным относить к
нему такое изменение в уставе общества с ограниченной ответственностью, согласно
которому на участников возлагается дополнительная ответственность по долгам
общества в кратном отношении к размерам их долей. И в этом случае сохраняется
главный признак общества - ответственность участников по его долгам в заранее
определенных ограниченных размерах. Поэтому более правильно решение п.1 ст.20
Закона об акционерных обществах, согласно которому АО вправе преобразоваться
в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив:
здесь ничего не сказано о праве АО преобразоваться в общество с дополнительной
ответственностью. Точно так же Закон об акционерных обществах не считает преобразованием
изменение статуса закрытого АО на открытое и не упоминает об этом в п.1 ст.20.
2. В повестку дня общего собрания участников для решения вопроса о преобразовании
должны быть включены следующие пункты: а) о преобразовании общества; б) о
порядке и условиях преобразования; в) о порядке обмена долей участников общества
на акции акционерного общества или на паи производственного кооператива; г)
об утверждении устава создаваемого акционерного общества или производственного
кооператива; д) об утверждении передаточного акта.
Во всех случаях преобразования общества с ограниченной ответственностью
в акционерное общество необходимо руководствоваться ст.96-104 ГК и Законом
об акционерных обществах. Преобразование в открытое АО возможно при любом
количестве участников общества, а при их численности сверх пятидесяти возникает
уже не возможность, а предусмотренная п.3 ст.7 Закона обязанность преобразоваться
в ОАО либо в производственный кооператив.
При преобразовании общества в производственный кооператив необходимо
соблюдать правила о его создании и деятельности, установленные Федеральным
законом от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах" (СЗ РФ. 1996. N
20. ст.2321), а также Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной
кооперации" (СЗ РФ. 1995. N 50, ст.4870). Согласно п.3 ст.108 ГК число членов
кооператива не должно быть менее пяти. Таким образом, нельзя преобразовать
в производственный кооператив общество, в котором менее пяти участников. Закон
"О сельскохозяйственной кооперации" предъявляет и дополнительное требование
- не менее 50% объема работ в производственном кооперативе должны выполняться
его членами. Конкретные формы производственных кооперативов разнообразны.
Закон "О сельскохозяйственной кооперации" называет сельскохозяйственную или
рыболовецкую артель (колхоз), кооперативное хозяйство (коопхоз).
3. Участники общего собрания общества, принявшие решение его преобразовать,
становятся участниками-учредителями нового юридического лица - акционерного
общества или производственного кооператива. Одновременно решается вопрос о
порядке обмена долей на акции в созданном акционерном обществе или на паи
в производственном кооперативе.
Участники юридического лица, созданного в результате преобразования,
избирают его органы по правилам, установленным соответствующими законами,
а надлежащий орган совершает действия, необходимые для государственной регистрации
новой формы юридического лица.
4. Все права и обязанности преобразуемого общества переходят к его правопреемнику
с момента государственной регистрации нового юридического лица и учинения
записи об исключении из единого государственного реестра общества, подвергшегося
преобразованию.
В случаях установления дополнительной ответственности участников общества
в кратном соотношении к размеру их долей не происходит преобразования в точном
смысле этого слова. Решением общего собрания участников следует изменить действующий
устав, но не проводить всю процедуру, включая государственную регистрацию
нового юридического лица - в регистрационном органе должны быть лишь внесены
изменения в устав существующего общества. Применительно к акционерным обществам
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.6 постановления
от 2 апреля 1997 г. N 4/8 (Вестник ВАС РФ. 1997. N 6) разъяснили, что преобразование
акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа не является
реорганизацией юридического лица и его организационно-правовая форма не изменяется,
и поэтому требования о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов
о предстоящем изменении типа акционерного общества предъявляться не должны.
Не должны предъявляться и иные требования, связанные с реорганизацией общества.
Приведенные положения следует учитывать при "преобразовании" общества с ограниченной
ответственностью в общество с дополнительной ответственностью.

Статья 57. Ликвидация общества
1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном
Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего
Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также
по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской
Федерации.
Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав
и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации
общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета
директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника
общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает
решение о ликвидации общества и назначении по согласованию с органом, осуществляющим
государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационной комиссии.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия
по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого
общества выступает в суде.
4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская
Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав
ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению
государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего
продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом
субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта
Российской Федерации или органа местного самоуправления. При невыполнении
данного требования орган, осуществивший государственную регистрацию общества,
не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии.
5. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской
Федерации и другими федеральными законами.

Комментарий к статье 57.
1. Ликвидация общества является, наряду с реорганизацией, формой прекращения
юридического лица, но такого, при котором правопреемство не происходит (см.
п.1 ст.61 ГК). Общество может быть ликвидировано добровольно - по решению
его участников либо принудительно - по решению суда.
2. Вопрос о ликвидации общества с ограниченной ответственностью вносится
на рассмотрение общего собрания его участников по предложению совета директоров
(наблюдательного совета) - в тех обществах, где таковой образован, - исполнительного
органа или любого участника общества независимо от размера или числа имеющихся

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>