<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Учитывая, что порядок продажи акций "другим лицам" Законом не регламентирован,
только суд в каждом отдельном случае может решить вопрос о праве акционера
продать свои акции лицу, не имеющему, согласно уставу общества, права быть
его акционером. Это дает основания полагать, что приводимые ниже выдержки
из действующих уставов могут применяться и другими закрытыми акционерными
обществами, созданными до введения в действие Закона об акционерных обществах.
"...По решению совета директоров, в определенных им случаях, общество
может по соглашению сторон приобретать у акционеров принадлежащие им акции
(обыкновенные и привилегированные) полностью или частично. Решением о приобретении
акций у акционеров должны быть определены категории приобретаемых акций, их
количество, цена приобретения, форма и срок оплаты, а также срок, в течение
которого осуществляется приобретение акций. Совет директоров может устанавливать
для отдельных категорий акционеров преимущества в очередности приобретения
у них акций. Акционер, желающий продать обществу принадлежащие ему акции,
обращается с заявлением в совет директоров.
...Акционер вправе продать по договорной цене принадлежащие ему акции
другому акционеру или лицу, имеющему право стать акционером общества. Совместное
заявление о купле-продаже акций продавец и покупатель подают в совет директоров
общества, который не вправе отказать заявителям в их просьбе. Переход права
собственности продавца на акции к их покупателю действителен при условии регистрации
факта купли-продажи в установленном порядке в реестре акционеров общества.
...По решению совета директоров общество может продавать не размещенные
им акции акционерам, а также лицам, имеющим право стать акционерами общества.
Лица, желающие приобрести у общества акции, подают в совет директоров соответствующее
заявление. Размер и порядок оплаты за акции устанавливаются советом директоров.
...При увольнении из общества акционеру производится выплата компенсации
за принадлежащие ему акции, после чего право собственности на акции переходит
к обществу. Основанием для выплаты бывшему акционеру компенсации за акции
является приказ о его увольнении из общества.
Выплата компенсации за акции производится, как правило, после утверждения
бухгалтерского баланса общества по итогам финансового года. Указанная выплата
может производиться полностью или частично, но вся сумма должна быть выплачена
не позднее ______ месяцев после утверждения годового баланса. На сумму, не
выплаченную в течение ______ месяцев после увольнения, бывшему акционеру начисляется
процент, равный размеру процента на срочные вклады в Сберегательном банке.
Совет директоров может принять решение о выплате компенсации за акции уволившемуся
акционеру в сроки до утверждения годового бухгалтерского баланса.
...В случае смерти акционера общества его наследникам выплачивается компенсация
за принадлежавшие ему акции".
...Пенсионеры, вышедшие на пенсию из общества и имеющие непрерывный стаж
работы в обществе не менее 7,5 года для женщин и не менее 10 лет для мужчин
(При приватизации арендных предприятий, преобразовании их в закрытые акционерные
общества пенсионеры, имеющие непрерывный стаж работы на предприятии не менее
7,5 года для женщин и не менее 10 лет для мужчин и вышедшие с него на пенсию,
становились акционерами общества.), вправе по их заявлению остаться акционерами
общества. По заявлению таких пенсионеров и по решению совета директоров принадлежащие
им обыкновенные акции могут быть обменены на привилегированные акции."

Глава II. Создание и ликвидация общества

Положения, регламентирующие порядок создания и ликвидации акционерных
обществ, содержатся в главе II Закона, его статьях 8 - 24.

1. Создание общества, его учредители и учреждение
2. Устав общества
3. Государственная регистрация общества
4. Реорганизация общества
5. Ликвидация общества


1. Создание общества, его учредители и учреждение

Согласно статье 8 Закона, акционерное общество может быть создано:
- путем учреждения вновь;
- путем реорганизации существующего юридического лица слияния, присоединения,
разделения, выделения, преобразования.
Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.
Создание акционерного общества является результатом волеизъявления его
учредителей. Согласно статье 10, учредителями общества являются граждане и
(или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Особо оговорено,
что государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать
учредителями обществ, если иное не установлено федеральными законами. Право
быть учредителями акционерных обществ предусмотрено для федеральных и иных
органов по управлению государственным имуществом при приватизации государственных
и муниципальных предприятий в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1997 г.
"О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации".
Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено (так
же как и число его акционеров), что создает благоприятные условия для привлечения
в его уставный фонд значительных капиталов и, значит,
обеспечения широких масштабов деятельности
- производственной, коммерческой и иной.
Число же учредителей закрытого типа (так же как и число акционеров) не
может превышать пятидесяти. В предыдущей главе мы дали отрицательную оценку
такого ограничения в части числа акционеров закрытого общества. Все сказанное
там в полной мере можно отнести и к ограничению, установленному в отношении
числа учредителей. Слабым утешением здесь может служить лишь то обстоятельство,
что ограничение числа учредителей обеспечивает преимущество отбора, обозримости
и солидарности персонального состава учредителей и акционерного закрытого
общества. Это обстоятельство имеет известное значение в качестве существенного
фактора стабильности внутренних отношений в обществе между участниками, их
в общем и целом единой позиции при решении наиболее важных для общества вопросов.
Учредителем общества может быть и одно физическое или юридическое лицо.
Исключение сделано лишь для хозяйственных обществ, состоящих из одного лица.
Такие хозяйственные общества не могут быть учредителями (акционерами) акционерных
обществ открытых и закрытых.
До создания общества, т.е. до его государственной регистрации, его учредители,
объединенные общей целью, действуют, вступая в определенные отношения с различными
юридическими и физическими лицами, исключительно от своего имени. Поэтому,
согласно пункту 3 статьи 10 Закона, они несут солидарную ответственность по
обязательствам, связанным с созданием общества и возникающим до государственной
регистрации данного общества.
Общество после государственной регистрации может взять на себя ответственность
по обязательствам его учредителей, но только при условии последующего одобрения
их действий общим собранием акционеров. Отметим, что солидарная ответственность
учредителей возникает после заключения между ними письменного договора о создании
общества в соответствии с требованием пункта 5 статьи 9.
Такой договор определяет порядок осуществления учредителями совместной
деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории
и типа акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их
оплаты, права и обязанности учредителей по создании общества. Важно отметить,
что договор не является учредительным документом общества.
При необходимости учредители вправе включить в договор и другие условия,
не противоречащие законодательству, например распределить между учредителями
обязанности по созданию общества. Нелишним будет установление имущественной
ответственности учредителей за невыполнение принятых на себя по договору обязательств:
опоздание с покрытием расходов по созданию общества, оплатой акций, нанесение
своими действиями или бездействием убытков другим учредителям.
В целом же отношения между учредителями можно рассматривать как отношения
товарищей в простом товариществе, создаваемом и действующим согласно статьям
1014 - 1054 ГК РФ. По договору простого товарищества (договору о совместной
деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои
вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения
прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Поэтому учредителям общества может быть полезно использовать содержащиеся
в указанных выше статьях ГК РФ нормы, регламентирующие права и обязанности
товарищей, характер их взаимоотношений с другими лицами и т.д., включив их
в договор о создании общества. Вместе с тем необходимо помнить о том, что
договор о создании общества должен отвечать требованиям, содержащимся в главах
27 - 29 ГК РФ.
Во исполнение заключенного между учредителями общества договора они проводят
подготовительную работу: разрабатывают необходимую для регистрации общества
документацию, в том числе его учредительный документ - устав общества, арендуют
помещения, ведут рекламную кампанию и т.д., создают материальную базу общества,
предоставляя для этого необходимые средства, имеющие строго целевое назначение.
Часть этих средств, израсходованная на приобретение различного рода имущества,
в дальнейшем может быть учтена в качестве вклада в капитал общества, однако
только по решению учредительного собрания. Одновременно учредители делают
каждый свой вклад в уставный капитал будущего общества, оплачивая приобретаемые
ими акции, в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона, и исходя из того,
что не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации
общества.
После этого созывается само учредительное собрание, перед которым стоят
три задачи.
1. Принять решение об учреждении общества. В случае учреждения общества
одним лицом, юридическим или физическим, решение принимается им единолично
(п.1 ст.9).
2. Утвердить состав общества - его учредительный документ (п.2 ст.9).
3. Избрать органы управления общества (п.2 ст.9).
Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования
учредителей и принятые ими решения по этим трем вопросам - учреждения общества,
утверждения его устава, избрания органов управления общества, - рассматриваемым
учредительным собранием именно в указанной выше последовательности.
Согласно пункту 3 статьи 9, решение об учреждении общества, утверждении
его устава, а также утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей
или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых каждым
учредителем в качестве оплаты за акции общества, принимается учредителями
единогласно. В то же время избрание органов управления общества, согласно
пункту 4 статьи 9, осуществляется тремя четвертями голосов учредителей общества,
которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
Что касается создания акционерных обществ с участием иностранных инвесторов,
то оно осуществляется, согласно пункту 6 статьи 9 Закона, в соответствии с
федеральными законами РФ об иностранных инвестициях. Иностранные юридические
и физические лица вправе принять участие в создании акционерных обществ в
соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации"11, а также Постановлением Правительства РФ от 28 ноября
1991 г. "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями".

2. Устав общества

Значение устава для общества, общие условия его действия, а также содержание
регламентируются статьей 11 Закона. Устав является учредительным документом
общества, он проходит государственную регистрацию, после чего вступает в силу.
Его требования обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Устав общества должен содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- место нахождения общества;
- тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальную стоимость, категорию (обыкновенные, привилегированные)
акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);
- размер уставного капитала общества;
- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия
ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе
перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления общества
квалифицированным большинством или единогласно;
- сведения о филиалах и представительствах общества;
- иные положения, предусмотренные Законом об акционерных обществах.
Перечень этих сведений и определяет назначение устава. Он должен давать
полное представление об обществе как субъекте гражданского оборота и в этом
своем качестве должен быть открытым документом. Согласно пункту 4 статьи 11,
по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество
обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с его уставом,
включая изменения и дополнения к нему. Что же касается акционера, то по его
требованию общество обязано предоставить ему копию действующего устава общества.
Плата, взимаемая обществом за предоставление копии, не может превышать затрат
на ее изготовление.
Назначение устава заключается также в том, что он фиксирует права своих
акционеров, определяет структуру органов управления общества, их компетенцию.
При разработке устава как для создания общества, так и в дальнейшем - при
принятии его в новой редакции или внесении в него дополнений и изменений следует
руководствоваться нормами, приведенными в соответствующих статьях Закона.
Здесь же следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что приведенный
выше перечень содержащихся в уставе сведений не является исчерпывающим. В
частности, согласно пункту 3 статьи 11, уставом общества могут быть установлены
ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной
номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых
одному акционеру.
Кроме того, сказано, что устав общества может содержать другие положения,
не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
Эту фразу не следует понимать таким образом, что хотя бы частично можно не
включать в устав сведения, приведенные в статье 11. Все они должны быть учтены
при разработке устава, а другие положения могут быть включены помимо того.
Как свидетельствует опыт авторов настоящей работы, подготовка устава
акционерного общества, и особенно его согласование с многочисленными учредителями,
тем более его регистрация, дело очень сложное и хлопотное.
Сложное потому, что, например, права акционеров в уставе следовало бы
по требованию учредителей изложить полностью, как они приведены в Законе.
Учредители хотят знать права акционеров, обращаясь непосредственно к уставу,
который всегда под рукой. К тому же устав - это рабочий документ для членов
органов управления общества, многих его технических работников, организаторов
проведения общего собрания акционеров и т.д., желающих иметь подробное руководство
для своей практической деятельности.
Поэтому велика опасность, что устав станет многостраничным фолиантом,
что представляет большое неудобство, затрудняет его применение, хотя многими
содержащимися в нем сведениями придется пользоваться от случая к случаю, а
возможно, эти сведения никому не будут нужны вообще. К тому же не следует
забывать о том, что чем больше сведений приводится в уставе, чем они подробнее,
тем вероятнее искажение положений Закона, иных правовых актов, включаемых
в устав, последствия чего для общества, его руководителей предугадать нетрудно.
В этой связи заметим, что для разработки устава желательно привлекать
соответствующих специалистов. Однако к их отбору следует подходить крайне
осторожно. Практически во всех крупных и средних городах в настоящее время
действует много фирм и фирмочек, профессиональная деятельность которых заключается
в разработке учредительных документов различных коммерческих организаций.
Они же берут на себя их регистрацию в местных органах регистрации юридических
лиц.
К сожалению об этом свидетельствует многочисленная практика, часто такие
фирмы относятся к разработке учреждений документов для своих клиентов формально,
действуют на низком профессиональном уровне. Их деятельность по разработке,
в частности, уставов акционерных обществ ограничивается тем, что они помещают
в уставы лаконичные и отрывочные фрагменты Закона об акционерных обществах,
не раскрывая при этом все многообразие взаимозависимости органов управления
общества, их компетенцию, права акционеров и т.д.
В результате в действующем на основе такого устава обществе начинают
возникать конфликты между советом директоров (наблюдательным советом) и генеральным
директором общества, полномочия которых не отражены в уставе достаточно четко,
проявляются многочисленные злоупотребления служебным положением со стороны
руководящих работников, нарушаются права акционеров, наблюдаются и другие
нарушения законов, иногда носящие криминальный характер.
Безусловно, в этой связи возникает вопрос: почему же такие уставы, непригодные
для практического применения, проходят регистрацию? В каждом отдельно взятом
случае причины могут быть самые различные: некомпетентность служащих, нехватка
времени при большом количестве работы - вникнуть должным образом в документы,
представленные на регистрацию возможно также, что в данном случае присутствует
личный интерес. Возможны и иные причины формального подхода к столь важному
и ответственному делу. Для учредителей акционерного общества все эти причины
в принципе не имеют значения. Для них важно разработать устав вновь создаваемого
общества в строгом соответствии с действующим законодательством. Тогда они
смогут спокойно работать, не опасаясь возникновения внутри общества и в его
взаимоотношениях с другими участниками хозяйственного оборота различного рода
конфликтов, заканчивающихся убыточными для общества судебными процессами,
привлечением работников к административной и уголовной ответственности, иными
неприятностями.
Именно поэтому необходимо относиться крайне осторожно к отбору организаций,
специалистов, привлекаемых к разработке учредительных документов общества,
приглашать только тех из них, которые доказали свою безупречную деловую репутацию.
Для того чтобы помочь читателям настоящей работы получить представление
об уставе акционерного общества, их вниманию предлагается разработанный авторами
макет устава открытого акционерного общества. Он прошел апробацию при разработке
уставов нескольких десятков акционерных обществ различных производственных
отраслей в ряде регионов страны. Закрытое общество может использовать этот
макет, внеся в него соответствующие изменения, связанные с особым порядком
размещения акций и правами акционеров в области их продажи.
Поэтому макет может быть использован при разработке уставов, принятии
уставов в новой редакции, внесении в них изменений и дополнений других акционерных
обществ. Авторы помещают макет устава в виде приложения к настоящей работе:
прежде чем переходить к его осмысливанию, целесообразно ознакомиться с содержанием
Закона об акционерных обществах. Впервые при учреждении общества устав учреждается
его учредителем. В дальнейшем по различным причинам может возникнуть необходимость
внесения в него определенных изменений и дополнений, принятия устава в новой
редакции, что относится уже к компетенции общего собрания акционеров (ст.12
Закона). При этом:
1. Внесение в устав общества изменений, связанных с уменьшением уставного
капитала общества, осуществляется на основании решения об уменьшении уставного
капитала, принятого общим собранием акционеров. Это означает, что первоначально
собрание принимает решение об уменьшении уставного капитала и только потом,
особым решением, вносит соответствующие изменения в устав.
2. Внесение в устав общества изменений, связанных с увеличением уставного
капитала, осуществляется также в два этапа на основе решения об увеличении
уставного капитала. Увеличение уставного капитала может осуществляться двумя
способами:
- путем увеличения номинальной стоимости акций;
- путем размещения дополнительных акций.
Решения об этом принимаются как общим собранием акционеров, так и советом
директоров (наблюдательным советом), если в соответствии с особым решением
общего собрания или уставом общества последнему принадлежит такое право. Мало
того, итоги дополнительного размещения акций должны быть сначала утверждены
советом директоров (наблюдательным советом), и только после этого собрание
вносит в устав соответствующее изменение.
3. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава
в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, принятого
большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций,
принимающих участие в общем собрании акционеров. Из этого правила есть исключения;
их два. При увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных
акций решение об этом принимается общим собранием акционеров простым большинством
голосов. Если же решение об увеличении уставного капитала путем дополнительного
размещения акций принимает совет директоров (наблюдательный совет) общества,
он должен это сделать единогласно.

3. Государственная регистрация общества

Создав общество, утвердив его устав и определив состав членов руководящих
органов, учредители, теперь уже в лице администрации общества, должны обратиться
в соответствующий государственный орган для его регистрации. При ее успешном
исходе завершается процесс создания акционерного общества, возникает новое
юридическое лицо.
Первым следствием возникновения юридического лица является переход уредителей
общества в другое качество - они становятся его акционерами. Общее собрание
акционеров, подводя итоги работы учредителей общества, вправе теперь принять
решение об одобрении их действий по созданию общества, приняв на себя тем
самым обязательства учредителей, возникшие в ходе подготовительной работы.
Согласно статье 13 Закона, акционерное общество подлежит государственной
регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических
лиц, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации
юридических лиц. Однако такой закон еще не принят. Поэтому регистрация акционерного
общества осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 Закона РФ "О
введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации":
принимается действующий порядок регистрации юридических лиц.
Порядок регистрации изложен в "Положении о порядке государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности", утвержденном Указом Президента
РФ от 8 июля 1994 г. 12 Государственная регистрация юридических лиц осуществляется
регистрационными палатами, а там, где их нет, - непосредственно органами государственной
(муниципальной) власти.
Для регистрации акционерного общества в соответствующий орган необходимо
представить заявление о регистрации учредителями (учредителем), утвержденный
учредительным собранием устав, учредительный договор о создании общества,
документы, подтверждающие оплату не менее чем 50% уставного капитала, а также
оплату государственной пошлины. Требования к документам, предъявляемым в орган
регистрации, установлены вышеуказанным Положением. Поэтому с этими документами
учредителям общества следует ознакомиться заранее.
Лицам, представляющим интересы общества при его регистрации, следует
также иметь в виду, что, согласно статье 13 Закона об акционерных обществах,
в орган регистрации должны быть представлены документы, подтверждающие права
собственности учредителей на имущество, вносимое на оплату приобретенных ими
акций, если общество создано с участием государства или муниципальных образований.
Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установленного законом
порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов
требованиям законодательства.
Отказ в государственной регистрации по иным мотивам является незаконным.
О решении отказа в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить
в трехдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации
может быть обжалован в судебном порядке. Государственная регистрация изменений
и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции, согласно
статье 14 Закона об акционерных обществах, осуществляется в том же порядке,
что и при создании общества. При этом, как было отмечено выше, изменения и
дополнения в устав общества или устав в новой редакции приобретают силу для
третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных
этим Законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную
регистрацию.
При этом следует учесть, что, согласно пункту 3 статьи 52 ГК РФ, юридические
лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений
с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Отсюда следует,
что одобренные общим собранием акционеров изменения и дополнения в устав общества
обязательны для общества хотя бы до момента, когда орган регистрации в силу
каких-либо причин откажет обществу в регистрации таких изменений.
Регистрация акционерных обществ с иностранными инвестициями регламентируется
Приказом Министерства экономики РФ от 7 февраля 1996 г. N 2 "О порядке регистрации
акционерных обществ с иностранными инвестициями". Тем же Приказом регламентирован
порядок государственной регистрации изменений и дополнений к учредительным
документам акционерных обществ с иностранными инвестициями.

4. Реорганизация общества

Как было показано выше, создание акционерного общества возможно двумя
способами: создание вновь и реорганизация общества в форме слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования (п.1 ст.57 ГК РФ и п.2 ст.15 Закона
об акционерных обществах). Добровольно общество может быть реорганизовано
в порядке, предусмотренном статьями 15 - 20 этого Закона. Другие основания
и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, в случаях, установленных законом,
реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его
состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных
государственных органов или по решению суда. Так, принудительная реорганизация
акционерного общества возможна в случаях, предусмотренных Законом РФ от 22
марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках"13.
Согласно этому Закону, возможно принудительное разделение акционерного
общества, впрочем, как иных хозяйственных субъектов, если оно, занимая доминирующее
положение на рынке товаров и услуг, осуществляет монополистическую деятельность
и его действия имеют следствием существенное ограничение конкуренции в данной
отрасли, регионе.
Общество признается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации
в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации общества путем присоединения к другому обществу первое из
них считается реорганизованным с момента внесения органом государственной
регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении
деятельности присоединенного общества (п. 3 ст.15 Закона).
Государственная регистрация вновь созданных в результате реорганизации
обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ
осуществляются согласно пункту 4 статьи 15 Закона в порядке, установленном
федеральными законами. Поскольку же, как это было отмечено выше, такие законы
еще не приняты, в указанных случаях следует руководствоваться "Положением
о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденным
Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.
Последствия реорганизации акционерного общества для его кредиторов могут
быть различными. При слиянии, присоединении или преобразовании общества субъектом
правопреемства является единое акционерное общество, к которому перешли все
права и обязанности реорганизованных обществ. В случае же разделения или выделения

<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>