<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

их права, формы контроля, санкции, налагаемые за соответствующие нарушения
обязательных государственных требований (уголовно-правовые, административно-правовые,
оперативные санкции и др.).
Правовой базой инспекционного контроля со стороны органа по сертификации
является соглашение между ним и заявителем о проведении обязательной сертификации
продукции. Одним из условий такого соглашения является право органа по сертификации
осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции
установленным требованиям (если это предусмотрено схемой сертификации). При
этом определяется способ контроля и размер оплаты, производимой заявителем.
В случае несоответствия продукции (услуг) упомянутым требованиям или
нарушения правил орган по сертификации вправе приостановить или отменить действие
выданных сертификатов или разрешения на применение знака соответствия. Никаких
имущественных либо иных санкций орган по сертификации налагать не вправе.
Правилами по проведению сертификации в РФ (п.4.7) установлено, что инспекционный
контроль за деятельностью центральных органов систем сертификации, органов
по сертификации и испытательных лабораторий организует Госстандарт и другие
государственные органы управления. Правовой основой этого вида инспекционного
контроля является акт их аккредитации (назначения). Поэтому в случае каких-либо
нарушений в деятельности указанных участников сертификации они могут быть
лишены своих полномочий.
В то же время за соблюдением органами по сертификации и испытательными
лабораториями Правил обязательной сертификации Госстандарт осуществляет государственный
контроль. В случае нарушения этих Правил указанные организации могут быть
подвергнуты штрафу в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей"
(ст.43).
Закон о сертификации определяет обязанности центрального органа системы
сертификации (ст.10), обязанности органа по сертификации (ст.11), обязанности
испытательной лаборатории (ст.12).
В июне 1998 года исполнилось 5 лет с момента введения в действие Закона
РФ "О сертификации продукции и услуг" (далее "Закон"). За прошедшее время
в Закон были внесены изменения непринципиального характера (о сертификате
пожарной безопасности и о рекламе продукции, подлежащей обязательной сертификации).
Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, вступившим в силу
со дня его официального опубликования - 7 августа 1998 года, в Закон внесены
существенные изменения и дополнения, отражающие опыт осуществления сертификации,
а также уточняющие некоторые вопросы, ранее изложенные в Законе недостаточно
четко.
В связи с ликвидацией Госстандарта России как самостоятельного государственного
органа и передачи всех его функций Министерству промышленности и торговли
РФ, предусмотрено в тексте Закона слова "Госстандарт России" заменить словами
"специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области
сертификации".
Это означает, что необходимо законодательное решение об органе, который
будет специально уполномочен выполнять соответствующие функции в области сертификации.
Изменениями предусмотрены и другие терминологические уточнения в названиях
различных органов по тексту Закона.
В статье 1 Закона изменена редакция понятия "сертификация".
Вместо деятельности по подтверждению соответствия продукции (услуг) установленным
требованиям, сертификация определяется как процедура подтверждения соответствия.
Понятие дополнено также указаниями, что эта процедура осуществляется организацией,
независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя, а соответствие
должно быть удостоверено в письменной форме.
Представляется, что новое понятие сертификации нельзя признать удачным.
Более того, казалось бы невинная замена слова "деятельность" на слово "процедура"
ставит ряд вопросов, ответы на которые могут иметь серьезные последствия.
Если сертификация является всего лишь процедурой, т.е. неким технологическим
регламентом, посредством которого независимая организация (орган по сертификации)
подтверждает соответствие продукции установленным требованиям, то возникает
вопрос: нужен ли Федеральный закон для утверждения этой процедуры. Ответ очевиден.
Определение процедуры - это в принципе компетенция не законодательного органа
и не Правительства РФ, а федерального органа исполнительной власти. Эта процедура
до последнего времени успешно определялась Госстандартом России и другими
органами путем принятия правил сертификации различных объектов. Согласно новому
определению, единственным участником сертификации является орган по сертификации.
Однако Законом и другими законодательными актами предусмотрены определенные
полномочия в этой области законодательного органа, Правительства РФ и федеральных
органов исполнительной власти отнюдь не в области процедурных вопросов.
Сохранение полномочий указанных органов в Законе неизбежно приводит к
выводу о том, что сертификация это все-таки специальная область деятельности
государственных органов, включающая и определение ими процедуры подтверждения
соответствия продукции установленным требованиям.
Очевидно, необходимо вернуться к прежнему понятию сертификации, уточнив
его в соответствии с целями сертификации, провозглашенными в Законе.
Часть изменений перенесена в Закон из различных подзаконных актов (в
основном принятых Госстандартом России), поскольку затронутые ими вопросы
требуют законодательного регулирования.
Так, например, п.1 ст.7 Закона дополнен абзацем, согласно которому действие
сертификата и знака соответствия при обязательной сертификации распространяется
на всю территорию РФ. Это дополнение подчеркивает федеральный характер обязательной
сертификации, что означает исключение вопросов сертификации из компетенции
субъектов Российской Федерации. Это важно подчеркнуть, поскольку из-за имеющихся
недостатков в работе по сертификации в некоторых субъектах Российской Федерации
стали вводиться региональные системы якобы добровольной сертификации, нарушающие
необходимое единство правового регулирования.
В связи с упомянутым дополнением возникает вопрос о действии в пространстве
сертификатов и знаков соответствия добровольной сертификации, который законодательством
не урегулирован.
Представляется, что как и при обязательной сертификации, действие сертификата,
выданного при добровольной сертификации, распространяется на всю территорию
РФ, независимо от того, на территории какого субъекта РФ находится орган по
сертификации, выдавший сертификат. Такой вывод вытекает и подтверждается ст.8
Конституции Российской Федерации, гарантирующей единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров и услуг.
Статья 7 Закона дополнена также новым четвертым пунктом, устанавливающим
возможность подтверждения соответствия путем принятия изготовителем (продавцом,
исполнителем) декларации о соответствии.
Этот способ подтверждения не является совершенно новым для РФ. В частности,
эта форма при сертификации услуг предусмотрена Правилами сертификации работ
и услуг в РФ, утвержденными постановлением Госстандарта России от 5 августа
1997 года N 17 (регистрационный номер Минюста РФ 1502 от 3 апреля 1998 года).
О схемах обязательной сертификации продукции (работ и услуг) с использованием
декларации о соответствии упоминается в п.3.7. Положения о Системе сертификации
ГОСТ Р, утвержденного постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998
N 11 (регистрация Минюста от 29 апреля 1998 года N 1520).
Анализ нового пункта 4 Закона позволяет сделать следующие выводы.
Первая часть пункта фиксирует, что декларация о соответствии может быть
принята тремя субъектами: изготовителем, продавцом, исполнителем.
Исполнителями в законодательстве РФ, именуются лица, выполняющие работы
или оказывающие услуги.
В части второй пункта дается понятие декларации о соответствии - документ,
в котором те же три субъекта (в т.ч. исполнитель) удостоверяют, что поставляемая
(продаваемая) ими продукция соответствует установленным требованиям. Но слова
"поставляемая (продаваемая) продукция", написанные в законе, могут быть отнесены
только к такому объекту, который называется "товар" и является предметом договора
купли-продажи (поставки). Означает ли это, что декларация не может приниматься
при сертификации работ и услуг? Или это очередная неточность авторов? Остается
надеяться, что Правительство РФ, при утверждении перечней продукции, соответствие
которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, каким-то образом
разъяснить это противоречие.
Законом предусматривается, что декларация о соответствии, принятая в
порядке, установленном Правительством РФ, регистрируется в органе по сертификации
и имеет юридическую силу сертификата. Таким образом, регистрация в органе
по сертификации является необходимым условием приобретения декларацией статуса
документа, имеющего юридическую силу. В связи с этим чрезвычайно важно на
уровне Правительства РФ определить характер регистрации: является ли она учетной
процедурой, исключающей возможность отказа в регистрации, или регистрация
имеет разрешительный характер. В последнем случае должны быть четко оговорены
основания отказа в регистрации.
Предусмотренная изменениями новая редакция части второй статьи 8 Закона
имеет свою историю. Эта норма определяет требования к органам по сертификации
с точки зрения их организационно-правовой формы. Предыдущая редакция выглядела
так: допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации некоммерческих
организаций. Автор, комментируя Закон, неоднократно обращал внимание на то,
что эту норму следует рассматривать как разрешение некоммерческим организациям,
имеющим специальную, ограниченную правоспособность, заниматься коммерческой
деятельностью, каковой по-существу является сертификация. Коммерческим организациям
такое разрешение не требуется, поскольку они вправе заниматься любой, не запрещенной
законом деятельностью.
Однако авторы Закона о сертификации, имевшие благое желание исключить
из сертификации ее коммерческую составляющую, толковали часть вторую ст.8
как право заниматься сертификацией исключительно некоммерческим организациям.
В соответствующих документах Госстандарта России эта мысль выражалась
в разное время по-разному, начиная с прямого запрета аккредитовать коммерческие
организации в качестве органов по сертификации до умолчания и, наконец, до
завуалированного признания права любых организаций заниматься сертификацией.
Но тут в дело вмешался Государственный антимонопольный комитет, который
добился судебного решения, обязывающего Госстандарт России ликвидировать аккредитацию
органов по сертификации, являющихся коммерческими организациями.
Новая редакция части второй ст.8 Закона однозначно устанавливает, что
органами по сертификации могут быть организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами,
исполнителями) сертифицируемой ими продукции (услуг) и не зависят как-либо
от указанных лиц.
Ряд изменений касается прав и обязанностей участников сертификации.
Так, из статьи 9 Закона исключено право федеральных органов исполнительной
власти выдавать сертификаты и лицензии на применение знака соответствия, что
является прерогативой органов по сертификации, согласно ст.11 Закона. Эта
статья дополнена обязанностями органов по сертификации, которые они фактически
выполняли и ранее, в соответствии с документами Госстандарта России: идентифицировать
продукцию, представленную на сертификацию и осуществлять инспекционный контроль
за сертифицированной продукцией.
Ст.13 Закона дополнена указанием, что изготовители (продавцы, исполнители)
вправе реализовать продукцию, в том числе и услуги, подлежащие обязательной
сертификации, не только при наличии сертификата, но и декларации о соответствии.
В сопроводительной технической документации необходимо указывать сведения
о декларации (очевидно, - кем принята, в каком органе по сертификации и когда
зарегистрирована, регистрационный номер).
Перечисленные ранее в ст.13 случаи, когда изготовитель (продавец, исполнитель)
обязан приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции
(услуг), изложены в новой редакции.
Такими основаниями являются:
- несоответствие продукции требованиям нормативных документов, по которым
она была сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии
- истечение срока действия сертификата, декларации о соответствии или
срока годности, службы продукции
- действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по
сертификации
Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы о содержании декларации.
В ней должны быть указаны нормативные документы, которым соответствует декларируемая
продукция (государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные
нормы и правила и другие документы, которыми устанавливаются обязательные
требования к качеству продукции (услуг)). Декларация должна также содержать
срок ее действия. Порядок определения этого срока, очевидно, должен быть установлен
Правительством РФ.
Из сказанного следует, что в случае несоответствия продукции декларируемым
обязательным требованиям по безопасности, должна быть установлена ответственность,
аналогичная ответственности за нарушение требований ГОСТов.
Изменениями уточнены статьи 17 и 18 Закона, определяющие основы добровольной
сертификации, в плане использования терминов и понятий, употребляемых в других
нормах Закона. Новой редакцией ст.17 предусмотрено, что заявителями при добровольной
сертификации являются не отвлеченные юридические лица и граждане, а изготовители,
продавцы товаров и исполнители работ и услуг. Установлены требования, по которым
проводится добровольная сертификация: это требования стандартов, технических
условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Как видно из приведенного перечня, речь идет о требованиях, установленных
в документах, утвержденных изготовителями товаров или исполнителями работ
и услуг. Такой подход к требованиям, по которым проводится сертификация, соответствует
принципу нормирования требований к качеству продукции (работ, услуг), предусмотренному
Законом РФ "О стандартизации": установление общеобязательных требований в
государственных стандартах (и проведение по ним обязательной сертификации)
и установление иных требований в документа изготовителя или исполнителя (и
проведение по ним добровольной сертификации).
Новой редакцией ст.18 Закона более четко отражена взаимосвязь между системой
добровольной сертификации и органами по добровольной сертификации. Как и при
обязательной сертификации, орган по сертификации добровольной должен входить
в соответствующую систему. Система добровольной сертификации может быть образована
любым юридическим лицом, независимо от его организационно-правовой формы.
Система и знак соответствия должны быть зарегистрированы в специально уполномоченном
федеральном органе исполнительной власти в области сертификации, в порядке,
установленном этим федеральным органом.
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает
правила проведения работ в системе, порядок их оплаты и определяет участников
системы.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее
систему, а также другое юридическое лицо, получившее этот статус на условиях
договора с лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации: осуществляет сертификацию, выдает
сертификаты, предоставляет заявителю право на применение знака соответствия
на условиях договора с ним.
В системе обязательной сертификации также может проводиться добровольная
сертификация, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации
и при наличии зарегистрированного в этой системе знака соответствия добровольной
сертификации.
По своей юридической природе договор создателя системы добровольной сертификации
с юридическим лицом, взявшим на себя функции органа по сертификации, может
рассматриваться как разновидность договора коммерческой концессии, регулируемого
гл. 54 ГК РФ.
Договор о предоставлении заявителю права на применение знака соответствия
является разновидностью лицензионного договора о передаче права пользования
знаком индивидуализации оказываемых услуг по добровольной сертификации. Вопросы,
связанные с применением знака соответствия регулируются Законом РФ "О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от
23 сентября 1992 года N 3520-1.
Договор о проведении добровольной сертификации между заявителем и органом
по сертификации также, как и договор о проведении обязательной сертификации,
по своей природе является договором об оказании возмездных услуг (гл.39 ГК
РФ).
В заключение необходимо обратить внимание на то, что действующие подзаконные
акты в области сертификации могут применяться в той части, в которой они не
противоречат внесенным в Закон изменениям и дополнениям.
Правила обязательной и добровольной сертификации туристских услуг и услуг
гостиниц утверждены в Системе сертификации ГОСТ Р, возглавляемой Госстандартом
России (Постановление Госстандарта от 14.10.94 N 18). Как указано в Правилах,
они разработаны на основе Правил по проведению сертификации в Российской Федерации
(Постановление Госстандарта от 16.02.94 N 3) и других основополагающих документов
Системы сертификации ГОСТ Р.
Правила сертификации туристских услуг устанавливают общие правила, организационную
структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации.
По существу этот документ является системообразующим специальной системы в
рамках Системы сертификации ГОСТ Р. Сразу следует сказать, что Правила должны
быть приведены в соответствие с комментируемым Законом, документами Госстандарта
(Системы ГОСТ Р), принятыми после введения Правил в действие (1 января 1995
г.).
Это касается прежде всего применяемых терминов, хотя большинство из них
достаточно точно по существу отражают содержание и смысл соответствующих понятий.
Следует отметить, что хотя в Правилах употребляется понятие "туристский продукт",
но его содержание не раскрывается. Очевидно, что в этом не было необходимости,
поскольку авторы Правил под "продуктом" понимают тур, а не право на него,
как это записано в Законе.
Обращает на себя внимание существенное отличие объектов сертификации
в Правилах и в Законе. Закон, было сказано выше, относит к объектам сертификации
лишь комплекс услуг. Правила считают объектами сертификации предприятия, оказывающие
услуги, и исполнителей услуг (разница между ними не совсем ясна), процессы
оказания услуг, системы качества.
Центральным органом Системы сертификации является Управление по лицензированию
и сертификации Государственного комитета РФ по физкультуре и туризму. Центральный
орган осуществляет всестороннее руководство Системой. Его функции изложены
в Правилах.
В Правилах определены применяемые схемы сертификации, отражающие специфику
тех или иных объектов сертификации, подробно описан порядок проведения работ,
применения знака соответствия, инспекционного контроля за соответствием сертифицированной
услуги установленным требованиям, по которым она была сертифицирована, приостановления
действия и аннулирования сертификата соответствия, порядок обжалования заявителем
решений органов Системы и оплаты работ.
К несомненным достоинствам Правил следует отнести прилагаемый к ним Перечень
сертифицируемых услуг и нормативных документов, на соответствие которым услуги
должны сертифицироваться.
При пересмотре Правил обязательной и добровольной сертификации туристских
услуг кроме упомянутых изменений в законе о сертификации, необходимо учитывать
положения двух новых документов, принятых Госстандартом России (которые также
должны быть приведены в соответствии с изменениями в Законе). Имеются в виду
упомянутые Положение о Системе сертификации ГОСТ Р и Правила сертификации
работ и услуг в РФ, утвержденные постановлением Госстандарта России от 5 августа
1997 года N 17 (регистрация Минюста РФ от 3 апреля 1998 года N1502).

Комментарий к статье 6 Закона

1. Изложение в Законе прав туриста начинается с указания стадий услуги,
когда эти права начинают действовать: это не только стадия ее исполнения (во
время путешествия, включая транзит), но и стадия подготовки к ней. Под подготовкой
к путешествию следует понимать намерение туриста заказать услугу, высказанное
конкретной турорганизации, что делает туриста потребителем согласно определению
этого понятия в Законе РФ "О защите прав потребителей".
Ответственность за обеспечение всех прав туриста несет организация, с
которой турист намерен заключить или заключил договор.
Закон прежде всего излагает специфические права туриста, связанные с
информированием его об особенностях совершения путешествия, а также некоторые
общие права туриста как потребителя.
Следует иметь в виду, что в этом качестве турист, в соответствии с Законом
РФ "О защите прав потребителей", обладает следующими правами: на доброкачественность
услуги (ст.4), на безопасность услуги (ст.7), на информацию об исполнителе
и о самой услуге (ст.8 - 10, 36), на предъявление определенных требований
к исполнителю услуг при нарушении условий договора (ст.27 - 31), на расторжение
договора (ст.32), на составление сметы (ст.33), на объединение в ассоциации,
союзы и другие общественные объединения (ст.45), на судебную защиту своих
прав (ст.17, 46).
2. Качество услуг регулируется в соответствии со ст.4 Закона РФ "О защите
прав потребителей". Согласно этой статье:
- исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору;
- при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан
оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно
используется;
- если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем
в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать
потребителю услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями;
- если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству услуги,
исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
В новой редакции ст.4 Закона "О защите прав потребителей" произошли дальнейшие
существенные изменения критериев качества товара (работы, услуги).
Содержание ст.4 практически полностью (почти текстуально) соответствует
ст.469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли-продажи.
Однако статья 4 Закона "О защите прав потребителей" регулирует качество не
только товаров, но также работ и услуг.
Такое механическое перенесение критериев качества товаров на регулирование
качества услуг в Законе "О защите прав потребителей" ничем не оправдано, тем
более что в ГК впервые оказание услуг регулируется самостоятельно.
В соответствии со ст.783 ГК к договору о возмездном оказании услуг (в
том числе туристских) применяются общие положения о подряде и положения о
бытовом подряде, если это не противоречит специальным статьям о договоре возмездного
оказания услуг, а также особенностям предмета договора.
Таким образом, качество туруслуг дожно определяться по критериям, установленным
ст.721 ГК: условия договора; при отсутствии или неполноте условий договора
о качестве - требования, обычно предъявляемые к туруслугам соответствующего
рода; обязательные требования стандартов.
Нетрудно заметить, что критерии качества товаров (ст.469 ГК) и услуг
(ст.721 ГК) совпадают, за исключением критерия обычных требований к качеству.
В ст.721 ГК он сохранен (для работ и услуг), а в ст.469 ГК (для товаров) и
в ст.4 (п.2) Закона "О защите прав потребителей" (для товаров, работ и услуг)
заменен целями использования.
Представляется, что такая подмена критериев качества является не обоснованной
по существу, а также в связи с определением в Законе "О защите прав потребителей"
понятия "недостаток" товара, работ, услуги как "несоответствия стандарту,
условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к их качеству".
Совершенно очевидно, что критерии качества и недостатка должны быть тождественны.
Подмена требований к качеству определенных товаров, работ, услуг целями их
использования нарушает этот принцип.
В первоначальной редакции ст.4 критерий обычных требований к качеству
имел самостоятельное значение и использовался независимо от наличия или отсутствия
условия о качестве в договоре. Такое правило является не только целесообразным,
но и объективно необходимым, поскольку ни в договоре, ни в стандартах не оговариваются
все без исключения требования, в частности те, которые являются очевидными,
обычными. В случае спора о качестве они могут и должны учитываться в любом
случае.
Изложение п.2 ст.4 в части целей дословно заимствовано из последней фразы
п.1 ст.76 Основ гражданского законодательства. Однако этой фразе предшествовало
указание, что продавец обязан передать покупателю имущество обычного качества,
соответствующее его конкретному назначению, указанному в договоре или известному
продавцу. И лишь в том случае, если продавец не должен был знать о конкретном
назначении продаваемого имущества, оно должно быть пригодно для целей, для
которых имущество такого рода обычно используется.
Представляется, что формулировка понятия "недостаток" является правильной
и при определении наличия или отсутствия недостатков следует исходить из несоответствия
товара (услуги) обычно предъявляемым требованиям к его качеству. "Целевой
признак" в лучшем случае может использоваться в качестве дополнительного критерия
качества, подобно тому как это предусмотрено в Основах гражданского законодательства.
Именно такая конструкция статьи о качестве работы использована в ГК (ст.721).
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что туруслуга должна соответствовать
обычным требованиям к ее качеству, исходя из определения обычая в ст.5 ГК
как широко применяемого в предпринимательской деятельности правила поведения,
не предусмотренного законодательством. Нарушением обычно предъявляемых требований
является, например, отсутствие в номере отеля кондиционера в стране с жарким
климатом, явно низкая квалификация гида-переводчика, другого персонала, что
сказывается на качестве обслуживания.
Третьим, и последним, критерием качества в ст.4 Закона "О защите прав
потребителей" указано соответствие обязательным требованиям стандарта к качеству
услуги, если стандартом такие требования предусмотрены.
Таким образом, этот критерий качества применяется как бы под отлагательным
условием. Поскольку под обязательными требованиями имеются в виду прежде всего
требования к безопасности услуги, получается, что эти требования не будут
предъявляться ввиду их отсутствия. Но опасность услуги при этом, разумеется,
не исчезает. С целью недопущения такого положения в первоначальной редакции
Закона "О защите прав потребителей" была предусмотрена обязанность соответствующих
органов государственного управления незамедлительно обеспечить разработку
и введение в действие таких требований, а при необходимости (например, в связи
с задержкой разработки требований) приостановить оказание услуг исполнителем.
В новой редакции Закона аналогичная норма отсутствует.
Изъятие из новой редакции Закона "О защите прав потребителей" упомянутой
нормы создало определенные проблемы с разработкой обязательных требований
к качеству товаров (работ, услуг).
Закон "О защите прав потребителей" не раскрывает содержания понятия "обязательные
требования к качеству услуг". Общий перечень обязательных требований к продукции
(работам, услугам) установлен п.2 ст.7 Закона РФ "О стандартизации". В этот
перечень входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для
обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества людей, для обеспечения технической и информационной совместимости,
взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.
Очевидно, что под понятие обязательных требований к качеству услуг из
приведенного перечня подпадают лишь требования по обеспечению их безопасности
для упомянутых объектов, установленные государственными стандартами. Требования
по безопасности, имеющие общеобязательный характер, в других категориях стандартов
(отраслевых, заводских и др.) устанавливаться не должны.
Из критериев качества в новой редакции Закона "О защите прав потребителей"
исключена информация о товаре (работе, услуге). В то же время сохранены обязательные
требования к информации о товаре (работе, услуге), которая, помимо чисто информационных
данных, должна содержать показатели качества товара (работы, услуги): основные
потребительские свойства и другие сведения, предусмотренные п.2 ст.10 Закона.
Кроме того, этим Законом установлена ответственность за предоставление ненадлежащей
информации. Поэтому невозможно предположить, что отсутствие в ст.4 Закона
критерия информации о качестве товара (работы, услуги) является основанием
для признания товара (услуги), не соответствующего информации о нем, доброкачественным.

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 180)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>