<< Пред. стр.

стр. 30
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

виде в особом разделе (статье) устава каждого акционерного общества. Иначе
устав не станет документом, подробно и последовательно регламентирующим права
акционеров в доступном для понимания виде, со всеми вытекающими отсюда негативными
последствиями как для акционеров, так и для самого акционерного общества.
Во-вторых, Закон открыл возможность акционерным обществам в ряде случаев
при разработке их уставов принимать самостоятельные решения, естественно,
если они не противоречат действующему законодательству. Так, согласно Закону
(ст.11), устав общества должен содержать ряд предусмотренных Законом и потому
обязательных положений. Вместе с тем указано, что помимо этих положений устав
может содержать другие положения, не противоречащие законодательству, а необходимость
в этом, как будет показано ниже, есть.
В-третьих, в Законе не сказано ни слова о защите интересов наемных работников
и представляющих их интересы профсоюзных организаций. Предъявлять теперь претензии
к авторам Закона в этом плане бессмысленно, тем более что нет никаких формальных
оснований для включения в Закон положений о трудовых отношениях общества с
работниками.
Исходя из этого, руководящие органы, профкомы, другие общественные организации,
выступающие от имени работников, должны в своей деятельности учитывать их
интересы как лиц, создающих своим трудом благосостояние акционерных обществ.
В отдельных разделах комментария к Закону читатель найдет соответствующие
рекомендации по социальной защите наемных работников.
В-четвертых, благодаря принятию Закона достигнута более полная, всесторонняя
и последовательная регламентация организационного построения и деятельности
акционерного общества. Это облегчает деятельность руководящих работников,
поскольку теперь их права и полномочия очерчены более четко. Однако это же
и обязывает руководящих работников в большей степени, чем раньше, действовать,
строго сообразуясь с этими четкими и широкими правами и полномочиями, что
существенно ограничивает возможность исходить из личных представлений об их
роли в управлении обществом, как это часто имело и еще имеет место. В связи
с изложенным руководящим работникам, специалистам можно рекомендовать детальное
и глубокое изучение положений Закона, особенно тех его статей, которыми регламентируются
компетенция органов управления общества, организация и проведение их работы,
а также ограничение прав руководителей в принятии ими решений, осуществлении
действий, признаваемых Законом неправомерными. В предлагаемой книге излагаются
комментарии к положениям Закона, которые представляются ключевыми при организации
деятельности акционерных обществ, защите прав акционеров3.
Для удобства пользования данным комментарием, а также для тех, кого интересует
содержание Федерального закона "Об акционерных обществах" в целом, полностью
приводится его текст.

Глава I. Общие положения об акционерном обществе

1. Сфера применения Закона
2. Правовое положение акционерного общества
3. Ответственность общества
4. Наименование и место нахождения общества
5. Филиалы и представительства общества
6. Дочерние и зависимые общества
7. Открытые и закрытые акционерные общества

Данные положения содержатся в статьях 1 - 7 главы I Закона. В ней раскрываются
наиболее существенные особенности организационно-правовой формы акционерного
общества, в том числе принципиально отличающие его от других хозяйственных
обществ.
Вместе с тем в этой главе определяется его правовое положение, закрепляющее
за акционерным обществом определенные права и обязанности, необходимые для
осуществления его деятельности.

1. Сфера применения Закона

В статье 1 определяется сфера применения Закона, носящая двупланный характер.
Во-первых, сфера действия Закона ограничивается определением порядка создания
и правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров,
а также обеспечением защиты прав и интересов акционеров (п.1).
Во-вторых, предусмотрено, что действие Закона распространяется на все
акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации,
но с определенными ограничениями, - если иное не установлено Законом и другими
федеральными законами (п.2). Эти ограничения касаются трех групп акционерных
обществ.
К первой группе относятся акционерные общества в сфере банковской, инвестиционной
и страховой деятельности. Особенности создания и правового положения этих
акционерных обществ определяются федеральными законами (п.3). В этой связи
заметим, что:
- банковская деятельность регулируется Законом РСФСР "О банках и банковской
деятельности в РСФСР" (в редакции Федерального закона РФ от 7 июля 1995 г.)
и Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (в редакции Федерального
закона РФ от 12 апреля 1995 г.);
- инвестиционная деятельность регулируется Законом РСФСР от 26 июня 1991
г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Положением об инвестиционных
фондах, утвержденным Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 г. N 1186;
- регулирование страховой деятельности осуществляется Законом РФ "О страховании"
от 27 ноября 1992 г.4
Ко второй группе (п.4) относятся акционерные общества, созданные на базе
реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991
г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов,
совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских)
хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей,
а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических
предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных
межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций,
предприятий по переработке овощей.
Особенности создания и правового регулирования таких акционерных обществ
также определяются федеральными законами. Какими конкретно - в Законе, естественно,
не сказано, поскольку они до сих пор не приняты. В этой связи совместный Пленум
Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ своим Постановлением (п.1) от 2
апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона
Об акционерных обществах" разъяснил, что до принятия и введения в действие
законодательных актов, определяющих особенности создания и правового положения
указанных выше акционерных обществ агропромышленного комплекса, следует руководствоваться
пунктом 5 статьи 94 Закона.
Согласно этому пункту, впредь до введения в действие соответствующих
федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют
на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие
Закона.
К ним относятся соответствующие указы Президента РФ и решения Правительства
РФ, а именно: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О
порядке реорганизации колхозов и совхозов"; "Положение о реорганизации колхозов,
совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий",
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708;
"Положение о преобразовании в акционерные общества кооперативно-государственных
(государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в
агропромышленном комплексе", утвержденное Постановлением Правительства РФ
от 29 марта 1994 г., с изменениями от 28 февраля 1995 г. N 200; Указ Президента
РФ от 20 декабря 1994 г. N 2205 "Об особенностях приватизации предприятий
по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому
обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленных комплексов".
К третьей группе (п.5) относятся акционерные общества, вновь создаваемые
в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Действие
Закона об акционерных обществах не распространяется на эти объекты потому,
что в процессе приватизации акционерного общества, строго говоря, еще нет:
происходит процесс передачи государственной и муниципальной собственности
- частично безвозмездно, частично за плату - частным юридическим и физическим
лицам с соответствующим преобразованием организационно-правовой формы юридического
лица.
Сам процесс приватизации регламентируется большим количеством нормативных
актов, принятых в виде законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства
РФ, решений других государственных органов. Именно поэтому в статье 1 Закона
об акционерных обществах делается особая оговорка о том, что особенности создания
и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных
и муниципальных предприятий определяются правовыми актами Российской Федерации
о приватизации указанных предприятий.
Такими актами являются: Закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г.
N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации"5, указы Президента РФ, в
том числе от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий
в акционерные общества", от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О государственной программе
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации",
от 22 июля 1994 г. N 1535 "Об основных положениях государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 1 июля 1994 г.", от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав
акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера",
а также решения Правительства РФ по вопросам приватизации государственных
и муниципальных предприятий и соответствующие нормативные акты иных федеральных
органов, изданные в пределах их компетенции.
В пункте 5 статьи 1 определяются также временные границы процесса приватизации,
с тем чтобы установить дату перехода вновь созданного акционерного общества
в сферу действия Закона об акционерных обществах. Особенности правового положения
такого общества, установленные нормативными актами о приватизации, действуют
с момента принятия решения о его приватизации до момента отчуждения государством
или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в этом акционерном
обществе, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом
приватизации данного предприятия.
Таким образом, Законом установлено два критерия, по которым определяется
дата окончания действия нормативных актов о приватизации. Что же касается
определения даты начала приватизации, то о ней ничего не говорится, поскольку
в реальной жизни такой проблемы не существует.
Согласно установленному порядку, решение о приватизации предприятия принимается
соответствующим комитетом по управлению имуществом и в трехдневный срок доводится
до сведения граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших заявку
на приватизацию.
Что же касается определения даты окончания приватизации, то по этому
поводу возникает много проблем хотя бы потому, что в действительности проходят
не только месяцы, но уже и годы, а государство, муниципальные образования
не могут или не хотят реализовать в пользу частных юридических и физических
лиц принадлежащие им акции приватизированных предприятий.
Этому есть свои весьма существенные причины. Во-первых, на акции большинства
вновь созданных акционерных обществ в силу различных обстоятельств не находятся
частные покупатели. Вовторых, по ряду крупных и стратегически значимых акционерных
обществ пакеты обыкновенных акций (51, 38 и 25,5%) закрепляются на срок до
трех лет в федеральной собственности или же объявляется на тот же период так
называемая золотая акция, находящаяся также в федеральной собственности и
дающая ее держателям право применять право вето на общих собраниях акционеров
по определенному кругу вопросов.
В результате 75% акций, принадлежащих государству или муниципальным образованиям,
остаются нереализованными и процесс приватизации оказывается незавершенным.
В принципе, исходя из смысла рассматриваемой нормы, акционерное общество может
перейти в сферу действия Закона об акционерных обществах и до отчуждения государством
или муниципальным образованием 75% его акций в пользу частных инвесторов -
не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации
данного предприятия.
К сожалению, и этот критерий использовать практически нельзя, поскольку
в планах приватизации предприятий определенная дата ее окончания не проставляется,
тем более что это не предусмотрено Типовым планом приватизации, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1992 г. N 457.
В силу указанных причин многие акционерные общества управляются так же,
как государственные и муниципальные предприятия: все дела в них единолично
вершат директора, назначенные еще до акционирования. Соответственно, акционерная
форма предприятия остается невостребованной, она не в состоянии проявить свои
возможности, доказать свои преимущества перед единоличной системой управления
предприятием. В этом заключается одна из существенных причин, в силу которых
реформирование экономики страны во многом не достигает цели сделать ее эффективной.
Безусловно, не все руководители знают, а тем более придают значение вопросу,
распространяется или не распространяется на их общества действие Закона об
акционерных обществах. Такие руководители попросту им руководствуются.
Проблемы по вопросу правомерности примененения Закона возникают, как
правило, лишь в какой-то кризисной ситуации -при проверке акционерных обществ
контрольными органами, конфликтах директоров с советами директоров, в процессе
различных судебных споров и т.п.
В этой связи к рассмотрению данной темы обратились Верховный и Высший
Арбитражный Суды РФ. Своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N
4/8 (п.2) они дали судам соответствующее разъяснение, которым, безусловно,
теперь следует руководствоваться и органам управления акционерных обществ.
Разъяснение касается порядка применения части 2 пункта 5 статьи 1 Закона,
согласно которой особенности правового положения акционерных обществ, созданных
при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с
момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством
или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном
обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом
приватизации данного предприятия.
Причина, вынудившая пленумы судов обратиться к толкованию этого правила,
заключается в том, что на местах не было единства, основанного на точном соблюдении
действующих правовых актов, в определении окончания срока приватизации, после
чего деятельность акционерного общества, созданного на базе приватизированного
государственного или муниципального предприятия, полностью переходит в сферу
регулирования Закона.
В этой связи пленумы судов разъяснили, что при определении срока окончания
приватизации конкретных акционерных обществ необходимо руководствоваться пунктом
10 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210, согласно которому таким
сроком следует считать последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи
акций (проведения завершающего конкурса или аукциона).
Если же в соответствии с законодательством о приватизации в государственной
собственности закрепляется на определенный срок пакет акций создаваемого акционерного
общества (51, 38 или 25,5%), сроком завершения приватизации считается окончание
периода, на который закреплен в собственности государства пакет акций.
По окончании срока приватизации либо с момента, когда количество акций,
принадлежащих государству или муниципальному образованию, составит не более
25% их общего числа (при частичной реализации пакета акций до наступления
этого срока), деятельность акционерного общества, созданного на базе приватизированного
государственного или муниципального предприятия, полностью переходит в сферу
регулирования Закона.
Если при приватизации государственного предприятия выпускается "золотая
акция", наделяющая ее держателя правом вето на общем собрании акционеров,
это право сохраняется за держателем "золотой акции" в течение всего периода
ее действия (п.4 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г.
N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных
предприятий").
Есть еще одно очень важное для многих акционеров различных обществ обстоятельство,
на которое нельзя не обратить внимание при ознакомлении с текстом статьи 1.
Выше мы говорили о трех группах акционерных обществ, перечисленных в пунктах
3, 4, 5, особенности создания и правовое положение которых определяются особыми
федеральными законами, т.е. действие Закона об акционерных обществах на них
в этой части не распространяется.
В этой связи неизбежно возникает вопрос, какими нормативными правовыми
актами регламентируются права и обязанности акционеров таких обществ, обеспечивается
защита их прав и интересов. Ведь для акционеров других акционерных обществ
все это делается в соответствии с Законом об акционерных обществах.
Вопрос этот очень существенный для акционеров банков, страховых обществ,
акционерных обществ агропромышленного комплекса и т.д., права и интересы которых
очень часто попираются. В самом общем виде это выражается в том, что большинство
акционеров отстранены от принятия важных для них решений. В первую очередь
ущемляются права и интересы акционеров - работников обществ, созданных в результате
приватизации государственных и муниципальных предприятий, тех, которых волнуют
такие важные вопросы, как сохранение рабочих мест, величина заработной платы,
иные льготы и выплаты, а не размер дивидендов.
Отвечая на поставленный выше вопрос, Пленум Верховного и Высшего Арбитражного
Судов разъяснил (Постановление от 2 апреля 1997 г. N 4/8, п.1), что, поскольку
Закон об акционерных обществах относит к специальному правовому регулированию
лишь особенности создания и правового положения акционерных обществ, названных
в его пунктах 3, 4 и 5 статьи 1, во всем остальном на эти общества распространяется
действие данного Закона, в том числе содержащихся в нем норм, определяющих
порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров.

2. Правовое положение акционерного общества

Определению правового положения акционерного общества посвящена статья
2 главы I Закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 акционерным обществом
(далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой
разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные
права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Отсюда следует, во-первых, что акционерное общество является коммерческой
организацией, т.е. такой, которая преследует извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности (п.1 ст.50 ГК РФ), в качестве юридического
лица.
Во-вторых - и это является главным признаком, отличающим акционерное
общество от других обществ и товариществ, - его уставный капитал разделен
на определенное в каждом отдельном случае число акций, с каждой из которых
связана совокупность обязательств общества перед акционером. Эти обязательства
общества на практике трансформируются в совершенно определенные права акционера
(акционеров), соблюдения которых он вправе требовать от общества в лице его
органов управления. К раскрытию содержания прав акционеров, в связи с их сложностью
и многообразием, мы будем обращаться при комментировании статей Закона, регламентирующих
эти права.
В-третьих, разделение уставного капитала общества на определенное количество
акций, владельцами которых являются акционеры, не означает, что эти акционеры
являются владельцами соответствующих частей его имущества. Согласно пункту
1 статьи 66 ГК РФ, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников),
а также произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности,
принадлежит ему на правах собственности.
В свою очередь акционерам на правах собственности принадлежат акции -
ценные бумаги, не носящие вещного характера, хотя и дающие им определенные
права. Это означает, что акционер не вправе потребовать от общества возврата
обществу своих акций и возврата уплаченных за них денежных средств, иной компенсации.
Акционер может продать, подарить или завещать свои акции в установленном законодательством
порядке. Такое ограничение возможностей акционера на выход из числа его участников
имеет для общества весьма большое значение: гарантируется стабильность уставного
капитала - финансовой основы общества при смене акционеров.
В пункте 1, часть 2, Закона содержится также правило, гласящее, что акционеры
не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его
деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Это означает,
что при банкротстве общества, соответственно при обесценении акций, акционер
лишается средств, затраченных им на приобретение акций.
Что же касается требований кредиторов к обществу, то они могут быть удовлетворены
только за счет имущества, принадлежащего обществу. Какие-либо требования к
акционерам кредиторы предъявить не вправе. Это правило обосновывается имущественной
обособленностью общества в качестве субъекта гражданскоправовых отношений.
Однако из этого правила есть два исключения.
Согласно части 3 пункта 1 статьи 2 Закона, акционеры, не полностью оплатившие
акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах
неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Это исключение основано
на требовании пункта 1 статьи 34 Закона, согласно которому акции общества
при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение года с момента
его регистрации, а дополнительные акции общества - не позднее одного года
с момента их приобретения (размещения).
Поскольку же акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную
с обществом ответственность, то вступает в силу действие пункта 1 статьи 323
ГК РФ, согласно которому при солидарной обязанности должников кредитор вправе
требовать исполнения обязательств, как от всех должников совместно, так и
от любого из них в отдельности. В данной ситуации кредитор вправе предъявить
требование только в части не оплаченной акционером цены акций.
Однако акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность
не только совместно с обществом, но и совместно с другими, не оплатившими
полностью акции акционерами.
Риск возникновения такой солидарной ответственности возникает тогда,
когда полностью не оплатили акции несколько акционеров. Сама же солидарная
ответственность может иметь трагические последствия для этого акционера (акционеров),
которому придется нести материальную ответственность перед кредиторами общества
по долгам других акционеров в первую очередь.
Дело в том, что, согласно статье 323 ГК РФ, при солидарной обязанности
должников кредитор вправе требовать погашения долга как от всех должников
совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так
и в части долга. Кредитор, не получивший полностью долга от одного из солидарных
должников, например общества, кого-либо из акционеров, имеет право требовать
недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются
таковыми до тех пор, пока долг не выплачен полностью.
Таким образом, кредитор акционерного общества вправе предъявить какому-либо
акционеру требование выплатить весь долг или часть его, независимо от размера
личного долга этого акционера. Если же кредитор не получил полного удовлетворения
от этого акционера, он вправе требовать недополученную часть долга (весь долг)
от других акционеров.
В то же время, согласно порядку, установленному статьей 325 ГК РФ, исполнение
солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных
должников от выплаты долга. При этом, если иное не вытекает из отношений между
солидарными должниками:
- должник, исполнивший солидарную обязанность перед кредитором, имеет
право регрессивного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом
доли, падающей на него самого;
- не уплаченное одним из солидарных должников лицу, исполнившему солидарную
обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.
В определенных обстоятельствах при отсутствии средств у общества-должника
кредитору может оказаться проще и надежнее востребовать долг у какого-либо
акционера, вместо того чтобы вести тяжбу с несколькими из них.
Если такой акционер выплатит долг за всех остальных акционеров, это совершенно
не означает, что он автоматически получит от них соответствующую компенсацию.
Статья 325 ГК РФ предоставляет ему только право регрессивного требования,
да и то в равных долях, к остальным должникам. То есть такой акционер, если
он хочет вернуть причитающиеся ему деньги, должен противостоять в своих требованиях
всем остальным акционерам, не полностью оплатившим свои акции.
Еще одно исключение из общего правила, при котором акционер может быть
привлечен к ответственности по долгам общества, предусмотрено пунктом 3 статьи
3 Закона. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями
(бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные
для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия,
то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества
общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
К таким акционерам могут относиться должностные лица общества, а также
акционеры, решающим образом повлиявшие на принятие решения (решений), в результате
реализации которого общество было доведено до банкротства. Ответственность
акционеров в подобных случаях носит уже не солидарный, а субсидиарный, дополнительный
характер. Порядок предъявления требования к лицу, которое в соответствии с
законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет субсидиарную
ответственность, определяется статьей 399 ГК РФ.
В пункте 2 статьи 2 Закона дается определение акционерного общества как
юридического лица и перечисляются признаки, присущие юридическому лицу в соответствии
с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ:
- общество должно иметь в собственности обособленное имущество, учитываемое
на его самостоятельном балансе;
- оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести обязанности;
- может быть истцом и ответчиком в суде.
Источником формирования собственного имущества общества могут являться
средства, полученные в качестве оплаты за размещенные обществом акции (согласно
п.2 ст.34 Закона, оплата акций общества может осуществляться деньгами, ценными
бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими
денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется
договором о создании общества, а дополнительных акций или иных ценных бумаг
- решением об их размещении).
Другим источником формирования собственного имущества общества является
имущество, полученное по основаниям, предусмотренным статьями 218 и 219 ГК
РФ, - в первую очередь и в основном произведенная обществом продукция, оказанные
услуги. Особый порядок формирования собственного имущества акционерных обществ
предусмотрен действующим законодательством о приватизации. Имущество было
выкуплено акционерами, в ряде случаев частично получено бесплатно при приватизации
государственных и муниципальных предприятий, организаций.
Наряду с материальными благами обществу могут принадлежать и блага нематериальные
- объекты интеллектуальной собственности, приобретение и использование которой
регламентируется законодательством. Согласно статье 138 ГК РФ, в случаях и
порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное
право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на
результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации
юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг
(фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Что касается прав собственника имущества, то, согласно статье 209 ГК
РФ, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим
имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении
принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным
правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других
лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать
им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом,
отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться

<< Пред. стр.

стр. 30
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>