<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Статья 6 Закона "О стандартизации" закрепляет на законодательном уровне
перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению
на территории России, и общие требования ко всем нормативным документам.
Вопрос о применяемых нормативных документах по стандартизации, об их
содержании и юридическом статусе не является формальным. Введение новых или
отмена действующих документов, изменение их юридической силы, помимо того
что связаны со значительными материальными затратами, оказывают непосредственное
влияние на организацию и функционирование производства, на мобилизационную
готовность предприятий, на объем прав, обязанностей и юридической ответственности
государственных органов и предприятий, на эффективность защиты прав потребителей.
Разработка и применение нормативных документов по стандартизации совершенно
справедливо рассматриваются в преамбуле Закона "О стандартизации" в качестве
меры государственной защиты интересов потребителей и государства. Поэтому
с изменением государственного устройства и форм управления народным хозяйством
меняется перечень, содержание и юридический статус нормативных документов
по стандартизации.
В условиях централизованной системы управления народным хозяйством, ничтожной
самостоятельности предприятий, в СССР действовала соответствующая система
нормативно-технической документации, согласно которой существовало три категории
стандартов (государственные, республиканские, отраслевые), а также технические
условия, которые являлись обязательными для соответствующих предприятий, поскольку
утверждались государственными органами. Предприятия могли устанавливать требования
к качеству выпускаемой ими продукции и услуг лишь тогда, когда они не были
установлены вышестоящими органами.
По мере развития перестройки меняется законодательство и в этой области.
Постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1988 года N 489 "О перестройке
деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по
стандартам" поручено упразднить отраслевые нормативно-технические документы,
установив два уровня нормативно-технической документации - государственные
(республиканские) стандарты и технические условия. При этом подчеркивалась
необходимость обеспечить на практике право предприятий самостоятельно утверждать
по согласованию с потребителем технические условия, технические описания,
образцы-эталоны и другую аналогичную документацию, необходимую для выпуска
продукции.
Следующий шаг в этом направлении был сделан Постановлением Совета Министров
СССР от 25 декабря 1990 года N 1340 "О совершенствовании организации работ
по стандартизации в СССР". Этим Постановлением предусмотрено, что государственные
и республиканские стандарты содержат обязательные и рекомендуемые требования
к качеству продукции. При этом к обязательным требованиям относятся только
те требования, которые обеспечивают безопасность продукции (услуг) для жизни
и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость
продукции.
Одновременно предприятиям и объединениям было предоставлено право утверждать
стандарты предприятий на выпускаемую продукцию. Основные положения этого Постановления
были восприняты Законом "О стандартизации".
Факт закрепления в Законе РФ перечня нормативных документов по стандартизации
означает, во-первых, что этот перечень может быть изменен только законом РФ.
Никакие другие государственные органы не вправе это делать. Во-вторых, какие-либо
иные документы по стандартизации, применяемые государственными органами и
предприятиями, не могут относиться к нормативным. В-третьих, иные документы,
устанавливающие обязательные требования к продукции и другим объектам, не
являются документами по стандартизации.
Нормативность с юридической точки зрения означает обязательность норм,
правил, установленных документом (нормативным актом) для соответствующих субъектов
права, круг которых является неопределенным. Юридические акты, касающиеся
отдельных конкретных юридических или физических лиц и имеющие индивидуальный
характер, не являются нормативными. Нормативные акты, принятые органами власти
и управления Российской Федерации, являются обязательными для всех юридических
и физических лиц, если в самом акте (или иных актах) их круг не ограничен.
Их соблюдение обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями)
экономического, административного или уголовного характера, установленными
государством. Нормативные акты предприятий и организаций (локальные нормативные
акты) обязательны для применения лишь на самом предприятии. Исходя из этих
общих соображений, должна определяться нормативность документов по стандартизации
(или их частей).
Отсутствие в законодательстве о стандартизации четких критериев понятия
нормативности документов по стандартизации приводит на практике к путанице
в определении конкретных объектов государственного контроля и в конченом счете
к ущемлению прав предприятий.
Первым среди нормативных документов по стандартизации Закон "О стандартизации"
упоминает государственные стандарты Российской Федерации. Нормативность этого
юридического акта не вызывает сомнений: государственные стандарты утверждаются
государственными органами, содержат обязательные требования, которые адресованы
неопределенному кругу субъектов права; за нарушение этих требований государством
установлены различные виды ответственности, вплоть до уголовной. Государственный
стандарт является нормативным актом Российской Федерации, т.е. обязателен
для применения и соблюдения на всей территории Российской Федерации. Однако,
согласно ст.7 этого Закона, не все требования государственных стандартов являются
безусловно обязательными для всех субъектов. Перечень общеобязательных требований
предусмотрен п.2 ст.7 Закона. Следовательно, "иные требования государственных
стандартов к продукции, работам и услугам" не являются обязательными (нормативными).
Это означает прежде всего, что за соблюдением этих требований не может осуществляться
государственный надзор.
Следует подчеркнуть, что перечень обязательных требований не является
исчерпывающим. Однако он не подлежит произвольному расширительному толкованию.
Этот перечень может быть дополнен другими требованиями, установленными Законом,
иными правовыми актами Российской Федерации.
Из смысла Закона следует, что Госстандарт России не вправе расширять
перечень обязательных требований государственных стандартов. Это означало
бы самостоятельное расширение им своих собственных полномочий в области государственного
надзора, применения мер ответственности и т.п.
Закон "О стандартизации" впервые отнес к нормативным (обязательным) документам
применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты,
правила, нормы и рекомендации по стандартизации. Эти документы, принимаемые
различными международными организациями, сами по себе не являются обязательными
для субъектов права России. Они обязательны лишь для России как государства
- члена соответствующих международных организаций. Для того чтобы упомянутые
документы приобрели нормативный характер на территории России, они должны
быть установленным порядком введены, трансформированы в ее правовую систему.
Законом "О стандартизации" не установлен порядок применения упомянутых
документов. Этот порядок определен ГОСТ Р1.0-92 и состоит в том, что они приобретают
нормативный характер лишь после утверждения государственного стандарта РФ,
содержащего аутентичный текст или аутентичный текст с дополнениями. Естественно,
нормативными должны считаться только те требования, которые являются обязательными
в соответствии с законодательством России. Межгосударственные стандарты (стандарты,
принятые некоторыми странами бывшего СССР) применяются на территории России
без переоформления на основании постановления Госстандарта (Госстроя) о введении
их в действие. До утверждения соответствующих государственных стандартов международные
(региональные) и национальные документы других стран могут применяться предприятиями
в добровольном порядке - на основе действующих международных соглашений России.
Закон "О стандартизации" закрепил предусмотренные ГОСТ Р1.0-92 отраслевые
стандарты в качестве нормативных документов по стандартизации - стандартов
отраслей. Наличие существенных технических и организационных отличий (сходства)
производства и использования различных видов продукции (услуг), безусловно,
требует учета этой специфики в нормативных документах по стандартизации. Сложность
заключается в том, чтобы определить юридический статус и содержание отраслевых
стандартов, их отличие от государственных. Отнесение отраслевых стандартов
к нормативным документам прежде всего требует определения субъектов, для которых
они являются обязательными, и правовых оснований для этой обязательности.
В результате отсутствия в Законе "О стандартизации" четкого понятия нормативности
документов он не содержит ответа на эти важные вопросы.
Категория отраслевого стандарта, появившаяся в свое время как средство
проведения единой технической политики, экономии ресурсов за счет унификации
и стандартизации однородных производств, в условиях системы управления народным
хозяйством в СССР и присущей этой системе высокой степени монополизации производства
сыграла свою положительную роль. В условиях рыночной экономики принципиально
меняются подходы к определению роли и содержания отраслевых стандартов. Это
изменение вытекает из того, что государство отказалось от всестороннего обязательного
регулирования многих показателей продукции (услуг), оставив в своей компетенции
лишь некоторые обязательные требования, предусматриваемые в государственных
стандартах. В этих условиях регулятором технической политики предприятия становятся
не предписания отраслевых (по существу, государственных) стандартов, а требования
рынка. Из этого следует также, что упомянутые обязательные требования не могут
быть объектом отраслевой стандартизации.
Юридическая сторона дела определяется тем, что предприятия, согласно
Закону "О стандартизации", входящие в отрасль, не подчинены административно
государственному органу управления и его указания не являются обязательными
для них.
Понимая некорректность данного в упомянутом Законе определения отрасли
и вопреки ему, Госстандарт России в ГОСТ Р1.4-93 (п.3.10) установил, что стандарты
отрасли применяют (как бы обязательно) предприятия, подведомственные государственному
органу управления, принявшему стандарт; иные субъекты - на добровольной основе.
Однако и "обязательное" применение наступает, только если это указывается
в технической документации изготовителя (поставщика продукции, исполнителя
услуг) или в договоре, т.е. фактически на добровольной основе.
Из этого можно сделать лишь один вывод: стандарты отрасли не являются
нормативными документами, поскольку не могут содержать обязательных для предприятий
требований. В лучшем случае они могут рассматриваться как рекомендации. Это
подтверждается также структурой ст.6 Закона "О стандартизации", где стандарты
отраслей помещены в одном ряду со стандартами предприятий и общественных организаций,
а также отсутствием в Законе указаний об обязательности этих стандартов для
хозяйствующих субъектов.
Такой вывод полностью соответствует действующей в условиях рынка концепции
стандартизации, предусматривающей регулирование государством лишь строго определенных
Законом обязательных требований в государственных стандартах, и характеру
взаимоотношений министерств с предприятиями.
Однако, как уже указывалось, целесообразность существования отраслевых
стандартов в некоторых случаях все же имеется. Поэтому необходимо более четко
разработать их статус, содержание, порядок утверждения и внести соответствующие
изменения и уточнения в Закон "О стандартизации" с учетом ликвидации большинства
отраслевых промышленных министерств и ведомств.
Поскольку турист является потребителем соответствующих услуг, следует
обратить внимание на то, что в Законе РФ "О защите прав потребителей" под
стандартом понимается одна категория - государственные стандарты РФ, утверждаемые
Госстандартом России или Госстроем России (в области строительства и промышленности
строительных материалов), а также другие нормативные документы, в которых
в соответствии с законодательством устанавливаются обязательные требования
к качеству товаров, работ и услуг, в частности санитарные правила и нормы
(СанПиН), утверждаемые Госсанэпиднадзором РФ*(4), строительные нормы и правила,
утверждаемые Госстроем РФ*(5), и др.
Учитывая важность туристической деятельности в экономике страны и обеспечения
охраны прав туристов, Госстандарт выделил стандарты, утверждаемые в этой области,
в отдельный комплекс "Туристско-экскурсионное обслуживание". В настоящее время
в этой системе действует четыре государственных стандарта РФ.
Важное значение для понимания юридической природы турпутевки, определения
требований к качеству тура имеет ГОСТ Р50681-94 "Проектирование туристских
услуг". Указанный стандарт устанавливает порядок разработки документации при
проектировании туристских услуг. Результатом проектирования являются технологические
документы (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и др.) по
отдельным видам услуг (путешествие, поход, экскурсия). Стандарт определяет
содержание упомянутых документов, а также какие из них должны прилагаться
к путевке. (О содержании других ГОСТ Р в рассматриваемой области см. комментарий
к понятию "туристическая индустрия", а также к ст.6 и 14 Закона.)
3. Согласно Закону, обязательной сертификации подлежит туристский продукт,
т.е. право на комплекс услуг (тур). При анализе понятия "туристский продукт"
был сделан вывод о необходимости рассматривать его как понятие, тождественное
понятию "тур". Таким образом, следует считать, что в принципе объектом сертификации
является комплекс услуг, оказываемых туристу на всем протяжении его движения
к цели путешествия, в месте временного пребывания и при возвращении к постоянному
месту жительства.
Обязательная сертификация должна подтвердить (или не подтвердить) соответствие
каждой услуги, входящей в тур, и всего комплекса услуг обязательным требованиям
ГОСТов по их безопасности для жизни и здоровья туриста, сохранности его имущества
и окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013 и в соответствии
со ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей" утвержден перечень работ и
услуг, подлежащих обязательной сертификации. В этот перечень, в частности,
включены услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, услуги
гостиниц и прочих мест проживания, услуги питания, туристские и экскурсионные
услуги (туристский отдых и путешествие по туристским маршрутам; туристские
походы выходного дня; услуги по предоставлению мест проживания; экскурсии).
Госстандарту России с участием Госстроя и Минздрава России поручено на
основе указанного перечня опубликовать номенклатуру подлежащих обязательной
сертификации объектов.
Добровольная сертификация может проводиться на соответствие туруслуги
другим (необязательным) требованиям к их качеству по выбору заявителя (турфирмы).
Основополагающим актом в области сертификации является Закон РФ от 10.06.93
N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в редакции Федерального закона
от 27.12.95 N 211-ФЗ). Этим Законом предусмотрено, что обязательная сертификация
осуществляется в случаях, предусмотренных законами РФ. Одним из таких законов,
определивших общие подходы к вопросу, является Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1
"О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 09.01.96 N
2-ФЗ).
Согласно п.4 ст.7 этого Закона, услуга, на которую законами или стандартами
установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя
и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя,
а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя,
подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни услуг,
подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Не допускается оказание услуги без информации о проведении обязательной
сертификации.
Обязательность сертификации в области туризма подтверждена комментируемым
Законом.
Закон о сертификации является комплексным актом, содержащим нормы различных
отраслей права. В отличие от Закона РФ "О защите прав потребителей" Закон
о сертификации состоит в большинстве случаев из норм административного и государственного
права. Вместе с тем в нем имеются и нормы гражданского права. Так, например,
раздел III "Добровольная сертификация" носит полностью гражданско-правовой
характер, поскольку предусматривает исключительно договорные отношения участников,
основанные на их инициативе и интересе.
Хотя деятельность по обязательной сертификации обусловлена и вытекает
из требований Закона, тем не менее практическая реализация носит договорный
характер. Обязательная сертификация осуществляется на основании договоров,
заключаемых между заявителем и органом по сертификации (органами, производящими
гигиеническую оценку продукции), между органом по сертификации и испытательной
лабораторией.
В отличие от добровольной сертификации при обязательной сертификации
заявитель обязан на основании указанного Закона заключить договор с одним
из аккредитованных органов по сертификации по своему усмотрению. Кстати, это
обязан сделать и орган по сертификации, к которому обратился заявитель. Отказ
в заключении договора может последовать лишь по основаниям, предусмотренным
Законом.
Таким образом, поскольку обязательная сертификация должна осуществляться
на основании договора, постольку отношения между заявителем и органом по сертификации
должны регулироваться гражданским законодательством, т.е. ГК РФ (ст.2).
Содержание договора вытекает из Закона; права и обязанности сторон частично
обусловлены Законом, другими правовыми актами, однако некоторые из них (сроки
исполнения, размер и порядок оплаты, ответственность и др.) являются предметом
соглашения сторон.
Права и обязанности сторон при осуществлении работы по сертификации,
установленные Законом о сертификации, иными нормативными актами, актами федеральных
органов исполнительной власти, являются обязательными условиями гражданско-правового
договора и должны включаться в его текст непосредственно, либо в договоре
должна быть ссылка на соответствующий акт.
В связи со сказанным необходимо определить гражданско-правовой смысл
некоторых понятий, используемых в области сертификации, а также характер договоров,
заключаемых при проведении сертификации.
В соответствии со ст.161 ГК сделки юридических лиц между собой и с гражданами
должны совершаться в простой письменной форме. Согласно ст.434 и 438 ГК, договор
в письменной форме может быть заключен путем составления и подписания одного
документа, а также путем совершения лицом, получившим письменное предложение
заключить договор (оферту), в установленный срок действий по выполнению условий
договора (это считается принятием предложения - акцепт). Применительно к договору
о сертификации офертой является заявка на сертификацию, а акцептом - решение
по заявке, которое сообщается заявителю. В соответствии со ст.435 ГК оферта
должна содержать существенные условия договора. Полученная адресатом оферта
не может быть отозвана в течение срока, установленного для акцепта, если не
оговорено иное (ст.436 ГК). Поскольку орган по сертификации обязан в силу
Закона проводить сертификацию, то, согласно ст.445 ГК, он должен сообщить
заявителю решение по заявке, либо об отказе от заключения договора, либо о
заключении договора на условиях, отличающихся от указанных в заявке, в течение
30 дней со дня получения заявки, если другие сроки не установлены Законом,
иными правовыми актами или не согласованы сторонами. Положением о Системе
сертификации ГОСТ Р, утвержденным постановлением Госстандарта России от 17
марта 1998 года N 11, для направления заявителю решения органа по сертификации
по заявке установлен срок 15 дней со дня ее получения. Орган по сертификации,
необоснованно уклоняющийся от заключения договора, может быть судом принужден
заключить договор и должен возместить заявителю причиненные этим убытки.
Поскольку сертификация (деятельность по подтверждению соответствия) предусматривает
совершение определенных регламентированных действий, постольку договор о ее
проведении должен рассматриваться как договор об оказании возмездных услуг,
регулируемый ст.39 ГК.
Орган по сертификации получает лицензию на проведение определенных видов
работ, одним из условий которой является проведение сертификации по предложению
любого заявителя. Это правило относится к любому органу по сертификации, независимо
от того, является ли он коммерческой или некоммерческой организацией. Если
договор заключает орган по сертификации, являющийся коммерческой организацией,
то такой договор в соответствии со ст.426 ГК является публичным.
Cистема сертификации создается государственными органами управления,
предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность
участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным
в этой системе в соответствии с Законом о сертификации.
В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации
независимо от форм собственности, а также общественные объединения.
В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной
продукции.
Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном
Госстандартом России порядке. Система сертификации может создаваться только
юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и его организационно-правовая
форма не имеют значения.
Закон о сертификации предусматривает две составляющие системы сертификации:
совокупность участников сертификации и правила сертификации.
Под правилами системы понимается ряд положений (документов), регулирующих
все стороны деятельности системы: правила сертификации в прямом смысле этого
слова, т.е. порядок, процедуру, технологию работы; организационную структуру
и порядок управления системой; требования к органу по сертификации и порядок
его аккредитации; требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации;
порядок использования знака соответствия и т.п.
Система сертификации создается для определенного вида (класса) однородной
продукции, включающего большие группы товаров (услуг), имеющих принципиально
единое функциональное назначение, принципы работы (применения), методы контроля
и испытаний и т.д., например система сертификации бытовых услуг. Конкретный
перечень товаров (услуг) определяется документами системы или общими перечнями
продукции (услуг) путем ссылки на коды классификатора продукции (КП) или товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также путем указания
соответствующих государственных стандартов и приравненных к ним документов.
Отдельные системы сертификации однородной продукции (услуг) могут объединяться
в единую, более крупную систему, все звенья которой руководствуются едиными
принципами и документами, что не исключает возможности учета специфики отдельных
систем в их руководящих документах. Система обязательной сертификации ГОСТ
Р является именно такой объединяющей системой.
Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 года N 11 (регистрация
Минюста России от 29 апреля 1998 года N 1520) утверждено Положение о Системе
сертификации ГОСТ Р, которое вводится в действие с 15 декабря 1998 года. С
этого дня, согласно постановлению Госстандарта от 29 июня 1998 года N 49,
отменяются "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции"
от 21 сентября 1994 года и "Основные положения и порядок сертификации услуг"
от 29 декабря 1993 года.
В Положении с учетом нового законодательства РФ и практики изложены все
основные вопросы организации и функционирования Системы при обязательной и
добровольной сертификации продукции и услуг.
Согласно ст.6 Закона о сертификации, сертификат соответствия (далее -
сертификат) - это документ, выданный по правилам системы сертификации для
подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным
требованиям.
Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат
пожарной безопасности.
Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области
пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой
Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Сертификат соответствия - название документа, которым завершается процесс
сертификации. Это название, единое для сертификатов, выдаваемых в системе
обязательной и добровольной сертификации.
Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются
в каждой системе сертификации.
Правила применения знака соответствия в каждой системе сертификации определяются
этой системой в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госстандартом России.
Если исходить из того, что эта норма помещена в общем разделе Закона о сертификации,
то такой порядок распространяется и на системы добровольной сертификации.
Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию работ
по сертификации в РФ. Одновременно Закон о сертификации возложил на него организацию
и проведение работ по обязательной сертификации всей подлежащей продукции.
Однако по отдельным видам продукции организация и проведение работ по обязательной
сертификации могут быть возложены Законом на другие государственные органы,
как правило, отраслевого управления.
Согласно ст.8 Закона о сертификации, участниками обязательной сертификации
являются Госстандарт России, иные государственные органы управления Российской
Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы
по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы,
исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые
в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации
однородной продукции (услуг).
Часть 1 ст.8 Закона определяет участников обязательной сертификации с
точки зрения их функциональной роли в системе сертификации.
Часть 2 этой статьи рассматривает статус участников обязательной сертификации
как юридических лиц. Функциональные обязанности и права участников обязательной
сертификации регулируются Законом о сертификации и нормативными актами Госстандарта
России. Их правовой статус регулируется Гражданским кодексом РФ.
Согласно ст.49 ГК, юридическое лицо может заниматься определенными видами
деятельности лишь на основании специального разрешения (лицензии).
Закон о сертификации предусматривает, что Госстандарт аккредитует органы
по обязательной сертификации и испытательные лаборатории и выдает им лицензии
на проведение определенных видов работ. Однако лицензия может быть выдана
лишь юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), каковым лаборатория
или орган по сертификации как таковые не являются ввиду несоответствия требованиям
ст.48 ГК, определяющей понятие юридического лица.
Таким образом, термин "орган по сертификации" означает, по существу,
лишь приобретение юридическим лицом права заниматься определенной деятельностью
после соответствующей проверки (аккредитации) и получения лицензии. При этом
законодательство не предъявляет каких-либо требований к виду и организационно-правовой
форме организаций, желающих осуществлять соответствующую деятельность.
Лицензирование в области обязательной сертификации осуществляется в соответствии
с Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательней сертификации
и применению знака соответствия, утвержденными Постановлением Госстандарта
России от 26.05.94 N 12.
Определяя контрольные функции государственных органов, Закон о сертификации
и Положение о Госстандарте упоминают такие формы, как государственный контроль
и надзор, инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной
продукцией, государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов. Закон РФ "О защите прав потребителей"
предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и за правильностью
сертификации. Различие между терминами "контроль" и "надзор", поскольку они
узаконены, требует четкого разъяснения. Законодательство таких разъяснений
не содержит.
Что касается инспекционного контроля по упомянутым вопросам, то в отличие
от государственного контроля и надзора государственным органам управления
такое право не предоставлено. Закон возлагает на них обязанность лишь установить
порядок его проведения в данной системе. Инспекционный контроль за сертифицированной
продукцией осуществляется органами, непосредственно осуществляющими сертификацию,
т.е. органами по сертификации соответствующей системы сертификации. Для системы
сертификации ГОСТ Р порядок инспекционного контроля установлен Порядком проведения
сертификации.
Между государственным и инспекционным контролем существуют принципиальные
различия, которые предопределяют различные методы осуществления, формы ответственности
и т.д.
Правовой основой государственного контроля являются акты законодательства,
которыми определяются полномочия соответствующих государственных органов,

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>