<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

у него долей. Законом даже примерно не определены причины, по которым общество
может быть ликвидировано в добровольном порядке. Пункт 2 ст.61 ГК указывает
лишь две из них: истечение срока, на который было создано юридическое лицо,
и достижение цели, ради которой оно было создано.
Необходимость выносить на общее собрание вопрос о прекращении деятельности
общества в связи с истечением срока, на который оно было создано, можно объяснить
тем, что большинство участников пожелает продлить этот срок или вовсе отказаться
от определения срока. Однако если срок в учредительных документах определен
и по его истечении исполнительный орган общества будет совершать какие-либо
сделки, то возникшие из них обязательства нельзя рассматривать как обязательства
общества, ответственность по ним должно нести лицо, вступившее в сделку.
Иначе, если речь идет о прекращении в связи с достижением цели - здесь
решение собрания необходимо, так как следует установить, достигнута ли поставленная
цель. Основанием добровольной ликвидации общества может послужить нецелесообразность
его дальнейшего существования, в частности явная недостижимость цели, поставленной
при его создании.
Решение о добровольной ликвидации принимается и в случае, когда стоимость
чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера
уставного капитала. Решение о ликвидации общества должно быть незамедлительно
письменно сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации
общества (см. п.1 ст.62 ГК).
Приняв такое решение, общее собрание участников назначает ликвидационную
комиссию. Пункт 2 ст.62 ГК допускает назначение одного ликвидатора, но для
обществ с ограниченной ответственностью такая возможность Законом не установлена.
В соответствии с п.2 ст.62 ГК персональный состав ликвидационной комиссии
определяется по согласованию с органом государственной регистрации по месту
регистрации общества. В состав ликвидационной комиссии целесообразно включать
членов исполнительного органа (если он коллегиальный) или членов совета директоров
(наблюдательного совета), если таковой имеется.
Принудительная ликвидация общества производится по решению суда в соответствии
с основаниями, указанными в п.2 ст.62 ГК: осуществление деятельности без надлежащего
разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными
грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов. Согласно ст.65
ГК основанием принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство)
общества. Условия и порядок объявления общества несостоятельным (банкротом)
определены Законом о банкротстве. Внешним признаком банкротства общества считается
его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с
установленной даты их исполнения.
В отношении неисправного должника предусматриваются различные процедуры
банкротства. К ним Закон о банкротстве относит наблюдение, внешнее управление,
конкурсное производство и мировое соглашение. Принятие арбитражным судом решения
о признании общества-должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.
Именно эта процедура банкротства приводит к ликвидации общества (см. гл. VI
Закона о банкротстве). Принудительная ликвидация общества происходит после
завершения конкурсного производства. Конкурсный управляющий представляет определение
арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц по месту регистрации общества.
Определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный
реестр юридических лиц записи о ликвидации. С момента внесения этой записи
полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство
считается законченным, а общество-должник - ликвидированным.
3. При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на
ликвидационную комиссию, которая после ее назначения становится единственным
органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать
в суде. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии
ликвидации, и потому все сделки, заключаемые в этот период от имени общества,
должны содержать указание о том, что общество находится в состоянии ликвидации.
Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их
действиями в процессе ликвидации общества.
4. При ликвидации общества, в состав участников которого входит государство
- Российская Федерация или субъект Российской Федерации - или муниципальное
образование, необходимо включение в состав ликвидационной комиссии представителя
соответствующего органа по управлению государственным имуществом или органа
местного самоуправления.
5. Порядок ликвидации общества определяется ГК и другими федеральными
законами. В частности, могут быть использованы положения, содержащиеся в ст.22
Закона об акционерных обществах.
В общих чертах порядок ликвидации может быть определен следующим образом.
Ликвидационная комиссия публикует в органе печати, в котором обычно помещаются
сведения о государственной регистрации юридических лиц, информацию о предстоящей
ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, о порядке и сроке заявления
требований его кредиторами. Предоставляемый кредиторам срок для заявлений
в ликвидационную комиссию не может быть меньше двух месяцев (см. п.1 ст.63
ГК). Если общество к моменту ликвидации не имеет обязательств перед кредиторами,
то в результате ликвидационных мер его имущество будет распределено между
участниками. Как правило, имущество распродается (в том числе с торгов), а
между участниками распределяются денежные средства, вырученные от распродажи.
Кроме общей публикации, ликвидационная комиссия должна принять и другие
меры, чтобы выявить кредиторов и предложить им заявить свои требования к ликвидируемому
обществу. Всем известным кредиторам направляются письменные уведомления о
ликвидации общества. Уведомление содержит информацию о размере долга общества
адресату и предложение в установленный срок предъявить требование в ликвидационную
комиссию. Когда срок для заявления требований истек, ликвидационная комиссия
составляет промежуточный баланс. В промежуточном балансе отражается состав
имущества ликвидируемого общества, т. е. данные об активах и заявленных кредиторами
требованиях, которые могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов. Должны
быть учтены не только ликвидные требования, но и требования, срок платежа
по которым еще не наступил. Ликвидационная комиссия дает заключение по поводу
удовлетворения предъявленных кредиторами требований. Для последующего удовлетворения
требований существенно значим факт своевременности их заявления, указанный
в промежуточном балансе. Требования, заявленные своевременно, удовлетворяются
преимущественно перед требованиями кредиторов, которые были переданы до окончания
работы ликвидационной комиссии, но с пропуском объявленного срока (см. п.5
ст.64 ГК). Промежуточный баланс утверждается общим собранием участников общества
с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором ликвидируемое
общество было зарегистрировано. Согласование может быть проведено в письменной
форме или путем участия представителя указанного органа в общем собрании.
Требования кредиторов удовлетворяются в первую очередь из денежных средств
ликвидируемого общества. При недостаточности денежных средств ликвидационная
комиссия продает имущество общества с ограниченной ответственностью с публичных
торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При этом
применяются нормы ст.399-405 ГПК, а также Указ Президента РФ от 14 февраля
1996 г. N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания
на имущество организаций" (СЗ РФ. 1996. N 8. ст.741), которым утверждено Временное
положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций.
Выплаты денежных сумм кредиторам производятся в порядке очередности,
установленной ст.64 ГК, со дня утверждения общим собранием участников промежуточного
баланса. Лишь кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении одного
месяца с даты утверждения промежуточного баланса. При недостаточности имущества
для полного удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди выплаты
производятся соразмерно заявленным требованиям, т.е., например, на рубль заявленных
требований может прийтись 20 копеек, если сумма стоимости оставшегося имущества
в пять раз меньше суммы заявленных требований.
Заключительным актом работы ликвидационной комиссии является составление
ликвидационного баланса, который утверждается общим собранием участников общества
с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором зарегистрировано
ликвидируемое общество. Этим завершается работа ликвидационной комиссии, но
до ее завершения кредиторы, которым ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении
требований, вправе обратиться с иском в суд. При удовлетворении иска кредитор
получает выплаты за счет имущества ликвидируемого общества, оставшегося после
удовлетворения кредиторов, своевременно заявивших о своих требованиях. Документы,
связанные с ликвидацией, передаются в государственный орган, где было зарегистрировано
ликвидированное общество.

Статья 58. Распределение имущества ликвидируемого общества между его
участниками
1. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого
общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества
в следующей очередности:
в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной,
но невыплаченной части прибыли;
во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого
общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале
общества.
2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения
требований предыдущей очереди.
Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной,
но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его
участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Комментарий к статье 58.
1. Одним из имущественных прав участника общества является право получить
ликвидационную долю в случае ликвидации общества с ограниченной ответственностью
в соответствии с п.1 ст.8 Закона. Это право может быть реализовано только
после оплаты требований всех кредиторов общества и при условии, что в распоряжении
ликвидационной комиссии осталась часть имущества общества. Очередность выплат
установлена Законом. В первую очередь выплачивается распределенная, но невыплаченная
часть прибыли. Во вторую между участниками общества распределяется оставшееся
имущество пропорционально их долям в уставном капитале. При недостаточности
имущества для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли имущество
общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном
капитале.
2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полной оплаты требований
предыдущей очереди. Расчеты, производимые при ликвидации общества и распределении
его имущества между участниками, требуют денежной оценки этого имущества.
Выплаты ликвидационной доли, как правило, осуществляются в деньгах. Однако
Закон не запрещает выдачу ликвидационной доли в натуре. Это следует из использования
в Законе термина "имущество" - ни в одной статье, посвященной порядку ликвидации
общества и расчетам при этом, нет речи о выплате именно денежных сумм.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 59. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 марта 1998 года.
2. С момента введения в действие настоящего Федерального закона правовые
акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие
с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему
Федеральному закону.
Учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ
с ограниченной ответственностью) с момента введения в действие настоящего
Федерального закона применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному
закону.
3. Учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ
с ограниченной ответственностью), созданных до введения в действие настоящего
Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным
законом не позднее 1 января 1999 года.

О приведении кредитными организациями учредительных документов и организационно-правовых
форм в соответствие с настоящим Федеральным законом см. указание ЦБР от 12
марта 1998 г. N 184-У, письмо ЦБР от 12 мая 1998 г. N 012-26/1770

Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной
ответственностью), число участников которых на момент введения в действие
настоящего Федерального закона превышает пятьдесят, должны до 1 января 1999
года преобразоваться в акционерные общества или производственные кооперативы
либо уменьшить число участников до установленного настоящим Федеральным законом
предела. При преобразовании таких обществ с ограниченной ответственностью
(товариществ с ограниченной ответственностью) в акционерные общества допускается
их преобразование в закрытые акционерные общества без ограничения предельной
численности акционеров закрытого акционерного общества, установленной Федеральным
законом "Об акционерных обществах". К указанным закрытым акционерным обществам
не применяются положения абзацев второго и третьего пункта 3 статьи 7 Федерального
закона "Об акционерных обществах".
При преобразовании обществ с ограниченной ответственностью (товариществ
с ограниченной ответственностью) в закрытые акционерные общества в порядке,
предусмотренном настоящим пунктом, не применяются также положения пункта 5
статьи 51 настоящего Федерального закона.
Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной
ответственностью), которые не привели свои учредительные документы в соответствие
с настоящим Федеральным законом либо не преобразовались в акционерные общества
или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке
по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических
лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления,
которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным
законом.
4. Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной
ответственностью), указанные в пункте 3 настоящей статьи, освобождаются от
уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса
в связи с его приведением в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 59.
1. Статья 59 Закона (пп.1, 2) определяет дату введения его в действие
- 1 марта 1998 г. - и содержит традиционные для таких случаев указания о том,
что с этого момента правовые акты, действующие на территории Российской Федерации,
до приведения их в соответствие с Законом применяются в части, не противоречащей
ему.
Аналогичное указание дано и в отношении учредительных документов обществ,
созданных до вступления Закона в силу, которые с даты введения его в действие
применяются в части, не противоречащей Закону. Оно распространяется как на
общества, так и на товарищества с ограниченной ответственностью, создававшиеся
до введения в действие главы 4 части первой ГК (7 декабря 1994 г.), которые
с этого момента перешли в режим правового регулирования, установленный для
названных обществ (см. п.2, 4 ст.6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г.
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
- СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302).
2. Учредительные документы обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью
должны быть приведены в соответствие с Законом не позднее 1 января 1999 г.
Комментируемый Закон в отличие от Закона об акционерных обществах (п.3 ст.94)
не содержит указаний о том, что после установленной даты учредительные документы,
не приведенные в соответствие с Законом, признаются недействительными. Это
означает, что они могут применяться в части, не противоречащей Закону, и по
истечении данного срока. Однако невыполнение п.3 комментируемой статьи является
основанием для ликвидации соответствующих обществ (товариществ) в судебном
порядке. Ликвидация в этих случаях проводится в соответствии с п.2 ст.61 ГК
по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических
лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления,
которым право предъявлять подобные требования предоставлено федеральным законом
(абз.4 п.3 комментируемой статьи, п.3 ст. 61 ГК).
3. В связи с тем, что число участников общества с ограниченной ответственностью
не может превышать пятидесяти (ст.7), общества (товарищества), численность
которых на момент введения в действие Закона превышает этот предел, обязаны
до 1 июля 1998 г. преобразоваться в акционерные общества или производственные
кооперативы либо уменьшить число участников до установленного Законом предела.
Закон при этом допускает возможность преобразования таких обществ как в открытые,
так и в закрытые акционерные общества (для последних, как известно, тоже установлена
предельная численность - не более пятидесяти участников - п.3 ст.7 Закона
об акционерных обществах). В данном случае сделано изъятие из правил, установленных
для закрытых обществ. В п.3 комментируемой статьи сказано, что положения абз.2
и 3 п.3 ст.7 Закона об акционерных обществах к ним не применяется. Это исключение
имеет целью дать возможность ранее созданным обществам (товариществам) сохранить
свою численность, но при условии изменения организационно-правовой формы юридического
лица. Как показывает практика, общества (товарищества) с ограниченной ответственностью,
насчитывающие значительное число участников (по крайней мере свыше указанного
предела), рискуют своей экономической стабильностью значительно больше, чем
закрытые акционерные общества, состав которых также в основном устойчив. В
обществе с ограниченной ответственностью действует право выхода из него с
выплатой действительной стоимости доли (ст.26 Закона). Участники акционерного
общества таким правом не обладают, они "выходят" из него путем продажи (отчуждения
иным способом) принадлежащих им акций другим лицам (в том числе акционерам
данного общества, имеющим преимущественное право на приобретение таких акций),
что не отражается на финансово-экономическом положении акционерного общества.
При преобразовании обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью
в закрытые акционерные общества не применяются также положения п.5 ст.51 Закона.
На них не возлагается обязанность информировать о предстоящем преобразовании
своих кредиторов, а последние не получают в этих случаях право требовать от
такого общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения
убытков.
Преобразование общества (товарищества) с ограниченной ответственностью
в закрытое акционерное общество в порядке, предусмотренном п.3 комментируемой
статьи, осуществляется на основе решения общего собрания участников, с утверждением
на нем нового устава (закрытого акционерного общества) и регистрацией его.
При этом, поскольку преобразуемое в указанном порядке общество не обязано
уведомлять своих кредиторов, то и орган осуществляющий государственную регистрацию
общества, не вправе требовать от него доказательств направления подобных уведомлений
(см. абз.2 п.5 ст.51 Закона).
Общества, указанные в п.3 комментируемой статьи, при регистрации изменений
своего правового статуса в связи с приведением его в соответствие с Законом
освобождаются от уплаты регистрационного сбора (п.4 ст.59).
Следует вместе с тем иметь в виду, что во всех других случаях преобразования,
- кроме тех, о которых идет речь в п.3 ст.59 Закона, действуют общие правила
реорганизации юридических лиц (ст.57-60 ГК, ст.56 Закона). Например, общество
с ограниченной ответственностью, созданное после введения Закона в действие,
может быть преобразовано в закрытое акционерное общество только при условии,
если число его участников не превышает пятидесяти (п.3 ст.7 Закона об акционерных
обществах); причем в этом случае оно обязано соответственно уведомить своих
кредиторов (п.5 ст.51).

Приложение 1

Утвержден собранием учредителей
Общества с ограниченной ответственностью

---------------------------------Протокол N от "___"__________ 199__ г.


Устав общества с ограниченной ответственностью
----------------------------------------------
(полное наименование Общества)
(примерный вариант)

Москва
199 г.

Статья 1. Общие положения
1.1. Общество с ограниченной ответственностью _____________________
______________________________________________________ (далее "Общество")
(полное наименование)
создано в соответствие с Федеральным законом от 08.02.98 г. N 14-ФЗ "Об
обществах с ограниченной ответственностью".
1.2. Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах
с ограниченной ответственностью", а также Учредительным договором о создании
Общества и настоящим Уставом.
1.3. Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной
ответственностью ______________________________.
Сокращенное наименование:
- на русском языке ООО______________________________________________
1.4. Место нахождения Общества: ____________________________________
_________________________________________________________________________
1.5. Почтовый адрес Общества: ______________________________________
_________________________________________________________________________

Статья 2. Цель создания и предмет деятельности
2.1. Основной целью создания Общества является осуществление
коммерческой деятельности для извлечения прибыли
_________________________________________________________________________
(указывается цель создания Общества)
2.2. Предметом деятельности Общества является:
_________________________________________________________________________
(указываются все виды деятельности,
_________________________________________________________________________
заниматься которыми предполагает Общество)

Статья 3. Юридический статус Общества
3.1. Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной
регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях
банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения
Общества, бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания.
3.2. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое
на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом
и ответчиком в суде и арбитраже.
3.3. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности,
необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными
законами, в соответствии с целью и предметом деятельности, указанными в ст.2
настоящего Устава.
3.4. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом.
3.5. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
3.6. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск
убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных
ими вкладов.
Участники Общества, внесшие вклады в уставный капитал Общества не полностью,
несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости
неоплаченной части вклада каждого из участников Общества.
3.7. В случае несостоятельности (банкротства) Общества по вине его участников
или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для Общества
указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных
участников или других лиц в случае недостаточности имущества Общества может
быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
3.8. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные
образования не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как
и Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 4. Филиалы и представительства Общества
4.1. Общество может создавать филиалы и открывать представительства с
соблюдением требований действующего законодательства и настоящего Устава,
а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством
иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются
представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской
Федерации.
4.2. Филиал и представительство Общества не являются юридическими лицами
и действуют на основании утвержденных Обществом положений.
Руководители филиалов и представительств Общества назначаются Обществом
и действуют на основании его доверенности.
Филиалы и представительства Общества осуществляют свою деятельность от
имени Общества, которое несет ответственность за их деятельность.

Статья 5. Участники Общества
5.1. Участниками Общества могут быть граждане и юридические лица.
5.2. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе
выступать участниками Общества, если иное не установлено законодательством
РФ.
5.3. Общество может впоследствии стать Обществом с одним участников.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное
общество, состоящее из одного лица.
5.4. Число участников Общества не должно быть более пятидесяти.
В случае, если число участников Общества превысит указанный предел, Общество
в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или
в производственный кооператив. Если в течение указанного срока Общество не
будет преобразовано и число участников Общества не уменьшится до установленного
предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.

Статья 6. Права и обязанности участников Общества
6.1. Участники Общества вправе:
участвовать в управлении делами Общества в порядке, установленном действующим
законодательством, а также учредительными документами Общества;
получать информацию по всем вопросам, касающимся деятельности Общества;
знакомиться с его бухгалтерскими книгами, иными документами Общества и имуществом,
находящимся на балансе Общества;
принимать участие в распределении прибыли от деятельности Общества;
продавать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале Общества
либо ее часть одному или нескольким участникам Общества, самому Обществу либо
третьим лицам в порядке, предусмотренном Уставом;
в любое время выйти из Общества независимо от согласия других его участников;
получить в случае ликвидации Общества часть имущества, оставшегося после
расчетов с кредиторами, или его стоимость.

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>